Во внешней человеческой красоте воплощены проблема. Внутренняя, истинная красота человека - аргументы. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к выполнению задания С Теория и практика

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока. Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», - говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15 минут, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять минут. Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам это кажется. (В. Солоухин) Исходный текст

Тема текста Формулировка проблемы Точная Узкая Широкая Время Восприятие времени человеком Почему люди опаздывают Человек и время Формулировка проблемы текста

Около тысячи лет назад в Киеве, при Ярославле Мудром, под сводами Софийского храма, была создана первая у нас библиотека. В ней трудились переводчики, писцы и художники. Много заморских книг тогда было переведено на славянский язык. Сначала книги переписывались в Киеве и Новгороде, а потом и в других местах Руси – Чернигове, Галиче Суздале, Ростове Великом, во Владимире, старой Рязани и, наконец, книжный свет пришёл в Москву. Восторженная похвала книгам была создана в Киеве. Её повторяли несколько столетий подряд и помнят в наше время: «Велика бывает польза от учения книжного». Книги – «реки, напояющие вселенную» мудростью. В книгах – несчётная глубина, ими мы в «печали утешаемся…» Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду. Исходный текст

Текст фрагмента сочинения Блок Замечания Известный писатель и библиофил Евгений Осетров посвящает текст теме книги. Читая его я понял, что проблема отношения к книге актуальна всегда. Формулировка проблемы Названа тема, правильно сформулирована проблема, указана её актуальность. Нет пояснения, почему проблема актуальна всегда. Исторический экскурс, предпринятый автором, интересен тем, что читающему текст даётся возможность понять, что испокон веку « велика бывает польза от учения книжного». Внимание автора привлекает исторический аспект проблемы, потому что историческая книга неразрывно связана с историей народа, её изучение позволяет увидеть истоки уважения к книге, которые оказывали ей образованные люди в любое время. Автор текста – Комментирование проблемы Прокомментирована проблема отношения к книге, важность применённого автором исторического подхода к рассмотрению темы. Правильно понят моральный смысл текста и его воспитательное значение. Искажений в смысле текста нет. О верной интерпретации текста говорят уместные ссылки на конкретные Анализ фрагмента сочинения по исходному тексту

Текст фрагмента сочинения Блок Замечания истинный ценитель и знаток книг. Рассматривая проблему, упоминает об интересных фактах, например, о создании первой на Руси Софийской библиотеки в Киеве. Возможно, автор посетил это уникальное место или желает посетить святые для нас места в Киеве. Мне кажется, что проблема, которую поднимает автор, актуальна сегодня потому, что интерес к книге падает, особенно это заметно в среде молодёжи. Однако автор не читает нотаций, а пытается заинтересовать читателя, вызвать уважение к книге. Комментирование проблемы предложения. Экзаменуемый пытается понять причину интереса автора к данной проблеме. Возможно, улучшит текст изменение порядка предложений.

Отражение позиции автора исходного текста Правильно, без искажений, понятая позиция автора отражает его убеждение, его мнение по рассматриваемой проблеме. Автор может либо давать оценку каким-либо событиям или явлениям, причём наряду с открытой оценкой встречается и скрытая, когда авторское мнение следует искать в подтексте. Для этого надо уметь видеть потаённый смысл, понимать метафоры, вскрывать аллегории, чувствовать, с какой целью автор использует конкретные слова и выражения. В других текстах автор не ограничивается оценками, а предлагает пути разрешения проблемы. И авторские выводы, и предлагаемые им способы разрешения проблемы – всё это отражает его позицию. Для формулировки позиции можно использовать следующие выражения: Автор считает, что … Автор глубоко убеждён в том, что … С автором трудно спорить относительно … Позиция автора сформулирована весьма чётко: … Автор выступает против того, чтобы …

Подлинная наука всегда связана с жизнью, из неё, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлечённая, лишённая связей с природой, с жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности учёного (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» учёного, без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль. (М. Лобанов) Исходный текст

№п/п Тексты фрагментов сочинений Блок Замечания 1. Текст М. Лобанова посвящён теме науки. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в связи науки с жизнью, в нежизнеспособности той науки, которая зовётся «отвлечённой». Мнение автора предельно понятно: Лобанов считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный учёный, по мнению автора,собирает накопленный человечеством опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на основании этого делает обобщения. В тексте отрицательно оценивается отрыв науки от моральных оснований. Формулировка позиции автора Формулировка проблемы Названа тема, правильно сформулирована проблема. Позиция автора сформулирована верно, авторские аргументы прокомментированы. Анализ фрагментов сочинения по исходному текст

