Обряды и ритуалы – большая разница. Что такое обряды

Ритуалы, обряды, церемонии — все это действия различного магического, мистического или ритуального характера.

РИТУАЛ – переводится с латинского как «торжественная церемония». Включает в себя определенный набор действий и совершается магом или другим лицом с целью достижения какой-либо магической (или не совсем магической) задачи. Может выполняется одним конкретным человеком. Ритуал включает в себя привычный, отработанный набор действий. Например, ритуал рукопожатия. В нашей жизни достаточно много ритуалов. Иногда они складываются в стереотип. Есть ритуалы, которые вы вырабатываете сами. Есть ритуалы, которым вас учат. Познакомьтесь с .

ОБРЯД – являет собой совокупность определенных действий, совершаемых с какой-либо магической или религиозной целью. Само слово «обряд» происходит из старославянского языка и означает «оба рядом», т.е. имеет несколько исполнителей, в то время, как ритуал может исполняться и в одиночестве. Обряд — действо более сложное, чем ритуал. Обряд может включать в себя один или несколько ритуалов (и не в коем случае не наоборот — ритуал в себя обряды не включает!). Например, ритуал жертвоприношения является частью обряда вызова духов.

ОБЫЧАЙ – он же «традиция». То или иное правило поведения человека или народа, сложившееся в результате его длительного повторения. В разных культурах свои обычаи, весьма сильно отличающиеся друг от друга. Например, у славян был такой обычай: на Ивана Купалу девушки плели венки и пускали по реке, если какой-то парень поймает венок – обычай велит им жениться.

ЦЕРЕМОНИЯ – от лат. «почтение». Торжественное совершение чего-либо по установленным правилам. Церемония делится на две категории: веселая и печальная. К веселой относятся свадебная церемония, церемония награждения, чайная церемония и т.д. К печальной можно отнести церемонию прощания, погребальную церемонию и другие.

ИНИЦИАЦИЯ – в переводе с латинского означает «посвящать в таинство». Совершается при достижении определенного возраста и представляет собой вступление молодых членов сообщества (племени) в полноправную деятельность своей социальной группы. Таким образом, «новобранцу» открываются тайные знания племени, и дается право самостоятельно применять их на практике. Но, пройти обряд инициации не так-то просто – часто подобные действия сопровождаются тяжелейшими физическими испытаниями, а период инициации может затянуться на несколько лет.

ДЕЙСТВО – так в старину на Руси было принято называть церковные служения (чаще рождественского цикла), а так же крестные ходы и прочие священнодействия.

ТАИНСТВО – церковный обряд, совокупность священных действий, благодаря которым на человека, участвующего в таинстве снисходит Благодать Духа Святого. В православной церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие, покаяние, священство, бракосочетание (венчание) и елеосвящение.

СВЯЩЕНОДЕЙСТВИЕ – церковный обряд, богослужение. Аналогия к слову «действо».

КАМЛАНИЕ – шаманский ритуал, во время проведения которого шаман впадает в измененное состояние сознания, общается с духами и получает от них необходимую информацию. Обряд камлания проводится так же над больными людьми с целью избавления от недуга, с целью гаданий или исполнения желаний. Даже обычные зрители и любопытные туристы, присутствующие при проведении обряда, могут погрузиться в медитацию, избавиться от какой-либо хвори, очистить ауру или просто загадать желание – считается, что если оно было загадано во время обряда камлания, то непременно будет услышано высшими силами.

МЕССА – от лат «миссия, послание». Литургическая служба католической церкви. Включает в себя несколько церковных обрядов: начальные обряды, Литургия Слова, Евхаристия, заключительные обряды. Считается, что во время мессы Бог говорит устами священника и незримо присутствует в хлебе и вине (что есть Тело и Кровь Христовы).
Существует так же понятие «черной мессы» — сатанинский обряд, пародия на церковную мессу. Отличается она тем, что никогда не выполняется в полном объеме (всегда частично) и в обратном порядке, как — бы высмеивая обряд Евхаристии. Проводится в угоду сатане и часто включает в себя элементы сексуальной магии.

Обычаи, традиции и обряды

В отличие от манер и этикета, обычаи при­сущи широким массам людей. Обычай традиционно устано­вив­шийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи одобренные общес­твом массовые образцы дей­ствий, которые реко­мен­ду­ет­ся выполнять. К нару­шителям применяются нефор­маль­ные санкции нео­добрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать пер­вого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса, обычай «печатать могилу» и др.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколе­ния к другому, они превращаются в традиции . Традиция все то, что унаследовано от предшествен­ников. Пер­воначально это слово обозначало "предание". В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем нацио­нального или корабельного флага. Одни традиции вы­полняются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд . Он характеризует не избирательные, а массовые дей­ствия.

Обряд совокупность действий, установ­лен­ных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то ре­лигиозные представления или бытовые традиции. Обря­­ды не ограничиваются одной социальной группой, а от­носятся ко всем слоям населения.

ОБРЯД - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.

