Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина сочинение про монаха. Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина сочинение про монаха Какую оценку образу пимена дает пушкинист городецкий

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I ,Подготовка к восприятию нового материала.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы?

Почему?

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил?

II . Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

а)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен?

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий?

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному

О Федоре Ивановиче

О Борисе Годунове

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»?

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу?

И т о г о в ы й в о п р о с:

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III .Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV .Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Города Конаково

Конспект

Открытого урока литературы в 7 классе

По теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» (по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

МБОУ СОШ №8 г.Конаково

Коваленко Инна Геннадьевна.

2011год.

Город Конаково Тверской области, ул. Энергетиков, д. 38

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена .

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I,Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Учитель.

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

Учитель.

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Учитель.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная и с т о р и ч е с к у ю п р а в д у о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы? (Да, Муму, Маруся из «Детей подземелья»)

Почему? (потому что произведения литературы воздействуют не только на наш разум, но и на чувства, заставляют переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.)

Но зачем нам учиться у участников событий XVI века? Какое дело до них нам, людям XXI века?(Каждый человек связан с историей, живет в ней, а значит, опыт другого человека, которому пришлось оказаться в гуще событий, нам тоже интересен).

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил? (Только пережив вместе с героями их злоключения, радости, мы можем проникнуться необходимостью усвоения этих уроков.)

II. Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

Учитель.

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Лексика.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

А)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен? (В период, когда ему пора «отдохнуть», «погасить свечу», он чувствует близость собственной смерти, т.е. он осознает скорое предстояние перед Всевышним. Это придает уго речам особую убедительность.)

Через что прошел Пимен, прежде, чем нашел истинные ценности? (Познав безумные потехи юных лет, схватки боевые, шумные пиры, роскошь и женскую лукавую любовь, Пимен находит истинные ценности в служении Богу.)

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий? («Как я люблю его спокойный вид вид,//Когда, душой в минувшем погруженный,//Он летопись свою ведет.» На челе высоком… нельзя прочесть сокрытых дум, вид смиренный, величавый; спокойно зрит. В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских поэтов-летописцев. Смиренный, величавый облик праведника, монаха запечатлен и на иконах, во внешности святых строгость, сосредоточенность, духовная просветленность. «Спокойно зрит на правых и виновных»).

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному . Несмотря на то, что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего от гневных дум и казней, мечтающего о принятии схимы и смиренных молитвах в обители.

«И сладко речь его из уст лилася…»

О Федоре Ивановиче . Особое теплое чувство вызывает у Пимена царь Федор Иванович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением (одно из основных христианских добродетелей), душевной святостью, пристрастием к молитвам. За это Господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и Святую Русь. «И Русь при нем во славе безмятежной// Утешилась…»Кончина Федора Ивановича обрисована, как кончина святого.

О Борисе Годунове . Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Его речь становится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с небесным. Это приговор злодею –цареубийце и народу, ответственному за воцарение преступника: «О страшное, невиданное горе!// Прогневали мы Бога, согрешили://Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли.»)

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям ? (За труды, за славу, за добро - поминание; за грехи, за темные деяния – молитва к Спасителю о вразумлении царя.

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»? (Символ: догоревшая свеча – конец жизни». Не мудрствуя лукаво – не своевольничай, не привноси своей личной воли в описываемое. «Все то, чему свидетель в жизни будешь://Войну и мир, управу государей,// Угодников святые чудеса…»)

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу? (Ошибался Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Летописец как гражданин своего отечества, истинный патриот не равнодушен к судьбе страны.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Какова цель Пименовой летописи? В чем видит свое предназначение летописец?

(Поведать потомкам правду истории.

Да (пусть) ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу).