№ п/п Тексты фрагментов сочинений Блок Замечания 2. Проблема, рассмотренная М. Лобановым, заключается в определении истинной науки, её истоков. Формулировка проблемы Проблема текста сформулирована, фактических ошибок нет. Автор считает, что для истинной науки не представляет первостепенно важности интеллектуальное усилие. Гораздо важнее для исследователя быть гражданином и патриотом. Формулировка позиции автора Позиция автора искажена. Автор не умаляет роли интеллектуальных усилий учёного, а говорит о том, что не одно это лежит в основе научного поиска. 3. Автор прочитанного мною текста рассуждает о том, что такое наука. Формулировка проблемы Экзаменуемый расширил проблему текста.

№ п/п Тексты фрагментов сочинений Блок Замечания Автор считает, что наука связана с жизнью. Формулировка позиции автора Позиция автора сформулирована очень общо.

Таким образом, правильное отражение в тексте сочинения позиции автора связано с умением определять позитивное, негативное, двоякое отношение автора к рассматриваемой проблеме, а также с умением выделить и прокомментировать аргументы автора, которые поясняют позицию. Вывод

Структура аргументации Тезис Довод 1 Довод 2 Иллюстрация(и) Иллюстрация(и) Вывод Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой выдвигаются разные суждения. «Нельзя мусорить» – это нравственная аксиома и доказывать её бессмысленно. Но в жизни часто этот принцип нарушается, что противоречит здравому смыслу, законам, принятым людьми, моральным нормам. Значит, аргументированно надо доказать незыблемость этой истины и тот вред, который может быть нанесён в случае её нарушения. Работа над доводами состоит из нескольких этапов. Во-первых, следует сформулировать два-три утверждения, которые доказывают справедливость тезиса. Во-вторых, подобрать к ним иллюстрации, конкретные примеры.

Тезис Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира Довод 1 Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Если же он, наделённый от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Довод 2 Лишь в творчестве и деятельности проявляется истинная красота. Человек прекрасен в минуты творческого подъёма, эмоциональной напряжённости. Довод 3 Красота человека с богатым внутренним миром не меркнет со временем.

Тезис Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира Иллюстрация 1 Героини романа «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина. Иллюстрация 2 Примеры из жизни известных актрис, которые не обладая внешними данными, отвечающими принятым представлениям о красоте. Добились успеха и считаются звёздами, в том числе исполняют роли красавиц (например, Барбара Стрейзанд). Иллюстрация 3 Примеры из жизни великих людей, родных и знакомых, которые даже в преклонном возрасте сохранили способность удивляться, любить, жить яркой эмоциональной жизнью и могут быть названы красивыми.

Аргументы следует располагать по восходящей, чтобы их сила постепенно возрастала, самый сильный аргумент должен быть последним. Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом. Но если тезис возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность). Переход от тезиса, выражающего позицию, к доводам может осуществляться с помощью фраз: - Попытаюсь доказать это. - Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью таких доводов.

Рассмотрим примеры аргументации. Блок Фрагмент сочинения Выражение согласия с автором исходного текста Я полностью согласна с мнением автора относительно опасности компьютерной зависимости. Формулировка собственной позиции Мне кажется, что Паутина действует губительно на многих людей, несмотря на то, что в целом она позволяет экономить время и быстро находить нужную информацию, обмениваться сообщениями. Связка Попробую доказать собственное мнение. Довод 1 Во-первых, виртуальное общение затягивает больше, чем реальное, потому что позволяет спрятать собственные комплексы.

Блок Фрагмент сочинения Иллюстрация 1 Например, застенчивый человек, критически оценивающий собственную внешность, испытывающий проблемы в реальном общении, может, общаясь в сети, чувствовать себя героем дня, мудрым советчиком, интересным собеседником. Это чувство начинает нравиться, и человек проводит часы, дни в сети. А родные, друзья, близкие теряют его, им не хватает общения, они обижаются. Довод 2 Во-вторых, Интернет – удовольствие не бесплатное. Иллюстрация 2 Конечно, из-за одного часа из семейного бюджета много не убудет, однако зависимые люди проводят в сети столько времени, что это бьёт их по кошельку. Довод 3 В-третьих, от многочасового сидения перед монитором портится зрение.

Блок Фрагмент сочинения Иллюстрация 3 Когда человек общается в чатах по 5-7 часов, зрение так напрягается, что глаза ломят, они краснеют. Я лично знаю людей, которые носят очки в результате длительного сидения за компьютером. Вывод Таким образом, Интернет может причинять вред человеку, если им пользоваться неумеренно, не находить в себе силы вовремя остановиться.

Возможные ошибки при аргументации Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что мы перестали писать письма, заменяя их телефонными звонками или СМС, и от этого мы многое потеряли. Вот раньше я получала письма от подруги из Саратова, и мне было очень приятно получить конверт. Мы обменивались новостями, посылали друг другу открытки и фотографии, ждали прихода писем. А ещё я посылала письма бабушке. Правда, письма долго идут к адресату, но их получать приятно. Давайте же снова начнём писать письма! Аргументация выглядит односторонней: экзаменуемый не сравнил письма с другими способами передачи информации (электронные письма, звонки), не показал, почему же всё-таки, несмотря на долгий путь к адресату, письмо получать приятно, что мы потеряли с разрушением традиции писать письма. Аргументы основаны только на личных впечатлениях экзаменуемого, не отличаются яркостью. Аргументация не структурирована, 2 довода однотипны, нет вывода.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость, богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, всё больше понимается, проявляется и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается во внешнем облике… Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. Исходный текст

При этом его внешний облик озарён внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в тот момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоте… Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты его лица – делает их тонкими, выразительными. Красоту создаёт и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия. Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят. Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить создаёт блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям4 в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не оценят», - все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим

достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты. Идеал человеческой красоты – это вместе с тем идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. (В. А. Сухомлинский)

Автор данного текста – советский педагог Василий Александрович Сухомлинский – известен не только как теоретик педагогической науки, но и как педагог-практик, который свой жизненный опыт и нравственные убеждения стремился передать детям. Он рассматривает актуальную проблему: что такое истинная красота человека. Каждое новое поколение старается по-своему осмыслить истоки красоты человека. Так происходит и сегодня: ещё двадцать лет назад идея устройства конкурсов красоты не была актуальной, тогда как сегодня потрясает воображения многих, причём не только представительниц прекрасного пола. Есть ли справедливость в оценке красоты человека? Где найти критерий для такой оценки? В поисках ответа на эти вопросы рассуждения В. А. Сухомлинского могут оказать значительную помощь. Размышления об истинной красоте автор строит на сопоставлении двух типов красоты – внутренней и внешней. Противопоставляя антропологическое совершенство всех элементов тела, лишённое внутренней одухотворённости, истинной красоте как гармоничному сочетанию внешнего Сочинение

и внутреннего, автор убеждён, что стремление быть внешне красивым тогда имеет должную оценку, когда отражает «творческую, деятельную сущность человека». Именно творчество, любимое дело способствуют раскрытию прекрасного в человеке: его лицо становится выразительным, тонким. Противопоставляет же автор такой работе «скульптора красоты» – творчества – иное, разрушительное действие безнравственных поступков. Я не могу не согласиться с выводами автора: люди, не видящие смысла в нравственном совершенствовании и труде, кажутся мне безликими. В этих оценках я сторонник идей В. А. Сухомлинского. Мне видится красивым тот человек, который умеет выразить свой внутренний мир не через эпатажные аксессуары или шокирующую причёску, а через творчество. Чувство вкуса, которое воспитывается с детства, усилия, затрачиваемые на создание собственного имиджа, изысканность манер и, конечно, доброта, уважительность к людям, великодушие – вот что делает человека прекрасным. Причём такая красота не стареет – вспомним Аллу Баянову или Майю Плисецкую! «Внешняя красота имеет свои внутренние нравственные истоки», - пишет автор. И эта мудрость мною воспринимается как аксиома.

Сочинение части «С» - это особое речевое произведение, которое является синтезом анализа исходного текста и изложения собственного мнения относительно проблемы, поднятой автором. Это скрытый диалог экзаменуемого с автором исходного текста. Это текст, который должен соответствовать заданным критериям, потому что именно по этим критериям выставляются баллы за работу. В противном случае, какими бы достоинствами не обладала работа, за неё не выставят высоких оценок. Итоги

Используемая литература Е. С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». АСТ- Астрель. Москва. Т. И. Максимович,Ю И. А. Пугачев. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). АСТ- Астрель. Москва.


Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, все больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем
облике…

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик озарен внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоте…

Внешняя красота имеет свои внутренние нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными.

Красоту создает и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия.

Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить создает блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не ценят», - все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь
подлинной человеческой красоты.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.
(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В предложенном нам тексте В.А. Сухомлинский поднимает проблему человеческой красоты.

Комментируя текст, следует обратить внимание на то, что автор подводит нас к мысли о том, что каждый человек хочет выглядеть красивым и в этом «нет ничего зазорного». В то же время писателю кажется , что у людей должно быть «моральное право» на это желание, определяемое его отношением к любимому делу.

Во второй части текста В. Сухомлинский рассуждает об истоках человеческой красоты. Он отмечает, «творческие заботы» и нравственность являются «самыми искусными искусными скульпторами», создающими облик человека.

Я полностью разделяю точку зрения

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2
  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.

(пособие Н.А.Сениной, 2016, вариант 1)

С древних времён люди подмечали прекрасное. Художники изображали его на своих полотнах, поэты — в стихах, а философы и мыслители размышляли над загадкой истинной красоты. Люди веками пытались постичь эту тайну.

Так какую же красоту можно назвать настоящей ? Ответ на данный вопрос даёт Павел Васильев, размышляя над поставленной проблемой.

В современном мире у людей сложился стереотип, что красота — совокупность лишь внешних признаков. Однако это большое заблуждение. Существует ещё и внутренняя красота, имеющая не меньшее, а то и большее значение, чем внешняя. Недаром говорят, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Истинная красота — это совокупность как внешности, так и души. Об этом пишет автор данного текста: «Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.» Девушка прекрасна снаружи, но имеет изъяны внутри, так как её душа черства. Она ставит свои насущные проблемы выше истинных общечеловеческих ценностей, таких как помощь близкому. «Меня там ждут… — добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, — она выразительно посмотрела на меня…» При помощи такого контраста автор показывает её истинное уродство, перед которым меркнет внешность.

Таким образом, писатель полагает, что красота — это совокупность внешних и внутренних качеств. И я абсолютно с ним согласен.

Привлекательная внешность не всегда свидетельствует о богатом внутреннем мире. Элен Курагина в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» обладает необыкновенной красотой. Однако впоследствии выясняется, что это всего лишь яркая обёртка, за которой – пустота и духовное убожество. А Наташа Ростова и Марья Болконская не идеальны внешне, зато прекрасны внутри. Именно этим героини и привлекают людей. Приведённый пример доказывает, что душа иногда играет намного большее значение, нежели внешность.

Иногда духовная красота может затмить наружные изъяны. Так, в стихотворении Н. Заболоцкого говорится о некрасивой девочке, похожей на лягушонка. Внешне она не симпатичная, зато прекрасная своей внутренней самобытностью. Её живая и открытая душа поражает и привлекает автора. Таким образом, данный пример доказывает, что духовный мир человека может быть намного важнее его внешности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: истинная красота, это не только яркая обёртка, но и богатый внутренний мир. Ведь недаром говорят, что о книге не судят по её обложке.

Владислав Соболев

(по новым критериям) (1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана... Что может быть причиной неприятия человека обществом? Можно ли изменить отношение к себе со стороны других людей? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Н.С.Лесков...


(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит... Что такое душа человека? Какие сокровища она хранит? Точно ответить на эти вопросы невозможно, ведь у каждого человека неповторимая душа, наполненная как удивительными достоинствами, так и неприятными недостатками. Именно проблему духовности, неоднозначности человеческой души и поднимает в своём тексте М.Пришвин...

(по новым критериям)
(1)С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки... Как проявляется любовь человека к природе? Почему люди по-разному воспринимают окружающий мир? Именно над проблем ой отношения человека к природе заставляет задуматься в своём те ксте Л. Леонов.

(по новым критериям) (1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы... Что такое настоящая любовь к родине? С чем связано ощущение родины у русского человека? Именно проблему ощущения родины поднимает в своём тексте В.Конецкий.

(по новым критериям) (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки... В чём смысл человеческой жизни? Для чего дан человеку огромный запас энергии?Именно над проблемой смысла жизни человека заставляет задуматься в своём тексте Б.Васильев...

7. (по новым критериям)
(1)Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… (2)Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. (З)Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. Что значит быть ответственным человеком? Именно проблему ответственного отношения к жизни затрагивает в своём тексте А.П.Чехов.

Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. … Что значит быть добрым человеком? Именно проблему гуманного, сострадательного отношения к людям затрагивает в своём тексте И.А.Бунин.



Едем в Болдино. С нами архитектор‑реставратор Петр Дмитриевич Барановский, и мы по старой Смоленской дороге ехали в его родные места. ....Именно проблему сохранения памятников затрагивает в своём тексте В.А. Чивилихин.

Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Почему дети видят окружающий мир иначе? Чем отличается восприятие мира взрослым человеком от ребёнка? Именно над этими вопросами предлагает задуматься в своём тексте Д.А.Гранин.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? Честь и достоинство... Что они значат в наше время? Готовы ли современные молодые люди их защищать? Именно этими проблемными вопросами сохранения чести и достоинства задаётся Д.Шеваров в своём тексте...


(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк.

1. Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев ...

2. «Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека...

Какую роль играет истинное искусство в жизни человека? Какое влияние способна оказать музыка на человека? Именно проблему воздействия музыки на душу человека поднимает в своём тексте В.П.Астафьев...

(1)Однажды летом наша семья отдыхала в Эстонии, на берегу озера Пюхяярве. (2)Я видел много прекрасных озер. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-3алес­ского.

1. Природа… насколько она удивительна и неповторима. Но не все способны чувствовать её магическую силу. И в тексте С. Львов поднимает сложную проблему взаимоотношений человека и природы...

2 . Нужна ли природа человеку? Такую философскую проблему взаимоотношений человека с природой С.Львов поднимает в своём тексте...

(1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Какой ценностью обладает человеческая культура в сознании людей? Именно эту проблему признания ценностей культурного наследия человечества Д.Лихачёв поднимает в своём тексте...


(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. Почти в каждом уголке нашей планеты живут люди. Они чем-то похожи друг на друга, чем-то различаются. Но насколько правильно можно понять человека при знакомстве и в процессе общения с ним? Именно проблему предвзятого отношения к личности затронул в своём тексте С. Сивоконь... В чём проявляется самоотверженная преданность С.Я.Маршака своему делу? Именно проблему преданности творчеству затрагивает С.Сивоконь в своём тексте...

(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сказал: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он считал себя достойным примером для своей дочери. Было ли так на самом деле? Но во все времена взаимоотношения поколений являлись болезненным вопросом, на который каждый искал свой ответ. Так и в тексте А.Ивановой затрагивается актуальная проблема непонимания младшего поколения старшим, проблема отцов и детей...


(1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. И.Новиков затрагивает в своём тексте проблему восприятия жизни как источника радости...

Сочинение с дополненным комментарием (с учётом новых требований)

Что делает человека счастливым? Именно проблему восприятия жизни как источника радости затрагивает в своём тексте И.Новиков...


(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Русский язык - это национальный язык русского народа. Для любого человека, живущего на необъятных просторах нашей родины, язык - это гордость великого народа, это он "всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо". Именно проблеме экологии русского языка и посвящён текст Т.Жаровой ...

(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции. Важна ли классическая литература в жизни взрослого человека? Именно над этим вопросом предлагают задуматься П.Вайль и А.Генис , поднимая проблему значимости книг в жизни человека...

В.А.Солоухин, предлагая задуматься над проблемой материнской любви...

(1)Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (2)Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье...Что такое истинная красота? Как красота внешняя связана с внутренней одухотворённостью человека? Над этими вопросами заставляет задуматься в своём тексте В.А.Сухомлинский, раскрывая проблему восприятия красоты...


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. Ч асто ли мы проявляем мужество? Требуется ли оно в обычной жизни? Именно проблему проявления мужества затрагивает в своём тексте Ф.А.Вигдорова...

(1)Однажды я ехал в электричке . (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. Что такое счастье? Как его можно достичь? Именно над проблемой понимания счастья предлагает задуматься в своём тексте С.Л.Соловейчик.



Книги... Как много неповторимых,захватывающих дух историй хранят они на своих страницах! Книга - целый мир, в котором она рада каждому гостю. Порой небольшой, невзрачный томик переворачивает сознание читателя и меняет его мировоззрение. Именно над проблемой роли книги в жизни человека задумывается в своём тексте Е. А.Евтушенко.


Как искусство влияет на человека и его повседневную жизнь? Именно проблему роли искусства в жизни человека затрагивает в своём тексте Е.М.Богат.