Рисованный лубок старообрядцев в собрании исторического музея. Книга Е.И. Иткиной «Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. Произведения Московского центра

Статья о "предтечах" комиксов на Руси - лубках.

С 16 апреля по 26 июня в Государственном музее истории религии проходила выставка «Азбука духовная. Старообрядческий рисованный лубок» . На выставке, представлено принадлежащее Музею истории религии уникальное собрание старообрядческого рисованного лубка XVIII-XIX вв.

В составе экспозиции также входят старообрядческие рукописные книги, иконы поморского письма, предметы декоративно-прикладного искусства: медное литье, резьба по дереву, шитье - более 100 экспонатов представляющих религиозные традиции и культуру старообрядчества.

Основу музейного собрания старообрядческих лубков составляют памятники, поступившие в музей в 1939 г. из коллекции В.Г. Дружинина - известного исследователя старообрядчества. Дружинин, по существу, стал первым, кто сумел увидеть в изделиях отдаленных северных скитов произведения искусства, составляющие неотъемлемую часть отечественной материальной культуры.

Большинство представленных на выставке произведений - работы мастеров одного из крупнейших центров старообрядцев-беспоповцев Выговской поморской пустыни. Возникший на рубеже XVII-XVIII вв., монастырь стал идейным и культурным центром старообрядцев поморского согласия - «поморским Иерусалимом». Здесь в первой четверти XVIII в. зародилось искусство рисованного лубка.

Возникновение этого своеобразного вида народного творчества было связано с настоятельной потребностью идеологов старообрядчества в популяризации идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «древлему благочестию». Потребность в наглядной апологии способствовали поискам соответствующей формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы, которые отвечали этим требованиям - лубочные картинки, соединявшие на одном листе текст и изображение, слово и образ.

Поскольку техника печатного лубка была для старообрядцев недоступна вплоть до начала XX в., то в их среде стало развиваться искусство рисованных картинок. Их обычно вешали на стенах домов или молелен.

Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати - он целиком исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Художники работали жидкой темперой по предварительно нанесенному легкому карандашному рисунку. Тематика рисованных картинок, представленных на выставке, весьма разнообразна. Среди них есть портреты настоятелей Выговской обители, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопения, настенные календари-святцы. Искусство рисованного лубка в историко-культурологическом аспекте стоит в одном ряду с такими видами народного творчества, как гравированный лубок, книжная миниатюра, роспись по дереву.

В состав выставки вошли шедевры музейного собрания - лубки, созданные на Выге в 1800-х - 1830-х гг., когда искусство рисованных картинок достигло наивысшего расцвета - и другие уникальные памятники старообрядческой культуры.

В их числе - живописное полотно неизвестного художника «Спор о вере». Картина создана на основе аналогичного лубочного рисунка, изображающего отличия в обрядах между старообрядцами и «никонианами».

Выставка «Рисованный лубок старообрядцев»

В Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открылась выставка «Рисованный лубок старообрядцев ». В экспозиции представлено около 90 работ из собрания Государственного Исторического музея . Пласт этой народной культуры мало известен даже специалистам.

В отличие от массового печатного лубка, где даже раскраска не носила индивидуального характера, а была поставлена «на поток», рисованный лубок исполнялся мастерами вручную от начала и до конца. Нанесение рисунка, его иллюминирование, написание заглавий и пояснительных текстов — все это даже в рамках канона отличалось импровизационной неповторимостью. Самой распространенной художественной техникой при изготовлении лубочных картинок был контурный рисунок с последующей раскраской его жидко разведенной темперой. Мастера пользовались красками, приготовленными на яичной эмульсии или камеди.

Изучение всего массива рисованных лубочных картинок показывает, что его авторами, как правило, были жители старообрядческих монастырей, северных и подмосковных деревень. Производство рисованных настенных листов было сосредоточено по большей части на севере России — в Олонецкой , Вологодской губерниях , в отдельных районах на Северной Двине , Печоре . Одновременно рисованный лубок существовал в Подмосковье , в частности в Гуслицах , и в самой Москве .

