Мегалитическая архитектура. Первобытное искусство презентация к уроку по мхк на тему Первобытная архитектура кратко

«Искусство первобытного человека» - Роспись в пещере. Трипольская культура. Мальта. Пещерные изображения. Ласко. Выразительная скульптура. Наскальное изображение бизона. Первобытное искусство. Дольмены. Аппликация на седельной покрышке. Керамика и элементы орнаментации. Памятники палеолитического искусства. Искусство первобытного человека.

«Древняя живопись» - Первые художники земли. С чего начиналась история архитектуры. Менгиры из Карнака. Таблица. Изображения животных на стенах пещеры Альтамиры. Зубры. Сражающиеся лучники. Цели. Ансамбль мегалитов. Оттиск человеческой руки. Франция. Менгиры. «Прыгающая корова» и «пони». «Макаронный» фриз на потолке пещеры Альтамира.

«Фигурки женщин» - Глиняные статуэтки людей. Схематические контурные рисунки. Подлинный смысл. Культ огня. Общие пропорции фигуры. Древнейшее скульптурное изображение человека. «Венеры» первых художников Земли. Археологи. Скульптурные изображения животных. Женщины-матери. Женские статуэтки. Фигурки женщин. Исследователи.

«Возникновение первобытного искусства» - Открытие пещерной живописи. Охота на бизона. Комплекс. Археологические раскопки. Рисунок и магический ритуал. Изображения животных. Возникновение искусства и религии. Возникновение религии. Питекантропы. Загадки древних рисунков. Древние каменные сооружения.

«Особенности первобытной культуры» - Культура первобытного общества. Пещера Шове. Ротонда с быками. Горы Дракенсберг. Пещера рук. Традиционное искусство. Религиозные представления древнего человека. Искусство на заре человечества. Современная живопись. Пещера Ляско Франция. Первые рисунки. Пещера Пешь-Мерль. Наскальная живопись. Особенности живописи палеолита.

«Пещерные рисунки» - Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Пещерные росписи эпохи палеолита. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Для гравюр среднего и финального мадлена типична более тонкая проработка. Характер палеолитического искусства. Техника палеолитического искусства. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица.

Всего в теме 11 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Презентацию выполнила: Пикова Эльвира, ученица 10 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Е.А.

Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Какая молния сверкнула в мозгу самого первого художника? Пришло ли ему в голову обвести угольником тень на скале? Или рука сама стала наносить на той же скале непонятные штрихи и зигзаги? В этот момент из тьмы полного, почти животного, невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом – Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Эта рука - провозвестница рук Рублева, Леонардо, Пикассо. Это – начало мировой художественной культуры. Первобытное искусство существовало на всех континентах (кроме Антарктиды), возникло одновременно в разных уголках планеты.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Наскальная живопись в основном делится на три периода: Искусство палеолита; Искусство мезолита; Искусство неолита.

Искусство палеолита – самое древнее. Пещерная живопись того времени могла передать форму, объем и движение. Известный источник палеолетического искусства являются пещеры Ласко и Альтамира.

Искусство мезолита ассоциируется с изображением соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования и войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действия. Например, стрельба из лука, удар копьем или погоня за убегающей добычей.

Искусство неолита было востребовано в каменном веке. Наскальная живопись становится все более условной. Нарисованные люди и животные делаются все более симпатичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения и геометрических фигур.

Спасибо за внимание


Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Разве не удивительно, что всё, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные её достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит эти извечные начала, заложенные ещё безымянными зодчими каменного века.

Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других - возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой. В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее укреплённое поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее жилище человека описано в книге В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома - место очага, над ним отверстие. Впереди ещё долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далёком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведёт отчёт времени великое ремесло архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и прохладу человек находит не под деревом и не в пещере, а в специально построенном постоянном доме.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере - это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, - это уже совсем другое дело.

Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить крупные инженерные проект, как например, большие ирригационные системы Древнего Египта.

Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).

Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.


Периодизация истории культуры Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура XX века. Культура XX века.


Периодизация истории первобытного общества (по К.Ю Томсену) Каменный век 2 млн. лет до н.э. – 6-2 тыс. лет до н.э. Бронзовый век конец 4 тыс.лет до н.э. – начало 1 тыс. лет до н.э. Железный век Конец первобытнообщинного строя Палеолит (древний камень) 2 млн. лет до н.э. – 10 тыс лет до н.э. Мезолит (средний камень) 10 тыс. лет до н.э. – 8 тыс. лет до н.э. Неолит (новый камень) 7 тыс. лет до н.э. 2 тыс. лет до н.э.




Открытие пещерной живописи В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии. А






Пещера Ласко (Франция) «Сикстинская капелла первобытной живописи» ЛЛ Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном.




На поверхности площадью 120м² Брейль обнаружил изображения (сегодня в описи числится наименований)




Мегалиты бронзового века Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб. Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб. Менгиры Менгиры Дольмены Дольмены Кромлехи Кромлехи