Особенности чеховской сатиры. Жизнь и творчество Чехова. Лучшие произведения Чехова Последние годы жизни писателя

Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим все мотивы его повестей и рассказов, стала «новая драма». Именно в ней наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.
На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то исторический парадокс.
И в самом деле, на рубеже веков, в период наступления нового общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие «здоровой и сильной бури», Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе.
Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это время о людях активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно делать, то Чехов пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное.
Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей. Именно на этой исторической почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.
Прежде всего, Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие, организующее сюжетное единство классической драмы. Однако, драма при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, «рифмуются», перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом звучании».
С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного,
ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных, каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных голосов и подголосков.
Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он писал о господстве в жизни тупости, откровенного эгоизма, об «униженных и оскорблённых», о человеческих отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных переживаниях. Начиная с Гоголя, в литературе Х1Х века утвердился «смех сквозь слёзы», смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в пьесах именно такой.
Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного формообразования. В них драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. убедительным примером тому служит пьеса «Вишнёвый сад». « Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», -- писал сам Чехов.
Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчетливо видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. «Вишнёвый сад» включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках, переодеваниях Шарлоты.
Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил «Вишневый сад» именно в таком драматическом ключе.
Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья. Возникает неведомый классической драме чеховский «подтекст», или «подводное течение». Герои Островского целиком и полностью реализуются в слове, и слово это лишено двусмысленности, твердо и прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, смыслы слова размыты, люди никак в слово не умещаются и словом исчерпаться
не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер «В Москву! В Москву!» отнюдь не означал Москву с ее конкретным адресом. Это тщетные, но настойчивые попытки героинь прорваться в иную жизнь с иными отношениями между людьми. То же в «Вишневом саде».
Во втором акте пьесы в глубине сцены проходит Епиходов - живое воплощение нескладицы и несчастья. Возникает такой диалог:
Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...
Аня (задумчиво). Епиходов идет...
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Да.
Говорят формально об Епиходове и о заходе солнца, а по существу о другом. Души героев через обрывки слов поют о неустроенности и нелепости всей своей несложившейся, обреченной жизни. При внешнем
разнобое и нескладице диалога есть душевное внутреннее сближение, на которое откликается в драме какой-то космический звук: «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий печальный».
Островский для изображения драмы своих героев берёт не ровное течение обычной жизни, а как бы выламывает из него событие. Например, история гибели Катерины - событие, потрясшее жителей Калинова, раскрывшее трагическую обречённость её положения.
У Чехова же драматизм заключается не только в событиях, но и в обычном будничном однообразии повседневного быта. В пьесе «Дядя Ваня» изображен быт деревенской усадьбы Серебрякова во всей своей повседневности: люди пьют чай, гуляют, говорят о текущих делах, заботах, мечтах и разочарованиях, играют на гитаре… События – сора Войницкова с Серебряковым, отъезд Серебряковых – ничего не меняют в жизни дяди Вани и Сони и, следовательно, не имеют решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене и прозвучал выстрел. Драматичность положения героев не в этих случайных эпизодах, а в однообразии и безысходном для них образе жизни, в бесполезной трате своих сил и способностей.
Важное событие, меняющее жизнь героев, происходит редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе «Чайка», или дуэль в «Трёх сёстрах». В неизменной жизни люди редко находят счастье – им трудно это сделать, т.к. для этого нужно преодолеть неизменность и обыденность. Не все могут сделать это. Но счастье всегда соседствует с разлукой, смертью, с «чем-то», мешающим ему во всех чеховских пьесах.
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего не благополучия. В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке», например, пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями - олицетворение общей нескладицы жизни, от которой страдают все герои.
За редким исключением - это люди самых распространённых профессий: учителя, чиновники, врачи и т.д.. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живёт большинство его современников.
Новаторство Чехова – драматурга заключается в том, что он отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев. Чеховская драматургия покорила театральную сцену почти всех стран мира. И в нашей стране нет крупного художника театра, кино, который не называл Чехова в числе своих учителей. И в подтверждение этому на занавесях МХТа изображена Чеховская “Чайка”.

