Характеристика женских образов в евгении онегине. Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа - Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам.

Татьяна - старшая дочь провинциального дворянина - с детства отличалась мечтательностью, серьезностью, замкнутостью и склонностью к размышлениям. Ее никогда не интересовали детские шалости и забавы, куклы, игры в горелки, разговоры о моде, а «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, девушка «любила на балконе предупреждать зари восход», любила слушать пение

деревенских девушек, верила в гадания на Рождество.

Татьяну нельзя назвать красавицей:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. Но в ней было то, чего нельзя было не заметить и тем более не оценить: ум и духовное богатство, которые освещали внешний облик девушки; в ней чувствовалась личность, мучительно и неутомимо ищущая свое место в жизни.

Считавший книги «пустой игрушкой» отец Татьяны, которого автор с иронией называет «добрый малый в прошедшем веке запоздалый», никогда не интересовался чтением дочери и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». И, предоставленная самой себе, Татьяна рано увлеклась романами, герои которых пленяли сердце девушки, заставляли его биться сильнее. Молодые люди, которых Татьяна часто видела у себя в доме, не были похожи на романтических героев: больше всего их интересовал быт, а в женщине они ценили внешнюю красоту. И потому Онегин, впервые посетивший своих соседей по поместью, нашел, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана». Зато она уже в вечер знакомства с Онегиным, благодаря проницательности своей натуры, поняла и никогда больше потом не сомневалась, что он - красивый, умный, так непохожий на других, отрешенный от суеты, - он и есть ее герой. Заледеневшее от ожиданий сердце растаяло - Татьяна влюбилась.

Любовь открывает нам новые черты Татьяны: благородство, верность, постоянство, открытость, нежность... Не привыкшая кокетничать и заигрывать, задыхающаяся от любви и сгорающая от стыда, Татьяна открывается в письме Онегину. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний девушки, впечатляет ее уверенность в силе своих чувств:

Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой... После объяснения, когда главный герой отказывался от Татьяны, по его словам, ей же во благо, девушка нашла в себе силы не уронить своего достоинства, не плакала, не умоляла ответить на любовь, отчаянному крику сердца не дала вырваться наружу. Но словам, сказанным в письме: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!», - Татьяна осталась верна. В этом мы убеждаемся, когда героиня говорит Онегину на последнем свидании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

Цельную натуру Татьяны не смогло изменить ни высокое положение в обществе, ни богатство князя. Светскую жизнь, к которой так стремились многие, она называет «постылой жизни мишура» и признается, что готова отдать

Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... Татьяна, с детства впитавшая устои народной морали, не способна предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья. «Но я другому отдана; я буду век ему верна», - был ее ответ Онегину.

Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. Ольга - писаная красавица, со всеми традиционными атрибутами:

Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Внутренний мир Ольги уютен и бесконфликтен: она «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна...». Кажется, она совершенство, в нее невозможно не влюбиться. Говоря о портрете Ольги, Пушкин признается, что «прежде сам его любил», но тут же добавляет: «Но надоел он мне безмерно».

который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее главный недостаток:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне; Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии между внешностью и внутренним миром. Ее привлекательность не освещается светом души. У Ольги нет принципов, в силу своей духовной ограниченности она не способна на сильные чувства, как ее сестра, которая, однажды полюбив, осталась верна своей любви. После смерти Ленского Ольга не долго плакала, грустила, вскоре она увлеклась другим молодым человеком, уланом:

И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах, ЕСЛИ Татьяна Ларина воплотила в себе пушкинский идеал женской красоты: умная, кроткая, благородная, духовно богатая натура, - то в образе Ольги он показал другой тип женщин, встречающийся довольно часто: красивые, беззаботные, кокетливые, но духовно ограниченные и не способные на сильные, глубокие чувства.

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывая восприятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность в мысли о своих любовных неурядицах, душевный хаос, очень болезненно переносит расставание с Ольгой (“...смертной бледностью покрылось ее печальное лицо”, “...и сердце рвется пополам”):

И вот одна, одна Татьяна!

Увы! подруга стольких лет,

Ее голубка молодая,

Ее наперсница родная,

Судьбою вдаль занесена,

С ней навсегда разлучена.

Общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний связывают их прочнее, чем разъединяет духовная непохожесть, разность и душевная восприимчивость.

