Последние минуты жизни князя андрея болконского. Л.Н. Толстой. "Война и мир" Лучшие минуты жизни князя Андрея. Возвращение князя Андрея домой

«Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему».

В театроведении есть такой термин: зерно образа. Он означает нечто главное, определяющее в персонаже. В зависимости от того, что видится актеру и режиссеру зерном данного образа, они и трактуют роль. Толстой так же относится к своим героям, как режиссер - к персонажам пьесы. Вспомним слова самого Льва Николаевича: «Работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000 000, ужасно трудно». Обратите внимание, что Толстой называет своих будущих героев: людьми. Для него они не персонажи, созданные его воображением и подчиненные его воле, но люди, самостоятельные личности, каждого должен автор разгадать, прежде чем этот герой станет литературным персонажем. Попробуем и мы с вами последовать за Толстым и разгадать его князя Андрея сразу и в главном, постичь зерно его образа.

Итак, лучшие минуты жизни - что это? Для каждого - свое. Кому-то лучше покажется минута удачи, кому-то- мгновения славы... Для князя Андрея это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность наново перерешить свою жизнь. Для большинства людей крах иллюзий - мгновения страшные, для князя Андрея - прекрасные, лучшие в его жизни. Ибо превыше всего он любит истину, к ней стремится. И каждый раз, отрекаясь от ложного пути, верит, что теперь он не обманется, теперь найдет свой истинный путь. Обратите внимание: ему западают в душу именно мгновения отречений от былых ошибок и заблуждений, минуты очищения, возрождения. За это и любит Толстой своего героя. И то, что сказано им о князе Андрее впрямую, относится и к Пьеру, и к Наташе, и к княжне Марье. Все любимые герои Толстого совершают страшные, трагические ошибки. Но автору важно, как они искупают свои вину, как сами себя осудят за эти ошибки.

На войну 1805 года Андрей Болконский идет, ибо устал от светского пустословия, ибо ищет истинного дела. Но не только поэтому. Именно там, на полях сражений, сможет он уподобиться своему кумиру - Наполеону, найдет «свой Тулон». И с психологической, и с исторической точек зрения очень важно, что Наполеон одновременно и враг князю Андрею, и предмет поклонения. Важно, ибо дает психологический анализ заблуждений эпохи, романтизировавшей войну, воспевавшей завоевателей и восхищавшейся красивой смертью на поле боя. Для Толстого же война - лишь кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных. К этой правде ведет он своего героя (и читателей): через все хитросплетения военной кампании 1805 года- на поле Аустерлица. Неразрывная внутренняя взаимосвязь войны и ее воплощения - Наполеона - впервые явственно предстанет именно после аустерлицкого сражения. И, развенчивая культ войны, Толстой одновременно развенчивает и Наполеона, лишает его всех романтических покровов. В стремлении князя Андрея самореализовать по образу и подобию кумира, повторить его путь, Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.

Толстой лукав. Он даст молодому Болконскому все, о чем тот мечтает, подарит ему повторение наполеоновского звездного часа. Как некогда неизвестный еще Буонапарте в битве при Арколе подхватил знамя и увлек за собой войска, князь Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя. Но знамя это, в мечтах нашего героя так гордо реявшее над его головой, в реальности оказывается лишь тяжелой палкой, которую трудно и неудобно держать в руках: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко", бежал за батальоном». За этот-то миг готов был князь Андрей отдать жизнь! Для Толстого само представление о красивой смерти в бою- кощунственно. Поэтому так резко, так оскорбительно описывает он ранение своего героя: «Как бы со всего размаха крепкою палкой kto-tq из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно...»

Бежал, волоча знамя за древко; упал, будто его ударили палкой... И все ради того, чтобы маленький толстый человечек произнес над ним несколько напыщенных фраз?! Как бессмысленно.

Ибо бессмысленна эта война, ибо позорно стремление уподобиться Наполеону («не сотвори себе кумира»- одна из заповедей, постулат христианства!). И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Вслушайтесь, каким торжественным гимном истине звучит отречение князя Андрея от обманного пути, от обольщений славой и ее живым воплощением - Наполеоном! Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо - быть.

Князь Андрей попадает в плен, выздоравливает и возвращается в Лысые Горы. Он едет к семье, оставленной им ради «наполеоновских» свершений. К семье, которую любит теперь иначе, чем любил, уезжая на войну, ценность которой в его теперешнем понимании неизмеримо высока. Он уезжал от женщины, глубоко ему чуждой, ставшей его женой лишь по молодому недомыслию. Он бежал от нее. Возвращается князь Андрей не к той раздражавшей его «маленькой княгине» с «беличьим выражением». Возвращается к своей жене, которую готов полюбить, с которой сознательно хочет разделить жизнь. К матери своего будущего ребенка. Возвращается слишком поздно: княгиня Лиза умирает от родов. Вина князя Андрея перед ней остается неискупленной навеки: нет страшнее тяжести на душе человека, чем неискупленная вина перед умершим -- не дай вам Бог это когда-нибудь испытать! Именно поэтому на мертвом лице жены князь Андрей читает: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» - ведь на лицах других мы читаем собственные свои мысли!.. И страшная эта минута- тоже среди «лучших»? Да, тоже. Ибо сейчас князь Андрей делает еще один шаг от Наполеона.

Помните, мы говорили, что любимые герои Толстого проходят в романе свой путь «от Наполеона к Кутузову»? Лучшие минуты жизни князя Андрея - вехи этого пути. Разочаровавшись в Наполеоне под небом Аустерлица, он отрекся от явного подражания своему кумиру. Он еще не осознал всех своих «наполеоновских» черт, еще не отрекся от них. Трагическое возвращение в Лысые Горы - логический итог его «наполеоновского» пути, результат его предательства. К новому витку своей жизни князь Андрей приходит не только с истиной, обретенной под небом Аустерлица, но и с вечно кровоточащей раной неискупленной вины, с обнаженной душой, с растревоженной совестью. Горькое признание сделает он Пьеру: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол». Под Аустерлицем князь Андрей узнал великую истину: жизнь есть бесконечная ценность. Но это - лишь часть истины. Не только болезнь и смерть - несчастье. Несчастье - и неспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей за минуту славы готов был заплатить любую цену: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...» Теперь, после смерти жены, князь Болконский знает: за свой карикатурный Тулон он заплатил ее жизнью. И это знание навсегда отвратит его от какого бы то ни было идолопоклонства: кумир требует жертвенной живой крови, в жертву ему надо нести свою совесть. А неспокойная совесть для нынешнего князя Андрея - истинное несчастье. И, как все в романе, новая веха его пути значима и в плане историко-национальном. Эту мысль прекрасно развивает Е.. А. Маймин: «Живая совесть Андрея Болконского - это факт не только психологический и индивидуальный. По Толстому, голос живой совести - это сильный и благотворный исторический фактор. Более сильный и несравненно более благотворный, нежели честолюбие, нежели другие общепризнанные двигатели исторической жизни. В соответствии с глубоким убеждением Толстого, велениями человеческой совести жизнь меняется скорее и в более нужном направлении, нежели с помощью так называемых исторических деяний великих мира сего» ".

Отрекшись от так дорого стоившего ему честолюбия, князь Андрей отрекается и от активной жизни. Теперь его цель- не приносить людям зла. Затворничество, уход в себя, внешняя остановка... Но не в этом для Толстого та истинная, великая простота, к которой ведет он любимых своих героев. Обособление от мира, угрюмое ему противостояние - да ведь это Наполеон в изгнании! И тогда к князю Андрею приезжает Пьер - Пьер, переживающий свой звездный час, вступивший в масонскую ложу, захваченный новыми идеями о смысле жизни, о добре деятельном и активном. Не успехи Пьера в обустройстве крестьянской жизни (они-то на поверку оказались сплошными провалами!), но его искренность, его живая энергия необходимы были князю Андрею. Разговор на пароме о смысле бытия, о назначении жизни человеческой возвращает князя в мир людей, вновь включает его в историю. И тогда становится возможной встреча с Наташей - еще не новая любовь для князя Андрея, но горячее желание слиться с миром людей, почувствовать себя вновь живым, деятельным - возродиться. Толстой позволяет себе абсолютно прямолинейную метафору: одинокий среди распускающейся зелени силуэт дуба- и дуб зазеленевший, воссоединившийся с окружающим миром. И сама прямолинейность этой метафоры, ее однозначная утилитарность доказывают, как важна сейчас автору мысль о единении человека с его эпохой и народом, мысль о естественной их неразрывности: настолько важна, что он готов даже погрешить против художественного вкуса, лишь бы донести ее до каждого читателя. Все дальнейшее течение жизни князя Андрея - сотрудничество и разрыв со Сперанским, любовь к Наташе, пересилившая эту любовь обида и новое, очищенное и возвышенное чувство,- все лишь непрямой, но единственно верный, тогда избранный путь к людям. Путь, приведший князя Андрея «к Кутузову». Он будет еще и ошибаться, и заблуждаться, и по высшему счету оплатит свои заблуждения - но так или иначе не померкнет перед ним небо Аустерлица, вечным укором и предостережением останется вопрос на мертвом лице жены и не потускнеет образ девочки Наташи, стремящейся к слиянию с миром, к счастью общности со всем живым.

И мир” - привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий , который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого. В нелегкой жизни , как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трагических моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение.

Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем. Уходя на , князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремилея, какие цели ставил перед собой? “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”. И вот его мечта сбывается: он совершил и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской торе и видит над собой высокое небо Аустерлица.

Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи. Изменившийся, с новыми надеждами на в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот - новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, “маленькая княгиня”.

Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца. Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому , во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского “были ласковы, улыбка была на губах и лице”, но взгляд “был потухший, мертвенный”. Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро.

Так “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая ”. Душевная Болконского еще не пережита, но он Приезжает в имение Ростовых, Отрадное”. Там он впервые Встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда Счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девущки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой.

Это был еще один шаг к воскрешению его души. Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и сочинение с оллсоч 2005 невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…

чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Вот они, те минуты, которые сам оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди.

Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям - даже врагам. Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского(по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) . Литературные сочинения!

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внима-ние и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно на-ходится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждо-го из нас, было много и счастливых, и трогательных мо-ментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, кото-рые стали точками прозрения истины в его жизни, кото-рые изменили его внутренне, изменили и его мировоззре-ние. Бывало, что эти минуты были трагическим открове-нием в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стре-мился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустер-лица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмыс-ленность своих честолюбивых стремлений, которые заста-вили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значитель-ным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в буду-щей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время ро-дов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой жен-щине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разоча-рованием, но когда она умерла, в душе Болконского про-снулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранив-шись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болкон-ского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, актив-но принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во вне-шности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть все-гда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души. Материал с сайта

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весен-него леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смот-рит на могучее дерево другими глазами и невольно при-ходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, сча-стливых и трагических, но которые он, несомненно, при-знал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отече-ственной войне, когда он сумел посвятить всего себя слу-жению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной люб-ви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лучшие моменты в жизни болконского
  • лучшие минуты жизни андрея болконского в романе война и мир
  • в нелегкой жизни андрея болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие
  • андрей болконский лучшиемоменты жизни
  • Лучшие минуты в жизни А. Болконского

Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...».

Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.

«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.

Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего... не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.

Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного... Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.

Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими ми298 нутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться...»

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение. Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился

Одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустерлица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.



  1. В первом томе романа автор знакомит читателя с действующими лицами и дает им характеристики, которые затем дополняются, но первое впечатление о каждом герое формируется в...
  2. В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет радостная встреча. Наташа пытается выведать у...
  3. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
  4. Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа....