Конспект урока по окружающему миру "Золотые ворота" в Древнюю Русь (3 класс). Урок ««Золотые ворота» в Древнюю Русь Золотые ворота в древнюю русь

Один из древнейших памятников архитектуры Киевской Руси – всем известные Золотые Ворота в столице Украины городе Киеве. Их строительство датируется «золотой эпохой» Ярослава Мудрого – в этот период Киевская Русь находилась в зените своего могущества.
Изначально Золотые ворота строились как часть оборонительного сооружения, которое должно было защитить Киев от вражеских нападений. Со временем границы города отодвигались, ворота разрушались, и вскоре потеряли свою оборонительную функцию. Точную дату строительства вором называют 1037 год, как раз когда было окончено строительство защитных валов вокруг городских стен и известного киевского собора Святой Софии.

Золотые ворота – один из древнейших памятников культуры, сохранившихся до сегодняшнего дня. Он не зря внесен в список ценнейших памятников культуры ЮНЕСКО, ведь это сооружение служит примером древнерусской архитектуры, построенной в адаптированном византийском стиле.

Как уже было сказано, эти ворота были построены во времена Ярослава, в один период с собором Святой Софии. С тех пор они не терпели серьёзных разрушений вплоть до 1240 года, когда орда хана Батыя ворвалась в Киев и разрушила город. Золотые ворота были разрушены почти до самого основания. Историки сделали такой вывод из записок и зарисовок европейских путешественников. Первое их наименование – «Южные», так как расположены они были на южной стене города Киева. Вообще в древнерусскую столицу вело множество ворот с разных сторон, основными из них были Лядские, Южные (Золотые) и Львовские.

Золотые ворота изначально были каменными. Постройка сделана согласно технологическому процессу гибридной кладки, известной её во времена Античности. Процедура предполагала укладку камней, перемежая её слоями плинфы для выравнивания. Данная отличительная черта кладки заметна в фактуре стен.

Золотым воротам предназначалось быть составляющей оборонной постройки центральными воротами Киева. Они представляли из себя объемную арку, над которой находилась Благовещенская церковь, а под – боевая площадка. Каждый приезжий видел, что Киев – город христиан. Это произведение архитектурного искусства приводило в изумление жителей города и странников, а во врагов должно было вселить ужас и страх своей величественностью. Также они были подобием Триумфальной арки – через них в город тожественно въезжали князья с дружинами, возвращавшимися из военного похода.

Реставрационные работы над Золотыми воротами начинают вестись с 1832 года. Теперь они уже не выполняют оборонительную функцию, а становятся национальным историческим памятником, памятником древней архитектуры и военного искусства. Дальнейшее исследование археологами и восстановление исторического памятника продолжилось в начале 20-го века. В 1970 году было принято решение построить над воротами павильон, который уберег бы их от дальнейшего естественного разрушения.

К сегодняшнему дню Золотые ворота в Киеве представляют собой культурно- исторический музей. Тем, кто посетит этот музей, покажут внутреннее строение Золотых ворот, познакомят с историческими памятниками и экспонатами Древней Руси, расскажут о городе Киеве, его истории, и о самом сооружении в историческом контексте.

Также от экскурсоводов вы обязательно услышите легенду, связанную с событиями в Киеве в 1240 году. В этот год хан Батый собрал огромную орду и напал на Русь. Киев не сдавался дольше всех других городов. По легенде, самый умелый из киевских лучников 18-летний Михайлик, увидев, как Батый принимает обед со своими приближенными на Вышгородской горе во время осады Киева, выстрелил ему в руку с привязанной к ней запиской с требованием немедленно снять осаду с города. Напуганный и разозленный Батый потребовал от осажденных выдачи ему юношу, а напуганные в свою очередь жители города покорились. Михайлик обратился к жителям с речью, в которой сказал, что если бы он остался в городе, татары бы не взяли его вовек.

Экскурсоводы предложат вам подняться на входную площадку перед Благовещенской церковью. Оттуда открывает великолепный вид на окрестности – историческую часть города Киева.

1. Обведи то, что является объектом культуры.

Напиши, какие памятники культуры времён Древней Руси ты знаешь.

Собор Святой Софии в Новгороде и в Киеве, Успенский собор во Владимире, летописи, иконы, фрески.

Рассмотри рисунок на стр. 33 учебника и вставь пропущенные слова.

В Древней Руси крупные города отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.
В каждом древнерусском городе жили ремесленники , то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.
В древнерусских городах было много богатых купцов , которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.

