Высший уровень английского языка называется. B1 - Средний уровень владения английским - Intermediate. Уровни владения английского языка

Наверняка многие слышали о международной системе уровней английского языка, но не все знают, что она обозначает и как её классифицировать. Потребность узнать свой уровень владения английским может возникнуть в некоторых жизненных ситуациях. Например, если нужно пройти собеседование по работе или в посольстве, если нужно сдать какой-нибудь международный экзамен (IELTS, TOEFL, FCE, CPE, BEC и др.), при поступлении в зарубежное учебное заведение, при получении работы в другой стране, а также для личных целей.

Международную систему определения знаний английского языка можно условно разделить на 7 уровней:

1. Beginner – Начальный (нулевой) . На этом уровне студент практически ничего не знает на английском языке и начинает изучать предмет с нуля, включая алфавит, основные правила чтения, дежурные фразы приветствия и другие задачи данного этапа. По окончании уровня Beginner, учащиеся, как правило, могут легко отвечать на вопросы при знакомстве с новыми людьми. Например: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Есть ли у тебя братья и сёстры? Откуда ты и где живёшь? и т.д. А также могут считать до ста, по буквам произносить своё имя и личные данные. Последнее в английском называется spelling (произнесение слов по буквам).

2. Elementary – Элементарный . Этот уровень следует сразу за нулевым и подразумевает знание некоторых азов английского языка. Уровень Elementary даёт возможность студентам использовать изученные ранее фразы в более свободной форме, а также прививает целый ряд новых знаний. На этом этапе студенты учатся вкратце рассказывать о себе, о своих любимых цветах, блюдах и сезонах, о погоде и времени, о распорядке дня, о странах и обычаях, и т.д. В плане грамматики, на этом уровне происходит начальное знакомство со следующими временами: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple (will, to be going to) и Present Perfect. А также рассматриваются некоторые модальные глаголы (can, must), разные виды местоимений, прилагательные и степени их сравнения, категории существительных, формы простых вопросов. Твёрдо овладев уровнем Elementary, можно уже принимать участие в тестирование KET (Key English test).

3. Pre-Intermediate – Ниже среднего . Уровень, следующий после Элементарного, называется Pre-Intermediate, дословно переводимый как Пред-средний. Дойдя до этого уровня, студенты уже имеют представление о том, как строятся многие предложения и фразы, могут говорить вкратце на многие темы. Уровень Pre-Intermediate добавляет уверенности и расширяет учебный потенциал. Появляются более длинные тексты, больше практических упражнений, новые грамматические темы и более сложные структуры предложений. Темы, встречающиеся на этом уровне, могут включать в себя сложные вопросы, время Past Continuous, разные формы будущего времени, условные предложения, модальные глаголы, инфинитивы и герундии, повторение и закрепление времён Past Simple (правильные и неправильные глаголы) и Present Perfect, и некоторые другие. В плане устных навыков, пройдя уровень Pre-Intermediate можно смело отправляться в путешествие и искать любую возможность использовать свои знания на практике. Также твёрдое владение английским языком на уровне Pre-Intermediate даёт возможность поучаствовать в тесте PET (Preliminary English Test) и экзамене BEC (Business English Certificate) Preliminary.

4. Intermediate – Средний . На уровне Intermediate закрепляются знания, полученные на предыдущем этапе, а также добавляется много новой лексики, в том числе и сложной. Например, личностная характеристика людей, научные термины, профессиональная лексика и даже сленг. Объектом изучения становятся активный и пассивный залоги, прямая и косвенная речь, причастные и деепричастные обороты, фразовые глаголы и предлоги, порядок слов в сложноподчинённых предложениях, разновидности артиклей и т.д. Из грамматических времён более подробно рассматривается разница между Present Simple и Present Continuous, Past Simple и Present Perfect, Past Simple и Past Continuous, а также между различными формами выражения будущего времени. Тексты на уровне Intermediate становятся более длинными и содержательными, а общение становится более лёгким и свободным. Преимущество данного этапа в том, что во многих современных компаниях высоко ценятся сотрудники со знанием именно уровня Intermediate. Также этот уровень идеально подходит для заядлых путешественников, так как он даёт возможность свободно понимать собеседника и изъясняться в ответ. Из международных экзаменов, после успешного прохождения среднего уровня, можно сдавать следующие экзамены и тесты: FCE (First Certificate in English) на отметку B/C, PET Level 3, BULATS (Business Language Testing Service), BEC Vantage, TOEIC (Test of English for International Communication), IELTS (International English Language Testing System) на 4.5-5.5 баллов и TOEFL (Test of English as a Foreign Language) на 80-85 баллов.

5. Upper Intermediate – Выше среднего . Если студенты переходят на данный уровень, это значит, что они умеют свободно понимать беглую английскую речь и без труда общаться, используя тот словарный запас, который уже приобрели. На уровне Upper-Intermediate появляется возможность гораздо больше использовать английский на практике, так как теории чуть меньше, а если и есть, то она в основном повторяет и закрепляет уровень Intermediate. Из новшеств можно отметить Narrative Tenses (Повествующие времена) в которую входят такие непростые времена как Past Continuous, Past Perfect и Past Perfect Continuous. Также рассматриваются будущие времена Future Continuous и Future Perfect, употребление артиклей, модальные глаголы предположений, глаголы косвенной речи, гипотетические предложения, абстрактные существительные, причинный залог и многое другое. Уровень Upper-Intermediate является одним из самых востребованных как в сфере бизнеса, так и в образовательной сфере. Люди, которые свободно владеют английским на данном уровне, могут без труда пройти любые собеседования и даже поступить в зарубежные ВУЗы. По окончании курса Upper-Intermediate можно сдавать такие экзамены как FCE на A/B, BEC (Business English Certificate)Vantage или Higher, TOEFL на 100 баллов и IELTS на 5.5-6.5 баллов.

6. Advanced 1 – Продвинутый . Уровень Advanced 1 необходим для специалистов и студентов, которые хотят достичь высокой беглости в английском. В отличие от уровня Upper-Intermediate, здесь появляется много интересных оборотов, в том числе и идиом. Знание времён и других грамматических аспектов, изученных ранее, только углубляется и рассматривается с других неожиданных ракурсов. Темы обсуждения становятся более специфическими и профессиональными, например: окружающая среда и природные катаклизмы, юридические процессы, жанры литературы, компьютерные термины и т.д. После уровня Advanced можно сдавать специальный академический экзамен CAE (Cambridge Advanced English), а также IELTS на 7 и TOEFL на 110 баллов, и можно претендовать на престижную работу в зарубежных компаниях или место в западных ВУЗах.

7. Advanced 2 – Супер продвинутый (уровень носителя языка) . Название говорит само за себя. Можно сказать, что выше Advanced 2 ничего больше нет, потому что это уровень носителя языка, т.е. человека, родившегося и выросшего в англоговорящей среде. С таким уровнем можно проходить любые собеседования, в том числе и узкоспециальные, и сдавать любые экзамены. В частности самой высокой проверкой владения английского является академический экзамен CPE (Cambridge Proficiency Exam), а что касается теста IELTS, то его с таким уровнем можно сдать на самый высший бал 8.5-9.
Данная градация называется ESL (English as a Second Language) или EFL (English as a Foreign Language) классификацией уровней и используется ассоциацией ALTE (Association of Language Testers in Europe). Система уровней может варьироваться, передвигаться в зависимости от страны, школы или организации. Например, некоторые организации сокращают представленные 7 уровней до 5 и называют их немного иначе: Beginner (Elementary), Lower Intermediate, Upper Intermediate, Lower Advanced, Upper Advanced. Однако смысл и содержание уровней от этого не изменяются.

Другая аналогичная система международных экзаменов под аббревиатурой CEFR (Common European Framework of Reference for Languages) разделяет уровни на 6 и имеет другие названия:

1. A1 (Breakthrough)=Beginner – Начальный
2. A2 (Waystage)=Pre-Intermediate – Ниже среднего
3. B1 (Threshold)=Intermediate – Средний
4. B2 (Vantage)=Upper-Intermediate – Выше среднего
5. C1 (Proficiency)=Advanced 1 – Продвинутый
6. C2 (Mastery)=Advanced 2 – Супер продвинутый

Многие из нас начинали изучать иностранный язык еще в школьном классе или детском кружке. Но, так как в юности вместо учебы больше интересуют другие вещи, то достичь совершенных знаний по английскому языку удалось единицам. При этом большинство из начинавших обучение, не то чтобы совсем ничего не усвоили. Как раз наоборот, достаточно столкнуться с какой-то конструкцией или словом, и в голове начинают всплывать воспоминания. Но составить фразу самостоятельно уже проблематично, поскольку не хватает знаний по лексике и грамматике. Поэтому, для тех, кто вновь хочет вернуться к учебе, полезно будет ознакомиться с таким понятием, как уровни изучения английского языка. В данном материале узнаем, что они обозначают и как сопоставить с ними свои знания.

В современном обществе владение хотя бы одним иностранным языком считается скорее не престижным, а вполне естественным фактором. Знание английского требуют многие работодатели, да и заграничные поездки без обладания хотя бы базовыми навыками языка проходят тяжело. Вот здесь и кроется ответ на вопрос заголовка: определение уровня английского языка необходимо для того, чтобы достичь поставленных целей, не теряя драгоценное время. Путешественнику будет достаточно первой ступени знаний, а работнику международной компании необходимо достичь самых верхних уровней. Кроме того, если вы уже начинали обучение, то вам совсем ни к чему несколько месяцев топтаться на месте, повторяя уже изученный материал. Гораздо эффективнее будет начать занятия с этапа, требующего больших усилий.

