Музей вооруженных сил под открытым небом. Музей военной техники на поклонной горе. Как добраться до Музея Победы

Интерес россиян к событиям и героям Великой Отечественной войны никогда не ослабнет. С годами он даже становится больше. Для того чтобы лучше узнать, с помощью чего удалось победить немецких захватчиков, непременно стоит посетить Открытый музей военной техники в Москве. Местонахождение

Даже у тех туристов, которые плохо знают город, не будет проблем, как найти эту площадку. Поклонная гора, или парк Победы – одно из главных мест в столице, где обычно проходят торжественные мероприятия и где любят отдыхать москвичи. «Минская» – ближайшая к Открытому музею станция метро. От нее до входа на площадку с боевой техникой придется преодолеть около 500 метров. Другой путь – от метро «Парк Победы». В этом случае предстоит пройти через всю территорию Поклонной горы до Музея Великой Отечественной войны, позади которого расположился Военный музей под открытым небом в Москве.

Стоимость билетов

Для того чтобы зайти на площадку, каждому желающему потребуется 300 р. для приобретения входного билета. Льготная цена – 200 р. К этой группе посетителей относятся военнослужащие, пенсионеры, студенты университетов и институтов, инвалиды и старшеклассники. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение площадки, размещен на сайте Музея Великой Отечественной войны. Там же можно узнать подробности об условиях предоставления этой услуги. Открытый музей не работает по понедельникам.

Экспозиции

Ни один российский город, кроме Санкт-Петербурга, не может похвастать таким большим числом мемориальных комплексов, как Москва. Музей военной техники под открытым небом, привлекающий самых разных посетителей, занимает особое место среди подобных заведений. Для гостей учреждения открыто несколько экспозиций:

Артиллерии;
военно-воздушных сил;
бронетехники;
железнодорожных войск и сооружений;
военно-морского флота;
фортификационных сооружений;
автомобильной техники.

Прогуливаясь среди более чем 300 машин и установок, посетители погружаются в историю последней войны. Несколько экспонатов – это макеты, но большая часть – подлинная боевая техника. Среди посетителей встречаются представители разных поколений. Подростки и молодежь проявляют повышенный интерес к нескольким экспонатам:

Танкам и гаубицам;
зенитным и артиллерийским установкам;
мотоциклам и минометам;
пушкам и бронеавтомобилям;
самолетам-истребителям и торпедным катерам;
вертолетам и паровозам;
траншеям и подводным лодкам.

Большинство посетителей Открытого музея предпочитают присоединяться к познавательным экскурсиям, во время которых опытные экскурсоводы не только рассказывают о военной технике, но и отвечают на вопросы любознательных гостей заведения.

Музей Победы на Поклонной горе — это главная часть мемориального комплекса в честь победы нашей страны в Великой Отечественной войне, расположившегося на Кутузовском проспекте в Москве. Это самый крупный и масштабный музей в России, подробно рассказывающий сегодня о событиях этой войны, посвященный мужеству и героизму, проявленным солдатами и народом в целом.

Сегодня музей — это целая развитая система разнообразных выставочных проектов: художественных и тематических, стационарных и передвижных, внутрироссийских и зарубежных.

Музейная часть ансамбля включает в себя залы Полководцев, Памяти и Славы, художественную галерею, шесть диорам, посвященных основным сражениям Великой Отечественной войны, залы исторической экспозиции. Кроме того, в здании музея располагается кинолекционный зал, выставочный зал для организации тематических выставок, зал встреч ветеранов и кинозал для показа хроникально-документальных фильмов.

Экскурсии в Музее Победы

В музее на постоянной основе организованы экскурсии по разным направлениям: для взрослых, для иностранцев, экскурсионные программы для школьников, тематические экскурсии, интерактивные экскурсии.

Стоимость экскурсий в Музее Победы отличается в зависимости от экскурсионной программы и количества человек в группе — от 250 руб. за человека до 5000 за группу (численностью до 4 человек).

