Парк военной техники поклонная гора. Центральный музей Великой Отечественной войны. Техника. Прекрасное видео и музыка — Военная техника на Поклонной горе


В собрании музея представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с историей Войск ПВО, а также с их вкладом в Победу СССР во Второй мировой войне. Кроме этого, экспозиция рассказывает об участии воинов противовоздушной обороны в локальных конфликтах в разное время в различных регионах мира.

    Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, 6


В экспозиции представлены самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, охватывающие всю историю отечественной авиации ― от 1909 года до современности. Посетители могут познакомиться с устройством летательных аппаратов, а также лучше узнать историю авиации по фотоматериалам и редким документам. Располагается музей на территории военно-воздушной базы.

    Московская обл., Щёлковский р-н, пос. Монино, ул. Музейная, 1.


Уникальный музейно-мемориальный комплекс посвящен гордости отечественного танкостроения ― танку Т-34. В экспозиции представлены документы и материалы об истории создания и развития танка, артефакты о боевом применении техники в годы Великой Отечественной войны, а также восемь танков и самоходная артиллерийская установка.

    Московская область, деревня Шолохова, д. 89А, Мытищинский район, п/о Марфино


В экспозиции музейного комплекса под открытым небом представлены: подводная лодка Б-396, экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «Скат», а также большая выставка военно-морского флота. Примечательно, что самостоятельное посещение экспозиции ― бесплатное.


В коллекции музея представлено более 350 единиц бронетанкового вооружения и техники из 14 стран мира. Около 60 экспонатов музея существуют в единственном экземпляре. Экспозиция занимает площадь более 12 гектар и является одной из крупнейших в мире на данную тематику.

    Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.


В коллекции музея Вадима Задорожного находится более 1000 экспонатов. Это и боевая техника, и раритетные автомобили и мотоциклы, и самолеты как отечественного, так и заграничного производства. Экспозиция занимает три этажа и аллею, имея общую площадь 6 тыс. квадратных метров. Музей является самым большим частным собранием техники не только в столице, но и в России.

    Московская область, пос. Архангельское, Ильинское шоссе, стр. 9


Знаменитый Центральный музей Великой Отечественной войны является частью Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в столице. В музейной части ансамбля находятся залы Памяти и Славы, художественная галерея, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, зал встреч ветеранов и прочие помещения.

Военно-историческая экспозиция включает пять разделов, охватывающих период жизни страны накануне Великой Отечественной войны, три этапа во время войны и историческое значение Великой Победы.

Музей постоянно растет, на его территории регулярно проводятся лекции, кинопоказы, встречи и тематические выставки.

    Ул. Братьев Фонченко, 10.Адрес

    Московская область, г. Химки, сквер Марии Рубцовой


    5-й Котельнический пер., 11

Фото: www.mvpvo.ru, www.cruisesv.ru, museum-t-34.ru, img13.nnm.me, tmuseum.ru, www.mbtvt.ru, travel.mos.ru, moskprf.ru, www.museum.ru, nesiditsa.ru, vk.com/bunker42_nataganke

Музей Победы на Поклонной горе — это главная часть мемориального комплекса в честь победы нашей страны в Великой Отечественной войне, расположившегося на Кутузовском проспекте в Москве. Это самый крупный и масштабный музей в России, подробно рассказывающий сегодня о событиях этой войны, посвященный мужеству и героизму, проявленным солдатами и народом в целом.

Сегодня музей — это целая развитая система разнообразных выставочных проектов: художественных и тематических, стационарных и передвижных, внутрироссийских и зарубежных.

Музейная часть ансамбля включает в себя залы Полководцев, Памяти и Славы, художественную галерею, шесть диорам, посвященных основным сражениям Великой Отечественной войны, залы исторической экспозиции. Кроме того, в здании музея располагается кинолекционный зал, выставочный зал для организации тематических выставок, зал встреч ветеранов и кинозал для показа хроникально-документальных фильмов.

Экскурсии в Музее Победы

В музее на постоянной основе организованы экскурсии по разным направлениям: для взрослых, для иностранцев, экскурсионные программы для школьников, тематические экскурсии, интерактивные экскурсии.

