Типичные образы персонажей в русских народных сказках. Сказочные герои русских сказок: имена и описания. Герои русских сказок. Чудо-юдо

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Веселый, добрый, смелый, находчивый, жадный, любопытный, злой, вредный, простодушный, отзывчивый, смелый, бесстрашный, отважный, мистический… Мужской образ в сказка учитель ГБОУ СОШ № 1637 Никитушкина Г.В.

2 слайд

Описание слайда:

Леший Лешего называют также лесовик, лесовой, лешак, лесник, лесун. Местожительство лешего – глухая лесная трущоба, но иногда также пустырь. Впрочем, этот дух обитает в лесу только в теплое время года. В начале октября он проваливается сквозь землю и зимует где-то в преисподней, а весной снова выскакивает из земли и поселяется в своем старом логове. Перед зимовкой леший обыкновенно беснуется, поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и логовищам. По польскому поверью, леший любит старые сухие деревья, особенно вербы; он часто сидит на этих, деревьях, приняв вид совы. Поляки-селяне избегают рубить такие деревья, чтобы не накликать на себя, рассердив лешего, какой-нибудь беды. По русскому поверью, леший тоже любит старые деревья, но предпочитает седеть в их дуплах. У нас есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана».

3 слайд

Описание слайда:

Водяной Водяной (Водяник, Водовик) – персонаж древнеславянской мифологии, владыка водоемов и повелитель водной стихии. Водяной также как и другие высшие стихийные духи (Леший, Домовой) персонаж не единичный. Наши предки полагали, что у каждого водоема, будь то река, озеро или ручей, есть собственный хранитель, или Водяной, который выполняет чисто административную функцию – следит за балансом и гармоничностью вверенной ему экосистемы. Однако в экстренных ситуациях Водяной может выполнять роль руководителя силовых структур водоема, то есть, например, при попытке захвата лесного озера темными силами (заболачивание), Водяной собирает вокруг себя русалок и прочих водных духов и ведет их в битву. В болотах Водяной не живет, поэтому болота наши предки считали крайне негативными местами

4 слайд

Описание слайда:

Домовой 28 января - Кудесы - день угощения домового. Домовой - запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой: Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу! Домовой – никто иной, как один из детей бога Велеса, изначального заступника славян. И дети его селились ближе к людям для того, чтобы им во всем помогать. Тех, кто жил за печкой называли домовыми, кто отправился в лес – лешими, добрых духов рек и озер – водяными, а тех, кто готов подсобить человеку в поле – полевиками. По одной из легенд, этот дух произошел из числа непокорных небожителей, сброшенных на землю. Прижившись близ человека, он приобрел добродушие и склонность к шуткам, которые у него, прямо скажем, отличались изрядным своеобразием.

5 слайд

Описание слайда:

Черт Чёрт, Черт (рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., сло-вац. cert, польск. czart, вероятно, из праслав. *cьrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух. Образ Ч. дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках Ч. - антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. "Нарисован черт, да такой страшной: черный, с рогами, хвостом и копытами"- так описан этот представитель нечисти в одной из русских сказок. Копыта его могут быть козлиными, коровьими или лошадиными - от этого нрав и зловредность дьявольского отродья не зависят. Чертей знают все славянские народы. Называли же их везде по разному, тем более что поминать черта впрямую никогда не рекомендовалось - вмиг явится! Обычно использовали прозвища-заместители, эвфемизмы: нежить, враг, лукавый, нечистый, немытик, игрец, окаянный.

