Проблема места подвига в жизни аргументы. Проблема героизма: сочинение ЕГЭ и место героических поступков в нашей повседневности. Героизм во время Великой отечественной войны

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками - на них иногда переправляли раненых.



Сочинение

В тяжелые военные времена, когда голод и смерть становятся постоянными спутниками, не каждому дано сохранить в себе способность жертвовать собой во благо Родины. В данном тексте В.М. Богомолов предлагает нам задуматься над проблемой героизма.

Обращаясь к этой проблеме, автор приводит в пример историю «героического рейса», который во времена Великой Отечественной войны смог сквозь обстрелы и взрывы доставить боеприпасы на другой берег. Писатель делает акцент на невзрачности «пароходика», перевозящего баржу с коробками, и на невнушительность самого экипажа, состоящего из трех человек. Однако все это было лишь первым впечатлением. Позже В.М. Богомолов указывает нам на несокрушимость «старого волгаря», совершенно не испугавшегося обстрела, и на самопожертвование Ирины и бойцов, которые сквозь дым, огонь и риск в любой момент взлететь на воздух спасали коробки от огня. Автор подводит нас к мысли о невероятной силе духа всего экипажа, готового жертвовать своей жизнью ради сохранения боеприпасов и дальнейшей победы своего Отечества в войне.

Автор считает, что героизм – это чувство долга перед своим народом и своим Отечеством. Бескорыстно защищая Родину во время войны, бойцы движимы именно героизмом, острой потребностью любыми способами помочь своей отчизне.

Я полностью согласна с мнением советского писателя и тоже считаю, что чувство патриотизма, чувство долга перед отечеством способно заставить человека вопреки любым трудностям совершать героические поступки.

Проявление истинного героизма мы можем наблюдать в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе этого произведения лежат реальные факты из биографии летчика-истребителя Алексея Маресьева, который, будучи сбитым в бою над оккупированной территорией, с поврежденными ступнями, но не со сломленным духом, долгое время пробирался сквозь лес и попадает к партизанам. И позже, потеряв обе ноги, герой, движимый желанием как можно больше сделать для своей страны, снова садится за штурвал и пополняет копилку воздушных побед Советского Союза.

Проблема героизма и мужества раскрывается также в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей соколов, потерявший всю свою семью, все же был способен из последних сил отдавать долг родине. Он до последнего был военным шофером, а когда попал в плен, ни на миг не смутился перед Миллером, не испугался смерти и показал ему всю мощь русского характера. Позже Соколов сбежал из плена и, и даже будучи жутко изможденным и истерзанным, по-прежнему был полон готовности жертвовать собой ради победы.

Таким образом, можно сделать вывод, что во всепоглощающих, всеразрушающих условиях войны самый простой человек, наделенный лишь глубоким чувством любви к Родине и искренним желанием помочь, может показать себя истинным героем.

По тексту Катаева. Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха…

Как часто на войне люди совершают подвиги? Что толкает их на это? О чём думают они в последние минуты своей жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Катаева.

В своём тексте автор ставит проблему героизма. Он рассказывает о «горстке храбрецов», которые больше месяца защищали осаждённый форт от беспрерывных атак. Закончились снаряды, на исходе продовольствие. Немецкий контр-адмирал предложил им сдаться, выдвинув ряд условий. Писатель обращает наше внимание, что целую ночь гарнизон форта шил флаг. Моряки пошли к кирхе. Но не для того, чтобы сдаться. А чтобы выполнить последнюю боевую задачу: уничтожить как можно больше врагов и умереть. «Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха». Над ними развевался громадный красный флаг. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня ещё раз задуматься о героизме и его истоках.

Позиция автора мне понятна: героизм – это проявление высшей степени мужества, это способность расстаться с жизнью, выполняя боевое задание. На героический поступок способен человек по-настоящему любящий свою родину, готовый пожертвовать жизнью ради её спасения. Автор восхищён мужеством моряков.

Я разделяю точку зрения автора. Героизм – это отвага, благородство, умение жертвовать собой. На героические поступки способны люди, для которых такие понятия, как любовь к родине, долг, – не пустые слова. Мы, читатели, восхищаемся героизмом советских моряков. Как шли они на последнее боевое задание – на смерть. Как мужественно и храбро умирали. В художественной литературе о войне писатели часто описывают солдатский подвиг, как высшую степень мужества, попробую это доказать.

