Богини Древней Греции и Рима. ч.2. Кто такая Андромеда в мифологии Древней Греции? Андромеда мифология

Старшему поколению жителей бывшего Советского Союза очень хорошо знакомо имя Андромеда, но не потому, что в школах хорошо преподавали греческую мифологию, а потому, что в 1957 году в девяти номерах журнала «Техника - молодежи» был опубликован научно-фантастический и вместе с тем социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». О невероятной популярности этого произведения говорит тот факт, что оно только за годы советской власти переиздавалось более 20 раз.

Давший имя созвездию

Многим далеким от астрономии людям стало известно, что существует в космосе туманность под названием Андромеда. Мифология, особенно греческая, дала названия многим космическим телам и объектам.

Увековечила она и папу с мамой этой девушки. Отец Андромеды был славным и добрым человеком - он приютил у себя многострадальную Деметру, искавшую по всему свету пропавшую дочь. Кроме того, его считают изобретателем первой оросительной системы. По легенде, созвездие в Северном полушарии было названо в честь Церея (или Кефея) по велению самой Афины Паллады.

Жестокие и легкомысленные боги

Но почему-то еще одно созвездие было названо именем вздорной и нагловатой мамаши Кассиопеи - причины всех несчастий, которые пережила Андромеда. Мифология древних греков оставила миру эту поучительную историю. Содержится она в цикле рассказов о Персее. Древнегреческие боги не любили людей. Все знают, какой страшной каре подверг блудливый Зевс Прометея за то, что он спас гибнущее человечество, подарив ему огонь. Попивая нектар, они любили с понаблюдать за войнами на земле, какую-то помощь оказывали только своим фаворитам. Но если дело касалось наказаний чем-то провинившихся смертных, тут их фантазия становилась просто неуемной.

Причина трагедии

Суть истории состоит в том, что Андромеда (мифология об этом повествует), девушка тихая, умная, приветливая и очень красивая, была обречена Посейдоном на мучительную смерть, чтобы наказать таким жестоким способом заносчивую мать, которая постоянно цеплялась к нереидам, доказывая им, что она красивее их всех вместе взятых. Нереиды - морские божества, которые тихо плескались в водах океана, водили хороводы, любовались друг другом и так далее.

А на берегу стояла женщина и кричала, что она их красивее. Особенно приставала со сравнениями эфиопская царица к Дориде и Панопе. Но когда Кассиопея стала цепляться к Амфитрите, жене Посейдона, терпение последнего лопнуло, и он наслал на Эфиопию страшное

Суть истории

Ужас объял Эфиопию. По некоторым сведениям, чудище систематически стало опустошать страну, затем потребовало каждый день приковывать по одной девушке к скале, и постепенно очередь дошла до царской дочери. По другим версиям, оракул Аммона сразу сказал, что чудовище отступит, если в жертву ему будет принесена именно Андромеда. Мифология эту историю упоминает в связи с подвигами Персея, который на своих крылатых сандалиях как раз добрался, по мнению греков, до южного края света. Когда приблизился к суше, первым, что увидел сын Зевса, была красавица, прикованная к скале. Она была неподвижна, окаменев от ужаса, и только развевающиеся на ветру волосы подсказали герою, что перед ним живая девушка. Персей спустился к ней и узнал всю страшную историю, которую рассказала ему Андромеда. Греческая мифология повествует о том, что безвинная красавица, попавшая в такую жуткую историю, сразу покорила сердце героя.

Возмутительное оскорбление

И вот море зашумело, предвещая, что вот-вот появится чудовище. Прибежали родители красавицы, не иначе как посмотреть на кровавый финал. Где они были до этого, неизвестно. Но суть наказания, выбранного Посейдоном, состояла в том, что Кассиопея должна была видеть ужасную смерть дочери - он все-таки подозревал, что в этом заносчивом сердце осталось место для материнской любви, и оно должно разорваться от горя.

Наказанием бестолковой матери должна была стать растерзанная ни в чем не повинная Андромеда (мифология). Богиня Амфитрита, наверное, требовала у мужа Посейдона именно такой мести. Может быть, к тому моменту у нее не было своих детей, и она поступила так с жестокостью оскорбленной юной красавицы. Тем более, что нанесла ей обиду простая смертная.

«Я чудовище убил, я тебя освободил - и теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться»

Персей, перед тем как вступить в бой с очередным злом, испросил у родителей руки дочери и обещания, что они сдержат данное слово. Некоторые исследователи ставят ему в вину такую рассчетливость. Очевидно, герой знал свои силы и сомневался в порядочности будущих родственников. Согласие он получил, и в тяжелом бою победил Левиафана. Не перечислить произведений литературы и живописи, обратившихся к этому сюжету «Легенд и мифов Древней Греции». Момент освобождения красавицы особенно известен по произведениям Рубенса. Их у него было несколько.

Вознагражденная добродетель

Андромеда в мифологии - символ невинной жертвы, получившей в финале за свою добродетельность заслуженную награду. После свадьбы, которая прошла не совсем удачно, Персей увез любимую жену в Аргос, где они жили долго и счастливо. Но есть и другие варианты.

В реальной жизни в космосе существует Туманность, или а на земле - великие произведения Рубенса и прекрасный роман И. А. Ефремова.

Андромеда (мифология) Андромеда (мифология)

Когда Кассиопея однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид , разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбой о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу, и жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища.

По версии Еврипида, ни отец, ни мать не смогли заставить её покинуть отечество и последовать за Персеем. Согласно большинству авторов, она стала царицей Микен и родила Персею нескольких детей.

Андромеда в искусстве

Андромеда - действующее лицо пьесы (сатирической драмы) Софокла «Андромеда» (фр. 126-129 Радт), трагедий Еврипида , Фриниха Младшего , Ликофрона , Ливия Андроника , Энния и Акция «Андромеда», а также комедии Антифана «Андромеда».

Есть немало изображений подвига Персея на античных вазах, в стенной живописи и барельефах . К образу Андромеды не раз обращались и художники Нового времени от Пьеро ди Козимо , Тициана и Рубенса до Шассерио и Доре .

То же сказание послужило сюжетом для драмы Корнеля «Андромеда» () и оперы Люлли «Персей» ().

Ариосто использовал сюжет о Персее и Андромеде в своей поэме «Неистовый Роланд»: один из её эпизодов (Руджеро, освобождающий Анжелику) полностью дублирует эпизод Персея и Андромеды. На сюжет Ариосто, в свою очередь, написана одна из самых знаменитых картин Энгра.

Прочее

Напишите отзыв о статье "Андромеда (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Андромеда (мифология)

– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.

Пересказ Ф.Ф.Зелинского

Андромеда

В обратный путь Персей пустился в прямом восточном направлении, следуя дуновению Зефира, имея полуденное солнце уже не сбоку, а прямо над собой. Летел он над бурыми утесами, над выжженными песчаными равнинами, через сухую поверхность которых изредка прорывались пучки зеленовато-серой, по-видимому очень жесткой, травы. Незнакомые Персею звери оживляли местами эту немую пустыню, но от этого оживления становилось еще тоскливее на душе. "Здесь, - подумал Персей, - область гнева Матери-Земли". Было невыносимо жарко.

Но вот пески кончились. Цепь обнаженных гор, затем спуск в зеленое царство бесчисленных пальм и, наконец, море. Море! Сладко затрепетало его эллинское сердце при виде этой родной стихии. Теперь надо держать путь к северу вдоль береговых утесов. Но что это? На одном из них, у самого моря, какое-то дивное изваяние- образ женщины, девушки, прикованной к скале. Осторожно спустившись, он подошел к мнимому изваянию. Но это была девушка. Она подняла голову и посмотрела на него так жалостно, так умоляюще, что у него дрогнуло сердце.

Дева, - сказал он, - кто ты? И почему ты прикована к этой пустынной скале?

Зовут меня Андромедой, - ответила она. - Я дочь Кефея, царя эфиопской страны. Моя мать Кассиопея похвалялась, что она красотой превосходит Нереид, - разгневались резвые нимфы морских волн; выведя из глубины самое страшное из всех чудовищ, они наслали его на нашу страну. Много настрадались от него эфиопы. Царь послал вопросить оракула Зевса -Аммона в оазисе ливийской пустыни, и тот ответил, что чудовище успокоится не раньше, чем я буду отдана ему на попрание. И вот меня приковали к этой скале. Царь обещал мою руку тому, кто сразится с чудовищем и убьет его. Он надеялся, что его младший брат Финёй, мой жених, исполнит этот подвиг. Но, видно, и ему жизнь милее невесты. Он скрывается, а чудовище вот-вот явится за мной.

И пусть скрывается, - весело крикнул Персей. - Для меня это не первое чудовище, и ты невеста моя, а не его.

Поодаль от скалы, к которой была прикована Андромеда , послышался шум разбивающихся о берег волн и глухой, зловещий рев, точно от целого стада разъяренных быков. Персей мгновенно поспешил туда. Огромная волна бросилась на скалистый берег, заливая его на далекое расстояние. Когда она отхлынула, на берегу остался исполинский змей. Оглянувшись несколько раз кругом и набрав воздуху через вздутые черные ноздри, он решительно повернул в сторону скалы Андромеды. Но Персей столь же решительно преградил ему путь - и начался бой не на жизнь, а на смерть. У Персея не было ничего, кроме кривого меча. Для того чтобы действовать им, надо было подойти совсем близко к чудовищу. А оно его не подпускало, грозя ему то своей страшной черной пастью с тройными рядами острых зубов, то своими могучими лапами, то своим извивающимся хвостом, удар которого способен был прошибить скалу, а не то что человека. Отчаявшись, приблизиться к нему с земли, Персей на своих крылатых сандалиях поднялся на воздух, но и это ему не помогло. Сам он, правда, был вне опасности, но змея и оттуда поразить не мог: его спина была покрыта чешуей прочнее стали - герой скорее разбил бы свой меч, чем причинил бы чудовищу малейшую царапину. Убедившись в бесплодности попыток своего противника, змей перестал обращать на него внимание и продолжал свой путь к скале.

Это-то и погубило его: Персей тихо подлетел к змею и ловким ударом отсек ему лапу. Заревело чудовище от боли; забыв об осторожности, оно подняло голову вверх, обнажив этим свое самое чувствительное место - мягкое горло. Этого и ожидал Персей: спустившись внезапно на землю, он в один миг перерезал ему гортань. Кровь хлынула и из раны, и из пасти. Чудовище еще билось некоторое время, беспомощно ударяя хвостом об окружающие утесы, и затем испустило дух.

Оставив на песке бездыханное тело, Персей подошел к скале, освободил Андромеду и отвел ее домой, требуя, чтобы родители немедленно отпраздновали свадьбу. У тех чувства были смешанные: радость по поводу спасения дочери была приправлена грустью о предстоящей вечной разлуке с ней.

Тем не менее Кефей, верный данному слову, созвал через гонцов гостей на свадебный пир. Пришли все. В начале им не люб был заморский жених, но он был так прекрасен, так приветлив, что они стали уговаривать царя всеми мерами задержать его в стране, благо у него у самого сыновей нет.

Пуще прежнего нахмурилась царица Кассиопея : она благоволила Финею и была недовольна тем, что пришелец отнимает у него не только невесту, но и царство. И вот, пока она молчала, пока сановники переговаривались, а Персей уже готов был уступить их желанию, представляя себе, как сначала отправится в Сериф, чтобы вручить обещанное Полидекту и взять с собою мать, - послышался снаружи шум, гам, и в свадебный зал ворвался молодой вельможа во главе нескольких десятков юношей.

Случилось недостойное дело, - крикнул он. - Пока я сражался со змеем, кто-то увел мою невесту и, вероятно, присваивает себе честь победы... Да вот он, я вижу, уже сидит рядом с нею.

И, быстро подойдя к Персею, он грубо схватил его за плечо:

Уходи, пока цел! А свадьбу продолжать можно - только с другим женихом.

Персей встал и презрительным движением стряхнул руку прибывшего.

Змея убил я - заявил он спокойно.

Ты! - крикнул Финей (конечно, это был он).- А где твои доказательства?

А где твои?

Вот они! - торжествующе объявил Финей. С этими словами он бросил под ноги царю и царице длинный, черный, раздвоенный язык. Он был до того отвратителен, что все невольно отшатнулись.

У мертвого зверя нетрудно было отрезать язык - со смехом ответил Персей.

Но его слова заглушил крик юношей, пришедших с Финеем:

Уходи, пришелец!

Он прав! - вмешалась вдруг царица Кассиопея - Кто убил змея? Каждый говорит, что он: у одного доказательства есть, у другого нет никаких; один - свой человек, вельможа, другой - заморский бродяга, нищий, по его же словам. Какие же тут возможны сомнения?

И, поднявшись с места, она подошла к Финею и схватила его за руку, вызывающе глядя на гостя, на дочь и ее слабовольного, но честного отца.

Оставь его, злая царица! - крикнул Персей.- Ты уже раз своей нечестивой похвальбой едва не погубила свою дочь. Теперь ты отнимаешь ее у ее спасителя, избранного ею жениха. Оставь Финея - не то ты разделишь его участь!

Но его слова еще более разъярили Финея, царицу и юношей. Обнажив свои мечи, они бросились на него.

Тогда Персей быстрым движеньем вынул из кожаного мешка, с которым он не расставался, голову Медузы. Отвернувшись сам, он протянул ее навстречу надвигающейся ватаге. Мгновенно бешеные крики замолкли. Спрятав голову обратно в мешок, он посмотрел на своих врагов - они все застыли с открытыми ртами, с движеньями гнева, с поднятыми мечами в руках. И Кассиопея стояла рядом с Финеем - недвижный камень, подобно ему, подобно всем.

Он посмотрел в другую сторону - там за столами с яствами и вином сидел царь и его почтенные гости: они не жаловались, не обвиняли его; жаль ему стало их, но он понял, что среди них ему уже оставаться нельзя.

А Андромеда? Как решит она?

Он обратился к ней:

Ты видишь, я невинен в смерти твоей матери, в одиночестве твоего отца, но если ты раскаиваешься в своем слове, я возвращаю тебе его.

Она нежно подняла к нему свои взоры.

Ты мой спаситель, мой жених, мой господин, - сказала она ему. - Невеста, подруга или раба, но я последую за тобой.

Он вывел ее из дворца, крепко обвил рукой ее стан - и они полетели вместе по влажному раздолью ночного воздуха туда, где на краю небосклона горели огни Большой Медведицы.

Влажной кожей Андромеды
отливает звездный путь.
Прилети ко мне в соседы
хоть персей какой-нибудь!

Он бы всех подружек прям уж
в камень превратил, зараз,
а меня бы взял бы замуж -
я готовая как раз!
. . . . . . . . . . . . .
Звезды лупают, не грея,
Андромеда, конь Пегас…
Дура, что ль, что жду персея,
Не спуская с неба глаз?

Андромеда (имя ее обозначает "не видевшая мужа ") - прекрасная дочь столь же прекрасной Кассиопеи и Кефея - эфиопского царя, правителя Иоппы . Мамаша Кассиопея как-то неуместно похвалялась своей красотой и красотой дочери и заявила, что нереидам, де, с ними не сравниться. Нереиды, естественно, ушки на макушке, немедленно доложили отцу Посейдону - дескать, так и так, - а тот, не задумываясь, направил на Иоппу чудовище - то ли дракона, то ли кита разобраться. Чудовище поганое опустошало побережье, народ бурлил и волновался, Кефей не знал, что делать, а Кассиопея злилась.

Кстати говоря…

…по некоторым свидетельствам, Андромеда была негритянка. Овидий в Героидах; в XV эпистуле, утверждает, что она коричневого цвета своей страны. Что не помешало дальнейшему развитию событий.

Впрочем, далеко не все авторы согласны с Овидием. Скажем, Гелиодор не сомневается, что Андромеда родилась среди черного эфиопского народа от черных родителей, но сама обладала белоснежной кожей и именно потому почиталась красавицей. Этот генетический казус и взвёл интригу его авантюрного романа «Эфиопика».

Но художникам позволительно фантазировать, а я пишу все досконально точно, как было на самом деле, и ничего не придумываю.

Оракул, к которому за неимением лучшего обратились за помощью, сообщил, что напасть прекратится только после того, как монстру будет принесена человеческая жертва - а именно, Андромеда.

Девушка была прикована обнаженной к скале на берегу моря, и вся Иоппа, попрятавшись по домам, ждала, когда из моря появится чудовище, чтобы сожрать красавицу.

К счастью, прямо как в сказке, мимо пролетал герой Персей в гермесовых крылатых сандалиях, неся в сумке добытую им голову Медузы Горгоны (а она, Горгона эта, была столь ужасна, что взглядом своим превращала людей в камень даже после своей смерти). Персей пленился Андромедой и незамедлительно победил чудовище, которое как раз выбиралось из воды, чтобы достигнуть жертву. Еще бы не победить, имея в руках тайное оружие, превращающее людей в камень! Впрочем, поклонники героя уверяют, что он отсек голову чудовищу адамантовым серпом. Или перерезал горло - по разному говорят.

Не смотря на происки родителей, сначала пообещавших руку дочери Персею, а затем взявших слово назад, Андромеда вышла за муж за своего спасителя и отправилась с ним в Элладу. Но как утверждает знаток астрономических мифов Гигин, Персей не получил от нее ни малейшего знака благосклонности за спасение, и несмотря на уговоры родителей, спасенная девушка отказалась последовать за героем. Впрочем, несколькими строками ранее, говоря о Персее Гигин подтверждает, что брак был заключен. В общем, я верю в счастливую свадьбу.

К тому же известно, что став царицей Микен, Андромеда родила Персею дочь и пятерых сыновей. Первенец же родился еще в Иоппе и был оставлен у деда Кефея, когда его родители отправились на родину Персея. Ребенка звали по имени отца звали Перс. Если бы все это было не так, откуда бы появилась Персия?

April 12th, 2012

Богиня Аврора

Аврора в древнегреческой мифологии богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок".

Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца - Гелиоса и луны - Селены). От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Андромеда

Андромеда , в греческой мифологии дочь Кассиопеи и эфиопского царя Кефея. Когда мать Андромеды, гордясь своей красотой, заявила, что она прекраснее морских божеств нереид, те пожаловались богу морей Посейдону. Бог отомстил за оскорбление, наслав на Эфиопию потоп и страшное морское чудовище, пожиравшее людей.
По предсказанию оракула, чтобы избежать гибели царства, следовало принести искупительную жертву: отдать Андромеду на съедение чудищу. Девушку приковали к скале на берегу моря. Там ее увидел Персей, пролетавший мимо с головой горгоны Медузы в руках. Он влюбился в Андромеду и получил согласие девушки и ее отца на брак в случае победы над чудовищем. Одержать победу над драконом Персею помогла отрубленная им голова Медузы, взгляд которой превращал все живое в камень.
В память о подвигах Персея Афина поместила Андромеду на небосводе недалеко от созвездия Пегаса; имена Кефей (Цефей) и Кассиопея также увековечены в названиях созвездий.



Жрица Ариадна

Ариадна , в древнегреческой мифологии, жрица с острова Наксос. Ариадна была рождена от брака критского царя Миноса и Пасифаи. Ее сестрой была Федра.Тесей был послан на остров Крит, чтобы убить Минотавра. Сохранить жизнь и победить чудовище ему помогла Ариадна, которая страстно влюбилась в героя. Она дала Тесею клубок нитей и острый клинок, которым тот убил Минотавра.
Идя по извилистому Лабиринту, возлюбленный Ариадны оставлял за собой нитку, которая должна была вывести его обратно. Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну. В пути они сделали остановку на острове Наксос, где герой покинул девушку, пока она спала. Покинутая Тесеем Ариадна стала жрицей на острове, а потом вышла замуж за Диониса. В качестве свадебного подарка она получила от богов светящийся венец, который выковал небесный кузнец Гефест.
Затем этот дар был поднят на небеса и превратился в созвездие Северной Короны.
На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали прежде всего как супругу Диониса. Часто выражение "нить Ариадны" употребляют в переносном смысле.

Богиня Артемида

Артемида , в греческой мифологии богиня охоты.
Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца".
Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф - своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться. Несмотря на кажущуюся хрупкость и грацию, у богини был на редкость решительный и агрессивный характер. С провинившимися она расправлялась безо всякого сожаления. Кроме этого, Артемида строго следила за тем, чтобы в мире животных и растений всегда царил порядок.
Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.
В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру.
По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой. В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.
Между тем в классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.
Актеон, случайно увидевший купающуюся богиню, погиб страшной смертью: Артемида превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки.
Богиня жестоко наказывала девушек, которые не смогли сохранить целомудрие. Так Артемида покарала свою нимфу, которая ответила взаимностью на любовь Зевса. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия.
В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Богиня Афина

Афина , в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Богиня Афродита или Богиня Венера

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Богиня Геката

Геката , в древнегреческой мифологии богиня ночи, властительница мрака.Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы. Зевс - царь богов - наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами.

Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса. Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей.
Иногда Геката помогала людям, например именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям. Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи.
Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы.

Богиня Гея

Гея (G a i a, A i a, G h) · мать - земля . Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом. Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля), сама из себя породившая УРАНА-НЕБО и взявшая его в супруги. Вместе с УРАНОМ Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона - ЗЕВСА, АИДА, ПОСЕЙДОНА, ГЕРЫ, ДЕМЕТРЫ и ГЕСТИИ. Ее порождением были также Понт-море, трое ЦИКЛОПОВ и трое СТОРУКИХ. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению КРОНОС оскопил УРАНА, из крови которого появились на свет чудовища и прекрасная АФРОДИТА. Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ. Внуки Геи во главе с ЗЕВСОМ в битве с детьми Геи титанами - победили последних, сбросив их в ТАРТАР, и поделили между собой мир.

Гея не живет на ОЛИМПЕ и не принимает активного участия в жизни ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы. Она советует РЕЕ, как спасти ЗЕВСА от прожорливости КРОНОСА, который пожирает всех своих новорожденных детей: РЕЯ вместо младенца ЗЕВСА завернула камень, который КРОНОС благополучно заглотнул. Она же сообщает о том, какая судьба ожидает ЗЕВСА. По ее совету ЗЕВС освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала ЗЕВСУ начать Троянскую войну. Золотые яблоки, растущие в садах Гесперид- ее дар ГЕРЕ. Известна мощная сила, которой Гея поила своих детей: ее сын от союза с Посейдоном Антей был неуязвим благодаря именной ей: его нельзя было повергнуть, пока он прикасался стопами к своей матери - земле. Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийце в: в союзе с Тартаром она породила чудовищного ТИФОНА, которого уничтожил ЗЕВС. Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Геи - ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью (один глаз у киклопов), уродством и смешением животных и человеческих черт. С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с ФЕМИДОЙ и имела свое древнее прорицалище в Дельфах, которое потом стало прорицалищем АППОЛОНА. Образ Геи частично воплотился в ДЕМЕТРЕ, с ее благодетельными для человека функциями, называя Карпофорос - Плодоносная, в богине-матери РЕЕ с ее неиссякаемым плодородием, в КИБЕЛЕ с ее оргиастическим культом.

Культ Геи был распространен везде: и на материке, и на островах, и в колониях.