Раскол русской церкви и преследование приверженцев старой веры вынудило многих покинуть родные места, бежать из центра России на окраины. Средоточием духовной жизни преследуемых старообрядцев стали монастыри. Осознание своей ответственности за сохранение «древлецерковного благочестия» наполняло особым смыслом всю культурную деятельность тех, кто строил практически заново свой мир на необжитых местах. Настоятельная потребность в разработке и популяризации определенных идей, защита постулатов веры отцов и дедов стали главными стимулами в поисках выразительных средств для их распространения и поддержания стойкости своих сторонников.

Распространение в среде старообрядческого населения Севера и центра России искусства рисованного лубка преимущественно религиозно-нравственного содержания диктовалось внутренними потребностями. Просветительские задачи, желание нести духовное назидание побуждало к поискам соответствующей изобразительной формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы произведений, которые могли удовлетворить эти нужды, — религиозные лубочные картинки. Их характер, соединяющий в себе изображение и текст, специфика их образного строя, впитавшая жанровую трактовку традиционных для древнерусского искусства сюжетов, как нельзя более соответствовали тем целям, которые поначалу вставали перед старообрядцами.

Иногда художники прямо заимствовали те или иные сюжеты из печатного лубка, приспосабливая их для своих нужд, но чаще разрабатывали тематику самостоятельно, используя лишь сам тип и образный строй настенной картинки. Содержание рисованного лубка довольно разнообразно: в первую очередь это изображения старообрядческих монастырей и портретные листы деятелей староверия, большое число иллюстраций к апокрифам на библейские и евангельские сюжеты, к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопений, настенные календари-святцы. Назидательное чтение, поучения о нравственном поведении — одно из важных направлений в тематике рисованного лубка.

Сообщает, что в четверг 21 декабря 2017 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки откроется выставка «Рисованный лубок старообрядцев». В экспозиции будет представлено около 90 работ из собрания Государственного Исторического музея.

Рисованный лубок – сравнительно мало известная линия развития народного творчества XVIII-XIX веков, знакомство с которой представляет несомненный интерес как для знатоков, так и для любителей. Выставка дает полное представление о своебразии и художественных особенностях этого редкого вида памятников, стоящего в близком ряду с такими видами творчества, как живописный и гравированный лубок, с одной стороны, и с росписью на мебели, прялках, сундуках и искусством украшения рукописных книг, – с другой.

В отличие от массового печатного лубка, где даже раскраска не носила индивидуального характера, а была поставлена «на поток», рисованный лубок исполнялся мастерами вручную с начала и до конца. Нанесение рисунка, его иллюминирование, написание заглавий и пояснительных текстов – даже в рамках канона отличалось импровизационной неповторимостью. Самой распространенной художественной техникой при изготовления лубочных картинок был контурный рисунок с последующей раскраской его жидко разведенной темперой. Мастера пользовались красками, приготовленными на яичной эмульсии или камеди.

Изучение всего массива рисованных лубочных картинок показывает, что его авторами, как правило, были жители старообрядческих монастырей, северных и подмосковных деревень. Производство рисованных настенных листов было сосредоточено по большей части на севере России – в Олонецкой, Вологодской губерниях, в отдельных районах на Северной Двине, Печоре. Одновременно рисованный лубок существовал в Подмосковье, в частности в Гуслицах, и в самой Москве.

Раскол русской церкви и преследование приверженцев «старой веры» вынудило многих покинуть родные места, бежать из центра России на окраины. Средоточием духовной жизни преследуемых старообрядцев стали монастыри. Осознание своей ответственности за сохранение «древлецерковного благочестия» наполняла особым смыслом всю культурную деятельность тех, кто строил практически заново свой мир на необжитых местах. Настоятельная потребность в разработке и популяризации определенных идей, защита постулатов «веры отцов и дедов» стали главными стимулами в поисках выразительных средств для их распространения и поддержания стойкости своих сторонников.

Распространение в среде старообрядческого населения Севера и центра России искусства рисованного лубка преимущественно религиозно-нравственного содержания диктовалось внутренними потребностями. Просветительские задачи, желание нести духовное назидание побуждало к поискам соответствующей изобразительной формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы произведений, которые могли удовлетворить эти нужды, – религиозные лубочные картинки. Их синкретический характер, соединяющий в себе изображение и текст, специфика их образного строя, впитавшая жанровую трактовку традиционных для древнерусского искусства сюжетов, как нельзя более соответствовала тем целям, которые поначалу вставали перед старообрядцами.

Иногда художники прямо заимствовали те или иные сюжеты из печатного лубка, приспосабливая их для своих нужд, но чаще разрабатывали тематику самостоятельно, используя лишь сам тип и образный строй настенной картинки. Содержание рисованного лубка довольно разнообразно: в первую очередь это изображения старообрядческих монастырей и портретные листы деятелей раскола, картинки с обоснованием «правильной» церковной обрядности, большое число иллюстраций к апокрифам на библейские и евангельские сюжеты, к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопений, настенные календари-святцы. Назидательное чтение, поучения о нравственном поведении – одно из важных направлений в тематике рисованного лубка.

История старообрядческого рисованного лубка насчитывает немногим более 100 лет. Исчезновение в начале XX века искусства рисованных картинок объясняется теми общими причинами, которые повлияли на изменение всего лубочного творчества.

Многие социальные факторы привели к трансформации всей системы народной культуры и неизбежной утрате некоторых традиционных видов народного искусства. У посетителей выставки есть уникальная возможность увидеть воочию лучшие образцы аутентичного рисованного старообрядческого лубка.

***

Вышла новая книга Е. И. Иткиной «Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея» . Узнала о ней от , за что очень ему признательна. С момента первого издания книги Иткиной в 1992 году прошло немало лет. Первая была странного формата — не то толстый блокнот, не то записная книжка. Держать в руках удобно, но формат рисованного лубка явно требовал другого размера издания.

К несомненным достоинствам новой книги следует отнести не только увеличенный формат, мелованную бумагу, хорошее качество полиграфической печати. Увеличился сам объем лубков, появилось четкое деление по центрам создания лубка. Иткина выделяет не только Выговский (Выгорецкий) центр, но и отдельно рассматривает листы, выполненные в «выговской манере». Появляются как самостоятельные главы Печорский, Северодвинский, Вологодский, Гуслицкий и Московский центры. Лубок И. Г. Блинова «Сказание о Мамаевом побоище» стал главой «Лист, выполненный в Городце». Есть и глава «Листы, не определяемые по месту изготовления». В общем, что и говорить, лично мне нравится, когда есть четкая структура издания и можно не путаться в географии культурных центров.

Но при первом же знакомстве с текстом меня насторожил небольшой объем. Сразу подумалось: неужели за двадцать пять лет не появилось серьезных разработок, позволяющих проследить не только искусствоведческие особенности рисованного лубка, но и связи с литературой старообрядцев, с культурой в целом? Иткина права, когда пишет, что «рисованному лубку старообрядцев посвящено незначительное количество публикаций » (с.5). Она называет всего одного автора. Но разве статьи З. А. Лучшевой — это все? Не больше, чем в первой книге, написано о Выговском центре. Да, Иткина указывает на работу Е. М. Юхименко о Выге, но и только. Ничего из этой книги «не пригодилось»? Ненамного больше текста об Усть-Цильме и Гуслицах, о которых за четверть века тоже появились публикации, статьи, монографии. А как же книга А. А. Плетневой «Лубочная Библия» , вышедшая в «Языках славянской культуры» в 2013 году? А труд Н. А. Морозовой «Книжность староверов Эстонии» , разве она не затрагивает тему старообрядческого лубка? Ну, про книгу Алексея Гудкова «Иван Гаврилович Блинов: "книжных дел мастер" из Городца: к 70-летию со дня кончины» (Коломна, Лига, 2015), о которой мы писали рецензию, автор явно не знает, указав только на статью А. Я. и В. А. Горячева «Старообрядцы Городца — хранители русской книжной культуры» , вышедшую в сборнике «Мир старообрядчества» в 1992 г. А, может, это не случайность, что указываются старые издания? Самая «поздняя» статья — это статья Е. А. Агеевой и Е. М. Юхименко «Лексинский скрипторий в 20-30-е гг. XIX в.» (2013 г.). За счет почерпнутых из нее сведений чуть увеличился объем сведений о старообрядческом лубке Выго-Лексинского общежительства. В частности, мне показался интересным факт, что старообрядческий лубок — дело, как правило, женских рук.

