Отрывок русь из мертвых душ. Работа с текстом, составленным из разных источников. Работа с текстом, составленным из разных источников

Тройка

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы» («Мёртвые души». глава 11)

Ah, troika, troika, swift as a bird, who was it first invented you?
Only among a hardy race of folk can you have come to birth - only in a land which, though poor and rough, lies spread over half the world, and spans versts the counting whereof would leave one with aching eyes.

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.

Nor are you a modishly-fashioned vehicle of the road - a thing of clamps and iron.
Rather, you are a vehicle but shapen and fitted with the axe or chisel of some handy peasant of Yaroslav.

И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик.

Nor are you driven by a coachman clothed in German livery, but by a man bearded and mittened.
See him as he mounts, and flourishes his whip, and breaks into a long-drawn song!
Away like the wind go the horses, and the wheels, with their spokes, become transparent circles, and the road seems to quiver beneath them, and a pedestrian, with a cry of astonishment, halts to watch the vehicle as it flies, flies, flies on its way until it becomes lost on the ultimate horizon - a speck amid a cloud of dust!

Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню -- кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..
И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

And you, Russia of mine - are not you also speeding like a troika which nought can overtake?

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?

Is not the road smoking beneath your wheels, and the bridges thundering as you cross them, and everything being left in the rear, and the spectators, struck with the portent, halting to wonder whether you be not a thunderbolt launched from heaven?

Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади.
Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?

What does that awe-inspiring progress of yours foretell?
What is the unknown force which lies within your mysterious steeds?

Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?
Эх, кони, кони, что за кони!
Вихри ли сидят в ваших гривах?
Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?

Surely the winds themselves must abide in their manes, and every vein in their bodies be an ear stretched to catch the celestial message which bids them, with iron-girded breasts, and hooves which barely touch the earth as they gallop, fly forward on a mission of God?

Россия Русь птица тройка Гоголь Russia Rus Ptitsa Troika Gogol

Россия Русь Птица Тройка. Русь, куда несёшься ты?Николай Васильевич Гоголь Мертвые души поэма редкое видео rare video video HD Играет замечательный актёр русского театра и кино Леонид Дьячков Leonid Diachkov

Rus RussiaPtitsaTroika. Rus’ Kuda Nesioshsia Ty?! Russian writer Nickolai Gogol "Miortvye Dushi" the end of the 11-th Chapter. rare video редкое видео video HD

Высокое культурное наследие Русского народа.

Прекрасный методический материал для занятия в школе, лицее или университете по теме

Русская литература 19 век, история России, патриотизм, любовь к родине, идеалы человека в русской культуре, свобода, воля, простор страны, будущее России. Подготовка к ЕГЭ EGE . Подготовка к поступлению в вуз, в университет.

Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3-й концерт

Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3 концертаудио audio mp 3 Отрывок из замечательной аудио-книги по поэме в прозе Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

К сожалению, в анотации ошибочно указано имя чтеца (якобы Михаил Ульянов, но это не Ульянов). Если кто-то узнает имя чтеца, а также музыкальное произведение и его исполнителя, которое идёт в конце аудиоспектакля, пожалуйста, напишите, кто это. Пусть будут известны имена этих прекрасных исполнителей.



Перед началом чтения и как музыкальный парафраз между частямизвучит мелодия, отрывок из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Партия фортепианогениальный пианист Владимир Горвиц. Это было одно из лучших исполнений 3 концерта Сергея Рахманинова за всю историю.

"Русь! Русь!.. Какая же непостижимая тайная сила влечёт к тебе?! Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся пог всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?!..Русь!..Какая непостижимая связь таится между нами?.."



Н. В. Гоголь . Мертвые души. Том первыйГлава одиннадцатая (где искать в тексте - это отрывок - часть предпоследнего абзаца и последний абзац 11-той главы)

Отрывок из книги великого украинского и русского писателя Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души":

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

«Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России».

(Н.Г. Чернышевский).

«В произведении видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России».

(А.И. Герцен).

«Гоголь родился на Украине, Гоголь любил Украину, но Гоголь был великим русским писателем. Он сам говорил об этом не раз: «Мы должны мыслить и писать по-русски»……

Гоголь был гениальный человек, человек чувствительный. Он чувствовал и понимал то, что мы в тех же обстоятельствах понять и почувствовать не можем.

Нам часто кажутся странными определения, которые выходят из-под пера гения, или его поведение. Я могу с полной уверенностью, отвечая за свои слова, заявить, что Гоголь был психически здоров. Да, у него были тяжелые состояния, когда он, как и все люди заболевал. Конечно, он боялся смерти, и этот страх смерти продиктовал ему завещание, которое напечатано в его книге. У Гоголя были, конечно, моменты, когда он впадал в уныние. Но его, как правило, от таких вот «болезней» спасала дорога. Ведь если у человека какие-то органические поражения психики, то он не может спастись дорогой, сесть в дилижанс, поехать – и стать здоровым, не так ли? А вот с Гоголем это происходило. Данные факты доказывают еще раз, что он был здоровым человеком. А эти душевные отклонения: отклонения настроения, отклонения какого-то чувства, вдруг нахлынувшего на него, какие с каждым из нас бывают – это не болезнь, это переживания живого гениального человека, который повторяю, чувствует и видит сильнее нас и дальше нас».

председатель гоголевского фонда).

10–11-е классы

Работа с текстом,
составленным из разных источников

На уроках русского языка мы часто обращаемся к текстам – старшеклассники анализируют их содержание под руководством учителя. Как правило, в процессе такой работы исследуется один текст одного автора. Мы предлагаем задание посложнее: работу с “ложным” текстом, составленным из отрывков двух произведений.

Псевдотекст 1

Прочитайте текст.

Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии. Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения. Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет… Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Вопросы и задания

1. О каком языковом явлении рассказывают авторы?

2. Какие фрагменты содержат одинаковую информацию, а значит, не могут принадлежать одному и тому же тексту?

3. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

4. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить два исходных текста.

Пояснение для учителя.

Например, 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца написаны научным стилем, а следующие три предложения написаны куда более свободно (вплоть до использования словечка надцатые ).

Для самопроверки

Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии.

Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.

Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Другие в ранг синонимов возводят только слова с цельным смысловым тождеством, такие, как бегемот – гиппопотам, языковедение – языкознание…

Надцатые полагают, что богатство синонимов – это беда языка, так как затрудняет пользование им…

Что же все-таки понимать под синонимами? – резонно спросите вы.

(Э.Варатьян. Путешествие в слово)

Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения.

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет…

(Д.Н. Шмелев. Современный русский язык. Лексика)

Псевдотекст 2

В псевдотексте 2 переплетены строки из известного вам произведения Н.В. Гоголя и дневниковой записи А.А. Блока. “Расплетите” этот текст, предварительно ответив на вопросы.

Вопросы

1. К кому обращены разные фрагменты?

2. Какие фрагменты различаются отношением авторов к неудержимому бегу тройки?

…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? …И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Это – Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные ночи с мольбой, обращенною к нам: – Полюби меня, полюби красоту мою! Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства… – Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть. – Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукою опрокинет демонского ямщика…

Для самопроверки

…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…

(Н.В. Гоголь. Мертвые души)

…И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи с мольбой, обращенною к нам: – Полюби меня, полюби красоту мою! – Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть. – Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукою опрокинет демонского ямщика…

(А.А. Блок. Фрагмент из дневниковых записей)

Д.А. ХАУСТОВА,
школа № 553,
г. Москва