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III.Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV.Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Подписи к слайдам:

Борис Годунов. Борис Федорович Годунов (1551 - 1605) – царь России с 1598 по 1605, боярин. Родился Борис Годунов в Москве в 1551 году. Женился, в 1580 году стал боярином, постепенно занял важное положение среди знати. После смерти Ивана Грозного в 1584 году вместе с Бельским объявил о кончине государя народу. Когда новым царем стал Федор Иванович, в биографии Бориса Годунова была занята важная роль в совете. С 1587 года он являлся фактическим правителем, поскольку сам царь Федор не мог управлять страной. Благодаря деятельности Годунова был избран первый патриарх, построен водопровод в Москве, началось активное строительство, была установлена крепостная зависимость. После смерти наследника Дмитрия и царя Федора династия правителей Рюриковичей оборвалась. А 17 февраля 1598 года в биографии Бориса Годунова состоялось весьма важное событие. На Земском соборе его избрали царем. Однако страшный голод и кризис в стране в 1601-1602 годах пошатнул популярность царя. Вскоре начались бунты среди народа. Затем, если рассматривать краткую биографию Годунова, последовало разбитие небольшого войска Лжедмитрия. Здоровье Годунова постепенно ухудшалось, а 13 апреля 1605 года царь скончался.

Иван Грозный Иван Грозный (1530 -1584) – Великий Князь, царь всея Руси. В январе 1547 года в биографии Ивана Грозного прошла церемония венчания, в которой он принял царский титул. Иван Грозный был жестоким правителем. После московского восстания 1547 года, внутренняя политика Грозного, управление страной проходило при помощи Избранной рады. В 1549 году он вместе с Боярской думой ввел новый сборник законов – Судебник. В нем политика Грозного относительно крестьян состояла в том, что общинам давали право самоуправления, наведения порядка, раскладки податей.. Что же касается внешней политики Грозного, то ему пришлось воевать с новым казанским ханом Сафа-Гиреем, было предпринято 3 похода.. Для повиновения Астраханского царства, совершено 2 похода. Кроме того внешняя политика Ивана Грозного опиралась на войны с Крымским ханством, Швецией, Ливонией.

Лжедмитрий I. Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. В июне 1605 года разношерстное войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Но горожане пожелали убедиться, что перед ними настоящий царевич Дмитрий, и потребовали встречи Марии Нагой с > сыном. Лжедмитрий, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи > с матерью. Запуганная вдова Ивана Грозного растерялась – этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили в истинность > . Лжедмитрий был провозглашен царем. На первых порах новый царь пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но он забыл свое главное обещание – дать полную свободу крестьянам. Молодой царь не считался с русскими обычаями и традициями: он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.

«Роль языковых средств в изображении летописца Пимена»

(по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

Драма-трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов не изучается в школьной программе глубоко. Я считаю, что в ней богатейший материал для реализации многих задач, стоящих перед учителем литературы. Это работа над понятиями «историческая правда» и «художественный вымысел», работа над языком произведения, а самое главное – над средствами создания образов.

Разбирая «Сцену в Чудовом монастыре», работая над образом Пимена, очень хорошо можно показать роль лексических и синтаксических средств в изображении главных персонажей этого отрывка. Ученики 7 в класса уже знакомы с методикой работы над образами героев и на стилистическом уровне справляются с этой работой самостоятельно. И этот момент на данном уроке был сделан хорошо.

Удачным моментом считаю решение включить в финальную часть урока арию Пимена из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Она явилась завершающим аккордом в понимании роли и значении образа летописца Пимена в трагедии.

Работа группы «искусствоведов» и их презентация «Опера «Борис Годунов» тоже была удачной на этом уроке. Связь урока литературы с уроками Мировой художественной культуры просто необходима.

Слабым звеном в уроке считаю работу группы «историков». Хотя исторический экскурс был вполне по теме (заслуга учеников), но форма его подачи могла быть другой (упущение учителя). Здесь возможен и более оправдан был бы сравнительный анализ образов исторических деятелей, взятых из учебников истории и художественных образов произведения А.С.Пушкина.

Большой упор при подготовке к этому уроку делала на воспитательный момент, связанный с чувством патриотизма. Поэтому акцент всего урока делался на деятельность Пимена: «Да (пусть) ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». А также на отношение А.С.Пушкина к истории своей страны. Думаю, у ребят навсегда останутся в памяти слова писателя о том, что можно быть несогласным с проводимой политикой самодержца, но к Родине отношение должно быть святым.

