Конспект открытого урока "работа с эстрадным ансамблем в классе вокала". Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка Открытый урок с эстрадным ансамблем методика

Сущева Наталья Александровна
Должность: Преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБУДО ДШИ пгт Ильского
Населённый пункт: Краснодарский край Северский Район пгт Ильский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Различные методы работы над вокальной техникой с использованием здоровье сберегающих технологий"
Дата публикации: 08.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок по эстрадному вокалу Сущевой Натальи

Александровны

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой с

использованием здоровье сберегающих технологий.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над

вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадным и академическим вокалом

2) Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показать выполнение упражнений детьми

разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным

вокалом.

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента

заниматься, должен быть здоров.

В моем классе учится 30 вокалистов от 6 до 32 лет. В ходе нашего урока я

учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется

внести ясность в определении различия между жанрами академического и

эстрадного вокала.

Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала

своей строго классической позицией, это старая классическая вокальная

школа, которая не предполагает пения в микрофон. В академическом

вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и

историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют

направлениях. С опытом у академического певца формируется

определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится

очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях,

академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут

облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений,

объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде

всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как

правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В

эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы

вокал отличается от академического вокала более открытым и более

естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и

опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в

академическом.

Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое

является важнейшим фактором нашего здоровья.

Для укрепления и развития

дыхательной системы существует система дыхательных упражнений

Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что

дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам

приходится более активно работать.

Шарик: Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки

на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились

одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в

нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы почувствовать, где

именно находится опора звука, нужно медленно выдувать букву « с».

Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта

позиция как раз отличается от академической)

Насос: Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине

плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться

руками к полу, не касаясь его, на звук «с» и «ш». Приподняться не

выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются

ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не

Выполнять по 8 вдохов-движений на звук «с» и 8 вдохов-движений на

звук «ш».

Поворот головы: встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо

– вдох, в исходное положение выдох. Затем поворот головы влево - вдох в

исходное положение выдох. Голову не останавливать, шея расслаблена.

Змея: вдох в нижние ребра, выдох на звук – ш…, затем остаток воздуха

выдыхаем со звуком пыр с верху вниз. Выполнять по 8

Дровосек : ноги на ширине плеч, руки перед собой сцепить. Делаем замах

вверх - вдох, опускаемся вниз - быстрый выдох с произношением «УХ-Х-Х»

Выполнять по 8 вдохов-движений.

Накачка: качаем воздух в нижние ребра (4 вдоха) и резко выдыхаем на

звук «Ха». Выполнять по 8 вдохов.

Раз, два, три: В своей работе я часто использую упражнения для достижения

нескольких задач. Это развитие певческого дыхания и развитие артикуляции.

Делаем глубокий вдох и считаем от одного до восьми, пока не закончится

Егорка: Делаем глубокий вдох, быстро и четко проговариваем «Как на горке

на пригорке, стояли тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три

Егорка…»

Работа над вокальной техникой.

Пение помогает избавиться от стрессов. Учёные обнаружили, что в мозге во время

пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает

радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный

С малышами распеваемся на простых упражнениях:

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

«От топота копыт, пыль по полю летит»

«Три сороки тараторки,

тараторили на горке»

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными

навыками, как с взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые

несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его.

Одновременно работая над чистотой интонации, постановкой дыхания и

выразительностью исполнения.

« В погреб лезет Жучка»

«Чи-ки, чи-ки»

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во

время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Лечение пением ещё описано Аристотелем и подхвачено всеми

действующими религиями. На протяжении многих веков

оздоровительным средством и по сей день служит церковное пение.

В языческой культуре существовал обычай, когда больного помещали

внутрь хоровода, и пели, исцеляя тем самым все недуги.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма.

Известна практика, когда пением излечивается заикание. Чем раньше

заикающийся ребёнок будет заниматься пением, тем больше у него

шансов избавиться от этого недостатка.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов. Дело

в том, что когда человек поёт, только 20% звука направляется во внешнее

пространство, а 80% - внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно

работать наши органы.

