«Художественный анализ драмы Шиллера «Коварство и любовь. Идейно-художественный анализ драмы Шиллера «Коварство и любовь Актуальные проблемы науки и образования

Мещанская драма - так характеризуется пьеса из пяти актов Ф. Шиллера, написанная в конце XVIII века, «Коварство и любовь». Краткое содержание будет рассмотрено ниже.

Действие первое

Утро в доме музыканта Миллера. Он с женой обсуждает увлечение дочери благородным юношей и не видит ничего хорошего, что бы могло выйти из этого чувства. Миллер с присущим бюргерам здравомыслием считает, что его прелестная и любимая дочка будет только опозорена.

Так начинается пьеса «Коварство и любовь», краткое содержание которой мы начали излагать. Жена же возражает и мечтает, что, если они соединятся, это будет счастливый брак. Возможности такого союза отец Луизы не видит. К ним приходит господин средних лет Вурс, который уже давно просил руки юной красавицы. Отцу он откровенно не нравится, и герр Миллер сообщает, что принуждать дочь к браку он не намерен. Это должен быть ее свободный выбор.

Вурс и внутренне (это покажет дальнейшее развитие событий) «чернильная душа», как характеризует его Миллер, и внешне страшен: у него безобразно рыжие волосы, мышиные глазки воровато бегают, подборок уродливо выпирает вперед. встречается, когда утром с визитом прилетает нетерпеливый Фердинанд.

Из их диалога ясно, что они нежно и чисто любят, но Луиза видит препятствие к их союзу в виде отца Фердинанда, занимающего очень высокое положение, сам же юноша готов свернуть горы и преодолеть все, что может его разлучить с Луизой. Он уезжает домой. Вурс, секретарь отца Фердинанда, рассказал отцу о нежных чувствах его сына. Президент насмешливо отнесся к этому и готов принять бастарда, если сынок порезвится с девушкой, но женитьба - это совсем другое.

Происходит неприятный разговор, во время которого отец сообщает, что нашел сыну невесту. Это уже объявлено всему городу, и дело решенное. Фердинанду остается только сделать формальное предложение. Кто это? Это любовница герцога - леди Мильфорд. Не хочет любовницу, вот пред ним другая безупречная красавица-невеста - графиня фон Остгейм. Так выбирай, строптивый сын. Других вариантов нет и не будет.

Между влюбленными стоят сословные предрассудки в пьесе «Коварство и любовь». Краткое содержаниепервого действия их сразу нам показывает. Фердинанд собирается поехать к миледи и высказать ей все, что думает.

Действие второе

Леди Мильфорд, молодая, прекрасная, осыпанная благодеяниями и подарками герцога, тяжко страдает.

Она, герцогиня по рождению, в 14 лет бежала с няней из Англии, где казнили ее отца. Богатое и знатное дитя собиралось свести счеты с жизнью. В этот момент ее заметил герцог и забрал к себе. Теперь у леди Мильфорд есть все, кроме любви и самоуважения. Она давно любит майора Фердинанда, который входит в ее дом и, узнав о ее предыдущей жизни, раскаивается, перестает оскорблять, но сообщает, что любит и любим. Это продолжение драматической истории «Коварство и любовь». Краткое содержание теперь перенесет нас в дом музыканта Миллера.

Туда врывается отец Фердинанда вместе с полицейскими. Он угрожает, что бросит самого Миллера в тюрьму, а мать и дочь прикует к позорному столбу: для продажной девки там самое место. Так все более напряженно развивает действие Шиллер.«Коварство и любовь», краткое содержание пьесы, которое мы излагаем, ставит по разные стороны отца и сына.

Он, находясь в доме Миллера, пригрозил отцу, что расскажет всем, благодаря каким темным делишкам тот получил должность президента. Фердинанд уходит, отец, забыв о Миллерах, бросается вслед за сыном. Но это еще не конец, а только середина пьесы, которую создал Шиллер, «Коварство и любовь». Краткое содержание и действие в самом произведении стремительно развивается.

Действие третье

Фердинанд предлагает Луизе бежать вместе с ним. Девушка отказывается, и майор упрекает ее в недостаточной любви к нему. На этом они расстаются. Отец Фердинанда сажает в тюрьму отца Луизы, а мать отправляет в работный дом. Спасти их может только девушка, написав любовную записку, из которой явствует, что она не любит майора.

Она на все согласна, чтобы спасти родителей, и под диктовку Вурса пишет подставному любовнику гофмаршалу фон Кальбу. Коварство властвует над любовью, как это показывает Фридрих Шиллер («Коварство и любовь»). Краткое содержание пьесы, которую мы рассматриваем, нам являет благородство одних натур и гнусность других.

Действие четвертое

Фердинанду подбросили любовную записку Луизы, и для начала он хочет убить трусливого фон Кальба на дуэли. Тем временем леди Мильфорд пригласила Луизу к себе в дом. Она оскорбляет девушку, выражая желание сделать ее своей горничной. Луиза благородно и сдержанно отказывается и с горьким достоинством объясняет миледи, что если совершится брак между нею и майором, то она лишит себя жизни. С этими словами Луиза уходит от потрясенной леди Мильфорд.

Любовь - одна из главных движущих сил трагедии, которую создал Шиллер. «Коварство и любовь», содержание пьесы, которою мы продолжаем читать, говорит о том, что, отдавая возлюбленного, истинная любовь поднимается над самолюбием ради счастья дорогого человека. После разговора с Луизой с глаз миледи спадает пелена, и она, раздав имущество, отбывает в Англию, чтобы смыть позор связи с герцогом в нищете.

