36 драматических ситуаций. Сюжеты мировой литературы и сюжетные архетипы. Неосознаваемая ревность, зависть

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии – БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

БП в учебе звезд с неба не хватал, что и стало причиной неудачи при поступлении в Оксфордский университет. Пришлось думать о других возможных перспективах, например, об армии. Принятый тогда в Англии способ пополнения офицерского состава армии предусматривал серию экзаменов и испытаний для претендентов. И здесь Стиви показал себя во всем блеске – из 718 кандидатов он стал пятым. И так в 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.

После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

Притворяясь стариком-коллекционером бабочек, Баден-Пауэлл осматривал австрийские укрепления на Балканах. Свои зарисовки он умело маскировал под изображения бабочек. Он побывал в Турции, Италии и других странах, включая и Россию.

Это было в 1886 году. В Красном Селе проходили маневры, во время которых должны были проводиться испытания новых прожекторов и нового военного аэростата. Роберту Баден-Пауэллу вместе с братом без особенного труда удалось проникнуть в запретную зону. В биографии Баден-Пауэлла, написанной Вильямом Хилькуртом, сказано: "Они приветствовали каждого, кого приветствовали все, и прошли мимо часовых, которые их ни о чем не спросили". Когда стража ушла на обед, братья смогли хорошо осмотреть гондолу аэростата, а потом остались в запретной зоне до вечера, чтобы наблюдать за испытаниями прожекторов. И прожектора, и аэростат показались им не такими интересными, как они ожидали.

В последний день маневров братья хотели посмотреть на “атаку” форта (Баден-Пауэлл называет его “Николин”). Один из братьев наблюдал за атакующими форт, а другой - за его защитниками.

На обратном пути, когда уже стемнело, братья были задержаны на дороге офицерами, сопровождающими царский экипаж. Они старались объяснить, что они англичане, которые шли на железнодорожную станцию и в темноте заблудились. Они просили задержавших их офицеров помочь им туда попасть, но вместо этого были доставлены в Петербург. Там они были посажены в одном из отелей под домашний арест, откуда потом бежали без особого труда.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающее. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского – разведчик). Эта книга была пособием по подготовке английских военных разведчиков, она вскоре получила всеобщее признание специалистов, была переведена на русский язык и выпущена в 1902 году петербургским издательством В. А. Березовского, комиссионера военных учебных заведений. За границей эта книга выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки. В предисловии к английскому изданию 1915 года Баден-Пауэлл писал: “Русские, которые раньше верили в “машинную теорию”, теперь тоже перешли к индивидуальному обучению, оно заключается в том, что в каждом солдате воспитывается разведчик”.

В 1887 году Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где негры оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принял участие в подавлении восстания зулусов, ашанти и матабелов. В своих воспоминаниях Баден-Пауэлл потом писал, что за его внезапные нападения негры прозвали его "Волком, который никогда не спит".

С должностными лицами из полка Протектората,
сформированного в 1899 в ожидании войны в Южной Африке.

В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного стратегического и административного пункта и железнодорожного узла. Мафкинг находился на территории Капской колонии, недалеко от границы Бечуаналенда, протектората Британии.

Англо-бурская война началась 12 октября 1899 года; буры из Трансвааля окружили Мафкинг. Осада продолжалась семь месяцев (217 дней), до 17 мая 1900 года, пока фельдмаршал лорд Робертс, наступая на столицу Трансвааля Преторию, не выслал специальный отряд для освобождения Мафкинга.

Гарнизон состоял из 1250 человек, но Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных был сформирован отряд разведчиков, которым было поручено не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо осаждавших крепость буров.

В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.

После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Летом 1906 г. БП получил по почте от канадского естествоиспытателя и писателя Эрнеста Сетон-Томсона книгу “Березовый свисток”. В обращении автора утверждалось, что болезни общества могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени. Книга вызвала живой интерес БП.

В 1906 – 1908 гг, тщательно изучив произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировав опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой (“Разведка для мальчиков”). Она была написана в форме бесед у костра.

Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый – рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890–1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день – день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting fo Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.

Необходимость внешкольного воспитания подростков ощущалась давно, и в разных странах было сделано немало попыток создания детских организаций, но то, что предложил Баден-Пауэлл, оказалось наиболее подходящим.

БП постарался уместить в одной книге весь детский мир и дать ребенку совет, который вдруг да окажется когда-нибудь кстати. Вот почему весь теоретический и практический материал в книге располагался по темам – беседам: от “Законов скаутов”, “Выслеживания”, “Комфорта в лагере”, “Как стать сильным”, “Благородство рыцарей”, “Как поступать во время несчастных случаев” до “Трезвости”, “Как строить мосты” и т.д. Упор делается на воспитание личности гражданина посредством малых групп под руководством старших детей и управлением взрослых. БП возбуждал в детях энтузиазм. Никто прежде не советовал им насвистывать в трудные минуты и не быть снобом (9ый закон).

В первые годы в законах скаутов преобладал стиль долженствования, услужения, ответственности. К примеру, первый закон: “Чести скаута должно верить” имел разъяснение: “Если бы скаут опозорил свою честь, сказавши ложь или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен возвратить свой значок и никогда его не носить более. Он может быть также совершенно исключен из числа скаутов”. Закон два требовал от ребенка быть верным всем, в том числе родителям. В законе три – долг помогать другим и быть полезным, закон 7 требовал подчинения, закон 8 – предписывал насвистывать, получив приказание. В эту общую атмосферу не вписывались законы 4, 5, 6, в которых речь идет о вежливости, любви к животным, бережливости. Поэтому в 1911 году к девяти был добавлендесятый закон: “Скаут чист в мыслях, словах и на деле”. Он несколько корректировал стиль законов.

По всей стране стихийно стали возникать детские группы, взявшие за основу работы его книгу. БП стал получать массу писем, в которых взрослые и дети требовали разъяснений, комментариев и советов. И БП сдался. После консультаций со своими друзьями он учредил Бюро по переписке. С участием А. Пирсона начали выходить газеты “Скаут” (для детей) и “Хедкуотер Газетт” (для инструкторов). Первые отряды появились в Северном Лондоне, а за весну 1908 года вся Англия оказалась покрытой сетью стихийно возникших отрядов. Затем движение перекинулось на колонии. Уже через год король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. В 1909 году появились первые группы девочек-скаутов. Юридический статус Ассоциация скаутов Великобритании получила хартией короля 4 января 1912 года и с тех пор очередной монарх подтверждает его особым Актом.

В конце декабря 1910 года в Петербург прибыл генерал Баден-Пауэлл. О. И. Пантюхов и В. Г. Янчевецкий, основатель легиона “юных разведчиков” в Петербурге, узнали об этом из газет и поспешили познакомиться с автором книги “Юный разведчик”. Баден-Пауэлл пригласил своих новых знакомых посетить Англию и ознакомиться на месте с постановкой скаутской работы, а сам вскоре отбыл на аудиенцию к императору Николаю II, а затем в Москву, где в его честь местными “юными разведчиками” был устроен банкет. Познакомиться с разведческой работой в Петербурге и в Царском Селе у Баден-Пауэлла не нашлось времени.

В 1910 году Роберт Баден-Пауэлл вместе со своей сестрой Агнессой основали отдельную организацию для девочек -“герл-гайд”, и в том же году король Эдуард VII уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя целиком работе с бойскаутами. В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более 123000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился почти по всем странам Европы.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время этих разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте, жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Вспыхнувшая вскоре Первая мировая война разделила скаутов на два враждующих лагеря. С одной стороны была Германия и Австро-Венгрия, с другой - Англия, Франция, Россия и их союзники. Скауты по обе линии фронта честно исполняли свой долг.

После войны Баден-Пауэлл с еще большей энергией взялся за дело сближения молодежи всех стран и примирения воевавших народов. Для этого был устроен в 1920 году в Лондоне первый международный скаутский слет, названный индейским словом “джембори”, в котором приняли участие представители 32 стран. В последний день джембори, 6 августа 1920 года, Баден-Пауэлл был избран Главой скаутского движения всего мира – “Chief Scout of the World”. После международного скаутского джембори было создано в Лондоне Интернациональное бойскаутское бюро.

30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей, которую возглавил Старший русский скаут О.И. Пантюхов, была принята в члены этого бюро.

По правилам бюро каждое государство могло быть представлено только одной организацией. Если было несколько скаутских организаций, они должны были объединиться в федерацию.

Вторым условием членства было отделение мальчиков от девочек. Смешанные отряды из мальчиков и девочек были запрещены международными скаутскими правилами.

Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).

Баден-Пауэлл написал много книг о работе со скаутами. После своей самой известной книги “Scouting for Boys”, предназначенной для руководителей мальчиков 12-16 лет, он издал в 1916 году “Wolf Cubs Handbook” (руководство для работы с волчатами - мальчиками 7-11 лет), а в 1922 году – “Rovering to Success” (странствование к успеху) о работе с юношами старше 17 лет, которые в скаутской организации получили название “Rovers”. Это только три основных пособия Баден-Пауэлла по скаутизму, а всего их было значительно больше.

Последнее Джамбори, в котором принял участие БП, было в 1937 году в Голандии.

В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.

Баден-Пауэлл похоронен на местном кладбище, а дорога на кладбище названа его именем. Скауты Кении установили на домике, где жил и скончался Баден-Пауэлл, мемориальную доску.

В 1938 году БП был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но решению этого вопроса помешала война.

Говорят, что на сегодняшний день БП самый читаемый в мире британский автор после Шекспира, а его “Скаутинг для мальчиков” в нынешнем столетии был продан по всему миру в количестве экземпляров, уступающем лишь Библии.

Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.


ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ СТАРШЕГО СКАУТА МИРА

Дорогие скауты!

Если вы видели игру-представление “Питер Пен”, то вы помните, как предводитель пиратов всегда говорил свою предсмертную речь, боясь, что когда пройдет время умирать, то у него не будет возможности сказать все то, что у него на душе. Это то же самое со мной, хотя я и не умираю в настоящий момент, но все же я хочу послать вам прощальное слово.
Помните, это последний раз, что вы услышите от меня, так призадумайтесь над этим.
Я имел наиболее счастливую жизнь, и я желаю каждому из Вас, тоже иметь счастливую жизнь.
Я верю, что Бог поселил нас в этот радостный мир быть счастливыми и наслаждаться жизнью.
Счастье не приходит от богатства и не оттого, что вы имеете большой успех в вашей карьере, или от того, вы высокого мнения о себе. Один шаг к счастью это сделать себя здоровым и сильным, пока вы еще молоды, так что вы сможете быть полезным и в жизни, и сможете наслаждаться жизнью, когда вы будите уже взрослым человеком.
Изучая природу, вы увидите какую красоту и изумительные вещи создал Бог для нас, чтобы мы могли любоваться и наслаждаться. Будьте счастливы тем, что вы имеете и сделайте из этого самое лучшее. Ищите во всем светлую сторону, вместо мрачной – печальной.
Но, чтобы иметь настоящее счастье, надо также давать счастье другим людям. Старайтесь оставить этот мир немного лучше, чем вы его нашли и когда придет ваше время умирать, вы можете умереть со счастливым чувством, что вы не потеряли напрасно время, но сделали самое лучшее, что смогли. “Будьте Готовы” в этом направлении - жить счастливо и умереть счастливо – всегда стойко держитесь Вашего Скаутского Торжественного Обещания – даже после того, как вы перестанет уже быть мальчиком – и Бог поможет Вам в этом.

Ваш друг,
Баден – Пауэлл Гилвертский.

Литература
1. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 г.
2. Полчанинов Р.В. Конспекты КНЕ. Сан – Франциско, 1997 г.
3. II разряд ОРЮР. Издательство РГК ОРЮР, 2000 г.
4. Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей “История скаутского движения” Глава 2ая. Из архива скм. О.Е. Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 г.

Из материалов сайта

Создатель нового педагогического движения Лорд Роберт Баден-Пауэлл родился 22-го февраля 1857 года в Лондоне. Его отец - священник и профессор Оксфордского университета умер, когда Роберту было всего 3 года. Оставшись рано без отца, Роберт воспитывался матерью - очень умной, способной и энергичной женщиной, которая была старшей дочерью адмирала Вильяма Смита и принадлежала к потомству героя, елизаветинской эпохи, Капитана Смита, знаменитого своими приключениями среди краснокожих индейцев Северной Америки, где он дважды, почти чудом спасся от смерти.

Все дети профессора Баден-Пауэлла, а их было 7 человек и старшему было 14 лет, отличались самыми разнообразными талантами в области живописи, рисования, музыки и особенно в области естественных наук. Мать, строго воспитывая их, в то же время отлично понимала важность развития самостоятельности и личной инициативы. Поэтому Роберт уже в детстве привык к большой самостоятельности.

Ранние годы Сти (так звали Роберта Баден-Пауэлла) и его братьев были полны уроками жизни на открытом воздухе: поиски редких растений и бабочек, знакомство с природой, с жизнью животных и птиц - таковы ранние интересы жизни Б-П, сохранённые им в течении всей его последующей жизни.

В 1870 г. т. е. когда Роберту исполнилось 13 лет, он был определён в закрытое учебное заведение - «Чертер Хауз Скул». Он отличался товариществом, весёлостью и неутомимостью, а также артистическими способностями. Все товарищи любили его за эти качества, а также за его готовность всегда оказывать помощь.

Однажды во время школьной пьески, не появился актёр, учитель сразу же обратился к Роберту с просьбой занять внимание публики. Роберт исполнил просьбу и в течении пятнадцати минут смешил публику своими рассказами. Роберт очень интересовался природой и часто убегал из школы в живописный лес, находившийся за школьной оградой. Здесь он занимался следопытством, охотился на зайцев, которых варил потом на маленьком и бездымном огне, чтобы учителя его не заметили.

Баден-Пауэлл хорошо рисовал и любил делать зарисовки окружающей его природы. Во время летних каникул он со своими братьями много путешествовал по Англии пешком и на лодке, часто ночуя под открытым небом. В 12 лет, с тремя своими братьями, Роберт на пятитонном катере отравился в путешествие вдоль берегов Англии и Шотландии. Это было его первое путешествие, а так как он был самым молодым, то его назначили юнгой, поваром и судомойкой.

«В первый раз» - говорит Баден-Пауэлл, «с гороховым супом я потерпел неудачу. Я не знал, какое мясо нужно и что вообще больше - мяса или воды? В результате, решение старшего брата Ворингтона было: Франк будет сидеть и наблюдать, чтобы ты всё это съел сам.»

Индия

В 1876 г. т. е. 19 лет он заканчивает Чатерхауз Скул и поступает в офицерскую школу. Военные знания заинтересовали его, и по успехам он был в числе лучших. Свою военную службу Баден-Пауэлл начинает в чине суб-лейтенанта в знаменитом гусарском полку «Charge of the Light Brigade» в Индии, который прославился в Крымскую Кампанию. Его военная карьера идёт очень успешно. В 1882 г. он был назначен адъютантом полка, а в 1883 г. произведён в капитаны в свои 26 лет! Прекрасный спортсмен, он выиграл самый популярный приз в Индии охота с копьём на кабана. Неутомимый охотник, любимый товарищами за веселый характер, он уже и тогда проявлял большую любовь к детям.

В Индии Баден-Пауэлл сталкивается с дикой природой и увлекается охотой на крупных и опасных зверей. Длительные экспедиции, по дикому краю и частое участие в охоте постепенно вырабатывают из Баден-Пауэлла искусного и известного следопыта и разведчика. Как специалист, по этим вопросам, он выпускает книгу для военных разведчиков и устраивает в своём полку школу искусства разведки, обучает солдат смелости и самостоятельности, умению действовать в любых условиях, главным образом, в незнакомой местности.

Баден-Пауэлл придумал особый способ отыскивать следы вражеских отрядов. Он развивал у своих солдат ловкость, наблюдательность, находчивость и трудоспособность. Б-П научил солдат разбираться в следах, применять дорожные знаки, выучил искусству подкрадывания, сигнала свистком, узлам и постройкой мостов.

«Хочешь быть хорошим разведчиком» - говорил он, - «сумей отыскать дорогу днем и ночью в незнакомой тебе местности, сумей отыскать направление, по солнцу, звёздам, часам, по различным признакам в природе, умей готовить себе пишу, переплыть реку, развить в себе самопожертвование, ловкость и выносливость, жертвенность из чувства долга перед своей Родиной». О жизни Баден - П. в Индии, где он пробыл 8 лет (1876 -1884), мы знаем сравнительно мало. Его слава и популярность зародились и выросли позднее на знойных полях Южной Африки, в связи с Англо-Бурской войной.

Южная Африка

Из Индии в 1884 г. Баден-Пауэлл был переведён в Южную Африку, где он ярко проявил свои блестящие военные способности и покрыл себя неувядаемой славой. Англичанам часто приходилось снаряжать военные экспедиции для усмирения воинственных негритянских племён (Зулусы, Матабеллы, Кафы…), которые восставали против английского владычества. Во время этих войн, Баден-Пауэлл отличился своей энергией, неутомимостью и храбростью. Много раз он сам лично ходил в разведку с одним проводником или двумя-тремя солдатами-разведчиками. Смертельная опасность была спутницей этих разведок, несколько раз он фактически был на краю гибели, но всегда спасался, благодаря умению быстро принимать правильное решение, стремительности и знанию природы.

На основании своего опыта он составил книгу для обучения молодых солдат искусству разведки «Aid to Scouting». Эту книгу-руководство начали применять в школах Англии. Африканские военные экспедиции, постоянные стычки с врагами, дали возможность Баден-Пауэллу, в ещё большей степени, сделаться превосходным следопытом и искусным разведчиком.

Дикари, против которых он воевал, назвали его «ВОЛК, который никогда не спит», ибо им никогда не удавалось застать Баден-Пауэлла врасплох. Это было первое лесное имя, которое получил будущий скаут разведчик, и, это имя дали ему враги! «ВОЛК, который никогда не спит»! Таким был и до конца оставался Баден-Пауэлл!

Мальта

После подавления волнений африканских племён, Баден-Пауэлл был назначен в 1890 г. на остров Мальту начальником английской военной разведки всей средиземноморской области. Баден-Пауэлл лично выполняет многочисленные секретные задания в Австрии, Италии, Албании, Турции и других странах южной Европы. Он был мастером грима и переодевания, то он путешествовал охотником, то художником, то природоведом, ловившем бабочек. Он любил впоследствии рассказывать о том, как его не раз останавливали военные патрули, рассматривавшие его рисунки - часто на них были изображены лишь невинные бабочки. На самом же деле, в рисунках бабочек были умело, скрыты зарисовки расположения войск, крепостей, артиллерии. И так «странный англичанин» продолжал охотиться за бабочками…

Лондон

С Мальты Баден-Пауэлл был переведён в Лондон. Здесь ему бросается в глаза ужаснающая картина деградации молодого поколения. Он не без основания увидел в этом признаки разложения государства. Мучимый этим вопросом, Баден-Пауэлл часто целые дни проводил на улицах среди уличных мальчишек стараясь ближе подойти к ним и понять их мотивы, их интересы, но увидел, что ничего путного из этого поколения не выйдет.

В связи с беспорядками в Южной Африке Баден-Пауэлл был командирован для усмирения племени Ашанти, с чем он блестяще справился.

Мефкинг

Баден-Пауэлл в 1899 г. был произведён в полковники и ему было поручено укрепить маленький городок Мефкинг, находящийся в середине Южной Африки и затерянный в глубине южноафриканских степей. Мефкинг был очень важен из-за своего стратегического положения и проходящей через него железной дороги. Этот городок представлял из себя хорошую опорную базу для операций против бурской республики - Трансвааль. «Кто держит Мефкинг, держит все племена туземцев под своим контролем» и падение Мефкинга послужило бы сигналом к восстанию всех туземцев.

Начинается Англо-Бурская война. Баден-Пауэлл оценил значение этого городка и быстро укрепил его. Для зашиты городка, в котором находилось около 600 женщин и детей и до 7.000 туземцев и имевшего в окружности около 9 вёрст, в распоряжении англичан было всего 1.000 солдат и 300 мобилизованных горожан.

Буры (голландские поселенцы-фермеры), большими силами окружили и осадили городок, но все их атаки были отбиты. Вскоре Баден-Пауэлл прославился, проведя свой эскадрон через вражеские авангарды. Геройской и искусной обороной, в крайне тяжёлых условиях, Баден-Пауэлл защищает вверенный ему городок, в течении 217 дней, т. е. семи месяцев от 13 октября до 18 мая 1900 года, - до его освобождения, и этим спасает общее положение всей кампании войны.

Его помощник лорд Эдуард Сесиль, видя, что ряды защитников редеют и труднее становится нести службу связи, собрал мальчиков Мефкинга и организовал из них вспомогательную службу связистов (передача донесений, приказов, писем и т. д.), санитаров, подносчиков снарядов.

В результате получилась молодецкая дружина, которая под начальством своего командира Гудайера (их же сотоварищ по играм) оказала чрезвычайно важные услуги делу зашиты и вполне заслужила те медали, которыми их наградили после окончания войны. Блестящая идея лорда Эдуарда Сесиля явилась сильнейшим толчком к началу скаутизма. Так возник отдалённый прототип организации скаутов. Баден-Пауэлл, и раньше замечал, что ребята выросшие на лоне природы в дружной активной среде, более выносливы и более приспособлены к самостоятельной жизни, а на опыте работы мальчиков из Мефкинга, он ещё более убедился в этом.

Главное, конечно, заключалось в отношении мальчиков к военному труду до, и после организации кадет Гудайера. Уличные мальчики относились к войне настолько хладнокровно, что даже под взрыв снарядов, не оставляли своих уличных игр. Но, что стало с ними, когда им дали форму, оружие и обязанности? Это были исполнительнейшие труженики своего дела. Ни угроза смерти, ни трудности не могли остановить их деятельность.

Баден-Пауэлл понял, какими мотивами руководствовался лорд Сесиль, чтобы заставить бесшабашную толпу уличных мальчишек подчиниться строгой дисциплине. Причинами привития ребятам дисциплины являлись:

  1. Оказанное юношеству доверие.
  2. Осознание ими собственной ответственности.

Начало скаутинга

Когда, после семимесячной геройской защиты, Мефкинг был освобождён подоспевшими английскими войсками, Баден-Пауэлл был уже знаменитостью, и после войны с бурами, вернулся в Англию как национальный герой всей страны и один из самых популярных людей в Англии. Королева Виктория произвела защитника Мефкинга в чин генерал-майора. Баден-Пауэллу было всего 43 года. Он стал самым молодым генерал-майором в английской армии. Его приглашают на крупный пост инспектора конницы. Перед Баден-Пауэллом открывается блестящая военная карьера.

В 1901 году Баден-Пауэлл возвращается в Англию, где ему устраивается торжественная и восторженная встреча.

Вскоре Баден-Пауэлл замечает все недостатки английской городской изнеженной молодежи, от которой он, как популярный герой, получает массу писем. В Англии довольно обычное явление писать письма даже к совершенно незнакомым людям и хороший тон английского общества требует, чтобы на каждое письмо непременно был дан ответ. Благодаря этой переписке Баден-Пауэлл узнаёт запросы, и стремления детской души. В ответных письмах он рассказывает ребятам о своих приключениях, о жизни в джунглях Индии и в бескрайных степях и дебрях Африки, даёт советы, как стать смелым, отважным, выносливым и сильным.

Баден-Пауэлл вскоре узнаёт, что написанная им в Африке, в качестве руководства для обучения солдат разведке, книжка «Aid to Scouting» пользуется большим успехом среди английской молодежи и принята, как руководство в школах.

Постепенно Баден-Пауэлл приходит к мысли, что он должен помочь молодежи своей страны стать достойной сменой уходящему поколению. Если книга, написанная им для обучения солдат разведке произвела впечатление на ребят, то что же будет если написать книгу специально для ребят!

Так у него зарождается мысль, создать для молодежи организацию, которая была бы подготовкой к скаутской - разведческой работе, в виде интересных игр на природе, упражнений и походов, чтобы в конечном итоге из мальчиков выработались настоящие сильные, волевые мужчины - достойная смена.

Он засел за работу и использовал не только свой военный опыт, полученный в Индии и Африке в стычках с зулусами, кафрами и матабеллами, но заимствовал многое из идей прежних веков, начиная от спартанского воспитания детей и кончая методами обучения краснокожих индейцев. Медленно и осторожно он создавал свою воспитательную систему.

Скаутинг

Желая испробовать на деле свою систему внешкольного воспитания, он летом 1907 г. собрал из разных кругов общества группу в 20 мальчиков и устроил с ними на острове Браунси, в графстве Дорсет, на берегу английского канала, первый скаутский лагерь в мире, в котором он применил весь накопленный опыт. Результаты этого лагеря были блестящи.

Уже к концу 1907 года, в северной части Лондона - в Гамстеде, был организован первый отряд скаутов, а через месяц, в предместье Лондона - Патни, был создан 2-ой отряд скаутов.

В начале 1908 года Баден-Пауэлл издаёт свою книгу SCOUTING FOR BOYS, в которой в занимательной форме он рассказывает не только об опыте жизни в дикой природе, но и о служении родине, о рыцарстве и его традициях и идеалах. Книга имела потрясающий успех, переиздавалась несколько раз и заграницей её перевели на большинство языков, что послужило к возникновению скаутских отрядов по всему миру. Скаутское движение охватило всю Англию, возникает женская ветвь, которой руководит его жена.

Первое издание книги «Разведка для мальчиков»

Вторая жизнь Баден Пауэлла

Книга вызвала к жизни целое международное движение молодежи ив 1910 голу скаутское движение приняло такие размеры, что Баден-Пауэлл решил, что скаутская подготовка молодого поколения даст стране хороших граждан и принесёт больше пользы, чем стандартная подготовка английских солдат.

В 1910 году, в чине лейтенант-генерала он оставляет военную службу и посвящает свою жизнь скаутингу, который стремительно охватил весь земной шар.

Взяв за основу книгу Радиарда Киплинга «Маугли», Баден-Пауэлл создаёт систему работы с волчатами для воспитания младшего состава скаутов. Позже создаётся старшая ветвь организации - «Ровер-Скауты» .

В 1909 году, королём Англии Эдуардом был сделан смотр-парад, на котором присутствовало 14.000 скаутов. После этого в 1910 году, специальной королевской хартией, Организация Британских Скаутов была признана государственным учреждением.

Выйдя в отставку, Баден-П. пишет и издаёт по скаутскому движению целый ряд книг, а также много путешествует по разным странам, посещая стихийно возникающие скаутские организации.

После Первой мировой воины (1914-1917 гг.), Баден-Пауэлл принимает деятельное участие в организации «Международного Скаутскою Бюро», которое служит для поддержания связи среди скаутов разных наций. От каждой национальности в этом Бюро может состоять только одна скаутская организация. Для того, чтобы более сблизить скаутов разных национальностей Баден-Пауэлл ввёл идею международных съездов скаутской молодежи, т.н. Мировых Джамбори (африканцы называют «джамбори» свои традиционные праздники, встречающиеся у некоторых племён Африки, с которыми Баден-Пауэлл познакомился во время Англо-Бурской войны).

Первое такое Джамбори состоялось в 1920 году в Лондоне, куда, из всех частей мира, собрались скауты разных наций. В последнюю ночь этого Джамбори - 6 августа, Баден-Пауэлл был выбран «Старшим Скаутом Мира». Джамбори было решено созывать каждые четыре года.

За свои заслуги по воспитанию подрастающего поколения британской молодежи, Баден-Пауэлл был, возведён, королём Англии Георгом V, в звание Барона с титулом «ЛОРД БАДЕН-ПАУЭЛЛ оф ГИЛВЕЛЛ» - по названию Гилвелл Парка, центра британских руководительских курсов и лагерей. До конца своей жизни он деятельно трудился для развития скаутизма, участвуя на всех скаутских конференциях и Джамбори, постоянно посещая скаутов разных стран.

Последнее Джамбори, в котором принял участие Баден-Пауэлл было в 1937 году в Голландии.

Последние годы Баден-Пауэлла

Достигнув 80 лет он почувствовал усталость и вернулся доживать оставшиеся годы в Африку со своей женою Леди Бадэн-И., которая была отличной помощницей в его скаутской работе и сама была избрана Старшим Гёрл-Скаутом Мира, движение которых тоже начал Баден-Пауэлл. В любимой Африке супружеская чета обосновалась в Кении, в тихом, уютном уголке, с восхитительным видом на окружающий их лес, раскинувшийся на многие мили, позади которого виднелись вершины снежных гор. Здесь Би-Пи умер 8-го января 1941 года, за полтора месяца до своего 84-го дня рождения, до последнего вздоха сохраняя ясность мысли и бодрость духа.

«Волк, который никогда не спит», заснул вечным сном, но память о нём никогда не изгладится из сердец миллионов представителей молодежи всего Мира, которой посвятил свою жизнь великий основатель всемирного скаутизма.

Теги:

  • БПС
  • скауты

Категория:

  • История скаутинга
  • 6453 просмотра

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии - БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

БП в учебе звезд с неба не хватал, что и стало причиной неудачи при поступлении в Оксфордский университет. Пришлось думать о других возможных перспективах, например, об армии. Принятый тогда в Англии способ пополнения офицерского состава армии предусматривал серию экзаменов и испытаний для претендентов. И здесь Стиви показал себя во всем блеске - из 718 кандидатов он стал пятым. И так в 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.
После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

Притворяясь стариком-коллекционером бабочек, Баден-Пауэлл осматривал австрийские укрепления на Балканах. Свои зарисовки он умело маскировал под изображения бабочек. Он побывал в Турции, Италии и других странах, включая и Россию.
Это было в 1886 году. В Красном Селе проходили маневры, во время которых должны были проводиться испытания новых прожекторов и нового военного аэростата. Роберту Баден-Пауэллу вместе с братом без особенного труда удалось проникнуть в запретную зону. В биографии Баден-Пауэлла, написанной Вильямом Хилькуртом, сказано: "Они приветствовали каждого, кого приветствовали все, и прошли мимо часовых, которые их ни о чем не спросили". Когда стража ушла на обед, братья смогли хорошо осмотреть гондолу аэростата, а потом остались в запретной зоне до вечера, чтобы наблюдать за испытаниями прожекторов. И прожектора, и аэростат показались им не такими интересными, как они ожидали.
В последний день маневров братья хотели посмотреть на “атаку” форта (Баден-Пауэлл называет его “Николин”). Один из братьев наблюдал за атакующими форт, а другой - за его защитниками.
На обратном пути, когда уже стемнело, братья были задержаны на дороге офицерами, сопровождающими царский экипаж. Они старались объяснить, что они англичане, которые шли на железнодорожную станцию и в темноте заблудились. Они просили задержавших их офицеров помочь им туда попасть, но вместо этого были доставлены в Петербург. Там они были посажены в одном из отелей под домашний арест, откуда потом бежали без особого труда.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающие. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского - разведчик). Эта книга была пособием по подготовке английских военных разведчиков, она вскоре получила всеобщее признание специалистов, была переведена на русский язык и выпущена в 1902 году петербургским издательством В. А. Березовского, комиссионера военных учебных заведений. За границей эта книга выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки. В предисловии к английскому изданию 1915 года Баден-Пауэлл писал: “Русские, которые раньше верили в “машинную теорию”, теперь тоже перешли к индивидуальному обучению, оно заключается в том, что в каждом солдате воспитывается разведчик”.

В 1887 году Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где негры оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принял участие в подавлении восстания зулусов, ашанти и матабелов. В своих воспоминаниях Баден-Пауэлл потом писал, что за его внезапные нападения негры прозвали его "Волком, который никогда не спит".
В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного стратегического и административного пункта и железнодорожного узла. Мафкинг находился на территории Капской колонии, недалеко от границы Бечуаналенда, протектората Британии.
Англо-бурская война началась 12 октября 1899 года; буры из Трансвааля окружили Мафкинг. Осада продолжалась семь месяцев (217 дней), до 17 мая 1900 года, пока фельдмаршал лорд Робертс, наступая на столицу Трансвааля Преторию, не выслал специальный отряд для освобождения Мафкинга.
Гарнизон состоял из 1250 человек, но Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных был сформирован отряд разведчиков, которым было поручено не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо осаждавших крепость буров.
В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.

После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Летом 1906 г. БП получил по почте от канадского естествоиспытателя и писателя Эрнеста Сетон-Томсона книгу “Березовый свисток”. В обращении автора утверждалось, что болезни общества могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени. Книга вызвала живой интерес БП.
В 1906 - 1908 гг. БП тщательно изучил произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). Она была написана в форме бесед у костра.

Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый - рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890-1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день - день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.

Необходимость внешкольного воспитания подростков ощущалась давно, и в разных странах было сделано немало попыток создания детских организаций, но то, что предложил Баден-Пауэлл, оказалось наиболее подходящим.
БП постарался уместить в одной книге весь детский мир и дать ребенку совет, который вдруг да окажется когда-нибудь кстати. Вот почему весь теоретический и практический материал в книге располагался по темам - беседам: от “Законов скаутов”, “Выслеживания”, “Комфорта в лагере”, “Как стать сильным”, “Благородство рыцарей”, “Как поступать во время несчастных случаев” до “Трезвости”, “Как строить мосты” и т.д. Упор делается на воспитание личности гражданина посредством малых групп под руководством старших детей и управлением взрослых. БП возбуждал в детях энтузиазм. Никто прежде не советовал им насвистывать в трудные минуты и не быть снобом (9ый закон).

В первые годы в законах скаутов преобладал стиль долженствования, услужения, ответственности. К примеру, первый закон: “Чести скаута должно верить” имел разъяснение: “Если бы скаут опозорил свою честь, сказавши ложь или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен возвратить свой значок и никогда его не носить более. Он может быть также совершенно исключен из числа скаутов”. Закон два требовал от ребенка быть верным всем, в том числе родителям. В законе три - долг помогать другим и быть полезным, закон 7 требовал подчинения, закон 8 - предписывал насвистывать, получив приказание. В эту общую атмосферу не вписывались законы 4, 5, 6, в которых речь идет о вежливости, любви к животным, бережливости. Поэтому в 1911 году к девяти был добавлен десятый закон: “Скаут чист в мыслях, словах и на деле”. Он несколько корректировал стиль законов.

По всей стране стихийно стали возникать детские группы, взявшие за основу работы его книгу. БП стал получать массу писем, в которых дети и дети требовали разъяснений, комментариев и советов. И БП сдался. После консультаций со своими друзьями он учредил Бюро по переписке. С участием А. Пирсона начали выходить газеты “Скаут” (для детей) и “Хедкуотер Газетт” (для инструкторов). Первые отряды появились в Северном Лондоне, а за весну 1908 года вся Англия оказалась покрытой сетью стихийно возникших отрядов. Затем движение перекинулось на колонии. Уже через год король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. В 1909 году появились первые группы девочек-скаутов. Юридический статус Ассоциация скаутов Великобритании получила хартией короля 4 января 1912 года и с тех пор очередной монарх подтверждает его особым Актом.

В конце декабря 1910 года в Петербург прибыл генерал Баден-Пауэлл. О. И. Пантюхов и В. Г. Янчевецкий, основатель легиона “юных разведчиков” в Петербурге, узнали об этом из газет и поспешили познакомиться с автором книги “Юный разведчик”. Баден-Пауэлл пригласил своих новых знакомых посетить Англию и ознакомиться на месте с постановкой скаутской работы, а сам вскоре отбыл на аудиенцию к императору Николаю II, а затем в Москву, где в его честь местными “юными разведчиками” был устроен банкет. Познакомиться с разведческой работой в Петербурге и в Царском Селе у Баден-Пауэлла не нашлось времени.
В 1910 году Роберт Баден-Пауэлл вместе со своей сестрой Агнессой основали отдельную организацию для девочек - “герл-гайд”, и в том же году король Эдуард VII уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя целиком работе с бойскаутами. В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более 123 000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился почти по всем странам Европы.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время эитх разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте (ей было 23, а ему - 55), жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Вспыхнувшая вскоре Первая мировая война разделила скаутов на два враждующих лагеря. С одной стороны была Германия и Австро-Венгрия, с другой - Англия, Франция, Россия и их союзники. Скауты по обе линии фронта честно исполняли свой долг.
После войны Баден-Пауэлл с еще большей энергией взялся за дело сближения молодежи всех стран и примирения воевавших народов. Для этого был устроен в 1920 году в Лондоне первый международный скаутский слет, названный индейским словом “джембори”, в котором приняли участие представители 32 стран. В последний день джембори, 6 августа 1920 года, Баден-Пауэлл был избран Главой скаутского движения всего мира - “Chief Scout of the World”. После международного скаутского джембори было создано в Лондоне Интернациональное бойскаутское бюро.

30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей, которую возглавил Старший русский скаут О.И. Пантюхов, была принята в члены этого бюро.
По правилам бюро каждое государство могло быть представлено только одной организацией. Если было несколько скаутских организаций, они должны были объединиться в федерацию.
Вторым условием членства было отделение мальчиков от девочек. Смешанные отряды из мальчиков и девочек были запрещены международными скаутскими правилами.

Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).
Баден-Пауэлл написал много книг о работе со скаутами. После своей самой известной книги “Scouting for Boys”, предназначенной для руководителей мальчиков 12-16 лет, он издал в 1916 году “Wolf Cubs Handbook” (руководство для работы с волчатами - мальчиками 7-11 лет), а в 1922 году - “Rovering to Success” (странствование к успеху) о работе с юношами старше 17 лет, которые в скаутской организации получили название “Rovers”. Это только три основных пособия Баден-Пауэлла по скаутизму, а всего их было значительно больше.
Последнее Джамбори, в котором принял участие БП, было в 1937 году в Голандии.
В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.
Баден-Пауэлл похоронен на местном кладбище, а дорога на кладбище названа его именем. Скауты Кении установили на домике, где жил и скончался Баден-Пауэлл, мемориальную доску.
В 1938 году БП был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но решению этого вопроса помешала война.

Говорят, что на сегодняшний день БП самый читаемый в мире британский автор после Шекспира, а его “Скаутинг для мальчиков” в нынешнем столетии был продан по всему миру в количестве экземпляров, уступающем лишь Библии.
Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.

http://www.scouts.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1

Сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл первый Барон Баден Пауэлл из Гилвела, основатель скаутского движения. 1857-1941.

Руководитель Британской операции в Matabeleland (1896-97), капитан of Irregular Horse в Южной Африке, и лейтенант-полковник пятого гвардейского полка драгун (1897-99).

Encarta® 98 Desk Encyclopedia © & 1996-97 Microsoft Corporation. Everyday Life, 1908, Everyday Life, 1910
The People"s Chronology

Основатель скаутинга Роберт Стивенсон Смит Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. Он не помнил своего отца, так как тот умер, когда Роберту было всего три года. Овдовевшей Генриетте Грейс, дочери адмирала У. Смита, пришлось одной воспитывать семерых детей, из которых старшему было 14 лет. В память о муже она изменила фамилию семьи на Баден-Пауэлл (отсюда сокращенная форма его фамилии – БП, так неформально его называют скауты). Она была строгой и требовательной матерью. Дети должны были не только с малых лет обслуживать себя, но и имели определенные обязанности по дому.

В 1870 году Роберт поступил в лондонскую школу - “Charterhouse School” (Чартерхаус). Он был хорошим футбольным вратарем, но не особенно хорошим учеником. Одноклассники любили его за веселый характер и за исключительную способность копировать учителей. Во время каникул Роберт и четверо братьев уходили на все лето странствовать по Англии.

БП в учебе звезд с неба не хватал, что и стало причиной неудачи при поступлении в Оксфордский университет. Пришлось думать о других возможных перспективах, например, об армии. Принятый тогда в Англии способ пополнения офицерского состава армии предусматривал серию экзаменов и испытаний для претендентов. И здесь Стиви показал себя во всем блеске – из 718 кандидатов он стал пятым. И так в 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он стал капитаном.

Получая скромное жалование, Баден-Пауэлл стал зарабатывать дополнительно тем, что писал статьи для журналов, иллюстрируя их собственными рисунками.

После восьми лет службы в колониях Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где перешел на службу в военную разведку. В 1915 году он выпустил книгу воспоминаний “Мои шпионские авантюры”, в которой в увлекательной форме описал свои похождения и сам их проиллюстрировал.

Притворяясь стариком-коллекционером бабочек, Баден-Пауэлл осматривал австрийские укрепления на Балканах. Свои зарисовки он умело маскировал под изображения бабочек. Он побывал в Турции, Италии и других странах, включая и Россию.

Это было в 1886 году. В Красном Селе проходили маневры, во время которых должны были проводиться испытания новых прожекторов и нового военного аэростата. Роберту Баден-Пауэллу вместе с братом без особенного труда удалось проникнуть в запретную зону. В биографии Баден-Пауэлла, написанной Вильямом Хилькуртом, сказано: "Они приветствовали каждого, кого приветствовали все, и прошли мимо часовых, которые их ни о чем не спросили". Когда стража ушла на обед, братья смогли хорошо осмотреть гондолу аэростата, а потом остались в запретной зоне до вечера, чтобы наблюдать за испытаниями прожекторов. И прожектора, и аэростат показались им не такими интересными, как они ожидали.

В последний день маневров братья хотели посмотреть на “атаку” форта (Баден-Пауэлл называет его “Николин”). Один из братьев наблюдал за атакующими форт, а другой - за его защитниками.

На обратном пути, когда уже стемнело, братья были задержаны на дороге офицерами, сопровождающими царский экипаж. Они старались объяснить, что они англичане, которые шли на железнодорожную станцию и в темноте заблудились. Они просили задержавших их офицеров помочь им туда попасть, но вместо этого были доставлены в Петербург. Там они были посажены в одном из отелей под домашний арест, откуда потом бежали без особого труда.

О том, что Баден-Пауэлл был талантливым шпионом, свидетельствует другая книга, написанная им сразу после возвращения из Южной Африки в 1901 году. Она называется “В помощь разведчикам”. В ней давались общие советы по методам наблюдения, дедукции для улучшения качества подготовки солдатского состава. Кроме чисто военных советов здесь примечательны и другие требования к разведчику, сформулированные БП: он должен быть сильным, здоровым, деятельным, настоящий разведчик имеет хорошее зрение и слух, он хороший наездник и пловец, умеет исследовать и читать окружающие. Все эти требования позднее были предъявлены и к юным разведчикам (скаут в переводе с английского – разведчик). Эта книга была пособием по подготовке английских военных разведчиков, она вскоре получила всеобщее признание специалистов, была переведена на русский язык и выпущена в 1902 году петербургским издательством В. А. Березовского, комиссионера военных учебных заведений. За границей эта книга выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки. В предисловии к английскому изданию 1915 года Баден-Пауэлл писал: “Русские, которые раньше верили в “машинную теорию”, теперь тоже перешли к индивидуальному обучению, оно заключается в том, что в каждом солдате воспитывается разведчик”.

В 1887 году Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где негры оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принял участие в подавлении восстания зулусов, ашанти и матабелов. В своих воспоминаниях Баден-Пауэлл потом писал, что за его внезапные нападения негры прозвали его "Волком, который никогда не спит".

В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного стратегического и административного пункта и железнодорожного узла. Мафкинг находился на территории Капской колонии, недалеко от границы Бечуаналенда, протектората Британии.

Англо-бурская война началась 12 октября 1899 года; буры из Трансвааля окружили Мафкинг. Осада продолжалась семь месяцев (217 дней), до 17 мая 1900 года, пока фельдмаршал лорд Робертс, наступая на столицу Трансвааля Преторию, не выслал специальный отряд для освобождения Мафкинга.

Гарнизон состоял из 1250 человек, но Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных был сформирован отряд разведчиков, которым было поручено не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо осаждавших крепость буров.

В 1901 году полковник Р. Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1908 году - в генерал-лейтенанты.

После англо-бурской войны БП вернулся на родину в Англию после долгих лет отсутствия. Один из героев войны, он стал очень популярен. Со всех концов Британской империи ему шли письма от детей. Он много ездил по стране, выступая с лекциями, принимая парады кадетов и “бригад”, переписываясь с детьми и подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на разницу между английскими мальчиками в Африке и в Лондоне. Сюрпризом для БП было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах, “Бригаде мальчиков” (с 1902 года он стал вице-президентом этой “Бригады”) и церковных кружках. Однажды У. Смит обратился к нему с предложением переработать книгу “В помощь разведчикам” для детей и педагогов.

Летом 1906 г. БП получил по почте от канадского естествоиспытателя и писателя Эрнеста Сетон-Томсона книгу “Березовый свисток”. В обращении автора утверждалось, что болезни общества могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени. Книга вызвала живой интерес БП.

В 1906 – 1908 гг. БП тщательно изучил произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). Она была написана в форме бесед у костра.

Перед тем как ее издать, Баден-Пауэлл решил проверить свои теории на практике. Для этого он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними летом 1907 года 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии (графство Дорсет). Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьми дневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд. Пятый – рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (это БП взял из традиций рыцарско-монашеского ордена иоаннитов на острове Мальта, где он служил в 1890–1893 гг., а так же из легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники. В предпоследний день БП дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день – день игр, соревнований. Разумеется в этом лагере не было лекций. Всю информацию БП доводил до детей в занимательной, игровой форме. Сначала показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками.

Необходимость внешкольного воспитания подростков ощущалась давно, и в разных странах было сделано немало попыток создания детских организаций, но то, что предложил Баден-Пауэлл, оказалось наиболее подходящим.

БП постарался уместить в одной книге весь детский мир и дать ребенку совет, который вдруг да окажется когда-нибудь кстати. Вот почему весь теоретический и практический материал в книге располагался по темам – беседам: от “Законов скаутов”, “Выслеживания”, “Комфорта в лагере”, “Как стать сильным”, “Благородство рыцарей”, “Как поступать во время несчастных случаев” до “Трезвости”, “Как строить мосты” и т.д. Упор делается на воспитание личности гражданина посредством малых групп под руководством старших детей и управлением взрослых. БП возбуждал в детях энтузиазм. Никто прежде не советовал им насвистывать в трудные минуты и не быть снобом (9ый закон).

В первые годы в законах скаутов преобладал стиль долженствования, услужения, ответственности. К примеру, первый закон: “Чести скаута должно верить” имел разъяснение: “Если бы скаут опозорил свою честь, сказавши ложь или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен возвратить свой значок и никогда его не носить более. Он может быть также совершенно исключен из числа скаутов”. Закон два требовал от ребенка быть верным всем, в том числе родителям. В законе три – долг помогать другим и быть полезным, закон 7 требовал подчинения, закон 8 – предписывал насвистывать, получив приказание. В эту общую атмосферу не вписывались законы 4, 5, 6, в которых речь идет о вежливости, любви к животным, бережливости. Поэтому в 1911 году к девяти был добавлен десятый закон: “Скаут чист в мыслях, словах и на деле”. Он несколько корректировал стиль законов.

По всей стране стихийно стали возникать детские группы, взявшие за основу работы его книгу. БП стал получать массу писем, в которых дети и дети требовали разъяснений, комментариев и советов. И БП сдался. После консультаций со своими друзьями он учредил Бюро по переписке. С участием А. Пирсона начали выходить газеты “Скаут” (для детей) и “Хедкуотер Газетт” (для инструкторов). Первые отряды появились в Северном Лондоне, а за весну 1908 года вся Англия оказалась покрытой сетью стихийно возникших отрядов. Затем движение перекинулось на колонии. Уже через год король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. В 1909 году появились первые группы девочек-скаутов. Юридический статус Ассоциация скаутов Великобритании получила хартией короля 4 января 1912 года и с тех пор очередной монарх подтверждает его особым Актом.

В конце декабря 1910 года в Петербург прибыл генерал Баден-Пауэлл. О. И. Пантюхов и В. Г. Янчевецкий, основатель легиона “юных разведчиков” в Петербурге, узнали об этом из газет и поспешили познакомиться с автором книги “Юный разведчик”. Баден-Пауэлл пригласил своих новых знакомых посетить Англию и ознакомиться на месте с постановкой скаутской работы, а сам вскоре отбыл на аудиенцию к императору Николаю II, а затем в Москву, где в его честь местными “юными разведчиками” был устроен банкет. Познакомиться с разведческой работой в Петербурге и в Царском Селе у Баден-Пауэлла не нашлось времени.

В 1910 году Роберт Баден-Пауэлл вместе со своей сестрой Агнессой основали отдельную организацию для девочек - “герл-гайд”, и в том же году король Эдуард VII уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя целиком работе с бойскаутами. В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более 123 000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился почти по всем странам Европы.

После выхода в отставку БП начал очень много путешествовать по странам Европы. Во время эитх разъездов БП познакомился с Олав Соумз, миловидной, деятельной девушкой. Если генерал был обязан своим воспитанием матери, то его будущая жена, наоборот, любила спорт, походы, велосипед, природу благодаря своему отцу. В 1912 году они заключили брак и, несмотря на большую разницу в возрасте, жили счастливо. У них родилось две девочки и один мальчик. Первое время сестра БП Агнесс пыталась руководить движением девочек-скаутов, но постепенно Олав заменила ее у руля девичьей организации.

Вспыхнувшая вскоре Первая мировая война разделила скаутов на два враждующих лагеря. С одной стороны была Германия и Австро-Венгрия, с другой - Англия, Франция, Россия и их союзники. Скауты по обе линии фронта честно исполняли свой долг.

После войны Баден-Пауэлл с еще большей энергией взялся за дело сближения молодежи всех стран и примирения воевавших народов. Для этого был устроен в 1920 году в Лондоне первый международный скаутский слет, названный индейским словом “джембори”, в котором приняли участие представители 32 стран. В последний день джембори, 6 августа 1920 года, Баден-Пауэлл был избран Главой скаутского движения всего мира – “Chief Scout of the World”. После международного скаутского джембори было создано в Лондоне Интернациональное бойскаутское бюро.

30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей, которую возглавил Старший русский скаут О.И. Пантюхов, была принята в члены этого бюро.

По правилам бюро каждое государство могло быть представлено только одной организацией. Если было несколько скаутских организаций, они должны были объединиться в федерацию.

Вторым условием членства было отделение мальчиков от девочек. Смешанные отряды из мальчиков и девочек были запрещены международными скаутскими правилами.

Баден-Пауэлл был человеком исключительной энергии. В 1922 году за скаутскую деятельность ему был пожалован титул баронета, а в 1929 году - титул “барон оф Гильвель” (Гильвель - Gilwell - это место, где Баден-Пауэлл организовал курсы для скаутских руководителей).

Баден-Пауэлл написал много книг о работе со скаутами. После своей самой известной книги “Scouting for Boys”, предназначенной для руководителей мальчиков 12-16 лет, он издал в 1916 году “Wolf Cubs Handbook” (руководство для работы с волчатами - мальчиками 7-11 лет), а в 1922 году – “Rovering to Success” (странствование к успеху) о работе с юношами старше 17 лет, которые в скаутской организации получили название “Rovers”. Это только три основных пособия Баден-Пауэлла по скаутизму, а всего их было значительно больше.

Последнее Джамбори, в котором принял участие БП, было в 1937 году в Голандии.

В 1937 году, когда здоровье Баден-Пауэлла пошатнулось, и врачи предписали ему полный покой, он переселился с женой в Кению (Африка). Там он прожил с октября 1938 года до своей смерти, наступившей 8 января 1941 года, за полтора месяца до его 84-го дня рождения.

Баден-Пауэлл похоронен на местном кладбище, а дорога на кладбище названа его именем. Скауты Кении установили на домике, где жил и скончался Баден-Пауэлл, мемориальную доску.

В 1938 году БП был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но решению этого вопроса помешала война.

Говорят, что на сегодняшний день БП самый читаемый в мире британский автор после Шекспира, а его “Скаутинг для мальчиков” в нынешнем столетии был продан по всему миру в количестве экземпляров, уступающем лишь Библии.

Д. Харгрейв как-то заметил, что в натуре БП всегда прятался Гекльберри Финн, что в нем было то, что можно было бы назвать “Бой-полтергейством”. За ним в скаутинг устремились многие и многие дети из рационализированного и мертво-скучного мира.

ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ СТАРШЕГО СКАУТА МИРА

Дорогие скауты!

Если вы видели игру-представление “Питер Пен”, то вы помните, как предводитель пиратов всегда говорил свою предсмертную речь, боясь, что когда пройдет время умирать, то у него не будет возможности сказать все то, что у него на душе. Это то же самое со мной, хотя я и не умираю в настоящий момент, но все же я хочу послать вам прощальное слово.

Помните, это последний раз, что вы услышите от меня, так призадумайтесь над этим.

Я имел наиболее счастливую жизнь, и я желаю каждому из Вас, тоже иметь счастливую жизнь.

Я верю, что Бог поселил нас в этот радостный мир быть счастливыми и наслаждаться жизнью.

Счастье не приходит от богатства и не оттого, что вы имеете большой успех в вашей карьере, или от того, вы высокого мнения о себе. Один шаг к счастью это сделать себя здоровым и сильным, пока вы еще молоды, так что вы сможете быть полезным и в жизни, и сможете наслаждаться жизнью, когда вы будите уже взрослым человеком.

Изучая природу, вы увидите какую красоту и изумительные вещи создал Бог для нас, чтобы мы могли любоваться и наслаждаться. Будьте счастливы тем, что вы имеете и сделайте из этого самое лучшее. Ищите во всем светлую сторону, вместо мрачной – печальной.

Но, чтобы иметь настоящее счастье, надо также давать счастье другим людям. Старайтесь оставить этот мир немного лучше, чем вы его нашли и когда придет ваше время умирать, вы можете умереть со счастливым чувством, что вы не потеряли напрасно время, но сделали самое лучшее, что смогли. “Будьте Готовы” в этом направлении, жить счастливо и умереть счастливо – всегда стойко держитесь Вашего Скаутского Торжественного Обещания – даже после того, как вы перестанет уже быть мальчиком – и Бог поможет Вам в этом.

Ваш друг,
Баден – Пауэлл оф Гивель.

Литература
1. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 г.
2. Полчанинов Р.В. Конспекты КНЕ. Сан – Франциско, 1997 г.
3. II разряд ОРЮР. Издательство РГК ОРЮР, 2000 г.
4. Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей “История скаутского движения” Глава 2ая. Из архива скм. О.Е. Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 г.

Составитель шин. Аленин Роман

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии
  • 6140 просмотров