Упражнения на стокатто:

« Мы перебегали берега»

Распевка с чередованием темпа:

« Белый снег, белый мел»

Ритмичные распевки с элементами джаза:

«Шли сорок мышей»

«Дум, де-дум»

Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась

некая мистическая роль. Самый простой пример: получив травму, человек стонет,

не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснилось, стоны имеют

эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя

активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по

болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз!

Об оздоравливающем действии пения во всём теле говорил и создатель

системы восстановления и совершенствования голоса «Физвокализ» А.И.Попов.

Анатолий Иванович Попов, пройдя долгий сложный путь, создал бесценную

оздоровительную систему – физвокализ, способную не только избавить людей от

профессиональных заболеваний, но и укрепить здоровье, продлить полноценную

жизнь, отодвинуть старость.

В Великую Отечественную войну в армии он заразился туберкулёзом. Причём

заболел редкой и очень тяжёлой его формой – туберкулёзом подчелюстных

лимфатических узлов. Он выжил, хотя к туберкулёзу добавились бесконечные

ангины и воспаление миндалин. Врачи ему твердили: «Петь не сможете! Нового

горла вам не вставить». А ведь до болезни Попов очень хорошо пел оперные

Для кого-то приговор врачей мог стать трагедией, но не для Попова. Огромная

вера в себя и природная смекалка подсказали правильное решение. Он начал

Впоследствии Попов стал всем советовать начинать укрепление своего здоровья

именно с чтения стихов отечественных поэтов. Ведь русский язык так певуч.

Читая вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Попов

почувствовал, что его горло перестало болеть, а голос окреп. Таким образом,

Попов вылечил свой туберкулёз.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует

На звук «р» поем тоническое развернутое трезвучие.

«Ра-ро-ри-ра-ро-ри-ра»

эта распевка в быстром темпе не только хорошо

разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона.

Упражнения на стокатто:

«Ми-и-и-и-я» поем отрывисто на опоре снизу вверх октавами

«Ай-я-яй!» сверху вниз, резко и отрывисто по тризвуку. Звук должен

ударяться в корни передних зубов.

Упражнение на глиссандо и развитие эстрадного приема «йодль»:

«Отзовись»

снизу вверх и обратно октавами

Это упражнение требует более широкого дыхания и ровности звука по всему

диапазону:

«Ми-и-и…» от ноты до к ноте соль и обратно два раза, затем от ноты до к

ноте ре второй октавы и обратно на одном дыхании

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и

упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных

навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и

с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно

быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и

репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности

данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять

ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо

знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху

вниз, а кого-то наоборот.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет

На Руси считали, что в человеке поёт сама душа и пение – это её

естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,

испытываете усталость и напряжённость, совет один – пойте… и радуйтесь

Семушина Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр Детского творчества №5
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков певческого дыхания. Конспект занятия по эстрадному вокалу".
Дата публикации: 01.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования Центр Детского Творчества №5

«Формирование навыков

певческого дыхания»

Конспект занятия по эстрадному вокалу

Возраст учащихся 10-17 лет,

год обучения – любой

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной

г. Ульяновск, 2017 год

Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической

певческой деятельности учащихся.

Задачи :

Образовательные

Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;

Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению

правильного певческого дыхания;

Показать практическую значимость упражнений.

Развивающие

Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике

и укреплению здоровья.

Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских

навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное

диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,

эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.

Воспитательные

Воспитание художественного вкуса через освоение

Воспитание сознательного подхода к обучению.

Личностные

Научить использовать возможности своего организма для укрепления и

сохранения здоровья;

Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.

Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной

презентации.

Методы:

Словесные – комментарии, объяснения, беседа.

Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.

Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-

поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,

сравнительный анализ.

Технологии : личностно-ориентированная, развивающего обучения,

межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного

обучения, ИКТ.

Межпредметные связи : музыка, физкультура, сольфеджио, русский язык,

литература.

Планируемые результаты : усвоение учащимися знаний по формированию и

применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение

артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения

произведения.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для

проведения занятия с необходимым количеством посадочных мест, доска,

мел, стулья, листы бумаги, ручки, компьютер и мультимедийная установка.

Продолжительность занятия: 1 ч. 40 минут.

№ Этапы работы

Организационный момент

Педагогическая цель: создать условия

для эмоционального настроя и

плодотворной деятельности.

Приёмы мотивации: создание

атмосферы психологического

комфорта.

Методы : словесный, игровой.

Форма проведения: игра.

Форма работы: работа в парах.

Продолжительность: 3 мин.

Здравствуйте, ребята! У меня

прекрасное настроение, и я хочу,

чтобы и у вас оно стало таким

же. Предлагаю вам игру “Подари

тепло другу”.

Встаньте парами лицом друг к

другу. Пусть одни из вас раскроют

свои ладони, а другие накроют их

своими. Посмотрите ласково друг

другу в глаза так, чтобы ваши

ладони потеплели. Чувствуете

А сейчас пожелайте друг другу

что-нибудь хорошее, чтобы ваши

ладони потеплели еще больше.

Что вы пожелали друг другу?

(ответы учащихся)

Настроение улучшилось? Тогда

начинаем!

Актуализация знаний для изучения

нового материала

Педагогическая цель: подготовить

детей к изучению нового материала,

создать ситуацию выбора приоритета

жизненных ценностей, определить

понятия «здоровье».

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации для

самомотивации детей.

Метод: игровой с элементами

проблемного обучения.

Форма проведения: беседа, игра-

путешествие.

Форма работы: коллективная,

самостоятельная работа.

Оборудование: стол, бумага,

карандаши.

Продолжительность: 12 мин.

Предлагаю отправиться в

путешествие на воздушном шаре.

Нарисуйте на листах бумаги

воздушный шар, который летит

над землей. В корзине воздушного

шара нарисуйте человечка.

Представьте, что это вы летите

на воздушном шаре. Вокруг голубое

небо, светит солнце. Напишите 9

жизненных ценностей, важных для

Вас настолько, что Вы взяли бы их

с собой в путешествие (например,

дружба, любовь, семья, богатство,

здоровье...). Представьте, что ваш

воздушный шар начал снижаться и

может скоро упасть. Чтобы

подняться вверх, необходимо

срочно избавиться от лишнего

балласта. Сбросьте балласт, то

есть вычеркните 3 (а потом еще 3)

слова из списка. Что вы оставили в

Учащиеся перечисляют свои

жизненные ценности. Педагог

записывает их в столбик на доске.

Если жизненные ценности

повторяются, педагог ставит

плюсы. Затем по количеству

плюсов и по важности для

жизненных ценностей. Например,

1 место – здоровье, 2 место -

семья и т.д. Приходят к общему

выводу о том, что главная

жизненная ценность для человека -

его здоровье.

Что же такое здоровье? (Дети

высказывают свои варианты

С помощью педагога приходят к

выводу, что «здоровье» – это не

просто отсутствие болезней,

это состояние полного

физического, психического,

социального благополучия.

Чем вас лечат, когда вы болеете?

Дети обычно отвечают:

«Лекарствами».

А можно быть здоровым без

лекарства?”

Можно, но как?

Приходят к выводу о том, что

нужно следить за своим здоровьем,

вести здоровый образ жизни,

заниматься спортом, учиться

правильно дышать.

Изучение нового материала

Педагогическая цель: формировать

знания о роли дыхания в жизни

человека, навыки правильного

певческого дыхания, развивать

музыкальный и гармонический слух,

Приём мотивации: эмоциональность

изложения, наглядность,

Объяснение материала с

использованием компьютерной

презентации.

Тема нашего занятия –

«Формирование навыков певческого

дыхания».

Сегодня мы поговорим о роли

дыхания в жизни человека, о том,

занимательность и красочность

предлагаемого материала для

формирования устойчивого,

познавательного интереса.

Методы: репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный,

организация совместной

деятельности.

Форма проведения: беседа с

использованием компьютерной

презентации

Форма работы: коллективная.

Оборудование: компьютер,

презентация.

Продолжительность : 1 час 05 мин.

Беседа «Роль дыхания в жизни

человека», объяснение нового

материала – 8 минут;

Выполнение упражнений – 20 минут;

Перерыв – 10 минут;

Работа над репертуаром – 27 минут.

как правильно дышать, и о том,

как правильное дыхание влияет на

индикатор здоровья человека.

правило, имеют крепкое здоровье.

Пение положительно влияет на

работу дыхательной системы,

почек, гортани, щитовидной

железы, сердца.

Пение – отличное средство

самовыражения и снятия

внутреннего напряжения.

В процессе пения укрепляется

певческий аппарат, развивается

дыхание, положение тела во время

пения (певческая установка)

способствует формированию

хорошей осанки.

Пение – один из факторов

улучшения речи, оно благотворно

помогает строить плавную и

непрерывную речь.

Пение положительно влияет на

общее состояние здоровья.

Дыхание – одна из главных загадок

человека. Это ключ к множеству

тайне здоровья, тайне

продолжительности жизни, тайне

сверхъестественных

способностей.

Только дыхание отличает живое

от неживого, нашу планету от

всех других в Солнечной системе,

камни от цветов, жизнь от

Человек может прожить неделю

без воды, 5 дней без сна, месяц –

без еды, но его жизнь остановится

через несколько минут, если он

перестанет дышать.

Еще тысячи лет назад древние

целители знали: дыхание позволяет

человеку лучше познать себя,

восстановить энергетические

запасы организма. Это

подтверждается и сейчас.

Дыхание – это основа жизни, это

получение жизненной энергии из

окружающего пространства.

Именно дыхательные упражнения

позволяют человеку уйти от

медикаментов.

Дыхание уравновешенного человека

отличается от дыхания человека в

состоянии стресса. Дыхательные

упражнения помогают справиться

с целым рядом проблем

современного мира: синдромом

хронической усталости,

депрессией, перепадами

настроения. Установлено, что

если дышать в радостном темпе,

через некоторое время

почувствуешь радость. Также

можно вызвать печаль, тревогу и

даже страх. Каждой эмоции

соответствует свой дыхательный

Дыхательный ритм имеет большое

значение для спортсменов.

Высочайшие достижения в спорте

невозможны, если ты не умеешь

правильно дышать. Благодаря

дыхательным практикам заметно

омолаживается весь организм.

В нашем организме, как в костре,

сгорают питательные вещества и

проходят реакции окисления. Чем

быстрее и больше поступает в

организм кислорода, тем быстрее

этот костер прогорит.

Таким образом, можно

рассуждать о связи дыхания и

продолжительности жизни.

Собака, например, делает 40

вдохов в минуту, ее

продолжительность жизни 15-20

лет. Человек делает примерно 17

вдохов в минуту, живет 70-80 лет.

Черепаха делает 1-3 вдоха в

минуту, живет 150-200 лет, есть

виды, которые живут до 500 лет.

Какой вывод можно из этого

Дети приходят к выводу: чем

медленнее дышишь, тем дольше

живешь.

В легких здорового человека

должен быть постоянный уровень

CO2 = 6,5%, и значение только

этого важнейшего параметра

отличает больного человека от

здорового. Содержание

углекислого газа в организме

можно регулировать

тренировками дыхания, и сделать

это человек способен в любом

возрасте.

Человек – единственное существо

на планете, которое способно

сознательно управлять своим

дыханием, поэтому необходимо

работать над собой,

контролировать свое дыхание,

наслаждаясь долгой и счастливой

На занятиях мы уделяем большое

значение дыханию, т.к. правильное

певческое дыхание – это основа

Комплекс здоровьесберегающих

упражнений, который сегодня мы

освоим, является профилактикой

заболеваний, в первую очередь,

заболеваний органов дыхания.

Начнем с упражнений на

формирование и сохранение

правильной осанки и укрепление

позвоночника.

Во время пения нужно стоять

ровно, спина и ноги ровные,

подбородок параллельно полу,

слегка вздернут. Если подбородок

ушел куда-то вниз, как часто

пытаются взять низкие или

высокие ноты, сразу образуется

зажим на месте шея – плечи.

Упражнение «Замок»

Для начала проверим состояние

осанки и позвоночника. Заведём

правую руку за спину сверху, а

левую снизу и сцепим в замок. А

теперь поменяем руки. Получилось

легко – значит, у вас хорошая

осанка и нет особых проблем с

позвоночником.

А как сформировать осанку?

«Книга на голове» - самое

эффективное упражнение на

сохранение осанки.

Можно постараться выполнить

обычные поручения: принеси ручку,

сядь на стул, посмотри в окно, и

делать всё это с книгой на голове.

Можно посоревноваться с детьми,

у кого книга на голове

продержится дольше.

