Презентация былины илья муромец и соловей разбойник. Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Былины об Илье Муромце в средних и южных частях России

Многообразие водорослей

Водоросли - очень древняя группа организмов на Земле. За время существования у водорослей возникло множество форм строения, особенностей в размножении и расселении на нашей планете. Всего насчитывают около 30 тыс. видов водорослей.

По особенностям строения и окраске таллома различают зеленые, красные, золотистые, бурые, диатомовые и другие водоросли.

Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К ним относят хлореллу, ульву, спирогиру, хламидомонаду, улотрикс .

В роде хламидомонада - более 500 видов. Почти все они обитатели мелких, хорошо прогреваемых и сильно загрязненных водоемов. Наряду с автотрофным способом питания все представители хламидомонады всасывают всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, способствуя очищению загрязненных вод. Такая способность этих водорослей позволяет использовать их в очистных сооружениях.

В прудах, озерах, заводях рек часто можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это - многоклеточная нитчатая водоросль спирогира . В слегка загрязненных водах морских побережий, например Черного моря, произрастает ярко-зеленая водоросль ульва , плоский волнистый таллом которой в ширину достигает 20 см. Многие народы используют ульву в пищу под названием "морской салат".

К отделу зелёных водорослей относятся и некоторые колониальные формы - вольвокс, эудорина, пандорина . Отдельные их клетки построены по типу хламидомонады, но при размножении клетки не расходятся, а срастаются своими оболочками или остаются соединёнными общей слизью. Они широко распространены в стоячих водоёмах, где также вызывают цветение воды. Наиболее высокоорганизован вольвокс. В его колонии уже наблюдается некоторая специализация клеток.

Если для зелёных водорослей обычной средой являются пресные водоёмы, то абсолютное большинство бурых и красных образуют настоящие леса и заросли именно в солёной воде. Живут они и в зоне приливов-отливов, где подолгу остаются без воды и переживают удары волн, и на довольно значительной глубине, куда почти не проникают солнечные лучи.

Интерактивный урок-тренажёр "Отдел Зелёные водоросли".

(Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

Бурые водоросли - это крупные, многоклеточные растения. Свое название получили из-за окраски таллома. В клетках этих водорослей помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты.

В большинстве своем бурые водоросли растут прикрепленными к твердому грунту или к другим водорослям, отличаясь этим от других водорослей. Для прикрепления к грунту им служат особые выросты слоевища - ризоиды , представляющие собой длинные корнеподобные разрастания. Бурые водоросли бывают однолетними и многолетними. Например, у ламинарии многолетними являются ризоиды и стволик, а длинная лентовидная (пластинчатая) часть таллома - однолетняя. Она ежегодно отрастает вновь от стволика.

Бурые водоросли могут размножаться вегетативно. С помощью двужгутиковых спор - бесполым путём. Из спор вырастают особи, на которых образуются половые клетки - гаметы. После оплодотворения зигота даёт начало водоросли, на которой будут образовываться споры. Следовательно, для бурых водорослей свойственно чередование двух поколений - полового и бесполого.

Бурые водоросли - один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океанов и морей.

В их зарослях, подобных подводному лесу, укрываются, находят пищу и кислород многочисленные животные. Многие бурые водоросли идут в пищу человеку, используются в промышленности, применяются на корм скоту и как удобрение.

Красные водоросли , или багрянки. Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок - от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой. Это очень древняя группа водорослей. Поэтому они имеют некоторые отличия от других, более «молодых»отделов. По длине красные водоросли уступают бурым (не более 2 м). Сочетание разных пигментов багрянок придаёт им окраску от ярко-красной до голубоватой и жёлтой. Размножение красных водорослей (бесполое и половое) - процесс более сложный и многообразный, чем у других отделов. Багрянки удивительно приспособились к жизни в прибрежной зоне. Здесь они промываются не только морской, но и пресной водой, промерзают зимой, высыхают во время отлива. Но наступает прилив, и они оживают. Именно багрянки могут выжить на скалах, где постоянно действует прибой. Слоевище багрянок растёт много лет и имеет самые разные формы: пластинчатые, кустистые, нитевидные. Наиболее известна морская водоросль порфира . Размножается она только половым путём.

(Выполните все задания урока)

Значение водорослей в природе велико. Они поглощают солнечные лучи, проникающие на значительную глубину, и образуют органические вещества. При этом в воду выделяется кислород, а из воды поглощается углекислый газ.

