Отношение к образованию софьи горе от ума. Образ Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума. Сентиментальные романы и женское образование

Образ Софии.

Горе от ума» - одно из самых выдающихся произведений русской литературы 19 века. Одни ценят в комедии картину московских нравов той
эпохи, создание живых образов. Другие дорожат разнообразием речи,
моралью, которою пьеса до сих пор снабжает всякого.
Среди множества образов очень важное место занимает дочь Фамусова, она - одна из самых противоречивых героинь в комедии, центральный женский персонаж.
Софья – барышня, дочь богатого московского барина. В детстве она лишилась матери и воспитывалась мадам Розье, но в последствии лишилась и её из-за жадности отца. С отцом у Софьи сложные отношения: между ними присутствует ложь, недосказанность и недоверие. Со стороны дочери – это ложь во благо (не раскрывает своей связи с Молчалиным, дабы не огорчить отца). Отец же, не спрашивая мнения Софии, грёзит выдать её за Скалозуба (из-за его положения в обществе, за то, что «метит в генералы»). Отношения с будущим женихом у дочери Фамусова отрицательные, нейтралитетные - со стороны Скалозуба (ему нужна «генеральша», а душевные качества, наличие любви между ними его не интересует). Софья презрительно отзывается о возможном муже («Он слова умного не выговорил сроду). Но Скалозуб – не единственный претендент на руку Софии. Вторым обожателем является Чацкий Александр Андреевич. В юности Софья активно общалась с ним и испытывала нежные чувства. Но после отъезда Александра Андреевича, была оставлена фамусовскому обществу (это стало причиной её приобщения к данному обществу). По возвращению Чацкого в Москву, он наталкивается на холодность Софии, пытаясь наладить с ней прежние чувства. Но его шутки об общих знакомых (над которыми они смеялись вместе) вызывают у дочери Фамусова лишь раздражение («Не человек – змея).

Софья горда, самолюбива, умеет внушить уважение, с её мнением считаются в обществе. В переводе с греческого её имя означает мудрость. Софья весьма хороша собой. Это сразу отмечает Чацкий по возвращении Москву:
Да-с, а теперь,
Неподражаема, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет,
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ.
Софья Павловна умна. Она, так же, как и Чацкий - натура жаждущая, живущая сильным чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (хотя самой Софьи таковым Молчалин не представляется) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Из этого чувства можно сделать множество выводов о том, в какой среде воспитывалась Софья, о людях, её окружавших. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего, отражается на молодом сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена ожиданием любви, о которой читала во французских романах, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав тайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом. Молодой человек недурной наружности, довольно образованный, живо входит в роль очарованного героя. Героиня влюбляется, находясь под влиянием французских романов, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать. Однако влюбляется она в выдуманный образ. Молчалина она представляет как героя, обладающего умом, но материально бедного. Против него, по мысли Софии, ополчилось окружение. Но на её чувство повлияли не только французские романы. В фамусовском обществе дамы ищут себе «мужа-слугу». Молчалин идеально подходит под это амплуа: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» (Софья).В любви к нему проявляется ещё одна черта характера Софьи. Она бросает вызов фамусовскому обществу, полюбив человека ниже её по социальному статусу. Но Софья не раскрывает этой связи, что характеризует её как любящую и заботливую дочь.

Через её образ показывается воспитание женской части дворянства. Слепое подражание моде, было свойственно дамам того времени.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им с детства натвержен.

Среди московских княжон Софья выделяется сильным характер: не настолько подвержена заграничному влиянию. Её суждения зачастую объективны, а характеристики точны (о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду»).

Ещё одним различием между Софьей и другими представительницами фамусовского общества заключается в дружеских отношениях с Лизой. Она заменяет Софье Павловне подругу. И если в Молчалина дочь Фамусова влюбилась под влиянием романов, то отношения с Лизонькой совершенно чисты.

Речь Софьи Павловны противопоставляется бедному языку женского окружения. В её монологах присутствуют воспитанность, начитанность, независимость суждений. Некоторые фразы Софьи стали пословицами: «Герой не моего романа».

Но влияние фамусовского общества слишком велико. Софье не нравятся колкости Чацкого в адрес их знакомых. Она распускает слух о его сумасшествии с легкостью, свойственной московским дамам.

Образ Софьи Павловны является противопоставлением представительницам фамусовского общества и, одновременно, отображает некоторые детали, присущие дамам того времени. Её образ «начертан не ясно» (Пушкин).

Введение

Во все времена люди ценили женскую красоту и поклонялись ей. Каждый период истории знаменовался своим идеалом. В XVIII веке, веке просветительского реализма, разум объявлялся высшим критерием оценки окружающего мира, самым могучим орудием его преобразования. Задачей воспитания просветители объявляли "внедрение в сознание человека разумного опыта, т. е. понимание необходимости действовать согласно требованиям разума и справедливости".

Просветители видели идеал человека в единении с природой. Они также признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения, и говоря, что литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума.

Эти идеалы воплощались в произведениях искусства, в литературе. Один из таких идеалов Г. Филдинг показывает в романе "История Тома Джонса, найденыша". Софья Вестерн, необычайно красивая девушка, чья внутренняя красота очень гармонично сочетается с внешней. Филдинг наделил ее всеми чертами идеала века Просвещения: она умна, воспитана под влиянием искусства и литературы.

Софья является для Филдинга и идеалом женской красоты, и идеалом характера. Ярким примером тому служит первое упоминание о Софье в романе: "...Да появится же теперь она во всей своей прелести! И вы, пернатые певцы природы, превосходящие сладчайшим искусством самого Генделя, приветствуйте ее появление своими мелодичными голосами...- ибо вот, украшенная всеми прелестями, какие только может даровать природа, выходит любезная Софья!"

Воспитание Софьи в семье

Софья - единственная дочь сквайра Вестерна, Она проста, но не глупа, добродетельна, но не жеманна. У нее есть характер, решительность и смелость, у нее есть любящее сердце, и она прекрасна собой.

Софья " сложена была правильно и чрезвычайно изящно; по красивой форме ее рук можно было заключить о стройности всего тела...". Филдинг сравнивает ее с самыми ослепительными красавицами того времени и называет "образцом совершенства". И "душа Софьи ни в чем не уступала телу, больше того - придавала ему еще больше прелести; когда она улыбалась, то нежность сердца озаряла лицо ее красой, которой не могла бы придать ему никакая правильность черт".

Воспитана была Софья отцом и теткой, миссис Вестерн, "женщиной, прекрасно знавшей свет". Мистер и миссис Вестерн "отличались друг от друга только полом и воспитанием: оба были одинаково вспыльчивы и упрямы, оба горячо любили Софью и оба безгранично презирали друг друга".

Мать Софьи умерла, когда ей было всего 11 лет. Вестерн хорошо обращался с женой, он не бил ее, редко бранил. Она была выдана замуж нежно любящим отцом, который считал партию для нее выгодной. Она почти не видела своего мужа: то он был на охоте, то проводил время с друзьями. "Она была для своего мужа скорее хорошей служанкой, чем доброй женой, и не всегда находила в себе столько признательности, чтобы отвечать на шумные ласки, расточаемые ей сквайром, хотя бы только приветливой улыбкой". Однажды она попросила Вестерна свезти ее в Лондон на два месяца, он горячо отказал ей, так как был уверен, "...что в Лондоне все мужья украшены рогами". После этого сквайр постоянно сердился на жену за ту просьбу, в конце концов Вестерн глубоко возненавидел ее. Никогда не скрывая своей ненависти при жизни, он продолжал ее ненавидеть и после смерти". Особенно сквайр любил при Софье высказывать замечания типа "будь моя жена в живых, то-то обрадовалась бы".

Софья видела, что мать была несчастлива в браке с нелюбимым человеком. Видимо отсюда ее стойкость и решительность против воли отца, когда тот пытается выдать ее замуж за ненавистного ей Блайфила, как это сделал отец матери Софьи.

Дочь была для Вестерна дороже всего на свете и его "очень задевало, что она любила мать больше, чем его". Невольно возникает вопрос: почему сквайр не возненавидел Софью, как возненавидел ее мать? Фильдинг объясняет это так: "...ненависть не является следствием любви, даже сопровождаемой ревностью. Ревнивец вполне способен убить предмет своей ревности, но ненавидеть его он не может".

Софья была воспитана под надзором тетки. Миссис Вестерн, сестра сквайра, была умной, начитанной женщиной. "Она усовершенствовала свой ум учением". Читала она не только комедии, оперы, поэмы, но и книги по истории, и большое количество политических журналов и памфлетов. Эта любовь к чтению передалась и Софье, только Софья читает трогательные книги, она часто плачет, читая их. "Многие места так трогательны и чувствительны, что я не раз плакала, читая... Я люблю нежные чувства и охотно готова платить за них слезами". Отсюда чувствительность, нежность и искренность характера Софьи.

Пользуясь беседами и наставлениями тетки, Софья также прекрасно научилась светскому обращению.

"Все природные дарования Софьи были еще развиты и усовершенствованы искусством...". Софья очень любила музыку. Она играла на клавикордах, "была отличной музыкантшей", у нее был замечательный вкус (она любила только "утонченнейшие произведения мистера Генделя") и "время от времени она пробовала привить ему [отцу] собственные вкусы". Искусство наделило Софью еще большим изяществом и утонченностью характера.

Сквайр Вестерн - типичный деревенский помещик, грубый, обожающий охоту, деспотичный, но все же способный вызвать дружескую усмешку. По отношению к дочери сквайр придерживается такой точки зрения: "...я имею на нее все права, потому что я вскормил ее и вспоил... разве я не вправе руководить своей родной дочерью?". Но несмотря на это, Вестерн безусловно любит свою дочь, и Филдинг постоянно говорит об этом ("... он любил Софью так горячо, что боязнь малейшего грозящего ей несчастья мгновенно повергала его в трепет", мистер Вестерн "был нежно любящим родителем".) Сквайр воспитывал дочь в доверии, доказательством тому служит хотя бы тот факт, что он позволял ей общаться с Томом Джонсом, незаконнорожденным молодым человеком.

Что же касается ее отношений с миссис Вестерн, то "нельзя представить себе двух человек, столь диаметрально противоположных друг другу во всех отношениях". Они постоянно ругались. Миссис Вестерн обвиняла сквайра в том, что он "не так" воспитал дочь ("все это ваших рук дело..."; вы знаете, что все ее воспитание шло вразрез с моими советами..."; "это вы, братец, вашим бестолковым поведением уничтожили все семена, брошенные мной в ее нежную душу".)

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

В комедии "Горе от ума" изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. "Век нынешний" стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а "век минувший" пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии "Горе от ума". О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии "Горе от ума" - один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья - причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из "Горе от ума". Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что "ученье - вот чума", что в нем "прок не велик". В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян "века минувшего".

Почему Софья увлеклась Молчалиным?

Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители "века минувшего", в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, "злые языки страшнее пистолета", то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее, образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины - как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Трагический образ героини

Софья в произведении "Горе от ума" - наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна ("Горе от ума") воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

"Мильон терзаний" Софьи

Безусловно, велика роль Софьи ("Горе от ума"). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается "мильон терзаний". К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин - недостойный человек, как выясняется в финале произведения "Горе от ума".

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.