Продолжи предложения.

Самыми образованными людьми в Древней Руси были монахи . Благодаря им мы много знаем о прошлом нашей страны, потому что монахи умели писать . Они вели летописи, в которых рассказывали обо всех важнейших событиях, происходивших на Руси: о строительстве новых храмов, о военных походах, о начале правления новых князей и т.д.

3. Укажи века, в которых были построены эти города.

В дополнительной литературе найди данные о возникновении других городов, продолжи таблицу. Обведи название самого старого и самого молодого города.

Годы основания других городов России:

  • Полоцк - 863 год
  • Углич - 937 год
  • Брянск - 985 год
  • Рязань - 1095 год

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Древней Руси и очень много интересного узнаем о памятниках культуры того времени. А для начала вспомним, какие вам известны города-центры древнерусской культуры? Какие памятники древнерусской культуры сохранились в этих городах?

Почему города считаются центром культуры?

Что относится к культурным ценностям?

  • А сегодня мы отправимся вместе с Анютой и Илюшей во Владимир. Этот город назван в честь его основателя Владимира Мономаха. А побываем мы в городе во времена правления Андрея Боголюбского. Он был крупным государственным деятелем, отважным полководцем и хорошим дипломатом. При нём город Владимир стад крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей “сильно устроил” Владимир, привлёк в него “купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких.”

Откройте учебник с.46. Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке.

Как вы думаете, почему они так называются? (версии детей)

  • Золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры.

Чтобы пройти через Золотые ворота нам нужно сказать пароль. А паролем служат важные понятия. Стража пропустит только тех, кто знает исторические понятия.

Словарная работа.

Я называю определение, а вы на листочках записываете название понятия.

1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. (Город)

2. Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. (Ремесленники)

3. Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. (Купцы, торговцы.)

4. Здание, в котором христиане собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. (Храм)

5. Одна из самых распространенных в мире религий, вера в единого Бога Иисуса Христа. (Христианство)

/Взаимопроверка, одного учащегося спросить на оценку. Листочки сдать/

III. Формирование новых знаний.

Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – Успенский собор. В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона.

1. Видеосюжет “Храм Божий”.

2. Чтение текста учебника с.47-48.

3. Видеосюжет “Святые лики”.

4. Рассматривание икон в учебнике с.48. Сообщения учащихся об

иконах Владимирской Божьей Матери, Святого Георгия, Ильи-пророка.

Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.

Физминутка.

5. Чтение текста учебника с.48-49

6. Беседа по иллюстрации с.49. На доске плакат.

Буква Читается Обозначает
Аз Я
Буки Буква, книга
Веди Ведать, знать
Глагол Говорю, слово
Добро Добро
Есть Есть
Живете Жизнь
Земля Земля
И И
Како Как
Люди Люди
Мыслите Мыслить

Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите на знакомые и незнакомые вам начертания букв.

Первая буква пишется А, читается – аз, а обозначает - я. Вторая буква пишется Б, читается – буки, а обозначает – буква книга.

Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составьте текст, объясните его. (Групповая работа)

/Я, книга, знающая слово добра, есть жизнь земли и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

Каждое название буквы несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали. Вы правильно перевели фразы: “Я буквы ведаю (знаю).” Далее “Глагол добро есть”. В перечислении этих букв подряд заложена заповедь человеку, чтобы зря словами не бросался, не словоблудничал, поскольку “Слово добро есть”. “Рцы слово твердо”, т.е. “Говори слово внятно,” отвечай за свои слова”. Хорошо бы многим из нас этому научиться как в произношении, так и в ответственности за свои слова.

7. Рассматривание рисунка-комикса (с.50)

Как вы можете ответить на вопрос, Илюши о грамотности Древней Руси?

В XII веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных занятий использовали берёзовую кору (бересту). Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заостренной с одного конца (“писало”). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживали написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.

Чернила готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт – смесь дубовых орешков, вишневого клея и кислого мёда.

Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузницы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник-златописец. Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ. Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти прежде всего.

8. Видеосюжет “Какие же были наши первые книги.

Центрами грамотности и просвещения были монастыри. Монахи стали первыми летописцами.

9. Чтение текста учебника с.51-52.

10. Видеосюжет “Монастыри России”

IV. Первичное закрепление.

1. Работа в “Рабочей тетради” /работа в паре/

Откройте рабочую тетрадь (с.12). Выполните задание 21.

