Человек и общество произведение герой нашего времени. Печорин и “водяное общество”. Однообразие разнообразных типов


Что есть общество для человека? Насколько оно важно для каждого из нас? Для ответа на эти вопросы, в первую очередь, нужно разобраться в том, что же подразумевает под собой слова «общество» и «человек». Человек – это существо, обладающее даром речи и мысли, способное создавать что-то новое. Несмотря на то, что понятия «личность» и «человек» несут совершенно разную смысловую нагрузку, в наше время они находятся очень близко, фактически заменяют друг друга. Однако личность – это человек выдающийся, заметно отличающийся от остальных. Общество же – это группа людей, волею судьбы оказавшихся вместе в какой-то период времени или истории. В обществе всегда можно найти выделяющегося человека – личность. Такие люди, как правило, задумываться о состоянии того общества, в котором находятся, и зачастую выражают своё недовольство существующей системой, устоями, задают себе вопрос: общество для человека или человек для общества?

Тема «человек и общество» волновала очень многих мыслителей на протяжении всей нашей истории.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Примером этому может случить социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой произведений, Григорий Александрович Печорин, человек неординарный, инакомыслящий. Его, как и пушкинского Онегина, можно поместить в галерею «лишних людей». В этих двух образах много общего, однако, вопрос взаимодействия человека с обществом в случае с Печориным стоит острее. Он «бешено гоняется за жизнью», но так ничего от неё и не получает. Он относится именно к тем личностям, которым наскучила жизнь, которые презирают её радости за бессмысленность и быстротечность, а общество современником за то, что в нём не ценятся ни ум, ни знания, ни честь, ни благородство. Примеров такого общества в романе является так называемое «водяное общество». Это собирательный образ представителей дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты эпохи – первой половины девятнадцатого века, когда выше всего люди ставили чины и праздные удовольствия. Быт и нравы посетителей минеральных вод, над которыми иронизирует Григорий Александрович, обусловлены историей и традициями, нежеланием и невозможностью из-за ограниченности мышления двигаться вперёд. Печорин с недовольством отмечает любовь представителей «водяного общества» к сплетням, интригам. В целом, всё это общество противопоставляется Печорину, однако, некоторые герои ещё и сопоставляются с ним. Например, Грушницкий, который является своеобразной пародией, двойником на Печорина – всё то, что у Григория является сутью его характера, у него – поза, выставленная на показ. Он любит «пышные фразы», «драпируется» в чувства, не испытывая их, «производить эффект - его наслаждение». Он и Печорин – давние приятели, бывшие «наружно в самых дружеских отношениях». Грушницкий является типичным представителем того общества, которое так чуждо Григорию Александровичу, и поэтому конфликт с ним кажется Печорину конфликтом со всем общество в частности. Печорин полон бунтарского неприятия устоев и ценностей существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям совершенно бесплодны. Можно сказать, что Печорин – человек не для общества, а общество – не для него.

Итак, как правило, в каждом обществе находятся люди, сильно от него отличающиеся, «лишние люди». Они недовольны существующей в этом обществе политической, экономической, социальной или культурно-нравственной картиной; в целом фактически всем, что в этом обществе происходит. Зачастую и это общество отказывается понимать таких людей – и они вступают в конфликт; с одной стороны – личность, с другой – группа людей, иначе - общество. Пожалуй, такой человек обречён на одиночество, ведь жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Обновлено: 2018-05-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

"Герой нашего времени" - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, "исследовать душу человеческую".

Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство "Героя нашего времени" заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин – главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею "лишних людей".

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в "Герое нашего времени" острее, чем в "Евгении Онегине", так как Печорин "бешенно гоняется за жизнью", но ничего от неё не получает, а Онегин просто "плывёт по течению".

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть "Княжна Мери", в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развёрнутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причём он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях "Бэла", "Тамань" и "Княжна Мери".

В психологической повести "Княжна Мери" личность Печорина противопоставлена "водяному обществу", показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. "Водяное общество" - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении "водяного общества", их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ "водяного общества" даётся также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом всё "водяное общество" противопоставлено Печорину. Однако всё же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведёт себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от неё, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин "бешенно гоняется за жизнью", Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает ещё более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развёрнутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намёками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: "...петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись".

Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, "хозяйках вод" : "...они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум".

Особый класс в "водяном обществе" составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется "водяная молодежь". Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Всё то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, "водяное общество" - не случайная тема в романе, Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

Автор называет общество людей водяным. Определение несколько непонятно и близко к сказочному. Печорин и «водяное общество» – это часть главы «Княжна Мери». Там персонаж оказывается среди общества, отличного от светского, но и схожего с ним по основным характеристикам.

Водяное общество

Кого Печорин называет водяным обществом и почему? Становится понятен эпитет после чтения главы «княжна Мери». Местное дворянство здесь перемешивается с гостями, прибывшими из столицы. Такая смесь дает интересную картину нравов. Кто кого переборет по безнравственности. Оба общества « уже хороши», вместе они еще сильнее. Почему называет водяное? Потому что их цель оздоровление на водах Кисловодска. Климат, целебная вода не способны вылечить души людей. Именно здесь становится понятно, что болезнь Печорина неизлечима. Мужчина пытается еще что-то изменить вокруг себя, но все поглощает его эгоизм и жажда авантюризма.

Водяное общество собралось около чистого источника, но напоминает болото, затягивающее и разрастающееся очень быстро. На кого делит Григорий всех представителей нового сообщества, как к ним относится? Это степные мужья, помещики, хозяйки местных домов, отдыхающие франты, многочисленные дамы и офицеры.

Степные помещики

Отцы семейств прибывают в Пятигорск, чтобы найти удачную пару для своих дочек. Их желание - укрепит свое финансовое состояние. Петербургские гвардейцы в большинстве сыновья успешных дельцов. Судьба дочерей - это только предлог. Помещики ищут выгоду в любых своих деяниях. У степных мужей истертые старомодные сюртуки, но их дочери и жены нарядны и изысканы. В каждом проходящем мужчине они видят возможность создания пары. Вид Печорина вызывает сначала нежное любопытство, но оно быстро исчезает, появляется негодование. Вызвано оно армейскими эполетами. У читателя эта сцена вызывает горькую усмешку.

Хозяйки вод

Отношение к военным у женщин несколько иное, хотя цель та же: найти мужа или любовника. Женщины вызывают восторг у Печорина. Они очень долго способны удерживать свою миловидность. В чем секрет такого умения? Может быть в их непостоянстве? Женщинам приходится постоянно «быть на страже», за каждым мундиром они видят пылкое сердце. Мужчины сменяются от сезона к сезону, а женщины остаются.

Франты

Таких мужчин толпы. У них нет лиц и индивидуальности. Печорин говорит, что они много пьют и не воду. То есть их цель пребывания на Кавказе - не укрепление здоровья. Они как положено франтам держат стакан целебной воды, выбирая картинную позу - «академическую». Им все лень, франты «волочатся мимоходом», ищут с кем посплетничать, играют и жалуются на скуку, которую сами и создают. Франты выражают презрение к провинциалкам, страдая о столичных барышнях. Но читатель понимает, когда они попадают в Москву или Петербург, их позиция меняется. Там они скучают по дамам из глубинки, выражая презрение к аристократкам.

Однообразие разнообразных типов

Печорин оказывается втянут в жизнь общества. Автор доказывает, что невозможно человеку остаться вне окружения. Григорий становится его частью, пусть не самой страшной, но такой же распущенной и жестокой. Чем заняты «водяные люди»? Они сплетничают, лгут, обманываю. Их тянет сочинять и представлять себя героем, лидером, активистом. Праздники, балы, вино и еда затягивают и представить их в других условиях практически невозможно. Страшно, что большая часть общества - это молодежь. Пугает и то, что зачинщиками интриг становятся военные. Даже им, людям познавшим ценность жизни, здесь нравится. Семейные отношения строятся на обмане, выгоде и голом расчете. Чувства уходит куда-то в прошлое, ими играют, постепенно забывая об искренности и преданности. В водном обществе тема совести не стоит совсем. Дуэль превращается в убийство и орудие мести. Печорин относится к окружающим с пренебрежением, но это не добавляет ему привлекательности. Он здесь один из них.

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Человек и общество", "Смелость и трусость". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Часть 2.

В чем заключается конфликт между человеком и обществом?

Конфликт между человеком и обществом появляется тогда, когда сильная, яркая личность не может подчиняться правилам общества. Так, Григорий Печорин, главный горой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», – незаурядная личность, бросающая вызов нравственным законам. Он «герой» своего поколения, вобравший в себя его худшие пороки. Молодой офицер, наделенный острым умом и притягательной внешностью, с пренебрежением и скукой относится к окружающим людям, они кажутся ему жалкими и смешными. Он чувствует свою ненужность. В тщетных попытках найти самого себя он приносит лишь страдания неравнодушным к нему людям. С первого взгляда может показаться, что Печорин – крайне отрицательный персонаж, но, последовательно погружаясь в мысли и чувства героя, мы видим, что виной тому не только он сам, но и общество, породившее его. По-своему он тянется к людям, к несчастью, общество отвергает лучшие его порывы. В главе «Княжна Мери» можно увидеть несколько таких эпизодов. Приятельские отношения Печорина и Грушницкого превращаются в соперничество и вражду. Грушницкий, страдающий от уязвленного самолюбия, поступает подло: стреляет в безоружного и ранит его в ногу. Однако даже после выстрела Печорин дает шанс Грушницкому поступить достойно, готов простить его, он хочет извинений, но гордыня последнего оказывается сильнее. Доктор Вернер, играющий роль его секунданта, является чуть ли не единственным человеком, понимающим Печорина. Но даже он, узнав об огласке дуэли, не поддерживает главного героя, лишь советует уехать из города. Человеческая мелочность и лицемерие ожесточают Григория, делают неспособным любить и дружить. Таким образом, конфликт Печорина с обществом заключался в том, что главный герой отказался притворяться и скрывать свои пороки, как зеркало показывая портрет всего поколения, за что общество его и отвергло.

Может ли человек существовать вне общества?

Человек не может существовать вне общества. Являясь существом социальным, человек нуждается в людях. Так, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин вступает в конфликт с обществом. Он не принимает законы, по которым живет социум, чувствуя фальшь и наигранность. Однако жить без людей он не может, и, сам того не замечая, инстинктивно тянется к окружающим. Не веря в дружбу, сближается с доктором Вернером, а играя с чувствами Мери, с ужасом начинает осознавать, что влюбляется в девушку. Главный герой намеренно отталкивает людей, которые к нему неравнодушны, оправдывая свое поведение любовью к свободе. Печорин не понимает, что люди нужны ему даже больше, чем он им. Его финал печален: молодой офицер в одиночестве умирает по дороге из Персии, так и не найдя смысла своего существования. В погоне за удовлетворением своих потребностей он утратил жизненные силы.

Направление "Смелость и трусость".

Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)? С мелость признать неправоту.

Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. Храбрость же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Горой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, Печорин ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)?

Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(455 слов) Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых представляет собой зарисовку общества того времени. Так, произведение «Княжна Мери» знакомит нас с отдыхающими «на водах» в Пятигорске. Это в основном дворяне – местные и прибывшие из столицы. Их поведение отражает традиции, быт и нравы описанной в повести эпохи. Печорин и «водяное общество» постоянно оказываются по разные стороны баррикад. Но есть ли у них схожие черты? Как Лермонтов видел своих современников глазами главного героя?

Кажется, Печорин презрительно относится к отдыхающим. Он замечает, что они друг другу завидуют, распускают слухи, плетут интриги. Так сложилось за долгие годы взаимоотношений представителей разных слоёв. Люди «на водах» как бы отстраняются от светского общества. Но они уже настолько привыкли вести себя commeilfaut, что моментально преобразиться у них не получается. Да и вряд ли дворяне хотят изменений. Некоторые герои, впрочем, выделяются на фоне других. Так, Грушницкий в повести – будто пародия на Печорина. Герой очень самолюбив, романтичен, непрактичен. Его склонность строить воздушные замки доходит до абсурда, до безрассудства, и в том числе поэтому он решает участвовать в дуэли. Это явный антипод Печорина, постоянно ищущий и жаждущий романтики в бытовых ситуациях, но не умеющий проявить себя.

Образ Вернера в произведении не противопоставляется образу главного героя, а сопоставляется с ним. Молодые люди практически одинаково относятся к окружающим, проявляют скептицизм, остроумие. Но Печорин, как говорится в романе, «гоняется за жизнью». Вернера скорее можно назвать пассивным, несколько апатичным. Даже в преддверии дуэли Печорин с нежностью думает о красоте природы, а Вернер – о денежных вопросах. Как часто мы встречаем таких людей не только «на водах», но и в повседневной жизни!

А вот княжна Мери – более редкий «экземпляр» в череде светских дам. Она очень молода, неглупа, иронична, но наивна и чиста. На её фоне Печорин выглядит настоящим эгоистом. Отношения с княжной Мери становятся для героя поводом проанализировать собственное поведение, вступить в диалог с самим собой. Но любит ли он молодую женщину? Вряд ли. Для него она – одна из многих представителей «водяного общества»: умная и серьёзная, но подверженная влиянию. Другое дело – Вера. Её образ представлен автором схематично. Печорин чувствует такое одиночество и такую отстранённость, что даже когда-то единственная возлюбленная становится ему не нужна. Герой коротает время за беседами со степными помещиками, которые надменно и снисходительно относятся к военным, и встречами с «хозяйками вод», ищущими в мужчинах острый ум и пылкие сердца.

А ещё водяном обществе есть «водяная молодёжь». Юноши так же, как их предшественники, жаждут получить очередной чин, преклоняются перед прославленными военными и великосветскими богачами, танцуют с дамами сердца на балах. Это всё — то же столичное общество. Впрочем, столичное ли? Скорее провинциальное, мечтающее «дотянуться» до столицы, как можно больше походить на истинных дворян. Потому и автор, и его герой с иронией относятся к происходящему, а мы, читатели, получаем возможность поразмыслить о проблемах взаимоотношений личности и общества.