В повести Б.Л.Васильева «В списках не значился» подвиг совершает молодой лейтенант Николай Плужников. Накануне войны он прибыл в Брестскую крепость, у него были большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё. Почти девять месяцев лейтенант оборонял крепость, отдавая себе приказы и выполняя их. Его боевое задание – уничтожать врага. С этим заданием, пока были силы, он успешно справлялся. Когда он вышел наверх, перед нами почти слепой седой человек с отмороженными пальцами. Немецкий генерал отдаёт честь русскому солдату, его мужеству и героизму.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова, водителя, отца и мужа. Война перечеркнула и его планы. Плен, неудачный побег, когда догнали с собаками, которые чуть не загрызли насмерть, удачный побег, удалось даже прихватить с собой языка, важного немецкого офицера. Андрей узнаёт о гибели семьи, он теряет сына в последний день войны. Всё перечеркнула и отняла война. Не просто всё это было вынести. Но он нашёл в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку, такого же одинокого, как и он. Перед нами герой, человек с большой буквы.

Таким образом, чаще всего с героизмом мы встречаемся в экстремальных ситуациях, например, на войне. Человек поставлен в условия выбора: честь и смерть или жизнь и бесчестие. Не каждый способен на подвиг. Поэтому во все времена каждая страна гордится своими героями и бережно хранит память о них. Они это заслужили.

*О героизме солдат мы узнаём из книги А.Фёдорова «Соловьи».

*Жестокая правда войны показана в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

*Оглядываясь назад, мы не имеем права забывать бесчисленные жертвы. Прав Е. Евтушенко, который писал в повести «Фуку»:

Тот, кто вчерашние жертвы забудет,

Может быть, завтрашней жертвой будет.

Проблема героизма людей мирных профессий в годы Великой Отечественной войны

  • Селекционеры блокадного Ленинграда в условиях дикого голода сумели сохранить бесценные сорта селекционной пшеницы для будущей мирной жизни.
  • Е. Кригер, известный современный писатель-прозаик, в рассказе «Свет» повествует о том, как во время боевых действий работники электростанции приняли решение не эвакуироваться с жителями посёлка, а работать. «Излучающая свет электростанция», как назвал её автор, не только вырабатывала электроэнергию, но и воодушевляла солдат, помогала им помнить о том, за что они сражаются.
  • В цикле рассказов А. Крутецкого «В степях Башкирии» показан нелёгкий труд колхозников, живущих с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»
  • В романе Ф. Абрамова «Братья и сёстры» рассказывается о подвиге русских женщин, потративших лучшие годы своей жизни на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.
  • Учитель Алесь Мороз, герой повести В. Быкова «Обелиск», в оккупированной Белоруссии, рискуя жизнью, воспитывал в учениках ненависть к захватчикам. Когда ребят арестовывают, он сдаётся фашистам, чтобы поддержать их в трагическую минуту.

Проблема национального единства в годы Великой Отечественной войны

  • В стихотворении «Украина» М. Рыльский писал:

Видишь: русский с тобою, башкир и таджик,

Братья все и друзья – грозной рати лавина.

Свят союз наш, народ беспредельно велик,

Беспредельно силён в своей ярости львиной.

Проблема военнопленных

  • В повести В. Быкова «Альпийская баллада» показана трагедия людей, попавших в плен.
  • В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» показана трагическая судьба Андрея Соколова. Главный герой прошёл испытания фашистского плена, потерял семью, но сумел отстоять своё человеческое достоинство, не утратил воли к жизни чувство сострадания к людям.

Проблема патриотизма

  • Рассказывая об Отечественной войне 1812 года в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой с любовью и уважением рисует разных по своему социальному сословию людей, которых объединяла единая любовь к России.

Проблема истинного и ложного патриотизма

  • В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рисует картины военных действий и разнообразные типы их участников. Мы видим и верных сынов Отечества (Денис Давыдов, старостиха Василиса и др.), и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных интересах.

Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве

  • Главный герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - человек необыкновенный. Шухов выживает в гнуснейшем лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, «шестёрок» и «блатарей», которые исповедуют лагерный закон «подохни ты сегодня, а я – завтра», нелегко сохранить душу и человеческое тепло. Но у Ивана Денисовича было своё верное средствовернуть доброе расположение духа – работа.

· О бесчеловечности, ужасе ситуации, сложившейся в стране в эпоху правления Сталина, рассказывал Ю. Бондарев в своём произведении «Букет». Судьба героини была типична для того времени. Вина героини состояла лишь в том, что она была молода, хороша собой, наивно верила в порядочность тех, кто стоял у власти.

