Третьяковская галерея - картины, что посмотреть, информация для туристов. Третьяковская галерея краткая информация Что есть в третьяковской галерее

Как добраться до музея

  • На метро
  • На машине
  • Наземный транспорт

От станции «Третьяковская»: поверните налево после выхода из метро и перейдите улицу Большая Ордынка. Затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от Вас.

От станции «Новокузнецкая»: после выхода из метро пройдите вперед к улице Пятницкая и двигайтесь по ней в левую сторону до пешеходного перехода. Перейдите дорогу и следуйте по Климентовскому переулку до пересечения с улицей Большая Ордынка. Перейдите улицу Большая Ордынка, затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от Вас.

От станции «Полянка»: после выхода из метро пройдите вперед до улицы Большая Полянка и поверните налево. Продолжайте идти вперед и поверните направо возле автобусной остановки. Выйдите Большой Толмачевский переулок и пройдите по нему до сквера. Поверните налево в Лаврушинский переулок, здания галереи будут слева от Вас.

Лаврушинский переулок является пешеходной зоной. Если вы приехали на автомобиле, Вам нужно припарковать его на Кадашевской набережной, либо в ближайших переулках.

Вы можете доехать на автобусе 25 или троллейбусе 8 до остановки «Станция метро Третьяковская». После этого пройдите по Большому Толмачевскому переулку мимо сквера и поверните направо в Лаврушинский переулок. Здания галереи будут слева от вас.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В наш стремительный 21 век люди всё чаще стали путешествовать по миру. И едут не только, чтобы отдыхать на природе, на море, но и для того, чтобы познакомиться с культурными достопримечательностями.

В Москве одним из таких центров «культурного паломничества» стало Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» (ГТГ или Третьяковка).

Вконтакте

Немного истории

Принято считать, что история создания галереи началась, когда купец Павел Михайлович Третьяков купил две картины художников-соотечественников. Произошло это в 1856 году. В дальнейшем, в 67 году девятнадцатого столетия в Замоскворечье для всех желающих открылась «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых».

Позднее, в августе 1892 г., коллекция была подарена Третьяковым городу Москва. Формально же музей был открыт 15 августа 1893 г.

Поначалу галерея размещалась в особняке Третьяковых , но постепенно к нему делались пристройки для хранения расширяющейся коллекции. Свой окончательный известный вид Третьяковка получила в 1902-1904 гг. План проекта был разработан архитектором В. Н. Башкировым по эскизам художника В. М. Васнецова.

В дальнейшем к Третьяковке были присоединены другие здания: храм, музеи, дома и квартиры известных русских художников.

На сегодняшний день ГТГ - это огромный музейный комплекс, включающий в себя восемь зданий и строений.

Адрес Третьяковской галереи и её отделов

Основные здания

Расположилась Третьяковская галерея там же, где находится метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая». Проще всего добраться до Третьяковки от станции «Третьяковская». Выйдите из метро. Поднимитесь на улицу из метрополитена и пройдите к улице, носящую название Большая Ордынка. Перейдите её, и вы окажетесь у здания бара-ресторана. Слева от здания бара-ресторана будет Ордынский тупик. Далее, идите до конца Ордынского тупика, мимо сквера Шмелёва, до переулка Лаврушинский. На другой стороне переулка будет стоять строение Инженерного корпуса, а правее от него ГТГ .

Станция «Новокузнецкая» находится недалеко от станции «Третьяковская». Перейдите по переходу метро «Новокузнецкая»-«Третьяковская» и выйдите из метрополитена. Далее, идите тем же маршрутом, как и от станции «Третьяковская». С обратной стороны Инженерного корпуса находится храм Святителя Николая на Толмачах. Его адрес: переулок Малый Толмачёвский, дом № 9. Здесь выставляются церковные художественные ценности.

  • Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Третьяковская галерея на Крымском Валу знакомит с работами советских и российских художников периода новейшей истории, т. е. 20 века и начала 21 века.

Вблизи от неё находятся такие станции подземки, как «Октябрьская» и «Парк культуры». Чтобы добраться от станции «Октябрьская» , нужно, выйдя из метрополитена, перейти по подземному переходу через улицу Большая Якиманка, затем пройти по Крымскому Валу до Центрального дома художника (ЦДХ). В этом доме и расположена Третьяковская галерея. Чтобы добраться до неё со станции «Парк культуры», нужно пройти по Новокрымскому проезду, далее по Крымскому мосту до поворота налево на улицу Крымский Вал.

Путеводитель по архитектурным стилям

В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.

Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного брака ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя девушки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов - только реализм и живые сюжеты.

Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергей Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.

Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.

Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кракову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.

Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.

Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею, а моей - тем более: ведь мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я - «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее.

Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой - сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее.

Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.

Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.

В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.

На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой смерти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.

После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого и название, написанное древнерусской вязью.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым.

А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.

Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века - равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Тараканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.

Я свежий кавалер,
И всем теперь понятно,
Я буду всем в пример,
И все пойдет в зачет.
Я свежий кавалер,
Я парень импозантный,
Атласный этот флер
Мне очень подойдет.
Открой пошире дверь,
Мне почему-то жарко,
Я крестик заслужил,
И слава надо мной,
Я свежий кавалер,
Прижмись ко мне, кухарка,
И ласку окажи,
Ты мне ночной порой.
Теперь я, как актер,
Я Гамлет, я Отелло,
Великолепный сан,
Мне светит, как портрет,
И мой атласный флер,
Наброшен так умело,
И даже мой топчан,
Всем излучает свет.
Есть крестик у меня,
Но этого мне мало,
Я свежий кавалер,
Я покоритель дам,
Дождусь такого дня,
Как стану генералом,
И буду всем в пример,
Для дочек и для мам…

Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.

Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидаром стер подпись Савицкого.

На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.

А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.

25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события. А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, и картину вернули.

Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю - П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.

Говорят, что... ...здание Третьяковской галереи пострадало во время Великой Отечественной войны: две фугасные бомбы разбили стеклянную крышу в нескольких местах, разрушили межэтажные перекрытия некоторых залов и главный вход. Восстановление здания началось уже в 1942 году, и в 1944 работало 40 из 52 залов, куда вернулись эвакуированные экспонаты.
...одинокие девушки могут загадать желание возле картины В.М. Васнецова «Аленушка», и любовь не заставить себя ждать.
...девушкам не выданье нельзя долго смотреть на портрет Марии Лопухиной в Третьяковке. Она умерла вскоре после написания картины, а ее отец, мистик и магистр масонской ложи, заманил дух дочери в этот портрет.
...швейцары Третьяковской галереи не подпускали Илью Репина к картинам, если у него в руках были кисти. Художник был настолько самокритичен, что норовил поправить уже законченные картины.
...коллекция Третьяковской галереи едва не погибла в наводнении 1908 года. Когда Лаврушинский начало заливать водой, здание обнесли кирпичной стеной, которую постоянно надстраивали, чтобы сдерживать воду. А работники галереи на время наводнения перенесли все картины на второй этаж.
...в Третьяковке есть портрет Ивана Абрамовича Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса. Хранители шутят, что Серов так точно скопировал французского художника, что в России стало на одну картину Матисса больше.

Третьяковская галерея на фотографиях разных лет:

А вы бы могли дополнить рассказ о Третьяковской галерее?

Адрес: Москва, Лаврушинском переулке, д. 10
Дата основания 1856 год
Координаты: 55°44"29.0"N 37°37"12.9"E

Содержание:

В знаменитой галерее экспонируется более 180 тысяч произведений отечественного искусства. Мир картин русских художников завораживает и привлекает немало гостей. Чтобы увидеть старинные иконы, мозаики, пейзажи, портреты и исторические полотна, в Третьяковку приходят школьники, студенты, служащие и пенсионеры. По статистике за год один из самых известных музеев Москвы посещает более полутора миллионов посетителей.

Вид на вход в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. В центре - памятник Павлу Третьякову

Основатель музея

Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.

Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников. Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.

Зал № 9 - «Всадница» - 1832 (Карл Брюллов)

В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.

Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.

Зал № 26 - «Богатыри» - 1881 - 1898 (Виктор Васнецов)

В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.

Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.

Зал № 28 - «Боярыня Морозова» - 1884 - 1887 (В. И. Суриков)

История галереи

Художественное собрание картин содержалось за счет завещанного капитала Третьякова – 125 000 рублей. Еще 5 000 ежегодно доплачивало государство. На проценты от денег мецената приобретали новые картины.

Галерея размещалась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Однако, коллекция постоянно росла, и места для нее не хватало. Музейное здание несколько раз перестраивалось. В начале прошлого века у него появился выразительный фасад, спроектированный архитектором Василием Николаевичем Башкировым по эскизам, которые создал художник Василий Васнецов. Сегодня красивый фасад в псевдорусском стиле стал одним из узнаваемых символов московского музея.

Зал № 25 - «Утро в сосновом лесу» - 1889 (Иван Шишкин, Константин Савицкий)

В 1913 году попечителем художественного собрания избрали живописца Игоря Грабаря. Вскоре после революции, коллекция получила статус государственного музея. Грабарь ввел расположение картин по хронологии и создал фонд, благодаря которому можно было пополнять музейные коллекции.

В 1920-е годы галереей заведовал известный архитектор Алексей Щусев. Музей получил еще одно здание, и там разместились администрация, научная библиотека и фонды графических работ.

Зал № 27 - «Апофеоз войны» - 1871 (Василий Верещагин)

В 1930-х годах в стране проводили активную антирелигиозную кампанию. Власти на местах закрывали обители и церкви, забирали принадлежащее им имущество и арестовывали священников. Под лозунгами борьбы с религией был закрыт Никольский храм в Толмачах. Освободившееся культовое здание пустовало недолго, и его передали музею в качестве запасника для хранения живописи и скульптурных работ.

Позже церковь соединили с музейными залами корпусом в 2 этажа, и здесь стали демонстрировать огромное полотно «Явление Христа народу», написанное художником Ивановым. Потом появился новый «щусевский» корпус. Поначалу там проходили выставки, но с 1940 года новые залы включили в главный музейный маршрут.

Иконы в Третьяковской галерее

В начале войны, когда фашисты рвались к столице страны, галерею начали демонтировать. Все полотна аккуратно вынули из рам, скатали на деревянные валы, и, переложив бумагой, упаковали в ящики. В июле 1941 года их погрузили в железнодорожный состав и вывезли в Новосибирск. Часть галереи отправили в Молотов – нынешнюю Пермь.

Открытие музея прошло уже после Дня Победы. Экспозицию полностью восстановили на прежних местах, и, к счастью, ни одна из картин не была утрачена или испорчена.

Зал № 10 - «Явление Христа народу» - 1837–1857 (Александр Иванов)

К 100-летию открытия музея был возведен зал для работ известного русского живописца Иванова. А в 1980 году перед музейным зданием появился монумент Павлу Третьякову работы скульптора Александра Павловича Кибальникова и архитектора Игоря Евгеньевича Рожина.

К 1980-м годам здесь хранилось более 55 тысяч картин. Количество посетителей настолько выросло, что здание необходимо было срочно расширять. Перестройка заняла несколько лет. Музей получил новые помещения для хранилища картин, депозитария и работы реставраторов. Позже возле основного здания появился новый корпус, который назвали «Инженерным».

Зал № 19 - «Радуга» - 1873 (Иван Айвазовский)

Защитой картин от вандалов занимаются все художественные музеи мира, и галерея в Москве – не исключение. В январе 1913 году здесь случилось несчастье. Неуравновешенный зритель набросился на знаменитое полотно Ильи Репина и порезал его. Картина, изображающая русского государя Иоанна IV Грозного и его сына, получила сильные повреждения. Хранитель музея Хруслов, узнав о нападении, от отчаяния покончил с жизнью. В реставрации картины участвовал автор и другие художники, и лица героев воссоздали заново.

Весной 2018 года произошла очередная трагедия с той же картиной. Пьяный вандал разбил стекло, которое защищало полотно, и в трех местах повредил его центральную часть. Позже он не смог внятно объяснить сделанное.

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» - 1839-1843 (Карл Брюллов)

За путенепробиваемым стеклом в галерее хранится одна из самых почитаемых русских икон – Божия Матерь Владимирская. Этой реликвии более десяти веков. По преданию знаменитая икона защитила москвичей и спасла город от нашествия войск хана Мехмет-Гирея. Так как красочный слой со временем начал отслаиваться, реставраторы провели восстановительные работы, но не тронули лики Богоматери и Иисуса.

Музейный комплекс

Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.

Зал № 17 - «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») - 1866 (Василий Перов)

Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.

Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.

Зал № 3 - «Портрет Петра III» - 1762 (Антропов А.П.)

Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.

Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.

Зал № 26 - «После побоища Игоря Святославича с половцами» - 1880 (Валентин Байгильдин)

Как добраться

Основное здание находится в центральной части города, в Лаврушинском переулке, 10. До него легко дойти пешком от станций метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая».