Презентация на тему йозеф гайдн. Презентация на тему: "Франц Йозеф Гайдн Отец Йозефа был искусным каретных дел мастером и любил петь, аккомпанируя себе на арфе Мать служила кухаркой в имении графа,". Скачать бесплатно и без регистрации. Гайдн дирижирует с

Слайд 2

Франц Йозеф Гайдн(1732 – 1809)

  • великий австрийский композитор,
  • представитель Венской классической школы,
  • один из основоположников симфонии и струнного квартета.
  • Слайд 3

    Нижняя Австрия – родина Гайдна

    Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда)родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).

    Слайд 4

    Хайнбург-на-Дунае

    • Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
    • Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
    • В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
    • Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.
  • Слайд 5

    Учёба в Вене

    • Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
    • Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
    • Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.
  • Слайд 6

    Юность

    • До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.
    • Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
    • В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
  • Слайд 7

    Трудное десятилетие

    • Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
    • Усердно занимался теорией композиции.
    • Писал сонаты для клавесина.
    • Первыми крупными его сочинениями были
    • две мессы brevis, F-dur и G-dur,
    • опера «Хромой бес» (не сохранилась);
    • около десятка квартетов (1755),
    • первая симфония (1759).
  • Слайд 8

    Гайдн дирижирует струнным квартетом

    • В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина.
    • Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
    • Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.
  • Слайд 9

    Служба у Эстергази.Дружба с Моцартом

    В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.
    - В обязанности капельмейстера входило
    *сочинение музыки,
    *руководство оркестром,
    *камерное музицирование перед патроном
    *и постановка опер.
    - За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.

    Слайд 10

    Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном

    • В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
    • В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
    • Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
    • Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
    • Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
  • Слайд 11

    «Сотворение мира»

    Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

    Слайд 12

    «Времена года»(1801)

    • Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
    • Работа над ораториями подорвала силы композитора.
    • Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
    • Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
  • Слайд 13

    Визитная карточка старого Гайдна

    Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.

    Франц Йозеф Гайдн
















    Домик Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены – Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь... дом Гайдна, купленный им на деньги, заработанные у князей Эстергази. Вход с внутреннего дворика


    Музей Гайдна - небольшая анфилада комнат. Всё скромно: в старости Гайдн жил тут практически один с парой слуг, которые его обожали, называя не "господином", а "нашим милым папой".


    Барон Готфрид ван Свитен – либреттист ораторий Й.Гайдна "Семь слов Спасителя на кресте", "Сотворение мира" и "Времена года". композитор и теоретик Иоганн Георг Альбрехтсбергер, приятель Гайдна, Моцарта и ван Свитена, учитель Бетховена и многих венских музыкантов своего времени. Портрет Гайдна работы И.Циттерера


    Одна из визитных карточек старого Гайдна. Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.




    Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.




    Кристоф Виллибальд Глюк

    Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка, но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна.





    Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).



    1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

    Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками





    В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.







    Поздний период творчества .

    В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.



    Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

    Иозеф Гайдн

    (1732-1809), австрийский композитор.


    Начало творческого пути


    • С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.
    • Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет.


    • Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.
    • В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII-XIX вв.


    • В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
    • Моцарт считал Гайдна духовным учителем

    Вена. Памятник Гайдну

    • Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
    • Вена. На самой торговой улице Мариахильферштрассе стоит церковь.
    • А перед церковью - памятник Гайдну.

    • Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок").
    • В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь.
    • Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази.

    • 104 симфонии,
    • 83 струнных квартета,
    • 52 клавирные сонаты,
    • 24 оперы,
    • 14 месс,
    • несколько ораторий

    Манчук Анастасия

    Первый курс

    Музыкальное училище

    Франц Йозеф Гайдн () – австрийский представитель венской классической школы. Родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау.




    Собор Святого Стефана, Вена Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Гайдн обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене.


    Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов.






    Гайдн способствовал формированию классических жанров – симфонии, сонаты, инструментального концерта, квартета, а также сонатной формы. Он окончательно утвердил классические принципы построения сонатно- симфонического цикла. В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета, ставшего характерным представителем камерной инструментальной музыки: 2 скрипки, альт, виолончель. Гайдн утвердил также классический – парный – состав симфонического оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр и струнный квинтет: 2 группы скрипок (I и II), альты, виолончели и контрабасы. Изредка в симфониях Гайдна появляются кларнеты.


    Гайдн писал музыку в самых разнообразных жанрах: 104 симфонии; Огромное количество камерных ансамблей (83 квартета, трио); Свыше 30 концертов для различных инструментов, в т.ч. и клавира; Произведения для клавира соло: 52 сонаты, рондо, вариации; 24 оперы; 2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»; Около 50 песен; 14 месс.


    Искусство Гайдна тесно связано с эпохой Просвещения, что проявляется в: рациональной основе его творчества; стройности, уравновешенности и продуманности всех компонентов художественного образа; связи с фольклором. Творчество Гайдна – своеобразная антология фольклора разных народов (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, французского); оптимистическом строе произведений. Бодрая, энергичная, жизнерадостная, музыка Гайдна вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью.




    Подавляющее большинство симфоний Гайдна светлые, оптимистичные, мажорные. Есть у Гайдна и «серьёзные», драматические симфонии – это минорные симфонии 1760 – 70-х гг. Это время отмечено размолвками между Гайдном и князем Николаусом Эстергази, которого не удовлетворял чрезмерно трагичный, по его мнению, тон гайдновской музыки. За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии! Эстерхази Дворец на Wallnerstrasse Вене Миклош Иосиф Эстерхази


    К вершинным творениям Гайдна принадлежат и его оратории – «Сотворение мира» «Времена года». Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть о райской жизни Адама и Евы до грехопадения. Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». В 4-х частях оратории композитор изображает все времена года и сопоставляет картины природы с картинами крестьянского быта.


    Заключение Творческий путь Гайдна оказался на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность Баха и его сыновей, при нём осуществил свою оперную реформу Глюк, он общался с Моцартом, которого считал первым композитором мира (в свою очередь, Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов). При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. Гайдн умер незадолго до того, как юный Шуберт начал сочинять свои песни. Даже на склоне лет композитор был на редкость свежим и бодрым человеком, полным творческих сил и молодого задора.


    Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков. Дом в Вене, в котором Гайдн провёл последние годы своей жизни, в настоящее время является музеем


    Список использованных источников