Основными обзорными экскурсиями в музее (продолжительностью 1 час 30 минут) являются:

  • экскурсия «Моторы войны. Неизвестные, редские и знаменитые»,
  • экскурсионная программа по диорамному комплексу «Шесть битв в истории» и детская экскурсия «Мы победили»,
  • экскурсия по открытой площадке экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений «Оружие Победы» (проводится в период с марта по октябрь).

Кроме экскурсий и тематических программ в музее проводятся истории и отечественной литературы для школьников, а также обучающие и развивающие программы и квесты для детей. можно прочитать на официальном сайте музея Победы.

Лазертаг в музее Победы

Со вторника по пятницу на Поклонной горе проходят игры в лазерный пейнтбол или лазертаг. Игра рассчитана на 50 минут. Сначала игроки проходят десятиминутный инструктаж, а затем начинается веселье. Сценарий игры можно выбрать любой. Цена в будни- 500 руб, в выходные — 700 руб.

Как добраться до Музея Победы

Доехать до Музея ВОВ в Москве можно на метро, автобусах, личном транспорте и такси.

Метро до Музея Победы

Ближайшая станция метро — «Парк Победы» (Арбатско-Покровская линия — синяя и Солнцевская линия — желтая), 2 выхода которой находятся в самом парке. В пешей доступности (в пределах 10 минут) располагаются еще несколько станций метро: «Минская» (Солнцевская линия — желтая), Кутузовская (Арбатско-Покровская линия — синяя), «Филевский парк», «Багратионовская» и «Фили» (Филевская линия — голубая).

Наземный транспорт

Автобусы до парка: № 157, 205, 339, 523, 840, Н2 (остановки «Метро „Парк Победы“», «Поклонная гора», «Парк Победы (Кутузовский проспект)»), № 442, 477 (остановка «Метро „Парк Победы“»), № 91, 474 (остановки «Поклонная гора», «Парк Победы (Кутузовский проспект)»).

Маршрутное такси до парка: № 339к, 454 (остановки «Метро „Парк Победы“», «Поклонная гора», «Парк Победы (Кутузовский проспект)»).

Как добраться на машине

Доехать до парка Победы в Москве можно на машине по Кутузовскому проспекту или Минской улице, но обязательно следует учитывать ситуацию на дорогах: во время пробок быстрее и удобнее все же на метро.

Для комфортного передвижения до парка можно воспользоваться приложениями такси (Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Максим) или каршерингом (Делимобиль, Anytime, Belkacar, Lifcar).

Видео о Музее Победы в Москве

На открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется боевая техника армий СССР, Германии, США, Англии, Японии - танки и артиллерия, самолёты и автомобили. В экспозиции представлено более 300 образцов военной техники и вооружений периода Второй мировой войны.



Экспозиция открывается трофейной немецкой и финской техникой, далее по родам войск представлены боевые машины, артиллерия и авиация Красной Армии, вооружение союзников, а в акватории расположена выставка Военно-Морского флота.


Броневое сооружение (Финляндия)
В 1916 году Германия впервые использовала небольшие огневые сооружения. В 1920-1930-е годы многие европейские страны стали использовать ДОТы из железобетона и брони как элемент оборонительных линий.


Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.F (Германия)


75 мм САУ StuG III (Германия)
В 1935 Эрих фон Манштейн предложил идею создания машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть поддержка атакующих подразделений пехоты. Приоритетными были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Первые прототипы были изготовлены фирмой Daimler-Benz на шасси PzKpfw III Ausf.B с короткоствольной пушкой. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать StuG III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков.


Артиллерийский тягач Ситроен (Франция, использовался Германией). 1937-1939


Танк Pz.KpfwIII Ausf.L (Германия)
Panzerkampfwagen III - немецкий средний танк, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. К июню 1941 года он был основной боевой машиной Вермахта, во вторжении в СССР участвовало около 1000 таких танков. В 1939 году советские военные инженеры имели возможность изучить Panzer III и на тот момент признали его лучшим иностранным танком. Изучение трофейного танка помогло выявить его слабые и сильные стороны.


Вторгшимся на советскую землю бронированным машинам вермахта противостояла артиллерия и танки Рабоче-Крестьянской Красной Армии.


