Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея. Внутренняя красота человека — аргументы ЕГЭ Какая проблема в произведении дориан грей

Играя на гармошке, принадлежавшей погибшему командиру, Василий Теркин воодушевляет солдат. Люди оживляются, танцуют. На музыку они идут как на огонь. Музыка помогла человеку пережить многое в военное время. Песни придавали моральных сил, поднимали настроение. А значит, приближали победу.

К.Г. Паустовский "Старый повар"

Вольфганг Амадей Моцарт, великий музыкант, играет умирающему старому повару на клавесине. Музыка позволяет слепому человеку увидеть и почувствовать лучшие моменты его молодости. Великолепная игра на клавесине рисует пейзажи, сменяет времена года, возвращает старого повара к его первой встрече с женой Мартой. Сила музыки удивительна, великолепна. Музыка может повернуть время вспять и воскресить значимые для человека события.

О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет для Дориана Грея, невероятно красивого молодого человека. Лорд Генри Уоттон говорит юноше, что красота его не вечна. Тогда Дориан произносит желание, которое в будущем изменит всю его жизнь: молодой человек желает, чтобы великолепный портрет старел вместо него. Желание сбывается. Дориан Грей совершает безнравственные поступки, понимая, что это никак не отразится на нем внешне. На портрете же уже изображено ужасное чудовище, напоминающее юношу. Великолепный портрет оказал негативное влияние на Дориана Грея. Сила искусства сделала этого человека аморальным, безнравственным и жестоким.

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Английский писатель, поэт, драматург Оскар Уайльд прожил недолгую и трагическуя жизнь. Его творчество наиболее полно и талантливо отбивает художественно-философское течение – эстетизм, который возник в Англии в 70-90 годах XIX века. Поборники эстетизма отстаивали принципы “искусства для искусства” и считали, что литература не должна выполнять моральную миссию, учить добру, справедливости, что она равнодушна к проблемам добра и зла. Искусство должно служить красоте.
Теоретические принципы эстетизма отобразились в романе “Портрет Дориана Грея”. В центре внимания автора – три персонажа: художник Базил Холлуорд, который превыше всего ценит искусство, его друг лорд Генри, порочный и циничный аристократ и молодой, очень красивый юноша Дориан Грей. Действие романа начинается из того, что лорд Генри приходит в мастерскую Базила Холлуорда, где художник работает над портретом юного красавца. В скором времени появляется и сам натурник Дориан Грей. Он с увлечением слушает циничные разговоры лорда Генри. Любовь к себе – это единый роман, который длится вся жизнь. Так определяет свое жизненное кредо “король парадоксов”. Работу над портретом закончено, он поражает всех своим совершенством. С увлечением смотрит на него Дориан Грей и говорит: “Если бы портрет изменялся, а я мог оставаться таким, как я есть”. Растроганный художник дарит портрет натурщику. Лорда же Генри поражает красота самого юноши, и он предлагает Дориану принять участие в развлечениях вместе с ним. Художник старается предостеречь юношу, но напрасно, Дориан обращается к светской жизни. Он влюблен в молодую актрису Сибилу Вейн, которая вдохновенно играет роли в выдающихся пьесах, но в бедном театре. Дориан и Сибила решают пожениться. Юноша приглашает на спектакль с участием невесты своих друзей. Девушка в захвате от своего чувства, и ей кажется, что играть любовь на сцене напрасно. Роль Джульетты в спектакле, который пришли смотреть Холлуорд и лорд Генри, она проваливает. Художник сочувствует юноше, лорд цинично шутит. Дориан кричит своей невесте: “Вы убили мою любовь!”. Ему казалось, что искусство и реальность имеют неразрывную связь. Всю ночь блуждает он улицами Лондона, а на утро решает помириться, но узнает, что его слова привели к самоубийству Сибилы. Дориан смотрит на свой портрет и с ужасом замечает, что на обрисованном лице появилась первая резкая морщина. Дальше Уайльд в одной главе рассказывает о 20 лет жизни героя. Это история влюбленности в свою красоту и упадка души. Дориан давно уже спрятал портрет, так как со временем прекрасное лицо превратилось на безобразное лицо сластолюбивого старца. Дориан предъявляет обвинение художнику в том, что произошло с его душой, и в припадке ярости убивает Базила Холлуорда, а своего компаньона, шантажируя страшной тайной, принуждает растворить тело художника в азотной кислоте. На портрете отбивается и это страшное преступление. Дориан Грей завидует всем, даже своему компаньону, который нашел в себе силы покончить жизнь самоубийством, даже лорду Генри, цинику, тонущему в пороках, но который считает, что любое преступление – вульгарность. Дориан бросается на портрет, стремясь уничтожить его. Слуги находят тело безобразного старца, одетого в одежду Дориана, рядом с портретом, на котором изображенный прекрасный юноша.
Уайльд отстаивает высшую силу искусства. Реальная жизнь может быть отвратительной, искусство же воссоздает красоту, сохраняет ее, оно не подвластное ни времени, ни моральным законам.

Сочинение по литературе на тему: Проблематика романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”

Другие сочинения:

  1. За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда – уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто Read More ......
  2. “Портрет Дориана Грея” – роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этот роман написан в конце ХIХ в., он по своей проблематике и идеологии целиком принадлежит ХХ в., а по художественному языку – европейскому символизму, а тем самым модернизму Read More ......
  3. В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона – эстета-эпикурейца, “Принца Парадокса”, по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа Read More ......
  4. В своем романе “Портрет Дориана Грея” Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению Read More ......
  5. Роман “Портрет Дориана Грея” О. Уайльдом был написан в 1891 году. Это произведение есть эстетичной концепцией мировосприятия автора. Наиболее полно она раскрывается в предисловии, где сконцентрировано двадцать пять афоризмов. Предисловие и само содержание романа составляют своеобразный диалог, в котором находит Read More ......
  6. Удивительно, как произнесенные нами слова или мысли влияют на нашу жизнь. Как говорят суфии, мир подобен куполу: он отражает то, что вы говорите под ним, и отвечает вам тем же…”. Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, Read More ......
  7. влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона, превращается в себялюбца и искателя удовлетворений. Постепенно человек и портрет будто обмениваются ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается извне неизменяемым, а вместо него стареет картина, на которой время, страсти и недостатки модели Read More ......
  8. Оскар Уайльд жил в плену собственных противоречий: то он сторонник “чистого искусства”, то борец за его подччнение высоким этическим идеалам. Роман “Портрет Дориана Грея” (1891) был задуман, судя по предисловию автора, как апофеоз’ искусства, стоящего над жизнью, как гимн гедонизму Read More ......
Проблематика романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Вайльд освещает важные проблемы, связанные с культурным, социальным и межличностным аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Вайльд через созданные им художественные образа раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Безила, искусство - это определенное зеркало людской души, оно отбивает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном миру зображуванихлюдей.


Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всего грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой вернулась к первоначальному виду


В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное зломсерце.


Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не весьма проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибилли Вейн он с большим бременем на сердце размышлял о своем отношении к девушке, которое привело до трагического конца. Однако, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь выполнила свою последнюю роль актрисы


Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошо и чистое сердце, на эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Вайльд подчеркивает мысль, которая только совесть способна контролировать жизнь человека, ее поступки и хоть не исправлять их, но ставить в укор за них. Человек живой до тех пор, пока живая ее совесть, которая способна уничтожим только она самая


Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенный уже тем, что похожий на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления


О чем же роман? Прежде всего о том, какой связи между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через самую манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятие. Каждый из героев - воплощение какого-то бока искусства, прекрасного. Безил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасным, как самое искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои осуществляют поступки, которые нельзя считать за прекрасные. Наиболее ярко мыслит лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума. Так раскрывает Уайльд мысль о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может завести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего, кроме самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а самовивищення, утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные принципы, которые держат человечество, и парадокс здесь неуместный, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимое. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, то есть не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дорианови.


О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимое искупление человеческих грехов, потому что мораль и красота составляют гармонию?

Роман «Портрет Дориана Грея» - крупнейшее произведение Оскара Уайльда, в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя.

*Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в роковой судьбе героя. В один из дней художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея, и в этот портрет влюбляется сам Дориан. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, - молодости. С Дорианом знакомится непревзойдённый остроумец Генри Уоттон, в котором мы узнаём черты самого Оскара Уайльда.

Дориан Грей попадает под влияние лорда Генри, поддаётся его речам о всесилии красоты, о неподвластности её каким-либо законам. Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала порочной, лживой и грязной. Портрет становится совестью Дориана Грея. Он прячет его от глаз людей в отдельную комнату, запираемую им лично на ключ. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью были невыносимо мучительны для Дориана. В один из дней он всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля его порочной жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет). Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты. А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.

Дориан Грей - юноша, наделенный невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нем сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Бэзил Холлуорд - художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека.

Лорд Генри - аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на все викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.



Сибила Вэйн - актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своем выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность ее мира, где она не жила, а только играла. С любовью в ее душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к ее гибели.

Джеймс Вэйн - брат Сибилы, моряк.

После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа - судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру - это философский роман, написанный в декадентском стиле.

Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы. Большое влияние оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а так же и герой, которому позволено все. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот ». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно уникальное, стоящее особняком в литературе произведение. В нем поставлены вечные вопросы человечества -о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха.

Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» очень многопланова, стоит также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда занимает проблема соотношения искусства и действительности. Для Уайльда, искусство стоит выше жизни. Эта идея получила выражение в той роли, которую играет в произведении портрет героя. Облик живого Дориана не выражает сущности его порочной, развращенной натуры. Только на портрете видно, каков на самом деле Дориан. Таким образом, искусство вернее самой действительности выражает душу, сущность характеров и явлений.



В романе «Портрет Дориана Грея» можно также выделить конфликт гедонизма и аскетизма. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет – отшельник, чернец) – добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночество. Конечная цель аскетизма – достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами!

В романе «Портрет Дориана Грея» героями-гедонистами являются «теоретик Лорд Генри и «практик» Дориан Грей. Ужасная, развернутая до мельчайших подробностей, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Грейем имеет значение более широкое, чем кровавые подробности криминального романа: тривиальное, чисто английское убийство получает символистично-алегорическое значение: гедонист убивает аскета, наслаждение расправляется с Аскезой. Настоящий средневековый театр. Но оба действующих лица этого кровавого фарса – преступные и антигуманные – разрушающие душу и проливающие кровь. А идеал жизни – его золотую середину – нужно искать в другом месте, среди других идей, в гармоничном единстве чувственно-физической и интеллектуальной жизни личности.