Режимы наложения. Практическое применение Luminosity. Творческие прием ы работы с альфа-масками photoshop

Многие пользователи Photoshop хотели бы иметь возможность более тонкой настройки светлых участков, теней и полутонов. Благодаря специальным областям выбора, находящимся в отдельных каналах, вы получите трехступенчатый инструмент, который покажет себя в полную силу в первую очередь при работе со студийными фотографиями.

На этапах с 1 по 5 мы расскажем, как создать каналы и как Photoshop сам выбирает область изображения. Этап 6 описывает удобный способ вызова каналов через диалоговое окно, а остальные поясняют, как превратить канал в маску яркости и какие возможности открываются благодаря этому.

1 1 Создаем альфа-канал для светлых участков

Загрузите снимок в Photoshop. На панели слоев перейдите на вкладку «Channels» или же выберите в главном меню графического редактора «Window | Channels». Удерживая нажатой клавишу «Ctrl», щелкните по каналу, который называется «RGB». Photoshop выберет и выделит только все светлые области изображения.

Теперь нажмите на значок «Save selection as channel» (этот небольшой значок расположен внизу палитры «Channels»). Дважды щелкните по новому каналу, который по умолчанию будет называться «Alpha 1», и переименуйте его в «Lights».

2 2 Добавляем два светлых канала


Нажмите на новый канал «Lights», удерживая клавиши «Shift+Ctrl+Alt». Так Photoshop при выделении будет автоматически различать светлые и очень светлые участки изображения. Снова кликните по значку «Save selection as channel» и назовите новый канал «Bright Lights».

Выполните еще раз действия этого этапа с каналом «Bright Lights» и назовите созданный канал «The Brightest Lights». При выполнении данных действий важно не снимать выделение ни на одном из трех шагов.

3 3 Создаем первый канал для темных участков


Удерживая клавишу «Ctrl», щелкните по каналу «Lights». Теперь в меню «Select» нажмите на «Inverse». Так вместо светлых участков будут выбраны темные. Сохраните это выделение в качестве канала и назовите его «Shadows».

4 4 Добавляем два темных канала


Добавление дополнительных теневых каналов происходит по уже описанной выше схеме: вам необходимо удерживать сочетание клавиш «Shift+Ctrl+Alt» и кликнуть по каналу «Shadows». Первый канал назовите «Dark Shadows», а следующий - «The Darkest Shadows».

5 5 Создаем канал для средних полутонов


Теперь щелкните по клеткам рядом со всеми каналами, созданными ранее, чтобы они стали видимыми. При необходимости уберите значок глаза с «RGB» и других цветовых каналов. Теперь нажмите на клавиши «Ctrl+A», чтобы выбрать изображение целиком. В меню «Select» остановитесь на пункте «Inverse».

В этот момент Photoshop сообщит, что выбрано слишком мало пикселей. Нажмите на «ОК». Щелкните по «Create new channel» и назовите данный канал «Middle Tones». Как правило, в зависимости от фона изображения он отображает только черную или белую поверхность.

Причина заключается в том, что после копирования всех светлых и темных участков для настройки практически ничего не остается.

6 6 Целенаправленно выбираем отдельные каналы


Чтобы снять выделение, нажмите сочетание «Ctrl+D». Затем щелкните по каналу «RGB», проследив за тем, чтобы все три лежащих под ним цветовых канала были активными. Теперь пришло время перейти на вкладку «Layers» и заняться обычным редактированием изображения.

Если вам понадобятся сохраненные в созданных нами только что каналах выбранные участки, вызовите их, отыскав в меню «Select» пункт «Load Selection», а в списке - необходимый канал.8 8 Вносим мягкий свет


Теперь вызовите маску яркости «Bright Lights». Затем нажмите на сочетание клавиш «Shift+Ctrl+C», а затем на «Ctrl+V». Так вы скопировали маску в новый слой. С помощью фильтра «Gaussian Blur» можно сделать свет мягче. Если результат вас устраивает, объедините все слои и сохраните готовое изображение.

ФОТО: djile/fotolia.com; CHIP

Однажды, я надеюсь, в не очень далеком будущем, мы будем пользоваться такими легкими и компактными камерами, что младшее поколение будет смеяться над тем, как мы тащили огромные рюкзаки на далекие расстояния, чтобы запечатлеть момент вечности.

В этих камерах возможно будет встроен сенсор такой мощности, что богатство и размер данных в одном-единственном файле RAW будет в силах взорвать современный компьютер при его загрузке в Photoshop. С помощью этой новой технологии там будет встроен святой Грааль для меня – способность захвата динамического диапазона света в любой сцене в одном файле.

