Годы жизни александра дюма. Биография Александра Дюма (отца). Активная деятельность на литературном поприще

Награды Автограф Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Алекса́ндр Дюма́, отец (фр. Alexandre Dumas, père ; 24 июля , Вилле-Котре - 5 декабря , Пюи) - выдающийся французский писатель , драматург и журналист . Один из самых читаемых французских авторов. Его книги переведены более чем на 100 языков. Работал во многих жанрах: пьесы, романы, статьи и книги о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц . В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр. Дюма - автор двух самых известных романов французской литературы «Граф Монте-Кристо » и «Три мушкетёра » (оба написаны в 1844-1845).

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном , своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж . Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском , которую помог получить генерал Фуа . Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье . Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески . Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине , Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье , однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору , с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс , коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорождённого сына Александра , за два месяца написал пьесу на новую тему - драму «Генрих III и его двор». Актёры Комеди Франсез после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор , попросили принять ее к постановке вне очереди.

Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма . Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.

Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством , но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

Дюма участвовал в борьбе за объединённую Италию , был лично знаком и близок с Гарибальди . Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар . Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон .

Его произведения были переведены на множество языков и служат материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Творчество

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации , когда восторжествовала монархия Бурбонов , пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции -1794 годов . Король Людовик XVIII , не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного - бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло - по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий , пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина» , «Антони» , «Кин, гений и беспутство» , «Тайны Нельской башни » .

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта , О.Тьерри, Ж.Мишле . Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри , который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, призванных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» () свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками , Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции -XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара» , «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Соавторы

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было:

В самом деле, дорогой Александр, Вы лучше кого бы то ни было знаете, сколько труда, таланта и преданности предоставил я в распоряжение Вашего отца за долгие годы нашего сотрудничества, поглотившего моё состояние и моё имя. Знайте также, что ещё больше вложил я в это дело деликатности и великодушия. Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений…

Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетеров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма. И сегодня, в XXI веке, Дюма по прежнему держит первенство среди самых плодовитых писателей в мире.

В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества.

Экранизации произведений

  • «Дюма на Кавказе » - советский фильм 1979 года , в юмористической форме повествующий о приключениях Александра Дюма на Кавказе в 1850-е годы.
  • Дюма был квартероном , чем гордился. Однажды он ответил пытавшемуся задеть его этим недоброжелателю:

На самом же деле у Дюма никогда не было деда-негра, негритянкой была его бабка по отцу, рабыня и любовница его деда, маркиза де ла Пайетри.

  • В книге Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье » рассказывается о соавторе Дюма (по некоторым источникам, «литературном негре») Огюсте Маке .

Память

Именем Александра Дюма-отца названы:

  • Улица Дюма - в городе Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, в историческом районе Мартышкино.
  • Улица и станция метро в Париже

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118528068 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. M. Br. Dumas, Alexandre // 1911 Encyclopædia Britannica - 11 - New York City : 1911. - Vol. 8. - P. 654–656. - ISBN 0-671-76747-X
  4. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  5. Квебекец обнаруживает неопубликованной рукописи Александра Дюма
  6. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . - М. : Советская энциклопедия , 1926-1947.
  8. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 114
  9. После читки «Марион Делорм » Гюго , Дюма сказал: «Ах, если б, в придачу к моему умению писать драмы, я бы ещё умел так писать стихи!» Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 130
  10. Он предложил привезти в Париж порох, которого недоставало. Дюма отправился в Суассон и потребовал у коменданта гарнизона виконта де Линьера передать порох революционерам. Линьер впоследствии утверждал, что ещё за несколько дней до приезда Дюма, он самостоятельно принял это решение. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 105
  11. Анна Краморова. Гости города на Волге (рус.) . volgograd.ru (7 февраля 2011). Дата обращения 27 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  12. А. Дюма. Путевые впечатления. В России. - Ладомир, 1993. - 1340 с. - ISBN 5-86218-038-9 .
  13. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 84-85
  14. Мерикур сам предлагал Дюма сотрудничество, потерпев неудачу, жаловался в «Общество литераторов», требовал у Эмиля де Жирардена, чтобы «Ля Пресс» отказалась от публикации Дюма. Позднее самого де Мирекура обвинили в сокрытии имён соавторов: памфлет одного из «литературных негров» Рошфора «Торговый дом Эжен де Мирекур и Ко» вышел в 1857 году. См. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 196-197
  15. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 198
  16. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, т. 2. с. 55-56
  17. Предисловие Леона-Франсуа Гоффмана «Дюма и чернокожие» к роману Александра Дюма «Жорж», Paris, Gallimard, Folio, 1974, pp. 7-23
  18. Даниель Циммерман. Александр Дюма великий. Биография. Книга 2