76-мм пушка. 1927


76-мм пушка Ф-20. 1933


Огнеметный танк Т-46-1


Танк Т-26 двухбашенный. 1931-1933
Зимой 1930/1931 годов в районе Поклонной горы состоялись испытания закупленных в Великобритании лёгких пехотных танков «Виккерс Mk.E». На основе их конструкций был создан танк Т-26 двух модификаций - сначала с двумя пулемётами в двух башнях, затем с одной башней (45-мм пушка и пулемёт). Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне, но к началу Великой Отечественной устарели. Слабая бронезащита делала эту боевую машину уязвимой для вражеских снарядов.


Танк Т-26. 1933-1938


Танк БТ-7
Советский колёсно-гусеничный танк БТ-7 («Быстроходный танк») выпускался с 1935 по 1940 год. В предвоенный период БТ-7 неплохо зарекомендовал себя на Халхин-Голе и не имел себя равных в манёвренности. Но к 1941 году он уступал по броневой защите танкам вермахта.


Башня бронеавтомобиля БА-20. 1936
Базовая модель БА-20 выпускалась с 1936 по 1938 год. В бронированной башне толщиной 9 мм находился пулемётчик, вооружённый 7,62-мм ДТ.


Грузовой автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.


Блиндаж


Паровоз Эу-2
Паровоз разработан в 1909 году и выпускался с 1912 по 1957 год. В годы индустриализации паровозы серии Э являлись основным типом грузового локомотивного парка, выполняли большой объём грузоперевозок почти на всех железных дорогах СССР. Всего было построено около 11 000 паровозов Э.


Бронеплощадка
Первые бронированные поезда появились еще в XIX веке в Европе и США вместе с развитием сети железных дорог, а в России бронепоезда стали строить в 1915 году по приказу Императора Николая II. В Гражданской войне принимали участие десятки бронепоездов, но в Великой Отечественной решающей роли не сыграли. Они оказались слишком уязвимой мишенью для артиллерийских и воздушных ударов. Чтобы парализовать бронепоезд, достаточно было уничтожить железнодорожное полотно спереди и сзади. Под бронеплощадкой подразумевается усиленная железнодорожная платформа, защищённая броней и вооружённая артиллерией и пулемётами. С 1942 года на них стали устанавливать танковые башни. Для отражения воздушных атак существовали зенитные бронеплощадки. В состав бронепоезда входило несколько таких броневагонов, паровоз и контрольные платформы впереди состава для обнаружения минирования путей.


Танк Т-34
Под Москвой танки Гудериана столкнулись с новым советским оружием, танком Т-34. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года, однако их выпуск задерживался из-за нехватки комплектующих. Но уже в 1941 году с заводских конвейеров сошли почти 3000 машин и их внезапное появление помогло остановить немецкое наступление. Т-34 превосходил немецкие машины и в вооружении, и в броне. Тридцатьчетвёрка с пушкой 76-мм стала основным танком Красной Армии до 1944 года.


Танк КВ-1С
Танк "Клим Ворошилов, скороходный" был разработан в 1942 году как модернизация базового КВ-1. Скорость была увеличена за счёт уменьшения массы танка. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы с толщиной брони по бортам 75 мм. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Вооружение танка - пушка 76-мм и три пулемёта.


Реактивный миномёт БМ-13Н «Катюша» на шасси «Студебеккер»
В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный миномёт на шасси грузового автомобиля ЗИС-6 поступил на вооружение за день до начала войны, а 3 августа батарея старшего лейтенанта П.Дегтярёва произвела первый залп по врагу.


Истребитель Bf-109 (Германия) 1941
Messerschmitt Bf.109 являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны, при его создании конструкторы использовали все технические новинки своего времени. Боевое крещение самолёт прошёл в Испании в 1936 году, позднее использовался на всех театрах военных действий - от воздушных налётов на Британию до Северной Африки.


Истребитель ДИ-6. 1936


Штурмовик Ил-2. 1941
Штурмовик был создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора Сергея Ильюшина, его серийное производство началось в феврале 1941 года. Конструкторы называли свой самолёт «летающим танком», а немцы - «мясорубкой». Это самый массовый боевой самолёт в истории, изготовленный в количестве более 36 тысяч экземпляров.