Современные камеры не так далеки от этого. Однако, пока мы этого не достигли, мы фотографы полагаемся на различные возможности постобработки, чтобы увеличить динамический диапазон в наших финальных изображениях. Чаще да, чем нет, это включает наложение мульти экспозиции. Целый рынок программного обеспечения для HDR возник для удовлетворения только этой потребности. Хотя многие из этих программ просто превосходны, нет ничего более точного, по моему опыту, чем наложение экспозиций вручную в Photoshop. Одним из наиболее эффективных способов сделать это является использование Масок яркости.

Наложенные экспозиции с использованием Масок яркости и одна длинная экспозиция


Что такое маски яркости в Photoshop

Маски яркости являются способом сделать наилучшее выделение в Photoshop, основанное на значениях светимости. Например, скажем, вы смотрите на снимок красивого заката в Photoshop. Мы экспонировали его по переднему плану, поэтому обычно самая светлая часть неба переэкспонирована. Однако, мы были достаточно умны и сделали второй снимок с более темной экспозицией, на этот раз экспонируя закат. Все, что нужно сделать, теоретически, это плавно смешать область солнца с более яркой экспозицией, где этот участок пересвечен. В Photoshop есть много способов сделать выделение, но в этом особом случае маска яркости позволит нам выделить переэкспонированный участок, так как она нацелена на значения светимости (т.е. яркости участка), и плавно смешать его с темной экспозицией.

Ниже приведен недавний снимок с Петры в Иордании. Мне понадобилось смешать несколько экспозиций, чтобы восстановить информацию в фонарях на земле, которая ранее была утрачена.

Петра, Иордания

А ниже оригинальные экспозиции, которые я использовал для финального снимка. Как видите, с моей базовой экспозицией я смешиваю четыре более низкие, чтобы восстановить детали. Естественно, я проделал большую работу, чтобы получить такое изображение, но это несомненно самый важный шаг во всем процессе.

Как получить маски яркости?

Маски яркости размещаются в закладке Каналы, справа от закладки Слои в Photoshop. Но сначала вам нужно их создать, а это процесс достаточно трудоемкий. К счастью, существуют разные ресурсы в интернете, где вы можете загрузить предварительно созданные наборы операций с Масками яркости, которые сделают для вас всю работу. В моем блоге есть набор операций из 18 пунктов, который вы можете загрузить бесплатно.

Когда скачаете, импортируйте операции путем извлечения из архива и двойным щелчком на файле. Или вы можете перейти в панель Операции в Photoshop, нажать на меню в правом верхнем углу и выбрать Загрузить операции (смотрите пример на изображении 1). Немного позже я объясню, как их использовать. А сейчас продолжайте читать и не поддавайтесь искушению испытать их!

Пример, изображение 1

Когда вы загрузите операции, появится список из 18 масок, начиная от Светлые 1-6, Темные 1-6 и Средние тона 1-6 (как показано на изображении ниже). Те, что белые, будут выделены полностью, в то время, как черные не будут выделены. Средние тона будут выделены в зависимости от того, насколько они яркие. Каждая из этих масок представляет возможное выделение, и, если вы перейдете на более продвинутую форму, то мульти маски могут создавать даже более точное выделение!

Маска яркости


Как использовать маски яркости для смешивания экспозиций?

Существует много способов применения Масок яркости в Photoshop, и как именно их применить зависит от того, над каким изображением вы работаете. Я покажу вам простой пример того, как восстановить переэкспонированные участки, используя всего две экспозиции в Photoshop.

Я буду работать всего с двумя экспозициями:

Нормально экспонированное изображение

Недоэкспонированное изображение

  1. Я импортирую обе экспозиции в Photoshop. Размещаю нормально экспонированное изображение в основании, а недоэкспонированное сверху. Затем создаю черную маску слоя для недоэкспонированного слоя, делая его невидимым, как вы видите это на Изображении 1 выше. Затем я снимаю флажок с «глаза», оставив только миниатюру недоэкспонированного слоя на закладке Слои.
  2. Теперь я перехожу в закладку Операции, где написано Маска яркости JM. Щелкаю на стрелке рядом и появится опция Сгенерировать маску яркости. Выбирая эту опцию, я затем нажимаю кнопку Воспроизвести и генерирую маску.
  3. После того, как Photoshop закончит свою работу, я перехожу в Каналы. Среди масок я ищу такую, где передержанные области в базовом слое полностью белые. Таким образом все, что белое, будет выделено. Моя цель состоит в том, чтобы выделить пересвеченные участки в яркой экспозиции так, чтобы потом смешать их с темной экспозицией. В данном случае я буду использовать Светлые 3. Самая светлая область белая с плавным переходом тонов, так как мы уходим от пересвеченных участков.