6 слайд

Описание слайда:

Кощей Бессмертный Именование этого персонажа заслуживает внимания. Сказочники называли его «Кащей», «Кащ», «Каща». В украинских сказках имя Кощей имеет такие огласовки, как «Костей» и особенно созвучным оказывается со словом «кости», что, вероятно, наряду с очевидной связью этого персонажа с идеей смерти, послужило основанием для поздних изображений этого персонажа, например в экранизациях сказок, в виде худого, похожего на скелет человека. Показательно и то, что в русских народных говорах слово «Кощей» имеет значение «худой, тощий человек, ходячий скелет». Однако, скорее всего, оно имеет иноязычное происхождение. В памятниках древнерусской письменности слово «кощей» встречается со значением «отрок, мальчик», «пленник, раб»

7 слайд

Описание слайда:

Петрушка Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, Германии - Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, Турции - Карагёз, Венгрии - витязь Ласло, Индии - Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза - черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

8 слайд

Описание слайда:

шут ШУТ 1. Острослов и шутник, специально содержащийся при дворце или при богатом барском доме для развлечения господ, гостей забавными выходками. Придворный ш. Барский ш, 2. Комический персонаж в балаганных представлениях, паяц. 3. перен. Тот, кто балагурит, кривляется на потеху другим (разг. неодобр.).. Шуты и дураки были «постоянными, закрепленными в обычной (т. е. не карнавальной) жизни, носителями карнавального начала». Они полностью сживались со своей комедийной «маской»; роль и бытие фигляра совпадали. В типе шута заключен универсальный комизм, распространяемый на асоциальность и невоздержанность самого плута (самопародия), на его одураченных жертв, высокие ритуалы и т. д.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Образ Ивана-Царевича Иван - царевич - герой русский волшебных сказок. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов (например, "Царевна - лягушка", "Иван - царевич и Серый волк", "Молодильные яблоки", "Финист - ясный сокол", "Мертвая царевна", "Одноглазка, Дву глазка и Трехглазка"). Многие исследователи считают Ивана - царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван - царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой. Н. В. Новиков считает, что образ Ивана - царевича сложился под влиянием героического эпоса. Следы подобного влияния проявляются в таких мотивах как приобретение богатырской силы, поединки с чудовищами, возвращение к жизни умершего героя. В. Я. Пропп соотносил образ Ивана - царевича с древнейшими мифологическими персонажами, которые ежегодно умирают и воскресают, начиная новую жизнь (Осирисом, Ярилой).

11 слайд

Описание слайда:

Образ Иванушки- дурачка Иванушка-дурачок - персонаж бывальщин и бытовых сказок поздней традиции народных сказаний. Возникновение этого образа связано, прежде всего, с лексическими ассоциациями: вьюнош, вьюнец, вьюнок, ваньша, ванёк "юноша, юнец, юнак, молодец"; ванька "кукла, болван"; ваньжа, ваньзя, ванька "глупец, бестолочь", "простак, простофиля". Последние значения слова ванька появляются сравнительно недавно - на завершающем этапе перехода процессов социального развития на Руси в фазу устойчивой дегенерации традиционных устоев исконной цивилизации.

12 слайд

Описание слайда:

Образ солдата Русского солдата можно любить или ненавидеть, его можно взять в плен и даже победить в бою, однако врагу никогда не дано узнать загадку души русского воина Самый популярный герой русских сказок наряду с лесными животными и колобком. Как правило, в сюжете сказки солдат либо демобилизованный, либо в самоволке. Отличается мудростью и смекалкой, а также поварскими способностями: одна каша из топора чего стоит.

13 слайд

Описание слайда:

Образ старика Почти в каждой сказке есть старичок, который неожиданно появляется перед главным героем, дает ему полезный совет и также неожиданно исчезает. В сказке "Царевна-лягушка" он тоже есть: ":Шел он, близко ли, далёка ли, коротко ли - попадается ему навстречу старый старичок: Читаем в сказке "Два Ивана - солдатских сына": "Идут путём - дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не здороваясь..<...> Нечего делать, пошли добрые молодцы домой и головы повесили; идут путём- дорогою, а на встречу им опять тот старичок попадается". В Мифах сказано, кто же этот старичок: ":Встретили они (небесные ратичи Вечёрка с Полуночкой) вдруг на своем пути маленького старичка с седой бородой. И стал тот старичок их манить за собой - то в одну сторону поманит, то в другую поведет, то обратно свернет:А старичок пропал, будто его и не было. Вот такой силой обладал этот старец, а все потому, что был он самим Временем:" Именно поэтому знает старичок все и про Василису Премудрую: "Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть", и про то, куда идти Ивану-царевичу, чтобы ее найти: "Вот тебе клубок, куда он покатится - ступай за ним"