Истребитель Як-3
Истребитель Як-3, разработанный в ОКБ Яковлева, прошёл боевое крещение в июне 1943 года во время битвы на Курской дуге. При его создании конструкторы улучшили живучесть, боевые характеристики и огневую мощь предыдущей модели Як-1М.


Зенитная прожекторная станция на шасси ЗИС-12 предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии.


37-мм зенитная пушка образца 1939 года стала первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками в 1941 году использовались и как противотанковые орудия.


Бензозаправщик БЗ-43


Легковой автомобиль «Опель Олимпия» (Германия) 1938


Легковой автомобиль ГАЗ-М 1
Легковой автомобиль ГАЗ М-1 был создан в 1936 году на основе технической документации Ford. Конструкторы внесли немало изменений, чтобы адаптировать машину к местным условиям эксплуатации. К началу войны свыше 10 000 машин были приписаны к штабам и тыловым учреждениям РККА и в первые годы Великой Отечественной «Эмка» стала основным штабным автомобилем, пока её не заменили ленд-лизовские и отечественные внедорожники.


Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б
Серийный выпуск полноприводных легковых автомобилей ГАЗ-67 был налажен в 1943 году, машина широко использовалась на фронтах наряду с ленд-лизовскими Willys MB и Ford GPW.


Санитарный автомобиль ГАЗ-А. Машина была выпущена небольшой партией в 1933 году. Санитарное помещение отделено от кабины водителя глухой перегородкой. Внутри фургона на скамейках для раненых и медиков могло поместиться шесть человек и носилки. Все попадали внутрь через задние распашные двери.


Грейдер ГТМ


Минный раскладчик. 1942


Осколочная мина. 1941


САУ Мардер 38М (Германия) 1943
Лёгкое бронирование могло защитить экипаж Мардер-38М только от пуль и осколоков, зато эта самоходка обладала высокой мобильностью. САУ выдвигались на огневую позицию, вели огонь по противнику и затем быстро меняли позицию.


Пушка Pak-38 (Германия) 1940


76-мм противотанковая пушка ЗИС-3. 1942
Дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года стала основным противотанковым орудием Великой Отечественной войны. Конструктор Василий Грабин начал её разработку в мае 1941 года, а уже осенью опытные образцы отправлены на фронт.


57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. 1943
Для борьбы с бронированными гигантами широко применялась противотанковая пушка ЗИС-2, поступившая в войска летом 1941 года и опередившая своё время. На момент создания у вермахта не было тяжёлых танков и производство ЗИС-2 свернули в пользу более лёгких и экономичных «сорокапяток». Острая потребность в ЗИС-2 появилась позднее.


122-мм гаубица Д-1. 1943


160-мм миномет МТ-13. 1943


203-мм гаубица Б-4М. 1931
Разработка советской гаубицы большой мощности велась с 1920-х годов, Б-4М принята на вооружении РККА в 1933 году. Во время войны с Финляндией эти гаубицы успешно использовались для уничтожения финских бункеров, в годы Великой Отечественной войны батареи Б-4М перевели в резерв Верховного Главнокомандования и применяли с 1942 года в наступательных операциях.


Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180. 1935
Идея установить тяжёлые орудия на железнодородной платформе возникла в 1927 году. Испытания на полигоне прошли успешно, платформа фиксировалась выдвижными опорами и 180-мм орудие могло вести круговой обстрел. К началу войну было изготовлено 20 артиллерийских установок. Предполагалось, что они будут эффективны в борьбе с вражеским флотом, поэтому базировались под Ленинградом и на Чёрном море.


Артиллерийская установка ТМ-3-12
Транспортер Морской, тип 3, калибр 12 дюймов, 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года - сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». Было выпущено три таких системы, объединённых в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. Орудия принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко. С началом Великой Отечественной войны участвовали в обороне базы, где перед эвакуацией базы были подорваны. Финны смогли их восстановить, а после войны вернули в Советский Союз. ТМ-3-12 несли боевое дежурство в Балтийске до 1961 года, а после заняли места в музеях.