Расслабление

Во время пения тело должно быть

расслаблено, не должно

ощущаться напряжение каких-

либо мышц. В первую очередь, это

относится к мышцам живота и

груди: живот должен быть

расслабленным, мягким. Грудь

нельзя держать после вдоха

«колесом», т.е. выпячивать вперед

и в стороны, мышцы шеи не

должны быть зажаты.

Необходимо также, чтобы

гортань во время пения находилась

в свободном, естественном

положении. Вредна какая-то

постоянная маска на лице,

искусственная улыбка, широко

раскрытые глаза и т.п. Т.е. тело

должно находиться в свободном,

естественном положении.

Физическое расслабление мышц

тела необходимо не только для

свободы гортани, но и для

правильной работы дыхания.

Предлагаю выполнить несколько

упражнений на расслабление.

Упражнение «Пол - потолок»

Задание: Встаньте прямо, ноги на

ширине плеч, руки над головой и

представьте, что вас активно

сжимает пол и потолок. Вы –

пружина, которая стремится

разжаться.

Упражнение «Крест»

Задание: Встаньте прямо, ноги

вместе, руки в стороны.

Представьте, что вас

растягивают вертикально (за ноги

– вниз, за макушку – вверх), и

одновременно – горизонтально (за

левую руку – влево, за правую –

Упражнение «Грим»

Накладываем воображаемый грим

на лицо, лоб, щеки, подбородок.

Похлопываем, поглаживаем.

Можно посмотреться в

воображаемое зеркальце и

мысленно произнести – «Ах, какая

красота!» Советую выполнять

это упражнение перед любым

выступлением, оно раскрепощает

мышцы лица, снимает внутреннее

напряжение, поднимает

настроение, создает чувство

уверенности в себе.

Упражнение «Самомассаж»

Самомассаж улучшает

кровообращение, обмен веществ,

работу всех органов и систем,

повышает тонус организма,

помогает противостоять

простудам и поднимает

настроение.

Исходное положение - стоя. Для

выполнения этого упражнения

активно прогреваем ладони -

трем одну о другую («добываем

огонь»). Когда ладони стали

горячими, начинаем круговыми

движениями растирать

поочередно суставы в следующем

порядке: запястье, локти, плечи,

шея, поясница, колени, голени.

Соответственно в ходе

выполнения упражнения

постепенно сгибаемся до нижней

точки наклона. После выполнения

упражнения медленно

поднимаемся, «выстраивая»

позвоночник от копчика до шеи.

Дыхание – это топливо для

вокалистов. От правильно взятого

дыхания зависит качество звука в

Следующий комплекс дыхательных

упражнений поможет вам лучше

ощутить свою диафрагму и

правильное певческое дыхание.

Я предлагаю встать вполуоборот,

что позволит мне контролировать

выполнение упражнений.

Мы с вами уже знаем, что дыхание

состоит из трех моментов – вдох,

задержка и выдох.

Упражнения на дыхание

«Вдох-выдох»

Вдох и выдох необходимо

контролировать диафрагмой – это

мощная мышца, которая

находится под грудной клеткой.

При вдохе она опускается, при

выдохе поднимается. Чтобы

проще понять, представим себя в

форме шарика или гармошки.

Например, если я, например,

гармошка, то, чтобы меня начать

растягивать, то при вдохе у меня

передняя и задняя стенка, как бы,

раздвигают друг друга. Показ.

Во время вдоха представьте, что

вдыхаете аромат любимого

цветка, при этом следите, чтобы

плечи и грудь не поднимались,

работала диафрагма и мышцы

поясницы.

Чтобы чувствовать диафрагму,

покашляйте, положив кулачок под

грудную клетку. Теперь обхватите

себя - одна рука на животе, другая

на пояснице. Делаем плавный вдох и

плавный выдох на звук «Ф».

Следите, чтобы не поднимались

грудь и плечи. Выдыхать воздух

нужно до конца. Попробуем?

Выполнение. Если вы правильно

выполняете упражнение, то у вас

автоматически пропускается

воздух в диафрагму.

Ну как, получается? Не

волнуйтесь, не у всех это

получается сразу, нужно долго

тренироваться. Желательно

выполнять это упражнение еще

дома перед зеркалом.

