Проект краеведческой деятельности «Моя малая Родина. Библиотечный проект по литературному краеведению библиотечно-информационный центр мбоу лицей им. с. н. булгакова. Сценарий библиотечного проекта по краеведению

Название проекта

Историко-краеведческий проект, ориентированный на издательскую и просветительскую деятельность

«Даль былого рядом с нами»

Сорокина Лариса Леонардовна

Какую проблему решает проект

Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Забайкальского края.

Цель проекта

Издание краеведческого сборника «Заветы доброй старины»

Организатор

Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» Забайкальского края

Целевая аудитория проекта (для кого предназначен)

Население Сретенского района с 14 лет и старше.

Основные мероприятия

  1. Подготовка методико-библиографических материалов по краеведению.
  2. Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок.
  3. Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д.
  4. Набор текста сборника
  5. Издательская деятельность
  6. Издание сборника «Заветы доброй старины».
  7. Массовая работа
  8. Презентация сборника «Заветы доброй старины».
  9. Информация о сборнике в г. «Советское Забайкалье»
  10. Награждение сборником активных участников массовых мероприятий, посвященных юбилею г.Сретенска
  11. Использование Сборника для широкого круга читателей

Период реализации

Итог (ожидаемый итог)

  1. Совершенствование работы библиотеки по краеведению (увеличение документовыдачи и массовых мероприятий на 20%)
  2. Повышение имиджа библиотеки.

Даль былого рядом с нами: историко-краеведческий проект

Название проекта: Историко-краеведческий проект, ориентированный на просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами».

Цель проекта

Издание краеведческого сборника «Заветы доброй старины»

Задачи проекта

  • Пробуждение у населения Сретенского района интереса к своему краю, его культуре и традициям.
  • Ознакомление с историей своего края.
  • Активизация исследовательской краеведческой деятельности.
  • Формирование понимания взаимосвязи местных традиций и событий, опознавания важности их содержания и поддержания.
  • Воспитание любви к малой родине, чувства ответственности за её судьбу.

Адресат программной деятельности

Население Сретенского района с 14 лет и старше.

Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Забайкальского края играет важную роль в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии края. Нематериальное окружало и продолжает окружать нас всегда, это обычаи и обряды, сказки и народные песни, географические названия и местный языковой диалект. Ведь сила памяти - это и есть , благородства и высокой гражданственности. Все передается от поколения к поколению, формируя в нас чувство самобытности и преемственности, содействую тем самым развитию каждого человека.

С давних времен все это несло в себе большую смысловую и языковую нагрузку, в настоящее же время в большинстве случаев это потеряно. Следовательно, современный человек вынужден «раскапывать», изучать своего края. Все это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий и исследований. МУК МЦБ накоплен и собран богатый и этнографический материал, требующий обобщения и издания в едином тематическом сборнике, приуроченном к 325-летию г. Сретенска.

В сборнике «Заветы доброй старины» будут представлены фольклорно-этнографические материалы, опубликованные в различных источниках, а также собранные и записанные у нас в районе, (например сказки Н. Пушмина, песни о Сретенске, написанные местными авторами И. Чистяковой, С. Глазовым и Ю. Карасевым). Впервые будет сделана попытка представить и сгруппировать материал в тематических разделах: таких как, сказки, топонимический словарь названий сел и деревень, «Слова страны Гурании», песни о г. Сретенске и др. Сборник не будет повторять изданные книги по истории Сретенска.

Данный сборник внесет определенный вклад в историческое и литературное наследие края. Сборник будет способствовать пробуждению чувства гордости, уважения и бережного отношения к своей Малой Родине, привлечет интерес жителей Забайкальского края к Сретенскому району, расширит круг пользователей библиотеки и хочется надеяться, станет подарочным изданием для гостей района.

Ожидаемые результаты

  1. Издание сборника «Заветы доброй старины» .
  2. Совершенствование работы библиотеки по краеведению (увеличение документовыдачи и массовых мероприятий на 20%)
  3. Привлечение новых читателей в библиотеку (на 20%)
  4. Повышение имиджа библиотеки.

Авторы проекта

Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района»

Почтовый адрес

673500 Забайкальский край, город Сретенск, ул. Луначарского, 226 В

Телефон, факс, электронный адрес:

Телефон/факс 8-30-246-215-64, с/т 8 914 449 54 35

Электронный адрес: [email protected]

География участников

Население Сретенского района от 14 лет и старше.

Количество участников проекта

Предполагаемый охват населения 1000 чел.

Сроки проведения проекта

Этапы проведения проекта

  • 1 этап: Сбор и группировка материала сборника «Заветы доброй старины» по темам, разделам, главам (сентябрь-октябрь 2013 г.)
  • 2 этап: Набор текста, редактирование сборника «Заветы доброй старины» (ноябрь 2013 г. - январь 2014 г.)
  • 3 этап: Издание сборника «Заветы доброй старины» (февраль 2014 г.)

Информация о проектной команде и организациях-исполнителях

  • сотрудники МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» (директор Л.Л.Сорокина, зав. отделом обслуживания О.М.Лоншакова, библиограф О.В.Дарьина, библиотекарь ЦПИ Т.А.Касьянова, библиотекарь читального зала А.А.Касьянова, библиотекарь -зав. секцией краеведения Л.А.Гусевская);
  • МУК «Межпоселенческий Социально-культурный центр Сретенского района» (директор Л.В.Прокошева, методист А.А.Григорьева);
  • МУК «Сретенский районный краеведческий музей» (директор Е.С.Ворсина и зав. фондами Т.В.Зимина);
  • местные краеведы (кандидат исторических наук О.Ю.Черенщиков, преподаватель истории СПК Н.Я.Колодина, краевед-коллекционер А.И.Чащин)

Партнеры по проекту

Имеющийся опыт реализации проекта

  1. Краеведческий семинар для работников культуры «Родословная моей земли» (2006 г.)
  2. Краеведческие чтения «Мой город и я: чем больше узнаю, тем больше берегу», посвященные 320-летию Сретенска (были отражены темы: «Топонимика родных мест», «Историко-культурное наследие города», «Традиции, обряды, местный фольклор» 2009 г.)
  3. Краеведческие чтения «Что может быть милей бесценного родного края» (в рамках мероприятий к 85-летию Сретенского района» 2011 г.)
  4. Научно-практическая конференция «Многообразие языков и культур народов России» (были отражены темы: «Культурные традиции народов, проживающих в Забайкалье», «Слово толковое, стоит целкового» (местные диалекты), «Загадки забайкальской топонимики» и «Жили-были забайкальцы» (сказы, сказки, легенды) 2012 г.)
  5. Тематический семинар для работников культуры «Вступая, с трепетом священным под кров радушной старины» (сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Забайкальского края 2012 г.).
  6. Массовые мероприятия: литературный праздник «И долговечно царство слова…» (2010 г.), информационное путешествие «Энциклопедия сел» (2011 г.), литературный вечер «Пою мой край - край великих вдохновений» (2012 г.) и др.

Источники финансового обеспечение проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Финансирование

всего

Районный бюджет

Краевой бюджет

Пополнение документного фонда краеведческими материалами

10,0

10,0

Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок (бумага «Снегурочка», бумага цветная, краска, заправка картриджа, папка файловая, файлы и др.)

Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д. (сканирование, работа на ПК, скоросшиватели и др.)

100,0

100,0

Итого:

133,0

33,0

100,0

Особая информация и примечания

МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» является культурным и информационным центром по обеспечению информации и организации досуга населения различных возрастных категорий Сретенского района. По итогам 2012 года библиотекой обслужено 4904 пользователя, в т.ч. до 15 лет 1356, в т.ч. 1169 человек от 15-24 лет. Книговыдача составляет 96376 экземпляров. Посещения библиотеки составляет 38 936 в т.ч. на массовых мероприятиях 10 932 человек. Проведено 248 массовых мероприятий в т.ч. по краеведению 31. Библиотека принимает активное участие в международных, краевых и районных конкурсах по различным направлениям.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятий

Дата проведения

Ответственный

Организационные мероприятия

Подготовка методико-библиографических материалов по краеведению.

Весь период

МУК МЦБ

Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок.

Весь период

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания, ЦДБ)

Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д.

МУК МЦБ

(Инновационно-методический отдел)

Набор текста сборника

МУК МЦБ

(Информационно-библиографический отдел)

Издательская деятельность

Издание сборника «Заветы доброй старины».

февраль 2014 г.

МУК МЦБ

(Информационно-библиографический отдел)

Массовая работа

Презентация сборника «Заветы доброй старины».

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания)

Информация о сборнике в г. «Советское Забайкалье»

Март

2014 г.

Редакция газеты

Награждение сборником активных участников массовых мероприятий, посвященных юбилею г.Сретенска

в теч. 2014 г.

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания)

Использование Сборника для широкого круга читателей

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания)

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПРОЕКТ «МОЙ КРАЙ, КАК РАЙ» ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРКОПОЛЕНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ- ФИЛИАЛ

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающем возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании жителей села, читателей библиотеки. Каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и свое место в мире в мире, природы среди других людей, народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим, будущим своей страны, поэтому необходимо знать свои истоки, историю, культуру своего края. Краеведческая деятельность является одним из главных направлений работы Яркополенской сельской библиотеки-филиал. Главной задачей библиотеки является выявление накопление и хранение краеведческих материалов, культурно-просветительская деятельность. Прошлое и настоящее села Яркое Поле опыт предшествующих поколений и традиций, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое все это станет темой библиотечных мероприятий Яркополенской сельской библиотеки - филиал. «Мой край, как рай» НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - активизировать краеведческую деятельность библиотеки; - привить любовь к родному селу; - воспитать чувство гордости за малую Родину; - пропагандировать и расширять знания о родном крае; - развивать познавательную и читательскую активность; - сделать краеведение привлекательным для молодых пользователей; - развивать интерес к краеведческим исследованиям; - формировать патриотическое чувство у населения, укреплять связь поколений. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА - создать сборники лучших конкурсных работ и электронных презентаций по селу Яркое Поле; - участвовать в совместных мероприятиях, проводимых на территории сельского поселения Яркое Поле;

3 - расширить кругозор населения, читателей библиотеки в рамках краеведения (обзоры краеведческой литературы, беседы, викторины, интеллектуальные игровые программы, творческие конкурсы, акции) - воспитывать патриотизм на примере биографии лучших жителей села; - расширить и углубить знания о творчестве самобытных талантов села; - наладить контакты с организациями и общественными объединениями, работающими в области краеведения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Село Яркое Поле находится в Кировском районе в восточной части Крымского полуострова. На территории Яркополенского поселения проживает Село сравнительно молодое. Его исчисление ведется с 1924 года. Территория, на которой находится село, представляет собой исторический интерес, истоки которого уходят в далекое прошлое и по настоящее время. Сегодня наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Найти тот родник, тропинку, которая всегда приводила к родному дому, увидеть красоту родной земли, пролистать историю своего народа. Одним из родников является библиотека. Современная библиотека должна стать спасительным родником для жителей села. Именно поэтому основным направлением работы нашей библиотеки является краеведение. Проект «Мой край. Как рай» разработан Яркополенской сельской библиотекой и предлагает организацию и активацию работы по краеведению. Проект призван обобщить и придать стимул развитию краеведческой деятельности. Проект «Мой край, как рай» представляет собой систему мероприятий помогающих познакомиться с историей, этнографией, материальной культурой народов проживающих в нашем селе. Январь декабрь 2017 года. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРЕКТА Дети, юношество, взрослое население, проживающее на территории сельского поселения. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Воронкина Любовь Николаевна заведующая библиотекой Закирова Сусанна Амзаевна библиотекарь.

4 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА Павлова В.Г. директор Кировской ЦРБ Лебедева М.Д. зав. МБОКировской ЦРБ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - создать баннеры в соцсетях. - подготовить и изготовить стенд планшет по истории села Яркое Поле - пополнить фонд новой литературой и периодическими изданиями - проводить мероприятия различных форм (конкурсы, презентации, викторины, ЧИС, праздники, вечера и т. д.) - организовать книжные выставки - оформить поэтический альбом самодеятельных поэтов села Яркое Поле - реализовать акции «Память», «Посади дерево», «Книга ищет читателя» ПАРТНЕРЫ ПО ПРОЕКТУ Общеобразовательные учреждения (школа, детсад) Совет ветеранов села Сельский дом культуры Сельский совет рублей БЮДЖЕТ ПРОЕКТА ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - мероприятия, проведенные в рамках проекта, будут направлены, на повышение уровня краеведческих знаний и предполагают участие в них широкого круга читателей. - в ходе реализации проекта фонд библиотеки пополнится новыми краеведческими материалами. Материалы будут оформлены в папки, альбомы, созданы слайдовые презентации - популяризация творчества писателей, поэтов, художников села. Привлечение к чтению их произведений жителей села - реализация мероприятий по проекту позволит наладить партнерские отношения с организациями и общественными объединениями сельского поселения

5 - в библиотеке возрастет книговыдача и обращаемость материалов по краеведению - расширится спектр электронных краеведческих продуктов- привлечение новых читателей в библиотеку - повышение имиджа библиотеки ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРИМЕЧАНИЕ Яркополенская сельская библиотека-филиал является культурным и информационным центром по обеспечению информации досуга населения различных возрастных категорий. По итогам 2016 года библиотекой обслужено: пользователей 1202 чел в т.ч. до 14 лет чел лет 273 чел. взрослые чел. Книговыдача составляет экз. Посещаемость библиотеки составляет чел Посещаемость массовых мероприятий в т.ч чел. Проведено массовых мероприятий мер. Книжный фонд библиотеки составляет экз. При библиотеке действуют любительские клубы «КЛК» и «АДЗ». Библиотека принимает активное участие в жизни села. Налажены деловые контакты со всеми формированиями села. Библиотека принимает активное участие в районных конкурсах. Проводит мероприятия на территории сельского поселения по различным направлениям. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ Основные этапы реализации проекта и мероприятия 1. Создание баннера «Мой край, как рай» на официальном сайте сельского поселения Яркое Поле. п/п 2. Творческий конкурс ко дню села «С днем рождения, село! 3. Стенд-планшет «Вот она какая, сторона родная!» 4. Акция «История одного памятника» (реставрация, сбор информации по памятнику участникам гражданской Сроки реализации Место проведения Январь Библиотека, 2017г. Сельский совет 1-3 квартал библиотека В течение года в течение года библиотека библиотека, место захоронение

6 войны) 5. Фото-галерея «Пройдусь по тихой В течение года библиотека улочке» 6. Цикл книжных выставок «Земля, В течение года библиотека которой ты частица» 7. Цикл краеведческих часов «Здесь ты В течение года библиотека живешь» 8. Вечер встреча с местными художниками«за красоту времен грядущих» октябрь библиотека 9. Краеведческий поиск «Имя в летописи края» В течение года библиотека 10. Историко-литературная 2 квартал библиотека экспедиция«война в судьбе моих родных», «Наше село во время войны» 11. Поэтический альбом самобытных В течение года библиотека авторов «Мой край в душе моей» 12. Цикл игр-викторин «По родному В течение года библиотека краю» 13. Акция «Книга ищет читателя» В течение года библиотека 14. Исторический экскурс «История В течение года библиотека одного альбома» 15. Экологическая акция «Посади 1-2 квартал библиотека дерево» 16. Изготовление печатной продукции (Рекомендательные списки краеведческой литературы, закладки эмблемы и т.д.) В течение года библиотека


Проектная деятельность библиотеки путь к её развитию. Опыт работы библиотеки филиала 11 с. Кулаайгыр по проекту «Туған жер» «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям это важнейшая

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН» МУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА» НЕМЦЕВСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ 5 Проект «Лишь тот достоин

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН» МУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА» НЕМЦЕВСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ 5 Лоткова Ольга Яковлевна

МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района» «Истоки» музей в библиотеке Авторский проект Романченко Наталья Васильевна, Заведующая Вороновским филиалом Аннотация

ПРОГРАММА мероприятий, направленных на патриотическое и гражданское воспитание молодого поколения «С малой Родины моей начинается Россия» 2014 год Новороссийская сельская библиотека МКУК «Здвинская ЦБС»

Короткова Г.Е., зав. сектором информации Некоузской ЦБ Методические рекомендации по краеведческой работе сельских библиотек Некоузского МР В настоящее время падает, к сожалению, интерес к чтению, в том

Годом малой родины решено объявить 2018 2020 годы в Беларуси. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека. «Она

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 1 г. БЕЛИНСКИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ ДС 1 Г. Белинский Спицына И.Б. 20 г. ПРОЕКТ «ДОШКОЛЬНИКАМ

МБУК МЦБС Центральная детская библиотека Библиосумерки в детской библиотеке Починки 2015 «Библиосумерки» это комплексная акция, направленная не только на формирование положительного имиджа библиотеки,

Пояснительная записка Настоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 4 ИМ. В.П.ГЛУШКО ОТЧЁТ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ за 2016-2017 учебный год ЗАВЕДУЮЩАЯ БИБЛИОТЕКОЙ Узакова С.У. В течение 2016-2017

МУК «Централизованная библиотечная система Ровеньского района Центральная детская библиотека «Мы вместе» Программа создания равных условий доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам юных

КГУ «Централизованная библиотечная система Абайского района» Отдел культуры, внутренней политики и развития языков Центральная детская библиотека г.абай Библиотечный - информационно-краеведческий проект

Утверждаю Директор МАУК «ЦБС» г. Пскова Г.Н. Большакова 2017 год Положение об организации летних чтений в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова «Летний книжный вояж» 1. Основание для разработки: «Национальная

Программа патриотического воспитания «Отечество» на 2011-2013 годы 1 Паспорт программы Наименование программы Основание для разработки Программы Заказчик Программы Разработчик Программы Цели программы

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Библиотечный проект в рамках реализации программы «Библиотека центр краеведения» Девиз библиотеки: «Свою республику, свой край люби, исследуй, изучай!» определяет основное направление деятельности библиотеки

Программа деятельности историко-краеведческого музея МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа 1» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Клинцы» План мероприятий библиотек МБУК г. Клинцы к 70-летию образования Брянской области 5 июля 2014 года Цель

Пояснительная записка Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой край» призвана помочь

Информационная карта краеведческого. Название «Легенды и мифы о заселении Вахских просторов». Автор Мануйлова С.И., библиотекарь Руководитель Ярушина Г.П. директор МАУ «МБ» Территория Нижневартовский район

Анализ работы школьной библиотеки за 2016-2017 учебный год Библиотечное обслуживание в школе осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом ОУ, Положением о школьной библиотеке. Школьная

Проблема. Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям ВОВ, к празднованию дня Победы и героико-патриотическое воспитание в семье. Актуальность проекта. Дошкольный возраст это время,

ПРОГРАММА «С КНИГОЙ ПО ЖИЗНИ» Паниковской библиотеки-филиала МУК «Печорская центральная районная библиотека» на 2011-2013 гг. 1 Кем и когда утверждена Директор МУК «Печорская центральная районная библиотека»

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Алексеевского района и города Алексеевки Проект подготовила: Старова Оксана Александровна 24 июля 2009 «Ратная доблесть в наследство

Цели: Повышение интереса к чтению и раскрытию творческого, интеллектуального потенциала у обучающихся через атмосферу «Литературной гостиной». Формирование информационно-библиотечной культуры: обучение

Рабочая программа внеурочной деятельности «Знатоки родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа

Анализ работы школьной библиотеки МОУ СОШ 12 Г. о. Подольск за 2015 2016 учебный год. Библиотека представляет собой абонемент и читальный зал. Так как библиотека обеспечивает каждого ученика учебниками,

Отчет «Месячник библиотек 2015г, посвященный Году литературы». Выполнила: зав. библ. МБОУ «СОШ 64», М. В. Гончарова. В 2015 2016 учебном году месячник библиотек посвящен году литературы в России. В рамках

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Восточное» Утверждаю Директор ООШ с.восточное В.А.Кочнева 07.02.2012, пр. 16/1 Положение об уголке Боевой Славы

Отчёт о работе школьной библиотеки «Школа 1989 «Центр образования» 2015-2016 учебный год 1 Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного плана. Главная цель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИВАДИЙСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Руководитель

Утверждаю: Директор Е.Ю.Чмеленко Паспорт библиотеки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Утвержден постановлением Администрации Октябрьского сельсовета Рыльского района от 29.04.2016г 47 о реализации муниципальной программы «Развитие культуры в Октябрьском сельсовете Рыльского

МУК «Централизованная библиотечная система» Алексеевского района и города Алексеевки Проект подготовила: О. А. Старова Героико-патриотическое воспитание как фактор формирования гражданского сознания молодежи

Анализ работы библиотеки МОУ Фировская средняя общеобразовательная школа за 2012 2013 учебный год. Анализ выполнения задач и соответствия деятельности библиотеки её функциям Основными задачами работы в

Центральная городская библиотека г. Берёзовский Проект «Хранители золотой памяти» Партина Анна Владимировна Заведующая отделом обслуживания ЦГБ 2013 год 1 «Хранители золотой памяти» Пояснительная записка

МУК «Централизованная библиотечная система 2» Губкинского городского округа Губкинская центральная районная библиотека Проект «Расскажи о себе, Белгородчина!» Автор проекта В. П. Калинина 2009 год Аннотация

2014 год «Есть и такая миссия хорошей литературы сближать людей, объединять поколения. Отцы и матери, дедушки, бабушки и внуки, дети и учителя, читающие одни и те же книги, начинают лучше понимать друг

На 2014-2015 учебный год перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи: 1.Активизировать читательскую активность в 6-8классах. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся

ГБОУ ООШ пос. Сборный муниципального района Сызранский Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год Библиотекарь Щербакова Е.Н. Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 уч. год В прошедшем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 10 Паспорт библиотеки Название учреждения МБОУ СОШ 10 Директор МБОУ СОШ 10 Габдулин Фанис Габдуханович 1. Общие

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Юрьев-Польская Централизованная Библиотечная Система» Детская библиотека Краткосрочная познавательно-игровая программа «В гостях у Мурзилки» Юрьев-Польский,

Цикл краеведческих встреч для старшеклассников (заочные путешествия по городу Омску. К 300-летию города) Р.М. Долгушина, зав. отделом обслуживания МУК ЦБС «Центральная районная библиотека» Русскополянского

Анализ работы школьной библиотеки МБОУ «Тойкинская СОШ» за 2016 2017 учебный год Показатели библиотечной статистики за 2016-2017 учебный год Наименование Кол-во Количество пользователей (всего): 33 1-4

МУК «ЦБС Прохоровского района» Россия. Родина. Победа Целевая программа по патриотическому воспитанию детей и молодёжи на годы Прохоровка Обоснование: Очень важно воспитать в человеке чувство патриотизма,

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развитие культуры в муниципальном образовании городское поселение Богородское на 2016 год» Паспорт муниципальной программы «Развитие культуры в муниципальном образовании городское

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ЗА 2016 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД В 2016-20167 учебном году школьная библиотека работала по плану, утвержденному директором школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными

Отчет о работе школьной библиотеки за 2016 2017 учебный год Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности

Государственное учреждение культуры «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы» приглашает принять участие в конкурсах и мероприятиях Интерактивная просветительская библиотечная программа «З беларускай

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Утрата интереса к чтению - общемировая тенденция. Все развитые страны стараются решить эту проблему и тратят на это немало сил и средств. По уровню чтения

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Утвержден постановлением Администрации Октябрьского сельсовета Рыльского района от 28.04.2017г 46 о реализации муниципальной программы «Развитие культуры в Октябрьском сельсовете Рыльского

Публичный отчет Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная районная библиотека» 1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная районная

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Утвержден постановлением Администрации Дуровского сельсовета Рыльского района от 16.03.2017г. 14 о реализации муниципальной программы «Развитие культуры в Дуровском сельсовете Рыльского района

Утверждаю: Директор МУ «Корткеросская ЦБС» С.А. Челпанова Программа «Библиотека центр литературного краеведения» 2015-2016 гг. (Большелугский филиал МУ «Корткеросская ЦБС) Основание для разработки программы

Целью деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса

Муниципальное бюджетное учреждение «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка» Библиотека «Гармония» «Весёлая книжная радуга» (программа летнего чтения) г. Новокузнецк 2015 г. ВВЕДЕНИЕ

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ОБЪЕДИНИТ ПОКОЛЕНИЯ КНИГА» исследователь и разработчик заведующая Назимовской библиотекой - филиалом МУ «Библиотечно музейное объединение» Куньинского района Аржаник Л.Г. Сроки

Центральная детская библиотека МУК «Центральная библиотека Борисовского района» Конкурсная работа Авторский проект библиотекаря Степанченко Алины Анатольевны Летняя площадка «Книжная полянка» 25.05.2009

Планирование работы сельской библиотеки Н.Ю. Фекличева, заведующая отделом организации и методики библиотечной работы БУ «Национальная библиотека республики Карелия» 30 мая 2017 Процесс планирования работы

АДМИНИСТРАЦИЯ СУЛЬМАШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Чернушинского муниципального района Пермского края ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17.11.2014 56 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сведения о проектах Краткое содержание Результаты Финансирование «О прошлом ради будущего» ЦГБ им.а.м.горького Организован молодежный информационнопатриотический центр «Виктория»

Паспорт проекта: Вид проекта: Познавательно информационный Участники проекта: воспитатели, педагог по рисованию, дети и родители Продолжительность проекта: краткосрочный, с 10.122018г-14.12.2018г Возраст

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Знай и люби свой край» Пояснительная записка Психологами доказано, что в младшем

Утверждаю Зам директора по ВР Н.Г. Целищева Программа работы музея «Истоки» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степановская средняя общеобразовательная школа» 2016 2017 учебный год

УТВЕРЖДАЮ Председатель Комитета Админис ации Волчихинского района п азованию и делам *5»оУ к L. молодёж VO It X «.IiA(t u t Ъ о \ / и шгал _ П.В. Лавриненко "Со ccl -,л!-v- План мероприятий по подготовке

Утверждаю И.О. директора МБУК «ЦСОБ» города Брянска Чернова Е.Е. План мероприятий на август 2017 года Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная система общедоступных библиотек» города

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,

Министерство образования Пензенской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области». Проект

МКУК города Торжка «ЦБС» Детская библиотека Программа мероприятий для летнего досуга детей и подростков 2017 год Паспорт программы: Название программы: «С книгой на планете Лето!» Автор программы: Даулетбаева

МБОУ «Урмышлинская основная общеобразовательная школа» Лениногорского муниципального района РТ «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол 1 от «_» «Утверждено» Директор МБОУ «Урмышлинская ООШ» Хабибуллина

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край» Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой еѐ ты в детстве увидал Симонов Актуальность. Родина, Отечество. В корнях


Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский


Состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения, пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, и тем самым, содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.


Изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально- краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в крае и история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе; русские писатели на Ливенской земле.




Роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно- художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей-лицеистов к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа.






1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю. 2. Развитие творческих способностей читателей. 3. Формирование культурно - исторического сознания читателей лицеистов. 4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя лицеиста. 5.Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий. Ожидаемые результаты


Сроки реализации проекта Проект долгосрочный. « » учебный год 1.Создание при Библиотечно- информационном центре лицея клуба «Родники»; 2. Создание биобиблиографических пособий по творчеству ливенцев, в том числе и учащихся лицея. 3. Провести исследования «Паустовский и Ливны.


Нормативно- правовая база по литературному краеведению Закон РФ « Об образовании» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на гг. Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области» Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан в Орловской области. Закон РФ «О библиотечном деле»


Фонд краеведческой литературы Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных ливенских авторов (Ф. Ковалева, Г. Рыжкина, Н. Провалова, М. Беляева, Ю. Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова и других). Источники печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати; библиографические указатели и календари знаменательных дат.


Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению - универсальная картотека «Наш город. Наша область»; - тематическая картотека «Люби и знай свой край»; - фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению; - архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению; тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и «Творчество наших читателей».


- «Писатели и поэты Ливенского края»; - «Их имена связаны с Ливенским краем»; - «Поэзия»; - «Литературная критика»; - «Литературная жизнь района до 1917 года»; - «Фольклор края. Сказители»; - «Ливенский край в художественной литературе». Универсальная картотека «Наш город. Наша область»




Основные направления литературного краеведения: Массовая работа (литературные вечера, вечера- встречи, вечера- портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.) Информационно- библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек по тематике). Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.)









Клуб «Родники» ДЕВИЗ КЛУБА. «Мы должны жить на земле так, Как колесо вертится: Чуть только одной точкой касается земли, А остальными непременно стремится вверх» Благословление святого Амвросия. УСТАВ КЛУБА. Наш клуб обращается ко всем, кто любит «России скромный уголок – город Ливны – нашу малую Родину», кто хочет знать его историю, традиции, великих земляков, узнавать новые имена в поэзии и прозе и самому прославлять наш город» – приходи к нам.
26

Интерес к краеведению - это тенденция современности. Многие учреждения и организации занимаются сегодня изучением истории края и сохранением культурных тенденций. Библиотеки занимают свою, только им свойственную нишу в системе сохранения, изучения и возрождения интереса к историко-культурному наследию.

В «Основах государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808) определена ведущая роль библиотек в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.

Библиотечное краеведение как один из аспектов деятельности библиотек с каждым годом становится многограннее, обогащается инновационными формами, обретает новые черты.

В современных условиях успешно развиваются те библиотеки, которые выбрали перспективный путь профессионального развития, дающий возможность моделирования деятельности – разработку библиотечных проектов и целевых комплексных программ .

Результатом проектной деятельности библиотек является:

- составление летописей населенных пунктов;

- организация музеев и музейных экспозиций

- создание литературных и мемориальных музеев в честь писателей, чье творчество связано с родным краем

- выпуск собственной издательской продукции


Примеры:

- серия изданий «История в лицах» («Почетные граждане…» и др.)

- создание книги, посвященной юбилею деревни (села, поселка)

- создание энциклопедического словаря по названию населенного пункта (например, «Азбука Омска») , включающее информацию об истории, организациях, природе, традициях, о судьбах замечательных земляков и т.д.

Развитию новых форм информационно-просветительской деятельности способствует техническое переоснащение библиотек.

Библиотеки, обладая определенным потенциалом в области информационно-компьютерных технологий, осуществляют формирование локальных баз данных, которые пополняют информационные ресурсы библиотек и расширяют возможности библиотек в удовлетворении запросов пользователей, используются при подготовке краеведческого календаря знаменательных и памятных дат района/города.

Пример: формирование полнотекстовых краеведческих электронных баз данных « N -ский район: Люди. События. Факты», «Органы муниципальной власти N -ского района», «Социальная инфраструктура района», «Почётные граждане г. N », «Участники войны в Афганистане и Чечне».

С каждым годом возрастает роль библиотек в популяризации литературы краеведческого содержания , повышении интереса к краеведческой книге, произведениям местных авторов. Проводятся творческие встречи с местными писателями и поэтами, премьеры и презентации произведений местных авторов.

Для формирования интереса пользователей, а также для дальнейшего изучения жизни и творчества писателей и поэтов Кувандыкского района сотрудниками Центральной межпоселенческой библиотеки им. П. И. Федорова была создана Web-страница « Литературная жизнь Кувандыкского городского округа » на сайте «Библиотечная система Кувандыкского района» (Оренбургская область). Цель создания данного электронного продукта состоит в том, чтобы обеспечить вхождение пользователей в культурную среду региона путем изучения биографических данных и ознакомления с творческой жизнью писателей и поэтов, связанных с Кувандыкским краем. Web-страница предназначена для широкого круга пользователей.

Одним из направлений инновационной деятельности библиотек является внедрение новшеств в организацию массовой работы .

Среди наиболее интересных находок оренбургских библиотекарей:

Библиоспектакль «Дождем, как слезами, омыто победное утро страны»;

Районные акции «Помоги ветерану», «Как живешь ветеран?»;

Электронная презентация видеокниги «Последние свидетели войны»;

Фестиваль военной книги «Война, твой горький след и в книгах, что на полке…»;

Диалог поколений «Отцы и дети», приуроченный ко Дню защитника Отечества, и др.

В последние годы все большее распространение в работе библиотек по продвижению библиотечных услуг получает проведение таких ярких комплексных мероприятий, как акция, которая может включать театрализованные действия, красочные шествия, викторины, конкурсы, флешмобы и др.

Информационным поводом для проведения акции может быть: юбилейная календарная дата (литературная, историческая, политическая в масштабе страны, района, села); ведущая тема года; проблемы, волнующие всех; реализация библиотечного проекта и др.

Примерная программа акции, как правило, включает такие формы мероприятий, как презентации, экскурсии, шествия, дискуссии, конкурсы, театрализованные представления, опросы, анкетирование, встречи с писателями, известными людьми, просмотры литературы, громкие чтения и др.(необязательно все эти формы, всего их может быть 2-4). По завершении акции закономерно проведение анализа мероприятия, где определяются выводы и рекомендации, которые необходимо учитывать при организации последующей работы. Подведение итогов акции освещается в СМИ, на сайте библиотеки или библиотечном портале.

Коллеги создают мини-музеи при библиотеках, собирая исторический материал, предметы материальной и духовной культуры. Примером может служить « комната казачьего быта » библиотеки им. Шолохова г. Волгограда. Создаются как музеи русской традиционной культуры, так и музеи других национальных культур. Материалы и экспонаты музеев активно используется не только при обслуживании пользователей в стенах библиотеки, но и в массовых мероприятиях, проводимых совместно с клубной системой (юбилеи села, национальные праздники).

Одним из важных способов предоставления краеведческой информации является использование средств сети Интернет. Библиотеки повсеместно размещают краеведческую информацию в Интернете, создавая рубрики и страницы на сайтах библиотек, создавая самостоятельные краеведческие сайты и блоги. Ценность созданных электронных ресурсов — в сохранении документального наследия своих регионов, пропаганде и продвижении информации о них.

Формирование электронных краеведческих ресурсов библиотек осуществляется по трем основным направлениям :

— генерация собственных электронных ресурсов на базе краеведческого фонда библиотеки;

— заимствование внешних ресурсов;

— корпоративное взаимодействие в рамках различных проектов.

Эти направления существуют в тесной взаимосвязи. Основными краеведческими электронными ресурсами библиотек, представляемыми в сети, являются:

— краеведческие электронные каталоги;

— краеведческие БД (библиографические и полнотекстовые);

— краеведческие тематические сайты (порталы);

—краеведческие электронные библиографические и справочные издания;

— электронные версии печатных краеведческих документов;

— электронные фактографические краеведческие сведения (в т. ч. фактографические БД);

На краеведческих страницах своих сайтов и блогов библиотеки представляют следующую информацию:

- история региона/района/населенного пункта

- официальные символы: гимн, герб, флаг

- памятники и памятные места

- ветераны ВОВ и горячих точек

- природные памятники,

- аннотированные источники, находящиеся в фонде библиотек,

- сценарии краеведческих мероприятий

К примеру, в моем методическом блоге представлены краеведческие страницы «О Муромцевском районе», «Почетные жители Муромцевского района», «Знаменитые земляки», а также публикуются посты краеведческой направленности. Людмила Лоневская, сотрудница библиотеки №4 г. Михайловка Волгоградской области, ведет, наряду с библиотечным блогом, краеведческий блог « Михайловский краевед ».

На сайте Кувандыкской библиотеки размещена виртуальная выставка « Альбом истории открыт …». Вниманию пользователей представлены книги, рассказывающие об истории деревень Кувандыкского района. На этом же сайте очень содержательная рубрика «Краеведение ».

База данных «Почетные граждане города Медногорска » (ЦБС г.Медногорска) была создана с целью сохранения памяти о людях, удостоенных наивысшей награды Медногорска, для приумножения знаний об их жизни и деятельности и раскрытия документов, доступ к которым пользователям библиотеки затруднен или ограничен. Каждому из 47 почетных граждан города Медногорска в базе отведен отдельный блок, в который входят биографическая справка, сведения о достижениях и награждениях, фотография почетного гражданина, а также библиографические списки печатных и электронных материалов, рассказывающих о его трудовом пути. Со всеми печатными источниками – статьями газет, фрагментами книг – можно ознакомиться в базе. Они оцифрованы и сохранены в формате pdf. Некоторые блоки включают также фотоальбомы, содержащие копии наградных документов, грамот, дипломов, фотографии наград. Блоки о почетных гражданах расположены в порядке присвоения им звания. Кроме именных блоков база располагает вводной статьей и полным списком награжденных.

База создается сотрудниками Центральной городской библиотеки МБУК «ЦБС г. Медногорска». Документы из других баз данных в нее не включаются. Все работы по подбору материалов и их оцифровке осуществляются только сотрудниками ЦГБ. База данных адресована широкой аудитории. В первую очередь она интересует краеведов-любителей и профессиональных историков, библиотекарей, преподавателей и учащихся различных учебных заведений, организаторов культурно - досуговых мероприятий. Пользователи могут познакомиться с базой данных на официальном сайте Центральной городской библиотеки, а также во всех библиотеках системы, где установлены компьютеры.

В настоящее время в базе содержится 47 персоналий. В нее включены 268 оцифрованных документов, 13 гиперссылок на Интернет-ресурсы.

Использование интерактивных форм в краеведческой деятельности

Библиотеки оказывают содействие пробуждению познавательных интересов детей, организуя поисково-собирательскую, исследовательскую и творческую деятельность. Библиотеки Саракташского района (Оренбургская обл.) уже много лет являются не только хранителями накопленных краеведческих ценностей, но и отчасти их создателями. Исходя из того, что краеведческий фонд пополняется слабо, появилась необходимость издавать краеведческие тематические сборники, накопительные папки, сборники стихов местных поэтов и многое другое. Сегодня современные технологии позволяют не только выпускать печатную продукцию, использовать в работе медианосители, но и самим создавать тематические электронные ресурсы. На протяжении нескольких лет сотрудники районной библиотеки переводили в электронный вариант материалы из накопительных папок, создавали виртуальные экскурсии, книжные выставки, слайд-филь-мы и многое другое. Накопленный материал способствовал созданию электронного ресурса – краеведческой базы данных «Здесь прописано сердце мое». Ее уникальность заключается в том, что именно сотрудники библиотек занимаются сбором краеведческого материала, оцифровкой краеведческих документов.

Саракташские библиотекари являются и инициаторами, и авторами книг по истории сел. Например, одним из авторов книги «Край родной навек любимый» о селе Надеждинка является Третьякова В. Н. (зав. Надеждинским с/ф). Белова В.Ю. – соавтор книги «Серебряный родник» о селе Черкассы и тд.

1. любые краеведческие издания после выхода в свет сразу становятся библиографической редкостью в силу того, что они издаются малыми тиражами и практически никогда не переиздаются;

2. для максимального раскрытия фонда в виртуальном пространстве Интернета (в надежде, что «виртуальный» читатель станет в конечном итоге «реальным»).

В самой рубрике «Краеведческая книга» размещены привычные для библиотекарей «Тематические обзоры», «Обзоры новых поступлений» и «Виртуальные выставки». Однако, представленный в них материал способен в максимальной степени заинтересовать читателя. Обзоры новых поступлений включают в себя краткие биографии авторов, отрывки из произведений. Виртуальные выставки, выполненные в форме музыкальных видеоклипов, стремятся образно представить творчество орских литераторов. Тематические обзоры не ограничиваются сухой аннотацией, а включают в себя развёрнутое содержание и иллюстративный материал.

Возможности современных технологий широко применяются в проведении массовых мероприятий. Так, в 2013 году знаменитому земляку Игорю Фэдовичу Сахновскому исполнилось 55-лет. Появилась идея не просто провести литературный вечер, посвящённый его творчеству, а попробовать организовать интернет-мост и предоставить возможность читателям библиотеки и орским литераторам напрямую пообщаться со знаменитым земляком. Эту идею удалось успешно реализовать, а в мае 2014 года Игорь Фэдович приезжал в Орск и, конечно же, встречался с почитателями своего таланта.

В методической копилке отдела краеведения за 2012-2013 годы был собран богатый материал по литературному краеведению: виртуальные выставки, видеоклипы, видеозаписи бесед с поэтами и прозаиками, электронные варианты книг, предоставленные авторами, фотоматериалы и т.д. Для того, чтобы все эти материалы были доступны широкому кругу пользователей, разработана библиотечная программа «Литературный Орск в электронном формате». Программа рассчитана на 2 года. Целью программы является популяризация творчества орских писателей и воспитание любви к малой родине посредством создания серии дисков «Орск литературный». В реализации проекта принимают участие сотрудники отдела информационно-библиотечных технологий ЦГБ им. Горького.

Основная целевая аудитория проекта – юношество. Современному молодому поколению интересно получение информации в электронном виде. Информация, размещённая на дисках, в конечном итоге сумеет привлечь внимание молодёжи к книгам. Серия дисков так же будет интересна и любителям литературы, которые смогут больше узнать о творчестве орских авторов. Виртуальные выставки, клипы, интервью с авторами могут быть показаны на уроках литературного краеведения и при проведении мероприятий.

Интересны такие формы работы:

- «День памяти исчезнувших сёл»

- «Где эта улица? Где этот дом?» - проект , целью которого был сбор информации о возникновении улиц поселка. Итогом проекта явился выпуск брошюры по истории этого населенного пункта;

- Интеллектуально-творческий конкурс «Литературно - краеведческий дилижанс», разработанный библиотекой (Йошкар-Ола, р. Марий Эл.), представлял собой путешествие по улицам города. Его участники подготовили творческие работы по истории названия улицы (11 улиц). Основной целью конкурса явилось привлечение внимания к марийскому литературному наследию через изучение истории названия улиц города, носящих имена марийских поэтов и писателей. Все проекты участников краеведческого конкурса были размещены на сайте Йошкар – Олинской ЦБС в разделе «Литературно-краеведческий дилижанс».

- Тематические (краеведческие) библионочи . Программы мероприятий библионочи включали в себя различные темы: «Хлеб всему голова», «Занятное дело», «О рыбалке», «Белые узоры» – о знаменитом Оренбургском платке, «Мы сильны, когда едины». Музыкальная часть мероприятий включила в себя диалог о дружбе народов края, музыкальные и поэтические номера на русском, казахском, татарском, чувашском языках, короткие рассказы о традициях, дегустацию национальных блюд, песни, народные танцы. На каждое мероприятие были оформлены выставки с книгами, с фотографиями, предметами народного творчества. По собранным материалам был издан сборник «Родники твор-чества».

· активизация деятельности библиотек по сохранению литературного наследия и дальнейшему развитию национальной самобытности и традиций народов, населяющих район;

· выявление, обобщение и распространение нового, интересного опыта работы библиотек по сохранению и развитию литературного творчества местных писателей и поэтов.

· выставка-диалог книг «Библиотека – территория толерантно-сти», устный журнал «Мир дому твоему»,

· творческая работа «Возрождение и сохранение мордовской культуры», и др. работы.

В библиотеках ведется работа по сбору материалов об участниках войны. Были подготовлены и распространены листовки с обращением к населению села и района с просьбой помочь собрать фотоматериалы с биографиями участников войны для создания фотогалереи «История в лицах». В фойе районной библиотеки «растёт» Дерево памяти. На стене обращение к землякам: «Зеленые ленточки – жизнь после войны, современный мир, память о погибших людях. Завяжите ленточку, и засохшее дерево, благодаря вам, оживет». Посетители библиотеки привязывали ленточки к веткам дерева. А также оставляли краткую информацию об участниках войны в специальной Книге памяти, созданной работниками библиотеки под названием: «Я помню! Я горжусь!».

Библиотекари проводят районный конкурс пробы пера «Мой край задумчивый» (инициирован центральной районной библиотекой). Конкурс призван содействовать продвижению чтения, развитию просветительской деятельности библиотек района, активизации и стимулированию творческой деятельности библиотек, повышению профессионального мастерства работников библиотек. На конкурсе были представлены поэтические и литературные композиции в номинациях:

В связи с юбилейной датой в библиотеках г. Омска осуществлялся целый ряд проектов и программ по краеведению, которые реализуются силами всех или нескольких муниципальных библиотек: интернет-проект «Виртуальный центр литературного краеведения» (2011-2015 гг.); программа по историко-литературному краеведению «Город можно как книгу читать» (2015 г.); проект «Информационный центр краеведения» (2014-2016 гг.); проект «Истоки» (2015 г.); программа мероприятий историко-краеведческого зала «История

моей библиотеки» (2015-2016 гг.); проект «Краеведческие знания – народу»: юбилейные маршруты омского библиомобиля (2013-2016 гг.); целевая комплексная программа «Мир Омска» (2013-2016 гг.); проект «Омская виртуальная справка» (2010-2016 гг.); проект «Омская цифровая библиотека» (2009-2015 гг.); проект "Тобольские ворота" (2014-2016 гг.): организация работы экскурсионного бюро». «Деятельность государственных и муниципальных библиотек Омской области в 2015 году»):

– проект Русско-Полянского района по созданию виртуальной галереи «Библиотека и музей: виртуальное рукопожатие », в которой располагаются 4 демонстрационных зала: «Бессмертный полк», «Почетные граждане Русско-Полянского муниципального района», «Доска Почета» и «Краеведческий зал»;

– Краснознаменская сельская библиотека Москаленского района работала по программе «Моя малая родина», направленной на возрождение и сохранение культурного наследия села. В рамках программы осуществлялся сбор материалов в формате «Устной истории» - воспоминания старожилов по истории сел Красное Знамя, деревень Харловка, Лузино, Ново-Лузино, Ланск, Дубровка;

– в Тарском районе реализован проект «Литературно-исторический марафон "Тара в годы Великой Отечественной войны", получивший субсидию Правительства Омской области;

– в Фирстовской библиотеке Большеуковского района реализуется программа «Библиотека – центр знаний о своей малой Родине». Результатом работы по программе стало открытие комнаты-музея имени писателя-земляка М. И. Рассказова. В рамках данной программы в 2015 году разработан и реализован в жизнь проект «Село Фирстово и Московско-Сибирский тракт»;

– в библиотеках Тюкалинского муниципального района сложилась система работы по краеведению в рамках 13-ти программ, в т.ч. «Мой край – земля Тюкалинская», «Мини-музей «Церковно-приходская школа», где участники интерактивных экскурсий пробуют писать пером, узнают интересные факты о г. Тюкалинске, гадают по Домострою, играют в игры XIX века, решают задачки из решебника «Арифметика» (1897 г.).

выставочные экспозиции в Таврической ЦДБ, они были собраны в сборники работ читателей, стали темой для краеведческих литературно-исторических уроков и экскурсий, информационных буклетов и закладок. 12 июня 2015 года, в день празднования 80-летнего юбилея Таврического муниципального района, сотрудники ЦДБ развернули в «Летнем читальном зале» литературно-интеллектуальную площадку «А я живу в Таврическом!» Посетители площадки с удовольствием приняли участие в мероприятиях, организованных Таврической ЦДБ. Им была предоставлена возможность пройтись по импровизированной фотогалерее «Навечно в памяти народной» и узнать о славном боевом пути тавричанцев – героев Великой Отечественной войны; разгадать увлекательный кроссворд «Родное мое Таврическое» и заодно проверить свои знания о любимом районе; расшифровать занимательные ребусы «Всякому мила улица своя» и познакомиться с интересными фактами о знакомых улицах рабочего поселка; угадать, кому из «Поэтов земли Таврической» принадлежат отрывки из стихотворений, и прочитать их вслух.

Поэтам и писателям, имена которых встречаются в названиях тарских улиц, была посвящена выставка-экскурс «Улица, писатель, библиотека». При её подготовке выяснилось, что в Таре 8 таких улиц: А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Чернышевского, А. Герцена, А. Радищева, М. Горького, М. Ломоносова, пер. М. Лермонтова. На выставке были представлены не только книги этих замечательных авторов, но и коллаж из фотографий тарских улиц, а также большая карта города, на которой ребята с интересом находили улицы с поэтическими названиями.

В Тарской ЦДБ краеведческой работой с читателями занимаются сотрудники центра информации «Школьная академия». В 2015 году они реализовали программу «Культурно-туристический вездеход», в рамках которой состоялись театрализованная обзорная экскурсия «Древний город по имени Тара», квест-игра «Тарская крепость», интерактивная площадка «Город детства», районный фотоконкурс «Читающая Тара», турнир «Знаешь ли ты свой город?», презентация книжки-раскраски «Путешествие во времени. Начало XX века» из серии «Прогулки по Таре», палеонтологический квест «Что хранит тарская земля: результаты раскопок», топонимические загадки «Пройдусь по Александровской, взгляну на Юбилейную», видео-экспресс «Вдохну я запах родины своей» и краеведческая слет-игра «Земли моей минувшие года».

Заключение.

Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: они обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Умелое использование инновационных форм работы способствует формированию нового образа библиотеки как культурно-просветительского, информационного, образовательного, досугового центра и, что особенно важно, центра общественной жизни местного сообщества.

Библиотеки стремятся представить в сети богатство своих накопленных за многие годы краеведческих ресурсов, сделать их доступными для самого широкого пользователя. Это является не столько веянием времени, сколько попыткой систематизировать весь накопленный материал и предоставить возможность удаленного доступа к информации пользователям.

Источники, не указанные в тексте:


Гульшат Хусаинова
Проект по краеведению «Люби и знай свой родной край»

Название : «Люби и знай свой родной край » .

Проблема : Как прививать любовь к малой родине, родному краю .

Возникла во время проведения бесед, занятий о родном селе , его достопримечательностях, прошлом и настоящем, о природе родного края , на которых выявились недостаточные знания у детей.

Основная идея : организовать дополнительные занятия по краеведению , вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края .

Тип проекта : Долгосрочный, информационный, творческий.

Количество участников : Все дети группы, родители.

Продолжительность : 3 года (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель проекта : Расширить и углубить знания детей о родном крае .

Задачи :

1. Развивать познавательный интерес и стремление знакомиться с родным краем .

2. Расширить представления детей о родном селе , ее истории, достопримечательностях.

3. Познакомить детей с обычаями и традициями народов, проживающих в нашем селе.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе .

4. Воспитывать бережное отношение к памятным местам, развивать чувство гордости за свою малую Родину.

5. Привлекать родителей к совместной деятельности.

Ожидаемый результат : Дети имеют знания о родном селе , его достопримечательностях. Имеют представления о культуре русского, татарского, удмуртского народов. Владеют навыками бережного отношения к родной природе , применяют полученные знания о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины. 80% родителей принимают участие в совместных мероприятиях.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .

Время и место : дополнительное образование по краеведению детей старшей группы нерегламентированное время в этнографической комнате.

Подготовительный этап.

1. Создание предметно – развивающей среды.

2. Составление тематического плана, с учетом регионального компонента.

3. Оформление и рассматривание альбомов : «Достопримечательности нашего села» , «Растения нашего края» , «Животный мир нашего края» ,

«Семейный альбом»

4. Создание этнографической комнаты.

5. Консультации для родителей. Обсуждение плана реализации проекта .

Основной этап :

1. Проведение занятий по краеведению в соответствии тематическим планом.

2. Целевые экскурсии по достопримечательным местам.

3. Беседы, д. /игры, народные подвижные игры .

4. Целевые прогулки, экскурсии по селу Кама, совместно с родителями.

5. Выставка «Герб села Камы» . (исполнители- родители и дети, рисуют и пишут значение рисунка) .

6. Чтение стихов о Каме.

7. Походы в лес летне-осенний период совместно с родителями.

8. Выставки рисунков детей на тему «Мое любимое село » , «Я и моя семья»

9. Создание родителями и детьми проектов «Наша дружная семья» .

10. Оформление родителями и детьми «генеалогического древа» и презентация за круглым столом.

Заключительный этап :

1. Оформление фотоальбома «Любимые уголки родного края » .

2. Турнир знатоков родного края .