Бурые водоросли - один из основных источников органического вещества в прибрежной зоне. Их биомасса может достигать десятков килограммов на квадратный метр. Заросли бурых водорослей служат укрытием, местом размножения и питания прибрежных животных. Они же создают условия для поселения других, более мелких водорослей. Чарльз Дарвин писал о макроцистисе грушевидном , который занимает то же положение в южных морях, что и ламинария в северных: «Эти огромные подводные леса я могу сравнить только с наземными лесами тропических областей. И всё-таки, если бы в какой-нибудь стране уничтожить лес, то не думаю, чтобы при этом погибло хотя бы приблизительно такое количество видов животных, как с уничтожением этой водоросли».

Человек широко использует водоросли. В медицине - раньше только для получения йода, а сейчас - при изготовлении заменителей крови, препаратов, способствующих выведению радиоактивных веществ из организма, в хирургии. Жители Японии и Дальнего Востока издавна используют в пищу ламинарию . Однако ещё большее значение приобрели сегодня эти водоросли в промышленности.

Из водорослей получают химические вещества, необходимые при изготовлении таблеток, диабетических продуктов; в производстве пластмасс, синтетических волокон, смол, красок, бумаги, взрывчатых веществ. Добавление их небольшого количества повышает качество долгохранящихся продуктов (консервов, мороженого, соков). Бурые водоросли используют в животноводстве и растениеводстве. Бурые водоросли содержат йод и другие микроэлементы, поэтому из них приготовляют кормовую муку - добавку в корм для сельскохозяйственных животных. Благодаря этому сокращается падёж скота, повышается продуктивность, в молоке и яйцах увеличивается содержание йода. Порфиру можно использовать в пищу. В Японии её специально разводят.

Красные водоросли идут на получение агар-агара. Его добавляют в хлеб, чтобы тот не черствел, из него изготовляют пастилу, желе, мармелад. Агар-агар - лучшая среда для выращивания микроорганизмов. Из агара делают капсулы и таблетки с антибиотиками, витаминами. Из красных водорослей получают йод. Из багрянок вместе с другими водорослями производят муку, которая идёт на корм скоту и как удобрение. Красные водоросли растут во всех морях Мирового океана, но особенно значительна их роль в тропиках, где они превосходят по численности бурые и зелёные водоросли. В жизни моря они играют роль, аналогичную бурым и зелёным.

Кроме многоклеточных, довольно крупных водорослей, в Мировом океане обитает огромное количество микроскопических водорослей. Вместе со спорами многоклеточных водорослей они образуют фитопланктон (от греч. phyton - растение и plankton - блуждающий). Он населяет поверхностные, хорошо освещённые слои воды. Это основной производитель органических веществ, начальное звено большинства пищевых цепей в водоёме.

В пресных водоёмах место красных водорослей и спор бурых в фитопланктоне занимают зелёные водоросли.

Водоросли - низшие растения, имеющие одноклеточное и многоклеточное строение. Низшими их называют потому, что их тело не дифференцировано на поглощающую и фотосинтезирующую части, как это наблюдается у всех других представителей царства растений. Водоросли - один из древнейших представителей организмов, гигантский источник кислорода, органических веществ и энергии для всего живого мира. Они содержат много ценных веществ, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей. Водоросли представляют собой большую ценность нашей планеты.

В рамках реализации новых образовательных стандартов в среднем звене, на уроках биологии 5 класс, активно реализуетс системно-деятельностный подход к обучению, с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ технологий и т.д.. Данный мастер-класс может быть использован как урок актуализации знаний или урок закрепления знаний.

Цель урока: изучить строение многоклеточных водорослей и их многообразие, а также значение для человека и в природе.

Задачи урока:

· познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей, их значением в природе и жизни человека;

· продолжить формирование умения работать с учебником;

· активизировать и интегрировать знания по смежным дисциплинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Многообразие водорослей и их значение в природе и жизни человека»

«Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа», - эти слова принадлежат учёному В.А. Обручеву.

Цель урока: изучить строение многоклеточных водорослей и их многообразие, а также значение для человека и в природе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей, их значением в природе и жизни человека;
  • продолжить формирование умения работать с учебником;
  • активизировать и интегрировать знания по смежным дисциплинам.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока: растения низшие, растения высшие, водоросли: зеленые, бурые, красные, слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор,

Деятельность учащихся: работа с текстом ииллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, работа с дидактическими карточками.