Действие пятое

Луиза доведена до отчаяния и хочет покончить с собой. Появляется измученный ревностью Фердинанд.

Он предъявляет Луизе злополучное письмо. Она не отказывается, что оно написано ею. Фердинанд наливает в бокалы лимонад, колеблясь, подсыпает яд, выпивает его и дает испить Луизе. Теперь они оба обречены: Фердинанд не скрывает от Луизы, что они умрут оба.

Девушка признается, что письмо она написала под диктовку, и все в нем - ложь. Прибывает отец Фердинанда, его неизменный советник Вурс, и оба видят дела своих рук: бездыханную Луизу и умирающего Фердинанда, который перед смертью прощает отца. Двумя смертями заканчивается пьеса «Коварство и любовь», краткое содержание по главам которой мы рассмотрели.

Краткий анализ драмы

На примере маленького герцогства было показано, какое количество грязи, интриг, аморальности и преступлений существует на свете. Две благородные души - Фердинанд и Луиза, которые любят друг друга вопреки всем условностям и желают соединиться навеки, погублены. Их чистая любовь вознеслась вместе с ними на небеса. Смерть - неизбежный спутник любви во всей западноевропейской литературе.

Коварство и любовь:

5 известных драм Фридриха Шиллера

Фридрих Шиллер вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности

ИВАН ЮРЧЕНКО

10 ноября 1759 года родился немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург Фридрих Шиллер. Место рождения знаменитого литератора – город Марабах-на-Неккаре. Отец Шиллера был полковым фельдшером, а, когда Фридриху исполнилось 5 лет, был назначен вербовщиком рекрутов. Семья переселилась в Лорх, где Шиллер и получил начальное образование у местного пастора. Учился будущий литератор три года, осваивая чтение, письмо на немецком и латыни. В 1766 году семья вновь переехала, на этот раз в Людвигсбург. В этом городе Шиллер пошел в латинскую школу. Пять дней в неделю юноша занимался латынью, и в старшим классах, во время изучения творчества Овидия, Горация и Вергилия, интерес Шиллера к занятиям существенно вырос.

По окончании обучения Фридрих был отдан в военную академию и зачислен на бюргерское отделение юридического факультета. Однако с юриспруденцией у молодого человека не заладилось, и в 1776 году Шиллер перешел на медицинский факультет. В этот период он слушает курс лекций по философии известного профессора Абеля и решает посвятить себя поэзии.

Шиллер увлекся творчеством Фридриха Клопштока, а также поэтов движения "Бури и натиска" и сам начал писать стихи. В 1780 году Шиллер окончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача без присвоения офицерского звания. Через год он закончил работу над драмой "Разбойники", которую пришлось издать за свой счет – печатать пьесу не захотел ни один штутгартский издатель. Одновременно с "Разбойниками" Фридрих Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений "Антология на 1782 год". За самовольную отлучку в Мангейм (там состоялась премьера «Разбойников») Шиллера посадили на гауптвахту и запретили писать ему что-то другое, кроме медицинских сочинений.

После этого начинающий литератор сбежал из Штутгарта: под вымышленным именем он был вынужден поселиться в деревне под Мангеймом, где осенью 1782 года сделал первый набросок трагедии "Коварство и любовь". Пьеса была закончена в феврале 1783 года. Едва закончив одно произведение, Шиллер взялся за другое и сделал набросок исторической драмы "Дон Карлос". Через год уже признанный драматург вступил в "Курпфальцское Немецкое общество", что дало ему права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме.

Весной 1785 года Шиллер переехал в Лейпциг, а оттуда – в деревню под Дрезденом. Здесь закончен "Дон Карлос", начата новая пьеса "Мизантроп", дописаны "Философские письма". 21 августа 1787 года произошел знаковый для Шиллера приезд в Веймар: в этом городе, центре немецкой литературы, автор "Разбойников" знакомится с Виландом, Гердером и Гете. Примерно в этот период выходит первый том "Истории падения Нидерландов", который приносит автору славу выдающегося ученого-историка. В 1789 году Шиллер переехал в Йену, чтобы преподавать в университете. Вступительная лекция "Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают" прошла с огромным успехом, студенты устроили овацию.

В дальнейшем литератор также читал курс лекций по трагической поэзии и всемирной истории. Зимой 1791 года Шиллер заболел туберкулезом: теперь он уже не всегда мог работать в полную силу, однако болезнь не помешала ему закончить свое Самое значительное философское произведение – "Письма об эстетическом воспитании человека". Вскоре Шиллер пригласил выдающихся немецких писателей и мыслителей к сотрудничеству в новом журнале "Оры". Планы у него были далекоидущие – объединить лучших писателей Германии в литературное общество. В 1795 году Шиллер написал цикл стихов на философские темы: "Поэзия жизни", "Танец", "Разделение земли", "Гений", "Надежда".

Поэт говорит о гибели всего прекрасного в грязном, прозаическом мире. В 1799 поэт и драматург вернулся в Веймар, где вместе с Гете основал Веймарский театр. В это время он, наконец, пишет "Марию Стюарт", над сюжетом которой думал почти 20 лет. В последние годы жизни Шиллер подолгу болел, помимо туберкулеза, он страдал хроническим воспалением легких.

5 известных драматических произведений Фридриха Шиллера.