Стоимость экскурсий в Музее Победы отличается в зависимости от экскурсионной программы и количества человек в группе — от 250 руб. за человека до 5000 за группу (численностью до 4 человек).

Основными обзорными экскурсиями в музее (продолжительностью 1 час 30 минут) являются:

  • экскурсия «Моторы войны. Неизвестные, редские и знаменитые»,
  • экскурсионная программа по диорамному комплексу «Шесть битв в истории» и детская экскурсия «Мы победили»,
  • экскурсия по открытой площадке экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений «Оружие Победы» (проводится в период с марта по октябрь).

Кроме экскурсий и тематических программ в музее проводятся истории и отечественной литературы для школьников, а также обучающие и развивающие программы и квесты для детей. можно прочитать на официальном сайте музея Победы.

Лазертаг в музее Победы

Со вторника по пятницу на Поклонной горе проходят игры в лазерный пейнтбол или лазертаг. Игра рассчитана на 50 минут. Сначала игроки проходят десятиминутный инструктаж, а затем начинается веселье. Сценарий игры можно выбрать любой. Цена в будни- 500 руб, в выходные — 700 руб.

Как добраться до Музея Победы

Доехать до Музея ВОВ в Москве можно на метро, автобусах, личном транспорте и такси.

Метро до Музея Победы

Ближайшая станция метро — «Парк Победы» (Арбатско-Покровская линия — синяя и Солнцевская линия — желтая), 2 выхода которой находятся в самом парке. В пешей доступности (в пределах 10 минут) располагаются еще несколько станций метро: «Минская» (Солнцевская линия — желтая), Кутузовская (Арбатско-Покровская линия — синяя), «Филевский парк», «Багратионовская» и «Фили» (Филевская линия — голубая).

Наземный транспорт

Автобусы до парка: № 157, 205, 339, 523, 840, Н2 (остановки «Метро „Парк Победы“», «Поклонная гора», «Парк Победы (Кутузовский проспект)»), № 442, 477 (остановка «Метро „Парк Победы“»), № 91, 474 (остановки «Поклонная гора», «Парк Победы (Кутузовский проспект)»).

Маршрутное такси до парка: № 339к, 454 (остановки «Метро „Парк Победы“», «Поклонная гора», «Парк Победы (Кутузовский проспект)»).

Как добраться на машине

Доехать до парка Победы в Москве можно на машине по Кутузовскому проспекту или Минской улице, но обязательно следует учитывать ситуацию на дорогах: во время пробок быстрее и удобнее все же на метро.

Для комфортного передвижения до парка можно воспользоваться приложениями такси (Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Максим) или каршерингом (Делимобиль, Anytime, Belkacar, Lifcar).

Видео о Музее Победы в Москве

История нашего народа неразрывно связана с событиями военных лет в период Великой Отечественной войны. И эта память о тех событиях навечно запечатлелась в одном из исторических мест Москвы – музее военной техники. Этот комплекс находится на территории Парка Победы .

Музей военной техники на Поклонной горе является частью Центрального музея Великой Отечественной войны и его экспозиция находится слева от главного здания.

Посетить музей можно в один из дней недели, за исключением понедельника .
Вторник-воскресенье 11:00-18:30
кассы и вход посетителей до 18:00)
Выходной — понедельник

Цена входного билета для осмотра открытой площадки военной техники составляет 250 рублей. Можно купить единый билет за 350 рублей — по нему доступны для осмотра дополнительно главное здание музея, и площадка вооружения и военной техники локальных войн и вооруженных конфликтов 50-80-х годов ХХ века. (По отдельности каждый билет стоит 250 рублей).
До 16 лет вход бесплатно (возьмите свидетельство о рождении).
Дополнительно придется заплатить за проведение фото и видеосъемки 100 рублей. Но для отдельных категорий выставка доступно бесплатно – это, прежде всего участники Великой Отечественной войны, инвалиды, дети инвалидов и свидетели блокады в оккупированном Ленинграде. Впрочем, они все это уже видели в свое время и заслужили на бесплатную экскурсию.

Прекрасное видео и музыка — Военная техника на Поклонной горе

Этот военно-патриотический музей знаменит тем, что здесь находится самая большая коллекция военной техники Советского Союза , союзнических войск. Уделено также внимание и трофейным экспонатам, которые отражают техническое состояние той поры фашистской Германии и ее союзников.

В общей сложности в этом музее представлено свыше 300 единиц военной техники и вооружения . Причем ознакомление с этой экспозицией довольно познавательно. Каждая модель техники оснащена информационной табличкой, отражающей информацию о самом образце техники, его разработчике. Также представлены сведения относительно основных технических характеристик и датах выпуска конкретной модели.

Среди экспонатов этой выставки под открытым небом есть представители военной техники всех родов войск – артиллерийские орудия, знаменитые советские танки и, конечно же, — автомобили той эпохи. Причем автотранспорт представлен как грузовыми автомобилями, так и престижными генеральскими марками.

Но самое большое внимание вызывает вход в выставку, где расположились танковые экспонаты . Большое количество этой техники разных армий вызывают восхищение молодого подрастающего поколения. Им, кстати, не запрещено забраться на башню и сфотографироваться сидя на стволе танка. Рядом располагаются и средства, которые использовались против этой грозной техники — например, противотанковые ежи разных конструкций.

Не меньшее внимание приковывает и морская техника — модели кораблей , катера, другие плавательные военные средства. Для этой экспозиции на территории музея создан искусственный водоем. А рядом с выставленной на воде техникой видны средства для ее уничтожения – плавающие противокорабельные мины.

Далее посетители с интересом смогут рассмотреть летательные аппараты военной поры – вертолеты, самолеты, а также их грозное снаряжение – авиабомбы. В этой экспозиции находятся и грузовые летательные средства и знаменитые российские истребители и наводящие ужас немецкие бомбардировщики. Глядя на эти выставочные экспонаты даже сложно поверить, что всего несколько десятилетий назад они несли смерть под своими крыльями.

Отдельную территорию занимают экспонаты железнодорожной военной техники . На огромных по размеру платформах находятся не менее огромные и внушительные артиллерийские орудия, которые кроме как железнодорожным транспортом доставить было больше нечем. На грустные мысли наводит экспонат с остатками взорванного моста и уцелевшим на нем вагончиком. Заставляет задумать и вид санитарного поезда. Кроме этих экспонатов здесь находятся и характерные для их оснащения виды вооружения. В основном это крупнокалиберные пулеметы и пушки, которые устанавливались на отдельных платформах для защиты от авиационных налетов.

Центральный музей Вооруженных Сил, основанный в 1919 году, – крупнейший музей военной техники в Москве и даже в мире. Экспозиция размещена как на открытой площадке, так и в многочисленных залах. Более 800 000 экспонатов, богатейшие фондовые коллекции, полторы сотни единиц военной техники, регулярные тематические выставки доступны гостям и посетителям.

Открытая площадка вызовет интерес у любого, независимо от возраста. Образцы боевой техники от «катюши» до истребителей третьего поколения, танки и самоходки, баллистические ракеты, артиллерия – всего 157 единиц.

Экспонаты расположены за невысокими барьерами, малышне по ним полазить не получится, но рассмотреть можно всё и в подробностях.

Экспозиция в 24 залах посвящена истории российской армии от гражданской войны до нынешнего времени. Здесь военная техника представлена уже в виде макетов, сделаны они прекрасно и логично вписаны в тематику залов. Много фотографий, награды и личные вещи полководцев и обычных бойцов, образцы военной формы, оружия и снаряжения. Интересны трофеи Великой Отечественной, среди них есть даже фрагменты облицовки рейхстага с автографами советских солдат.

Музеем постоянно организуются выездные выставки как на площадках Москвы, так и в других городах России и за рубежом.

Музей ВС РФ расположен по адресу: Москва, ул. Советской Армии, 2 . Проехать можно от метро «Новослободская» троллейбусом № 69, остановка называется «Центральный музей Вооружённых Сил». Любителям прогуляться пешком (примерно 15 минут) нужно будет от метро пройти по Селезнёвской улице, выбрав её левую сторону, до Суворовской площади и улицы Советской Армии. Музей будет по правой стороне, здание весьма солидное, с прямоугольными строгими колоннами и серой облицовкой фасада. Справа от входа – танк, знаменитый Т-34, так что не заметить музей не удастся.