/Проверка: правильное высказывание - хлопок, неверное – тишина/

2. Компьютерное тестирование /фронтальная работа/

Задание 22.

Мы с вами не заметили, кА вновь прошли под сводами Золотых ворот – ворот в Древнюю Русь.

V. Итог.

1. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Главная часть храма.

3. Брат Кирилла.

4. Старославянская азбука.

6. Изображение, сделанное красками.

7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу.

8. На чем писали в Древней Руси?

По горизонтали:

1. Город, в котором находятся Золотые ворота.

5. Запись событий русской истории по годам.

2. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

С помощью книг соверши путешествие во времена Древней Руси, узнай побольше о созданных тогда храмах, иконах, книгах.

Цели: 1. Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. 2. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь. 3. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков. – Что вы понимаете под словом «культура»? (Если ученики затрудняются с ответами, то можно прочитать с ними объяснение из словарика: «Культура – это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой».) – Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) – Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». (Учащиеся высказывают предположения.)

konsp_okr_ist_3kl_ur8.doc

Картинками

Окружающий мир (3­й класс) ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО Урок 8. РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА Тема: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» В ДРЕВНЮЮ РУСЬ Цели: 1. Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. 2. Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь. 3. Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 2 1 3 – Что вы понимаете под словом «культура»? (Если ученики затрудняются с ответами, то можно прочитать с ними объяснение из словарика: «Культура – это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой».) – Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) – Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. © ООО «Баласс», 2013

(Учащиеся высказывают предположения.) Работа в рабочей тетради. – Откройте рабочие тетради на с. , выполните задание 1. (Что из изображённого на рисунке является объектом культуры?) – Сгруппируйте объекты «по тому, для чего они нужны человеку». Так, «вещи» делятся на группы «жилища», «средства передвижения», «инструменты», «хранители информации – знаний». Группа объектов под условным названием «мысли» включает в себя «поиск решения примера», «проект будущего автомобиля», «стихотворную строку, сложившуюся у поэта». Группа «чувства и образы, отражённые в искусстве», может складываться из «красивого пейзажа», «скульптурного портрета», «весёлой мелодии», «задорного танца». Задача учеников – пояснить, почему тот или иной объект подпадает под объяснение понятия «культура». Для этого изображенный объект надо описать и указать источник его появления: если он создан человеком, а не природой, и при этом красив и полезен, – это памятник культуры. Упрощая задачу, учитель при обсуждении объектов может не­ однократно задавать детям вопрос: «Зачем человек создал это?» Тем самым мы выявляем «полезность» того или иного объекта, указывая на потребности культурной творческой деятельности, направленной на его создание. Беседа. Работа с картами. – Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе. (Посуду, мебель, одежду, транспортные средства и т.д. Из духовной культуры – песни, танцы, сказки и т.д.) 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013

– Где были распространены эти памятники культуры – в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.) – Посмотрите на карту на с. 30 учебника – много ли было городов в Древней Руси? (Нет.) – Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили два­три человека из ста (для сравнения – в современных городах России живёт 64 человека из ста). На доске появляется запись: Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало. – Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов». На доске появляется запись: Древняя Русь – «страна городов». – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли «страной городов».) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Для того чтобы решить поставленную проблему, давайте заполним таблицу «знаем – не знаем». В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания и иллюстрации к теме 6. В правую колонку – то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. © ООО «Баласс», 2013

Учащиеся рассматривают иллюстрации учебника на с. 32–36, перечисляют особенности городов. Учитель прикрепляет к доске заранее подготовленные листы или, наоборот, снимает листы бумаги, закрывающие заранее написанный текст. Так заполняется левый столбик таблицы (см. ниже). Далее учитель заполняет правый столбик таблицы. На доске должно получиться примерно следующее (без надписей в скобках): Что мы знаем о городах Древней Руси Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами (тема 5, ил. на с. 32). Можно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь (тема 5, ил. на с. 33). Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой (ил. на с. 34). В городах была распространена письменность (ил. на с. 34–36). Что не знаем о городах Древней Руси Кто постоянно жил в городе? Кто и для чего приезжал в город? Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план на основе правой колонки в таблице. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2013