Оборудование: ИКТ персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный кинопроектор, презентация, таблицы с изображением водорослей, гербарии, морские водоросли, дидактические карточки, банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, агар-агар, йод.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада, что вы пришли сегодня на урок с хорошим настроением. Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете на уроке.

Обратите внимание что, у вас на столах лежат индивидуальные оценочные листы, в которых вы буде сегодня выполнять задания и выставлять себе оценки сами, подпишите их.

  1. Проверка знаний: работа в индивидуальных картах обучающегося.

Учитель:

Загадка: Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.
(Водоросли)

Почему водоросли относят к низшим растениям, объясните?

Какая наука изучает водоросли?

Почему водоросли называют «древнейшими»?

Задание №1. Ребята, выберите из предложенного перечня признаки, характерные для растений. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Встречаются повсеместно.
  2. Активно передвигаются
  3. Неподвижны
  4. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород-очищая воздух.
  5. Питаются за счёт фотосинтеза.
  6. Питаются готовыми органическими веществами.
  7. Бывают низшие и высшие.
  8. Тело может состоять из одной клетки или быть многоклеточным.
  9. Клетка покрыта оболочкой из целлюлозы.
  10. В цитоплазме содержится вакуоль с клеточным соком.

(Правильные: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) Max-8 баллов

Задание №2. Max – 5 баллов

  1. Наука о водорослях называется - ………(Альгология)
  2. …………. живут не только в воде, но и на суше. (Водоросли)
  3. Многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату при помощи - …..(ризоидов)
  4. Тело водорослей называется - ……..(слоевищем).
  5. Способ питания водорослей – ……….(фотосинтез).

(Правильные ответы: альгология, водоросли, ризоиды, фотосинтез, слоевище)

Задание №3 . Рассмотрите рисунок, найдите на нем водоросль. Почему это растение вы считаете водорослью? (2 балла за полный правильный ответ, 1 балл за частичный ответ)

  1. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Проблема: На столе учителя: банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, гербарные экземпляры водорослей.

Вопрос: что может объединять все эти предметы? (учащиеся высказывают свои предположения, но учитель предлагает вернуться к ответу на вопрос в конце урока?

Итак, тема нашего урока: «Многообразие водорослей и их значение в природе и в жизни человека».

2. Классификация водорослей:


Рис. 2 Хламидомонада

Рис. 3 Улотрикс

(1балл)

УЧИТЕЛЬ: - Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет нестоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом ), крепятся к субстрату с помощью ризоидов . Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать десятков метров (макроцистис 150-300м). (записываем схему (а) на доске, а учащиеся в тетрадях).

Теперь работаем по группам (класс предварительно разделён на три группы, назначены кураторы). Первая группа - стр.95-97 во время чтения и работой с рисунками дополняем таблицу примерами представителей зелёных водорослей. Вторая группа – стр.98 во время чтения дополняет примерами представителей бурых водорослей. Третья группа – стр. 98-99 во время чтения и работы с рисунками дополняет схему примерами зелёных, бурых и красных водорослей. На работу 3-4 минуты.

Царство Растения

Низшие Высшие

Водоросли

Одноклеточные Многоклеточные

Зелёные

(хламидомонада) Зелёные Бурые Красные

Хлорелла (Ульва) (Лаинария) (Порфира)

(5 баллов)

Работа по группа проверяется на интерактивной доске во время составления схемы.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (1,5 минуты)

3. Многообразие многоклеточных зеленых водорослей.

Обучающиеся слушают докладчиков и заполняют в таблице раздел «Что я знаю о значении водорослей?»

Учитель: Зеленые водоросли бывают одно- и многоклеточными, образуют нити, шаровидные колонии, листовидные структуры и т.д. Один из хорошо известных родов – плеврококк, одноклеточная водоросль, образующая зеленые налеты, часто наблюдаемые на коре деревьев. Самая крупная зеленая водоросль – морской салат (Ulva), макрофит листовидной формы. В процессе жизнедеятельности клетки делятся, и водоросль растет. В благоприятный период она размножается бесполым способом, а в неблагоприятный – половым, т.е. с помощью гамет.

УЧАЩИЙСЯ 1: Хлорелла – ветеран космической биологии: во время полётов в космос проводили опыты по очищению воздуха и переработки органических остатков в отсеках космических кораблей. Среди подвижных зелёных водорослей известен вольвокс, который открыл Антони Ван Левенгук и сравнил его со Вселенной.

Учитель: Так, у берегов Мексиканского залива, господствует ягодоносный саргассум. Во время шторма бушующие волны уносят его и передают течению Гольфстриму и несёт его далеко в океан. Длительный дрейф заканчивается вблизи Азорских островов, где растения накапливаются в спокойном море. Моряки боялись попадать в воды этого моря. О каком море идёт речь и какие водоросли его образуют?

4. Бурые и красные морские водоросли (сообщение учащихся). УЧАЩИЙСЯ 2: Бурые водоросли - в этой группе нет одноклеточных, все они образуют слоевища – от тонких нитей из одного ряда клеток до огромных (до 50 м!) полос и лент бурого и синевато-бурого цвета. Бурые водоросли - неподвижные, прикреплённые формы. Размножение вегетативное, бесполое и половое. Бурые водоросли живут в основном в море, за исключением нескольких пресноводных видов. Почти все бурые водоросли растут будучи прикрепленными к морскому дну, камням, другим водорослям. Лишь саргассы одного из районов Атлантики, окруженного кольцевым течением, свободно плавают на поверхности, поддерживаемые мелкими ягодообразными поплавками – пузырьками.

УЧАЩИЙСЯ 3: Большую пользу людям приносят водоросли ламинарии, известные в быту как морская капуста. Ее слоевище достигает в длину нескольких метров. Во многих странах Европы, Азии и Америки ламинарии используют в пищу, как корм скоту, и для промышленной переработки. Из них получают ценные препараты – альгинат, маннит, ламинарин. Особенно давно и широко используют ламинарию в Японии и Китае. Из нее делают овощную икру и пюре, салаты, консервы и даже... конфеты. Соли альгиновой кислоты – альгинаты могут связывать на единицу объема 300 объемов воды, образуя вязкий раствор. Альгинаты требуются при производстве мороженого, фруктовых соков, консервов, пластмасс, лаков и красок, они нужны в текстильной промышленности, книгопечатании, медицине, парфюмерии и даже в литейном деле. Не менее важен и другой продукт, получаемый из бурых водорослей, – шестиатомный спирт маннит. Он нужен и при лечении диабета, и при выделке кож, бумаги, лаков, красок. Делают из него и сильную взрывчатку. В морях южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – знаменитый грушеносный макроцистис. Общая длина его (по данным ученых) достигает от 150 до 300 м и больше.

УЧАЩИЙСЯ 4: Красные водоросли - многоклеточные, очень редко одноклеточные, сложного строения большинство из них – морские листовидные, кустистые или корковые макрофиты, обитающие ниже линии отлива. Красные водоросли донные растения, в планктоне не встречаются. Они проникают на большую (до 200 м) глубину. Причина теневыносливости красных водорослей – их фотосинтезирующие пигменты. Окраска водорослей зависит от глубины их обитания. На мелководье они желто-зеленого или голубоватого цвета, глубже розовеют, потом краснеют. Самый интенсивный красный цвет имеют на глубине более 50 м. Но так они выглядят, будучи вытащенными на поверхность, на прямой солнечный свет. Водолазы на дне видят их черными: ведь красные лучи поглощаются первыми метрами воды. Фотосинтез красных водорослей идет в синих лучах, наиболее глубоко проникающих в воду. Способы размножения красных водорослей разнообразны: деление слоевища, споры (без жгутиков). Половой процесс очень сложен.

УЧАЩИЙСЯ 5: Одну из живущих в Северном море водорослей – хондрус – в сухом виде издавна употребляют как лекарство при заболевании дыхательных путей. Из других багрянок добывают агар-агар, применяемый во всех микробиологических лабораториях мира для получения чистых культур микробов. Без него, впрочем, не обходятся и в пищевой промышленности, и даже при производстве кинофотопленки. Кондитеры и пекари добавляют в тесто небольшое количество агар-агара, чтобы дольше не черствели пирожные, бисквиты, хлеб. У некоторых красных водорослей слоевища сильно пропитываются известью, отчего они становятся похожими на кораллы. Многие коралловые рифы в значительной мере образованы именно этими отмершими водорослями. В отличие от кораллов они идут далеко на север, образуя в Баренцевом и Белом морях в местах с сильным течением красно-розовые корки на каменистом дне.

Учитель: Ребята, оцените свою работу по пятибалльной шкале. При оценке примите во внимание: на сколько для вас был интересен учебный материал; как часто вы отвлекались; все ли вам было понятно; принимали ли вы активное участие на данном этапе урока.

5. Значение водорослей в природе и жизни человека (6 мин.)

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника стр.99-101, ведут запись в тетради.

Значение водорослей:

«+»

Что я знаю о значении водорослей

« - »

Полезность водорослей.

Пища для водных животных.

Пища для человека.

Источник агар-агара

Лекарства.

Бумага.

Кали

Ппочвообразовательного процесса.

Источник йода.

Минеральные соли.

Клей, лаки, краски.

Причиняемый вред.

Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Засорение пляжей. Многие морские макрофиты во время штормов отрываются от субстрата и выбрасываются волнами и ветром на пляж, буквально заваливая его своей гниющей массой.

Гибель рыбы.

Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

После указанного времени учитель предоставляет правильные ответы на доске (Таблица в тетради). Исправляют ошибки и выставляют сами себе баллы за это задание - max – 5 балла.

  1. Закрепление-рефлексия.
  1. «Чёрный ящик». Каждой группе выносят Чёрные ящики, в которые помещены таинственные предметы, связанные с водорослями. Обучающиеся читают задание и угадывают, что лежит в ящике. За правильно отгаданную загадку выставляется 1 балл .

1 ящик (первой группе)–

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы. (ЙОД)

2 ящик (второй группе)–

Посмотрите! Под водой

Вырос целый сад.

Он накормит нас с тобой,

Попадёт в салат. (салат из морской капусты, банка с салатом )

3 ящик (третьей группе)-

Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (СОЛЬ)

  1. «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах. Обучающим предлагается составить по два вопроса и задать их друг другу. Первый вопрос о строении водоросли. Второй вопрос – о значении водорослей. Max. 2 балла.

Учитель: - Ребята сегодня на уроке мы познакомились с многообразием водорослей, их значением в природе и жизни человека и я думаю, что теперь вы готовы ответить на вопрос, заданный в начале урока, что может объединять все предметы, находящиеся на моем столе? (Ответ: они все изготовлены либо из водорослей, либо с использованием их продуктов)

Рефлексия:

Что сегодня понравилось на уроке?

Что узнал нового?

Что не понял?

Подведение итогов: подсчитываются баллы

Max-30 баллов.

30-26 –оценка 5

25-21- оценка 4

20-16 оценка 3

Ниже 16, ребята не отчаивайтесь, дома изучите материал и закрепите? после параграфа.

IV.Домашнее задание. П.18 читать, словарная работа. Творческая работа: сообщение или реферат.

Литература:

  1. http://biolicey2vrn.ru/index/mnogoobrazie_vodoroslej/0-92
  2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник. – М.:Дрофа, 2012. – 141,(3)с.
  3. Биология: Диагностические работы к учебнику В.. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015. – 92 с.
  4. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/Сост.Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вента-Граф, 2001. – 208 с: ил. (За страницами учебника).

Предварительный просмотр:

Оценочная карта

Ученика 5 Б класса____________________

Задание №1 .Ребята, выберите из предложенного перечня признаки, характерные для растений. За каждый правильный ответ 1 балл. Max. 8 баллов.

Выпишите номера признаков _______________________________ баллов

Задание №2. Вставьте по смыслу недостающее слово. За каждый правильный ответ - 1 балл, Max – 5 баллов

  1. Наука о водорослях называется - ………
  2. …………. …..живут не только в воде, но и на суше.
  3. Многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату при помощи - ………..
  4. Тело водорослей называется - ………………
  5. Способ питания водорослей – ……………...

Баллов

Задание №3 . Рассмотрите рисунок, найдите на нем водоросль. Почему это растение вы считаете водорослью? (2 балла за полный правильный ответ, 1 балл за частичный ответ)

Баллов

Задание №4. Классификация водорослей:

Рис. 1 Вольвокс Рис. 2 Хламидомонада

Рис. 3Улотрикс

Рассмотрите рисунок и выявите различия в строении изображенных на нем растений. Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка? (1балл)

Баллов

Задание №5. Составьте схему классификации Водорослей, дополните её примерами.

План урока по биологии.

Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева.

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: сформировать представление о водорослях, как низших растениях.

Задачи:

1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей;

2.Изучить общие признаки водорослей;

3.Определить признаки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).

5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания водорослей.

Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли», чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп),

Использование компонентов УУД:

Умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;

Взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;

Правильно выражать свои мысли;

Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

Готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;

Умение выявлять существенное;

Умения осознавать познавательную задачу;

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,

Использовать знаково-символичные средства;

Умение решать проблемы и задачи.

Навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;

Эмоциональное оценивание происходящего и изученного;

Ход урока.

  1. Проверка знаний учащихся.

Какое значение имеет систематика в изучении живой природы.

Как именуют виды растений.

Какие таксоны выделены в классификации растений.

Ученый-натуралист, который ввел бинарные названия видов.

Установить соответствия между таксономическими единицами и предложенными названиями групп. Какое название группы лишнее, почему.

Какие растения относят к высшим.

Промежуточный результат: определение качества усвоения изученного материала «Систематика растений, ее значение для ботаники».

  1. Изучение материала.

Образовательный компонент 1.

Действия учителя

Действия учеников

Видеосюжет водоросли (ЭОП 1С: Школа).

Демонстрирует видеосюжет. Предлагает ответить на вопросы по видеосюжету. Определяет, что усвоили ученики после просмотра. Задает вопросы по сюжету.

Место обитания организмов.

Какие формы организмов увидели.

Какие размеры могут иметь организмы.

Постановка проблемы, цели урока. Помогает определить проблему и цель урока. Объясняет, что это особая группа растений «Водоросли».

Внимательно просматривают видеосюжет. Размышляют, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы.

Предполагают цель урока. Записывают в классной тетради тему урока.

Промежуточный результат: определение цели урока. Понимание, что есть сходства и различия между представленными растениями. Понимание необходимости изучения особенностей строения водорослей.

Образовательный компонент 2.

Действия учителя

Действия учеников

Работа с текстом учебника, иллюстрацией № 107,108

Объяснение задачу перед учениками. Помогает ученикам в работе с текстом и с иллюстрацией. Выслушивает и акцентирует внимание учеников на существенное. Проверяет качество выполнения работы. Задает вопросы.

Чем отличаются по своему строению водоросли.

В каких структурах находится хлорофилл.

Какие формы тела имеют водоросли.

Как называется одноклеточная водоросль.

Какие особенности строения хламидомонады свойственны растительной клетке.

Какие структуры свойственны свободно живущему организму.

С каким процессом связано наличие этих структур.

Выслушивает ответы учеников, дополняет и отмечает правильно выделенные признаки. Предлагает сравнить ответы учеников с ответами на слайде.

Активное слушание. Понимание задачи. Работают с текстом учебника и с иллюстрацией. Размышляют, взаимодействуют с учителем.

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников, дают комментарии к ответам, исправляют допущенные ошибки. Делают обобщение.

Записывают в тетрадь признаки отдела «Водоросли».

Промежуточный результат: усвоение общей характеристики отдела «Водоросли». А) Водоросли – низшие растения, т.к. тело представлено слоевищем, или талломом. В нем нет органов и тканей. Б) Хлорофилл находится в хроматофорах. В) Водоросли – автотрофные организмы. Усвоение отличий водорослей. А) Есть водоросли одноклеточные и многоклеточные. Б) Формы тела у водорослей разнообразны. В) Хламидомонада имеет жгутики, глазок, сократительную вакуоль – структуры, свойственные свободно живущему организму.

Образовательный компонент 3.

Действия учителя

Действия ученика

Закрепление материала «Строение одноклеточной водоросли». ЭОП 1С: Школа и задание № 2 «рабочей тетради».

Объясняет цель работы, мотивирует на выполнение работы, оказывает помощь при выполнении работы в «рабочей тетради».

Проверяет качество выполнения работы с использованием тестового варианта пособия в ЭОП 1С: Школа

Выполняют задание №2 в «рабочей тетради» на закрепление знания строения одноклеточной водоросли.

Совместное взаимодействие с учителем. Работают с интерактивным пособием. Показывают качество выполнения задания, степень усвоения, выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. Называют структуры строения хламидомонады и ее функцию. Взаимодействуют с учителем в работе.

Промежуточный результат: знание особенностей строения одноклеточной водоросли. Усвоение частей тела, функции структур тела. Запоминание новых понятий и закрепление знаний строения растительной клетки и структур свободноживущих организмов.

Образовательный компонент 4.

Действия учителя

Действия учеников

Изучение блока «Размножение водорослей», «Многообразие водорослей», «Значение водорослей»

Проводит деление учеников класса на рабочие группы. Объясняет задачу для каждой группы. Осуществляет помощь при подготовке к выступлению, при создании схемы. Поддерживает высокий темп работы, акцентирует внимание на содержательной части материала каждой группы.

Поощряет мысли в группах, создает благоприятную ситуацию в работе группы, ситуацию успеха. По окончанию выступлений групп проверяет правильность записей учеников.

Демонстрирует гербарные экземпляры «водоросли», флакон йода, пищевой продукт.

Работа выполняется в группах. 1 группа работает над содержанием материала «Размножение водорослей». 2 группа – «Многообразие водорослей», 3 группа – «Значение водорослей». В группах проводят анализ содержания материала, обсуждают, определяют содержание своего рассказа. Взаимодействуют с учителем. Разрабатывают схему материала для последующей записи в тетради учениками класса. Выступают перед одноклассниками. Предлагают схему своей части материала.

После выступления каждой группы переносят схемы главной части материала в тетрадь.

Промежуточный результат: отработаны навыки работы в группе и взаимодействия с членами группы и учителем. Проведен совместный анализ содержания материала. Отработаны умения и навыки использования схемы, таблицы, опорных знаков и т.д. при решении учебной задачи. Усвоены знания особенностей размножения водорослей, многообразия водорослей, значения водорослей.

Схема № 1. «Размножение водорослей»

Схема № 2. «Многообразие водорослей»

Названия водорослей.

Глубина обитания в водоемах.

Схема № 3. «Значение водорослей»

Участвуют в образовании кислорода, насыщению водной среды и атмосферы кислородом;

Проводит небольшой опрос по изученным блокам. Подводит итоги работы групп. Обобщает изученный материал. После просмотра видеофильма предлагает задуматься о роли водорослей в существовании живых существ на планете. Ставит проблему для размышления.

Роль человека в сохранении биологического разнообразия.

Роль человека в сохранении среды обитания водорослей.

Пути решения проблемы загрязнения водоемов.

Эффективные и безопасные для водных обитателей методы очистки водоемов.

Внимательно просматривают видеосюжет, дают оценку информации в видеосюжете. Рассказывают, что они дополнительно узнали из фильма.

Размышляют над проблемой. Отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы.

Промежуточный результат: размышления над проблемой сохранения водорослей и защита среды обитания водорослей. Эмоциональная оценка и отношение к проблемам экологии. Умение предлагать собственные выводы, собственные способы решения проблемы. Закрепление изученного материала.

  1. Подведение итогов.

Использовать интерактивные возможности ИКТ;

Подготовить к уроку оборудование, интерактивные пособия;

Выдерживать временные рамки каждого обучающего компонента урока;

Оказывать дозированную помощь ученикам в работе, мотивировать к изучению материала, создавать ситуацию успеха каждого ученика;

Вовлекать в опрос и работу слабоуспевающих учеников, предлагая им форму работы, успешную для выполнения (например, работа с интерактивным пособием с наличием готовых ответов);

Использовать разнообразные формы восприятия материала;

Использовать многовариативные формы работы,

Обязательное включение в работу учебник, не перегружая урок презентацией, слайдами.

При подготовке к уроку использованы материалы Интернет-ресурса


Водоросли в большинстве случаев относят к растениям, произрастающим в воде, но группа живых организмов намного больше и включает в себя одноклеточные формы жизни, часть из которых по размеру не превышает микрон. Обитать они могут:

  • в толще воды, не будучи прикрепленными ни к какому объекту или обитателю подводного мира;
  • у морского дна, прикрепляясь к нему и другим водорослям слоевищем;
  • в верхних слоях почвы;
  • на деревьях, изгородях, стенах домов и т.д.

Типы водорослей

Водоросли отличают по числу клеток:

  • одноклеточные;
  • многоклеточные (преимущественно, нитевидные);
  • колониальные;
  • неклеточные.