Второй вариант: от метро «Цветной Бульвар» ходит троллейбус № 13 – до той же остановки. Пешая прогулка тоже займёт минут 15, по левой стороне Цветного бульвара до Суворовской площади и дальше к музею.

История музея

Почти за сто лет существования музей ВС, как истинный военный, часто переезжал с места на место со всем добром, не теряя ни единого экспоната. Открытие состоялось в конце 1919 года, во вторую годовщину Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), после разгрома войск генерала Деникина.

Первая постоянная выставка называлась «Жизнь Красных Армии и Флота», располагалась она в здании нынешнего ГУМа, а образцы военной техники тех лет выставляли прямо на Красной площади.

Летом 1921-го выставку по приказу главнокомандующего С. Каменева официально назвали музеем и через год переселили на Пречистенку, в залы старинного особняка.

Год после пятилетия РККА снова ознаменовался переездом: небольших экспонатов было уже более 10 000 плюс крупные единицы, а начальство хотело устраивать грандиозные выставки. «Поезд председателя РВСР Л. Троцкого» – таково было название одной из экспозиций, и можно лишь догадываться, какая площадь могла под неё понадобиться. Военная академия предоставила одно из своих зданий на Воздвиженке, музей перебрался на новое место.

Февраль 1927-го – снова переезд, в левое крыло здания ЦДКА (Центрального дома Красной Армии) на нынешней Суворовской площади. Наконец-то была открыта постоянная выставка из нескольких разделов, подобранных по тематике и хронологии. Накануне круглой даты Победы 8 мая 1965 года музей получил в полное распоряжение новое здание с обширной прилегающей территорией по нынешнему своему адресу.

Просторное здание позволило музею завести оборудованные хранилища, создать новые фонды. Открытый фонд стрелкового оружия, кино- и фотоматериалы, живопись, архивные записи – перечень можно продолжить. Важно, что даже в закрытые запасники есть доступ для посетителей, нужно лишь записаться заранее, а для входа понадобится удостоверение личности.

Коллекции собирались годами, сотрудники выезжали в места боевых действий как в годы Великой Отечественной, так и во время афганской войны. Неслучайно планы выставок рассылались именитым специалистам для экспертизы –экспозиция событий в Афганистане постоянно привлекает внимание, посетители говорят, что она затрагивают душу.

Девяностые годы – начался новый этап, музей получил название ВС РФ. Перемены коснулись не только имени, обновилась сама тематика. Миротворческие миссии в горячих точках, современные тенденции развития армии и экскурс в прошлое, дореволюционные материалы об армии Российской империи.

Знаменитые выставки «Россия в двух войнах» (1993) и «Возвращённые реликвии русской армии и флота» (1996) вернули музею посетителей, и теперь количество гостей исчисляется более чем полутора миллионами человек в год.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Музей ВС РФ имеет несколько филиалов, расположенных как в самой Москве, так и в ближайших подмосковных городах.

Музей-кабинет Г. К. Жукова в старом здании Генштаба ВС занимает три зала и открыт с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.

Стоимость экскурсий:

  • для взрослых 700 руб.,
  • для школьников – 500 руб.,
  • для пенсионеров –200 руб.,
  • для иностранцев – 350 руб.

Формируются группы по 15–20 человек, для иностранных граждан – от 5 человек.

Центральный музей ВВС РФ в Монино на Музейной ул., 1 – с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, среда и воскресенье – выходные. Доехать можно электричкой от Ярославского вокзала до станции Монино, либо от метро «Перово» маршруткой № 587, либо автобусом № 322 от метро «Партизанская».

Билеты для осмотра экспозиции:

  • для взрослых обойдутся в 150 руб.,
  • льготным категориям граждан по удостоверяющим документам – 60 руб.
  • Многоплановые экскурсии на 30 человек стоят от 1500 руб. до 2000 руб. для иностранцев.
  • По одной теме – от 700 и 800 (школьникам) до 1000 руб. (взрослым).