Глаза, как небо голубые

Улыбка, локоны льняные,

Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир - мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила...

Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке (“Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...”) представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. И поэт подтверждает предположение внимательного читателя:

Но любой роман

Возьмите и найдете, верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

А. С. Пушкин воздает должное классической правильности черт и младенческой безмятежности души героини, но он уже духовно перерос юношеское увлечение подобными образами, часто встречавшимися в любовной лирике поэта. Поэтому хотя автор и довольно-таки снисходителен к Ольге, однако беспощадно критический взгляд Онегина в определенной мере выражает и объективное отношение поэта:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла 6 она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Внешность своей любимой героини автор передает опосредствованно, в сравнении с обликом Ольги, выражая этим вторичность физического по отношению к духовному, подчеркивая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает “страшные рассказы зимою в темноте ночей”, красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды.

Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь высоким накалом их чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь ее любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем: его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, и цельность и глубина этой самобытной, органичной натуры, взлелеянной загадочными романтическими образами устного народного творчества. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естественно передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья...

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя...

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

И Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви (“И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит...”), в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве (“Мой бедный Ленский! изнывая, не долго плакала она, Увы! Невеста молодая своей печали не верна”). Правда, судьба распорядилась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не ее вина. Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верности устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего ее человека. В этом ее жизненная драма.

Решительно, с достоинством отвергает Татьяна запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” нарисовал нам два непохожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных проявлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.

Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: “...характер положительный - пушкинская Ольга - и идеальный - его же Татьяна. Один - безусловно, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму.

Другой - с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу...

Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым”.

В романе Пушкина Евгений Онегин присутствуют две центральные женские фигуры. Это сестры и . Сестры совсем не похожи между собой. Живая, энергичная, очаровательная Ольга и мечтательная, задумчивая Татьяна.

И хотя сам Пушкин не лестно отзывается об Ольге, говорит, что ее образ надоел ему чрезмерно, именно из таких девушек, как Ольга получаются настоящие хозяйки, хорошие матери и жены. Не надо забывать, что Ольга еще не совсем сформировавшийся ребенок. Она младше Татьяны, которой было всего 13. Ольга помогает матери и дворовым девушкам, умеет играть в шахматы, способна поддержать беседу. Она интересна и привлекательна. Пушкин считает, что избранник Ольги должен быть непременно рогатым, но в этом, надо полагать, он глубоко заблуждается. Ольга чем-то похожа на свою мать. Она из тех, кто растворяется в заботах о детях, о муже, доме, поддержании порядка.

Пушкин сам не заметил, как сместил акценты. Роль положительной героини он отводит Татьяне, но образ Татьяны неоднозначен и не настолько положителен, как хотелось бы Пушкину. Татьяна только тем и занимается, что читает романы да гуляет по полям и в голове строит воздушные романтические замки. Она не вышивает, не играет в куклы, не помогает дома.

И наконец, Татьяна влюбляется в первого заезжего молодца. Уездные дворянские сынки не могли стать героями ее романа, потому что она росла вместе с ними, знала их с раннего детства, и они не отвечали ее романтическим запросам. И как только появилось в их доме новое лицо, она влюбилась. Более того, вопреки правилам и морали того времени, она первой написала своему избраннику письмо. Правильно она поступила, или нет, на эту тему можно спорить долго. Современные юные барышни, готовые драться за парней друг с другом будут, наверное, на ее стороне.

Выйдя замуж за князя, Татьяна стала светской дамой, принятой в обществе. Но это – заслуга не самой Татьяны, а ее мужа. Хотя сама героиня отлично научилась играть эту роль.

Говоря о женщинах в романе Пушкина «Евгений Онегин», нельзя не вспомнить о матушке Татьяны и Ольги, милой старушке, которая

меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять.

А после смерти мужа по сути одна управляется со всем имением. Таня взрослела, и наконец, встал вопрос о том, что девушку пора выдавать замуж. Но Татьяна ни за кого не хотела выходить, давая пищу досужим разговорам. Матушка помнила, как она страдала, когда ее выдали замуж малознакомого, нелюбимого Ларина, даже не спрашивая ее желания. И своих дочерей она неволить не хотела.