Малый танк Т-60. 1941-1942


Танк Т-70Б. 1942-1943


САУ СУ-100. 1944
Впервые СУ-100, вооружённые 100-мм пушкой, были применены в январе 1945 года при освобождении Будапешта. В ходе Балатонской операции самоходки успешно отразили контратаку немецкой танковой армии.


САУ ИСУ-152
Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152, созданная в 1943 году, была вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. За разрушительную огневую мощь наши солдаты прозвали самоходку "Зверобой", а немцы - "Консервный нож".


Тяжелый танк ИС-2
Тяжёлые танки «Иосиф Сталин», вооружённые 122-мм пушкой Д-25Т и защищённые 120-миллиметровой лобовой бронёй, стали самым мощным советским серийным танком Великой Отечественной войны. ИС-2 успешно использовался во время штурма укреплённых районов и взятии таких городов, как Будапешт, Бреслау, Берлин.


Тяжелый танк ИС-3
ИС-3 проектировался в годы войны, но участия в боевых действиях не принимал. Первые машины сошли с заводского конвейера в мае 1945 года.


Морская мина
Еще в XVI веке китайцы использовали подобие морских мин против японских пиратов. В XIX веке Борис Якоби создал гальваноударную мину, успешно применявшуюся в Крымской войне. Такие мины срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента. На вооружении советского ВМФ состояли мины КБ (Корабельная Большая), разработанные к 1931 году. Мина крепилась якорем на заданную глубину, на её корпусе находились пять гальваноударных рожков, при касании с которыми происходил взрыв 230-килограммового заряда. До приведения мины в боевое состояние рожки защищались чугунными колпаками.

История нашего народа неразрывно связана с событиями военных лет в период Великой Отечественной войны. И эта память о тех событиях навечно запечатлелась в одном из исторических мест Москвы – музее военной техники. Этот комплекс находится на территории Парка Победы .

Музей военной техники на Поклонной горе является частью Центрального музея Великой Отечественной войны и его экспозиция находится слева от главного здания.

Посетить музей можно в один из дней недели, за исключением понедельника .
Вторник-воскресенье 11:00-18:30
кассы и вход посетителей до 18:00)
Выходной — понедельник

Цена входного билета для осмотра открытой площадки военной техники составляет 250 рублей. Можно купить единый билет за 350 рублей — по нему доступны для осмотра дополнительно главное здание музея, и площадка вооружения и военной техники локальных войн и вооруженных конфликтов 50-80-х годов ХХ века. (По отдельности каждый билет стоит 250 рублей).
До 16 лет вход бесплатно (возьмите свидетельство о рождении).
Дополнительно придется заплатить за проведение фото и видеосъемки 100 рублей. Но для отдельных категорий выставка доступно бесплатно – это, прежде всего участники Великой Отечественной войны, инвалиды, дети инвалидов и свидетели блокады в оккупированном Ленинграде. Впрочем, они все это уже видели в свое время и заслужили на бесплатную экскурсию.

Прекрасное видео и музыка — Военная техника на Поклонной горе

Этот военно-патриотический музей знаменит тем, что здесь находится самая большая коллекция военной техники Советского Союза , союзнических войск. Уделено также внимание и трофейным экспонатам, которые отражают техническое состояние той поры фашистской Германии и ее союзников.

В общей сложности в этом музее представлено свыше 300 единиц военной техники и вооружения . Причем ознакомление с этой экспозицией довольно познавательно. Каждая модель техники оснащена информационной табличкой, отражающей информацию о самом образце техники, его разработчике. Также представлены сведения относительно основных технических характеристик и датах выпуска конкретной модели.

Среди экспонатов этой выставки под открытым небом есть представители военной техники всех родов войск – артиллерийские орудия, знаменитые советские танки и, конечно же, — автомобили той эпохи. Причем автотранспорт представлен как грузовыми автомобилями, так и престижными генеральскими марками.

Но самое большое внимание вызывает вход в выставку, где расположились танковые экспонаты . Большое количество этой техники разных армий вызывают восхищение молодого подрастающего поколения. Им, кстати, не запрещено забраться на башню и сфотографироваться сидя на стволе танка. Рядом располагаются и средства, которые использовались против этой грозной техники — например, противотанковые ежи разных конструкций.