Совместное ΙΙ открытие знаний. Поиск решения проблемы. 1 3 6 3 3 Работа в учебнике. 1. Жители и гости древнерусских городов. – Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? Ученики высказывают предположения, которые можно проверить с помощью текста учебника на с. 26–27 от слов «иностранцы приезжали…» до «…об искусных мастерах». В тексте упоминаются князь, ремесленники, купцы. Упоминание городского собора (храма) позволяет предположить, что в городе жили священники. – Зная, кем были жители древнерусских городов, можем предположить, кто к ним приезжал и зачем. Давайте попробуем разыграть «Сцены из городской жизни». Из числа учеников выбираются великий князь, дружина, помощники князя, купцы, крестьянами, заморскими гостями, мастерами из других городов, бродячими артистами и т.д. Ученики, играющие роли жителей города, придумывают, что они могут предложить друг другу и «гостям». Ученики, выступающие в ролях гостей, придумывают, для чего они приехали в город, обращаются импровизированные сценки. Учитель может предложить для них сюжеты: крестьяне привезли на продажу овощи; люди, назначенные князем, собирают дань; князь решает спор между «гостем» и «жителем» (например, о краже товара); иногородние мастера ищут работу и т.д. Ученики (группы учеников) Разыгрываются Остальные ремесленники, к «жителям». короткие будут священник. © ООО «Баласс», 2013 Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

показывают сценки по очереди. Удобно, если парты будут расположены по кругу, а ученики рассядутся на стульях перед партами, как бы «внутри городских стен», лицом к «центральной городской площади» и друг к другу. Можно прикрепить всем заранее заготовленные таблички «князь», «купец», «крестьянин» и т.д. – А теперь представьте: всё, что вы показали, происходило в городе не по очереди, как в наших сценах, а одновременно! Что получится, если показать все сценки сразу? (Будет шум, неразбериха, толкотня.) – Попробуйте объяснить фразу «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела». Ученики предлагают свои объяснения, подчёркивая, что в города съезжалось очень много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади. 2. Значение городов Древней Руси. – Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? – Посмотрите на иллюстрацию на с. 36 и прочитайте задание. Вы можете его выполнить? (Нет, мы не знаем, кто такие монахи.) Ученики по цепочке читают фрагмент «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура». После этого в группах или фронтально, с помощью учителя ученики выполняют задание к иллюстрации. – Давайте ответим на последний вопрос таблицы: Чем городская жизнь была непохожа на деревенскую? Ответы учеников можно свести к трём­четырём основным высказываниям. Города были центром: а) политической (сам князь и его помощники решали важные государственные вопросы); © ООО «Баласс», 2013

б) экономической (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами); в) религиозной (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри); г) культурной жизни страны (в городах накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства, привезённые из разных мест огромным количеством людей). – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ . Самостоятельное применение знаний. 2 1 4 1 4 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?) – Посмотрите, на все ли вопросы таблицы мы ответили? (Да, на все.) Можем ли мы теперь дать ответ на главный вопрос урока? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах. Работа в учебнике. – Прочитайте вопросы 1–6 после текста. Попробуйте ответить на вопросы. Ученики работают парами. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Работа в рабочей тетради. Можно предложить детям выполнить задания № 2 и 3. VΙ . Домашнее задание. Вопросы к ученику (формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Обязательное задание для всех: выполнить задания 2 и 3, повышенный уровень. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание: 1. – Представь, что ты попал на торговую площадь древнего Новгорода. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел: какие товары, как одеты люди, как выглядит город и т.д. 2. – С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о том, как ТОУУ © ООО «Баласс», 2013

возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукого и т.д.). – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? V. Итог урока. К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально­трудовой практики. Культура каждого народа предстаёт как часть мировой культуры, как результат творческих усилий, включающий в себя всё, что было создано умом и руками людей. Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура – это развитие техники, орудий труда, жильё, одежда, быт. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. Градостроительство, архитектура и искусство. Материалы археологических раскопок в соединении с дошедшими до нас письменными сообщениями позволяют судить о высокой хозяйственной культуре Древней Руси. Развитию ремесёл и культуры способствовал быстрый рост городов. К концу XII века существовало уже 238 городских поселений. Названия © ООО «Баласс», 2013