  • Творчество Чехова во второй период. Переход к общественным темам
  • Связь рассказа «Студент» с романом Толстого «Война и мир»
  • Во второй его период (1888-1904 гг.) смех не исчезает, но преобразуется – из самостоятельной художественной величины в слагаемое многопланового изображения. Перестройку претерпевает и сам жанр, его границы хоть и колеблются, но не в значительных пределах; поздний чеховский рассказ по размерам больше ранней «сценки», и все же это размеры подчеркнуто малой прозы. Но иной становится внутренняя лира произведения – лира его содержания. Второй период отличен размыканием границ: явное преимущество получает рассказ, представляющий собой жизнеописание. Изображается уже не момент из биографии героя, а сама биография, в ее более или менее длительной протяженности, о таком рассказе говорят: «маленький роман». В чем художественно весомое сочетание противоположного: скромные размеры, но широко развернутый, многоохватывающий сюжет. Образцы такого рассказа – «Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Душечка», «Ионыч», «Невеста», «Студент». Эпизод вбирает в себя обзорные, суммирующие характеристики, высвечивающие весь уклад жизни, соединяющий настоящее с прошлым. Жизнеописания как такового нет, но видна биографическая перспектива, видно направление жизненного пути.
    В поздних рассказах главенствует проблема смысла жизни, ее наполненности, ее сдержанности. Теперь рассматриваются различные формы «отклоняющегося» жизнеустройства, различные проявления обыденной жизни. Над человеком с «робкой кровью» молодой Чехов откровенно смеялся, теперь же преобладает иной тон, иной подход, продиктованный стремлением объяснить утраты, найти связь причин и следствий, установить меру беды и меру вины. Поздние чеховские рассказы одновременно ироничны и лиричны, скрывают в себе и усмешку, и печаль, и горечь.
    «Маленький роман», разумеется, не есть уменьшенное подобие большого романа. В том-то и суть, что рассказ, приближенный к рассказу, с особой настойчивостью и энергией реализует свои собственные ресурсы – изобразительные и выразительные. Рассказ углубленно выявляет свою жанровую специфику. Нетрудно заметить: благодаря сжатости жизнеописания рельефно проступает схема биографии, ее «чертеж»; резко обозначаются внезапные или стадиальные перемены в облике, в судьбе героя, в его состоянии. Возможность создать ступенчатость, стадиальность биографического сюжета, – единым взглядом охватит жизнь человека как целое и как процесс – и составит привилегию малого жанра. Чехов, в своем зрелом творчестве, дал тому неоспоренные доказательства.
    Во второй половине имеется яркая юмористическая страница – это одноактные шутки, или водевили: «Медведь» (1887 г.); «Предложение» (1888 г.); «Свадьба» (1890 г.); «Юбилей» (1891 г.). Водевиль Чехова не имеет соответствия в русской литературе. В нем нет танцев и куплетов, он полон другого движения: это диалог в одном акте, развивающийся с искрометной силой. Здесь жизнь схвачена в острые моменты: праздничное торжество, перемежающееся бурными скандалами. В «Юбилее» скандал поднимается до уровня буффонады. Все происходит одновременно: женоненавистник Хирин готовит доклад для юбилея банка, Мерчуткина выклянчивает у главы банка Шипучина деньги, жена Шипучина слишком подробно и нудно рассказывает о том, что она пережила у матери, и идет словесная перепалка между Мерчуткиной и мужчинами. Каждый говорит свое, никто никого не хочет даже слушать. И получается то, что Чехов сам себе ставил условием для хорошего водевиля: «сплошная путаница» (или «вздор»); «каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком»; «отсутствие длиннот»; «непрерывное движение».
    Путаница и нелепость в «Юбилее» достигает высшей точки в минуту, когда разъяренный Хирин набрасывается, не разобравшись, на жену Шипучина (вместо Мерчуткиной), та визжит, ошибка выясняется, все стонут – и входят служащие: начинается юбилей, тщательно ими подготовленный. Обессиленный юбиляр перестает что-либо говорить, соображает, прерывает речь депутатов, бормочет бессвязные слова, и действие прерывается: пьеса кончилась.
    Несостоявшийся юбилей, фактическое топтание на месте при суетливом движении основных и мельтешении случайных лиц (а за кулисами, как выяснилось, идет подлинное действие – подлоги, казнокрадство и т.д.) – это образ той же жизни, которую мы знаем по чеховским рассказам 1880-х годов, но в юморе его теперь больше жесткости. Потому что за спиной автора «Юбилея» был груз свежих воспоминаний о сахалинском «аде» (поездка на Сахалин состоялась в 1890 г.).
    Ирония характерна для зрелой чеховской прозы, и особенно Чехов дорожит потаенной, скрытой ироничностью – дорожит тем, без чего ему не обойтись при изображении жизни вроде бы обыкновенной, нормальной, но по сути мнимой, фиктивной. В рассказе Чехов осуществляет углубленный психологический анализ, обнажающий противоречие между привычным и желанным, между желанным и осуществимым, раскрывающий явления внутренней несвободы. Тонко переданы настроения, состояния, изнутри заполняющие сюжет рассказа. Героев таких произведений настигают не одни лишь горькие мысли, он приходит не только к печальным выводам, ему открываются и другие обобщенные мысли, разнокачественные выводы.
    После «Юбилея» ни водевилей, ни других веселых произведений Чехов больше не писал. Три «осколочных» рассказа 1892 года (перерыв в юмористике был пятилетний – с 1887 г.) – «отрывок», «Из записок старого педагога», «Рыбья любовь» – не вернули прозе Чехова ее прежнего юмористического тона. Но вряд ли сыщется произведение Чехова 1890-1900 годов, в том числе и драматическое, в котором не сверкнули бы улыбка автора, смешной эпизод, каламбур. 

    Среди действующих лиц пьесы есть владельцы усадьбы, дворяне; есть купец-капиталист; есть представители молодого поколения, отрицающие старые формы и возвещающие наступление новой жизни. И смысл пьесы трактуется как изображение исторической смены общественно-экономических формаций, социальных и культурных укладов, как показ неизбежной гибели одних, осуждение других и приветствие третьих.

    За особенной чеховской формой стоит особая концепция жизни и человека. "Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, - говорил Чехов. - Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни".

    Чехов-драматург совсем отказывается от внешней интриги, борьбы группы персонажей вокруг чего-либо. Каждый эпизод - не ступенька в разворачивании интриги; эпизоды заполнены обыденными, внешне бессвязными разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями, но при этом окрашены единым настроением, которое затем переходит в другое. Не от интриги к интриге, а, скорее, от настроения к настроению разворачивается пьеса, и здесь уместна аналогия с бессюжетным музыкальным произведением.

    Событие, о котором больше всего говорят - продажа имения на торгах, - происходит не на сцене. Чехов последовательно использует этот прием - увести основное "происшествие" за сцену, оставив лишь отсветы его, отголоски в речах действующих лиц. Невидимые (зрителем), внесценические события и персонажи по-своему важны в пьесе. Но их отсутствие на сцене подчеркивает, что для автора они лишь фон, повод, сопутствующее обстоятельство того, что является основным. При видимом отсутствии традиционного внешнего действия у Чехова, как всегда, богатое, непрерывное и напряженное внутреннее действие.

    В пьесах Островского конфликт проистекает по преимуществу из различий в сословном положении героев: богатых и бедных, самодуров и их жертв, обладающих властью и зависимых. В этом смысле герой комедий и драм Островского - "сословный" человек. Чеховские герои причиняют несчастья другим, не желая этого, у них нет "дурно направленной воли"". Например, Лопахин отнюдь не питает враждебных чувств по отношению к Раневской, и желает он ей не разорения, а, наоборот, того, чтобы вишневый сад стал "счастливым, богатым, роскошным...".

    Герои "Вишневого сада" часто противопоставляют себя друг другу, убеждены в абсолютной противоположности своих "правд". Автор же каждый раз указывает на общность между ними, на скрытое сходство, которого они не замечают или с возмущением отвергают. Нов сам конфликт: видимая противоположность при скрытом сходстве.

    Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие хода вещей или понимающие его ограниченно, связан с судьбами несколько поколений - прошлых, настоящих и будущих. Одни видят сад таким, каким он был в невозвратимом прошлом, для других разговор о саде - только повод для фанаберии, третьи, думая о спасении сада, на деле губят его, четвертые гибель этого сада приветствуют... Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже не замеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные темы - придают пьесе грустно-поэтический характер. Однако Чехов настаивал, что создал "не драму, а комедию, местами даже фарс". Очевидно, что Чехов осуществил в своей "комедии" особые принципы соединения драматического и комического.

    Детство и отрочество Антона Чехова прошло в Таганроге, где он и появился на свет в семье купца. Параллельно с учебой в гимназии молодой человек вынужден был постоянно помогать отцу в бакалейной лавке. Ему претила продажа кислой капусты и часто пьяные покупатели. Но именно они стали первыми прообразами историй будущего писателя. Еще в школьные годы Антон пробовал себя в создании фельетонов, анекдотов и коротких сатирических рассказов. А переезд в Москву для обучения в медицинском университете стал новым этапом в жизни творческого человека.

    Первыми успехами писателя можно считать издание рассказов в столичных журналах. Поняв, что его работы могут быть интересны читателям, Чехов стал трудиться упорней. Процесс создания фельетонов и повестей приносил автору не только удовольствие, но и доход. Но мечты о врачевании не покидали Антона Павловича, поэтому учеба продолжалась. Кратко жизнь и творчество Чехова будут рассмотрены в статье.

    Первые уверенные шаги в литературе

    После получения диплома медика Чехов начал сотрудничать со столичным изданием "Новое время". Именно здесь автор первый раз разрешил редакторам указать свое имя. До этого он печатался под различными псевдонимами, безумно боясь быть узнанным или получить негативные отзывы о своей работе. Но все опасения талантливого человека оказались беспочвенными. Столичная публика "на ура" приняла новое слово в беллетристике, а критики вынуждены были признать феномен нового гения.
    При этом сам Чехов на протяжении всей жизни безумно стеснялся повышенного внимания к собственной персоне. Это было отображено в его темах творчества. Чехов не верил в существование идеальных людей, считая, что жизнь состоит из чувств, эмоций и переживаний, прячущихся за обыденностью. Именно поэтому все герои его произведений являются простыми, иногда недалекими и несчастными людьми, лишенными яркой индивидуальности.

    Четкое понимание смены эпох, революционные настроения в массах и внутренние переживания писателя находили отражения в его произведениях. Жанры творчества Чехова были своеобразными, так как он сильно понимал мелочность человека в сравнении с грядущими переменами, мировыми проблемами и войнами. Поэтому большинство его персонажей показаны как вечно мечущиеся люди, потерявшиеся в поисках счастья.

    Признание и востребованность

    В 1887 году вышел первый сборник плодов творчества Чехова - рассказы "В сумерках". Он получил позитивные оценки критиков, как и поставленная на сцене столичного театра пьеса "Иванов". Больше Антону Павловичу не было нужды скитаться по издательствам в надежде на сотрудничество. Начиная с 1890 года, популярность писателя стала расти с каждым днем. Теперь его сочинения выходили в "Русском времени" и "Северном вестнике". Красочные и близкие читателям рассказы многократно перепечатывались, расходясь большими тиражами по всей стране.

    Но вместе с успехом появились и первые недоброжелатели, обвиняющие писателя в отсутствии гражданской позиции. Критики стали искать подводные камни в работах Чехова. Они открыто выступали с тирадами в адрес автора, считая, что в то время, как страна приближалась к неминуемой революции, создавать пасквили и шуточные истории было верхом цинизма.

    Неожиданный побег

    В то же время сам гений обращал внимание только на мнение людей, которым он преклонялся. Одним из таких был глыба русской литературы Лев Николаевич Толстой. Антон Павлович был не просто хорошо знаком со всеми произведениями метра, но и стремился постигнуть его жизненную философию. Далеко не все в высказываниях верного учителя казалось ему правильным. Мудрый Чехов внимал теориям Толстого, разбавляя их своими ощущениями и восприятием действительности.

    А когда внутренние протесты и происходящие в стране события загнали Чехова в угол, он неожиданно решился на своеобразный побег. Отъезд писателя на далекий Сахалин стал настоящей неожиданностью для всех. Но писатель поставил на паузу свою карьеру, оставил быт и отправился наблюдать за жизнью сибиряков.

    На новом месте мужчина не стал сидеть, сложа руки, помня о своей профессии. Рискуя собственной жизнью, он стал оказывать медицинские услуги каторжанам и местным жителям. Для эмоционального человека оказалось не так просто принять картину, увиденную на острове. Нищета, болезни и ранние смерти казались естественным процессом, чего не смог принять столичный гость.

    Параллельно с работой в местной больнице Чехов постоянно делал своеобразные заметки в своем дневнике. Он фиксировал все встречи и события того времени, что нашло отображение в книге "Остров Сахалин", вышедшей в 1895 году. Но параллельно с творческими достижениями, писатель нанес непоправимый вред собственному здоровью. Тяжелые условия жизни и труда ускорили процесс протекания туберкулеза, которым он был болен. В будущем именно это заболевание стало причиной раннего ухода писателям из жизни.

    Возвращение в столицу

    После возвращения в Москву Антон Павлович пересмотрел большинство своих принципов и прежних взглядов. Многие высказывания Толстого теперь казались ему наивными и лишенными смысла. Проехав через всю страну, он увидел, как живут люди, понимая всю тщетность их попыток изменить мир.

    Новые мысли и чувства сразу же нашли отображение в рассказах, вышедших вскоре после приезда с Сахалина. "Моя жизнь", "Палата N 6", "Моя жизнь", "В овраге" стали одними из немногих трудов обновленного автора. Увидев, с какими проблемами сталкиваются каждый день несчастные жители страны в глубинке, автор счел обязательным показать их быт, проблемы и переживания. Отчетливое понимание безвозвратно уходящего времени не давало Чехову жить спокойно. Думающий и чувствующий человек понимал, что вскоре страна перестанет существовать в привычном для всех формате, еще не зная, что ее ждет. Антон Павлович понимал, что кичащиеся аристократы обречены на скорое вымирание, пытался высмеивать все их дешевые ценности.

    Тонкий юмор, владение словом и виртуозное умение видеть недоступное всем остальным помогали Чехову формировать свои мысли и чувства. И к удивлению самого писателя, издательства не торопились отказываться от его работ, охотно печатая новые произведения. Возможно, одним из секретов феномена автора, почему творчество А. П. Чехова считается неординарным, было умение не только показывать внутренний конфликт героев, но и отображать их внутренний монолог. До Чехова никто не использовал подобные методы в русской литературе.

    Учителя и ученики

    Многие исследователи особенностей творчества Чехова называют его своим учителем и первопроходцем в использовании символизма в литературе. Но сам писатель никогда не возводил себя в ранг гения, считая, что в мире существует масса более талантливых и успешных коллег. Он никогда не стеснялся использовать их методы работы и изучать жизненные принципы. При этом все они разбавлялись и дорабатывались мыслями Антона Павловича.

    Непререкаемыми авторитетами для себя из числа западных коллег писатель считал Шекспира и Мопассана. Среди отечественных авторов он увлекался трудами Достоевского и Толстого. Их творческое достояние оказало огромное влияние на русского гения, позволяя ему видеть жизнь с разных позиций и сторон.

    Уже после ухода из жизни Чехова, его последователями себя объявляли Бернард Шоу, Хемингуэй, Миллер, Манн и Гарсиа Лорка. И хотя стилистика и формат их произведений совершенно непохожи на творчество писателя Чехова, именно его личность стала примером для начинающих литераторов, ищущих собственный творческий путь.

    Драматические произведения

    Что принадлежит перу Чехова? Среди творческого наследия писателя насчитывается много талантливых драматических произведений, пользующихся популярностью и по сей день. Пьесы "Дядя Ваня", "Вишневый сад", "Чайка" и "Три сестры" были не только позитивно приняты читателями, но и взяты в разработки известными режиссерами. Они с успехом идут на театральных сценах по всему миру, почти не сохранив первые страхи и сомнения автора.

    Над серьезными произведениями Антон Павлович трудился уже во время проживания в Ялте. Он вынужден был туда перебраться из-за обострения болезни. Больше он не мог находиться в постоянных поездках и путешествиях, негативно сказывающихся на общем состоянии здоровья. Местный климат оказывал положительное влияние на состояние Чехова, хотя с каждым днем он все отчетливей понимал близость трагического финала.

    Забыть тяжкие мысли помогало писателю Чехову творчество. После окончания истории он отправлял ее в Москву, мучительно ожидая оттуда реакции критиков. Поэтому, когда Станиславский предложил поставить одно из произведений автора в театре, тот категорически отказался от предложения. Он редко оставлял Крым, поэтому переживал за судьбу своих работ на расстоянии. И опасения относительно критических замечаний доставляли негативные волнения их создателю.

    Предчувствие скорого финала

    Одной из последних работ Чехова стал рассказ "Архиерей", вышедший в 1902 году. В нем автор показал последние дни святого протоирея Петра, знающего о своей скорой кончине. Главный герой торопился сделать все важные дела, понимая, что никто не продолжит его путь и не сможет отсрочить предрешенный ход.

    Будучи медиком, рассудительный человек понимал, насколько опасна и неизлечима его собственная болезнь. Все попытки современных докторов облегчить страдания пациента сводились к пусканию крови и прикладыванию льда к области и без того больных легких. Поэтому единственное, что оставалось одинокому мужчине - это работа и общение с интересными людьми.

    Все хозяйственные заботы на себя взяла родная сестра писателя Маша, посвятившая ему почти всю жизнь. Она настолько хорошо понимала и чувствовала брата, что могла определить его настроение или самочувствие на основании походки или мимики. Но даже ее помощь не могла дать облегчение Антону, которому хотелось много трудиться, общаться и путешествовать по миру.

    Личная история

    Долгие годы чувство влюбленности и увлеченности Антон Павлович испытывал к милой и доброй Лике Мизиновой. Именно она долгое время была единственной музой писателя, став прототипом главной героини в пьесе "Вишневый сад". Но красивой истории у эмоциональных людей не получилось, и вскоре они начали тяготиться обществом друг друга. После отъезда Мизиновой Чехов все реже писал ей письма, старательно ища себе оправдания.

    Настоящей соратницей и верным другом известного человека стала театральная актриса Ольга Книппер. Они поженились незадолго до смерти писателя. Влюбленная в творчество артистка большую часть времени проводила в Москве. Она служила в столичном театре под руководством Станиславского, лишь изредка приезжая к супругу в Крым. Поэтому их отношения находили отображения в страстных и длинных письмах.
    Именно Ольга убедила супруга поставить в театре его первую пьесу. Однажды ей даже пришлось обманным путем завлечь супруга в театр, где "Чайка" была принята с восторгом. Правда, это произошло только со второй попытки, поэтому опасения литератора были понятны и объяснимы.

    Трагический и тяжелый уход

    В последние годы жизни Чехов мало работал из-за болезни и угнетенного состояния. Его больше не радовали, как раньше, красоты Ялты, письма Ольги и забота сестры. Горячо любимые им беседы с Максимом Горьким стали добавлять горечь и гнетущую тоску. Он с каждым днем все сильней угасал, к настоящей боли всех окружающих.
    Понимая, что срочно нужно что-то предпринимать, на семейном совете было принято решение отправить Антона Павловича на лечение в Европу. Супруга отправилась вместе с ним Германию, но помощь оказалась запоздалой. Чехов умер во время путешествия, успев проститься с женой.

    Согласно желанию писателя, он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Но во время мятежных настроений первой половины прошлого века кладбище было решено ликвидировать, и тело Чехова было перезахоронено в другом месте.

    Неизвестный Чехов

    Жизнь и творчество А. П. Чехова на сегодняшний день представляют огромный интерес для всех ценителей литературы. Единственными продолжателями ушедшего рано из жизни автора оказались его произведения. Детей у Чехова не было, все имущество он оставил младшей сестре. Именно благодаря Марии Павловне потом удалось создать музей писателя, в котором нашлось место его личным вещам.

    Всю жизнь Антон Павлович старательно скрывал от окружающих собственные переживания. Никто не знал, кого на самом деле он любил или, о чем жалел. Даже тяжелая болезнь не превратила сильного человека в пессимиста или нытика. О всех тяготах он мог поведать лишь своим дневникам, которых много нашлось после смерти Чехова. Оказалось, что многочисленные нападки критиков вызывали у него мысли о добровольном уходе из жизни.

    Человек-легенда, новатор и реформатор в русской литературе двадцатого века находил время почти для всего, что его истинно интересовало. Он собирал марки, занимался благотворительностью и стал инициатором возведения памятника Петру Первому в родном Таганроге. В перерывах между работой писатель успевал путешествовать, побывав в самых отдаленных уголках мира за свою короткую жизнь.

    Он никогда не искал любви, однажды бежав накануне собственной свадьбы с Зинаидой Эфрос. И только Ольге Книппер удалось убедить мужчину в надобности венчания. Но это не превратило гения в спокойного и уравновешенного человека. Он все так же продолжат метаться, любя создавать неоднозначные ситуации. Антон Павлович обожал говорить нелепицы, наблюдая за реакцией окружающих на них. Писатель никогда не отказывался от возможности дать совет или внести правки в произведения других авторов, считая это зарядкой для ума. При этом критические замечания в собственный адрес переносил болезненно.

    Но каким бы ни был писатель, он сумел устроить настоящий переворот в мировой литературе. Творчество писателя А. П. Чехова изучают в школе, экранизируют и ставят на театральных сценах. И пока память об известном литературном гении продолжает жить, его творческий путь нельзя считать оконченным.

    Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

    Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

    Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

    Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

    Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

    В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

    Особенности раннего творчества Чехова

    Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
    В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

    Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

    Или другой рассказ «Жених».

    В нем изображен молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, дает ей с собой денег 25 рублей, однако, несмотря на все светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у нее расписочку. Что это? Скупость или цинизм. А может быть лицемерие? Но в том-то и дело, что наш жених по-настоящему влюблен, однако все равно подарить эти «несчастные» 25 рублей своей невесте не может.

    Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

    В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

    Творчество Чехова 90-х гг.

    Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

    Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

    Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

    Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

    Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

    Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

    Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

    Драматические произведения

    А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

    Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

    Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

    Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

    Последние годы жизни писателя

    В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

    В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.