Василий григорьевич перов произведения презентация. Школьные презентации Powerpoint. учитель начальных классов

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Выполнила Битюцких Н.Е.,

учитель ИЗО

ГБОУ ГСГ.


Цель:

  • Познакомиться со стилями и сюжетами древнегреческой вазописи.

Задачи:

  • Понять место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.
  • Изучить стили росписи ваз, особенности орнамента и техники нанесения рисунка.
  • Используя сюжетную роспись, орнамент выполнить эскиз греческой чернофигурной вазы.

В Древней Греции вазы изготавливались из обожженной глины.

Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» – глина) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов различного назначения:

  • Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой.
  • Амфоры – для хранения оливкового масла, вина и зерна.
  • Килики – изящные вазы для питья.
  • Гидрии –сосуды для наливания воды.

Основные виды греческих ваз.



Лутофора


Кальпида



Геометрический стиль.

Диплонская амфора.

Глина. 8 в. до н.э.

Лутрофор из Аттики. Глина.

Около 700 – 680 г. до н. э.


В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием черного лака.

Чернофигурный стиль.

Фоном служит естественный цвет обожженной глины, а рисунок выполнен черным лаком.

Краснофигурный стиль.

Фон покрывался черным лаком, а изображения оставались красноватого цвета глины.


Чернофигурный стиль

Клитий и Эрготим.

Кратер (ВАЗА ФРАНСУА)

Глина середина 6 в. до н.э.


Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему– то не сразу:

Подумаешь, вазы…, - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

  • Коринфская ольпа. Глина. 7 в. до н.э.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час, никак не могли

Оторваться от ваз.

Чернофигурная гидрия

«Ахилл с телом Гектора»

Глина. VI век до н. э.

Чернофигурная амфора

«Ахилл убивает царицу амазонок, пришедших на помощь Трое»


То вазы - гиганты,

То карлики- вазы

И каждая ваза, с рисунком- рассказом

Килики. Глина.

Середина VI в. до н.э.


Герой в колеснице летит на войну

Плывут аргонавты в чужую страну,

Персей убивает Медузу – Горгону

Афина – Паллада диктует законы,

Сражается с Гектором грозный Ахилл,

(И Гектор, как видно, лишается сил).

Греческая амфора.


А вот Артемида – богиня охоты

Из меткого лука стреляет в кого– то,

А это – на лире играет Орфей,

А это – вручают спортивный трофей

Эксекий. «Ахилл и Аякс»

Амфора. Глина.

Середина VI века до н. э.


А вот – Одиссей, подающий советы,

А это кентавр…

А это…

А это…

Но описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Дионис, плывущий по морю в ладье. Килик. Эксекий.


Греческие вазы

Краснофигурный стиль




с ласточкой.

Ок. 500 г. до н.э.



Рисунки на древнегреческих вазах.

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы греков, сцены повседневной жизни, спортивные состязания.

Вверху : Ахиллес, преследующий Троила и Поликсену.

В центре : суд Париса.

Внизу : битва Геракла с немейским львом.

Муза, играющая на лире.


Рисунки на древнегреческих вазах.

Греческие воины.

Орфей поет фракийцам, аккомпанируя себе на кифаре.


Виды греческого орнамента

Полоса языков


Виды греческого орнамента

Бутоны лотоса

Пальмета

Листья оливы

Ветка плюща


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Предмет: История искусств.

Класс: 4 класс, дополнительная предпрофессиональная ОП «Живопись».

Тема урока: «Искусство вазописи и греческий орнамент».

Тип занятия : урок усвоения нового материала.

Подготовка преподавателя к уроку:

Наличие классного журнала;

Наличие плана-конспекта урока;

Методическая подготовка урока: занятие проводится с использованием презентации по теме, обучающиеся просматривают фотоизображения Древнегреческой вазописи и греческого орнамента. В ходе урока используются компьютер, интерактивная доска.

Цель урока: познакомить учащихся с искусством вазописи Древней Греции.

Задачи урока:

Образовательные: обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Воспитательные: воспитание отзывчивости на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения; воспитание бережного отношения к произведениям искусства.

Развивающие: развить с помощью занятия природные и психические свойства личности – художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление, познавательные интересы, способности к творчеству.

Этапы и содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.

3. Закрепление нового материала.
4.Объяснение домашнего задания.

1. Организационный момент: проверка присутствия учащихся по классному журналу.

2. Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных видов искусств Древней Греции. Тема нашего урока «Греческая вазопись и греческий орнамент» (Слайд 1). Мы познакомимся с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором (Слайд 2).

Мы уже познакомились с вами с двумя видами древнегреческого искусства: архитектурой и скульптурой. Греческая живопись представлена главным образом вазописью, которая прошла долгий путь развития. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но и прежде всего как к искусству. Самые искусные художники разрисовывали вазы. Они украшали горлышко и низ вазы затейливым орнаментом, а на стенках изображали сцены из жизни простых греков или греческих богов (Слайд 3).

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. А что означает слово «керамика»? (вопрос учащимся).

Предполагаемый ответ учащихся: от греческого «керамос» - глина, изделия из глины.

В Афинах самый известный квартал гончаров находился в районе , получившем своё название по имени покровителя гончаров. Афинские гончары не добывали глину самостоятельно и зависели от поставщиков. Места залегания глины находились в Кап Колиасе в 15 км от Афин, в районе реки и в нынешнем пригороде Афин Марусси (Слайд 4).

Существовало два способа изготовления сосудов (слайд 5): лепка вручную и изготовление изделия на гончарном круге (Слайд 6).

Теперь мы рассмотрим вазопись. Существовало несколько стилей росписи ваз: геометрический, ковровый, черно-фигурный, красно-фигурный, вазопись по белому фону (слайд 8).

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись (Слайд 9).

Геометрический стиль (900-700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами (Слайд 10). Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта . Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками (Слайд 11).

Дипилонские вазы – самые большие вазы, почти два метра. Они служили надгробиями на кладбище в Афинах, возле Дипилонских ворот (Слайд 12). Они сплошь покрыты горизонтальными полосами с геометрическим орнаментом.

Ковровый стиль (с 7 в. до н.э.). На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ сочетании с растительным узором. Восточный , или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры. Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф (Слайд 13) .

Чернофигурный стиль (со вт. п. VII в. До нач. V в.) На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет (Слайд 14) .

Краснофигурный стиль (ок. 530 г. до н.э.). Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений (Слайд 15) .

Вазопись по белому фону. Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась чаще в росписи лекифов, арибалов и алабастронов (Слайд 16) .

Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов.

А сейчас мы немного поговорим о форме и назначении сосудов (Слайд17) .

Составные части древнегреческого сосуда: венчик, шейка, плечи, тулово, ножка (Слайд 18) .

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи – для хранения (Слайд 19) .

Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения масла, вина, воды. Амфоры часто запечатывались глиняной пробкой, которая фиксировалась с помощью смолы или гипса. На ручке амфоры греки ставили клеймо с указанием города изготовителя (Слайд 20) .

Кратер – большой сосуд для смешивания жидкостей (вина и воды). Они представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котла, и двумя ручками по бокам (Слайд 21) .

Килики – это чаши для питья. Снаружи и изнутри чаши украшали росписью. Килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны (Слайд 22,23) .

Скифос – керамическая чаша для питья, имеет суживающееся книзу тулово, с двумя ручками у самого края широкого устья (Слайд 24) .

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках. Иногда использовался как мера жидкости (0,27 л) (Слайд 25) .

Киаф (греч. kyaphos - "кружка, ковш") назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой (Слайд 26) .

Ойнохоя – сосуд для вина, кувшин с ручкой и тремя сливами (носиками), из которого можно было наливать в три чаши одновременно (Слайд 27) .

Лекиф - древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения (Слайд 28) .

Пелика – сосуд для жидкости с двумя ручками по бокам. В отличие от амфоры, имеет расширяющееся книзу тулово (Слайд 29) .

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово. Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших (Слайд 30) .

К сожалению время не пощадило античную вазопись - многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а также в русском художественном музее имени А.С. Пушкина (Слайд 31) . Зачитывается стихотворение О.А. Тарутина (об экспозиции ваз в Эрмитаже):

Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь вазы!» подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз…

То вазы – гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза – с рисунком – рассказом!

герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, падающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать не попробуем враз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

3. Закрепление нового материала (Слайд 32).

Учащимся задаются вопросы по новому материалу.

    Как называются изделия из обожженной глины?

    Для чего применялись керамические вазы?

    О чем нам рассказывают древнегреческие вазы?

    Назовите стили древнегреческой вазописи?

    Какие древнегреческие орнаменты вы запомнили?

    В чем отличие краснофигурной росписи от чернофигурной росписи?

    Какие типы сосудов вы запомнили?

4. Объяснение домашнего задания (Слайд 33-34).

Учащимся предлагается дома продолжить греческий орнамент по выданному шаблону, а также рассмотреть и подписать типы древнегреческих сосудов.