Упражнение на плавном вдохе

«Холодное дыхание» («Свеча»)

Нужно поставить перед собой

ладошку и подуть на нее.

Свободную руку для контроля

положим на живот. Дуем на

ладошку, чтобы почувствовать

холод на ладони. Выдыхать воздух

нужно до конца, чтобы ладошка

была всегда холодной. Следим за

диафрагмой – живот «убегает»,

как бы «прилипает» к спине. Показ

– выполнение.

«Раздувание огня»

Также холодный, только теперь

прерывистый выдох.

Прикладывайте усилия к тому,

чтобы выдох был ощущаем, как

будто стоит свеча, и вам нужно

ее задуть.

Упражнение «Вертолет»

кончика языка о небо, произносить

букву «р». Некоторым трудно

произнести звук «р», но все же,

постарайтесь предельно

расслабить кончик языка. Нужно

делать это предельно долго на

одном выдохе и предельно ровно,

чтобы звук не прерывался, не

переходил в какое-то шипение, а

был такой, как маленький

вертолет. Нужно быстро и

коротко вдохнуть, желательно и

ртом, и носом одновременно,

причем не в легкие, а сразу в

живот. Т.е. грудь не поднимается.

Это упражнение можно где

угодно, но, поскольку рычание

достаточно громко слышно, то,

когда вы уже отработаете это

упражнение, поймаете ощущение,

можно перейти на тихий свист,

на букву «с». Здесь у нас уже

получится не вертолет, а

воздушный шарик.

Упражнения на парные

согласные : «с-з», «ш-ж», «ф-в»

Произносим согласные на одном

дыхании, переходя с шипящего на

звонкий, контролируя ощущение

задней стенки диафрагмы (мышц

поясницы).

Вокальные упражнения

Пение закрытым ртом на звук «м»,

с опорой на дыхание, начиная на

примарных тонах в удобной для

учащихся тесситуре.

Пение упражнения в пределах

«секунд» на разные слоги.

Последний звук увеличивает

продолжительность ровного,

спокойного освобождения от

дыхания в зависимости от его

Упражнение поется на «legato»,

начиная от ля первой октавы по

тонам вниз на чередовании гласных

и на ощущении «длинного смычка»

Упражнение поется на сочетании

чередования слогов, где

присутствует гласный и согласный

Упражнение на звук «р» по звукам

тонического трезвучия вниз вверх и

вниз по полутонам.

Работа над репертуаром

Сегодня мы продолжим работу

над музыкальным произведением

Анны Петряшевой «Музыка-река»

План работы:

Анализ словесного текста и его

Грамотное чтение нотного

Разбор тонального плана, ладовой

и гармонической структуры

произведения.

Членение на мотивы, периоды,

предложения, фразы. Определение

формы (куплетная, двухчастная,

трехчастная и т. д.).

Фразировка, вытекающая из

музыкального и текстового

Различные виды динамики.

Построчная работа над песней.

Работа над чистотой

интонирования в партиях сопрано

на сцене с микрофонами.

Закрепление нового материала

Педагогическая цель: формирование

способности выделять главное и

применять полученные знания на

практике.

Устный опрос

Что такое здоровье? (Ответы

учащихся)

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации

соревнования.

Метод: словесный, игровой.

Форма проведения: соревнование.

Форма работы: коллективная работа.

Продолжительность: 15 мин.

Контроль . Устный опрос по теме.

Контроль усвоения, обсуждение и

исправление ошибок Мониторинг на

дыхание и дикцию.

Как дыхание влияет на жизнь

человека? (Ответы учащихся)

Назовите правильное положение

тела во время пения стоя и сидя?

(Стоять или сидеть прямо,

свободно, не должно ощущаться

напряжение каких-либо мышц тела

и лица, гортань в свободном,

естественном положении).

Из каких моментов состоит

певческое дыхание? (Вдох,

задержка, выдох)

Объясните и покажите, как нужно

правильно дышать во время пения?

(Вдох бесшумный, плавный,

спокойный, не понимая плечи и

грудную клетку, работают только

диафрагма и мышцы спины).

Мониторинг на дыхание и

дикцию.

Вы сегодня много узнали о том, как

правильно дышать и как дыхание

влияет на пение. Теперь

посмотрим, что у нас получилось.