Обряды со­­провож­­дают важные моменты человеческой жизни, связан­ные с рождением (кре­ще­ние, наречение име­нем), свадьбой (сватов­ство, вы­куп невесты, по­молвка), всту­пле­нием в но­­вую сфе­ру деятельности (воин­ская присяга, посвя­ще­ние в пио­не­­ры, в сту­ден­ты, в рабочие) или пе­реходом в другой возраст (ини­ци­ация), смертью (по­гре­бе­ние, отпевание, помин­ки).

В средневековой Англии существовал такой обычай. Когда подмастерья, занятого неквалифицированной и грязной работой, переводили в мастера-печатники, которые были заняты чистой высококвалифицированной работой, товарищи напоследок устраивали мойку-наоборот. Юношу опускали в чан с отходами. Это могла быть запасенная заранее простокваша, куда в течение нескольких дней плевались, мочились и делали все, что приходило на ум коллеги по работе. Через обряд посвящения , т.е. обряд перехода из одной работы в другую, проходили буквально все. Он сохранился в Англии вплоть до недавних дней. но уже в чисто символической форме.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство - дележ лепешки между названными братьями, свадебный об­ряд - ритуал разделения хлеба между мужем и женой. "Хлеб-соль" - это приветствие является символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде причастия верующие "вкушают плоть" бо­га в виде хлеба.

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия прони­зывают все области человеческой культуры.

Церемония последовательность действий, имею­щих символическое значение и посвященных отме­чанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий подчеркнуть особую ценность от­мечаемых событий для общества или группы. Ко­ронова­ние яркий пример важной для общества цере­монии.

Ритуал сильно стилизованный и тщательно рас­пла­нированный набор жестов и слов, исполняемых ли­ца­ми, особо избранными и подготовленными для этого. Риту­ал наделен символическим значением. Он призван дра­матизировать данное событие, вызвать у зрителей бла­го­говейный трепет. Принесение человека в жертву язы­ческому богу яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды “Взлет разрешен”. Элементы ритуала прощания: посидеть “на дорожку”, обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал “огненных танцев” (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в 1 веке до н.э.). Ходить по огню и даже плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К.Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три фун­кции - а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от дру­гих групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. При­мер ритуала - соблюдение манер хорошего поведения, этикет де­ловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление агрессии тем опаснее, чем люди лучше знакомы друг с дру­гом члены данной группы, чем больше они понимают и любят друг друга. Нередко на мельчайшие жесты своего лучшего друга, стоит тому кашлянуть или высморкаться, мы отвечаем такой реакцией, как если бы нам дал пощечину пьяный ху­лиган.

Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа ковыряния, почесывания, чи­хания, плевков и т.п., в ней осталось очень мало. Их называются некультурными действиями.

Жест­кость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лич­но. Ведь соблюдение ритуалов и культурных образцов требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а настоятельный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует сферу нашей морали, нашу нравственность.

Нравы и запреты

Нравы особо оберегаемые, высоко чтимые обще­ством массовые образцы действий. Нравы отражают мо­ральные ценности общества, их нарушение наказыва­ется более су­рово, нежели на­ру­ше­ние тра­диций. От это­го слова про­исходит "нравствен­ность" этические нор­мы, духовные принципы, которые определяют важ­ней­шие стороны жизни общества. Латинское слово moralis означает "нравственный". Нравы обычаи, име­ющие мо­ральное значение. Под эту категорию попадают те фор­мы поведения людей, которые бытуют в данном об­ществе и могут быть подвергнуты нравственной оцен­ке. В Древнем Риме это понятие означало "самые ува­жаемые и освященные обычаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнажен­ным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, изде­ваться над инвалидами и т.п.



Особой формой нравов является особые запреты, которые называют табу. Это полинезийское слово обозначает систему запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нарушение которых в первобытном обществе каралось сверхъестественными силами.

Табу абсо­лютный запрет, накладывае­мый на какое-либо действие, слово, пред­мет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с при­косновением к трупу. Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накла­дывается на кровосме­ше­ние, каннибализм, оск­вернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В самом слове «обряд», если вслушаться в его звучание, можно услышать «обожествлённый ряд» или «божественный ряд». Обожествлённый или божественный - это значит установленный или данный Свыше. Ряд - это определённая последовательность, порядок действий.

Таким образом, обряд - это установленный Свыше порядок действий для достижения какой-то цели в религиозном служении. Раз этот порядок установлен Свыше, то следовательно каждое действие, каждое движение в обряде должно иметь свой смысл и свою цель. Каждое действие и каждый предмет, слово, звучание, одежды, жесты, любое движение в обряде - это символ, в который вложен глубокий духовный смысл и определённая цель.

Ритуал - тот же обряд, но отличающийся некой особой церемонией с использованием особых предметов, более строго регламентированный, с более строгой последовательностью, набором предметов.

Чтобы лучше понять, что такое обряд, можно рассмотреть разные соотношения. Соотношения религии, культа, таинств и обрядов. Так мы проще поймём место обряда в многообразии религиозных явлений.