Музей войск ПВО: Балашиха, ул. Ленина, 6, работает с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00, выходные –понедельник и вторник. Транспорт из Москвы – электричка с Курского вокзала, Горьковское направление, до платформы «Заря». Экскурсии только по заявкам, группы 5–25 человек .

Стоимость:

  • для взрослых 100 руб.,
  • дети и пенсионеры, студенты – 70 руб.,
  • фотосъёмка обойдётся в 300 рублей.

Музей РВСН, п. Власиха, 20 км от Москвы, район закрытый. Работает с 9.00 до 18.00, обед 13.00–14.00, экскурсии только по предварительной записи .

Бункер Сталина, Советская ул. 80, стр.1. Проезд от метро «Партизанская» до физкультурно-оздоровительного комплекса «Измайлово». Только групповые экскурсии, строго по записи .

Стоимость:

    для взрослых 600 руб.,
  • для школьников и пенсионеров 200 руб.
  • Минимальные группы от 10 до 24 человек (для льготников).
  • Расценки для иностранцев от 1 до 10 и более человек – от 4 900 до 1200 руб. соответственно.

На открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется боевая техника армий СССР, Германии, США, Англии, Японии - танки и артиллерия, самолёты и автомобили. В экспозиции представлено более 300 образцов военной техники и вооружений периода Второй мировой войны.



Экспозиция открывается трофейной немецкой и финской техникой, далее по родам войск представлены боевые машины, артиллерия и авиация Красной Армии, вооружение союзников, а в акватории расположена выставка Военно-Морского флота.


Броневое сооружение (Финляндия)
В 1916 году Германия впервые использовала небольшие огневые сооружения. В 1920-1930-е годы многие европейские страны стали использовать ДОТы из железобетона и брони как элемент оборонительных линий.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F (Германия)


75 мм САУ StuG III (Германия)
В 1935 Эрих фон Манштейн предложил идею создания машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть поддержка атакующих подразделений пехоты. Приоритетными были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Первые прототипы были изготовлены фирмой Daimler-Benz на шасси PzKpfw III Ausf.B с короткоствольной пушкой. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать StuG III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков.


Артиллерийский тягач Ситроен (Франция, использовался Германией). 1937-1939


Танк Pz.KpfwIII Ausf.L (Германия)
Panzerkampfwagen III - немецкий средний танк, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. К июню 1941 года он был основной боевой машиной Вермахта, во вторжении в СССР участвовало около 1000 таких танков. В 1939 году советские военные инженеры имели возможность изучить Panzer III и на тот момент признали его лучшим иностранным танком. Изучение трофейного танка помогло выявить его слабые и сильные стороны.


Вторгшимся на советскую землю бронированным машинам вермахта противостояла артиллерия и танки Рабоче-Крестьянской Красной Армии.


76-мм пушка. 1927


76-мм пушка Ф-20. 1933


Огнеметный танк Т-46-1


Танк Т-26 двухбашенный. 1931-1933
Зимой 1930/1931 годов в районе Поклонной горы состоялись испытания закупленных в Великобритании лёгких пехотных танков «Виккерс Mk.E». На основе их конструкций был создан танк Т-26 двух модификаций - сначала с двумя пулемётами в двух башнях, затем с одной башней (45-мм пушка и пулемёт). Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне, но к началу Великой Отечественной устарели. Слабая бронезащита делала эту боевую машину уязвимой для вражеских снарядов.


Танк Т-26. 1933-1938


Танк БТ-7
Советский колёсно-гусеничный танк БТ-7 («Быстроходный танк») выпускался с 1935 по 1940 год. В предвоенный период БТ-7 неплохо зарекомендовал себя на Халхин-Голе и не имел себя равных в манёвренности. Но к 1941 году он уступал по броневой защите танкам вермахта.


Башня бронеавтомобиля БА-20. 1936
Базовая модель БА-20 выпускалась с 1936 по 1938 год. В бронированной башне толщиной 9 мм находился пулемётчик, вооружённый 7,62-мм ДТ.


Грузовой автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.


Блиндаж


Паровоз Эу-2
Паровоз разработан в 1909 году и выпускался с 1912 по 1957 год. В годы индустриализации паровозы серии Э являлись основным типом грузового локомотивного парка, выполняли большой объём грузоперевозок почти на всех железных дорогах СССР. Всего было построено около 11 000 паровозов Э.