15 слайд

Описание слайда:

Интернет- ресурсы: http://www.gp.dn.ua/?p=16313 http://www.liveinternet.ru/use… http://elvenpath.epot.biz/view… http://vdnews.ru/news/2831 http://komkultura.ru/?p=6538 Http://www.ruskid.ru/audioskaz… http://pryahi.indeep.ru/histor… http://my-dictionary.ru/word/38682/shut/ http://mp3sort.biz/viewtn.php? http://moeimja.kz/tolkovanie-s… http://tsivin.narod.ru/content… http://procanvas.ru/shop/repro… http://russian7.ru/2012/02/7- http://felbert.livejournal.com/825553.html http://photo.qip.ru/users/dank http://www.sayanogorsk.info/attach/id/24673/skazki_russkogo_lesa.jpg

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции. Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они - типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются. Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой - злые силы. Отсюда - их характеристики - действия, поступки, намерения, язык. Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных.

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга - персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего - отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя. Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга - хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога - чтобы стоять в мире мёртвых. Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним. А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии - дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда - рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы. Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке. Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается. На межкультурном уровне у неё есть аналог - птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться. После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза. По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он - третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками. В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна - это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя. На вид - худой (Кощей - от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках - то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае - природа его потусторонняя. Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях. Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род - в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо - персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит - рыба-остров.

«Катится клубочек по широким долинам, по глубоким оврагам…» Сказки, сказы, рассказы… В давние времена люди и не придумывали сказок. Люди просто рассказывали о том, что их окружало, о том, что они знали и то, что знали их предки. И эти рассказы существовали тысячи лет. В самом деле, только представьте, ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет (а может быть и гораздо больше?)!

Сказки наполнены метафорами, образами. Нужно лишь суметь их понять. Но чаще всего мы можем только догадываться, что стоит за этими образами. Наверное, благодаря этому в сказках и сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая до конца смысла образов, люди, рассказывающие сказки, не вносили в них свои мысли, а просто передавали все как было.

Поэтому у каждой известной сказки сразу несколько уровней или слоёв, знаний об устройстве мира и человека, об основах жизни, глубоко скрытых и открывающихся не сразу. В сказке нет ни одного случайного пустого слова или события. Все гармонично и стройно..И раскрывать ее тайны нам еще очень долго.

У древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Смерти не было.. Сказочные герои в поисках желаемого уходили за тридевять земель в тридесятое царство, не страшашь ни времени ни пространства, снашивая по пути три пары железных сaпог, стачивая три железных посоха….

Уходили так далеко и так легко… Зачем? Что там - в этой далекой неизвестности..? Тридевять земель, тридесятое царство.. Наверное, и в этих числах скрыта какая-то тайна.

Русского человека всегда привлекало все неизвестное, загадочное. И хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.

«А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили».

Так говорила знаменитая сказительница Агафья Зайцева: «Но мне кажется сохранились сказки не благодаря этой вере в чудеса и волшебство, а благодаря своей вере в человека – его ум, благородство, самоотверженность, мудрость и бескорыстность.»

«Там теряется мысль о благах обычных…» сказал необычайно талантливый, но, к сожалению ныне почти забытый, русский сказочник Степан Писахов. Сейчас мало кто помнит это имя. А был это настоящий Сказочник.

Читая его сочинения, начинаешь понимать как рождается, и как потом уходит жить своей собственной жизнью сказка. Как, переносясь от места к месту, от человека к человеку, оставляя за собой года и столетия, превращается она в сокровище вечное и нетленное..

Вот как писал про себя сам Писахов: «Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района, что под Архангельском. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На рыбный промысел деда Леонтия брали сказочником.