Ученики получили задание на дом написать сочинение о летописце Пимене. Проверяя работы, я поняла, что цели, поставленной перед уроком, я добилась. В работах звучали мысли о необходимости более глубокого изучения русской истории, о желании перечитать всю трагедию А.С. Пушкина до конца самостоятельно. Ребят увлекла и самостоятельность в выборе темы для выступления на уроке.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Конаково Коваленко И.Г.


Старик Пимен является одним из второстепенных персонажей знаменитой трагедии "Борис Годунов" А. С. Пушкина, написанной в 1825 году. Однако от этого он не становится менее ярким. Автор собрал этот образ “старца кроткого и смиренного” из “Истории…” Н.М. Карамзина, а также из литературы XVI в.

Этот герой - монах-летописец Чудова монастыря, мудрейший и почтеннейший старец, под началом которого состоял молодой инок - Г. Отрепьев.

Характеристика персонажа

(Народный артист РСФСР Александр Иосифович Батурин в роли Пимена из оперы Борис Годунов )

Характер старца Пимена, как признался сам автор, не является его собственным изобретением. В нем автор объединил характерные черты своих любимых героев из древнерусских летописей. Поэтому его герой обладает кротостью, простодушием, усердием, набожностью в отношении к царской власти (считалось, что она дана от Бога), мудростью. И хотя характеристике старца автор отвел совсем немного места, можно заметить, как трепетно он относится к своему герою. Пимен - не простой монах-воин, который проникнут глубокими религиозными чувствами. Он имеет прекрасное образование, интеллигентен. В каждом событии старец видит Божий перст, потому ничьи поступки никогда не осуждает. Также герой обладает некоторым поэтическим даром, что связывает его с самим автором, - он пишет летопись.

Образ в произведении

Герою одной из сцен трагедии, старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная роль. Но этот персонаж выполняет важную функцию в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих образов и идей. В I картине, из рассказа Шуйского становится известно о цареубийстве, которое совершено в Угличе, виновником чего называют Бориса Годунова. Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем, заставшим “свежие следы” на месте преступления. Старик Пимен же фактически является единственным реальным очевидцем среди остальных персонажей, который лично видел зарезанного царевича Димитрия.

Факт гибели царевича для Шуйского тривиален, как любое другое убийство, связанное с политикой, ведь в то время таковым не было числа. Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон. Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли».

(В.Р. Петров, опера "Борис Годунов", фотограф и художник К.А, Фишер )

В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная оценка. Пимен действительно считает, что ответственность за преступление одного человека ложится на них всех.

Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет это событие, однако монах обладает уникальной способностью - предчувствовать беду, что делает его смиренным и милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными. Именно здесь проявляется симметрично противоположное отличие от “суда” Юродивого, который отказал Годунову в молитве.

Григорию Отрепьеву Пимен пытается объяснить, что даже для таких людей, как цари, для которых жизнь на земле складывается, казалось бы, наилучшим образом, не могут найти свой покой, и обретают его только в схиме. Рассказ о Димитрии, в особенности, упоминание о том, что он был ровесником Григория, провоцируют мысль, определяющую дальнейшее развитие событий. Пимен производит Григория в самозванцы, причем не имея на это намерений. В результате этой основополагающей перипетии, затягивается в свой драматургический узел завязка произведения.

ПИМЕН – монах-летописец Чудова монастыря, персонаж трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 г.), «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ Пимена о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер Пимена не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. Пимен – герой одной сцены, пятой картины трагедии. Его роль относительно невелика, однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов – важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с Пименом получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник –Борис Годунов. Но Шуйский – свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». Пимен – единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись – и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка Пимена: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах Пимена не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). Пимен судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». (Одно из черновых названий пушкинской трагедии – «Комедия о настоящей беде государства московского...».) Пимен еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, Пимена и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М. Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия Пимена и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжение всей сцены Пимен старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание – «он был бы твой ровесник», – провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. Пимен как бы производит Григория в Самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868–1872 гг.) роль Пимена была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии – «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии – перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли Пимена – И.В. Самарин (Малый театр, 1880 г.), В.И. Качалов (МХТ, 1907 г.); в опере – В.Р. Петров (1905 г.) и М.Д. Михайлов(1936 г).