1. "Разбойники" (написана в 1781 году)

Это первая драма Шиллера. Пьеса вышла анонимно, и вскоре была поставлена в Мангейме, одной из лучших театральных трупп. На триумфально прошедшей премьере присутствовал и сам Шиллер. К тому времени имя автора произведения уже стояло на афише и не составляло ни для кого тайны. Пьесу предваряет латинский эпиграф "Против тиранов", и это сразу дает понять читателю, что пафос "Разбойников" направлен против тирании в любых проявлениях. Сюжет заимствован Шиллером из разных источников, главным из которых послужила повесть Шубарта "К истории человеческого сердца". В целом противопоставление двух братьев – внешне добропорядочного, на деле лицемерного и подлого, часто встречается в литературе XVIII века. Еще один важный мотив – тема "благородного разбойника" – отсылает к знаменитым балладам о Робин Гуде. Кроме того, мотив этот имеет и реальную подоплеку: в Германии в то время стихийно возникали банды разбойников. Главный герой драмы, Карл Моор, противопоставляет себя обществу, которое он не принимает из-за фальши, лицемерия, эгоизма и корысти, сначала носит лишь декларативный характер. После письма от брата Франца, где сообщается о проклятии отца, Карл становится атаманом разбойников, представляющих собой молодых людей, утративших надежду найти себе место в насквозь прогнившем обществе. Особенно характерна история дворянина Коссинского. Его бросили в темницу, чтобы некий князь смог овладеть его невестой. Сам Карл раздает награбленное беднякам. При этом разбойник беспощаден тем, кто сеет произвол: к княжескому фавориту, к священнику, скорбящем об упадке инквизиции, к торгующему должностями советнику. В конце пьесы Карл Моор убеждается, что насилие насилием не победить, а его товарищи пролили немало крови невинных, и сдается властям. Полная противоположность Карлу – его младший брат Франц. Его гложет зависть к Карлу – любимцу отца и наследнику графского титула. Убрав с дороги Карла, Франц торопит смерть старика-отца. На антитезе построена вся пьеса. Друг другу противопоставляются, например, два священника: коварный католический патер и благородный протестантский пастор. Контрастен и язык Шиллера: так, лирические и страстные монологи Карла Мора чередуются с грубой речью разбойников.

2. "Коварство и любовь" (написана в 1783 году)

В "мещанской трагедии" Шиллер снова обратился к злободневной тематике. Проблема деспотизма, всесилия фаворитов и бесправия рядового человека тесно переплетается с нравственной проблемой. В данном случае речь о барьерах, которое воздвигает сословное разделение между любящими. Любовь дворянина Фердинанда фон Вальтера к Луизе, дочери мещанина Миллера, немыслима с точки зрения сословного деления, кроме того, она мешает планам отца Фердинанда – президента, могущественного сановника. Он хочет женить сына на любовнице герцога леди Мильфорд. Интриги плетет секретарь президента Вурм (с немецкого его фамилия переводится "червяк"). Поставленная перед выбором – смерть или пожизненное заключение для отца – Луиза пишет любовное письмо ничтожному гофмаршалу. Это фальшивое любовное послание подбрасывают Фердинанду, чтобы доказать ему неверность Луизы. Но развязка оказывается трагичной, не такой, как хотел президент: Фердинанд и Луиза умирают. Мещане в пьесе являются носителями чести и нравственности, которые чужды президенту, гофмаршалу и другим сановникам. Собственно, высокая нравственность не позволяет Луизе нарушить данную Вурму клятву и рассказать правду Фердинанду.

3. "Дон Карлос" (написана в 1787 году)

"Дон Карлос" стал первой драмой Шиллера, написанной стихами. В пьесе рассказывается о борьбе народа Нидерландов против испанского ига, протестантов против католиков-угнетателей. На примере исторических событий Шиллер поднимает проблему свободы мысли. Само понятие свободы претерпевает трансформацию, предстает в некой "идеальной" плоскости. Сама революция в драме не показана, действие происходит при испанском дворе, а о событиях в Нидерландах читатель узнает из рассказов главного героя – маркиза Позы. Главным оружием борьбы за идеалы свободы становится слово: маркиз Поза пытается смягчить фанатичного короля Филиппа II, убеждает жестокого монарха дать свободу Нидерландам. Однако все усилия Позы разбиваются о козни герцога Альбы и королевского духовника, иезуита Доминго. Шиллер мастерски создает образ короля-тирана, одинокого и окруженного льстецами и интриганами. Они гасят вспыхнувший в Филиппе проблеск доверия в Позе, который идет на гибель, чтобы спасти сына короля дон Карлоса. Маркиз Поза – один из самых идеальных героев Шиллера. Это самоотверженный друг, отважный борец за идеалы свободы, который тем не менее признает, что его столетие «для идеалов не созрело».

4. "Мария Стюарт" (написана в 1801 году)

Эта шиллеровская пьеса примечательна тем, что к ней наиболее часто обращались в театрах. Мария и Елизавета Английская изображены не как носители политических и религиозных идей (католической реакции и передового протестантизма), а как нравственные антиподы. Елизавета – мудрая, но безнравственная правительница, заботится о благе государства, но одержима завистью и жаждой власти. Мария – страстная и грешная, искренняя в своих порывах, преступная и вершащая над собой суд. Она готова смириться перед неизбежной казнью, но не терпит унижения своего человеческого достоинства. Таким образом, Мария очищается через страдание и возвышается над торжествующей Елизаветой. Судьба Марии ясна с самого начала трагедии, и происходящее действие не может изменить ее участи.

5. "Вильгельм Телль" (написана в 1804 году)

В данной драме Шиллер обработал сюжет швейцарской хроники о герое народной легенды, стрелке Телле. В восстании швейцарцев против австрийского гнета борьба за свободу показана как общенародное дело. Каждый участник клятвы на Рютли (место, где три швейцарские коммуны поклялись о взаимопомощи и поддержке) одновременно и выразитель народного протеста, и индивид. Вильгельм Телль, который в начале пьесы предстает спокойным и сдержанным, вырастает затем в народного борца и мстителя жесткому наместнику из Австрии. Душевной перелом происходит у Телля под влиянием ужасающего требования наместника – выстрелить в яблоко на голове своего сына.

Сочинение


Ужасная то была картина - Германия 18 столетия. Герцогством Вюртембургским правил Карл, напыщенный властитель, который стремился превратить свою резиденцию на второй Версаль. Он выдавал себя за просвещенного монарха. По его инициативе была создана герцогская школа, в которую “имел честь” попасть юный Фридрих. Система обучения была направлена на воспитание зависимых, лишенных собственной мысли людей. Школу прозвали “плантацией рабов”. И, чтобы не заглушить в себе прекрасные порывы души, юноша начал искать утешение в литературе. Лессинг, Клингер, Виланд, Бюргер, Гете, Шуберт - вот имена, благодаря которым родился новый гений немецкой литературы.

Бесцветный мир глухой провинции, интриги и преступления, коварство и аморальность герцогского двора, ужасная бедность народа - вот обстановка, в которой разворачивается трагическая история любви двух благородных сердец - Луизы и Фердинанда. Отец Фердинанда мечтает укрепить свое положение, женив сына с фавориткой князя - леди Милорд. Вокруг чистого чувства любви сплетается грязный клубок интриги.

Любовь - это сила, которая правит миром. А как вы понимаете, что такое любовь? Или что значит любить человека? (Ответы учеников). Понятие любви истинной, святой, именно о такой любви говорит Библия (зачитывается первое послание апостола Павла к римлянинам: “…Наибольшая из добродетелей - это любовь. Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не надувается, не ведет себя неучтиво, не ищет своего, не рвется к гневу, не думает плохого, не радуется от неправды, все переносит, верит во все. Никогда любовь не проходит. Любовь затмевает собой величину грехов и никогда не терпит поражения…”).

Любовь всегда стремится видеть счастливым того, кого любит. Тем более, когда речь идет о родительском сердце. Вспомним реплику Миллера: “женская душа весьма тонкая даже для капельмейстера”. Не звучит ли это парадоксально относительно леди Милорд? Сегодня каждый высказывает свою точку зрения, делит героев на положительных и отрицательных. Среди отрицательных - леди Милорд. И поскольку Бона вызывает осуждение - я хочу встать на ее защиту. У Луизы есть родители, она всегда имела семью, а леди стала сиротой, когда ей было тринадцать. Отца казнили, и маленькая княжна должна была убежать из Англии. Бона осталась ни с чем. Шесть лет скитаний по Германии… От отчаяния хотела броситься в волны Эльбы - ее остановил князь.

Виновата ли она, что привыкшая к богатой жизни, которая как ценный камень стремится к достойной оправе? В ней боролись достоинство и судьба. Гордая британка покорилась судьбе. В минуты страсти князь, чтобы угодить ей, подписывал амнистийные указы, останавливал жертвоприношение, отменял смертные приговоры.

Судьба вдруг подарила ей шанс - иметь того, кого желало ее сердце. И хотя ум твердил: “остановись!”, сердце не слушалось. Разговор с Луизой был для нее мучением, но решение было однозначное: стать выше над грязью существующего мира. Жизнь леди Милорд не является примером благородства, но в последний момент она заслуживает уважения. Герои драмы являются моделями для восприятия мира и, собственно, для построения поведения. Автор называет свою драму “смелой сатирой и насмешкой над породой шутов и негодников из знати”. В произведении представлены две общественные группы - два мира, которые разделяет пропасть. Одни живут в роскоши, угнетают других, они жестокие и бездушные. Другие бедные, но честные и благородные. Именно к таким бедным людям пришел Фердинанд, сын президента, дворянин. И пришел не потому, что влюбился в Луизу. Он понял низость моральных устоев своего класса, - в семье Миллера он нашел моральное удовлетворение, духовность, которых не было в его среде. Вурм, президент фон Вальтер, князь, его фаворитка - это та аристократическая паутина, в сети которого попадаются влюбленные. Сын бросает вызов отцу и всему бездушному миру - “вексель, сыновья обязанность, разорвана”.

В результате интриги гибнут Луиза и Фердинанд, порывает со своим классом леди Милорд. И величие пьесы - в реалистическом изображении жизненных конфликтов. Мы видим перед собой несправедливость, которая творилась на глазах у всех, о которой боялись говорить и которая явилась перед читателем в живых и убедительных образах. Проблемы, которые поднимает в произведении драматург - вечные проблемы, которые остаются актуальными на все времена.

“Я нашел мир, где чувствую себя счастливым - это мир красоты”, - так сказал в свое время Шиллер. Любовь, красота и гармония будут вечно властвовать во Вселенной.

И.К. Шиллер (1759-1805) вступил в литературу на исходе движения «Буря и натиск» как его нпследник, много воспринявший и отвергнувший из того, что накопилось в 1770-х годах. в его творчестве выразился протест передовой бюргерской молодежи против духовного гнета и политической тирании.

Кульминацией раннего творчества Шиллера является его третья пьеса- «мещанская трагедия» «Коварство и любовь» (1783,сначала «Луиза Миллер»)

Шиллер вновь обратился к современной проблематике, но теперь он избежал условности изображения в «Разбойниках». Характеры и эпизоды «мещанской трагедии» соотносятся с реальными фактами и прототипами,которые предстают не портретно,а в обобщенном виде.

Политическая проблема деспотизма, всесилия фаворитов, бесправия бюргера сплетается с проблематикой нравственно-социальной. Речь идет о сословных барьерах в обществе. Здесь отчетлив руссоистский пафос Шиллера. Любовь дворянина Фердинанда фон Вальтера, сына президента, к дочери простого музыканта Миллера не только сословно немыслима, но и грозит личным планам президента на женитьбу его сына на любовнице герцога леди Мильфорд. Инструментом интриги секретаря Вурма стало неограниченное беззаконие власти. Под угрозой смерти отца Луиза пишет под диктовку Вурма любовное письмо к пошлому,которое подбрасывают Фердинанду,чтобы ему доказать неверность возлюбленной. Но исход интриги инй,чем по мысли президента,- фердинанд не может пережить крах своей веры в чистоту Луизы, он выбирает смерть и для нее, и для себя.

Действие развивается напряженно- в пьесе ощущается зрелость худож. Мастерства Шиллера. Лишь один эпизод имеет самост.значение- это рассказ камердинера об отправке новобранцев в Америку: их жизнью оплачены драгоценности леди Мильфорд. Эта сцена несет двойную идейную нагрузку: впечатляющее описана расправа над протестующими смельчаками. Акцент этому рассказу придает то,что нем.рекрутов посылают в англ.войска воевать против восставших колоний.

Разработка характеров также говорит о более сложном отражении действительности. Черно-белые краски «Разбойников» сменяются разнообр.гаммой. Особенно правдиво обрисован старик Миллер: в минуту оскорбления дочери в этом приниженном музыканте просыыпается чувство собственного достоинства- он выпроваживает президента, хотя и говорит почтит.формулами. Понятие чести для Миллера и Луизы исполнено нравственного мысла, поддерж. Религиозным чувством. Именно это сознание не дает Луизе нарушить клятву молчания и оправдаться перед Фердинандом.

Сложен и образ леди Мильфорд. Традиц.фигуру «падшей женщины» в буржуазной драме Шиллер облагородил трагическими обстоятельствами ее юности и идеей «благотворного влияния на герцога», в котором она верит,пока камердинер не открывает ей истину. Образ динамичен,развивается в течение всего сюжета.

Успех «Коварства и любви» мог соперничать с «Разбойниками». И эта драма прочно вошла в театральный репертуар. «Разбойники», «Заговор Фиеско» и «Коварство и любовь»,при всей разнице, образуют идейное и художественное единство. Именно эти три ранние пьесы закрепили за Шиллером славу пламенного поборника свободы.

Главная > Программа

С. Ю. Хромова

Swetlana Khromova @ yandex . ru

Своеобразие жанровых особенностей трагедии Шиллера
«Коварство и любовь»

В статье проведен анализ художественных особенностей
трагедии Шиллера «Коварство и любовь».

У Шиллера трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной развития штюрмерской драматургии. Определим трагедию как пьесу, в которой духовно сильная личность борется против более сильного соперника, как то судьба или обстоятельства, и терпит физическое поражение, но одерживает моральную победу, показывая читателю пример торжества духа личности над негативными факторами.

«Бюргерская трагедия» первоначально была задумана как бытовая пьеса, в которой должны рассматриваться проблемы семьи. Но в процессе работы автор обнаружил, что вопрос о положении бюргерства и сословные отношения, рассматривавшиеся им в плане семейно-бытовом, на деле представляли острый общественно-политический интерес. Проблема была важной и актуальной для Германии конца XVIII в.

Быт и нравы современной писателю Германии в трагедии Шиллера представлены очень точно и ярко. Интересна сама история написания произведения: замысел создать пьесу «Коварство и любовь» о современной немецкой действительности впервые возник у Шиллера на гауптвахте, куда он был посажен герцогом вюртембергским за самовольную отлучку в Мангейм на представление «Разбойников».

Провинциальный быт и нравы, интриги и преступления, роскошь
и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа - такова обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ - Фердинанда и Луизы.

«Коварство и любовь» относится к числу ранних пьес Шиллера, одной из важнейших особенностей которых было шекспировское смешение трагического с комическим. Сам автор признается в том в письме от 27 марта 1783 г.: «Моей „Луизе Миллер”» присущи многие неотъемлемые качества, мало подходящие. Например, готическое смешение комического
и трагического, не в меру откровенные изображения… Всесильных самодуров и разнообразия деталей…» .

Хотя сам Шиллер порицает это «смешение комического и трагического», в данном случае он просто приспособился к поэтике классицизма, которая характерна для литературы той поры.

Немецкая литература эпохи Просвещения развивалась в исключительно сложных и трудных условиях. Германия и в XVIII столетии продолжала оставаться страной феодальной, экономически и политически отсталой, раздробленной. Лишь с середины столетия, а более интенсивно с 1770-х гг., в связи с экономическим и общественным подъемом и активным политическим и культурным воздействием извне, шедшим, в частности, из Франции и Англии, возникают условия для «ускоренного» развития литературы. В творчестве выдающихся писателей и мыслителей - Винкельмана и Лессинга, Гердера, Гете и Шиллера, а также их соратников - искусство и эстетическая теория Просвещения достигают расцвета .

Великие деятели немецкого Просвещения были глашатаями прогрессивных идей, ставившими в своих произведениях насущные вопросы
своего времени, ратовавшими за национальное объединение страны
и социальное обновление.

Усиление буржуазных отношений вызывает кризис просветительской идеологии, ощутимые признаки которого обозначаются уже с начала 1770-х гг. На литературной арене утверждается сентиментализм как реакция на абстрактность и рассудочность классицизма и как выражение живого интереса к нуждам и чаяниям «третьего сословия», сочувствия к простым людям - не только к «слугам», но и к угнетенным вообще .

Тенденциями сентиментализма была пронизана литература движения «Бури и натиска», расцвет которой падает на 1770-е - начало 1780-х гг. Наследуя лучшие традиции Лессинга и сентиментальной поэзии Клопштока, писатели движения «Бури и натиска» явились наиболее характерными выразителями той оппозиционности, которая соответствовала как состоянию, так и определенным формам развития немецкой идеологии своей эпохи.

Немецкая классическая философия этих лет оказала огромное воздействие на развитие литературы. Идеалистическая в своей основе философия развивалась исключительно сложными путями.

И все же штюрмерство, подобно европейскому сентиментализму, не было течением единым как по социально-политическим и теоретическим принципам, так и по творческим установкам. Гердер, Гете, Шиллер и их соратники поистине выражали «дух протеста». Их критицизм связан
с дальнейшим развитием реализма в немецкой литературе, а идеал сильного человека, цельной личности, богатство ее духовного мира определены стремлением выразить принципы свободы.

Позднее, в свой период классицизма, Шиллер отказывается от юмора в пьесах, что можно расценить как отход от поэтики трагедий Шекспира, что не пошло на пользу немецкой драматургии в целом. Зато он резко усилил поэтическую составляющую своей драматургии, перейдя на стихи («Мария Стюарт», «Орлеанская дева» и др.). При этом следует отметить, что и в период «Бури и натиска» Шиллер-драматург не терял связи с поэзией (например, в «Разбойниках»). Эта связь тем более очевидна, что писатель создает лирику одновременно с пьесами.

Но главное в этой связи - поэтичность самой драматургической прозы во всех трех юношеских сентиментально-романтических прозаических пьесах Шиллера: «Разбойники» (1780), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784). Эта поэтичность ощутима в красочной риторике, в театрализованной патетике монологов Франца и Карла Моров, Фердинанда, Луизы. Но не только эти персонажи говорят поэтической прозой. Впадают в мелодекламации и разбойники из шайки Мора; умеет красиво говорить и отец Фердинанда, когда он, например, в порыве раздражения отчитывает сына: «Но это что же - благодарность?.. За мои неустанные заботы? За вечные угрызения?..» (акт 1, явление 7).

Смешение комических и трагических, переходящих в мелодраму интонаций составляет в стиле пьесы лишь один из важнейших эпизодов жанровой поэтики. Так, в «Коварстве и любви» сатирически обрисованы секретарь Вурм и гофмаршал фон Кальб. Смешна и уничижительна сама антропонимика этих персонажей. Как по-разному они обрисованы. Вурм - хитрый, ловкий интриган, подлец, пресмыкающийся перед хозяином, но готовый в минуту опасности предать его. Кальб - «теленок» с дворянской приставкой «фон» - пустое ничтожество, идиот и сноб, пресмыкающийся перед начальством .

«Коварство и любовь» отличается глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, раскрытием диалектикой отношений личного и общественного. И все же сила трагедии заключалась не столько в показе мелочей реального быта, сколько в реалистическом подчеркивании «типичных обстоятельств» - преступлений одних и трагической гибели других. Весь этот сложный конфликт, который Шиллер разрешает в своей трагедии, по существу подчинен выяснению важнейшего вопроса о праве народа, о судьбах простых людей, пока еще забитых и бесправных.

Творчество Шиллера драмой «Коварство и любовь» достойно вписывается в завершающую стадию развития литературы европейского Просвещения.

Литература

1. Абуш А. Шиллер: Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.

2. История немецкой литературы. М., 1982. Т. 1-2.

3. Либензон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990. 175 c.

4. Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи. М., 1998.

5. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 7. М., 1957.

С. В. Шалышкин

ifksirby @ ya . ru

Проблемы мониторинга качества образования
в современной школе

В статье дается краткое описание проблем, связанных с мониторингом качества образования в современной школе, анализируются подходы к их решению.

На современном этапе развития школьного образования немаловажным является вопрос обеспечения его качества. Одним из инструментов для этого является адекватный реалиям сегодняшнего дня мониторинг качества образования. Мониторинг - один из важнейших средств, благодаря которому
изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования . Качество образования - сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) . Своевременный и объективный мониторинг качества образования
в школе на сегодняшний день затруднен из-за достаточно большого количества проблем, которые можно классифицировать следующим образом: кадровые; методические. К классу кадровых проблем можно отнести следующие проблемы: отсутствие подготовки преподавательского состава к деятельности в области мониторинга качества образования в школе, что связано, прежде всего,
с устаревшей программой подготовки специалистов; некорректная работа управляющего состава, что связано, прежде всего, с отсутствием современной системы менеджмента качества образования в школе. Также важна роль психологических факторов, общая и специальная подготовка учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний. К классу методических проблем можно отнести следующие: необходимость инструментария для проведения мониторинговых исследований - качественного, простого в обработке, с высокой степенью валидности, охватывающего все стороны обучающего процесса, соответствующий государственным образовательным стандартам . Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях и т. д. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед
необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений
о школе к педагогическому мониторингу, под которым понимается целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации
и педагогического прогноза. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в системе образования
в течение нескольких последних лет является введение Единого государственного экзамена. Неоднократно отмечалось, что Единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др. Анализ результатов ЕГЭ позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по одному предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК. Используя результаты ЕГЭ, можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет. При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др. Еще одним параметром анализа качества обученности является соотнесение годовой оценки ученика по предмету, выставляемой учителем,
с оценкой независимых экспертов, проверявших ЕГЭ. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества обученности школьников может включать в себя множество других параметров. Например, возможно сравнение выбора учащимися предметов для сдачи ЕГЭ, количества выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ в процентах от всех поступивших и др. . Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что, очевидно, ограничивает ее ценность. Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Например, при создании системы необходимо учитывать качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы .

Литература

1. Грушникова Е. В. Мониторинг качества образования как фактор успешности развития школы. URL: /component/option,com_mtree/ task, viewlink/link_id,5678/Itemid,118/ 2. Петрухин В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении. URL: / journal/2007/0115-7.htm. 3. Распопина Л. К. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества образования. URL: /page.php?article=407. 4. Термины и определения в области качества образования. URL: http://quality. /quality/sk/525,4/

И. А. Шехматова

shehmatova @ mail . ru

Психологическое исследование взаимосвязи
внутригруппового статуса подростка и стиля его поведения
в конфликтных ситуациях

В данной статье отражено исследование взаимосвязи внутригруппового статуса подростка и его поведения в конфликтной ситуации. На основе полученных данных составлена программа оптимизации конфликтного поведения подростков.

Проблематика общения является одной из наиболее актуальных сфер в старшем подростковом возрасте. Это связано с тем, что межличностные контакты для подростков чрезвычайно значимы и в то же время достаточно избирательны. Многие подростки не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Поэтому в старшем подростковом возрасте часто возникают межличностные конфликты, которые ведут к целому ряду сопутствующих проблем. Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей конфликтного поведения подростков, цель которого состояла в выявлении особенностей конфликтного поведения подростков в группе сверстников. Предметом изучения явились особенности конфликтного поведения старшеклассников в такой группе. Теоретическую основу исследования составили концепции стиля конфликтного поведения К. Томаса и периодизации возрастного развития Д. Б. Эльконина.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Балашовской МОУ СОШ гимназии им. Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева. В нем участвовали ученики 9 класса (21 человек - на первом этапе и 27 человек на втором). Применялись две методики: диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено («Социометрия») и определение тактики поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Результаты первого этапа исследования, проведенного в 2008/2009 учебном году, показали, что среди предпочитаемых и отверженных
в классе (как мальчиков, так и девочек) преобладающей тактикой поведения в конфликте является соперничество. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д.

На втором этапе исследования, который проходил в 2009/2010 учебном году, произошло уточнение рабочей гипотезы. Было сформировано предположение, что с переходом из старшего подросткового возраста личность становится в своем конфликтном поведении более гибкой
в применении тактик. Используя те же методики, что и на первом этапе эксперимента в выбранном нами классе, но расширив выборку до 27 человек, получены данные, дополняющие общую картину исследования. Так, математическая обработка данных позволила нам выяснить, что помимо соперничества старшеклассники предпочитают такие тактики поведения в конфликте, как сотрудничество и компромисс. Они добавились с переходом подростков в старшие классы. Таким образом, наша гипотеза о том, что
с переходом из старшего подросткового возраста личность становится
в своем конфликтном поведении более гибкой в применении тактик, подтвердилась.

На основе проведенного нами исследования разработана программагрупповых занятий, направленных на оптимизацию конфликтного поведения старшеклассников, которую будет проводиться в экспериментальном классе в 2010/2011 учебном году. Целью программы является обучение участников эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации, профилактика конфликтов.

Литература

    Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

    Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Большая книга подросткового психолога. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 636 с.

    Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007. 349 с.

Ю. А. Шишкова

Адаптация молодых супругов к условиям семейной жизни

В статье рассматривается специфика адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни. Выделяются характерные черты адаптации супругов, проживающих в сельской и городской местностях.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук. Эти исследования направлены на изучение таких сторон семейной жизни как формирование супружеской пары, кризисные периоды
в супружеской жизни и многие другие. Выделяется ряд работ, посвященных изучению адаптации молодых супругов к условиям семейной жизни 1 . Наше исследование направлено на изучение вопроса, связанного со спецификой брачно-семейной адаптация молодых супругов, проживающих в городской и сельской местностях. Гипотезой нашей работы является предположение о том, что существуют характерные отличия в психологической адаптации к семейной жизни таких супругов. Эмпирическое исследование проводилось в 2010г. в г. Балашове Саратовской области (11 семей) и в р. п. Рудня Волгоградская области (11 семей). Средний возраст супругов в семьях, проживающих в городе, составляет 23-27 лет; проживающих в условиях сельской местности - 18-22 года; стаж совместной жизни - 2-5 лет; в сельской местности - 2-3 года; дети имеются у 4 семей обеих групп. Для определения специфических черт и характерных различий семейной адаптации молодых семей
использовались методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»
(Л. Н. Волковой), методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), методика «СЖО» (Д. А. Леонтьева). В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие результаты. 1. Разногласие в понимании и принятии таких ценностей в сельских
и городских семьях как сексуальные отношения, взгляды на воспитание детей, бытовой уклад молодой семьи обусловлено ранним возрастом заключения брака в сельских семьях и более поздним в семьях, проживающих в условиях городской местности. Личностная идентификация с супругом в сельских семьях имеет противоречия, объясняющиеся особенностями и спецификой проживания семей в сельской местности, укладом жизни сельчан, более ритмичной спецификой городской жизни и сельским более размеренным темпом жизни. 2. Распределение ролей в семье является важным условием развития стабильности семьи. Мужья, проживающие в условиях сельской местности, материальное обеспечение семьи берут на себя, в то время как городские мужья предпочитают делить эту роль с женами поровну. Мужья, проживающие в городах, с легкостью отдают право хозяйки дома своим супругам. Сельские мужья реализуют эту роль совместно с женами. Женщины, проживающие в городах, роль организатора развлечений
в семейной жизни берут на себя. Это может говорить о сложной экономической ситуации в стране, смешении ролей в семье мужчин и женщин на фоне этого. 3. Показатель осмысленности жизни у всех исследуемых пар, достаточно высок - в пределах от 35 до 40. Молодые люди еще не считают себя достаточно сильными и самостоятельными личностями, обладающими свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, что может быть обусловлено ранним возрастом вступления в брак, зависимостью от родителей, их помощи. Молодые супруги считают, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения. Это противоречие можно объяснить тем, что брачно-семейная адаптация не завершена. Можем утверждать, что молодые люди в период своей первичной адаптации позитивно оценивают свои отношения в паре, стремятся найти компромиссы в тех или иных ситуациях, стараются избегать конфликтов.