В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: - Други-товарищи, не спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: - Нет, еще не спим, сказывай.

Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова.

Например: - «Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь.» Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: «Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!» При встрече старуха спросила: - «Што тебя давно не видно - ни в сноп, ни в горсть?»

Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут. Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик.

Я сказал: -«С 1879 года.»
» - Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?»

Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ: «Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к. Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз - дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал».

Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал на «дикий север». Ему хотелось полярных впечатлений.. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов.

Как-то приходит старик ненец. Поговорил о том о сем, попил чаю и спрашивает: «- Скази, худозник, ты знас, посему у тех людев, сто приезжают, две правды, а у нас одна? Пробую.. Не понять:. Как две правды.. тож одна.. У них и хоросо быват нехоросим, и нехоросо хоросим, а у нас нехоросо - нехоросо, хоросо - хоросо».

Много говорили, и в том ли году или в 1907 году, когда снова жил до осеннего рейса, рассказывали мне сказки. Две из них, как мне кажется, я запомнил. В себе хранил, как дорогой подарок. Теперь уже много лет прошло, можно и передать, как тогда записал. Больше мне нравится мечта о счастливом крае, где нет злобы, вражды, где только любят:

«Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены кружащих ветров, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса. Если надо за зверем гнаться или спасаться от злого духа, те люди рисуют на снегу сани и олени, садятся и едут так быстро, что ветер восточный догнать не может».

А вот вторая сказка: «Герой сказки нашел в лесу могильный сруб: четыре столба невысоких, вбитых в землю и околоченных досками, как ящик. Около сани с возом, опрокинутые, и олени в упряжке. Оглянулся герой, нет никого, стал звать:
- Есть ли здесь кто-нибудь? Голос из могилы откликнулся: - Здесь я, девка, похоронена.
- Зачем же ты похоронена?
- Да я мертвая.
- Как же ты узнала, или кто тебе сказал, что ты мертвая?
- Я всю жизнь была мертвой, у меня не было души, но я об этом не знала и жила, как и все живые. А когда была невестой и сидела с женихом и родными у костра накануне свадьбы, из костра выскочил уголь и упал на меня Я и родные мои, и жених узнали, что у меня нет души, а только видимость одна. Меня и похоронили, и со мной все, что было мое. Герой сказал:
- Хочешь, я сломаю могилу и ты будешь жить. Нет, у меня нет другой души. Но я дам тебе половину моей души, ты будешь моей женой!
Девка согласилась. Герой сказки сломал могильный сруб, освободил девку и увез с собой».

Кинь кроху на лес, пойдешь и найдешь.У скупа не у нета. Меня скупым не зовут, а смогу ли напомнить новое?
Спросил старика: - «Што долго не заходил? - Заделья не было». Пришел помор - капитан один. – «Что жена не пришла? - Не выторопилась.»

Не возьмите в обиду, что поговорки кое-какие и идут кое-как. К слову, к месту-то бегут, выстраиваются… На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут. Только успевай записывай: откуда берут, куда кладут! Так и сказки: сижу пишу…А бывало и так, что сказка не отпустит! Ежели я в бабкиной юбке с двумя самоварами полетел на Луну? То уж никакой остановки! Надо долететь, поглядеть и домой воротиться!

Не думайте, что я того - заговариваюсь…Нельзя класть запрет мысли. Пусть летит, вьется. Говорят: человек не может придумать, чего не может быть.»

Не может…Не может человек придумать, чего не может быть…

Так может быть сила и бессмертие сказок не в том что они создали удивительный волшебный мир - мир в котором можно укрыться от действительности, забыть о серости и унылости жизни с ее монотонными чувствами и желаниями. А в том, что она дает человеку надежду на его человечность, в том что она хранит в себе абсолютную, неиссякаемую веру в человека и в то лучшее, что в нем есть. Она не сомневается в том, что Добро победит Зло, что верность и благородство будет вознаграждено любовью и счастьем. И если ты за справедливость, за правду, если ты настоящий, тогда ты обретаешь свою истинную ценность в этом мире, то, для чего ты в этот мир и призван. И тогда все достижимо..