Целый разворот новой книги Иткиной посвящен лубкам А. Е. Бурцева , которые, увы, не сохранились. Автор подробно пишет о них, о композиции и сюжетах, при этом иллюстрации маленькие, черно-белые, на них с трудом можно разглядеть что-то еще кроме фигур протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Одно из двух: или надо было дать больше изображение, оправдывая подробное описание потерянных лубков, или не писать о том, чего в ГИМе не хранится. Ведь это каталог собрания музея, а если лубки утеряны, то и писать нужно в отдельной публикации, но никак не в каталоге. Но это мой субъективный взгляд.

Чего лично мне не хватало в тексте, предварявшем каталог? Мне хотелось бы больше прочесть о связи лубков со старообрядческой литературой. Это есть, но не везде. Иткина отмечает, что популярный в старообрядческой среде лубок «Душа чистая» связан с поучением Аввы Дорофея, но ничего не говорит о связи лубка «Изображение некоторых атрибутов обрядности и символики…» с самым знаменитым сочинением Выговской пустыни — «Поморскими ответами». Как бы уравновешивая недостаток выявления связей с литературой одного центра, автор уделяет много внимания другому. Вот, например, Вологодский центр. Иткина пишет, что в «случае с вологодской школой появилась редкая возможность узнать имя художника » (с. 17). Этим автором явилась Софья Каликина , которая десятилетней девочкой создала свои лубки, привезенные затем в ГИМ историко-бытовой экспедицией в 1928 г. Причем история Софьи — не единственная, есть и другие случаи причастности детей к рисованию лубка. Но сведения о С. Каликиной есть и в старом издании, если читать внимательно.

Каждый исследователь имеет право выдвигать свои версии и предположения. Однако научная версия должна быть обоснованной. Поэтому странным показалось то, что Иткина Московский центр связывает именно с Преображенским кладбищем. Позволим себе большую цитату:

«Шестым локальным центром, с которым связано распространение рисованного лубка, является Москва. Известно, что с конца XVIII века здесь существовал крупнейший старообрядческий центр федосеевского согласия — Преображенское кладбище, где развивались традиции позднего иконописания, а в расположенных неподалеку от монастыря мастерских Лефортовской части для единомышленников отливались медные кресты, образки и т. д. Прямых доказательств того, что какие-то конкретные настенные листы были выполнены именно в стенах Преображенского центра, не существует, но такое вполне возможно» (с. 19).

Из чего эта возможность следует? С таким же успехом можно написать, что шестым локальным центром, с которым связано распространение рисованного лубка, является Москва. Известно, что с конца XVIII века здесь существовал крупнейший старообрядческий центр поповского согласия — Рогожское кладбище . На Рогожке жили монахини, были приюты для престарелых женщин, они тоже вполне могли рисовать лубки. Как знать? На мой взгляд, непроверенную версию не надо озвучивать. Может быть, конечно, чутье исследователя подсказывает, что это именно Преображенка, но нет доказательств, нет и публикации.

Далее. Я ожидала, что те замечательные тексты, которые являются неотъемлемой частью лубочных картинок, будут опубликованы. Особенно было обидно, когда на листе с каталожным описанием осталось много места, а текст буквально обрезан. Например, на странице 80 дано описание лубка «Душа чистая»: «Конец XVIII века. Неизвестный художник. Надписи и тексты: вверху слева ДУША ЧИСТАЯ; справа текст в восемь строк Душа чистая стоит аки невеста…гии терпети доброты ея. Бумага с филигранью и т.д. А как бы хотелось прочесть: «Душа чистая стоит аки невеста украшена имея на главе своей венец царскии, луна под ногами ея, молитва изо уст аки пламень на небо восходит постом льва связа смирением змия уроти слезами пламень огненыи погаси, дьявол паде на землю и не могии терпети доброты ея ». Весь сюжет лубка — в этих немногих строках! И это касается почти всех лубков с текстами.

Иткина сама указала на то, что тексты очень важны, особенно для гуслицкой школы. Вот в «Иллюстрации к поучению Иоанна Златоуста о крестном знамении» (с. 198-199) также дается обрезанный на полуслове текст, являющийся ключевым в конкретном лубке. Правды ради надо сказать, что центральный текст этого лубка опубликован на следующем развороте. Однако в каталожном описании нет ни верхних текстов, поясняющих три рамочных сюжета, ни нижнего. Даже упоминания об этих текстах нет. Может быть, я и придираюсь, но от чистого сердца, — хочется видеть хорошую книгу еще лучше.