Светлые 3

  1. Я навожу мышку на миниатюру Светлые 3 и нажимаю правую клавишу, удерживая ctrl (или command для Mac). Появляется мое выделение. Затем я перехожу в панель Слои и возвращаю свою оригинальную экспозицию. Нажимаю ctrl + h, чтобы спрятать выделение и отмечаю флажок «глаз» возле недоэкспонированного изображения, чтобы сделать его видимым для процесса применения маски.
  2. Выделив недоэкспонированный слой, я щелкаю на черную маску возле него. Затем выбираю инструмент Кисть большого размера. Уменьшаю непрозрачность до 50% и начинаю рисовать по переэкспонированным участкам, которые были выбраны с помощью.
  3. Так как выделение было правильным, мне не следует беспокоиться о том, что я выйду за пределы переэкспонированной области. Близлежащие участи остаются не тронутыми, вот почему Маски яркости являются таким удобным инструментом при смешивании экспозиций.
  4. Через несколько секунд пересвеченные области полностью восстановлены. А переход между двумя экспозициями предельно плавный. Процесс наложения закончен!

Окончательное смешивание и маска созданы

В заключение

Если это ваше первое путешествие в мир Масок яркости, то я допускаю, что сейчас вы немного растеряны – я знаю это, потому что сам был растерян, используя их впервые.

Тем не менее, с каждым триумфом в этом виде искусства цифрового наложения вы получите уверенность в дальнейшем исследовании этих сложных инструментов и усовершенствовании своего процесса обработки с их помощью. А через некоторое время вы будете удивляться, как обходились без них раньше.

Меса Арк , 3 экспозиции

Надеюсь, эта информация будет полезна для вас!

В 2002 году в Университете Макса Планка был проведен эксперимент по исследованию связи между способностью человека запоминать визуальную информацию и способами подачи этой информации. Участникам эксперимента показывали различные фотографии ландшафтов, после чего просили вспомнить как можно больше деталей из изображенного на снимках. Независимо от возраста, способности различать цвета, люди гораздо легче запоминали изображенное на цветных фотографиях, чем на черно-белых.

Цветные фотографии дают нам возможность передать идею как через распределение яркостей, так и через цвет . Мы можем создать гармоничное настроение на фотографии спокойными цветами, близкими по тональности, внести напряжение с помощью комплиментарных цветов или привлечь внимание к определенным участкам мотива различием цветовой насыщенности. О способах изменения насыщенности цвета в обработке снимков и способах ее применения для определенных целей и пойдет речь в этой статье.

1. Значение насыщенности для фотографа

Насыщенностью или интенсивностью цветового оттенка называют чистоту цвета, то есть его отличие от равного по яркости серого цвета. Изменение цветовой насыщенности может оказать большое влияние на то, как будет восприниматься фотография. Яркие, насыщенные цвета создают радостное настроение, такие снимки скорее побуждают к действию, чем к созерцанию. В то же время спокойные, приглушенные цвета вызывают у зрителя желание рассмотреть мотив внимательнее, углубиться в изображенное на снимке.

Влияние цветов на фотографии зависит также и от того, где проживает зритель. Жители южных стран любят яркие краски, сочетание комплиментарных цветов, в то время как люди в северных широтах предпочитают спокойные цвета, сочетания оттенков, лежащих близко на цветовом круге. Однако если речь идет об отпуске, с южными странами северные жители также ассоциируют насыщенные цвета. Поэтому фотограф должен решить, что он хочет сказать своим снимком, какова его целевая группа, какие эмоции он хочет вызвать у зрителя - желание скорее купить изображенное на снимке, побывать там, где был сделан этот снимок, или же рассмотреть фотографию внимательнее, погрузиться в нее.

Известно, что равномерное распределение цветовой насыщенности создает гармоничное изображение, независимо от того, насколько сильна насыщенность цвета на фотографии. В то же время усиление цвета для какого-то определенного объекта или части мотива создает напряжение в снимке, заставляет зрителя сконцентрироваться на этом предмете или участке фотографии.

Во многих случаях для следования этим правилам может пригодиться избирательная насыщенность. Рассмотрим, как действует этот метод в Photoshop, в каких случаях изменение насыщенности может помочь фотографу улучшить снимок и какую роль при этом играет избирательное увеличение насыщенности. Изменения насыщенности в примерах немного преувеличены, чтобы сделать эффект всех манипуляций более явным.

2. Избирательная насыщенность

2.1. Создание маски насыщенности

Рассмотрим процесс создания маски насыщенности на примере этого снимка.

Вызвав диалог Image->Adjustment->Selective Color , отметим опцию Absolute и во всех цветах от красного до пурпурного поставим значение черного на –100.

Для трех последних опций - белого, серого и черного - установим значение черного на +100.

Получившееся изображение довольно точно воспроизводит распределение насыщенности на снимке.

Теперь перейдем в список каналов и выберем маску насыщенности, нажав кнопку Load Channel As Selection или кликнув на верхний слой RGB, удерживая клавишу Ctrl. Выбранную область можно сохранить для дальнейшего использования через Select->Save Selection… либо сразу создать корректирующий слой Hue/Saturation и поставить значение насыщенности на максимум. Выбранные насыщенные области автоматически превратятся в маску корректирующего слоя. Как видим, в изображении увеличилась насыщенность только тех цветов, которые были насыщены сильнее остальных.

Теперь можно поэкспериментировать с различными значениями насыщенности в корректирующем слое, увеличить или уменьшить эффект этого слоя, выбрав маску и меняя яркость средних тонов кривыми или уровнями. Для менее выраженного эффекта усиления насыщенности можно попробовать поменять режим перекрытия корректирующего слоя на Saturation.

В этом примере контраст маски был усилен уровнями, и увеличение насыщенности стало более явным.

Одновременно с увеличением насыщенности ярких цветов можно приглушить ненасыщенные цвета. Для этого сделаем копию корректирующего слоя, уберем в нем насыщенность и инвертируем маску слоя (Ctrl+I). После этого затемним маску уровнями или кривыми, изменяя положение среднего участка кривой.

2.2. Использование избирательной насыщенности

Пример 1

Каждый, кто побывал на Канарских островах или в Андалузии, знает, что даже яркие насыщенные цвета не всегда могут передать красоту тех мест. Простое увеличение насыщенности в этом случае усиливает также и розоватый цвет тротуара, что нам совсем не нужно. Если создать корректирующий слой Hue/Saturation и поменять режим перекрытия на Saturation, этот эффект немного ослабится. Этого в нашем случае недостаточно. Если же использовать метод избирательной цветовой насыщенности, мы можем усилить только краски на стене дома и цветов в верхней части фотографии, не затрагивая остальные участки снимка.

Пример 2

В этом случае оперение никобарского голубя было достаточно красочным само по себе, но желтая стена, не представляющая интереса, отвлекает внимание от птицы. Как известно из теории цвета, синие оттенки должны быть либо ярче, либо занимать больше места на изображении, чтобы они могли привлечь столько же внимания, сколько желтые и зеленые цвета.

В данном случае уменьшение насыщенности всего изображения, кроме голубя, привело бы к тому, что и некоторые участки на заднем фоне стали бы просто серыми. Поэтому оптимальным решением было избирательное уменьшение насыщенности только ярких участков стены и травы на заднем плане. После создания маски и корректирующего слоя Hue/Saturation с отрицательным значением насыщенности я черной кистью закрасил голубя, чтобы не изменить ярко-синий цвет его перьев.

Пример 3

Не менее интересна маска насыщенности для восстановления перенасыщенных, так называемых выбитых участков. Думаю, что многим доводилось делать фотографии ярко-красных цветов или одежды, которые на снимке превратились в сплошное алое пятно, лишенное структуры.

Из гистограммы яркости видно, что не вся информация поместилась в динамический диапазон, а при проверке гистограмм каналов можно обнаружить, что именно красные цвета были пересвечены.

Если перенасыщенность цвета не очень велика, то исправить ее можно даже в JPG-файле. Для этого создаем корректирующий слой Hue/Saturation с маской насыщенности и уменьшаем насыщенность выбитых участков, возвращая им структуру.

В тех же случаях, когда перенасыщенность слишком велика, восстановить эти участки можно, только если съемка велась в RAW-формате. Для этого создадим из RAW два 16-битных TIFF-файла. Один - с обычными параметрами, второй - с уменьшенным значением насыщенности, таким, чтобы проявилась отсутствующая структура. Теперь из обычного изображения создается маска насыщенности, второе изображение, с уменьшенной насыщенностью, копируется в виде слоя на первое, и к нему добавляется эта маска. Теперь можно по мере необходимости менять яркость маски или прозрачность верхнего слоя. Таким образом, мы сохраняем и цвета изображения, и структуру.