Мы сейчас живем в мире заколдованной сказки, в мире некоего проклятого пространства, в наничье, как говорили древние славяне – мире, где все имеет обратную ценность, где утерян смысл таких понятий, как честь, справедливость, совесть, познание. Может быть к нам прикоснулась своей волшебной палочкой та самая обиженная, злая фея из сказки и все мы заснули..? И надо только стряхнуть с себя этот сон и проснуться.. Может быть сказка поможет? Ведь она живет, она не ушла, она просто терпеливо выжидает, когда наступит её время, её черёд, когда она будет опять нужна людям.

Есть вопросы, которые задаются и будут задаваться всегда.. Потому что ответ на них очень важен, иногда он самый важный в жизни человека. Вот один из них - верите ли вы в сказку? Видимо этот вопрос еще волнует людей. Во всяком случае на пространствах интернета, на различных форумах и обсуждениях встречаешь удивительные слова и мысли, которыми люди делятся друг с другом. Вот лишь несколько из них:

«Я не верю в сказку - я живу в ней. Я вижу небычное в обычном и сказку в быту. Утром я встречаю восход солнца - оно поднимается из-за деревьев. Для меня мы с солнцем едины – дух захватывает, оно восходит из меня. Затем прилетают птицы на праздничный стол – небо полнится множеством крыльев, но вначале прилетает Ворон, мой друг. Он первый. Когда Он улетает - воздух взрывается от гомона птиц: трещат сороки, чирикают воробьи,…- так птицы соблюдают иерархию, порядок, который есть в природе. Коты, собаки птицы, растения в моем саду - это все Я, только в других ипостасях. А ночью я сплю под своей любимой березой - открываю глаза - фантастика!!! Жизнь - тайна!!! Мистерия!!! Я танцую с Луной, со Звездами. Однажды я видела огненный шар на траве, он был живой.

Пульсировал, а потом медленно поплыл по траве и исчез. Когда не отделяешь себя от природы, от существования того, что есть, то живешь в сказке..»

«Верю, верю всей душой в сказки, верю в волшебство, верю в настоящую любовь.. Мне почти шестнадцать лет и я верю в волшебный мир.. и мне не стыдно. Я верю в лучшее, в то, что скоро на земле воцарит покой и равновесие, что миром будут править достойнейшие из достойнейших. Но с каждым днем, я понимаю, что такое взрослый мир. Я не хочу туда, мне там нет места, за что? Я не хочу в это царство.. Там все заросло эгоизмом, так мало нормальных людей, людей которые не поддались этому миру мнимых наслаждений, не забыли что такое правда, честь и достоинство. Но их так мало.»

«Когда была маленькая, меня до ужаса пугали русские мультики и русские сказки. У меня болело сердце за бедного деда из «золотой рыбки», я плакала за Иванушку, который в козленка превратился, а когда колобка съела лиса - это было для меня шоком, как внезапная молния… был колобок и бац! съели! Безумно переживала, смотрела сказку так, как будто эта зловещая история происходит на самом деле с моей мамой или папой, которые попали в опасность….То ли дело зарубежные! Cмотреть легко и просто, даже самая бурная сказка с непредсказуемо трагичными событиями вызывает интерес и желание узнать «а что же будет дальше?», но никак не переживание и волнение… А в русских сказках скрыта какая-то мощная сила, в каждой сказке - зерно могущественной и неразгадываемой идеи…»

«Мне кажется, что герой русской сказки ищет вовсе не дом. И не себя. Герой ищет МИР, в котором он нужен и полезен. Не свое место в существующем мире, не свой дом. А целый мир для себя… Русская сказка - это поиск лучшего мира для себя. Поиск града Китежа, Руси Небесной, Тридевятого Царства, Коммунизма, Полдня, Царства Кащея. По-моему так…»