Ссылки

В тридцатые годы XVIII столетия этот автор, один из первых драматургов-романтиков, стал известен во Франции и далеко за ее пределами. Сегодня его произведения перечитывают несколько раз, настолько увлекательны приключения его героев. Интерес к его книгам не исчез и спустя столетия, по ним было снято более 150 фильмов. По статистике, самый читаемый французский автор в мире - Александр Дюма, биография и фото которого представлены в этой статье.

Детство писателя

Знаменитый романист Дюма (1802-1870) родился в городке Виллер-Котре. Его отец - генерал Том Дюма, мать, серьезная и добродетельная женщина Мари-Луиза Лабурэ - дочь трактирщика.

Отец Александра служил в армии Бонапарта, и по возвращении на родину в 1801 году, оказался в тюрьме. По случаю примирения состоялся обмен пленными и его освободили. Но тюрьма сделала свое дело - он вышел оттуда полупарализованным, изувеченным и с язвой желудка. О службе в армии не могло быть и речи. В это время и появился в семье сын Александр.

Детство мальчика прошло в материально стесненных условиях. Для него не смогли даже добиться стипендии на обучение в лицее. Писать и читать Александра учили мать и сестра. Но в математике дальше таблицы умножения дело не продвигалось. Зато почерк у него был отменный - четкий, аккуратный, с многочисленными завитушками.

Мать пыталась научить его музыке, но у Дюма не оказалось слуха. Мальчик прекрасно танцевал, отлично фехтовал и стрелял. Посещая колледж аббата Грегуара, Дюма усвоил основы грамматики и начатки латыни. Целыми днями будущий писатель пропадал в лесу, поскольку очень любил охоту. Но одной охотой не проживешь. Пришло время подыскать работу. И Александр Дюма поступает на службу к нотариусу.

Новая жизнь

Однажды во время поездки в Париж Дюма знакомится с актером Тальма. И сделав выводы, что карьеру можно построить только в Париже, Александр, не раздумывая, переезжает туда. Устраивается в канцелярию герцога Орлеанского. Служба была для него только источником существования.

Для себя будущий писатель сделал вывод, что ему необходимо учиться, так как его невежество вызывает изумление у его знакомых. Он уделяет много времени литературе, общается с драматургами и известными писателями. В 1829 году пишет драму «Генрих Третий и его двор». Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений.

Король увидел в драме «Генрих Третий» некоторое сходство с царствующим монархом и собирался пьесу запретить. Но герцог Орлеанский поддержал ее. Так, Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими драмами и пьесами, как «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антони».

После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец Тюильри, был и Дюма Александр. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает всяческое участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Лафайета, возглавлявшего гвардию.

В 1832 году Дюма, по просьбе родственников генерала Ламарка, которого хоронили 5 июня, встал во главе колонны артиллеристов, сопровождавших траурную процессию. Полиция разгоняет толпу, что стало началом восстания, которое было жестоко подавлено.

В прессе появилось ложное сообщение, что Дюма расстрелян. На самом деле он, по совету друзей, покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где подготовил к изданию очерк «Галлия и Франция».

Любви прекрасные порывы

«Занятым людям некогда разглядывать женщин», - так любил говаривать великий писатель Александр Дюма. Биография для детей, с которой многие познакомились в школе, рассказывает только о главных вехах биографии: «родился, женился, творил». На самом деле, Дюма вел не только бурную писательскую деятельность. Личная жизнь бессмертного автора била ключом.

Прежде чем приоткрыть завесу похождений страстного донжуана, хотелось бы отметить, что Дюма понимал женскую душу, а главное, он, действительно, всех их любил и был им благодарен за любовь. Это был добрейшей души человек. Именно за это его ценили все возлюбленные. Многие из них признавались, что не встречали более великодушного человека, чем он.