Ольга быстро нашла свою половину, и сердце матери за младшую дочь было спокойно. Но судьба старшей ее волновала. Ларина собрала родственников и соседей-помещиков для совета по поводу Татьяны. Предложение везти Таню в Москву старушке-матери пришелся по душе, и она начала готовиться к отъезду.

» - это настоящий литературный подвиг, который был совершен Пушкиным. Это одно из самых знаменитых и самых популярных произведений русской литературы.

Главный женский образ романа – дает нам общую характеристику русской женщины того времени. Автор сравнивает свою Татьяну с образом Светланы, который создает не менее известный писатель Жуковский. Эти женщины чем-то похожи, и Пушкин упоминает об этом.

Александр Сергеевич вошел в ряды первых поэтов, которые в своих произведениях пытались изобразить настоящую русскую женщину – ее черты внешности, нравы и характер. Образ Татьяны становится пушкинским идеалом. В строках романа он говорит о ней ласково и с нежностью: «Я так люблю Татьяну милую мою».

Главная героиня отличается от привычных женских образов типичных произведений того времени. Она не блистала красотой, не привлекала к себе внимания. Выражения Пушкина в последних главах, описывают Татьяну строгой, равнодушной и неприступной. Ее красота была в душевном богатстве и настоящей русской простоте. Она, находясь рядом со знаменитой петербургской красавицей, абсолютно не уступала ей своей привлекательностью. Описывая нам Татьяну, автор нисколько не приукрашает ее образ. Он не идеализирует ее внешность и внутренний мир.

С самого детства у девушки не было настоящих подруг, она углублялась в себя и погружалась в мир своих внутренних переживаний. Татьяна любила много читать. С раннего возраста она увлекалась романами. Именно в их содержании она пыталась найти ответы для своих внутренних переживаний. Вникая в смысл текстов, она создала идеальный образ мужчины, который мог бы стать ее возлюбленным. Вот таким человеком и показался ей Онегин.

Чтобы ярче раскрыть характер героини, Пушкин использует картины природы и связь девушки с нейй. Она рано на рассвете, встречает восход солнца. Она провожает ушедший день за горизонт и наблюдает за звездным небом. Татьяна мечтает встретить человека, который наполнит ее жизнь смыслом. Но, ее любовные чувства к Онегину, полностью разочаровывают женскую душу. Даже убегая от своих чувств в Петербург, девушка сохраняет свои внутренние убеждения. Она мечтает о спокойном и тихом прочтении книг, она вспоминает родной дом и сад.

Последнее свидание с Евгением полностью завершает характеристику образа Татьяны. Находясь в замужнем положении, она сохраняет верность мужу и превозносит ее над своими чувствами к Онегину.

Второстепенные женские персонажи Ольги и матери Татьяны Лариной вызывают у Пушкина двоякое отношение. С одной стороны, мать Татьяны труженица и радушная хозяйка. С другой стороны – она выражает непонятные мысли по отношению к собственному мужу. Возможно, это случилось из-за насильного брака. Ведь никто не спросил ее воли и ее желания.

Совершенно не долго грустит за своим возлюбленным . Значит, ее чувства не искренне. Героиня Ольга предстает перед нами красавицей, скромной девушкой. Но, ее образ слишком типичен для героинь романов того времени.

В романе есть и другие женские образы. Но, их описанию Пушкин не уделяет особого внимания. Благодаря главным героиням, автор смог намного глубже раскрыть образы Ленского и Онегина. Он смог создать целую сюжетную линию, которая увлекла читателей и вызвала в них бурю всевозможных эмоций.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пуш-
кина наиболее полно представлены два
женских образа - Татьяны и Ольги Лари-
ных, которые соответствуют двум женским
типам.
Татьяна - старшая дочь провинциаль-
ного дворянина - с детства отличалась
мечтательностью, серьезностью, замкнутос-
тью и склонностью к размышлениям. Ее ни-
когда не интересовали детские шалости и
забавы, куклы, игры в горелки, разговоры
о моде, а «страшные рассказы зимою в тем-
ноте ночей пленяли больше сердце ей». Вы-
росшая на лоне природы и в гармонии с ней,
девушка «любила на балконе предупреж-
дать зари восход», любила слушать пение
253
деревенских девушек, верила в гадания на
Рождество.
Татьяну нельзя назвать красавицей:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Но в ней было то, чего нельзя было не за-
метить и тем более не оценить: ум и духов-
ное богатство, которые освещали внешний
облик девушки; в ней чувствовалась лич-
ность, мучительно и неутомимо ищущая свое
место в жизни.
Считавший книги «пустой игрушкой»
отец Татьяны, которого автор с иронией на-
зывает «добрый малый в прошедшем веке
запоздалый», никогда не интересовался чте-
нием дочери и «не заботился о том, какой
у дочки тайный том дремал до утра под по-
душкой». И, предоставленная самой себе, Та-
тьяна рано увлеклась романами, герои кото-
рых пленяли сердце девушки, заставляли его
биться сильнее. Молодые люди, которых Та-
тьяна часто видела у себя в доме, не были
похожи на романтических героев: больше
всего их интересовал быт, а в женщине они
ценили внешнюю красоту. И потому Онегин,
впервые посетивший своих соседей по поме-
стью, нашел, что Татьяна «грустна и молча-
лива, как Светлана». Зато она уже в вечер
знакомства с Онегиным, благодаря проница-
тельности своей натуры, поняла и никогда
больше потом не сомневалась, что он - кра-
сивый, умный, так непохожий на других, от-
решенный от суеты, - он и есть ее герой.
Заледеневшее от ожиданий сердце растая-
ло - Татьяна влюбилась.
Любовь открывает нам новые черты Та-
тьяны: благородство, верность, постоянство,
открытость, нежность… Не привыкшая кокет-
ничать и заигрывать, задыхающаяся от любви
и сгорающая от стыда, Татьяна открывается
в письме Онегину. Поразительно трогательно
передана поэтом глубина переживаний де-
вушки, впечатляет ее уверенность в силе
своих чувств:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой…
После объяснения, когда главный герой
отказывался от Татьяны, по его словам, ей
же во благо, девушка нашла в себе силы не
уронить своего достоинства, не плакала,
не умоляла ответить на любовь, отчаянному
крику сердца не дала вырваться наружу. Но
словам, сказанным в письме: «Нет, никому на
свете не отдала бы сердца я!», - Татьяна ос-
талась верна. В этом мы убеждаемся, когда
героиня говорит Онегину на последнем сви-
дании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)»,
Цельную натуру Татьяны не смогло изме-
нить ни высокое положение в обществе, ни
богатство князя. Светскую жизнь, к которой
так стремились многие, она называет «посты-
лой жизни мишура» и признается, что гото-
ва отдать
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За нагие бедное жилище…
Татьяна, с детства впитавшая устои на-
родной морали, не способна предать челове-
ка, который верит ей и любит ее. Долг, честь,
добродетель для нее выше личного счастья.
«Но я другому отдана; я буду век ему вер-
на», - был ее ответ Онегину.
Полной противоположностью Татьяны
является ее младшая сестра. Ольга - писа-
ная красавица, со всеми традиционными ат-
рибутами:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Внутренний мир Ольги уютен и бесконф-
ликтен: она «всегда скромна, всегда послуш-
на, всегда как утро весела, Как жизнь поэта
простодушна…». Кажется, она совершенство,
в нее невозможно не влюбиться. Говоря о
портрете Ольги, признается, что
«прежде сам его любил», но тут же добавля-
ет: «Но надоел он мне безмерно».
Что не дает автору влюбляться в таких,
казалось бы, идеальных женщин, как Ольга?
На этот вопрос он отвечает устами Онегина,
который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее
главный недостаток:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии
между внешностью и внутренним миром. Ее
привлекательность не освещается светом ду-
ши. У Ольги нет принципов, в силу своей ду-
ховной ограниченности она не способна на
сильные чувства, как ее сестра, которая, од-
нажды полюбив, осталась верна своей любви.
После смерти Ленского Ольга не долго пла-
кала, грустила, вскоре она увлеклась другим
молодым человеком, уланом:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах,
Если Татьяна Ларина воплотила в себе
пушкинский идеал женской красоты: умная,
кроткая, благородная, духовно богатая нату-
ра, - то в образе Ольги он показал другой
тип женщин, встречающийся довольно часто:
красивые, беззаботные, кокетливые, но ду-
ховно ограниченные и не способные на силь-
ные, глубокие чувства.