«Когда читаешь сказки, начинаешь невольно в них верить. И потом очень тяжело возвращаться в серую и скучную реальность.. Но когда наступает момент вернуться, просто нужно найти способ раскрасить и изменить эту самую реальность. Сделать её такой, какую хочется именно тебе! Ведь в этой жизни возможно всё, нужно только чуть-чуть постараться! … Главное - понять, что сказка прекрасна не замками и волшебными палочками, а ЛЮДЬМИ, простыми людьми, которые любят, ненавидят, боятся, радуются….просто живут…такими же как мы… Мы не можем летать на мётлах, не можем превращать чашки в мышей, но мы можем жить и быть счастливыми! Живите, творите, создавайте, умейте ценить прекрасное, умейте ЛЮБИТЬ, умейте ПРОЩАТЬ и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»

«Если разобрать почетче каждый жизненный момент, то они все немного похожи на главы одной большой сказки)) так что пока она не закончится, ответить не могу.., но одно знаю точно, она очень интересная!»

«Сказка рождается прямо в нас самих… Когда мы позволяем ей родиться…. Но иногда она сама вырывается наружу..прямо из нашей души… И тогда мир становится сказочно прекрасным.»

В стране русской сказки возможно все – счастье, верность, любовь.. И добро всегда побеждает зло.. И зло, которое почти всегда помогает добру. Подобно Тому, Кто сказал как-то про себя «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…». Потому что и добро и зло в этой стране как-бы части одного целого и все свершается там по каким-то неведомым, непонятным нам, но удивительно справедливым правилам.. Где все знает свое место и время и все как-будто для того и создано, чтобы рассказать тебе о чем-то очень-очень важном…

В этой стране ты можешь прожить тысячи жизней, побывать везде, увидеть и почувствовать все - скакать без устали и страха на чудесном коне, пересекать моря и океаны, подниматься к звездам. Чудовища, великаны, колдуны возникают перед тобой - но тебе не страшно, тебе и не может быть страшно, потому что ты знаешь, что ты непобедим, и тебе ничего не грозит - пока ты честен и справедлив, пока ты остаешься самим собой.. А это не трудно, совсем не трудно. Стоит лишь захотеть.. И за всем тем, что происходит в этой стране стоит другой невидимый обычному взгляду сокровенный смысл, удивительная тайна.. И ее обязательно нужно разгадать..

И еще то, о чем бы хотелось сказать - русская сказка и русское народное искусство. Невозможно представить, как одно могло бы существовать без другого. Наверное еще много тысяч лет назад рука древнего мастера придавала первые зримые формы тем образам, которые жили рядом с ним, волновали его душу и сердце.

Тысячи лет жили сказки и тысячи лет жили, рождались и умирали люди, которые сохраняли их тайны в творениях своей фантазии и своих рук. Менялись времена, менялись стили и формы, но неизменным сохранялось главное - глубокая, непрерывная любовь и преданность ко всему, что создала и донесла до нас черех века наша история и культура.

Вглядитесь в работы нынешних мастеров. Они такие разные. Но все они хранят в себе сокровенные знания и мысли Они многое могут рассказать. Надо просто прислушаться.

Сказка – это не только развлечение для малышей. В ней собраны поучительные истории, в которых отражены верования целого народа. Герои наделены достаточно условными гиперболизированными характерами, их мотивы и действия являются отражением древних славянских ритуалов.

Баба-яга – самый известный персонаж русского фольклора. Между тем это не просто собирательный образ уродливой старухи со склочным характером и свирепыми деяниями. Баба-яга по своей сути – проводник. Лес, в котором она обитает – условная граница между мирами. Костяная нога ей нужна, чтобы духи считали её своей. Обязательное условие «истопить баньку» – ритуальное омовение, совместная трапеза в том или ином виде – тризна, помин у славян. А непременное жилище – избушка на курьих ножках – как раз место перехода в загробный мир. Кстати, куриные ножки никакого отношения к избе не имеют. «Курь» означает «окуривать» – обдавать дымом новое пристанище человека «без окон, без дверей». И детей на самом деле Баба-яга в печку не сажала – это опять же образ инициации малышей у славян, во время которого ребёнка помещали в печь, чтобы защитить его от злых духов.

