Окружающий мир первобытный. Занимательная история «Первобытный мир»…. человечества, когда основные орудия труда и оружие

А) Взаимное приветствие

Б) фиксация отсутствующих

Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление и в 356 г до н.э. поджог красивый храм богини Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то хочет прославиться, совершая зло, а кто-то, - совершая хорошие поступки. Поднимите руки, кто хотел бы оставить свой след в истории?
Сегодня я предоставлю вам возможность прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным

Учитель: ученикам предлагается разгадать «Путаницу»

1.Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» (религия)

2. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» (земледелие)

3. Занятие древних людей, позволяющее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО»- (собирательство)

4. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» (родовая)

5. Термин, обозначающий последовательность событий во времени «ГИЛОЯРОХНО» (хронология)

Объявление темы урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Учитель: Итак,у нас с вами урок-исследование.Каждая группа будет исследовать свою определенную проблему. У нас будет группы археологов, антропологи, религиоведы, обществоведы. Знатоки.Группы получают свои задания. Внутри групп распределены роли участников групп: исследователь, секретарь, художник, оратор, тайм-кипер. Время на работу 10 минут.

1 группа «Археологи»

Задание: - составить археологическую карту каталог древних орудий труда;, Древнего Казахстана;

Уметь рассказать, объяснить свою карту;

2 группа «Антропологи»

Задание: - представить этапы развития древних людей;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

3 группа «Обществоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров занятия и типы общественного устройства древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

4 группа «Религиоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров мировоззрения и религиозные представления древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

Патриотическая физминутка. Все встали.

Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Работа с 5 группой (пока 1-4 группы работают самостоятельно)

Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно. Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

- Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

    Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на рисунки.

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

Проблемный вопрос

Поиск решения проблемы

Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?(Первая эпоха всемирной истории

А что такое историческая эпоха? Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка? (рисунок)

Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Проблемный вопрос

для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Для решения проблемной задачи, необходимо ответить на вопросы,

      Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей?

      Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей

      Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины?

      Какие открытия и изобретения сделали первобытные

Учитель: Итак, мы с вами провели большую работу. Исследовали каменный век. Теперь необходимо выяснить, что же вы, как ученые, узнали об этом периоде.

(группы представляют результаты своей работы, ватманы на доске).2-3 мин

Выражение решения проблемы. 2-3 мин

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

    Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире

    Учились в нем жить

    Отделять добро от зла

Слова из песни Если б небыло школ….»

Как вы думаете, ребята, почему я прочитала слова из этой песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

Д/з повторить тему древнекаменный век,

Первобытный мир – первые шаги человечества

4 класс, программа «Школа 2100»

Учебник «Человек и человечество», тема 10

    Создать образ эпохи Первобытного мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Первобытного мира.

    Объяснять, почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Первобытного мира.

    Развивать умение сравнивать, делать выводы.

    Воспитывать чувство взаимопомощи, дружелюбие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на фотографии. (слайды)

Что это за место?

Что вы о нем знаете? помните?

На этом сайте можно подробнее узнать об этом замечательном месте ( ) (слайд)

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. (слайд)

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?

    Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?

А что такое историческая эпоха?

Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые признаки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Знаем

Не знаем

    Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать его «детством человечества»?

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока?

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

    Расселение первобытных людей по планете.

Давайте посмотрим на карту на с. 48-49. Какая территория изображена на ней? (слайд)

В какое время?

Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли это карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?)

- Похожа ли судьба человечества в эпоху первобытного мира на судьбу маленького ребёнка?

В колонку «не знаем» записываем: ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ

2. Физминутка. (слайд)

Песня «Если б не было школ»

3. Покорение природы людьми первобытного общества. (слайд)

Работа в группах

У каждого их вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)

Задания группам.

    1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)

      Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)

      Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)

      Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника, фильм (смотрите приложения), энциклопедии)

Так как вы все-таки люди современные и живете на во времена первобытного общества, то как вы будете работать в группах?

Давайте сделаем выводы:

Стаи древнейших людей – без одежды и огня, едят плоды и мелких животных.

Общины древних людей – используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.

Ранняя община людей современного вида – коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.

Общины современных людей – выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?

Мы с вами смотрели фильм о достижениях первобытного общества. Все эти достижения человечество освоило в первобытную эпоху. Чем ещё она похожа на детство ребёнка?

В колонку «не знаем» записываем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ

    Первобытная мораль. (слайд)

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Как называют представления о добре и зле?

МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

- В колонку «не знаем» записываем:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»

Знаем

Не знаем

    Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории

    Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества

    Самые первые люди не умели выращивать растения и животных

    Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие признаки»

    Осваивали планету

    Учились бороться с голодом и холодом

    Появились первые представления о добре и зле

    Выражение решения проблемы.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

    Итог урока.

Что вам показалось трудным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

    Домашнее задание. (слайд)

    1. Выполнить одно из заданий рабочей тетради

      Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

Это каньон «Устиновские известняки» в Ильменском заповеднике – уникальный памятник природы. Известковым скальным обнажениям чуть менее 300 миллионов лет. Они хранят многие тайны…

Мы были в этом месте на осенних каникулах.