РЕЛИГИЯ, КУЛЬТ И ОБРЯД

Религия - это восстановление и упрочение связи с Богом, то есть с Иерархией Света. Для достижения этой цели используются разные методы. Потому религия - это совокупность всего. Это и высшая цель религии, и священные книги, и существование священства, Откровения, Изображения Великих Обликов и святых, и исторические сведения, места, реликвии. Религия - это всё.

Культ - это почитание, почитание Божественного. Это действие по почитанию Света. Культ - это почитание всего Высшего, почитание Бога, святых, символов, всего, что в религии зовётся священным. Культ - это основа основ религии. Ведь устремление к Богу невозможно без почитания Бога.

Обряд - это некий порядок действий, призванный улучшить, гармонизировать, приблизить к достижению высокой цели в религии. Обряд помогает усилить почитание Божественного. Но и почитание помогает проводить обряды более качественно. Как и за счёт чего это происходит, мы рассмотрим ниже.

ТАИНСТВО И ОБРЯД

Таинство - это принятие человеком Благодати. Благодать - это огненный Божественный Поток, нисходящий к человеку из Высшего Мира. По сути, таинство - это приближение к Иерархии, стяжание Потока Иерархии Света. Это принятие Луча Иерархии, постоянное принятие или кратковременное.

Именно это в древних религиях, в мистериях называлось Посвящением.

Почему название такое - таинство? Конечно, для человека Высший Мир сам по себе есть тайна. Но и безотносительно человека на Земле, Высший Мир всё равно есть Тайна, потому что он уже соприкасается с самой Беспредельностью. Высший Мир - это уже путь в Беспредельность. А Беспредельность - это Великая Вечная Тайна, которая всегда существовала и всегда будет существовать. Высший Мир насыщен Тайной, потому принятие человеком энергии Высшего Мира, то есть соприкосновение с Высшим Миром, называется таинством.

Когда в религиозной системе начинает преобладать скорее формальный подход, нежели живой и действенный, то и таинством начинают называться некие формальные действия, обязательные к прохождению для каких-то групп людей - крещение, помазание…

Обряд, как порядок внешних вспомогательных действий, может сопровождать таинство. Ведь если таинство проводится для кого-то, то есть присутствуют свидетели, соучаствующие, то для них проводится и обряд. То есть, стяжание Божественного Потока обставляется некими внешними действиями, которые помогают присутствующим соответственно настроиться. Так, таинство может быть целью определённого обряда. Но не обязательно. Таинство может обходиться без всяких внешних действий, особенно если никто не наблюдает за этим огненным действом. Так же и обряд может иметь и другие цели, а не только лишь получение таинства.

«Святая Тереза, святой Франциск, святой Жан-де-ла-Круа в экстазе поднимались к потолку келий… Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался. В великом огне прозревались незримые истины. Возвышенное сознание озарялось пламенными языками. Во время молитвы святого Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась святая Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав, - не пожар ли» («Держава Света», сб. О Вечном).

Н. К. Рерих здесь пишет: «От пламенеющей чаши Сергий приобщался». В житии Сергия Радонежского также описывается видение сошествия небесного огня в чашу при совершении Сергием таинства евхаристии (причастия).

Что такое эта Чаша пламенеющая, от которой Сергий приобщался и в которую сходил небесный огонь? Чаша пламенеющая - это Чаша духа, это огонь духа. Именно только духом, то есть сердцем, может принять человек огонь из Высшего Мира, то есть Благодать.

Но, так как Сергий стяжал Благодать в присутствии всей монастырской братии, а значит, проводилось и внешнее служение, то есть обряды, то чаша могла быть и конкретным предметом, ритуальной чашей, которая использовалась во время обряда как символ сосуда, в котором накапливается огонь духа, как напоминание присутствующим, что нужно возжечь огонь духа.

Николай Константинович рассказывает о таинствах не только в связи с христианской религией, но и в связи с другими религиями. Например, в статье «Ламы Шамбалы» он пишет о том, что Далай-Лама Великий перед тем, как покинуть Лхасу навсегда, имел тайное причастие в монастыре Морулинг.

Также Рерих пишет о таинстве Чаши Будды. Если всегда знать и помнить, что Чаша - это огонь духа (огонь сердца), то тогда нижеприведённый отрывок становится понятен.
«Лалита Вистара, рассказывая о таинстве чаши Будды, приписывает Благословенному следующие значительные обращения к царям принести чаши: "Поклонись чашею Будде, и ты будешь в чаше, как в сосуде познания". "Предложив чашу нам подобному, не будешь оставлен ни памятью, ни суждением". "Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью". Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения - скоро снова должна быть найдена» («Шамбала», сб. Сердце Азии).

Разные религии, но суть таинств едина. И это понятно, ведь всё из Единого Источника, потому и в таинствах нет различия. Различия есть во внешней форме, в позднейших, то есть уже искажённых, пояснениях, богословских разъяснениях, в догматах, но в сути своей таинство - это всегда приобщение к огненному потоку Иерархии.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ОБРЯДОВ

Если обряд - это порядок действий, данный свыше, то ничего бессмысленного в обряде не должно быть. Всё должно быть осмыслено. Каждое движение несёт смысл. Конечно, сегодня знание о смысле и цели каждого движения, предмета, слова, используемых в обряде, зачастую уже утеряно. Но, тем не менее, изначально смысл всегда был.