О любовных похождениях великого писателя ходят легенды. Никому не известно, сколько в его жизни было любовниц, но биографы склонны к тому, что их от 350 до 500. Сам же Дюма в своих мемуарах упоминает только нескольких:

  • Свою первую парижскую любовь Адель Дальвен, которая разбила сердце пятнадцатилетнего повесы. После двухлетней связи вышла замуж за другого. Единственная женщина, которая с ним рассталась сама, во всех остальных случаях инициатором расставаний был Дюма.
  • Катрин Лабе - соседка по лестничной площадке, к которой он перебрался жить. Но скромная и преданная Катрин перестала его устраивать. Узнав, что она ждет ребенка, сделал выводы: та просто-напросто решила его привязать к себе. Дюма уходит и появляется на пороге ее дома, когда сыну исполнилось семь лет.
  • Свои «африканские страсти» Александр Дюма оправдывал тем, что много любовниц он заводит из человеколюбия, одна-единственная просто-напросто умерла бы через неделю. Среди множества сердечных авантюр с актрисами - связь с Белль Крельсамер. Она закончилась тем, что в 1831 году та родила от него дочь.

Личная жизнь

В 1832 году случай свел его с актрисой Идой Ферье (настоящее имя - Маргарита Ферран). Едва только между ними завязались отношения, Дюма уже влюбляется в другую актрису. Тем не менее в 1838 году Дюма женится именно на Маргарите Ферран. Каким образом полной блондинке с кривыми зубами удалось совершить такой подвиг, остается загадкой.

Женившись, Дюма не изменил своему образу жизни. В 1844 году брак распался. В 1851 году очередная возлюбленная неутомимого ловеласа Анна Бауэр рожает от Дюма сына Анри. Поскольку она была замужней женщиной, сын носил фамилию ее мужа.

Последней любовью Александра Дюма была американская актриса-наездница Ада Менкен. С ней он познакомился в 1866 году, когда та приехала покорять Париж. Дюма-сын уговаривал отца не афишировать связь с молодой американкой, которая уже четырежды побывала замужем. Но отец не внял голосу разума.

Неизвестно, чем бы закончилась связь с женщиной, но судьба Ады оказалась трагичной. Она умерла от острого перитонита в 1868 году. После чего Дюма-сын решил соединить своих родителей. Отец не был против, но Катрин Лабе ответила, что возлюбленный опоздал на сорок лет. В октябре 1868 года она уходит из жизни. Дюма переживет ее на два года.

Неизвестный Дюма

Выдающийся романист, путешественник, историк и публицист, Дюма был еще и прекрасным кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд. О том, что он задумал создать «Кулинарный словарь», писатель говорил еще во время пребывания в Российской империи. В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему.

«Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия - «Малый кулинарный словарь». К слову, Дюма не был гурманом или чревоугодником. Напротив, он вел здоровый образ жизни, не употреблял алкоголь, табак и кофе. Для себя готовил Александр Дюма редко, поскольку придерживался диеты. Только для гостей.

Дюма прослыл хлебосольным и щедрым хозяином. Поместье Монте-Кристо, принадлежавшее Дюма, с первых же дней становится открытым домом. В нем принимают радушно всех, кто бы то ни был, кормят и, при необходимости, кладут спать. Любой человек, стесненный в средствах, мог запросто поселиться в усадьбе.

Замок Монте-Кристо

Успех «Графа Монте-Кристо», романа, вышедшего в 1844 году, превзошел все ожидания. В нем Дюма описал свою мечту о шикарной, лишенной забот жизни, без денежных проблем. Пережив это на страницах романа через судьбу Дантеса, писатель принялся претворять свою мечту в жизнь.

Начал он со строительства замка. В июле 1847 года состоялось его торжественное открытие, на которое прибыло более 600 гостей. Замок был великолепен! Красивое здание окружено парком, разбитым наподобие английского. В нём скульптуры великих людей - Шекспира, Гете, Гомера. Над входом - девиз владельца: «Люблю тех, кто любит меня».

Многие мечты, связанные с замком, Дюма не успел воплотить в жизнь. Например, он мечтал создать литературный парк и каждую аллею назвать одним из своих произведений. Спустя 150 лет его мечта осуществилась.По нему можно изучать его книги. Все так, как и мечтал Дюма Александр.

Биография этого великого писателя объединила тысячи неравнодушных к его творчеству людей. Их усилиями сегодня в замке создан дом-музей Александра Дюма, открытый для посещений.

Творчество

В тридцатые годы у Александра возник замысел воссоздать историю Франции целой серией книг. Дюма расширяет свои познания, изучая труды известных историков: О. Тьерри, П. Баранта, Ж. Мишле. В своих произведениях он придерживается закономерной последовательности событий. Его книги свидетельствуют об осведомленности автора в вопросах французской истории.

«Изабелла Баварская» стала первой книгой этого цикла. Исторической основой для создания романа послужили: «Хроника времен Карла VI», «История герцогов Бургундских», «Хроника Фруассара». Наряду с историческими персонажами, в романе задействованы и вымышленные имена. Таким образом, жанр исторического романа возродил именно Александр Дюма.

Биография и творчество этого автора связаны с важным для каждого француза событием - Великой французской революцией. Ей он посвятит серию книг. Автор понимает - чтобы жизнь королей и министров была интересна читателю, надо показать: им не чужды те же чувства и переживания, что и простым смертным.

Он знал, что исторической ценности его романы не представляют, поскольку факты изложены так, как того требовала художественная форма. История была такой, какой желали ее видеть французы: красочной, веселой, где добро и зло по разные стороны.

Читатели того времени состояли из людей, совершивших великую революцию и сражавшихся в войсках империи. И им нравилось, когда монархи были представлены в героических картинках.

История Франции

Дюма отталкивался в своей работе от известных источников, порой поддельных. Как, например, «Мемуары д’Артаньяна». Подлинные материалы - «Мемуары мадам де Лафайет» - послужили основой для книги «Виконт де Бражелон».

С 1845 по 1855 годы Александр Дюма писал без передышки. Пожалуй, за всю историю литературы ни один из писателей не был столь плодовит. В романах Дюма перед читателем проходит история Франции. После «Трех мушкетеров» идут «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон».

Дюма превосходно изображает характер толпы - то жестокой и жаждущей крови, то рабской и покорной, то грубой и циничной, то сентиментальной. Романы «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» - живое воплощение души Франции.

Великой французской революции Дюма посвящает серию романов: «Жозеф Бальзаме», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка», «Графиня Шарни». В них автор раскрывает причины, вызвавшие революцию, описывает падение французской монархии.

Отступления от исторических фактов Дюма допускает довольно смело, но он компенсирует это драматизмом событий, эффектами и чудесными приключениями, которые заставляют сердце читателей усиленно биться.

За свою жизнь Дюма-отец успел написать и издать более 500 томов произведений различных жанров. В этом виден огромный талант этого писателя, его удивительное и безграничное воображение.

Родился Дюма 24 июля 1802 года в небольшом французском городе Виллье-Котре в семье генерала. Благодаря связям своих родителей в биографии Дюма была получена небольшая должность в канцелярии парижского дворца Пале-Рояле. Служа герцогу Орлеанскому, после начала Июльской революции 1830 года Дюма вел активную общественную деятельность. Под угрозой ареста Александр Дюма бежал из Франции в Швейцарию. Дюма не прекращал заниматься литературой, а в Швейцарии готовил к печати свое произведение «Галлия и Франция». Книга, вышедшая в 1833 году, отображала заинтересованность автора национальной историей. Дюма изучал работы французских историков, был хорошо осведомлен о прошлом своей страны.

Самыми известными книгами в биографии Александра Дюма являются три книги о мушкетерах: «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1847). Также среди известнейших произведений Дюма: «Граф Монте-Кристо», «Две Дианы», «Черный тюльпан» и многие другие. Кроме приключенческих романов Дюма создал несколько комедий, драм. Например, «Тайны Нельской башни», «Христиана». За свою биографию Дюма пытался основать театр, издавать журналы, но все попытки закончились крахом.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Александр Дюма является великим французским писателем. Его произведения интриговали и интересовали читателей с их появления и до наших времен. Мировую известность писатель получил благодаря двум самым популярным романам французской литературы - «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо».

У Александра Дюма был сын, который тоже имел имя Александр и также выбрал жизненный путь писателя, поэтому для ясности к Александру Дюма старшему добавляют приставку «отец» .


Творчество Александра Дюма-отца

Во времена перестройки или так называемой «Реставрации» свой литературный творческий путь и начинает Александр Дюма-отец. В это время происходят государственные реформации и изменения, король вынужден прислушаться к мнению людей и ввести в государство конституцию. Изменения происходили и во французском парламенте. Проанализировав политическую ситуацию, Александр Дюма-отец находит свое направление в творчестве, что уже выразилось в первых главах романа «Граф Монте-Кристо».

Самыми яркими литературными произведениями можно назвать:

  • цикл «Время Регентства»;
  • цикл «Революция».