Будем произносить скороговорку

«Как на горке, на пригорке жили 22

Егорки. Раз, Егорка, два, Егорка,

три, Егорка…» и т.д., пока не

закончится дыхание. Чем больше

Егорок, тем лучше.

А для чего нужны скороговорки?

(Для улучшения дикции).

Вначале произнесем вместе. А

теперь каждый из вас по очереди.

Педагог контролирует выполнение

задания, идет обсуждение ошибок,

их коррекция.

Все молодцы! Лучший результат

сегодня у (имена детей, лучше всех

справившихся с заданием).

Рефлексивно-оценочный этап

Педагогическая цель: мотивация

детей для использования полученных

знаний в жизни, формулирование

вывода, выявление степени

удовлетворенности детей данным

занятием.

Метод: аналитический, рефлексия.

Форма проведения: беседа.

Форма работы: Коллективная.

Продолжительность : 3 мин.

Ребята, что на сегодняшнем занятии

вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Как вы считаете, кто лучше всех

выполнял задания? (Ответы

О чем вы расскажете дома?

(Ответы детей)

А какое у вас сейчас настроение?

(Ответы детей)

Я вижу, у кого было хорошее

настроение оно не изменилось. А у

кого было плохое – улучшилось. Я

очень рада.

Подводя итог, хочется сказать, что

дышать нужно как маленькие дети.

Понаблюдайте, как они дышат:

дышат они животом, т.е.

диафрагмой. Давайте постепенно

переходить на правильное дыхание,

данное нам с рождения. Кроме

этого, правильное дыхание будет

вашим помощником в любой

сложной ситуации.

Задание на дом

Педагогическая цель: проверить

степень овладения учащимися учебного

материала.

Метод:

· Домашняя работа над вокальными

упражнениями с помощью

презентации, сольными и

ансамблевыми произведениями,

стихотворными текстами.

Продолжительность : 2 мин.

Я хочу, чтобы вы дома выполняли

изученный комплекс упражнений,

контролируя свое дыхание перед

зеркалом, учили песню «Музыка-

река» и свои сольные

произведения.

Спасибо вам за помощь! До

Цели:

  • познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;
  • добиться устойчивого интонирования одноголосного пения;
  • познакомить с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами канон;
  • добиться устойчивого интонирования двухголосного пения;

Задачи: обучающие:
учить: правильному певческому дыханию; исполнению песни в унисон; пропеванию слова на зевке; четкому пропеванию согласных и гласных. развивающие: формирование правильного академического исполнения; развитие чувства ритма, внимания, воображения; развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. воспитательные: воспитывать культуру поведения; воспитывать умение работать в коллективе.

Методы обучения: беседа, сравнение.

Оборудование:
запись песни «Лев и брадобрей»;
карточки со словами: хор - хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое;
партитура песни «Дети солнца» муз. Е.Крылатова сл. Ю.Энтина;
DVD –проигрыватель;
минусовая фонограмма песни «Лунатики» муз. Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к занятию.

2. Распевание.

Каждое занятие мы начинаем с того, что растираем наши пальчики. Для чего мы это делаем? (на кончиках пальцев находятся точки, отвечающие за работу всех органов, мы делаем это для того, чтобы при пении нашим связкам помогал весь наш организм.)

А сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

Упражнения:

  1. Футбол(кончик языка перемещается от правой щеки к левой)
  2. Чистим зубы с наружной стороны, с внутренней стороны.
  3. Язык чертит дорожку по небу внутрь.
  4. Движение губами из стороны в сторону, круговые движения.

С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

Куда направляем воздух при вдохе (в живот) . Корпус свободный, плечи опущены.

Упражнения:

  1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)
  2. Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».
  3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
  4. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

Скороговорки:

  1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  3. Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  4. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  5. Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Внимание педагога должно быть направлено на:

  • свободу мышц;
  • правильность осанки;
  • активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
  • умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
  • работу резонаторной системы;
  • общую внятность речи;
  • ритмическую точность.

Варианты произношения текстов:

  • активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);
  • произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);
  • использование словесного действия («Поп»).

1. Пение на закрытый рот. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов.

Поднимаясь вверх по звукам, следить за неизменным положением гортани.

3. Развитие правильной атаки.

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

5. Развитие подвижности челюсти.