Кроме вышеупомянутых областей применения маски насыщенности с ее помощью можно изменять яркость и контраст насыщенных участков кривыми или уровнями, придавать им определенный цветовой оттенок корректирующим слоем Photo Filter или Hue/Saturation с отмеченной опцией Colorize.

2.3. Альтернативные способы создания маски насыщенности

2.3.1. Режим перекрытия слоев

Во втором способе используются режимы перекрытия слоев.

1. Создаем новый слой и заполняем его любым цветом. Выбранный цвет не обязательно должен быть насыщенным, главное, чтобы в нем был хоть небольшой цветовой оттенок.

2. Создаем копию изображения с режимом перекрытия Saturation и помещаем ее над созданным до этого слоем.

3. Соединяем два верхних слоя (Ctrl+E) в один.

4. Делаем копию этого слоя и меняем режим перекрытия на Difference.

5. Убираем насыщенность верхнего слоя через Desaturate или Hue/Saturation.

6. Соединяем два верхних слоя в один и убираем его насыщенность.

Получившаяся таким образом маска малоконтрастна и подходит для небольших увеличений насыщенности. Если нужно усилить эффект, нужно увеличить контраст маски уровнями или кривыми.

2.3.2. Перевод изображения в HSL/HSB

Некоторые плагины «Фотошопа» позволяют переводить изображения из RGB или Lab в режимы HSL или HSB. При этом в зеленом канале сохраняется интересующее нас распределение насыщенности, в синем - распределение яркости, а в красном канале сохраняется информация о цветовом оттенке.

Один из таких плагинов не устанавливается по умолчанию, но его можно найти на инсталляционном диске «Фотошопа» CS в папке Photoshop CS/Goodies/Optional Plug-Ins/Photoshop Only/HSL&HSB Filter . После того как он будет скопирован в папку с плагинами, его можно вызвать через Filter->Other->HSL&HSB .

Еще один плагин, позволяющий конвертировать из одного цветового пространства в другое, - Color Converter .

4. Один интересный способ манипуляции насыщенностью

Этот способ работы с цветом может быть интересен любителям сюрреалистичных, ярких изображений. Он дает возможность усиливать насыщенность определенных цветов, делать их темнее или светлее, создавая красочные фотографии, больше напоминающие картинки в детских книжках. Для этого способа лучше брать яркие снимки с большим количеством различных цветов.

1. Создадим копию слоя и с помощью Select->Color Range выберем какой-нибудь цвет. Параметр Fuzziness лучше не делать очень большим, чтобы не затронуть много соседних оттенков.

2. Создадим маску слоя, которая сразу скроет все части фотографии, которые не были выбраны.

3. Изменим режим перекрытия на Overlay или Soft Light.

4. Теперь можно попробовать усилить контраст этого слоя кривыми, сделать его светлее или темнее.

Таким образом поступить с остальными цветами на изображении. Реалистичной такую фотографию, пожалуй, не назовешь, но в качестве упаковки конфет она вполне может пригодиться.

Послесловие

В том эксперименте, который упоминался в начале статьи, запоминаемость цветных изображений была намного выше черно-белых. Но это было верно только до тех пор, пока на демонстрируемых фотографиях были естественные цвета. В тех случаях, когда цвета на фотографии искажались, где трава была синей, а люди - зелеными, запоминаемость фотографий падала до уровня черно-белых. Фотографам, обрабатывающим свои снимки в графических редакторах, стоит, пожалуй, вспоминать этот факт всегда, когда они берутся за создание очередного творения.

Приложение

Для некоторых способов создания маски насыщенности я написал набор скриптов, который можно . Эти скрипты создают новый корректирующий слой Hue/Saturation с уже примененной маской насыщенности. Чтобы усилить эффект, нужно выбрать маску и осветлить ее уровнями или кривыми. В набор входят:

saturation_mask_sc - создание маски по основному способу, через Selective Color;

saturation_mask_l1 - создание маски по способу из части 2.3.1.;

saturation_mask_l2 - создание маски по способу из части 2.3.4. Хотя этот способ и неправильный, но для экспериментов может пригодиться.

Также в наборе есть несколько способов увеличения насыщенности. После создания нового, насыщенного слоя его прозрачность нужно уменьшить и/или поменять режим перекрытия на Saturation .

more_saturation_cm - увеличение насыщенности по способу из части 3.2.;

more_saturation_overlay - увеличение насыщенности по способу из части 3.3 с созданием двух слоев и режимом перекрытия Saturation;

more_saturation_sc - увеличение насыщенности по способу из части 3.4.