Бронеплощадка
Первые бронированные поезда появились еще в XIX веке в Европе и США вместе с развитием сети железных дорог, а в России бронепоезда стали строить в 1915 году по приказу Императора Николая II. В Гражданской войне принимали участие десятки бронепоездов, но в Великой Отечественной решающей роли не сыграли. Они оказались слишком уязвимой мишенью для артиллерийских и воздушных ударов. Чтобы парализовать бронепоезд, достаточно было уничтожить железнодорожное полотно спереди и сзади. Под бронеплощадкой подразумевается усиленная железнодорожная платформа, защищённая броней и вооружённая артиллерией и пулемётами. С 1942 года на них стали устанавливать танковые башни. Для отражения воздушных атак существовали зенитные бронеплощадки. В состав бронепоезда входило несколько таких броневагонов, паровоз и контрольные платформы впереди состава для обнаружения минирования путей.


Танк Т-34
Под Москвой танки Гудериана столкнулись с новым советским оружием, танком Т-34. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года, однако их выпуск задерживался из-за нехватки комплектующих. Но уже в 1941 году с заводских конвейеров сошли почти 3000 машин и их внезапное появление помогло остановить немецкое наступление. Т-34 превосходил немецкие машины и в вооружении, и в броне. Тридцатьчетвёрка с пушкой 76-мм стала основным танком Красной Армии до 1944 года.


Танк КВ-1С
Танк "Клим Ворошилов, скороходный" был разработан в 1942 году как модернизация базового КВ-1. Скорость была увеличена за счёт уменьшения массы танка. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы с толщиной брони по бортам 75 мм. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Вооружение танка - пушка 76-мм и три пулемёта.


Реактивный миномёт БМ-13Н «Катюша» на шасси «Студебеккер»
В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный миномёт на шасси грузового автомобиля ЗИС-6 поступил на вооружение за день до начала войны, а 3 августа батарея старшего лейтенанта П.Дегтярёва произвела первый залп по врагу.


Истребитель Bf-109 (Германия) 1941
Messerschmitt Bf.109 являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны, при его создании конструкторы использовали все технические новинки своего времени. Боевое крещение самолёт прошёл в Испании в 1936 году, позднее использовался на всех театрах военных действий - от воздушных налётов на Британию до Северной Африки.


Истребитель ДИ-6. 1936


Штурмовик Ил-2. 1941
Штурмовик был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина, его серийное производство началось в феврале 1941 года. Конструкторы называли свой самолёт «летающим танком», а немцы - «мясорубкой». Это самый массовый боевой самолёт в истории, изготовленный в количестве более 36 тысяч экземпляров.


Истребитель Як-3
Истребитель Як-3, разработанный в ОКБ Яковлева, прошёл боевое крещение в июне 1943 года во время битвы на Курской дуге. При его создании конструкторы улучшили живучесть, боевые характеристики и огневую мощь предыдущей модели Як-1М.


Зенитная прожекторная станция на шасси ЗИС-12 предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии.


37-мм зенитная пушка образца 1939 года стала первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками в 1941 году использовались и как противотанковые орудия.


Бензозаправщик БЗ-43


Легковой автомобиль «Опель Олимпия» (Германия) 1938


Легковой автомобиль ГАЗ-М 1
Легковой автомобиль ГАЗ М-1 был создан в 1936 году на основе технической документации Ford. Конструкторы внесли немало изменений, чтобы адаптировать машину к местным условиям эксплуатации. К началу войны свыше 10 000 машин были приписаны к штабам и тыловым учреждениям РККА и в первые годы Великой Отечественной «Эмка» стала основным штабным автомобилем, пока её не заменили ленд-лизовские и отечественные внедорожники.


Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б
Серийный выпуск полноприводных легковых автомобилей ГАЗ-67 был налажен в 1943 году, машина широко использовалась на фронтах наряду с ленд-лизовскими Willys MB и Ford GPW.