Краткая биография Александра Дюма-отца

Писатель родился в 1802 году, в маленьком городке Виллер-Котре, в семье известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Так как его бабушка по отцовской линии была темнокожей, Александр Дюма-отец являлся квартеронцем и всю жизнь очень гордился этим .

В своем небольшом городке Александр провел все детство и юность. Там же он подружился с человеком, который оказал мощное влияние на становление Александра как драматурга. Это был Адольф де Лёвен. Он часто любил бывать в парижских театрах, куда приглашал Александра Дюма-отца.

Используя кое-какие связи, которые остались после отца, Александр Дюма-отец переехал в Париж. Там он устроился работать в канцелярию и в это же время учился. Первыми сочинениями, которые автор опубликовал, были журнальные статьи, водевили и пьесы.

Так как дебютный водевиль «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, драматург принялся за написание драмы. Хотя его пьесы и драматические произведения невозможно назвать идеальными или совершенными, но они обладали особенной чертой, держали внимание зрителя до конца . В итоге это стало его заработком.

При своей жизни Дюма-отец публикует огромное количество произведений, вызывая различные слухи. Считали, что у него были соавторы - негры, которые работали на него.

Умер в 1870 году в г. Пюи, позднее его прах перезахоронили в парижском Пантеоне.

Имя: Александр Дюма (Alexandre Dumas)

Возраст: 68 лет

Место рождения: Виллер-Котре, Франция

Деятельность: писатель, драматург и журналист

Семейное положение: был женат


Александр Дюма: биография

Успех, долги и женщины - под этим девизом шел по жизни классик авантюрного романа Александр Дюма.

В 1822 году в Париж прибыл странного вида молодой человек: высокий, смуглый, нелепо одетый. У юноши, бабка которого была темнокожей рабыней с Гаити, не имелось ни образования, ни денег, зато в избытке присутствовали оптимизм и чувство собственного достоинства. Нет, его звали не Д"Артаньян, а Дюма. Вместо шпаги оружием было перо, а в кармане лежало рекомендательное письмо не к господину де Тревилю, а к другу отца генералу де Фуа. Дюма преодолел почти 50 миль от родного городка Виллер-Котре до столицы Франции с твердым намерением сделать карьеру писателя.


Его отец, генерал-республиканец, скончался, не оставив жене и сыну ничего, кроме долгов. Александр сам, под присмотром местного аббата, научился читать и писать и был взят помощником к нотариусу. Свое скромное жалованье он проигрывал в бильярдной, пока, наконец, ему не повезло. Дюма выиграл 600 рюмок абсента, которые предпочел взять деньгами. Деньги были нужны, чтобы отправиться в Париж. Благодаря протекции Александр получил место писца у самого герцога Орлеанского. Он быстро сделал карьеру, став личным библиотекарем герцога.


Образ жизни Дюма вел богемный - посещал театры и салоны, много читал, восполняя пробелы в образовании. Очень скоро он стал в Париже «своим». На досуге писал пьесы и новеллы - некоторые издал за свой счет, другие взяли к постановке небольшие театры.

У выскочки-литератора было два кумира - Шекспир и Гюго . Со вторым он познакомился благодаря кружку романтиков. Новое движение в литературе и натолкнуло его на идею написать роман с историческим сюжетом, но обязательно живой и интригующий.


Роман пришлось отложить из-за разгоревшейся революции. Азартный Дюма с энтузиазмом полез на баррикады. Ему повезло: шальная пуля в его исполинское тело не попала, а покровитель герцог Орлеанский пришел к власти. Тогда же в моду вошли романы-фельетоны, которые печатались в газете отрывками с продолжением и хорошо оплачивались. Дюма вспомнил о своей идее историко-приключенческого романа и засел в кабинете, исписывая тонны бумаги и уделяя сну не более трех часов в сутки.

Александр Дюма: Литература, книги

Вскоре романами Дюма зачитывалась вся Франция, его узнавали на улицах, в гостиницах и лавках писателя ждали почет и преференции. Одако он понял, что не справляется. И тогда ему пришла в голову блестящая мысль: нанять молодых, никому не известных писателей - «литературных негров». Александр отдавал им ничтожную часть своих гонораров, с ходу включая во все написанное ими ироничные описания и живые диалоги.

После бешеного успеха «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и других произведений Дюма упрекали в пренебрежении историческими фактами, а некоторые из «соавторов» даже судились с ним. Поговаривали, что одним из тайных помощников Алесандра Дюма был его талантливый сын, тоже Александр, позже прославившийся своим романом «Дама с камелиями».