древних городов Руси в основном были славянскими: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Изборск и т.д. Располагались они обычно на холме или высоком берегу реки. Город делился на части: центральную, где располагался хорошо защищённый «детинец» – там стояли дома знатных людей, – и торгово­ремесленную – «посад» или «подол» – менее безопасную, но зато более выгодную и удобную. Почти все города имели деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город» бытовало «срубить город». Городские стены состояли из деревянных срубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуя кольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт. (См. Кацва А.А., Юрганов А.Л. История России VIII– XV вв. Учебник для 7­го класса. – М.: МИРОС, РОСТ, 1998. С. 85–86.) Говоря о древнерусских городах домонгольского времени, следует заметить, что до конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки возводились деревянные или деревянно­земляные. В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Над ними обычно возводили надвратную церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них же въезжали самые почётные гости. Сейчас нам известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас с того периода. Одно из первых каменных сооружений, возведённое греческими мастерами в конце X века, – это 25­главая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до наших дней сохранился лишь фундамент. В середине XI века при Ярославе Мудром в Киеве был сооружён Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота. Этими постройками город как бы подчеркнул своё желание не уступать по величию Константинополю. XI – начала XII веков, близких по стилю. Принципы строительства древнерусских храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31 х 31 см и толщиной 2,5–4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово­купольным. Четыре, шесть или более столбов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения. Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, её место занял иконостас с 5–7 территории каменных На известно около Руси храмов 15 © ООО «Баласс», 2013

сырую в грунтовки. поверхность рядами икон. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй и его приближённые. Хоры, как правило, соединялись переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Техника фрески требовала от художника большого мастерства и чёткости в работе. На сырую штукатурку нужно было быстро нанести контур рисунка и наложить краски. Малейшая неточность в исполнении могла потребовать полной замены штукатурки. Фрески писали водяными красками, хорошо впитывающимися И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись Софии Киевской достигла большой выразительности. Исследования показали, что в древности фресковая живопись покрывала все стены и своды храма, пристройки, башни, галереи. Но затем от пожаров, разорения и небрежения часть фресок погибла, часть была забелена и записана заново. В Софии Киевской сохранились фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты – специального стекловидного материала. В технике мозаики выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым украшением храмов были иконы (в переводе с греческого – изображение, образ). Иконы писались на сухих, в течение нескольких лет выдержанных досках. На деревянную основу наклеивалась паволока (холст), а на неё накладывался левкас (слой мела), по которому писали красками. Для написания больших икон несколько досок скрепляли сзади шпонками. Нередко древние иконы были написаны на золотом фоне, символизировавшем Божественный свет, вечность. (См.: Тихомиров М.Н. Русское летописание. – М., 1979.) Первые иконы на Руси были написаны греческими мастерами, являлись, как правило, принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII веков. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Великому художнику удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины­матери: радость материнства, нежное любование своим ребёнком и © ООО «Баласс», 2013

одновременно предчувствие мук, ожидающих её дитя. Владимирская Богоматерь – одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Письменность и просвещение. Распространение письменности на Руси началось задолго до принятия христианства в 988 г. О надписях по­русски на камне и дереве упоминают авторы, жившие в X веке. Текст договора Олега с греками (911 г.) был составлен как на греческом, так и на русском языках. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Братья­миссионеры из греческого города Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60­е годы IX века Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий, как считает сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит («глаголицу»), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма – так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор и которая была упрощена Петром I, а затем в 1918 г. Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица – глиняные или каменные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия». Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи помози», и далее следует текст просьбы. Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты, что говорит о высоком уровне грамотности среди новгородцев. В настоящее время найдено более 700 грамот – в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове и других городах. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром в Киеве школы, где обучалось более 300 детей. Дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Киевский князь Ярослав Мудрый был известен не только тем, что сам «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днём», но и тем, что «собрал © ООО «Баласс», 2013

книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Написанные этими людьми книги положили начало библиотеке при соборе Св. Софии в Киеве. Летописец XI века неоднократно прославляет книгу и книжное учение. «Велика ведь бывает польза от учения книжного, книги наставляют и научают нас»; книги дают мудрость, они «реки, напояющие вселенную, ими мы в печали утешаемся»; «Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей» – эти изречения как бы наталкивают человека на познание духовных богатств, скрытых в книгах. Киевская Софийская библиотека не была единственной на Руси. Известно, что большие собрания книг имелись при храмах и в других древнерусских городах – например в Новгороде и Полоцке. Библиотеки собирались и крупными монастырями. В XI–XII веках Киево­Печерский монастырь, новгородский Юрьев монастырь располагали крупными собраниями как переводной, так и своей, оригинальной литературы. Книжники этих монастырей принимали участие в составлении летописей. Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошло около 150 книг. Древнейшая среди них – Остромирово Евангелие (1056–1057). Оно написано на пергаменте, на изготовление которого шли специально выделанные, как правило, телячьи кожи. Шкуру животного обрабатывали золой и поташом, тщательно очищали от мяса, шерсти и щетины, натирали мелом для обезжиривания, выглаживали пемзой и выскабливали ножом для получения ровной поверхности. От степени подготовленности мастера во многом зависело качество пергамента. Русские книги XI–XII веков писались, как правило, на пергаменте, который ввозился из Византии и из западных стран. Со временем появляется и русский пергамент, на котором написано большинство известных нам памятников, начиная с XIII века. Текст начинали писать с большой красной буквы, нередко как бы вплетённой в орнамент, – буквицы (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшались заставками – орнаментальными рисунками в начале новой главы – и миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их бережно хранили, передавая как часть наследства. © ООО «Баласс», 2013