И последнее. Как и свою первую книгу 1992 года, Иткина заканчивает новое издание так, как будто рисованный лубок — дело далекого и безвозвратного прошлого: «История старообрядческого рисованного лубка насчитывает немногим более ста лет. Исчезновение в начале ХХ века искусства рисованных картинок объясняется общими причинами… ». И дальше автор сообщает о появлении типографии Г. К. Горбунова , которая своими дешевыми тиражными картинками вытеснила произведения ручной работы. Грустно это читать. Староверы поповской и беспоповской ветви знают о творчестве замечательного и самобытного художника Павла Варунина , который если не возродил традицию рисованного лубка, то уж точно не дает этому жанру искусства умереть окончательно. Как говорится, ради одного праведника стоит город. Можно пожелать ему творческих успехов, а Иткиной — не хоронить старообрядческое традиционное искусство раньше времени. Оно, время, покажет…

Настенные картинки, или рисованные лубки - одна из разновидностей народного изобразительного творчества. Его возникновение и распространение приходится на середину XVIII и XIX вв., когда такие виды народного искусства, как роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок, уже прошли определенный путь развития.

И неудивительно, что искусство рисованных настенных картинок впитало в себя некоторые готовые формы и уже найденные приемы. Своим появлением рисованный лубок обязан . Испытывая настоятельную потребность в обосновании истинности своей веры, старообрядцы, наряду с перепиской сочинений своих апологетов, пользовались наглядными способами передачи информации, в том числе рисованием настенных картинок.

Произведения старообрядческих художников были предназначены для круга единомышленников и являлись вначале искусством «потаенным». Однако по своему нравственному и просветительному смыслу искусство рисованного лубка оказалось гораздо шире, наполнилось высокой духовностью общечеловеческих ценностей, стало особой страницей в истории народного изобразительного творчества.

Самые ранние из дошедших до нас листов, выполненных в Выго-Лексинском общежительстве, датируются 1750 - 1760-ми годами. Рисовальщики, как правило, формировались из среды выговских иконописцев, художников-миниатюристов, переписчиков книг. Осваивая новое для себя искусство, эти мастера привносили в него традиционные, хорошо известные им приемы. Художники работали жидкой темперой по предварительно нанесенному легкому рисунку. Они пользовались растительными и минеральными красками, вручную разводимыми на яичной эмульсии или камеди. (Сильно разведенная темпера позволяет работать в технике прозрачной живописи, подобно акварели, и дает в то же время ровный кроющий тон.)

Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати - он целиком исполнялся от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов - все производилось самим художником. Тематика рисованных картинок весьма разнообразна. Среди них есть листы, посвященные некоторым событиям исторического прошлого России, портреты деятелей старообрядчества, изображения монастырей (особенно поморского безпоповского согласия), иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопения, настенные календари-святцы.

Многие многосюжетные композиции строились по принципу последовательного рассказа о событиях: это листы, иллюстрирующие Книгу Бытия, где рассказывается история Адама и Евы, а также картинка «Разорение Соловецкого монастыря» - о расправе с монахами, выступившими в защиту дониконовских богослужебных книг (1668 - 1676 годы).

Большое место в искусстве рисованного лубка занимают картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников. В них трактуются темы добродетельных и порочных поступков людей, нравственного поведения, смысла человеческой жизни, обличаются грехи, рассказывается о посмертных муках грешников. В этом отношении интересен сюжет «Аптека духовная», к нему художники обращались неоднократно.

Аптека духовная. Выг, конец XVIII - начало XIX в.

Смысл притчи, заимствованной из сочинения «Лекарство духовное», - излечение от грехов с помощью добрых дел.

Самыми распространенными были сюжеты с назидательными изречениями, полезными советами, так называемыми «добрыми друзьями» человека. Все сентенции этой группы картинок («О добрых друзьях двенадцати», «Древо разума») заключены в орнаментированные круги и помещены на изображении древа.

Древо разума. Лекса, 1816 г.

Духовные стихи и песнопения также часто размещались в овалах, в обрамлении гирлянды цветов, поднимающейся из поставленных на землю вазона или корзины.

Особой любовью пользовался у художников духовный стих на сюжет притчи о блудном сыне: помещенный в центр листа овал с текстом стиха обрамлялся сценками, иллюстрирующими события притчи.