Водяной – неприятный на вид водный дух, который живёт в водоворотах и водяных мельницах. В жёнах у него девушки-утопленницы, а в прислугах – рыбы. Водяной не упустит шанса затянуть к себе на илистое дно незадачливого ныряльщика. Чтобы он не бесчинствовал, ему несли подарки, особенно дух воды радовался аппетитному гусю. Водяной всегда готов защитить свой родной дом, стоит только рыбаку опрометчиво посягнуть на его владения.

Жар-птица – аналог возрождающегося из огня и пепла Феникса. Как правило, она (либо её перо) и есть цель поисков и скитаний главных героев. Считается, что она олицетворяет свет и тепло, поэтому каждой осенью умирает, а весной появляется снова. Ещё в сказках встречается Сирин – полуженщина-полуптица. Она обладает райской красотой и ангельским голосом, но каждый, кто услышит его, обречён на беды и страдания.

Змей-горыныч – огнедышащий дракон, умеющий летать. В славянском фольклоре он охраняет Калинов мост – доступ в загробное царство, куда простому человеку путь заказан. Число его голов всегда кратно трём (сакральное число славян), что свидетельствует о живучести, за раз его не одолеешь.

Леший – лесной дух. Он то огромен и могуч, то мелок и нелеп, то неуклюж, то ловок. Его стараются избегать, поскольку Леший обладает вредным характером и может завести в чащу лесную – потом выбирайся оттуда. Спастись можно, если надеть одежду наизнанку – так он не узнает свою жертву. В то же время его задабривают, оставляя дары на опушке, потому что это Хозяин леса, без которого невозможна жизнь человека.

– добрый хранитель дома. Он рождается стариком, а умирает младенцем. Он с удовольствием помогает в хозяйстве, если его не обижать и подкармливать молоком, а может хулиганить и прятать нужные вещи. Полной противоположностью ему является Кикимора – злой дух умершего, мучающий семью. Впрочем, делает пакости она тем, кто не держит своё жилище в порядке, так что довольно справедлива. Ещё один домашний проказник – Банник . Он способен напугать зашедшего попариться человека, бросив в него горячие камни или ошпарив кипятком.

Кащей Бессмертный – злой чародей, похищающий невест. Это прообраз могущественного жреца Кощея Чернобоговича, сына Чернобога. Он владел царством Нави (подземное царство, загробный мир у славян).

Ну и какая же сказка без Ивана-дурака ? Это собирательный положительный образ, которому уготован длинный путь, но он с доблестью его проходит и получает в конце царевну в жёны. Так что Дурак – это не ругательство, а своеобразный оберег от сглаза. Поставленные жизнью задачи Иван решает благодаря собственной смекалке и нестандартному подходу.

Слушая истории с героями русских народных сказок , дети сызмальства учились быть стойкими духом, справедливыми, смелыми, почитающими и признающими силу добра (ведь оно всегда побеждает). Славяне верили, что любая сказка – ложь только для нашего, видимого мира, но истина для мира духов. И никто не будет спорить, что в ней содержится урок, который каждому только предстоит познать в течение своей жизни.
_

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

_
ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник» – этнодвор.

– комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.

В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.

Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки...

Народная сказка - это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок - искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет "не по дням, а по часам". Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. "Бабой" в древности называли мать, старшую женщину в роду. "Яга" может быть связано с древнерусскими словами "ягать" ("громко кричать, ругаться") или "ягая" ("больная, злая").

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд "перепекания". На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского "кощей", что переводится как "невольник". Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского "костить" (ругать, вредить) или "кость". Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище "Горыныч" связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом "гореть".

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч - собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке "Буренушка" душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.