(слайд)

Первая эпоха всемирной истории (лента времени, с. 46)

Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Нет.

В детстве. (Тема 1)

- Что общего у эпохи первобытного мира с детством человека?

(записываются версии детей)

В эпоху первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство)

Научились выращивать растения, приручать животных

Все материки, кроме Антарктиды.

В эпоху Первобытного мира.

Да.

- Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Дети выполняют движения под эту песню.

Дружно, прислушиваясь к мнению друг друга, не перебивая, с уважением…

Группы выступают.

Жить одному очень сложно.

В детстве человек получает множество навыков: одеваться, готовить простую пищу, общаться с людьми.

Дети разыгрывают сценку, описанную в учебнике на стр. 50-51

Нет.

Мораль.

- Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

Вывод:

    Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире

    Учились в нем жить

    Отделять добро от зла


- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?»

- Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно.
Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)


  1. Постановка проблемы.
- Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)


  • Эпоха

  • Первобытный мир

  • Прародина человека

  • Цивилизация

  • Племя

  • Мораль

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?
(Слайд «Ребёнок в колыбели»)


  1. Версии детей, актуализация знаний.
- Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).
- А что такое историческая эпоха?
- Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.
- Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. Расселение первобытных людей по планете.
- Какая территория изображена на ней?

Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

Проследим по карте, как расселялись древние люди?
- Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.
(Слайд с анимационной картой)
- Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?
Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»
ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ
2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)
3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Работа в группах

У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)
(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.


    1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)

    2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)

    3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)

    4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).
- Время подготовки – 3 мин.
- Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.
2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.
3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.
4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?
- Что вам известно о достижениях первобытного общества?

Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ


  1. Первобытная мораль.
(слайд «Люди на природе»)

Что такое «добро»?

Что такое «зло»?

- Что считалось добром и злом в первобытном мире?

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле?

Слышали ли вы слово «мораль»?

- Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»
- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
- Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»


  1. Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? )
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

  1. Применение новых знаний.
- А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд « Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах , жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

VI .Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII .Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)


    1. Прочитать тему целиком

    2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

    узнать о появлении первых людей;

    выявить достижения людей Первобытного мира;

    объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

    учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

    создать образ эпохи Первобытного мира,

Оборудование:

демонстрационный материал:

    презентация

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир;

    новое время;

    древний мир;

    средние века;

    новейший мир;

    первобытный мир

    твой учебник математики;

    каменный топор;

    народная сказка;

    икона XY века;

    твой лицей;

Учебно-методический комплект

    Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

    Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег,
Строил хижины и убивал он дичь.
И бросал он обезьянам громкий клич

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный, наглядный

Что такое Первобытный мир?

Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Слайд4

Кто такой первобытный человек?

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек,живший в далёком прошлом

В детстве

СравнитьПервобытный мир с детством

Слайд4

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный, наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

Слайды 5-9

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету

Слайд10

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найтиответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный:подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат:каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Вывод.

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства

Возникновение религии

Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселения по планете.

Вставь в текст пропущенные слова.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы племена и роды которые состояли из людей , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек свое города и племени .

2. Используя свои знания из разделов курса «Окружающий мир», обведи те особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

  1. Ходил на двух ногах.
  2. Жил в пещере.
  3. Изготовлял орудия труда.
  4. Ходил на охоту.
  5. Одевался в шкуры животных.
  6. Не боялся огня.
  7. Развивался, придумывал что-то новое.
  8. Имел подвижные, ловкие конечности.
  9. Общался с помощью речи.
  10. Мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Обведи те особенности первобытного человека, которыми он был похож на животных.

3. Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события.

Нанеси те же данные в рамки на «реке времени» (стр. 31).
На «реке времени» рассмотри рисунки, обозначающие достижения и изобретения людей Первобытного мира. Сделай подписи к этим рисункам: приручение собаки, овладение огнём, земледелие, расселение по планете.

4. Выполни задания к контурной карте (см. страницы 82-83)

  • Подпиши названия океанов.
  • Подпиши части света.
  • Закрась место, где находилась прародина человечества.
  • Закрась районы возникновения первых цивилизаций.

Напиши, в каких частях света располагались первые цивилизации.

Азия, Африка

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй ири напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали.

Первобытные люди схватили найденного мальчика из чужого племени, связали его и привели в свою деревню. После этого они привязали его к дереву, что бы пленник никуда не сбежал. Вечером, когда в центре деревни соберется все племя, этого чужого мальчика принесут в жертву духам.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, пленили и принесли в жертву.
Аргумент(ы) потому что люди не должны причинять зло друг другу, а должны помогать, даже незнакомым людям.

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

Увидев получившего травму мальчика, я бы вызвал скорую помощь, а потом позвонил бы родителям мальчика, чтобы сообщить им о происшествии. Потом я бы остался подержать его до приезда скорой или его родителей. Я бы как мог постарался помочь ему.

Сделай вывод.

Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны помогать друг другу, особенно в сложных ситуациях.
Аргумент(ы) потому что надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Люди должны быть добрее друг к другу.