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Летописание на Руси стали вести вскоре после принятия христианства. Самая знаменитая летопись Древней Руси – «Повесть временных лет», составленная монахом Киево­Печерского монастыря Нестором в начале XII века. Все помнят созданный А.С. Пушкиным образ летописца – он повествует о событиях беспристрастно. В действительности же летопись носила тенденциозный характер, писалась по заказу князей, монастырей. «Рукой писца, – как отметил академик А.А. Шахматов, – управляли политические страсти и мирские интересы». В литературе периода феодальной раздробленности ведущей была идея единения Русской земли. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шёл рассказ о местных событиях. Известными летописями являются также Псковская, Новгородская, Ипатьевская, Лаврентьевская летописи. «Ипатьевская летопись» названа так потому, что была обнаружена в одноимённом монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал её для суздальско­ нижегородского князя. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе нашего народа против кочевников, о его созидательном труде. © ООО «Баласс», 2013

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУПрочитайте текст проблемы урока на стр. 32.
Как путешественники называли
Древнюю Русь?
«Страной городов»
Где жили большинство жителей Древней Руси?
Золотые ворота
во Владимире.
В деревне.
Какое вы заметили противоречие?
Городов было мало, но Русь называли «страной городов».
Какой возникает вопрос?

Тема урока: «Золотые ворота»
в Древнюю Русь»

Расскажите, когда и как начались времена Древней Руси?
882 год-князь Олег
988 год-князь
Владимир
Что вы понимаете под словом «культура»?
Культура – это все достижения человечества, все то полезное и
красивое, что было сделано человеком, а не природой.
(Толковый словарик стр.145)

С помощью текста «Жители и гости древнерусских городов» объясните,
что видели путешественники из Европы, приезжая в Древнюю Русь.
купцы
ремесленники

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Найдите на рисунке ремесленников и расскажите, каким мастерством
они владеют. Найдите на рисунке торговцев и расскажите, какими
товарами они торгуют.
Попробуйте
объяснить фразу:
«В деревнях
жизнь текла, а в
городах кипела».
В города съезжалось очень много людей, который толпились
около дворца князя, в соборах, на торговой площади.

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

С помощью текста «Храмы Древней Руси - хранители культуры» и
иллюстраций объясни, почему храмы называют «хранителями культуры»?
фреска
алтарь
икона
мозаика

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

С помощью текста на стр. 35-36 и иллюстраций определите, что ещё могло
удивить путешественников из Европы, приезжавших в Древнюю Русь.
Кирилл и Мефодий
Кириллический
алфавит
Рукописная
книга времён
Древней Руси

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Прочитайте текст «Труды и молитвы». Как древнерусские монахи помогли нам
узнать о прошлом нашей страны?
Монахи - люди, посвятившие всю свою жизнь служению Богу.
Древнейшие сохранившиеся
русские книги
Монахи из года в год делали записи обо всём, что произошло:
о строительстве храмов, о военных походах, о начале правления
нового князя и о многом другом. Так появились летописи – записи
событий русской истории, расположенные по годам. Именно
летописи сохранили для нас память мять о временах Древней Руси
– сильного государства, в котором была создана богатая и яркая культура.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполните в рабочей тетради задание № 1(Н) стр.12. Проверьте себя.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполните в рабочей тетради задание № 2(Н) стр.13. Проверьте себя.
города
ремесленники
купцов

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Подводим итог урока
Что мы хотели сегодня выяснить?
Почему Древнюю Русь называли «Страной городов»?
Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?
Города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев
поражали красота, необычность русских городов, а огромное
количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё
население Руси живёт в городах.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми
городами, в которых было множество разнообразных
памятников культуры.

Источники информации:

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради
для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество»
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин.
2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу
окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов,
М.Е. Турчина
3. Изображения с http://images.yandex.ru
4. Авторские задания.