Литературные аргументы на тему детство. Аргументы к сочинению ЕГЭ. Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе образ родного дома в нашей душе? «Детство» Лев Николаевич Толстой

Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. 3а всё подростки брались сами. Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же?

Сочинение

Пожалуй, ни для кого не секрет, что именно в детские годы формируется личность человека, его интересы, предпочтения и отношение к окружающему миру. Недаром в данном тексте В.Песков поднимает проблему роли детства в судьбе человека. Автор рассказывает о «военных мальчишках», которые в сложные годы умели делать многое. Они умело выполняли хозяйственные дела, читали книги и тем самым формировали в себе наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. Кроме того, В.Песков говорит о том, что каждый подросток должен трудиться, получать «уроки мужества», которые «надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе»). Ведь человек должен уметь решать жизненные задачи и уметь справляться с ними в случае необходимости.

Авторская позиция заключается в том, что детство и то, чем человек занимается в этот период, какие жизненные уроки получает – все это влияет на его личностное становление, учит необходимым знаниям, которые пригодятся в будущем. Я, конечно же, согласен с позицией автора, ведь действительно все то, что мы узнаем на своем опыте из детства, впоследствии отражается в нашей взрослой жизни.

В качестве аргументации обращусь к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Андрей Болконский вырос в семье военного человека. Вследствие этого герой с самого детства знал о разных тактиках и стратегиях ведения боев, обладал отличной военной подготовкой. Именно поэтому, став взрослее, герой проявил себя в ходе войны с французами. Все его лучшие качества, такие как доблесть, честь, достоинство, безусловно, пришли из детства, в котором герой заложил основы формирования своей личности.

Вспомним также В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором главный герой в своем детстве обманул бабушку и тем самым получил большой жизненный урок. Он, отправившись в лес за ягодами, собрал лишь совсем немного, а всю остальную корзину заполнил травой. Его бабушка на следующий день отправилась продавать ягоды на рынок, а мальчик так и не успел сообщить ей об обмане. И это действие мальчика, которые было вызвано, скорее, детской шалостью, а не подлыми намерениями, очень сильно повлияло на формирование его личности. И наверняка все это повлияет на его взрослую жизнь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что детство действительно играет большую роль в судьбе человека. Оно оказывает огромное влияние на становление ребенка и его будущую жизнь.

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:
«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома.

Сочинение

Очень часто обращение к прошлому влияет на состояние человека в настоящем. В данном тексте Д.А. Гранин поднимает проблему роли детских воспоминаний в жизни человека.

Анализируя эту тему, автор обращает наше внимание на высказывание одного из героев романа Ф.М. Достоевского о том, что «хорошее какое-нибудь воспоминание» из родительского дома может быть самой лучшей, сильной, здоровой, полезной реминисценцией человека. Писатель акцентирует наше внимание на том, что подобным высказыванием Алеша Карамазов не требует, не проповедует – он лишь пытается призвать всех людей вспоминать те мгновения, «когда они чувствовали себя хорошими». Подобные воспоминания должны быть нравственно сформулированными и понятным – в этом случае они смогут принести человеку много добра и пользы.

Д.А. Гранин считает, что детские воспоминания играют важную роль в мироощущении человека и его жизни в целом – они приносят счастье и удовлетворение собой, в тяжелые, грустные моменты помогают анализировать своё существование и наполнять его смыслом - тем самым «обязывают душу».

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания человека из родительского дома, вновь пришедшее ощущение того, что ты когда-то был хорошим, способны внести в жизнь человека новые краски, заполнить её смыслом и верой в собственное счастье.

Проблему роли детских воспоминаний поднимает в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Автор подошел к этой теме нестандартно и на примере Печорина показал, что иногда анализ собственной жизни, своих поступков из детства может помочь объяснить человеку свое состояние в настоящем. В собственном монологе герой обращается к периоду своей жизни, когда он сам был готов «любить весь мир» - творить добро, любить, дружить и быть счастливым. Благодаря этому он осознавал, что может испытывать те же чувства, что и все, может быть не одиноким, может совершать добрые поступки, и это, безусловно, сохраняло в его сердце немного тепла. Но дело в том, что в тот же период он решил для себя, что проще и лучше для него самого будет закрыться от всего мира, ответить на его несправедливость злостью, на его недоброжелательность и лицемерие – цинизмом и жестокостью и воспринимать людей и все окружающее как игру.

Анализ детских воспоминаний помог герою повести М. Горького «Детство» в сложные моменты своей жизни осознавать, что его существование не так ужасно, как кажется, и каждый из нас способен сделать свою жизнь лучше. У своей бабушки научился Алеша бескорыстной любви, состраданию, бесстрашию и позже, вспоминая моменты проявления этих чувств, герой понимал, что способен на многое – к тому же, он без труда и с большим счастьем мог отдавать любовь. Воспоминания о детстве, о бабушке, о «свинцовых мерзостях» жизни и о тех, кто их скрасил, помогли М.Горькому написать чудесную повесть о своем детстве, а это, наверное, самое лучшее, что можно сделать под влиянием воспоминаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что каким бы не был человек, что бы он не испытывал, о чем бы не думал – воспоминания из детства способны изменить его мировосприятие, и если не сделать лучше, то хотя бы напомнить о том, что когда-то в его жизни существовало добро.

Чем прекрасна память о детстве?

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть этого автора знакомит нас с историей мальчика, посетившего множество планет в самых отдаленных уголках нашей необъятной вселенной. Общаясь с многими их жителями, он к своему удивлению обнаружил, что стал свидетелем существования огромной дистанции, которая разделяет детей его возраста с взрослыми людьми. Маленький путешественник отмечает, что все интересы взрослых сводятся к вещам рациональным и неинтересным. К примеру, один из его собеседников с багровым лицом, кроме цифр не интересовался ничем и с гордостью называл себя очень серьезным господином. Ему были чужды такие чувства, как любовь, привязанность и дружба, и по выражению Маленького принца, больше походил на гриб, чем на нормального человека.

Ценность воспоминаний о детстве.

«Детство» Лев Николаевич Толстой

Первая книга этой трилогии знакомит нас с юным персонажем Николенькой и его бурными воспоминаниями о безвозвратно ушедших годах золотого периода своего детства. Он вспоминает маму, бабушку, окружающую природу, которая казалась ему в тот период великой и грандиозной. Классиком этот мир показан настолько проникновенно и чисто, что никаких сомнений в уникальности этого счастливого этапа жизни для уже повзрослевшего мальчика, не возникает. Он действительно счастлив и светел в своих воспоминаниях. Следующие книги этого произведения повествуют о более зрелом возрасте Николеньки. Его жизнь наполнена множеством событий, смертью матери, переездом на новое место жительства и отсутствием той теплоты и участия, к которой он привык, будучи ребенком. И все же светлые воспоминания о своем первом осознанном периоде жизни, греют его душу и помогают преодолевать трудности наступившего отрочества и зрелости. Атмосфера детских лет наполняет его радостью и любовью. Она служит тем спасательным кругом, который всю последующую жизнь будет поддерживать его и не давать опуститься в омут равнодушия и злобы.

Роль детских воспоминаний в жизни взрослого человека

«Обломов» Иван Александрович Гончаров

Подобные ностальгические чувства по ушедшему в небытие детству, испытывает и удивительный персонаж пьесы И.А. Гончарова «Обломов». Находясь в гуще петербургской суеты, главный герой не может отвлечься от сладких детских переживаний. Воспоминания той поры, когда он мог оставаться самим собой без оглядки на установленные правила и условности, наполняют его душу теплом и покоем. По словам Обломова, умиротворенное детское сердце только в этот период наполнено ожиданием нескончаемой цепочки чудес, приключений и радостей.

Отношение детей и родителей. Чем страшно равнодушие к своим близким.

«Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский

Довольно часто повзрослевшие дети, окунаясь в суету ежедневных забот, без всяких на то причин, перестают общаться со своими родителями. К. Г. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» описывает отношение взрослой дочери к своей одинокой постаревшей маме. Екатерина Петровна коротала свой век в забытой Богом деревне, в то время как Настя, ее дочь, занималась благоустройством своей жизни в северной столице. Общение последних трех лет между матерью и дочкой ограничивались редкими письмами, которые Настя порой не удосуживалась прочесть, и денежной помощью в двести рублей, пересылаемой ею матери раз в месяц. Екатерина Петровна была безмерно благодарна дочери за ее заботу, но почтовые переводы больше интересовали ее той парой строк, которыми Настя сопровождала пересылаемые деньги. Она с жадностью по несколько раз перечитывала эти обрывочные лаконичные сообщения, в которых дочь сетовала на нехватку времени даже на то, чтобы написать полноценное письмо, и хранила их как самое ценное, что у нее было в доме. Мать не обижалась на безразличие дочери, но очень скучала и тосковала по ней. Она внимательно прислушивалась к каждому дверному скрипу и шагам под окнами своего дома, в надежде, что сейчас распахнется калитка и во двор войдет ее единственная любимая дочь. Чувствуя приближение смерти, Екатерина Ивановна отправила письмо дочери с просьбой приехать, чтобы попрощаться, но Настя так и не собралась в гости к матери, да и вообще не восприняла содержание письма всерьез. Осознание наступило лишь с приходом телеграммы, сообщавшей о том, что ее мать при смерти. И лишь в этот момент сердце дочери наполнилось нестерпимой болью и обидой на себя. Она вдруг четко поняла, что никто в жизни ее так не любил, как эта умирающая в одиночестве старушка, что нет для нее в этом мире человека более близкого и родного чем мама. К сожалению, все произошло очень быстро. Екатерина Ивановна отошла в мир иной, так и не успев попрощаться с дочерью, а Настя вернулась после похорон с чувством невосполнимой утраты и непоправимой вины. Видимо с этим ощущением, она и жила все оставшиеся годы, поскольку попросить прощения было уже не у кого.

Проблема одиночества. Можно ли обрести счастье в одиночестве?

В лице персонаже Максима Максимыча поэт представил нам пример человека, оставшегося на склоне лет одиноким и никому не нужным. Долгие годы службы в условиях, не позволивших нашему герою обзавестись семьей, и частая перемена мест своего жительства, способствовавшая отсутствию у него крепких дружеских связей и круга близких знакомых, сыграла со старым воякой дурную шутку. К старости он остался в полном одиночестве. Старик жил уединенно и общался лишь с приезжавшими в город по делам службы, командированными чиновниками и офицерами. Как любой нормальный человек он тянулся к людям, нуждался в обыкновенном человеческом общении и не находил, кому предложить свои неистраченные силы, заботу и любовь. Молодые люди, обычно, так остро не чувствуют, отсутствия рядом с собой родных и преданных людей. Они заняты проблемами устройства своей жизни, выстраиванием карьеры и множеством иных неотложных дел. Что же касается Максима Максимыча, то возраст диктовал ему уже совершенно другие потребности и желания – ему необходим был постоянный круг общения, близкое окружение, хлопоты по воспитанию внуков и деятельное участие в делах своих взрослых детей. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, всего этого он был лишен, и встреча с Печориным на короткое время изменила все. Старый солдат отнесся к нему как к родному сыну. Он направил весь свой богатый жизненный опыт и чисто человеческое желание оказать помощь, в адрес молодого офицера, однако тот не ответил взаимностью и воспринял его заботу холодно и безразлично. Такое отношение Печорина глубоко обидело старика, он стал замкнут и, осознавая свою ненужность, полностью потерял интерес к жизни. Вывод из этой истории напрашивается следующий: для счастья человеку нужно не так уж и много – близкие, которые бы нуждались в его заботе и друзья, с которыми можно поговорить о самом сокровенном и наболевшем. Одиночество способно ожесточить и сделать несчастным любого самого жизнерадостного человека – оно противоестественно.

Что чаще всего становится причиной одиночества?

«Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов

На примере Григория Александровича Печорина, Лермонтов обрисовал и совершенно иную проблему феномена одиночества. Главный герой этого произведения обладает приятной внешностью, весьма неглуп, пользуется успехом у противоположного пола, но полностью лишен способности к глубоким чувствам и искренней привязанности. Причина его обособленности и отчужденности кроется в определенных чертах характера. Печорину удается испортить отношения с людьми, которые проявляют неподдельное стремление к дружбе с ним, он отталкивает своей холодностью и безразличием даже тех, чьи чувства к нему чисты и искренни. Через жернова его равнодушия прошли все основные персонажи романа: Вернер, Максим Максимыч, Вера, Грушницкий и прочие. Понятно, что такое отношение к окружающим, ничем хорошим закончиться не могло. Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии, так и не испытав настоящей любви, не став мужем и отцом, и не оставив за своей спиной никого, кто бы действительно сожалел о его преждевременной кончине. Можно подытожить все это одной единственной фразой. Основной причиной одиночества является беспросветный эгоизм и болезненное самолюбие.

Причина конфликта детей и родителей.

«Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев

Знаменитый роман И. С. Тургенева ярко иллюстрирует проблему отношений между новым и старым поколениями. Главный персонаж произведения, некто Базаров, является представителем прогрессивной молодежи того времени. Он «с пеной у рта» категорически опровергает убеждения местного дворянского общества, в лице братьев Кирсановых. Его нескрываемое презрение к отцовским традициям и веками выработанным устоям, достойно всяческого изумления. Отъявленный, можно сказать, реакционный нигилизм главного героя, напрочь перечеркивает все нормы нравственности, которых веками придерживалось старшее поколение. Он склонен к отрицанию даже таких незыблемых понятия, как брак, любовь и семья. Сам автор вынес окончательный приговор этому наглому и амбициозному персонажу. Он обрек его на смерть, настолько нелепую и противоречащую всем его «гениальным» построениям, что Базаров перед смертью вынужден был опровергнуть свои собственные убеждения, признавшись в искренних чувствах к своей возлюбленной, госпоже Одинцовой.

Проблема конфликта поколений существовала всегда, и не только в нашей стране. Ни один философ или мыслитель не дал четкого рецепта, как этого избежать, но стоит помнить одно – нельзя создать новое без твердой опоры на прошлое. Если бы наши предки ожесточенно «растаптывали» все те ценности, которые им оставили предыдущие поколения, человечество просто прекратило бы свое существование.

Введение ……………………………………………………………………….……..2

I . Детская литература …………………………………………………...….........2

II . Развитие темы детства в произведениях русских писателей……………....5

II .1 «Детство» М.Горького.……………………………………………….6

II .2 Тема детства в творчестве И.С.Шмелева.…………………………...6

II .3 Тема детства в повести А.П.Платонова «Котлован» ……………….7

Заключение …………………………………………………………………………..9

Библиография ……………………………………………………………………….1 0

Введение

Сегодня тема, выбранная нами, достаточно актуальна. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, эта тема всегда интересовала писателей, во-вторых, 2008 год объявлен в России годом семьи, в-третьих, из-за неблагоприятной социальной ситуации в нашей стране очень много обездоленных детей. И что, как не литература, привлечет внимание, предупредит людей: «Осторожно, дети!» Тема детства в литературе слишком объёмная, чтобы попытаться раскрыть её в одной работе, поэтому представляется логичным сделать небольшое обобщение и конкретизировать то направление, изучению которого и будет посвящена данная работа.

Можно много писать о детской литературе – книгах, созданных специально для детей и о детях, а также книгах, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими.

Целью исследования в данной работе станет детская литература как таковая и мотивы детства в литературе «взрослой». Задачи, стоящие перед нами, следующие:

    Проследить, как трансформировался этот мотив в литературе.

    Проанализировать, о чем думали писатели, изображая детей либо детство ребенка в своих произведениях.

Методы исследования, использованные нами:

    Изучение литературных источников.

    Сравнительный анализ произведений.

    Сопоставительный анализ образов героев произведений.

Объектом исследования стала тема детства в литературе, предметом – произведения М.Горького, И.Шмелева и А.Платонова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

I . Детская литература

Специально для детей были написаны сказки Г.К.Андерсена, «Алиса в стране чудес» Л.Кэролла, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Приключения Тома Сойера» М.Твена, почти все романы Жюля Верна, рассказы и повести А.П.Гайдара и многие другие произведения.

«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж.Свифта, сказки А.С.Пушкина, романы В.Скотта, Ф.Купера, А.Дюма, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Приключения барона Мюнхаузена» Р.Э.Распе, «Каштанка» А.П.Чехова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Овод» Э.Л.Войнич, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского писались не для детей. Но острота сюжета, богатство фабулы, благородство и нравственная чистота героев, их стремление к совершенству и мечта о будущем привлекают к ним внимание как взрослых, так и юных читателей.

Есть книги для детей, воспитывающие любовь к природе. Как тут не вспомнить М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки? Их рассказы о природе и животных учат любви и трепетному отношению к окружающему миру.

А сказки и фантастические повести - популярнейший жанр – не только в России. Они учат добру, справедливости, расширяют горизонты познания. Благодаря такой литературе можно вырастить пытливых ученых, бесстрашных путешественников, людей, умеющих мечтать и творить.

Особенно широкое распространение получила детская книга во времена Советского Союза. Ещё В.Г.Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. И книга в СССР была поставлена на службу воспитания ребёнка – человека – гражданина.

Современная русская детская литература выросла не на пустом месте. Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.

Итак, попробуем охватить взглядом весь этот увлекательнейший мир детской литературы. Здесь можно вспомнить Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина – Сибиряка, А.И.Куприна, В.Г.Короленко и многих других. Основоположниками советской детской литературы стали М.Горький, К.Чуковский, С.Я.Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и находили талантливых «бывалых людей» и убеждали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей. Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик Б.С.Житков, биолог В.В.Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фронтов гражданской войны пришел в детскую литературу А.П.Гайдар. Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А.Л.Барто, воспитанники ленинградской школы имени Ф.М.Достоевского, прославившие ее как «Республику Шкид», Г.Белых и Л.Пантелеев. Оставил занятия математикой ради работы в детской литературе Л.А.Кассиль…

Многие «взрослые» писатели обогатили детскую литературу своими произведениями: «Три толстяка» Ю.К.Олеши, «Белеет парус одинокий» В.П.Катаева, «Золотой ключик» и «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Два капитана» В.А.Каверина, рассказы М.М.Пришвина, М.М.Зощенко, А.П.Платонова, повести С.Т.Григорьева.

Образ положительного героя находится в центре детской литературы. В книгах советских писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер. Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн. Был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги юных партизан, навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки Динго» Р.Фраермана, с Симой Крупицыныой из «Великого противостояния» Л.Кассиля, Саней Григорьевым из «Двуз капитанов» В.Каверина, Антошкой из повести З.Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю.Коринца «Привет от Вернера», Гавриком и Петей из «Белеет парус одинокий» В.Катаева и Крошем А.Рыбакова.

Детская книга – настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизненный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н.Носова, А.Алексина, В.Драгунского, Ю.Сотника, Ю.Коваля, Л.Давыдова. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, - характерное свойство многих книг этих талантливых писателей. Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в книге не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А.Алексина, это порой кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила детской литературы. Особенно богата юмором поэзия для самых маленьких, встречающая ребенка, едва он начинает овладевать речью. Среди первых книжек малыша – стихотворные сказки, забавные стихи-перевертыши, считалки, потешки, колыбельные песенки. Еще не научившись читать, ребята уже знают наизусть многие стихи К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Д.Хармса, В.Берестова, Б.Заходера.

Многообразна детская проза. Любовью ребят пользуются «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Баранкин, будь человеком!» В.Медведева, «В стране вечных каникул» А.Алексина, сказки А.Волкова, Е.Шварца, Е.Пермяка. Широко распространены рассказы, повести и романы о семье, школе, мирном труде, о годах Великой Отечественной войны, адресованные детям и юношеству, птинадлежащие перу А.Л.Пантелеева, А.Алексина, А.Рыбакова, Н.Богданова, Р.Погодина, В.Крапивина, С.Полетаева и других писателей. Есть книги и о современной армии и о спорте. Разнообразным интересам ребят отвечают фантастические произведения И.Ефремова, В.Обручева, А.Казанцева, Г.Адамова, А.Беляева, К.Булычева, братьев А. и Б.Стругацких.

Благодаря своему гуманизму, тематическому и художественному богатству российская детская литература имеет высокий авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип детского писателя: художника и педагога одновременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности. Он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина.

II . Развитие темы детства в произведениях русских писателей

Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития.

В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство, но представляла его абстрактно: богатый ребенок - бедный ребенок. Благотворительность была единственной сферой деятельности богатого ребенка: он был хорош потому, что не делал того-то и того-то, будучи послушным, а если что-то и делал, так только добро. Сфера проявления добродетельности для бедного ребенка была шире. Бедное дитя часто бывало благороднее и смекалистее дворянского ребенка: оно вытаскивало маленького дворянина из воды, выручало в трудную минуту и было способно на тонкие чувства.

В процессе развития детской литературы традиционная для нее пара "добродетельный - порочный" перестает быть обязательной и заменяется иной антитезой: "чувствительный - холодный". Это новое понимание ребенка, уходящее корнями в сентиментализм, окрепла в эпоху романтизма и составило основу романтической концепции детства. Начала разрабатывать эту концепцию детская литература, но уже в 40-50 годы XIX века, ее осваивает и "большая" литература. Детство представляется как пора невинности и чистоты. "... Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению... Да, мы должны учится у детей, чтобы достигнуть видения истинного добра и правды. Такова поэтизация детства в русской классике: "Детстве" Л. Н. Толстого, "Детских годах Багрова-внука" С. Аксакова. Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни: пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские Ростовы...

XX век внёс свои коррективы. Величайшие социальные потрясения не могли не отразиться на литературных произведениях и изображении в них темы детства. В этих рассказах, романах, повестях уже сказывается социальный подход к обрисовке темы. Огромное влияние общественного уклада на жизнь ребенка оставляет свою печать. Писатели задаются множеством вопросов и пытаются вместе с читателями найти ответы на них (впрочем, некоторые проблемы, например, мотив «слезы ребенка» поднимали и писатели XIX века, так что даже здесь можно увидеть - в некотором смысле – также традиционный подход).

II .1 «Детство» М.Горького

Повесть Горького «Детство» (1914г.) уже разительно отличается от повести «Детские годы Багрова-внука» Аксакова С. Т. и «Детства» Л.Н.Толстого.

Детство, изображённое Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребёнка, но и русская жизнь в определённую эпоху. Герой Горького всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому.

Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно движется повествование: картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребёнка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребёнка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с необыкновенным человеком – бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алёшей; инквизиторским развлечениям дядьёв противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алёша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние оказали на Алёшу те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой». Можно сделать вывод, что своим произведением Горький пытается привить любовь к душевно щедрому, стойкому, талантливому русскому народу.

II .2 Тема детства в творчестве И.С.Шмелева

Эта мысль обращает память к роману И.С.Шмелёва «Лето Господне». Сам писатель вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. <…> Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. <…> Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог».

Вопрос о цене социальных преобразований (поднятый ещё писателями XIX века) встает на протяжении всего творчества Шмелева. Потеря Бога в душах людей – вот что страшит автора романа «Лето Господне». И тема детства для него – это выход из положения неверия. Она помогает писателю вновь прийти к вере, к Богу.

Всё, о чем рассказывается в автобиографическом цикле Шмелева (романы «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное»), увидено глазами семилетнего мальчика Вани, но за ним стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший тот путь, который его герою ещё только предстоит. Отсюда – соединение силы художественного изображения (яркость, красочность, «материальная ощутимость» действительности – ведь ребенок почти лишен рефлексии, все его внимание устремлено на окружающий мир) с глубиной философского осмысления изображенного.

В жанре автобиографического повествования Шмелев следовал традиции русской классической литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Темы» Н.Г.Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина). О новарторстве Шмелева, которое не только выделяет роман среди произведений этого жанра, но и делает его уникальным в русской литературе, замечательно сказал И.А.Ильин: «С тех пор, как существует русская литература, впервые художник показал эту чудесную встречу – мироосвящающего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой. А мы, читатели, видим, как лирическая поэма об этой чудесной встрече разрастается, захватывает весь быт взрослого народа и превращается в эпическую поэму о России и об основах ее духовного бытия… [Шмелев] показывает нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребенка».

II .3 Тема детства в повести А.П.Платонова «Котлован»

Повесть «Котлован» - произведение в некотором смысле эпохальное, захватывающее важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х гг. – индустриализацию и коллективизацию.

Повесть соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру и лирику.

Мы не станем рассматривать все сюжетные линии, возьмем только одну – связанную с девочкой Настей.

Что хотел сказать писатель, вводя эту героиню в сюжетную канву произведения? Чтобы понять это, нужно, пусть вкратце, но вспомнить сюжет. Он прост.

Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сиротку Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню – для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится ее могилой.

Имя Настя в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безвестности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы – когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой матери: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти – «воскресшее» - завершается повесть. Настя действительно однажды вернулась к жизни – Чиклин находит ее в комнате, где умирает ее мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил ее в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остается не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человечества», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим затихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщетными.

Тема детства у Платонова перекликается с темой детства в классической литературе. В русском культурно – философском обиходе смерть ребенка означает безнравственность мироустройства и социального порядка (вспомним роман Достоевского «Братья Карамазовы»).

В повести «Котлован» тоже умирает ребенок, ради которого, собственно, все и строилось. А это – приговор утопическому миру «Котлована».

Следовательно, Платонов намеренно вводит в нить повествования тему детства. Именно она помогает писателю показать всю несостоятельность коренной ломки мира.

Заключение

Мы рассмотрели два огромных раздела русской литературы, связанных с детством и детьми, с отображением темы детства как в детской литературе, так и в литературе, которую можно назвать «взрослой».

Детская литература ориентирована на становление личности и изображение этого процесса в историческом развитии государства.

Классическая русская литература XX века, как и литература XIX века, вводит тему детства, рассматривая её с позиций философских и социальных.

Какой вывод можно подвести данному исследованию?

Самые чистые, самые искренние, самые непосредственные на Земле – дети. Они – самое лучшее, что есть у человечества. Ради них надо жить и поверять свои поступки людям. По-моему, именно это и хотели сказать своими произведениями лучшие писатели XX века (и не только), обращаясь к теме детства.

Библиография

    Барахов В.С. Литературный портрет. – Л.: Наука, 1985

    Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. – М.: Художественная литература, 1970

    Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987

    Платонов А.П. Избранное. М., 1989

    Силуэты: очерки о русских и советских писателях / под ред. А.А.Лиханова – М: Правда, 1986

    Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988