В. И. Щедров

Исследование доминирующего психического состояния
представителей гармоничного стиля регуляции состояния

В статье рассматриваются особенности испытуемых гармоничного стиля саморегуляции, детерминанты, определяющие специфику доминирующего психического состояния.

На протяжении многих лет нами исследовались индивидуальный стиль саморегуляции состояния (ИССС), его основные характеристики
и механизмы регуляции. Выделили «природные» типы стилей регуляции: гармоничный, экономный и накопительный, затратный. По многим показателям и механизмам регуляции состояний испытуемых гармоничного были «лучше всех». Мы решили выделить с помощью факторного анализа детерминанты, определяющие специфику доминирующего психического состояния представителей данного стиля, с помощью регрессионного анализа определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на регуляцию состояния, с помощью критерия S-Джонкира - определить подгруппу
с лучшими показателями регуляции состояния. Используя методику Шипоша, Айзенка и Микшика, определены ИССС, а с помощью методики Прохорова - доминирующее психическое состояние испытуемых (студенты БИСГУ, N = 180 чел.), получили соответствующие результаты
и дали их сравнительную оценку. Остановимся на анализе гармоничного стиля регуляции (N = 104 чел.), используя указанные методы математической статистики. В начале был проведен факторный анализ для исследования структуры саморегуляции состояния. В результате было выявлено три значимых фактора, вобравших в себя 60 % общей дисперсии. Проанализируем полученную после вращения факторную матрицу. Согласно наибольшему факторному весу, первый фактор можно назвать фактором Сп (спокойствие/тревога). В этот фактор со значимыми весами вошли все показатели доминирующего состояния кроме Бо (бодрость/уныние), а именно: Сп (0,84), Ра - раскованность/напряженность (0,8), Ус - устойчивость/неустойчивость эмоционального фона (0,71), Уд - удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью (0,76), По - положительный/отрицательный образ самого себя (0,69), То - тонус (0,59), Ак - активность/пассивность (0,58). Так, в составе первого фактора оказались следующие качества: спокойствие, раскованность, удовлетворенность жизнью, устойчивость
эмоционального тона, положительный образ самого себя, достаточная активность, готовность к преодолению трудностей. Второй фактор можно назвать Н - (нейротизм «минус») (–0,51). Противоположный полюс указывает на отрицание эмоциональной возбужденности и неустойчивости состояния. Третий фактор можно назвать Бо - бодрость/уныние (0,69). В этот фактор также вошел показатель КВ (вегетативный коэффициент). Это свидетельствует о том, что испытуемые имеют повышенное, бодрое настроение и полны энергии. Возникла гипотеза о том, что «хорошие» характеристики состояния определяются стилем регуляции состояния. Поэтому провели анализ одного регрессионного уравнения, в котором в качестве зависимой переменной была выбрана переменная RE (регулирующая вариабельность) Y(RE) = 2,49 + 0,74KB + 0,21KO + 0,17MH –
– 0,31KA + 0,33EA. Согласно полученному регрессионному уравнению, регуляция состояния в большей степени детерминирована вегетативным коэффициентом (0,74KB) (энергетика), затем эмоционально-сформиро-ванной вариабельностью, т. е. оптимизмом (0,33EA), сознательным отрицанием высокого честолюбия (–0,31KA) и в меньшей степени когнитивной вариабельностью (0,21Ko) и моторной гибкостью (0,17MH). Затем было проведено разделение группы на «возбуждающихся», «переживающих», «уравновешенных» и «реактивных» (Микшин) и выявлена тенденция изменения показателя RE при переходе от подгруппы к подгруппе с помощью критерия S-Джонкира. В итоге получили возрастающую тенденцию регуляции состояния по подгруппам: «возбуждающиеся», «реактивные», «переживающие» и «уравновешенные», Sэм = 58 (p ≤ 0,05). Таким образом, именно «уравновешенные» испытуемые в гармоничном стиле регуляции имеют самый оптимальный уровень регуляции, высокую энергетику, эмоционально устойчивы.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Научное издание

Актуальные проблемы науки и образования

Сборник научных статей

Под общей редакцией С. А. Ляшко

Редактор Н. Н. Дробышева

Подписано в печать 28.08.10. Формат 60×84/16.

Уч.-изд. л. 12,1. Усл.-печ. л. 13,0.

Тираж 130 экз. Заказ №

ИП «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного редакционно-издательским отделом
Балашовского института Саратовского университета.

412309, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: arya @ balashov . san . ru

1 Courant R., Variable methods for the solution of problems of equilibrium and vibration. Bull. Amer Math. Soc. Vol. 49. № 1. 1943.

1 Возжаева С. Ф. Адаптация детей-инвалидов к современным условиям // Социальное обеспечение. 2009. № 5. С. 24-25.