Вот и все. Успехов!

.

Далее насыщенностью буду называть обычную фотошоповскую цветовую насыщенность, saturation . При обработке иногда хочется увеличить или уменьшить диапазон насыщенностей разных мест картинки. Например, на тусклом зимнем пейзаже каким-то цветным объектам насыщенность добавить, а окружающим снежным просторам снизить, а то ведь снег часто слишком синий. Подобные вещи нетрудно сделать, если суметь выделить наши объекты. Нынче модны и часто встречаются сюжеты, где автор успешно делает цветовую операцию с единственным чётко обособленным объектом - делает его насыщенным, а остальное десатурирует; но лассо - не наш путь. Ведь мы хотим суметь сделать что-то подобное и, например, с синеньким домиком, проглядывающим сквозь густое сплетение слабоокрашенных заснеженных веток.

В таких (и наверное в каких-нибудь ещё) случаях хотелось бы уметь создать маску для выделения насыщенных областей, полученную не ручным инструментом выделения, а автоматически из самого исходного изображения. Разумеется, потом эту маску можно как угодно подчищать и, например, регулировать кривыми. Вот собственно и вся постановка вопроса. Далее предлагается конкретный вариант такой автоматизации. Мне ни разу не встречались в книжках или интернете ни этот вариант, ни другие; но вероятно они существуют. Было бы интересно увидеть ссылки, сравнить.

Буду говорить только для RGB . Итак, мы хотим выделить цветонасыщенные области на картинке. Будем исходить из такой трактовки: насыщенные области - это места, где велики разности цветовых каналов. Эту трактовку предлагаю без доказательства, просто потому, что в ненасыщенных серых точках все три канала равны. Поэтому заслуживает проверки такой алгоритм: составить все попарные разности каналов и сложить их модули. Отмечу, что попарных разностей всего три; знаки в ФШ неразличимы, т.е. в качестве разностей каналов сразу и получаются модули. Сами разности легко реализуются режимом "разница" для слоёв, после копирования содержимого цветовых каналов RGB в отдельные слои. Последующее их суммирование нужно делать на чёрный нижележащий слой в режиме screen, в переводе его именуют иногда "экран", иногда "осветление".

Можно сказать и так: мы попытаемся создать картину, которую выдал бы нам ФШ в канале S , если бы смог перевести наше изображение в цветовую модель HSB .

Приведенные соображения не являются научным изысканием, имеют чисто практическую направленность и конечно же требуют проверки реальностью - будет ли возникать слой, содержащий более или менее яркие области в зависимости от насыщенности исходного изображения в этих областях. Проверка была сделана, и результат показался мне весьма успешным. Составив в ФШ указанные разности и соответственно их сложив, лично и многократно убедился, что уверенно получаю карту насыщенности для любой картинки; её-то и следует далее использовать в качестве желаемой маски выделения. Для использования её можно поместить в альфа-канал или слой-маску. Подгонка этой карты уровнями или кривыми - большое удовольствие, можно акцентировать нужные области весьма гибко. Ну а потом раздельно регулировать насыщенные и ненасыщенные области действительно очень удобно.

Разумеется, для удобного систематического употребления предлагаемой операции нужно сделать соответствующую макрокоманду . Буду называть макрокомандой то, что в конкретных версиях ФШ называется либо action , либо действие , либо операция . Через меню Oкно в палитре (специальном окне) макрокоманд получаем доступ к разнообразным манипуляциям с ними. В том числе, имеется возможность самому создать (записать) макрокоманду; в результате этого она будет присутствовать в палитре с возможностью её выполнить. Всегда можно и сохранить макрокоманду в отдельном файле с расширением ATN . И также всегда можно загрузить макрокоманду из подобного файла; это и предлагается сделать читателю данной статьи, скачав предварительно к себе файл satur_nabor.atn . В этом файле сохранена в двух вариантах (для ФШ_CS2rus и для ФШ_7rus) макрокоманда создания маски насыщенности по намеченному ранее алгоритму. Для желающих вникнуть подробнее привожу комментарии к отдельным шагам макрокоманды, для варианта CS2.

При практическом опробовании обоих вариантов нашей макрокоманды они давали, естественно, одинаковый результат. При этом вариант, подготовленный для ФШ_7rus, успешно работал и в среде ФШ_CS2rus; а вот вариант для CS2 был работоспособен только в среде CS2. При успешном прохождении процесса возникает один новый слой black в оттенках серого; на нём более светлые области соответствуют более цветонасыщенным областям исходного изображения, независимо от самих цветовых оттенков.