Притча о блудном сыне. Фрагменты. Лекса, первая половина XIX в.

Художественная манера оформления рисованных картинок и приемы украшения рукописей, изготовлявшихся в выговской книгописной мастерской, выявляют стилистическую близость в почерках текстовых частей, в оформлении заглавий, больших букв-инициалов, в цветовом решении определенных групп листов, в орнаментике.

Однако важно обратить внимание и на те различия, которые существуют в работе художников-миниатюристов и мастеров настенных картинок. Палитра художников рисованных листов значительно разнообразнее, цвет в картинках, как правило, делается более открытым, сочетания - более контрастными. Мастера прекрасно учитывали декоративное назначение картинок, их связь с плоскостью стены. В отличие от рассчитанной на индивидуальное общение с книгой на близком расстоянии, привычной для рукописей дробности и фрагментарности иллюстраций, лубочные художники оперировали уравновешенными и законченными построениями больших листов, воспринимаемыми как единое целое.

Возрасты жизни человеческой. Выг, середина XIX в.

Но в манере письма, в отдельных приемах создатели рисованных картинок зависели и от высокого искусства иконописания, процветавшего на Выгу. Мастера лубочных картинок заимствовали у иконописцев праздничное звучание колорита, склонность к чистым прозрачным краскам, любовь к тонкой миниатюрной живописи, а также отдельные характерные приемы рисунка почвы, растительности, архитектурных деталей.

Смерть праведника и грешника. Выг, конец XVIII – начало XIX в.

Рисованный лубок, как уже отмечалось выше, - это особая страница в истории народного изобразительного искусства. Он являет как бы синтез традиций народной картинки, древнерусской культуры и крестьянского искусства. Опираясь на высокую культуру древнерусской живописи и особенно рукописной книжности, представлявшую для них не мертвую архаику, а живое полнокровное искусство, ту почву, которая постоянно питала их творчество, художники рисованных картинок «переплавили» форму печатных лубочных листов, которая служила им отправной точкой, образцом, в иное качество.

Именно синтез древнерусских традиций и лубочного примитива имел своим результатом появление произведений новой художественной формы. Древнерусская компонента в рисованном лубке представляется едва ли не самой сильной. В ней нет стилизаторства или механического заимствования. Не принявшие нововведений старообрядческие художники опирались на привычные, взлелеянные исстари образы, строили свои произведения по принципу иллюстративного выражения отвлеченных идей и понятий. Язык символов и иносказаний был им знаком и понятен. Согретая народным вдохновением, древнерусская традиция даже и в позднее время не замкнулась в условном мире. В произведениях она воплощала для зрителей светлый мир человечности, говорила с ними возвышенным языком искусства. Наряду с этим рисованные листы имели в основе ту же изобразительную систему, что и народные лубочные картинки. Они строились на понимании плоскости как двухмерного пространства, выделении главных персонажей способом увеличения, фронтальном размещении фигур, декоративном заполнении фона, на узорно-орнаментальной манере построения целого.

Рисованный лубок полностью укладывается в целостную эстетическую систему, основанную на принципах художественного примитива. Развиваясь в среде крестьянских художников старообрядческого общежительства, рисованный лубок опирался на обширную разветвленную корневую систему. Крестьянская среда добавила к его художественной природе фольклорную традицию, фольклорные поэтические образы, всегда жившие в народном коллективном сознании. Наслаждение красотой мира, поэтическое, цельное отношение к природе, оптимизм, фольклорное обобщение - вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства. Подтверждение тому - весь образный и цветовой строй рисованных картинок.

Печать премудрого царя Соломона. Выг, середина XIX в.

Старообрядческие настенные листы - искусство, в котором как бы продолжали жить самосознание допетровской Руси, религиозное представление о красоте, особая духовность. И, несмотря на то, что оно стояло на службе традиционного уклада, не растворенного до конца в представлениях Нового времени, это искусство было живым: основывалось на глубинном религиозном чувстве, питалось мудростью древних книг и монастырской культурой. Через него как бы проходила нить преемственности от старых форм к новым формам народного искусства. Идеи красоты и нравственности одухотворяют искусство рисованных картинок и свидетельствуют об огромной духовной силе народного примитива.

Из книги «Русский рисованный лубок», автор Е.И. Иткина.