Пимен (пишет перед лампадой)

    Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил;
    Когда-нибудь монах трудолюбивый
    Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду -
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро -
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною -
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно...
      Но близок день, лампада догорает -
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

    Григорий (пробуждается)

      Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
      Проклятый сон!.. А все перед лампадой
      Старик сидит да пишет - и дремотой
      Знать во всю ночь он не смыкал очей.

      Когда, душой в минувшем погруженный
      Он летопись свою ведет; и часто
      Я угадать хотел, о чем он пишет?
      О темном ли владычестве татар?
      О казнях ли свирепых Иоанна?
      О бурном ли новогородском вече 2 ?
      О славе ли отечества? напрасно.
      Ни на челе высоком, ни во взорах
      Нельзя прочесть его сокрытых дум;
      Все тот же вид смиренный, величавый.
      Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
      Спокойно зрит на правых и виновных,
      Добру и злу внимая равнодушно,
      Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Пимен

      Проснулся, брат?

    Григорий

      Благослови меня,
      Честный отец.

    Пимен

      Благослови Господь
      Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

    Григорий


      Ты все писал и сном не позабылся,
      А мой покой бесовское мечтанье
      Тревожило, и враг меня мутил.
      Мне снилося, что лестница крутая
      Меня вела на башню; с высоты
      Мне виделась Москва, что муравейник;
      Внизу народ на площади кипел
      И на меня указывал со смехом,
      И стыдно мне и страшно становилось -
      И, падая стремглав, я пробуждался...
      И три раза мне снился тот же сон.
      Не чудно ли?

    Пимен

      Младая кровь играет;
      Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
      И сны твои видений легких будут
      Исполнены. Доныне - если я,
      Невольною дремотой обессилен,
      Не сотворю молитвы долгой к ночи -
      Мой старый сон не тих и не безгрешен,
      Мне чудятся то шумные пиры,
      То ратный стан, то схватки боевые,
      Безумные потехи юных лет!

    Григорий

      Как весело провел свою ты младость!
      Ты воевал под башнями Казани,
      Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
      Ты видел двор и роскошь Иоанна!
      Счастлив! а я от отроческих лет
      По келиям скитаюсь, бедный инок!
      Зачем и мне не тешиться в боях,
      Не пировать за царскою трапезой?
      Успел бы я, как ты, на старость лет
      От суеты, от мира отложиться,
      Произнести монашества обет
      И в тихую обитель затвориться.

    Пимен

      Не сетуй, брат, что рано грешный свет
      Покинул ты, что мало искушений
      Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
      Нас издали пленяет слава, роскошь
      И женская лукавая любовь.
      Я долго жил и многим насладился;
      Но с той поры лишь ведаю блаженство,
      Как в монастырь Господь меня привел.
      Подумай, сын, ты о царях великих.
      Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
      Противу их? Никто. А что же? Часто
      Златый венец тяжел им становился:
      Они его меняли на клобук.
      Царь Иоанн искал успокоенья
      В подобии монашеских трудов.
      Его дворец, любимцев гордых полный,
      Монастыря вид новый принимал:
      Кромешники в тафьях и власяницах 6
      Послушными являлись чернецами,
      А грозный царь игуменом смиренным.
      Я видел здесь - вот в этой самой келье
      (В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
      Муж праведный. Тогда уж и меня
      Сподобил Бог уразуметь ничтожность
      Мирских сует), здесь видел я царя,
      Усталого от гневных дум и казней.
      Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
      Мы перед ним недвижимо стояли,
      И тихо он беседу с нами вел.
      Он говорил игумену 7 и братьи:
      «Отцы мои, желанный день придет,
      Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
      Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
      Вы все - обет 9 примите мой духовный:
      Прииду к вам, преступник окаянный,
      И схиму 10 здесь честную восприму,
      К стопам твоим, святый отец, припадши».
      Так говорил державный государь,
      И сладко речь из уст его лилася,
      И плакал он. А мы в слезах молились,
      Да ниспошлет Господь любовь и мир
      Его душе страдающей и бурной.
      А сын его Феодор? На престоле
      Он воздыхал о мирном житии
      Молчальника. Он царские чертоги
      Преобратил в молитвенную келью;
      Там тяжкие, державные печали
      Святой души его не возмущали.
      Бог возлюбил смирение царя,
      И Русь при нем во славе безмятежной
      Утешилась - а в час его кончины
      Сверши лося неслыханное чудо:
      К его одру, царю едину зримый,
      Явился муж необычайно светел,
      И начал с ним беседовать Феодор
      И называть великим патриархом.
      И все кругом объяты были страхом,
      Уразумев небесное виденье,
      Зане 11 святый владыка пред царем
      Во храмине тогда не находился.
      Когда же он преставился, палаты
      Исполнились святым благоуханьем,
      И лик его как солнце просиял -
      Уж не видать такого нам царя.
      О страшное, невиданное горе!
      Прогневали мы Бога, согрешили:
      Владыкою себе цареубийцу
      Мы нарекли.

    Григорий

      Давно, честный отец,
      Хотелось мне тебя спросить о смерти
      Димитрия царевича; в то время
      Ты, говорят, был в Угличе.

    Пимен

      Ох, помню!
      Привел меня Бог видеть злое дело,
      Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
      На некое был послан послушанье;
      Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
      Вдруг слышу звон, ударили в набат,
      Крик, шум. Бегут на двор царицы.
      Я Спешу туда ж - а там уже весь город.
      Гляжу: лежит зарезанный царевич;
      Царица-мать в беспамятстве над ним,
      Кормилица в отчаянье рыдает,
      А тут народ, остервенясь, волочит
      Безбожную предательницу-мамку...
      Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
      Является Иуда Битяговский.
      «Вот, вот злодей!» - раздался общий вопль.
      И вмиг его не стало. Тут народ
      Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
      Укрывшихся злодеев захватили
      И привели пред теплый труп младенца,
      И чудо - вдруг мертвец затрепетал.
      «Покайтеся!» - народ им завопил:
      И в ужасе под топором злодеи
      Покаялись - и назвали Бориса.

    Григорий

      Каких был лет царевич убиенный?

    Пимен

      Да лет семи; ему бы ныне было -
      (Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
      Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
      И царствовал; но Бог судил иное.
      Сей повестью плачевной заключу
      Я летопись мою; с тех пор я мало
      Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
      Ты грамотой свой разум просветил,
      Тебе свой труд передаю. В часы,
      Свободные от подвигов духовных,
      Описывай, не мудрствуя лукаво,
      Все то, чему свидетель в жизни будешь:
      Войну и мир, управу государей,
      Угодников святые чудеса,
      Пророчества и знаменья небесны -
      А мне пора, пора уж отдохнуть
      И погасить лампаду... Но звонят
      К заутрене... благослови, Господь,
      Своих рабов... подай костыль, Григорий.
      (Уходит.)

    Григорий

      Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
      Никто тебе не смеет и напомнить
      О жребии несчастного младенца, -
      А между тем отшельник в темной келье
      Здесь на тебя донос ужасный пишет:
      И не уйдешь ты от суда мирского,
      Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе - нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

      Начальный вариант текста

      Как я люблю его смиренный лик,
      И тихий взор и важное смиренье
      (И важный взор и тихое смиренье,
      И ясный взор и хладное терпенье).

      Окончательный вариант текста

      Как я люблю его спокойный вид,
      Когда, душой в минувшем погруженный,
      Он летопись свою ведет...

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
  2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
  3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов - известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

1 Хартия - старинная рукопись, документ.
2 Вёче - в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк - в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ - в Московском государстве XVI-XVII веков учреждение.
5 Пост - по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах - опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен - настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать - сильно желать.
9 Обет - торжественное обещание, обязательство.
10 Схима - монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане - потому что, так как.

Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи - это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и юного Григория, который часто хотел угадать, о чем он пишет. Склонившийся над своим трудом летописец напоминает Григорию дьяка, но сравнение это больше внешнее.

Психологически Пимен совсем иной. Нет, он не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более - к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо - величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

Высшее предназначение жизни летописца Пимен видит в том, чтобы поведать потомкам правду истории.

Истинное «блаженство» умудренный жизнью Пимен находит в углубленном размышлении, в своем сосредоточенном писании. Высшая мудрость жизни заключена для Пимена в его вдохновенном труде, исполненном для него подлинной поэзии. В черновике сохранилась прозаическая запись, содержащая задушевное признание Пимена: «Приближаюсь к тому времени, когда пристало быть для меня занимательным». На склоне лет «занимательно» для Пимена лишь одно: его «последнее сказанье». Особенность внутреннего облика летописца - его величавое спокойствие. Величавость в священном для Пимена труде, совершаемом во имя высоких целей. Достоинство и величие - от сознания исполненного долга.

Живой, цельный, индивидуальный человеческий характер - сплав черт, иногда неожиданных, противоречивых. Соединение качеств как будто несовместимых отмечает Пушкин в летописце: «нечто младенческое и вместе мудрое…» В черновике последнее слово читалось как «ветхое». Автору казалось, однако, важным оттенить не столько немощность летописца, сколько его умудренность в сочетании с непосредственностью восприятия.

Созданный в трагедии Пушкина образ летописца - это собирательный образ поэта Древней Руси, тип поэтического сознания вообще. Поэт выступает всегда как эхо своего времени. И именно это соединение исторически реального и поэтически вымышленного видел в Пимене автор: «Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца». «Знаком» - потому что подобных летописцев на Руси было немало. «Нов» - потому что создан воображением художника, привносившего в этот образ столь близкое ему самому творческое начало.

Образ Самозванца

Перед нами характер героя, основное качество которого - политический авантюризм. Он живет нескончаемыми приключениями. За этим героем тянется целая вереница имен: Григорий, Григорий Отрепьев, Самозванец, Димитрий, Лжедимитрий. Он умеет патетически говорить. Порой он, начав играть роль, настолько входит в неё, что сам начинает верить в свою ложь.

Самозванец искренне завидует нравственной чистоте князя Курбского. Ясность души сражающегося за правое дело Курбского, мстящего к тому же за оскорбленного отца, вызывает в Самозванце осознание того, что сам он лишён этого драгоценного свойства. Истинный патриот отечества, окрыленный осуществлением мечты Курбский и Самозванец, играющий роль, ничтожный в своих эгоистических устремлениях, - таков контраст характеров.

В канун сражения на границе Литовской в Самозванце просыпается раскаяние:

Кровь русская, о Курбский, потечёт!

Вы за царя подняли меч, вы чисты.

Я ж вас веду на братьев; я Литву

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!..

Угрызения нечистой совести нужно заглушить, и Самозванец находит для этого способ, возлагая на Бориса вину за то, что делает сам: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис- цареубийца!» если в устах летописца Пимена обвинение Борису звучало как приговор совести, слова Самозванца о преступлении Годунова - лишь самообман в целях мнимого самоутверждения.

Самозванец мастерски играет взятую на себя роль, играет беспечно, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Только раз он снимает маску: когда его захватывает чувство любви, он не в силах более притворяться:

Нет, полно мне притворствовать! скажу

Всю истину…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я миру лгал; но не тебе, Марина,

Меня казнить; я прав перед тобою.

Нет, я не мог обманывать тебя.

Ты мне была единственной святыней,

Пред ней же я притворствовать не смел…

«Не мог обманывать…», «не смел…»- Самозванец способен к бездумной откровенности.

Характер Самозванца совсем не так прост, как может показаться: разные грани его проявляются в разных обстоятельствах.