Итак, скачайте файл satur_nabor.atn и примените к нему команду Загрузить в Палитре макрокоманд . Станут доступными наши макрокоманды, и для любой картинки можете выполнить тот или другой вариант; они названы satur_CS2 и satur_PS7.

Теперь на упрощённом примере рассмотрим возможный вариант применения маски, полученной с помощью нашей макрокоманды. На рисунке видим исходное (слева) и обработанное (справа) изображение. Более цветонасыщенные области исходного изображения мы сделали действительно насыщенными. А при желании могли бы наложить на них какую-нибудь текстуру или, например, перекрасить в другой цвет.

Уточним цепочку выполненных действий.

На Рис.1 отображена ситуация, когда мы только что дали команду Выполнить для операции satur_CS2 . В результате в палитре слоёв наблюдаем появление слоя black , где более светлые области соответствуют более окрашенным частям исходной картинки.

Мы хотим использовать содержимое слоя black в качестве маски для выделения этих самых областей. Один из вариантов - поместить содержимое слоя black в отдельный канал и затем загрузить выделенную область именно из этого канала. Так мы и поступим; но предварительно сделаем нашу маску более контрастной. Рис.2 иллюстрирует наш следующий шаг, где с помощью настройки кривых мы заставили нужные области ярко светиться на тёмном фоне. Это уже реальная заготовка для маски, причём возможна и подчистка её кистью, да и вообще любыми инструментами.

После этого забираем содержимое слоя black в буфер обмена, а сам слой black удаляем.

Теперь наша задача - поместить изображение из буфера в отдельный канал. На Рис.3 видим ситуацию после того, как в палитре каналов выполнена команда создания нового канала и сделана вставка из буфера обмена. Наша маска разместилась в канале с шаблонным названием по умолчанию Альфа1 . Нам важно то, что теперь в меню Выделение будет доступна команда загрузки выделенной области из этого канала.

Итак, слой black удалён, в документе снова только исходная картинка. Рис.4 показывает наш следующий шаг - загрузка выделенной области из нашего канала Альфа1 . Светлым областям маски будут соответствовать выделенные области картинки.

После этого они в нашей власти. Рис.5 отображает акцию повышения насыщенности. А если мы пожелаем уменьшить насыщенность остальной части картинки, то легко перейдём к её выделению, применив к нашей выделенной области команду инверсии. На этом наша обработка успешно завершена.

Разумеется, это был всего лишь схематический пример.

И тут умудренные опытом читатели с ужасом вспомнили адские сюрреалистичные картинки, которые генерирует известная в узких кругах программа Photomatix Pro и ей подобные. Замечу, что с должным пониманием настроек подобного софта, сносное HDR-изображение можно получить и с их помощью. Для некоторых интерьеров я так и поступаю, но если говорить о пейзаже, то это действительно не самое лучшее решение. В моем блоге, буквально год-полтора назад, еще встречались такие эксперименты, но теперь мой выбор - яркостные маски (luminance masks ). Если позволите, на этом этапе я прекращу углубление в теорию и, наконец-то, перейду к практике. Простите, но я не буду описывать, что такое маски в контексте обработки изображений в графических редакторах, как они работают и так далее. Иначе мой пост "раздует" просто до невероятных размеров. Тем более, что в описываемом ниже методе большинство операций автоматизировано и для начала можно просто придерживаться данного алгоритма без понимания того, как это работает. Уверен, что в любом случае ваши снимки станут чуточку лучше.


02 . Итак, у нас есть два изображения. На первом хорошо проработана "земля", но "небо" слишком светлое и от закатных всполохов почти ничего не осталось. На втором очень драматичное фактурное небо, но на "земле" слишком темно для того, чтобы разглядеть детали. Оговорюсь для бывалых профи. Да, эти кадры не так уж и проблемны и, скорее всего, из первого кадра небо можно было бы "вытащить". А кто-то, может быть, взялся "тянуть" тени из второго. Не важно. К тому же, эта пара кадров не так уж хороша и по композиции, но - самое главное - она оптимально подходит для наглядного примера. В случае, когда на горизонте нет деревьев, кустов, домов и прочего, яркостную маску для неба можно получить инструментами выделения или даже простой кистью. У нас же здесь, скажем так, довольно сложный случай. Но мы всё же попробуем с этим справиться.

03 . Загружаем эти два фото в фотошоп. Темный кадр копируем и вставляем верхним слоем к светлому. Если вы снимали с рук или не уверены в надежности своего штатива, зажав клавишу Ctrl, выделяем оба слоя. Далее Edit - Auto-Align Layers . Фотошоп постарается выровнять картинки относительно друг друга. Важно! После этого этапа сразу же кадрируйте изображение, удалив по краям "видимый сдвиг" после операции выравнивания. Если снимали с хорошего штатива, этим шагом можно пренебречь.

04 . Переходим к созданию яркостных масок. Точнее скачиванию экшена, создающего их. До этого мне встречались исключительно платные версии подобных экшенов, но хвала некому Jimmy McIntyre , который написал отличный алгоритм и просит за ссылку на скачивание только подписку на его почтовую рассылку с видеуроками по фотошопу. Проходим на его сайт , где в нужном окне вписываем ваш рабочий емэйл, на который, чуть погодя, вам придет ссылка на скачивание целого пакета полезных экшенов авторства Jimmy . Как устанавливать их в фотошоп, простите, тоже рассказывать не буду (поисковик в помощь), но в итоге в панели Actions у вас должен появиться пункт Generate Luminance Masks . Выделив нижний (светлый) слой и отключив изображение верхнего (пиктограммка с глазом), запускаем наш волшебный экшен кнопочкой Play selection .

05 . После окончания работы экшена, зайдя в панель Channels , ниже традиционных каналов Red , Green и Blue , вы увидите 18 новых, который создал экшн. Это и есть яркостные маски. Причём, на все случаи жизни. Как видите, они разделены на блоки Brights , Darks и Midtones . Переключаясь между ними, вы поймете почему они так называются.

06 . Пощелкав по каналам, я остановился на Brights 2 . Земля здесь почти полностью скрыта маской (закрашена черным), а небо, точнее проблемный пересвеченный правый верхний угол, наоборот, открыт (закрашен условно белым). Выделяем канал, а потом делаем Cntrl+клик по его иконке. После чего на изображении побегут так называемые "муравьи", обозначив границы будущей маски. Обратите внимание, как аккуратно "очерчено" дерево в правой части кадра.

07 . Переключаемся в панель слоёв (Layers ), выделяем верхний слой и добавляем ему маску. Для этого кликаем на пиктограмму серого прямоугольника с белым кружком в центре в самом низу панели слоев. И тут же мы видим, что "выбитое" до этого момента небо порозовело. Так работает маска. Недостающие на нижнем слое детали мы взяли со второй картинки. Для большей реалистичности можно по вкусу убавить непрозрачность верхнего слоя. Для пущей красоты возьмем большую черную кисть с мягкими краями и закрасим в маске нижнюю часть, скорректировав её. В канале Brights 2, который мы выбрали для маски, некоторые светлые детали на земле тоже попали в выделение, а черной кистью мы легко и быстро от них избавимся. В некоторых случаях экшн генерирует маски, которые вообще не нужно корректировать. Добавлю, что случаях, если вы снимали с рук или был ветер, который раскачивал деревья, полученную маску можно слега размыть по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian Blur ).

08 . На этом урок можно было бы и закончить, но мне захотелось чтобы небо было розовее. Делаем практически тоже, что только что сделали. Идем в панель Channells и делаем Cntrl+клик, но уже по каналу Brights 5 . Он больше всех подходит для моих целей. Добавляем корректирующий слой кривых (Curves ), в котором задираем красный канал. Естественно, благодаря точной яркостной маске, розовеет только верхний правый угол изображения, где и был закатный свет.

09 . После этого я совсем вошел во вкус и дополнительно поколдовал на отдельными фрагментами фото. И для каждого из них нашлась подходящая маска. Их на скришоте ниже я выделил кружком. Кроме того, я локально обработал отдельные кустики, мох, камни и так далее. Для этого, конечно, маски пришлось нарисовать вручную. Но это уже, конечно, другая история.

10 . Чуть не забыл. После выполнения всех манипуляций, слейте все слои в один (Ctrl+Shift+E ) и отыщите в наборе экшенов от Джимми Delete Luminance Masks и запустите его. Он удалит все лишние каналы, которые нам больше не нужны.

11 . Ну и финальный результат.
По ссылке вы можете скачать исходные два файла, свести их и выложить ваш результат в комментарии.

На этом всё. Надеюсь, урок окажется полезным.

UPDATE: Судя по отзывам, всю прелесть яркостных масок оценили не все.
Ок, вот вам более наглядные примеры:

Как видно, здесь так же много и ручных масок, но основные все равно сделаны с помощью экшена Джимми.


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно