Как называется полотенце вышитое по старому образцу. Обрядовая роль полотенец в православной традиции. Вышивка на полотенце

Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. В фондах Художественно-исторического музея имеется большая коллекция рушников.

Зачастую бытует мнение, что слово «рушник » происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.

Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.

Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении - на них несли гроб, вешали на могильный крест.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник », венчальный рушник и хлебосольный рушник.

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.

Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.

Ольга Тимонина - кандидат педагогических наук, преподаватель Воскресной школы Успенского Колмовского храма Тимонина указывает на христианский смысл полотенец для венчания: они должны напомнить о словах Апостола Павла, которые читаются во время венчания, о том, что сочетание двух любящих людей – это "тайна", которая должна быть сокрыта от постороннего взгляда. Вышитые на полотенцах виноградная лоза, гроздь, древо жизни символизируют Царствие Небесное, в котором должны оказаться венчающиеся.

***

Искусство ткачества и вышивания имеет многовековую историю, оно известно еще со времен Ветхого Завета, где упоминаются женщины, мудрые сердцем, прядущие для храма Соломона и составляющие искусные ткани. Согласно Библейским текстам, Сам Бог исполнил сердце их мудростью, "чтобы делать всякую работу искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссоновой ткани". Археологам известны фрагменты вышивки, сохранившиеся со времен Древнего Египта и расцвета Вавилонской культуры, находят фрагменты вышивки и в древних славянских курганах. Колыбелью вышивки общепринято считать Восток.

О распространении вышивки в Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам, времени крещения Руси. В это время широкое распространение приобретает вышивка золотом. Ее мотивы и узоры были восприняты из Византии. Постепенно вышивка стала одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. К 19 веку, как свидетельствуют этнографические материалы, на Руси уже все женщины владели искусством вышивки, вышивали ширинки и полотенца шерстью, льном, шелком, золотом. В фольклорных текстах находим упоминания об этом:

Она шила вышивала шириночку,
Шила вышивала чистым серебром,
Она строки строчила красным золотом.

Полотенца бывали и ткано-бранные, что также нашло отражение в народной поэзии:

Как во той ли да во светлице
Как сидела тут красна девица
Душа Аннушка полотно ткала,
Радость Карповна да миткалинное,
Что по краешкам круги золоты,
По уголышкам ясны соколы…"

В вышитых узорах полотенец, как и в фольклорных текстах, раскрываются народные представления о мироздании, венчает которое Божья Церковь.

Замечу, что такие имена как Макошь, Даждьбог, Перун и пр. в фольклорных текстах если и поминаются, то как идолища и с эпитетом "поганые".

Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века, среди музейных экспонатов этого времени распространенными вышитыми произведениями народного искусства являются полотенца.

Использование вышитых полотенец до сих пор тесно связано с народными православными обычаями и обрядами. В таинстве духовного рождения младенца сразу после купели восприимник принимает в крестильные пелены. На полотенце - подножии стоят молодые в таинстве венчания. Убрус или божник покрывает иконы в храмах и в святых углах современных домов. На вышитых полотенцах несут иконы во время крестных ходов, вешают пелены-полотенца под иконы в храмах, застилают полотенцами аналой, дарят полотенце в Церковь на сороковой день на помин души, жертвуют Церкви полотенца перед венчанием и крещением, на полотенце выносят молодым хлеб-соль, полотенцем пользуются священники в алтаре, ими протирают иконы.

Однако большинство искусствоведов, этнографов и культурологов говорят преимущественно об отживших языческих обрядах, ритуалах и народных суевериях, связанных с узорами и использованием полотенец. Эти толкования носят нередко предположительный характер. В свое время Рыбаков предпринял попытку обобщить и систематизировать весь материал о языческих верованиях, отображенных, по его мнению, в русском народном православном искусстве.

Ученые до сих пор рассматривают весь археологический и изобразительный материал, находящийся в большом хронологическом промежутке между скифо-сарматскими древностями, с одной стороны, и этнографическими сборами XIX - XX вв. – с другой, с точки зрения древних языческих верований.

Теперь, после того как учеными исследованы все исторические и этнографические данные о славянских божествах и рудиментах этого культа в народной культуре, мы можем приступить к рассмотрению обрядовой роли полотенец в православной традиции

В зависимости от использования в старину, полотенце называли по-разному. Всего можно насчитать около 30 названий. Наиболее древнее из этих названий - "убрус". В этом наименовании православное предание хранит истинные причины особого почитания шитого и шито-бранного полотенца и широту его обрядового использования в народной православной культуре.

Согласно этому восточному преданию 4 в. н.э., первой иконой стал Нерукотворный образ Христа, который запечатлелся на полотенце-убрусе, которым Господь отер Свой Лик. Таким образом, полотенце - это вещь, избранная Самим Богом для нерукотворного запечатления Своего Образа в первые века нашей эры.

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля находим упоминания о следующих полотенцах и их ритуальном использовании в православных обрядах: "УБРУС м. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; || низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, стар. почетная ширинка, подносимая молодою, на поклон; статья эта обратилась в налог, и местами, в наше время, ширинки взимались с новоженов, как дань. А кто дочерь дает замуж, и он волостелю дает, за повоженный убрус, четыре деньги, Акты. Отирая слезы убрусцем, летописн. Убрусный окладец. НАБОЖНИК, БОЖНИК м. смол. полотенце, повешенное на иконе.

ПЕЛЕНА ж. вообще, широкая, или сшитая полотнищами ткань, для покрытия чего; ткань, для обвою, обертки чего. Стол накрыт белой пеленою, скатертью. Окна завешены цветными пеленами, занавесками. Пелены постельные, простыни. Гробные пелены, плащаница, во что в древности, а иные народы и поныне, завивали трупы. || Убрусец, подвешиваемый под икону, нередко шитый золотом, низанный. На образ убрус, под образом пелена. Пелена младенца, пеленка, простынька, в которую кутают его, доколе он не носит одежи. || Церк. плат, с нашитым крестом, для покрытия престола и жертвенника. Какова пелена (т. е. ткань), такова ей а цена. Я еще в пеленках - а уж лень моя с теленка! Свят муж, только пеленой обтереть, да в рай пустить. Оленка в пеленках. Пеленальная покромь, свивальник. Сев. пялить произн. пелить и пелиться: вероятно, пялить одного корня с пела, означая: шириться, тянуться вдаль и вширь. ЛЕНТИЕ ср. греч. церк. утиральник, ширинка, полотенце, ручник. ОБЫДЕННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, обыденный, овыденный, сев. вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся. Обыденная церковь есть в Москве и Вологде; по преданью, они выстроены миром в сутки, по обету, после чумы или мора: вологодский Спас овыденный в 1618 г. Это путь обыденный, в сутки сходить либо съездить. Обыденник, запад. полотенце, ширинка на икону; прядется и точется, по обету, в сутки. За хорошего жениха, она Богородице обыденник обещалась.

В Таинстве Крещения пелены символизирует духовную чистоту, которую обретает крещаемый. Во время таинства венчания полотенце - подножие также знаменует собою чистоту и святость брака, супружескую верность. В этом таинстве невеста прообразует Церковь, возлюбившую Христа, а жених – Самого Бога, возлюбившего Церковь Христову. Подножием ног Господних в Библейских текстах именуется ковчег откровения (ср. Пс 79:2; 98:5; 131:7; 1 Парал. 28:2; 2 Цар. 6:2; 4 Цар 19:15), которому поклоняться велит слово Божие (Пс. 98:5; 131:7). Значение прообраза духовной чистоты и благоговения перед святыней сохраняется и за пеленой под иконою и убрусом, божником, набожником, покрывающим иконы и в изображениях полотенец в фресковой живописи. Их символическое значение сродни символическому значению титлов над буквами в церковнославянском языке.

До сих пор полотенце, освященное в церковных Таинствах Крещения или Венчания, становится семейной святыней и хранится в красном углу. Каждый узор на нем для верующих - это не просто украшение.

Исследователь христианской церковной археологии А.С. Уваров писал: "Тут каждое изображение имеет свое символическое значение, соответствующее известному понятию или известному выражению… Главным источником для символических изображений (христианских -О.Т.) были языческие памятники. Произведения языческих писателей также послужили для заимствования известных выражений или типичных формул… При выборе символических изображений христиане опирались на творения св. Климента Александрийского (? – до 225 г.), главы Александрийской богословской школы, стремящийся к единению христианской веры и эллинской культуры, а также других современных ему авторов. Именно св. Климент указал на удобство применения египетских иероглифов для символического языка христиан. Из них изначально были позаимствованы знаки ладьи, птицы (голубя), рыбы, лиры и якоря. Св. Климент советует христианам расширять язык символов, но при этом гнушаться тех, которые напоминают мерзость некоторых таинств языческих божеств, человеческие жертвоприношения и тому подобное. Первенствующая Церковь к его совету прислушалась. Язык символов стал пополняться, в первую очередь, новыми заимствованными из Библейских книг или теми символами, которые упоминались у церковных писателей, предшествующих св. Клименту".

Перечислим некоторые из этих символов, встречающихся в христианской символике и подробно истолкованных А.С. Уваровым. К прообразу ладьи (Церковь Земная и Небесная) со временем добавились сетчатый орнамент (мрежа, невод – Царствие небесное), трезубец (знак апостольского служения, уловление человеческих душ верою во Святую Троицу). Из растительных знаков можно выделить следующие прообразы. Виноградная лоза – Иисус Христос, ветви – Его ученики, виноградная гроздь – кровь Христа и святых мучеников Древо Жизни - Древко Креста Господня, Райская Церковь, Премудрость Божия. Деревце, цветок – праведник, родовое древо праведника, цветы на нем – праведные человеческие души, два цветущих деревца – Рай, пребывание святых душ в Раю. Трава, лист – бренность человеческой плоти. Плоды – плоды добродетелей, плоды Святаго Духа, духовная зрелость души. Венок – честь, слава. Засеянное поле – мир. Зерно, семя – Слово Божие, посеянное в мир, Сыны Царствия, Царствие Небесное. Чаша (бочка), колоски - знак Евхаристии (причастия), то же, что и хлеб и вино. Из зооморфных символов Библейских книг стали изображаться олень - прообраз христианского смирения, конь – символ служения Господу и покорного следования Его Воле, прообраз целого народа или человека, ведомого Богом, лев – неподобное подобие Господа нашего Иисуса Христа, два льва - Небесные Силы, помогающие праведникам. Птица – прообраз молитвенной души, вкушающей плоды добродетелей, пава – прообраз нетления и бессмертия, петух - знак Воскресения. Наконец, антропоморфные знаки. Всадник – Ангел или человек, исполняющий Волю Бога, женская фигурка – Церковь Земная, воздетые вверх руки – молитва Земной Церкви.

Встречаются и заимствованные геометрические знаки. И это далеко не весь список символов, рассматриваемых Уваровым на основе церковной археологии и предании Церкви. Все они встречаются в вышитых композициях на полотенцах, ширинках, подзорах и на одежде православных народов. О каждом из этих знаков за двадцать веков проповеди христианской веры написано немало. Судя по всему, русский народ очень хорошо был знаком и с устным преданием Церкви и с этими письменными источниками, так как нет такого народного узорочья, в котором не проповедовалось бы Православие. Эти же знаки мы встречаем и в православной храмовой архитектуре, и на алтарных преградах, и на тканях священнических облачений, и на вышитых крестьянских полотенцах.

Безусловно, свое православное значение имеет и цвет вышивок. И по сей день во все праздники православные священники облачаются в праздничные одежды определенного цвета, а в Пасху во время Богослужения снимают с себя великопостные темные одеяния и облачаются в одежды всех праздничных цветов, по очереди. Венчает эту радугу красок в пасхальной череде – белый цвет. Та же символика цвета имеет место и в окраске куполов, по которым за версту можно было определить, в честь какого события освящен храм. Рассмотрим, как соотносится символика цвета в многовековом искусстве православной Церкви и в устном народном творчестве.

Красный (алый, багровый, бардовый, розовый) цвет. В фольклорном слове: "Расчесал милый кудри, утеха моя! По алому кафтану, надежа моя!", "Да еще все цветики аленьки, один всех алее, да еще все дружочки миленьки, один всех милее". Красный в русском фольклоре – это синоним прекрасного, возвышенного, имеющего царское достоинство, посвященного Христу. Это цвет Крестной Жертвы Христа, цвет пасхальной радости, радости вечной любви и жизни вечной. Именно этот цвет преимущественно используется в народной вышивке. Не случайно и венчальный, свадебный сарафан был красного цвета.

Белый цвет. В фольклорных текстах: "бело личико", "белы рученьки", "как лебедь белая". На Руси вышивали красным по белому и белым по красному. Белый цвет - цвет неземной чистоты и святости, цвет божественного, ангельского достоинства, цвет духовного преображения.

Серебряный и золотой цвет. Цвет святых угодников Божиих, которые в священных текстах сравниваются с золотом и серебром очищенным. Ангелы препоясаны по груди золотыми лентами, праведникам Господь обещает золотые венцы, венцы славы и чести. Парчовые золотые и серебряные облачения носят священники в дни памяти преподобных.

Золотыми и серебряными венцами, украшенными жемчугом и дорогими каменьями, в Церкви венчают непорочных молодых, вступающих в благословенный Богом брак, во время этого ритуала принято обмениваться кольцами. О Новом Иерусалиме, убранном как невеста, украшенная для мужа своего, в Библии говориться: город - чистое золото, как прозрачное стекло.

В фольклорных текстах: "злат перстень", "колечко золотое", "золотой венец", "венец жемчужный", "Он в козловы сапоги обряжается, он во цветное платье снаряжается, он походит, молодец, во Божью Церковь… Он ведь крест – от кладет по писанному, он молитву творит сам Иисусову, на все стороны четыре поклоняется, в три ряда у него кудри завиваются. Во первой ряд завивались чистым серебром, во второй раз завивались красным золотом, во третий ряд завивались скатным жемчугом". "Она шила, вышивала чистым золотом"...

Синий (голубой, лазоревый) цвет. Цвет небесной, девственной чистоты пресвятой Девы Марии. В одежды голубых и белых оттенков облачаются священники в дни памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников.

В произведениях фольклора: "что лазоревый цветок – красны девушки у нас", "синь кафтан оболокала".

Зеленый цвет. Цвет Святаго Духа, который все животворит, Им все дышит, все растет и процветает. Зеленый цвет - цвет жизни вечной, цвет неувядающих райских садов, которые не знают смерти и тления, цвет вечной весны и лета Господня. В зеленых облачениях священники выходят в День Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим и в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, исполненных Духа Святаго. В священных текстах кедры ливанские, зеленые виноградники, цветущие травы, густая листва, ветви - прообразуют собой праведников, увядание трав и цветов – бренность человеческой жизни, сухие травы – грешников.

В фольклорных текстах: "травушка муравушка зелененькая", " верба моя вербочка, с винограду веточка", " что за травушка за муравушка! Что за молодцы разудалые", "Не созревши, зеленую (черемушку) нельзя заломать, - не узнавши, красную девку нельзя замуж взять".

Черный цвет. Иноческие облачения имеют черный цвет. Он прообразует отрешенность от мира, глубокое покаяние, углубленное самосозерцание, как бы постоянное пребывание человеческой души во аде, с надеждой взирающей на Господа, смерть для греха. Это цвет земли и тления. В Великий пост священство и носит темные одежды в память о крестных муках Христа, Его погребении и сошествии во ад. В музеях России и в частных коллекциях есть образцы мужских рубах с вышивкой черной нитью по белому.

В фольклорных текстах: "черная тоска – кручинушка", "черна черничка, красна земляничка", "чернички мои, сестрички мои", "черна ряса". Все эти цвета и символические знаки известны еще с эпохи верхнего палеолита, с приятием христианства все они были переосмыслены, в Слове Божием (в Библии) им возвращен богоданный и изначальный смысл. Поиски многоразличных языческих дохристианских толкований индоевропейского узорочья, безусловно, имеют научный интерес, но к искусству русского православного народа они не имеют уже никакого отношения.

Ольга Тимонина

Цитировано по:

Обрядовая роль полотенец в православной традиции //

Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск № 8

В каждой семье в ванной, на кухне висит полотенце. Вернее, не одно, а несколько полотенец: для лица, рук, ног, тела, посуды. Этот домашний атрибут так привычен, что люди просто не задумываются о его уникальности. Главная функция полотенца заключается в устранении остатков влаги, и примечательно то, что за тысячи лет альтернатива ему не найдена. Да, история полотенца измеряется тысячелетиями, с тех самых времён, когда люди только-только освоили выращивание сельскохозяйственных культур.

Лён в Древнем Египте считался самой востребованной культурой

Самым первым сырьём для ткани у древних цивилизаций стал лён. Его культивировали для получения волокна в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии. Льняная ткань считается самый стариной с возрастом не менее 10 тыс. лет. Древние ткачи создавали такую тонкую ткань, что через её 5 слоёв просвечивалось тело, а льняная одежда протаскивалась через кольцо.

К слову сказать, лён обладает хорошими бактерицидными свойствами. Ни бактерии, ни грибки на нём не живут. Он прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет. Все эти плюсы и сделали лён популярным тысячи лет назад. Легко догадаться, что первые полотенца начали делать из льна, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков.

Страны Средиземноморья и Месопотамии использовали именно льняные полотенца. А тяга к водным процедурам возникла на этих землях 5 тыс. лет тому назад. Появилась целая культура омовения, которая постоянно совершенствовалась. Но все древние народы в тяге к чистоте тела перещеголяли римляне.

Для них омовение стало своеобразным культом. Водные процедуры были доступны всем: и богатым сенаторам, и простым гражданам, и легионерам, и рабам. В городах Римской империи прокладывали акведуки и возводили термы, чтобы римляне могли в любое время насладиться водными процедурами.

А после омовения граждане империи вытирали тела и лица льняными полотенцами. Помимо терм люди умывались и утром, а поэтому без полотенец обойтись им было никак нельзя. Следует заметить, что в Древнем Египте в процессе мумификации мумии заворачивали в длинные льняные полотенца, пропитанные специальным смоляным составом.

Таким образом, лён долгое время занимал лидирующие позиции в культуре омовения. Но вот на Ближнем Востоке кому-то пришло в голову соткать полотенца по той же технологии, по которой ткали ковры. И на свет появились махровые полотенца. Они были мягкими, ворсистыми, а впервые ими стали пользоваться в Турции. При этом на смену льну пришёл хлопок.

Надо сказать, что турецкая культура водных процедур ничем не уступала римской. Жаркие купальни были важной составляющей повседневной жизни турок-османов. Вполне понятно, что без полотенец в турецких банях делать было нечего. Любители помыться шли в баню с целым набором самых разных полотенец. Для головы, плеч, груди, ног, ступней были свои куски ткани. Именно турки превратили полотенце в роскошный атрибут, радующий не только тело, но и глаза.

Сделанные их хлопка махровые полотенца широко распространились в Европе и на Востоке в XVIII веке. Хлопчатая ткань по своей структуре более мягкая, нежная и водопоглощающая, чем льняная. А махровые ворсинки при обтирании создавали приятный массажный эффект и при этом не раздражали кожу. Таким образом, история полотенца вышла на новый, более прогрессивный уровень.

Вафельные полотенца

Примечательно то, что турки придумали и ещё одни вид ткани для обтирания – вафельное полотенце. Соткали его впервые в городе Бурсе в XVIII веке. Там жили чрезвычайно профессиональные мастера, обладавшие разными техниками переплетения нитей. Вот они и придумали полотно, напоминающее по своей структуре современное кондитерское изделие – вафли. К новой оригинальной ткани изготовители одежды отнеслись скептически, а вот полотенца из неё стали пользоваться спросом.

Самые первые вафельные полотенца ткались вручную. За одни день мастер создавал 2-3 таких вещи. Соответственно и цена у них была выше, чем у льняных полотенец. Последние были вне конкуренции до конца XIX века. Лишь после 1890 года, когда ткацкое производство полностью механизировалось, грубоватая льняная продукция стала сдавать свои позиции. Махровые и вафельные полотенца, сделанные из хлопка, заполонили рынок и стали на нём доминировать.

Но в наши дни лён и холопок уже не являются основными компонентами, из которых делают полотенца. На смену натуральным пришли синтетические волокна и микрофибра – полотно из микроволокна с капиллярной структурой. Такие микрофибровые полотенца чрезвычайно мягкие, лёгкие и отлично впитывают влагу. Применяются на практике и одноразовые полотенца из нетканого материла спанлейса.

А как история полотенца развивалась на Руси? У славян лён считался основной тканью. Именно из него делали самое известное славянское полотенце – рушник. Его использовали в самых разных ритуалах: на свадьбах, при рождении детей, на похоронах. А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками. Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи.

Славянские рушники с узорами

В зависимости от предназначения рушники были разными. Подорожный , его брали в путь купцы и паломники. Родильный , в который заворачивали новорождённое дитя. Крестильный , им вытирали младенца после купели. Свадебный , применяемый на свадьбах. Хлебосольный , его используют и в наши дни. Именно на таком рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.

Классический рушник из льна имел в ширину 40 см и 3 метра в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой. Наносили птиц, зверей, сказочных животных. Изображали кресты, растения, геометрические фигуры. До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно он стал теряться, а ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой. В наши дни красоте полотенец уделяется большое внимание, так как именно эстетическое наслаждение выходит на первый план.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Из всех предметов русского быта на одном из почетных мест — полотенце. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг….

Русские мастерицы - наши прабабушки - свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. В музеях дрожат над каждым экспонатом - руками потрогать не дают! Но далеко не все удается понять по фотографиям. И еще одна печаль - почти не осталось тех, кто мог бы передать это умение. Это же не просто кусочки ткани - это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Неграмотные (в нашем понимании) русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.

Приступая к работе, был проведён опрос учеников старших классов, который показал, что учащиеся не много знакомы с использованием старинных полотенец в народных обрядах, их ролью в быту наших предков. Знают цвета и материал, которые использовали для изготовления северных полотенец (приложение № 1). Учащиеся не знают видов северной вышивки, узоров, которые вышивались на рушниках.

Актуальность выбора темы: к сожалению, во многих современных семьях не сохранились старинные полотенца-обереги, не передаётся мастерство северной вышивки из поколения в поколение, забываются традиции, обряды родного края.

Цель: изучить старинные полотенца, которые сохранились в моей семье.

✓ изучить литературу по данной теме;

✓ познакомиться с историей и особенностями северной народной вышивки;

✓ познакомиться с технологией изготовления полотенца-рушника;

✓ рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре;

✓ проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;

✓ сшить полотенце, используя мотивы северной вышивки.

Объект исследования: русские народные полотенца-рушники.

Предмет исследования: обрядовое значение рушников, особенности северной вышивки.

Глава 1. История рушников, северной вышивки

1.1. Ритуально-обрядовое значение рушника

Слово рушник происходит от корня "руш" - ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании - отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножниц. Кроили по надобности, сделав, надрез чем-то острым и далее ткань рвали руками по нитке. Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками - это куски ткани небольшой длины. Настоящий же рушник около 35-40см и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (приложение № 2).В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб. Полотенцем нередко расплачивались за работу или покупку.

Браные красные узоры на отбеленном холсте полотенца - любимое украшение интерьера северных изб. Полотенцами украшали красный угол, завешивали божницу, окна, позднее стали ими украшать рамки с фотографиями, настенные зеркала, на них подносили хлеб-соль, покрывали ими ритуальные блюда. Одним из старых свадебных обычаев был показ невестой своего рукоделия. В доме устраивалась своеобразная выставка ее работ, по которой судили о мастерстве и старательности невесты.

Были особые обыденные полотенца, создаваемые коллективными усилиями жителей села в один день или в одну ночь. Как сообщает Г. Маслова, такие произведения ткались в знак сопротивления «нечистой силе». Их создавали по случаю какого-либо бедствия: эпидемии, засухи, града. Связь с аграрной магией выражена была вполне определенно, прежде всего, в содержании мотивов.

1.2. Особенности северной вышивки

Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.

Для вышивки брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверх которой вышивали по счёту нити ткани, что позволяло точно повторить даже самые сложные узоры. Вышивали льняными или шерстяными нитками своего приготовления, окрашенными специально приготовленными природными красителями. С появлением фабричных тканей и ниток в вышивке стали применять и привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки.

Почти всеми известными швами владели северные мастерицы. Наиболее древние старинные образцы выполнены двухсторонним швом «роспись». В вышивке сочетались всего 2 цвета: серебристая льняная холстина и жарко-красная нить узора. Позднее стали вышивать «набором». Широкое распространение получили счетные «глухие» швы, узор которых ведётся по целой ткани: «роспись», «набор», «крест», «счетная гладь». Менее распространены были строчевые - «белая строчка» и цветная перевить, где вышивка идёт по материи с предварительно выдернутыми нитями. И только в начале 20 века в изделиях северных мастериц появляется свободный тамбурный шов.

Глава 2. Основная часть

2.1. Роль цвета в вышивке, символика и семантика

Живая потребность в красоте, стремление украсить свой дом, наконец, сила традиций заставляли женщин «выбирать» узоры на полотенцах, которые носили глубоко символический смысл. Узоры передавались вместе с навыками из поколения в поколение, от матери к дочери. Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передаёт нам Б.А. Рыбаков в своей книге. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце». Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали...

Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» говорит о том, что «Рушник— изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях» . В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров.

Среди орнаментальных мотивов северной русской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц и животных. Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера. Растительные мотивы в орнаменте вышивки были представлены деревьями, цветами, а также травами и плодами.

Среди привычных мотивов народного ткачества и вышивки особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? (приложение № 3).

Фон на тканях мастерицы называли «землей», так как льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая — наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой и создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества и вышивки. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? За работу мастерицы садились лишь весной, но до начала полевых работ. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.

2.2. Отличительные черты полотенец разных местностей

Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Побывав в музее Великого Устюга, школе ремесел г. Сольвычегодска, рассматривая наборы открыток художественных музеев, читая необходимую литературу, был сделан вывод: несмотря на то, что произведения народного искусства, каким является полотенце, имеют общие черты, всё же у каждого из районов, областей имеются свои отличительные особенности.

Например, полотенца Каргаполья красочны, многоцветны, декоративны. Рушники южных районов Архангельской области и граничащей с ней Вологодской области богаты вышивкой геометрического характера, им свойственна горизонтальная и вертикальная симметрия. Для полотенец северных районов Архангельской области характерны зооморфные и растительные мотив.

2.3. Характеристика старинных рушников

В моей семье, к счастью, сохранились 4 старинных полотенца, которые были выполнены моей прабабушкой. Эти полотенца бережно хранит моя бабушка Тамара Васильевна. Из воспоминаний моей бабушки: «Сначала полотно ткали, а потом уж и за вышивку полотенца садились. С 5-7 лет крестьянских девочек заставляли постигать это рукоделие, готовя себе приданное к свадьбе. От матери к дочери передавались узоры вышивки. Что они значат? Так кто про то знает. Но точно помню, что так надо. Вышивать узоры было не просто, от девочки требовалось внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку — ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро. По умению вышивать судили о хозяйке». Также из беседы с бабушкой узнали, что вышитые полотенца служили оберегом дома и семьи, несли энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.

В своей работе рассмотрим обрядовую роль сохранившихся рушников и символическое значение вышивки.

Полотенце №1 : льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 х 36 см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен в строгом геометрическом стиле, вышиты небольшие кустики ягод. Это один из самых распространенных мотивов Вологодской вышивки, где любили вышивать ягоды: клюкву, бруснику, рябину, называемые в народе «северным виноградом».

Полотенце №2 : льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 x 38см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен ритмично повторяющимися цветами, которые являются центральным узором. Присутствует краевой орнамент - ритмично повторяющиеся листочки.

Полотенце №3 : льняное бранное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 260 x 36 см). На центральном узоре изображены повторяющиеся геометрические символы: ромбы, овалы, которые по смысловому значению обозначают изобилие, плодородие, жизнь, тепло. На краевых узорах присутствуют только ромбы. Между краевым и центральным узором вытканы прямые красные линии, между которых расположен зигзагообразный символ. Символическое значение этого узора вверху: небо с облаками, внизу: земля, пропитанная водой.

Скорее всего, обрядовые полотенца №1, №2 и №3 являются обыденными. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота.

Полотенце №4 : льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 260 x 40 см). Вышивка выполнена красными, чёрными и бежевыми нитками по белому фону (скорее всего бежевые нитки использовались из-за нехватки ниток красного цвета). В центральном узоре вышит целый сюжет пиршества: танцующие мужчина и женщина, и играющий на балалайке мужчина под склонившейся рябиной. В верхнем краевом узоре вышита надпись: «плаши Варюшка на моей пирушкъ». В нижнем краевом узоре вышит ряд крестиков и чередующиеся ромбики, что означает земную твердь и изобилие, плодородие. Считаю, что это свадебное обрядовое полотенце, которое было вышито для сестры или подруги невесты. Поэтому оно является свадебным дружным рушником, который преподносили свидетелям - дружкам.

2.4. Изготовление обрядового полотенца

Исследуя узоры на старинных полотенцах, решили выполнить обрядовое полотенце, используя мотивы северной вышивки. Для работы была подобрана льняная ткань, канва (для облегчения работы), нитки мулине красного и чёрного цвета, яркая тесьма. Вышивая полотенце счетными швами (роспись, набор, счетная гладь), тамбурным швом, научилась технологии выполнения их. Вышивая узоры на обрядовом полотенце, мы подбирали определенные мотивы, основываясь на их значение.

В итоге получилось льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 160 x 34 см). На канве вышиты ромбы, кресты, прямые и зигзагообразные линии, оленьи рога. Эти символы обозначают плодородие, тепло, солнце, изобилие, жизнь, здоровье. На концах полотенца вышиты женская фигура, которая защищает от войн и оберегает от несчастий, и петухи, которые почитались на Руси, как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход.

Таким образом, в моей семье появилось ещё одно полотенце, которое может использоваться в различных семейных и религиозных праздниках (свадьба, крестины, именины, масленица и т.д.) и передаваться из поколения в поколение.

Заключение

При выполнении работы изучили историю и роль цвета в северной вышивке, символику и семантику,обрядовое значение рушников, характерные особенности полотенец Вологодской и Архангельской областей, исследовали четыре старинных рушника, выполнили обрядовое полотенце по старинным мотивам. В исследовании использована информация из краеведческого музея Великого Устюга, школы ремесел города Сольвычегодска, воспоминания моей бабушки, литература по данной теме.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в древнерусской культуре особую роль занимают полотенца с нанесенным на них орнаментом. Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

К сожалению, современное поколение недостаточно информировано о народных традициях, обрядах, не знает видов и особенностей северной вышивки. Рекомендуем в школах вести кружки по изучению народных ремесел, на которых учащиеся будут постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. В нашей школе велся курс «Северная вышивка», который был интересен учащимся. Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В настоящее время много разных полотенец. Разнообразна их расцветка, величина, форма, материал. Но полотенце, выполненное своими руками, по старинным мотивам всегда интересно, необычно. Глядя на непосредственные и загадочные вышитые узоры, по праву получаешь эстетическое наслаждение и прекрасное, доброе настроение.

Материал данной исследовательской работы может быть использован в работе творческого объединения «Мастерица», кружка «Умелые руки», выставки декоративно-прикладного творчества, при разработке элективных курсов и подготовки семинарских занятий по истории, традициям, обрядам полотенца-рушника, особенности их выполнения.

Список литературы

    Дурасов Г.С., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.С. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 126 с.

    Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся / Т.И. Еременко. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

    Еременко Т.И. Рукоделие - 3-е изд. / Т.И. Еременко. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 151 с.

    Кришталева В.С. Вязание узоров крючком / В.С. Кришталева. - М.: Легпромбытиздат, 1987. - 168 с.

    Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах в 19 - 20 в. / А.А Лебедева. - М, 1989

    Маслова Г.С. Русская вышивка 17-20 века / Г.С. Маслова. - М., 1978. -

    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М., 1981. -

    Ципилева И.В. Технология. Северная народная вышивка / И.В. Ципилева. - Архангельск, 2001. - 59 с.

Приложение № 1. Ответы учащихся

    Вы знаете, какую роль играли полотенца в быту наших предков?

Наиболее частый ответ учащихся 8-10 класса: «Наши предки полотенца использовали для украшения крестьянского быта».

2.Сохранились ли в вашей семье старинные полотенца, которые создавали ваши прабабушки?

3. Какие материалы использовались для изготовления полотенец-рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что использовались льняные ткани.

    Какие узоры вышивались на рушниках?

Наиболее повторяющиеся ответы: разные, геометрические, солярные знаки, петушки.

    В современном обществе используются ли полотенца, в каких-либо традициях

(обрядах)?

Самый популярный ответ: «Да». Несколько человек пояснили, что полотенце используют на свадьбах, при крестинах и при встрече почётных гостей.

    Какие виды вышивок использовались для изготовления полотенца у нас на Севере? На этот вопрос почти все опрошенные затруднились ответить, несколько человек назвали «крест».

    Какую цветовую гамму использовали мастерицы для изготовления рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что мастерицы использовали два цвета: красный и белый.

Приложение № 2. Разновидности рушников

Виды рушников

Предназначение рушника

Обыденные рушники

Таким рушникам приписывали обережные защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах.

Подорожный рушник

Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

Родильный рушник

Повитуха принимала новорожденного

Крестильный рушник

На этом рушнике ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.

Пасхальные рушники

Предназначались для выпеченных куличей, на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.

Хлебосольные рушники

Предназначались для выпеченного хлеба.

Рушник-блинник

Одаривали им на Масленицу в благодарность за угощение хозяев.

«Божник»

Так называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебные рушники

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее.

Приложение № 3. Символика и семантика в северной вышивке.

Изображение, символ

Название символа

Смысловое значение узора

Конец XIX века. Тарногский район.

Женщина с поднятыми руками

Защищает от войн и оберегает от несчастий.

Начало XX века. Сокольский район

Изображения петуха и курицы часто встречаются в тамбурной, вышивке

Петух на Руси почитался как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход

Барс олицетворял храбрость, мужество

Оберег, защита

Начало XIX века. Бабушкинский район.

Солнечная колесница

Середина XIX века. Белозерский район.

Дерево жизни

Пожелание изобильной жизни

Середина XIX века. Никольский район.

Ромб - это символ засеянного поля

Символ плодородия

Середина XIX века. Красноборский район.

Птицы на деревьях

Посредники между миром живых и миром мертвых.

Середина XIX века.Тарногский район.

Живое солнце

Дарует тепло, жизнь

Небесная и земная твердь

В засушливое лето просили дождя

Вверху: небо с облаками; Внизу: земля, пропитанная водой

Начало XIX века Тарногский район.

Птица счастья, образ жар-птицы, на которой «перо, как жар горит»

Дружная жизнь, единство мужа и жены