Также имеется разница в строении клеток и пигментном составе водорослей. В связи с этим выделяют:

  • зеленые (с окраской зеленого тона и незначительными вкраплениями желтого);
  • сине-зеленые (с пигментами зеленого, синего, красного и желтого оттенка);
  • бурые (с зелеными и бурыми пигментами);
  • красные (с пигментами различных оттенков красного);
  • желто-зеленые (с окраской соответствующих тонов, а также двумя жгутиками разного строения и длины);
  • золотистые (с пигментами, образующими золотистый цвет, и клетками, не имеющим оболочки либо заключенными в плотный панцирь);
  • диатомовые (с крепким панцирем, состоящим из двух половинок, и окраской буроватого тона);
  • пиррофитовые (буровато-желого оттенка с голыми либо покрытыми панцирем клетками);
  • а также эвгленовые водоросли (одноклеточные, голые, с одним либо двумя жгутиками).

Размножаются водоросли несколькими способами:

  • вегетативным (простым делением клеток тела организма);
  • половым (слиянием половых клеток растения с образованием зиготы);
  • бесполым (зооспорами).

В зависимости от вида водорослей и того, насколько благоприятны условия среды, число поколений всего за несколько лет может превышать 1000.

Влияние водорослей на окружающую природу

Все виды водорослей за счет присутствия в клетках хлорофилла образуют кислород. Доля его от всего объема, продуцируемого растениями планеты Земля, составляет 30 - 50%. Вырабатывая кислород, водоросли поглощают углекислый газ, процент которого на сегодняшний день в атмосфере достаточно высок.

Также водоросли выступают источником пищи для многих других живых существ. Ими питаются моллюски, ракообразные, различные виды рыб. Их высокая приспособляемость к суровым условиям обеспечивает качественной питательной средой растения и животных высоко в горах, в заполярных регионах и т.д.

Если в водоемах водорослей становится слишком много, вода начинает цвести. Ряд их, например, сине-зеленые водоросли, в этот период активно выделяют токсичное вещество. Особо высока его концентрация у поверхности воды. Постепенно это приводит к гибели водных обитателей и значительному ухудшению качества воды, вплоть до заболачивания.

Значение водорослей для человека

Водоросли приносят пользу не только растительному и животному миру. Человечество также активно пользуется ими. Жизнедеятельность организмов в прошлом стала для современного поколения источником полезных ископаемых, в перечне которых стоит отметить горючие сланцы и известняки.

Водоросли, съедобные для человека, употребляются в пищу. Они обогащают организм полезными микроэлементами и являются источником йода.

Ряд водорослей активно используется для очистки воды в искусственных замкнутых системах, например, аквариумах.

Выделяют из водорослей полезные вещества, которые используются в качестве БАДов, входят в витаминно-минеральные комплексы и активно применяются в кулинарии.

Слайд 2

ЭПИГРАФ

Любое племя на земле владело в детстве поэтическим зеркальцем, где причудливо, у каждого по-своему, отражался мир; так первые впечатления бытия слагались в эпос, бесценное пособие к познанию национальной биографии наравне с останками материальной культуры. Л. Андреев

Слайд 3

СТАНЦИЯ «ИСТОРИЯ»

Восточно-славянская эпоха-период возникновения былин

Слайд 4

СТАНЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА»

Былины- героические песни, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей

Слайд 5

Слайд 6

Илья Муромец - самый любимый былинный образ

Как одно-то на небе красно солнышко, А один-то на Руси Илья Муромец!

Слайд 7

Слайд 8

Расскажите о бое Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником. Как вели себя в бою противники? Что помогло богатырю победить Соловья- Разбойника? Какие черты характера героя проявились во время боя?

Слайд 9

Илья Муромец

Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.

Слайд 10

Слайд 11

СТАНЦИЯ «ЖИВОПИСЬ»

« Я всегда только и жил Русью». В.М. Васнецов

Слайд 12

СТАНЦИЯ «МУЗЫКА»

Напевность, мелодичность, ритм

Слайд 13

Почему эта станция последняя?

Да потому, что мелодии истории, ли­тературы, живописи сливаются для нас с вами в прекрасную музыку Древней Руси. Она напоминает нам о жизни наших великих предков. Вы должны помнить, что от них нам достались в наследство великая история, богатая литература, тончайшая национальная музыка.

Слайд 14

Домашнее задание:

1.Работа по вопросам учебника. 2.Самостоятельное чтение былин. 3.Написать сочинение – рассуждение «Чем интересны былинные богатыри вам?»

Посмотреть все слайды