Роль личности в истории

  • Подлинным выразителем народного духа являлся М.И. Кутузов. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» исторически точно нарисовал образ великого полководца.
  • А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» рассказывает о жизни царя-реформатора. С одной стороны, Пётр Первый вроде бы любит свой народ и верит в его созидательные силы, с другой, жестоко расправляется с участниками стрелецкого бунта, а позже строит прекрасный город на костях каторжан и крепостных. Основная трагедия, по мнению автора, в том, что для Петра народ лишь средство, орудие для воплощения его замыслов.
  • Ю. Овсянников в книге «Пётр Великий. Первый русский император» рассказывает о том, как своей деятельностью Пётр определил характер новой России. Под перестук топоров и гром пушек средневековое государство вошло в союз европейских стран как равноправный партнёр. С которым надо считаться.

Текст из ЕГЭ

(1)Мы - туристы. (2)Всюду суём нос. (З)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. (7)Квадраты лазури вправлены в ржавую решётку. (8)Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. (9)Мы молодеем, легчаем. (10)И камень вокруг нас легчает. (11)Вырастает дубрава - по-хорватски дуброва, - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

(12)- Трах-тах-тах! (13)Бух! (14)Бух!

(15)Я оглядываюсь. (16)В узкой улочке - стайка ребят. (17)В руках деревянные ружья. (18)Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

(19)-Бах! (20)Бах! (21)Бах!

(22) Воинственная стайка приближается.

(23) Спрашиваю:

(24) - Кто такие?

(25) Отвечают:

(26) - Партизаны!

(27) Слово «партизаны» звучит по-хорватски так же, как по-русски.

(28) Киваю на мальчика с книгой:

(29)-А он?

(30) Отвечают:

(31) - Учитель истории.

(32) Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу ещё? (33)Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

(34)- Мы из Москвы. (35)И среди нас тоже есть учитель истории.

(36)Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается.

(37)Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. (38)И «партизаны» тоже исчезают. (39)Улочка пустеет. (40)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Ла- пот». (41)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (42)Лапоть на берегу Адриатического моря! (43)В нескольких шагах от «Лаптя», за углом, был обнаружен маленький винный погребок. (44)Три ступеньки вниз - и солёный дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. (45)Здесь хозяйничал бронзоволицый пожилой человек. (46)Он оказался бывшим партизаном. (47)Участвовал в битве на Неретве. (48)И звали его совсем по-русски - Данила. (49)Улучив момент, я спросил Данилу о таинственных «партизанах» старого Дубровника.

(50)- Ах, эти полетарцы*! - воскликнул он. (51)- Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) - Но один из них, - заметил я, - был учителем истории.

(54) - И в Учителя истории тоже играют, - сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)- Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей. (58)Половина расстрелянных были школьники. (59)Там теперь стоит памятник. (60)Большая римская пятёрка из бетона. (61)Дети прозвали эту пятёрку - памятник пятому классу… (62)Так вот, там был Учитель истории.

(63)Разговоры моих спутников как-то сами по себе пошли на убыль. (64)Все стали прислушиваться к рассказу Данилы. (65)Все придвинулись к стойке, за которой он стоял, как за кафедрой.

(66)- Так вот, Учитель истории возвращался под вечер в Крагуевац. (67)И немецкое охранение задержало его. (68)То ли немцы пожалели его, то ли не хотели с ним возиться. (69)Но ему сказали: (70)«Уноси ноги. (71)Там тебе будет нехорошо!» (72) - «Там мои ученики!» - возразил учитель. (73)«Их скоро не будет. (74)Ни одного! (75)Уходи!» (76)Упрямый учитель продолжал стоять на своём: (77)«Я учил их. (78)Я должен быть с ними!» (79)Он так надоел немцам, что они решили: чёрт с ним, если ему хочется умереть, пусть идёт!

(80)Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. (81)А там уже сгоняли людей в колонну. (82)И кричали: (83)«Шнеллер, шнеллер!» (84)И слышался плач детей. (85)Он был учителем в пятом классе. (86)Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. (87)И к этому пятому классу пристроилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.

(88)«Дети,- сказал учитель, - я учил вас истории. (89)Я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. (90)Теперь пришёл наш черёд. (91)Не плачьте! (92)Поднимите голову выше! (93)Идёмте! (94)Начинается ваш последний урок истории». (95)И пятый класс пошёл за своим учителем…

(96) Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, где сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты. (97)Мне хотелось отыскать знакомый «партизанский отряд» и поговорить с «Учителем истории». (98)Он был необходим отряду, как подрывник, автоматчик, гранатомётчик. (99) Без него война не война. (100)Но, вероятно, в этот час маленький «Учитель истории» спал вместе с остальными «бойцами», отправленными мамами в постель.