Какие бывают уровни изучения английского языка?

В середине прошлого века, когда стала усиливаться международная глобализация, был создан Европейский совет – орган, отвечающий за сотрудничество стран в разных сферах. Известна эта организация по большей мере разработкой конвенции прав человека, но она совершила и много других деяний. В частности, данный орган разработал международную классификацию степени владения иностранными языками (CEFR ), которая сейчас применяется практически во всем мире. И именно по ней мы будем сегодня разбирать этапы изучения английского языка, для каждого из которых выдвигаются свои требования по письменной и устной речи, а также восприятию на слух.

Начальная стадия (Beginner )

В этот период осваиваются элементарные языковые нормы и минимальный лексический запас. Здесь и в дальнейших случаях, каждая стадия подразделяется на два уровня. Рассмотрим их различия с помощью таблицы.

Уровень Достигнутые навыки и умения
A1

Начало пути (Beginner)

Изучен фонетический строй языка и буквенные обозначения.

Освоена базовая лексика, так называемый набор слов «для выживания».

Отработано умение составлять простейшие фразы для рассказа о себе, друзьях и ближайших родственниках.

Чтение и понимание выражений, составленных из нескольких небольших слов.

На слух речь воспринимается с большим трудом, при условии медленного и четкого произношения.

Активный словарь насчитывает от 1000 до 1 500 тысяч простейших слов: местоимения, существительные, несколько прилагательных и глаголов.

Изучены артикли, простое время глаголов, конструкция to be.

A2

Продолжение пути (Elementary/Pre-Intermediate)

Усовершенствовано произношение, расширен словарный запас.
Изучено поведение в простейших бытовых ситуациях (учеба, работа, покупки, досуг).Отработано умение участвовать в коротких диалогах; задавать легкие вопросы и отвечать на них; составлять простые рассказы о своей деятельности.

Развита способность воспринимать контекст предложения, даже с учетом нескольких простых незнакомых слов.

Восприятие на слух все еще затрудненно, понимание достигается только при условии размеренной речи.

Активно используются 1500 – 2300 слов.

Лексический запас более разнообразен: изучено больше существительных, глаголов, прилагательных, наречий, предлогов и т.п. Освоена система времен глаголов, степени сравнения прилагательных, мн.ч. существительных.

На смену простым предложениям все чаще приходит использование сложноподчиненных конструкций.

Как правило, люди, изучавшие английский в школе, имеют один из уровней начальной стадии. Если, просмотрев таблицу, вы так и не смогли определиться с качеством своей подготовки, то рекомендуем прибегнуть для определения уровня к помощи специально составленных тестов.

Средняя стадия (Intermediate )

Наиболее распространенная степень владения иностранным языком. Как правило, люди достигают понимания большинства конструкций и логики чужой речи, на чем интерес к изучаемому языку постепенно угасает. В совершенстве постигают тайны иностранной речи лишь считанные единицы. Разберем, что нужно уметь для достижения одной из ступеней данного уровня.

Уровень Достигнутые навыки и умения Лексическая и грамматическая база
B1

Середина пути

(Intermediate)

Отработано четкое произношение, выработан навык беглого чтения несложных текстов.

Легко улавливается суть сообщений на общие и бытовые темы. Развита способность выражать свое мнение, аргументировать его; а также комментировать происходящие события, указывая на их положительные и отрицательные стороны.

На этом уровне изучающие более привычны к аудированию, разбирается медленная и средняя по темпу четкая речь.

Свободно используется порядка 2 300 – 3 200 слов. Учащийся ознакомлен с понятием устойчивых словесных сочетаний и фразовых глаголов. Простейшие из них применяются в речи.

Изучено употребление пассивного залога, герундия и инфинитива. В системе времен глаголов ориентирование свободное, но в сложных комбинациях возможно совершение ошибок.

B2

За серединой пути

(Upper-intermediate)

Четкое, легко понятное произношение.

Понимание сложных текстов самых различных тематик. Способность поддержать длительную беседу с развернутым выражением собственного мнения. Легкое восприятие большинства текстов, аудио- и видеоконтента на языке оригинала. Составление письменных работ не вызывает труда.

Активная лексика составляет 3200 – 4000 слов и выражений.

Повторена грамматика, устранены пробелы и недостатки освоения конструкций. Способность свободно ориентироваться в обоих временных залогах, наклонениях глагола, и остальной грамматике, стилистике и пунктуации языка.

Если вы усердно изучали английский в школе, а затем продолжили прилежную учебу в институте или университете, то средние уровни для возобновления изучения английского языка подойдут как нельзя лучше.

Высшая стадия (Advanced )

Полными знаниями обладает очень малый процент англоговорящих иностранцев. На этих уровнях улавливается любая тонкая языковая грань, изучена вся грамматика, большинство идиом и выражений. Для достижения таких вершин по английскому языку необходимо прохождение длительного специального курса.

Уровень Достигнутые навыки и умения Лексическая и грамматическая база
C1

Ближе к концу пути

(Advanced)

Нет никаких затруднений с произношением, чтением, употреблением грамматических конструкций. Легко осваиваются тексты, аудиофайлы и видеоролики любой сложности речи.

Достигнута возможность использования языка в узких специализированных сферах: научной, деловой, технической. Письменная речь правильно построена, выдержана в определенной стилистике и не содержит ошибок.

Изученный словарь насчитывает порядка 4000 – 5500 слов. Освоена вся грамматика.

Небольшие проблемы могут возникнуть только при использовании сленга, идиом и слов в переносном значении.

C2

Путь пройден

(Proficient)

Совершенное владение всеми спектрами языковой системы. Вы можете слушать, понимать, писать и говорить на любые темы, без предварительной подготовки. Лексический запас составляет более 6000 слов. Изучены все часто встречающиеся в речи фразеологизмы, идиомы, сленговые выражения. Полностью освоена грамматика, нюансы пунктуации, сложные и исключительные комбинации.

Если после прочтения материала, у вас все еще возникают сомнения в своих способностях, то предлагаем пройти дополнительное тестирование. Оно поможет определить, какие вы уже освоили уровни в ходе обучения английского языка. Успехов в их совершенствовании!

При изучении языка приходится часто сталкиваться с таким понятием, как уровни знания английского. Соответственно, возникают вопросы: «Что это? По каким параметрам определяется?» Вывод о владении языком делается на основе специальных тестов. Приблизительно определить уровень знания английского помогут описания уровней.

0. Нулевой (Full Beginner)

Это идеальное описание тех, кто никогда в жизни не сталкивался с английским языком. И даже в школе учил немецкий или французский. В этом случае человек не знает даже самых элементарных вещей, например, алфавита. Если же английский изучался, пусть когда-то давно, в голове что-то остается.

1. Элементарный уровень (Elementary)

Приблизительно с такими знаниями выходят в жизнь выпускники-троечники из средней школы. Сюда же относятся те, кто что-то когда-то изучал, но уже основательно забыл. Имеется минимальный словарный запас, который иногда складывается в простые предложения. Понятны отдельные лексические единицы, фразы или их части. Но только самое основное и элементарное. Человек может представиться и рассказать пару стандартных фраз о себе, но в целом разговор получается примерно как у Данилы Багрова с дальнобойщиком: отдельные слова и активная жестикуляция. О грамматике и правилах употребления лексических единиц, да и о произношении такие люди имеют весьма смутное представление.

2. Высший элементарный уровень (Upper-Elementary)

С такими знаниями выходят прилежные ученики средней школы. Человек может побеседовать на знакомую тему, правда, выбор их весьма ограничен. В основном это разговоры о себе, семье и несложные бытовые диалоги. Слова легко составляются в простые предложения. Уже есть представление о грамматике. Хорошо пользоваться получается пока только самыми простыми и основными правилами, но сформировано представление, например, о сложных видовременных формах, которые мало употребляются в разговорной речи. Словарный запас расширяется, особенно пассивный. Человек может написать простое письмо, визитку или поздравительную открытку. Однако разговаривать ему все еще сложно, темп речи медленный.

3. Низший средний уровень (Pre-Intermediate)

Человек свободно беседует в рамках знакомых тем и в пределах своего активного словаря. В речи все реже проскальзывают грамматические ошибки. Уже можно рассказать не только о себе, но и описать событие, человека, место. Изучающий язык дает оценку различным действиям, формулирует отношение к ним, четко выражает свои эмоции. Поддерживаются беседы не только бытового характера, но и на более отвлеченные темы. При чтении и аудировании человек понимает основную идею текста, смысловой посыл. На этом уровне можно и нужно общаться с носителями языка. Это позволит развить коммуникативные навыки, а также поможет преодолеть внутренние барьеры и неуверенность в себе.

Также можно попытаться сдать языковой тест, чтобы проверить уровень знания английского, однако практической пользы пока от этого не будет.

4. Средний уровень (Intermediate)

Вот здесь начинается практическая польза от знания языка. И заключается она не только в том, что общение с иностранцами выходит на новый уровень. Можно не бояться остаться одному в чужой стране, т. к. найти дорогу, сходить в ресторан и пообщаться с людьми и завести новых знакомых на этом уровне уже вполне возможно. С таким знанием языка уже принимают на подготовительные курсы в английские и американские вузы. А в российские языковые - тем более. До этого лучше определять уровни знаний английского языка онлайн и не тратиться на дорогостоящие сертификаты.

На этом уровне человек может пообщаться на повседневные темы, выразить свои идеи, отношение к чему-либо, аргументировать свою позицию. Письменная и устная речь содержат мало грамматических ошибок. При чтении и аудировании обучающийся может понимать смысл из контекста, догадываться о значении новых слов. Не вызовет затруднений и написание личного или официального письма, заполнение анкеты, прошения и т. д. Человек сможет прокомментировать то или иное происшествие, рассказать о ряде последовательных событий или даже написать небольшую историю.

5 - 6. Верхний средний уровень (Upper-Intermediate)

Запаса лексики и грамматики достаточно не только для того, чтобы обсуждать конкретные происшествия и бытовые темы, но и для бесед на отвлеченные, абстрактные темы. Эти уровни знания английского позволяют замечать не только чужие, но и свои речевые ошибки. С этого момента разговор с иностранцем не вызовет затруднений. Изучающий язык легко сможет рассказать и написать о своих потребностях, мыслях и чувствах, а также раскритиковать или поддержать чужую точку зрения, аргументировать свои позиции и даже высказаться по философскому вопросу. Телефонные разговоры также не вызовут затруднений.

При чтении и аудировании неадаптированных текстов человек понимает основную информацию с первого раза. Не составит труда и написание текстов в различных стилях. Активный словарный запас расширяется до 6000 слов, а пассивный больше в 1,5-2 раза. Становится понятной сфера употребления тех или иных лексических единиц, человек владеет большим количеством идиом, устойчивых выражений и фраз-клише. Не составит труда и написание текстов в различных стилях.

Такие уровни знания английского позволяют поступить в зарубежные колледжи и университеты. Также можно устроиться на работу. Сфера деятельности, конечно, будет ограничена. Работать можно только там, где не требуется часто и много контактировать с людьми.

7 - 9. Продвинутый уровень (Advanced)

Здесь уже можно говорить о владении языком на уровне носителя, но не очень образованного. Еще возникают трудности с пониманием отдельных идиом или сложной узкопрофессиональной лексики. Но точно такие же затруднения можно испытывать, разговаривая на родном языке. Разделение внутри на уровни знания английского языка понятно только специалистам.

Обучение за рубежом не вызовет затруднений, даже изучение специальной литературы и общение со специфической терминологией. Также вполне ясно употребление жаргонизмов и прочие тонкости языка.

10-12. Верхний продвинутый уровень

Владение языком не просто на уровне среднего жителя, но образованного и высококультурного. Если и возникнет какое-либо недопонимание, то только из-за малого личного опыта жизни в выбранной стране. Именно про этот уровень говорят «владеет языком в совершенстве». Выше уже некуда стремиться. Это максимальные уровни знания английского языка. Остается только практиковаться и практиковаться, чтобы не растерять полученные навыки.

Под уровнем владения языком понимается степень сфор­мированности речевых навыков и умений. Проблема уровня владения языком в методике приобрела особую актуальность во второй поло­вине XX столетия в связи с расширением международного сотрудничества и формированием концепции «Европа без гра­ниц», в которой большое внимание уделялось распространению и изучению иностранных языков в мире.

Начиная с 1970-х гг. в рамках Совета по культурному со­трудничеству при Совете Европы велась интенсивная работа по обоснованию модели иноязычной коммуникативной компетенции и разработке на ее основе пороговых уровней (threshold levels) владения иностранным языком. Эта работа завершилась принятием документа под названием «Современ­ные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком» (Страсбург, 1996). В этом документе (руководитель проекта Дж. Трим), рекомен­дации которого проходили апробацию в разных странах Евро­пы вплоть до 2000 г., рассматривались параметры и критерии оценки уровней владения языком и коммуникативной компе­тенции как цели обучения, а также способы ее оценки с исполь­зованием тестовых технологий. В составе коммуникативной компетенции в качестве ее составляющих стали рассматриваться следующие виды компетенций: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная, стратегическая.

Система уровней владения языком в процессе своего об­суждения претерпела некоторые изменения и в окончательном виде в документе «Общеевропейская компетенция владения ино­странным языком» выглядит так, как показано в табл. 1.

Разработчики пороговых уровней справедливо утверждали, что определение границ между отдельными уровнями достаточно субъективно и отдельные уровни могут быть разбиты на поду­ровни, которые, однако, по своим параметрам не должны выхо­дить за границы показателей, характеризующих уровень в целом.

Таблица 1. ПОРОГОВЫЕ УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

Уровень А (элементарный)

Уровень Б (свободный)

Уровень В (совершенный)

А-1 - уровень выживания (Breackthrough)

Б-1 - пороговый уровень (Threshold)

В-1 - высокий уровень (Proficiency)

А-2 - допороговый уровень (Waystage)

Б-2 - пороговый продвинутый уровень (Vantage)

В-2 - уровень совершенного владения языком (Mastery)

Для характеристики уровней владения языком была разра­ботана система дескрипторов (описаний) умений, достигаемых изучающими язык на каждом уровне, и их реализаций для каж­дого вида речевой деятельности.

Описание дескрипторов и их реализаций применительно к названным уровням выглядит следующим образом (табл. 2).

А так выглядит реализация уровня А-2 по четырем видам речевой деятельности . Учащийся может:

при аудировании - понимать речь носителя языка в разных видах деятельности; выделять смысл и существенные детали воспринимаемой информации при личном контакте и по телефону;

при говорении - передавать элементарные фактические сведения иноязычно­му собеседнику при личном контакте и по телефону; отвечать на поставленные вопросы, соблюдая правила эти­кета, характерные для лингвокультуры носителей языка; адекватно реагировать и при необходимости давать инфор­мацию о данных, касающихся происхождения, семьи, образо­вания и потребностей говорящего; осуществлять речевое взаимодействие согласно принятым в данном социуме нормам речевого поведения;

при чтении - читать тексты, регулирующие повседневную жизнь людей в стране изучаемого языка (меню и вывески, маршруты и кар­ты дорог, различные указатели и предупреждения, расписа­ния и извещения, т.е. ту информацию, которая вырабатывает ориентировочные основы действия в новой социокультурной среде); читать тексты, представляющие собой инструкции по вы­полнению профессиональных задач невысокого уровня опера­ционной сложности в хорошо знакомой области специализа­ции обучаемого;

при письме - писать имена собственные, числа, даты; заполнять простую анкету, формуляр с основными сведе­ниями о себе; писать поздравительные открытки зарубежному коллеге к праздникам, отмечаемым в стране изучаемого языка; составлять личное письмо (о себе, своей семье, интересах и т.д.), используя основные правила его оформления с опорой на образец.

Таблица 2

ДЕСКРИПТОРЫ ДЛЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

А-1. Понимает и может употреблять в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных речевых задач. Может представиться (представить других), задавать вопросы (отвечать на вопросы) о месте жительства, знакомых, имуществе. Может участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь

А-2. Понимает отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например сведения о себе и членах своей семьи, покупки, устройство на работу и т.п.). Может выполнять задачи, связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях может рассказать о себе, своих родных и близких описать основные стороны повседневной жизни

Б-1. Понимает основные идеи четкого сообщения, сделанного в среднем темпе носителей языка на разные темы, хорошо известные по работе, учебе, касающиеся досуга и т.п Может общаться в большинстве ситуаций, которые возникают во время пребывания в стране изучаемого языка. Может составить связное сообщение на известные или интересующие темы. Может передать впечатления о событиях, обосновать свое мнение и планы на будущее.

Б-2 . Понимает общее содержание текстов на разные темы, в том числе по специальности. Говорит достаточно быстро в среднем темпе носителей языка и спонтанно, что обеспечивает возможность общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Может сделать четкое подробное сообщение на различные темы и изложить свой взгляд на проблему, показать преимущества и недостатки разных мнений

В-1. Понимает содержание больших по объему текстов, разных по тематике, распознает их значение на уровне смысла. Говорит спонтанно в темпе носителей языка, не испытывая затруднений в выборе языковых средств. Гибко и эффективно использует язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Может создать точное, детальное, хорошо сконструированное сообщение на любую тему, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи его элементов.

В-2. Понимает любое по содержанию устное или письменное сообщение, может составить связный текст, опираясь на разные источники. Говорит спонтанно, в темпе, с высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений в различных ситуациях общения.

А - элементарное владение языком; Б - свободное; В - совершенное.

В то же время разработчики «Общеевропейской компетенции владения иностранным языком» справедливо утверждали, что точное определение дескрипторов и их реализаций для каждого уровня владения языком должно создаваться по мере накопления опыта учебными заведениями стран - участников проекта.

Шкала уровней владения языком получила широкое рас­пространение благодаря ее пригодности для всех иностранных языков; нацеленности на практическое овладение языком из-за положенного в ее основу деятельностного подхода в обучении; отражению интересов различных профессиональных и возрастных групп учащихся.

Коммуникативные задачи, которые учащиеся могут ре­шить средствами изучаемого языка на каждом этапе обучения (functions);

Сферы, темы, ситуации общения, в рамках которых та­кие задачи решаются, т.е. была определена предметно-содер­жательная сторона общения (context/content);

Степень лингвистической и экстралингвистической кор­ректности решения поставленных коммуникативных задач (accuracy).

Успешность продвижения учащихся от одного уровня к дру­гому зависит от ряда обстоятельств, среди которых первосте­пенное значение имеют:

1. сложность языка изучения с точки зрения его «легкости-трудности». Как известно, по степени сложности языки приня­то подразделять на четыре группы (от легкости - к трудности): первая - итальянский, испанский; вторая - английский, фран­цузский, немецкий; третья - русский, финский, новогреческий, венгерский, польский, иврит, турецкий; четвертая - арабский, китайский, японский, корейский (т.е. языки иероглифические);

2. количество часов, отводимых на изучение языка; 3. способности обучающегося к овладению языком.

Для достижения порогового уровня, согласно многим на­блюдениям, требуется около 1500 учебных часов.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ШКАЛА УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

1-й уровень: элементарный

Уровень выживания Survival level Учащиеся 5 - 6 классов средней школы

[А-2] 2-й уровень: базовый

Допороговый уровень Waystage level Учащиеся 7 - 9 классов средней школы

[А-3] 3-й уровень: пороговый

Threshold level Учащиеся 10 - 1 1 классов средней школы

[А-3.1] Гуманитарный профиль [А-3.2] Естественнонаучный профиль

[Б-1] 4-й уровень: промежуточный

Intermediate level Студенты 1 - 4 курсов вуза, бакалавры

[Б- 1.1] Бакалавры-филологи [Б- 1.2] Бакалавры-нефилологи

[Б-2] 5-й уровень: продвинутый

Advanced level Студенты 5 - 6 курсов вуза, магистры

[Б-2.1] Магистры-филологи [Б-2.2] Магистры-нефилологи

[В-1] 6-й уровень: опытный пользователь

Proficiency level Выпускник вуза - преподаватель языка (переводчик)

[В-2] 7-й уровень: профессиональный пользователь

Professional level Повышение квалификации. Стажировка в стране изучаемого языка

[В-3] 8-й уровень: совершенный пользователь

Mastery level Свободное владение языком. Уровень носителя языка

Устный диалог - Я могу вести неслож­ную беседу, если мой собеседник будет перефразировать или говорить в более медленном темпе отдельные высказывания и помогать мне в выражении собственных мыслей. Я могу задавать и отвечать на вопросы, связанные с обыденными, знако­мыми мне темами.

Устный монолог - Я могу использовать ряд простых фраз и предложений для описания места, где я живу, людей, которых знаю.

Письмо - Я могу писать корот­кие простые открыт­ки, например, посылая поздравление с праздником. Я могу заполнить формуляр, где требуются личные сведения, например, написать имя, национальность, адрес на регистрационной карточке в гостинице.

Устный диалог - Я могу общаться в несложных обыден­ных ситуациях, тре­бующих прямого обмена информацией на известные темы. Могу обменяться не­сколькими реплика­ми в коротком разго­воре, хотя обычно не­достаточно хорошо понимаю собеседни­ка, чтобы самому поддерживать беседу.

Устный монолог - Я могу использовать ряд фраз и предложе­ний для того, чтобы в простых словах опи­сать семью, других людей, условия про­живания, рассказать о своей учебе и о те­кущей работе.

Письмо - Я могу писать корот­кие и простые запис­ки и послания в обла­сти непосредственных потребностей. Я могу написать очень простое личное пись­мо, например, кого-нибудь за что-ни­будь поблагодарить.

Устный диалог - Умею общаться в большинстве ситуа­ций, которые могут возникнуть во время поездки по стране изучаемого языка. Могу вступать в ко­роткий разговор на знакомые, бытовые или интересующие меня темы (напри­мер семья, хобби, работа, текущие собы­тия).

Устный монолог - Я могу соединять фразы простым спо­собом для описания того, что со мной про­изошло, поясняя со­бытия, свои мечты и желания. Я могу крат­ко объяснить и обо­сновать свое мнение и планы. Я могу пере­сказать рассказ или передать содержание книги или фильма и оценить их.

Письмо - Я могу написать про­стой связный текст по темам, которые мне знакомы или пред­ставляют личный ин­терес. Я могу напи­сать письмо с описа­нием событий из моей жизни и впечат­лений.

Б-2 Я говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы полноценно общаться с носителями языка. Могу принять активное участие в дискуссии на известные темы, объясняя и отстаивая свое мнение.

Я могу представить четкое детальное описание большого ряда предметов, относящихся к области моих интересов. Я могу объяснить свою точку зрения по вопросу, представив достоинства и недостатки различных позиций.

Я могу написать четкий подробный текст из разных сфер общения, относящихся к области моих интересов. Я могу написать сочинение или доклад, передавая информацию или объясняя что-либо, приводя доводы в поддержку и против какой-либо точки зрения. Я могу написать письмо, подчеркнув личное значение событий

В-1 Я могу бегло объясняться без всякой подготовки, гибко и эффективно использовать язык для общения и в профессиональных целях. Я могу четко сформулировать мысли или выразить точку зрения, умело помогая другим участникам беседы.

Я могу представить четкое и детальное описание сложных предметов, используя подтемы, развивая опред-е моменты и делая соответствующие выводы.

Я могу написать четкий, хорошо организованный текст с пространным изложением своего мнения. Могу подробно объяснить сложные вопросы в форме эссе, доклада, письма, выделяя важнейшие идеи. Могу составлять различные тексты с расчетом на определенного читателя

В-2 Я могу принимать участие в любой дискуссии, не испытывая каких-либо трудностей, хорошо владея идиоматикой и разговорной лексикой. Я могу бегло выразить свою мысль, точно передавая при этом тончайшие оттенки значения. Даже если у меня возникают проблемы, я могу изменить структуру выступления и обойти не удачный момент так гладко, что другие могут этого даже не заметить.

Я могу представить четкое, логично составленное описание или довод стилем, соответствующим контексту, с удобной структурой, которая поможет слушателю отметить и за помнить важные моменты.

Я могу написать четкий, стройный текст, выдержанный в нужном стиле. Умею писать сложные по форме письма, доклады, эссе, так располагая материал, чтобы читатель быстрее заметил и запомнил основные моменты Могу писать рефераты и обзоры технических и художественных книг

Для определения соответствующего уровня владения иностранным языком существует разветвленная система международных сертификатов.

Вне зависимости от владения иностранными языками или невладения, в резюме, как правило, эти сведения указываются. Как написать знание языка в резюме? Можно использовать следующую всем понятную градацию:

  • Базовый/Начальный
  • Чтение со словарем/Чтение профессиональной литературы
  • Средний/Разговорный/Могу проходить интервью
  • Свободный/В совершенстве
  • Родной

Некоторые используют понятия «базовый» и «разговорный» как равноценные. На наш взгляд, это не совсем правомерно. Разговорный — это значит, Вы можете объясниться на бытовые темы. Базовый — это знание основ, простейших конструкций, ограниченный словарный запас.

Для обозначения уровня владения английским языком чаще всего используется следующая градация:

Elementary/Basic/Beginner — базовый, со словарем, основы языка. На практике, чаще всего, это означает, что в школе Вы когда-то учили английский язык, помните какие-то расхожие фразы, но в жизни английский язык практически не использовали.

Pre-Intermediate — чуть выше базового. Можете изъясняться простыми фразами, с использованием мимики и жестов. Поймете, о чем написано в письме на английском языке, но составить свое письмо сможете, скорее всего, с использованием словаря.

Intermediate — средний уровень владения английским языком. Не боитесь говорить на английском, строите простые языковые конструкции. Словарный запас небольшой, но достаточен для того, чтобы объясниться по-простому. В профессиональной сфере Intermediate означает, что Вы можете составить письмо на английском языке, не растеряетесь поговорить по-английски, можете решить типовые задачи с использованием английского языка, не вдаваясь в тонкости.

Upper-Intermediate — уверенный уровень владения английским языком. Обычно это реальный уровень выпускника факультета иностранных языков (хотя, большинство из выпускников пишут, что у них Advanced или Fluent). Данный уровень подразумевает, что Вы свободно изъясняетесь, имеете довольно богатый словарный запас. Но при этом, можете не владеть профессиональной терминологией, допускать незначительные ошибки в речи. Для большинства работ, связанных с использованием английского языка, уровня Upper-Intermediate будет достаточно.

Advanced/Fluent — свободное владение английским языком. Вы легко используете как устный, так и письменный английский, можете синхронно переводить с/на английский язык. Это уровень, который требуется на позиции переводчика.

Еще одна возможная классификация, которую Вы можете встретить (причем, ее можно использовать для любого языка, необязательно английского):

  • А1 – Beginner/Elementary
  • А2 – Elementary
  • В1 – Pre-Intermediate
  • В2 – Upper-Intermediate
  • С1 – Advanced 1
  • С2 – Advanced 2 (Proficienсу)

Это единая европейская система, которая не очень известна в России, но, тем не менее, широко используется в мире.

Уровни владения немецким языком

Для немецкого языка может быть использовано следующее принятое деление:

  • Grundstufe (Anfänger) — начальный уровень (А)
  • Mittelstufe — средний уровень (B)
  • Oberstufe (Fortgeschritten) — свободный, близкий к носителю (C)

Также можно воспользоваться указанной выше европейской классификацией (A1, A2, B1 и т.д.)

Уровни владения французским языком

Для французского языка можно также использовать европейскую классификацию, либо пользоваться нижеприведенной градацией (указано соответствие каждого уровня европейской классификации.

  • Débutant (F1) — A1
  • Pré-Intermédiaire (F2) — A2
  • Intermédiaire (F3) — B1
  • Intermédiaire-Supérieur (F4) — B2
  • Pré-Avancé (F5) — C1
  • Avancé (F6) — C1
  • Supérieur (F7) — C2
  • Supérieur (F8) — C2

Уровни владения испанским языком

Для испанского используется следующая классификация (указано соответствие уровня ступени A, B, C):

  • Nivel Inicial (Espa 1) — A1
  • Nivel Elemental (Espa 2) — A2
  • Nivel Pre-Intermedio (Espa 3) — B1
  • Nivel Intermedio (Espa 4) — B2
  • Nivel Avanzado (Espa 5) — C1
  • Nivel Superior (Espa 6) — C2

Либо можно использовать единую европейскую классификацию.