Приведём пример. Почему при отправлении некоторых обрядов в разных религиях часто полагалось священнику закрывать голову тканью? В чём мог быть изначальный смысл этого действия?

Находим ответ у Н.К.Рериха: "Говорят о замечательном монастыре Мо-ру, об особой учёности лам монастыря. На три летних месяца ламы уходят для сосредоточения на запад. При "слушании" ламы часто закрывают голову тканью. Это напоминает "библейские" обряды. Напоминает свидетельство Дамиса - ученика Аполлония Тианского, как Аполлоний, когда слушал "тихий голос", всегда обёртывался весь с головою в длинный шарф из шерстяной ткани. Этот шарф сохранялся лишь для этого употребления. Совсем из других времен доходят те же подробности. Современники удивлялись, как иногда Сен-Жермен странно "закутывался". Вспомним и тёплый платок Блаватской. Ламы очень наблюдают известное состояние температуры, что подсказывает научное отношение к разным явлениям" («Цейлон - Гималаи (1923-1924)», Алтай - Гималаи).

Возьмём ещё один пример. Откуда появился обычай приносить на похороны и потом на могилы живые цветы? Оказывается, в Атлантиде существовал следующий обряд. Тело умершего обильно обливали эвкалиптовым маслом, быстро покрывали священным платом и засыпали множеством живых цветов. Три дня и три ночи вокруг умершего плотным кругом горел огонь. Когда же астрал покидал плотное тело, то оно сразу сжигалось. Конечно, тогда умели увидеть или как-то иначе понять, что астрал покинул плотную оболочку. Огонь, аромат живых цветов и эвкалиптового масла отгоняли низших сущностей из Тонкого Мира, которые сразу притягиваются туда, где начинается какое-то разложение. Чистота от них важна при переходе в тонкие сферы. Этот обряд и священный покров назывался «Тихий Плат».

ФОРМАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Насколько быстро затемняется и искажается религиозная система, настолько же быстро вырождаются и её обряды и ритуалы. Иногда до совершенной неузнаваемости.

Когда обряд утрачивает своё внутреннее глубокое содержание, когда забываются знания, являющиеся самой сутью этого обряда, тогда обряд уже не может помогать человеку идти к той цели, ради которой он и был создан. Но если внешняя форма этого обряда продолжает исполняться служителями и последователями данной религиозной системы, тогда обряд этот становится просто формальностью. Он теряет духовный смысл, а следовательно, и всякое значение, потому что никакие механические манипуляции не могут дать духовного перерождения или даже просто хоть какого-то изменения в человеке.

Возьмём для примера обряд крещения. Известно, что в первые века христианства, когда сама христианская религия была ещё относительно чиста, крещение совершалось над взрослым человеком. Оно символизировало отречение человека от старой несознательной жизни и приобщение к новой жизни, к духовному пути.

Потом обряд этот стал проводиться над бессознательными младенцами, которым было ещё далеко до подобного решения. Потом обряд этот стал обязательным для всех. Неисполнение его преследовалось на государственном уровне. То есть в большинстве случаев это стало простой формальностью. Конечно, всегда были отдельные люди, которые искали и сохраняли во всех своих действиях духовный смысл.

Н. К. Рерих часто рассказывал о множестве бессмысленных обрядов, существующих у человечества. Например, о ритуале похоронной процессии, который так тщательно разрабатывается «точно этот предмет заслуживает малейшего внимания» («Похвала врагам», Листы дневника, т.1).

Выродившийся обряд может стать не просто бессмысленным, но даже и вредным. Например, древние обряды иногда содержали в себе магические приёмы, заклинания. В древности священнослужители умели этим пользоваться для благих целей. Воспроизводимые же сегодня обрывки этих обрядов, знания о которых давно утеряны, могут принести неожиданный немалый вред.

В одной из своих статей Н. К. Рерих рассказывает о таком безобразном ритуале, что даже не хватает воображения предположить, какого рода древний обряд мог выродиться до такого вида:
"Около Лхасы существует огромная каменная площадка, где разделываются трупы, - их бросают в жертву птицам, собакам и свиньям. Существует обычай кататься нагими по этим останкам трупов для сохранения своего здоровья. Никто не может объяснить, откуда пришло такое странное поверье. Но бурят Цибиков в своей книге о паломничестве в Тибет уверяет своих читателей, что Его Святейшество Далай-Лама выполнял этот абсурдный ритуал, имитируя определённых животных. Я цитирую Цибикова, потому что не могу взять на свою ответственность обвинить Далай-Ламу в такой небуддийской акции! Какое отношение это имеет к буддизму?" ("Буддизм в Тибете", сб. Шамбала сияющая) .

ТЁМНЫЕ ОБРЯДЫ

Надо знать, что существуют и тёмные обряды и ритуалы. Николай Константинович рассказывал о чёрной вере Бонпо, которая очень распространена в Тибете. Бонпо не признают Будду, а буддистов считают своими врагами. «Далай-лама считается лишь светским правителем. Обряды совершаются противоположно буддизму. Свастика изображается в обратном направлении. Хождение в храме совершается против солнца. Вместо Будды изобретён свой особый покровитель, биография которого странно совпадает во многих частях с жизнеописанием Будды. Имеются свои священные книги» («Сердце Азии», сб. Сердце Азии).

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ ОБРЯДНОСТЬЮ

Обрядность истинная, чистая возвышает дух и помогает сознанию развиваться. Но если из обрядности ушла духовность, и эта механическая обрядность сильна и насаждается в народе, то тогда эта обрядность будет закрепощать сознание и тормозить развитие.

Приведём пример. Известно, что Тибет стал сильно развиваться, когда воспринял мощные культурные вливания из Индии и Китая. «Но где же собственная культура Тибета?» - спрашивает Николай Константинович. Почему же Тибет удовлетворился лишь заимствованиями у других народов? Что виновато в этом? В одной из статей читаем ответ: «И религиозная обрядность, и робость собственного воображения удержали Тибет в границах чужого понимания» («Искусство Тибета», сб. Шамбала сияющая). Вот результат закрепощения целого народа механической мёртвой обрядностью, которая не даёт развиваться сознанию.

Сколько раз великие подвижники «счищали пыль условности с заветов Будды». Но «их труды снова прикрывались затхлым слоем механических ритуалов» («Ладак (1925)», Алтай - Гималаи)

ОБРЯДНОСТЬ И УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

Николай Константинович приводит интересный пример, как у одной и той же народности при изменении уровня сознания, изменяются и обряды. Он пишет об алтайцах. О том, как в одной местности на Алтае распространены "заклинатели снега и змей", сильно развит шаманизм, практикуются жертвоприношения. «Но к югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры. Женщина - молодая алтайка - почуяла новые шаги мира и хранит первый строгий устав» («АЛТАЙ (1926)», Алтай - Гималаи).

Можно отметить, что тип обрядности указывает и на уровень развития сознания народа.

СВЯЩЕННИКИ

В отправлении обрядов и ритуалов большое значение имеет личность того, кто проводит данный обряд или ритуал, тем более таинство.

Хотя официальное мнение института церкви состоит в том, что сила таинства, сила обряда настолько мощна, что не имеет значения личность священника, его нравственный уровень.

Вот отрывок из книги «Церковь и мир на пороге апокалипсиса» Архимандрита Рафаила, где он объясняет, почему любой, даже безнравственный священник, может принять Божественный огненный Поток Благодати. Он пишет о том, что есть два вида иерархии - духовная и церковная. Нас в данном вопросе интересует церковная иерархия, читаем:
«…церковная иерархия, где благодать даётся как право и власть совершать таинства и обряды. Эта благодать принадлежит не человеку, а его сану, она даётся ему как бы взаймы для исполнения им своей миссии. Со смертью эта благодать не дает душе никаких привилегий и преимуществ, она покидает её - так воин слагает своё оружие, возвращаясь домой. Но в служении священника действует именно она, поэтому само священство и иерархическая система в Церкви является средством к освящению и спасению самого себя и других людей. Иерархия - это каналы, через которые благодать Божия изливается в мир. … Возьмем пример священника, не поднимающегося по своему нравственному уровню над паствой, а иногда стоящего и ниже ее. Что происходит во время служения такого священника или епископа? Благодать действует через него, но против него. Она просвещает народ, но опаляет душу недостойного».

Такое объяснение церкви очень удобно для церковнослужителей тем, что снимает с них всякую ответственность за свой нравственный уровень и за действенность совершаемых ими обрядов. Это объяснение даже может показаться вполне логичным, но только для людей, которые не прикасались к изучению Космических Законов. Благодать - это Божественный Огненный Поток. Это высочайшая и тончайшая энергия. Чтобы человек мог принять и передать Благодать, он должен быть в соответствии с этой высокой энергией, в гармонии с Высшим. Он должен подготовить все свои оболочки, очистить их и повысить их вибрации. Тончайшее может быть принято лишь тончайшим.

В Новом Завете читаем: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».

Издревле символ ВИНА означал дух или высшую божественную энергию, а символ МЕХОВ, соответственно, вместилище духа, сосуд, в который вливается дух, то есть земную личность. То есть, если огненный поток, Благодать, вольётся в негодное вместилище, в человека с загрязнёнными грубыми оболочками и энергиями, то «вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут». Хотя церковь иначе объясняет эту цитату.

Мы взяли для примера христианскую религию, но на самом деле так обстоит дело во всех религиозных системах, то есть обряды, ритуалы, таинства зачастую отправляются людьми, которые по своему нравственному уровню не годятся для такого священнодейства.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДНОСТИ

Зачем человечеству вообще нужна обрядность? В чём значение обрядности?

Если религия - это восстановление и упрочение связи с Богом, то есть с Иерархией Света, с Высшим Миром, то ритуалы и обряды призваны помогать человеку в этом.

Как они помогают?

Обряды помогают создать необходимую атмосферу, необходимый настрой, торжественность, чтобы дух мог легче воспрянуть и вознестись. Некоторые обряды могут вызывать высокие вибрации и очищать чувства и мысли. Обряды могут содержать особый ритм, который гармонизирует человека. А всё это тоже способствует приближению к духовным достижениям. Обряд помогает улучшить возможность для соединения с Высшим. Обряд помогает человеку сфокусировать сознание, определить цель, упорядочить действия, которые могут привести к более качественным достижениям. Обряд помогает избавиться от чего-то мешающего, например, от ненужных мыслей. Обрядовая сторона религии - это также и череда видимых форм, которые помогают сохранить память о тонких ощущениях, о вознесении духа. Человек, живущий в плотном мире, нуждается в таких напоминаниях. Можно дополнять этот список и дальше.

Вот что пишет Николай Константинович о значении обрядности в человеческой жизни.

«Вспомните мою картину священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамёна, великолепно расцвеченные, мощные трубы сливаются с величественными хорами. С утра и до вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в необычном. Дельфийские Мистерии, священные обряды Египта уже так далеки от нас, что делаются принадлежностью хроники и исторической книги. Но когда вы оказываетесь свидетелем мощных проявлений Красоты в современной жизни, вы чувствуете, как многое еще может быть достигнуто. Ещё раз вы понимаете, почему мудрые люди придавали такое значение живописности и музыкальности всех общественных обрядов. Поистине, обязанность наша вводить Прекрасное во всём и всюду; если это трудно иногда, но всё же возможно. Убедимся, что во все времена и во всех странах были те же трудности, но и те же возможности. Каждая трудность есть и возможность. Осознать эти благословенные трудности будет значить уже понять, как улучшить жизнь. И разве не наша первейшая обязанность заслуженно оценить мощь мысли?» («Прекрасное», сб. Держава Света).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Много мы сказали о пользе обрядов в религии, но много и о вреде. Так может всё-таки оставить их в прошлом, не брать в будущее? Вот что говорит об этом, об обрядах и о самой религии, Николай Константинович:
«Люди не религиозные при мысли о смерти поспешают с совершением обрядов, когда же по их мнению опасность миновала, то они первые, может быть, расскажут кощунственный анекдот. В недавнем выпуске журнала "Двадцатый век" профессор А.Р.Вадья среди очень интересных суждений об идеях и реальностях двадцатого века говорит: "Мир теряет чувства религиозных ценностей. В своем восстании против окаменелых верований и бессмысленных обрядов он впадает в опасность выбросить ребёнка из ванны вместе с водою. В своей подозрительности против религий он делается слепым к смыслу и значению Религии". Так правильно рассуждает профессор, много начитанный и бережно относящийся к высшим ценностям. Действительно, по ходячей поговорке, уже много детей было вылито вместе с ванной водою. А ведь среди этих опрометчивых выливаний человечество выбрасывало также именно то, что могло бы так укреплять его в творчестве и мысленном и вещественном» («Жизнь Вечная», Листы дневника т.1).

В заключении ещё раз подчеркнём, что значение обрядов для соединения человека с Высшим, с Иерархией, велико. Но совершенно необходимо очищение обрядов и внесение духовного понимания обрядов и ритуалов. Люди должны ясно понимать, что без участия духа человеческого никакой обряд не имеет значения. Также обряды ни в коем случае не должны быть обязательными, а только сугубо добровольными. Если в обрядность внести духовное понимание, если уничтожить всякую насильственность, обязательность, формализм, невежественность, то тогда обрядность ещё явит людям свою полезность, силу и красоту в достижении целей истинной религии.

Жанна Каитова ( - аудиозапись лекции в Рериховском клубе )

  • Некоторые размышления об обрядности, обыденности и вере. Каитова Ж.Ю .

Между такими понятиями, как «Обряд», «Ритуал» и «Обычай» ошибочно принято ставить знак равенства. Но так ли это? Давайте разберёмся. Для начала стоит совершить краткий экскурс в прошлое с тем, чтобы разобраться, как жили наши предки, из чего складывался их быт, их представления о жизни, как и сама их жизнь.

Каких-нибудь лет двести назад, среднестатистический крестьянин, несмотря на существовавшее в ту пору крепостное право, на деле – подчеркнём это слово - веровал в святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вера его была подкреплена действиями: он ходил в церковь, каялся и молился, обращался к богу с просьбами и благодарил его. Ребёнок, не успев родиться, тут же должен был быть крещён, ибо по тогдашним (да и по теперешним канонам) считалось, что некрещеному младенцу в случае ранней смерти не попасть в рай божий.

Из года в год, как только зима начинала сдавать свои права, крестьяне начинали закликать весну, а каждую осень повторялось одно и то же – крестьяне поблагодарили землицу-матушку за урожай (кто-то благодарил богов и свой род, кто-то благодарил бога единого), начинали гулять свадьбы и готовиться к зиме. Но отличалась ли чем-то жизнь крестьянина от, положим, жизни человека, относящегося к иному сословию? Да, но не существенно. Ведь он точно также крестил своих детей, по выходным сам хаживал в церковь, и делал массу иных вещей, которые были приняты в его кругу.

В октябре семнадцатого всё изменилось. Религия была объявлена опиумом, церковная жизнь была, как бы задвинута за жизнь общественную, за жизнь светскую. Вместо церкви народ начал активно ходить на демонстрации, где чествовал своих новых кумиров.

Все вышеперечисленные действия в той или иной степени были, есть и будут в жизни каждого человека. Нет, это вовсе не означает, что Вы ходили, ходите и будете ходить в церковь или на демонстрацию, это означает, что в Вашей жизни так или иначе будет нечто, что повторяется из года в год, или нечто, что повторяется от случая к случаю именно в тот момент, когда у Вас возникает в чём-то потребность.

Как только потребность возникла, Вы предпринимаете те или иные повторяющиеся действия, которым придаёте символическое значение. Вы можете делать что-то, совершенно об этом не задумываясь, просто так когда-то делала Ваша бабушка или Ваша мама, которая до сих пор делает то же самое. Откуда Вам известно это, и что это означает, Вы понятия не имеете. Вы просто делаете, особо не задумываясь.

Прежде чем выйти замуж, Вы получаете благословение от родителей, вне зависимости от вероисповедания. Прежде чем умершего человека предадут земле или огню, его моют и одевают, как бы тем самым снаряжая в дальний путь. Новорожденного приносят в церковь, где служитель культа, осуществив ряд неких последовательных и устойчивых действий (например, вне зависимости от того, ребёнка какого пола ему принесли) совершает таинство крещения.

Таким образом, мы с Вами плавно подошли к определению термина обряд. Подытожим и актуализируем само определение. Обрядом принято считать некие последовательные (или повторяющиеся) действия, имеющие символическое значение.

У некоторых тут же может возникнуть вопрос: Что такое Обряд Инициации? Ответ прост и лежит на поверхности. Обряд Инициации – это набор неких последовательных символических и устойчивых действий, благодаря которым индивид считается приобщённым к той или иной группе, к тем или сакральным знаниям или тайнам, к тому или иному эгрегору.

С понятием Ритуал, как ни странно, всё гораздо проще. Ведь Ритуал – это несколько обрядов, объединённых между собой единой идеей (логикой или потребностью).

В воображении среднестатистического человека, при слове «ритуал» тут же рисуется картина некого торжественного акта, где роли всех участников и их действия строго регламентированы, строго последовательны и каждое из них имеет своё совершенно чёткое значение, хотя на первый взгляд, может показаться, что в данных действиях напрочь отсутствует всякая логика. Признаться честно, зачастую всё именно так и бывает. Но почему же так? Да ровным счётом потому, что виной тому является Обычай.

Наша «матрёшка» сложилась! Ведь Обычай – это комплекс Ритуалов, а Ритуал – это совокупность обрядов, Обряды же (повторимся) - это повторяющиеся устойчивые действия, имеющие сакральное значение, сакральную суть. Всё просто, понятно и логично.

Теперь, когда мы чётко понимаем и различаем между собой три вышеназванных понятия, давайте разберёмся, какие же обряды бывают.

Какие обряды бывают?

На самом деле можно выделить огромное количество обрядов, объединив их по тем или иным критериям. Мы сегодня хотим поговорить у двух из них, условно разделив их на:

  • Обряды на привлечение
  • Обряды на избавление.

Уже из самого названия следует, что в первом случае, целью обряда является приглашение и принятие в свою жизнь (либо в жизнь того, на кого обряд делается) чего-то или кого-то. Это что-то может быть как со знаком «плюс», так и нести в себе негативный заряд. Как правило, данные обряды совершаются на растущей Луне. Обязательным атрибутом выступает заговор (намерение, облачённое в словесную форму). Обряд, подкреплённый заговором и некими действиями или иными компонентами (например, призывом Первостихий: Ветра, Огня, Земли, Воды или же иными магическими предметами (ножами, травами, костями и т.д.)) – будет называться ритуалом.

Обряды на избавление чаще всего делаются на убывающей Луне. Логика та же самая. Ритуал может даровать человеку избавление от кого-то недуга, много лет мучавшего его, или избавление от одиночества. А можно и «даровать» что-то не очень хорошее, что вопреки воле человека, на которого делается обряд, войдёт в его бытийность.

Сегодня наша жизнь, как и жизнь наших предков полна обрядов, суть которых мы не всегда понимаем, да и порой вообще не догадываемся, что выполняя какие-то действия, мы совершаем обряд. У каждого обряды свои: у охотника, у строителя, у рыбака, у спортсмена, у учителя или студента, идущего сдавать экзамен, у человека, который засевает огород или ухаживает за скотиной. Да, возможно в городе обрядов меньше, чем у жителя деревни, но они всё равное существуют.

Конечно, любые обряды, в широком смысле, можно разделить на религиозные и на нерелигиозные. И здесь каждый из нас может вспомнить о том, что каждый год накануне Пасхи, в христианских, например, семьях принято красить яйца. Почему? Зачем? Мало кто знает ответ на данный вопрос. Просто потому, что так всегда в семье было принято. А ведь это тоже типичный пример обряда. Или, например, Колядки – тоже пример обряда, когда молодые парни и девушки ходят по домам, поздравляя хозяев с праздником, а взамен получают угощения. Данный обмен нацелен на получение всяческих благостей в новом году.

Даже светская свадьба, казалось бы, ничего общего не имеющая с какими-то там мифологическими обрядами, всё же включается в себя оные. Обмениваясь кольцами, новобрачные тем самым символически показывают незыблемость и бесконечность семейных уз, а также крепость любви. Таким образом, обмен кольцами - это тоже обряд.

Многие спрашивают: что такое воинский ритуал? А ведь это так просто! Принятие присяги – это типичный пример воинского ритуала, передача поста новому наряду и т.д. Это всё воинские ритуалы, складывающиеся, в некотором смысле, из обрядов.

Как правило, обряду и ритуалу всегда есть место в жизни человека, когда речь заходит о чём-то действительно важном, о чём-то по-настоящему значащем.

Симоронские ритуалы – что это такое?

В последнее время начал складываться новый вид ритуалов. Имя ему – симоронский ритуал. Кто-то уже знаком с данным видом ритуалов, которые, по сути, «создаются (придумываются) на коленке», т.е. возникают довольно спонтанно. На первый взгляд вообще может показаться, что симоронские ритуалы хаотичны, но это не так. Основная цель любого симоронского ритуала заключается в решении какого-то запроса. Например, человеку нужно привлечь в свою жизнь что-то важное (новую работу, новые прекрасные отношения) и он, либо сам, либо в группе единомышленников придумывает некий ритуал, который в массе своей берёт из головы, чётко настраивая себя на то, что после выполнения данного ритуала, названного симоронским, он получит желаемого. Как ни странно, но в массе своей именно так и происходит. Ведь ритуал – это вихрь позитивных эмоций, это проговаривание или пропевание аффирмаций или их выкрикивание, сопровождаемое и подкрепляемое телесными практиками: хороводами, прыжками через костёр или иные препятствия, прогулками вокруг деревьев и т.д. Это как бы заявление или заказ, который человек отправляет в Космос, в надежде получить желаемое.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что обряд, ритуал и обычай – это три составляющих любой национальной культуры, вне зависимости от географического местоположения, вне зависимости от вероисповедания или иных других отличительных особенностей. Пока есть человек, будут обычаи, состоящие из ритуалов, будут ритуалы, состоящие из обрядов.

Несведущему в этом вопросе человеку сложно уловить разницу, которую имеют между собой обряды и ритуалы. Для большинства людей это практически одно и то же, выраженное разными словами. И только посвящённые люди знают и понимают всю имеющуюся глубину различий столь непохожих процессов.

Вопрос этот интересен и ответ на него c курса «Духовное исцеление» будет полезен всем:

В чем разница между обрядом и ритуалом?

Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:05:04):

Между обрядами и ритуалами очень большая разница.

Обряды – это обширное направление. Например, национальные большие свадьбы, в которых заложено большое свадебное направление от её начала и до самого конца, вплоть до правил поведения гостей. Или танцевальные обряды, являющиеся масштабным направлением. Или же обряд при рождении ребёнка, в котором производят определённые действия обмывания с прочтением молитвы от момента его появления на свет до той минуты, когда его показывают всем его предкам (отцу, бабушкам, дедушкам). Смерть, при которой применяется обряд погребения, от начала смерти до момента завершающего этапа непосредственного предания тела земле и т.д. Всё это в комплексе называется обрядом. Это обширное направление без строгих законов последовательности, имеющее традиционное, социальное значение.

Ритуалы – это строго направленное действие. И кто бы, что бы Вам не говорил, ритуал это очень ограниченное действие, прописанное до самых мелких мелочей: одежда, все слова как молитва, он весь прописан. Одна и та же молитва не может быть разной, она существует в своём первозданном виде, многие слова, например, нам не понятны, но в ней нельзя менять не только слова, но и даже звуки, а так же нельзя останавливаться. В ритуале всегда обозначены дополнительные атрибуты: свечи, ладан и др. Если это восточные практики, то и там имеются свои ритуальные дополнения, которые строго обозначены и какие-либо изменения недопустимы.

Подытожим: обряд – это творческий процесс, а в ритуале творчеству места нет, в нём недопустимы придумки и вымыслы, он резко ограничен во всём и для него не требуется практически никакой энергии.

От того, что проведённых ритуалов было сотни или тысячи, они записаны в (дополнительно можно прочитать статью « »). И работают они по тому прописанному принципу. Если Вы проводите ритуал, то сделать его необходимо правильно, тогда он будет в точности повторять в коллективке то, что уже там есть. Например, ритуал посвящения во что-то, мы имеем в виду серьёзный, глубинный порядок действий, что совсем не относится, к примеру, к ритуалу посвящения в студенты. Хоть в названии и фигурирует слово ритуал, на самом деле это просто обряд, так как в нём нет последовательности в действиях.

Когда ритуал выполнен правильно (и магический в том числе), он снимается очень тяжело, потому что сформирован и прописан в коллективке, а также закреплён на всех уровнях. Всё имеет место быть и снять его тоже возможно, но только вкладывать в это приходится очень много труда.

В этом то и состоит большая разница между обрядами и ритуалами.