(По Ю. Яковлеву)

Вступление

Каждый из нас хоть раз в жизни стоял на перепутье – сомневался, колебался, взвешивал, принимал решение, делал выбор. В общем-то, вся наша жизнь состоит из необходимости выбирать, даже в мелочах.

Мы решаем, учиться ли нам старательно или немного лениться, быть ответственными в жизни и в работе или позволять себе легкомыслие. Мы выбираем, какими людьми станем, насколько будем заботиться о всеобщем благополучии, насколько сможем пожертвовать собой ради других.

Проблема

Ю. Яковлев в тексте затрагивает животрепещущую проблему жизненного выбора человека, волевые решения которого сопоставимы с подвигом. Не каждый способен на такое, и далеко не каждый поймет величие души людей, которые подчиняясь только своим внутренним убеждениям, добровольно жертвуют не только личным благополучием, но и собственной жизнью.

Комментарий

В начале текста мы видим, как отряд русских туристов бродит по узким улочкам небольшого хорватского городка. После встречи с группой мальчишек, играющих в партизан и «Учителя истории», туристы узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны в ближайшем селении Крагуевац произошла настоящая трагедия. Семь тысяч человек были расстреляны фашистскими войсками за одну ночь, около половины расстрелянных были детьми школьного возраста.

Историю эту поведал путешественникам местный седой старик с русским именем Данила. Он рассказал о том, что немцы оцепили село и никого уже не пускали, даже школьного учителя истории, который возвращался домой под вечер. Несмотря на то, что его предупредили о предстоящем расстреле, о том, что своих учеников он больше никогда не увидит, учитель не оставлял попыток оказаться рядом со своими воспитанниками.

Он просил, он умолял, чтобы ему позволили разделить участь своих учеников. Фашисты уступили. Учитель бежал, боясь опоздать. Он отыскал свой пятый класс, построил детей парами. К ним присоединились и другие ученики, потому что так им было менее страшно.

Преподаватель попросил детей не плакать, он сказал им, что настало время им всем вместе умереть за родину, что это будет их последним уроком истории. И дети были послушны…

Впоследствии погибшим детям был поставлен памятник в виде большой римской пятерки.

Авторская позиция

Автор убежден, что такие люди как «Учитель истории», нужны были родине не меньше чем подрывники, автоматчики или гранатометчики. Для него, да и для всех учитель был главным действующим лицом, без которого смерть маленьких, ни в чем не повинных детей потеряла бы всякий смысл.

Своя позиция

Меня поразил этот текст, поступок школьного учителя. Нереальным, недопустимым кажется сам факт расстрела учеников, которые должны были отдать свою невинную жизнь из-за прихоти взрослых, борющихся за власть. Кем стал учитель для погибших детей? Понимая, что казнь неизбежна, он сумел хоть как-то успокоить сжавшиеся от ужаса сердца своих учеников, помог им осмыслить свою бессмысленную гибель, повел их за собой.

Многие ли способны на такое? Ради облегчения последних минут вверенных ему людей, положить на алтарь собственную судьбу? Думаю, не многие. Людей с такой жизненной позицией единицы. Они – настоящие герои, они наполняют нашу жизнь смыслом.

Что было бы, если бы учитель бросил своих подопечных? Он не смог бы простить себя, просто не смог бы жить дальше.

Аргумент №1

Из литературы вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который вырвал свое горящее сердце, чтобы привести обезумевшую толпу к свету. О чем он думал? Что заставило его обречь себя на гибель? Благодарность своего народа? Он не получил ее. Вместо этого какой-то осторожный человек растоптал его сердце, чтобы никто и не вспомнил о подвиге молодого человека.

Он просто не мог поступить по-другому, не мог позволить себе проявить слабость, малодушие, неуверенность в себе и в лучшем будущем для своего народа.

Аргумент №2

Только с одним образом я могу в полной мере сопоставить образ «Учителя истории» из очерка Ю. Яковлева – это библейский образ Христа. Иисус Христос также ради спасения человечества – детей своих, пошел на распятие. И для него это не было подвигом, как и для школьного учителя его поступок. Этот путь они избрали как само собой разумеющееся, только потому, что некая сила внутри их существа не могла позволить им поступить иначе. Только потому, что это был их жизненный выбор.

Заключение

Свой жизненный выбор рано или поздно сделает каждый из нас. Другой вопрос – будет ли он связан с подвигом спасения, созидания, или же мы окажемся на стороне разрушителей. Жизнь – сложный процесс, и только от нас зависит, какую роль мы будем в ней играть.