Не меньшее внимание приковывает и морская техника — модели кораблей , катера, другие плавательные военные средства. Для этой экспозиции на территории музея создан искусственный водоем. А рядом с выставленной на воде техникой видны средства для ее уничтожения – плавающие противокорабельные мины.

Далее посетители с интересом смогут рассмотреть летательные аппараты военной поры – вертолеты, самолеты, а также их грозное снаряжение – авиабомбы. В этой экспозиции находятся и грузовые летательные средства и знаменитые российские истребители и наводящие ужас немецкие бомбардировщики. Глядя на эти выставочные экспонаты даже сложно поверить, что всего несколько десятилетий назад они несли смерть под своими крыльями.

Отдельную территорию занимают экспонаты железнодорожной военной техники . На огромных по размеру платформах находятся не менее огромные и внушительные артиллерийские орудия, которые кроме как железнодорожным транспортом доставить было больше нечем. На грустные мысли наводит экспонат с остатками взорванного моста и уцелевшим на нем вагончиком. Заставляет задумать и вид санитарного поезда. Кроме этих экспонатов здесь находятся и характерные для их оснащения виды вооружения. В основном это крупнокалиберные пулеметы и пушки, которые устанавливались на отдельных платформах для защиты от авиационных налетов.


В собрании музея представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с историей Войск ПВО, а также с их вкладом в Победу СССР во Второй мировой войне. Кроме этого, экспозиция рассказывает об участии воинов противовоздушной обороны в локальных конфликтах в разное время в различных регионах мира.

    Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, 6


В экспозиции представлены самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, охватывающие всю историю отечественной авиации ― от 1909 года до современности. Посетители могут познакомиться с устройством летательных аппаратов, а также лучше узнать историю авиации по фотоматериалам и редким документам. Располагается музей на территории военно-воздушной базы.

    Московская обл., Щёлковский р-н, пос. Монино, ул. Музейная, 1.


Уникальный музейно-мемориальный комплекс посвящен гордости отечественного танкостроения ― танку Т-34. В экспозиции представлены документы и материалы об истории создания и развития танка, артефакты о боевом применении техники в годы Великой Отечественной войны, а также восемь танков и самоходная артиллерийская установка.

    Московская область, деревня Шолохова, д. 89А, Мытищинский район, п/о Марфино


В экспозиции музейного комплекса под открытым небом представлены: подводная лодка Б-396, экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «Скат», а также большая выставка военно-морского флота. Примечательно, что самостоятельное посещение экспозиции ― бесплатное.


В коллекции музея представлено более 350 единиц бронетанкового вооружения и техники из 14 стран мира. Около 60 экспонатов музея существуют в единственном экземпляре. Экспозиция занимает площадь более 12 гектар и является одной из крупнейших в мире на данную тематику.

    Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.


В коллекции музея Вадима Задорожного находится более 1000 экспонатов. Это и боевая техника, и раритетные автомобили и мотоциклы, и самолеты как отечественного, так и заграничного производства. Экспозиция занимает три этажа и аллею, имея общую площадь 6 тыс. квадратных метров. Музей является самым большим частным собранием техники не только в столице, но и в России.

    Московская область, пос. Архангельское, Ильинское шоссе, стр. 9


Знаменитый Центральный музей Великой Отечественной войны является частью Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в столице. В музейной части ансамбля находятся залы Памяти и Славы, художественная галерея, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, зал встреч ветеранов и прочие помещения.

Военно-историческая экспозиция включает пять разделов, охватывающих период жизни страны накануне Великой Отечественной войны, три этапа во время войны и историческое значение Великой Победы.

Музей постоянно растет, на его территории регулярно проводятся лекции, кинопоказы, встречи и тематические выставки.

    Ул. Братьев Фонченко, 10.Адрес

    Московская область, г. Химки, сквер Марии Рубцовой


    5-й Котельнический пер., 11

Фото: www.mvpvo.ru, www.cruisesv.ru, museum-t-34.ru, img13.nnm.me, tmuseum.ru, www.mbtvt.ru, travel.mos.ru, moskprf.ru, www.museum.ru, nesiditsa.ru, vk.com/bunker42_nataganke