Санитарный автомобиль ГАЗ-А. Машина была выпущена небольшой партией в 1933 году. Санитарное помещение отделено от кабины водителя глухой перегородкой. Внутри фургона на скамейках для раненых и медиков могло поместиться шесть человек и носилки. Все попадали внутрь через задние распашные двери.


Грейдер ГТМ


Минный раскладчик. 1942


Осколочная мина. 1941


САУ Мардер 38М (Германия) 1943
Лёгкое бронирование могло защитить экипаж Мардер-38М только от пуль и осколоков, зато эта самоходка обладала высокой мобильностью. САУ выдвигались на огневую позицию, вели огонь по противнику и затем быстро меняли позицию.


Пушка Pak-38 (Германия) 1940


76-мм противотанковая пушка ЗИС-3. 1942
Дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года стала основным противотанковым орудием Великой Отечественной войны. Конструктор Василий Грабин начал её разработку в мае 1941 года, а уже осенью опытные образцы отправлены на фронт.


57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. 1943
Для борьбы с бронированными гигантами широко применялась противотанковая пушка ЗИС-2, поступившая в войска летом 1941 года и опередившая своё время. На момент создания у вермахта не было тяжёлых танков и производство ЗИС-2 свернули в пользу более лёгких и экономичных «сорокапяток». Острая потребность в ЗИС-2 появилась позднее.


122-мм гаубица Д-1. 1943


160-мм миномет МТ-13. 1943


203-мм гаубица Б-4М. 1931
Разработка советской гаубицы большой мощности велась с 1920-х годов, Б-4М принята на вооружении РККА в 1933 году. Во время войны с Финляндией эти гаубицы успешно использовались для уничтожения финских бункеров, в годы Великой Отечественной войны батареи Б-4М перевели в резерв Верховного Главнокомандования и применяли с 1942 года в наступательных операциях.


Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180. 1935
Идея установить тяжёлые орудия на железнодородной платформе возникла в 1927 году. Испытания на полигоне прошли успешно, платформа фиксировалась выдвижными опорами и 180-мм орудие могло вести круговой обстрел. К началу войну было изготовлено 20 артиллерийских установок. Предполагалось, что они будут эффективны в борьбе с вражеским флотом, поэтому базировались под Ленинградом и на Чёрном море.


Артиллерийская установка ТМ-3-12
Транспортер Морской, тип 3, калибр 12 дюймов, 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года - сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». Было выпущено три таких системы, объединённых в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. Орудия принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко. С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Финны смогли их восстановить, а после войны вернули в Советский Союз. ТМ-3-12 несли боевое дежурство в Балтийске до 1961 года, а после заняли места в музеях.


Малый танк Т-60. 1941-1942


Танк Т-70Б. 1942-1943


САУ СУ-100. 1944
Впервые СУ-100, вооружённые 100-мм пушкой, были применены в январе 1945 года при освобождении Будапешта. В ходе Балатонской операции самоходки успешно отразили контратаку немецкой танковой армии.


САУ ИСУ-152
Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, созданная в 1943 году, была вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. За разрушительную огневую мощь наши солдаты прозвали самоходку "Зверобой", а немцы - "Консервный нож".


Тяжелый танк ИС-2
Тяжёлые танки «Иосиф Сталин», вооружённые 122-мм пушкой Д-25Т и защищённые 120-миллиметровой лобовой бронёй, стали самым мощным советским серийным танком Великой Отечественной войны. ИС-2 успешно использовался во время штурма укреплённых районов и взятии таких городов, как Будапешт, Бреслау, Берлин.


Тяжелый танк ИС-3
ИС-3 проектировался в годы войны, но участия в боевых действиях не принимал. Первые машины сошли с заводского конвейера в мае 1945 года.


Морская мина
Еще в XVI веке китайцы использовали подобие морских мин против японских пиратов. В XIX веке Борис Якоби создал гальваноударную мину, успешно применявшуюся в Крымской войне. Такие мины срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента. На вооружении советского ВМФ состояли мины КБ (Корабельная Большая), разработанные к 1931 году. Мина крепилась якорем на заданную глубину, на её корпусе находились пять гальваноударных рожков, при касании с которыми происходил взрыв 230-килограммового заряда. До приведения мины в боевое состояние рожки защищались чугунными колпаками.