К нищему провинциалу хлынули деньги, вот только правильно распорядиться ими он оказался не в состоянии. Сначала Александр выстроил собственный замок, который назвал «Монте-Кристо», а рядом возвел второй, поменьше -«Замок Иф», для работы. Готические окна и башенки, затейливые скульптуры и витражи, искусственный фонтан, винные погреба, конюшня с лучшими скакунами и птичий двор были призваны затмить соседей-аристократов.

Как только замок был готов, Дюма стал закатывать пиры, длившиеся неделями. Рекой лилось дорогое шампанское, закуски готовили лучшие повара, а ночное небо озаряли фейерверки. Большинство гостей Александр даже не знал в лицо, что не мешало ему одалживать им крупные суммы и делать роскошные подарки. Сам же хозяин во время шумных вакханалий предпочитал все больше отсиживаться в рабочем кабинете, работая над новым романом.

Отношение к деньгам у Дюма было фантастическим: он трудился в поте лица, экономил на проезде, предпочитая идти пешком, сыну вместо денег отдавал свою поношенную одежду и башмаки и при этом умудрялся спускать огромные деньги на кутежи. Неумение организовать финансовую дисциплину в конце концов привело Дюма в долговую тюрьму, а его замок был продан с аукциона. Однако предприимчивому писателю вскоре удалось вновь разбогатеть. По воспоминаниям друзей, за свою бурную жизнь он «вставал на ноги» и разорялся по меньшей мере раз двадцать.

Александр Дюма: биография личной жизни

Обладатель огромного роста и не менее огромного живота, Дюма питал слабость к плотским радостям, особенно вкусной еде и хорошеньким женщинам. Красавицы слетались к нему, как мотыльки на огонек, и он не отказывал ни одной из них. Биографы подсчитали, что у Дюма было по меньшей мере 500 любовниц и 50 незаконнорожденных детей. Однако он признал лишь одного ребенка -первенца Александра, которого в молодые годы ему родила соседка.


Завистники утверждали: писатель крутил романы сразу с несколькими женщинами, которым вместо дорогих украшений дарил свои стихи, часто скабрезного содержания. Если красотка обижалась, он ее успокаивал: «Дорогуша, однажды ты это продашь за хорошие деньги!» С некоторыми писательницами, танцовщицами и актрисами его связывали многолетние отношения.


Одной из них была актриса Ида Феррье, которую Дюма увел у богатого аристократа. Семь лет искусная обольстительница безуспешно пыталась привести Дюма к алтарю. Тогда хитрая женщина прибегла к шантажу. Зная о финансовой нестабильности Александра, она попросила своего бывшего опекуна скупить его долговые расписки и предложила писателю выбор: или узакониваем отношения, или ты отправляешься в тюрьму. Пришлось Дюма выбрать брачные узы. Но супругу свою он не любил, постоянно ей изменял, в итоге Ида переключилась на сицилийского князя. Когда в возрасте 48 лет жена скончалась, Дюма горевал не слишком долго, через короткое время вновь пустился в любовные приключения.


От своих «дам сердца» писатель не скрывал, что в реальной жизни не склонен к романтике и сентимен-там, предпочитая женской ножке свиную рульку. Однако многие из них любили этого великана-обжору с неприступным, но добрым сердцем и при расставании впадали в истерику и даже грозили покончить с собой. Дюма говорил, что в реальной жизни не склонен к романтике и предпочитает женской ножке свиную рульку. После смерти романиста его сын еще долгое время получал письма от бывших пассий отца, в которых те рассказывали, каким прекрасным человеком он был.


В последние годы Дюма много путешествовал (в том числе и по России), вместо пьес и новелл издавая путевые заметки, которые продавались не хуже. Однако удача в конце концов отвернулась от него. После революций Франция больше не хотела читать исторические произведения, а других постаревший Дюма писать не мог. Он все еще жил на широкую ногу и влезал в долги, когда у него случился инсульт, затем еще один. Больного, почти обездвиженного, нищего 68-летнего отца приютил у себя сын.


Через несколько месяцев, в декабре 1870 года, известный на весь мир автор авантюрных романов скончался у Дюма-младшего на руках. Перед последним вздохом он успел прошептать: «Сынок, я совсем не тот, как думают многие. Я приехал в Париж с одним золотым, и я сохранил его для тебя!» С этими словами Дюма вложил в его руку монету.