7. Тренировка высокой гортани.


Не следует зажимать звук «ней» в носу. Он будет и так достаточно «гнусавым» благодаря утрированию звука «н».

3. Актуализация знаний.

Слушание

Сейчас мы с вами послушаем песню «Лев и брадобрей» в исполнении группы «Римейк». Обратите внимание, как исполняется это произведение. С сопровождением какого-либо музыкального инструмента или без сопровождения? Одноголосное оно или будут звучать несколько голосов? Что голосом изображают (имитируют) исполнители? Есть ли главный голос или все голоса равны по звучанию между собой?

Звучит песня «Лев и брадобрей»

Итак, произведение было с сопровождением или a capella? (a capella) Одноголосное оно или звучало несколько голосов? (несколько голосов) Все ли голоса равнозначны или присутствуют солирующие партии? (один голос – солирующая партия) Что выполняло роль сопровождения? (роль сопровождения выполняли остальные голоса) Что пытались изобразить, имитировать остальные голоса (звучание различных музыкальных инструментов)

4. Мотивация и целеполагание

Голос уникальный музыкальный инструмент, им можно изобразить многое. Теперь мы с вами знаем, что голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут «вливать» свой голос в общее звучание. Но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река». Поэтому тема нашего урока «Звуки, живущие в единстве» .

Вам нравится петь хором? Почему лучше петь хором? (Хор-хорошо!)

А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)

Прочитайте слово, которое здесь написано (С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное).

5. Первичное усвоение учебного материала.

Хор состоит из разных голосов, партий. Когда коллектив большой, он называется хор, а когда состав поющих невелик, он называется ансамбль . Как называется пение, когда все участники ансамбля поют в один голос? (унисон) А всегда ли мы поем в унисон? (нет) У каждой партии может быть свой голос, своя роль. Все в ансамбле слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие. Это благозвучие также будет называться ансамблем. Вокальный ансамбль – это соединение всех вокальных элементов в единое целое. Итак, с какими значениями слова ансамбль мы сегодня познакомились?


8. Подведение итога занятия и рефлексия.

  • С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
  • Значения понятия ансамбль.
  • Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось?
  • Исполнение песни «Лунатики» муз Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.

Список использованной литературы.

  1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
  3. Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» М., 1989.
  4. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос» / Сост. Т.В.Охомуш
  6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
  7. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. - СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Сочи

Эстрадный вокал

Тема: «Путешествие в страну «Мелодия»»

Домбровская Юлия Юрьевна

Даниленко Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Каждый из нас наделен им. А как неповторимо звучат голоса детей, как они любят петь и выступать как дома для родителей, так и на праздниках. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Приходя на первое занятие по вокалу, они еще не знают, чем им предстоит заниматься. И очень важно с первого занятия раскрыть перед воспитанниками красоту музыки, показать как необходимо овладение средствами вокальной выразительности, музыкально - ритмическими способностями, что помогает детям свободно и раскрепощено держаться на сцене, что сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими и актерскими навыками, что позволяет более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен, приобретать знания музыкальной грамоты. А самое главное оказать влияние на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности к занятиям по вокалу.

Новизна и актуальность разработки.

Разработка данного занятия обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Занятие проходит в форме игры – путешествия, чтоспособствует эмоциональному общению воспитанников, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. Педагогу данное занятие помогает получить начальное представление о музыкальных способностях вновь прибывших воспитанников, насколько они любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь, насколько он наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей.

Ещё одной отличительной особенностью данной разработки занятия является скоординированная деятельность всех направлений деятельности при обучении в вокальной студии (вокал, музыкально - ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели.

При составлении методической разработки использованы методы:

метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

метод общения;

метод импровизации;

метод драматизации.

Все методы находятся в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Занятие построено таким образом, что контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для воспитанников, так как на последней станции путешествия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии, имеют возможность, познакомится со всеми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса по эстрадному вокалу.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия вокалом,

Практическая значимость образовательной разработки занятия состоит в том, что она может быть применена в кружковой работе, в общеобразовательных школах, Дворцах детского творчества, домах культуры.

Цель:

ЦЕЛЬ: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальной студии.

Задачи:

    знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра;

    выработка первоначальных навыков подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;

    развитие познавательной активности детей;

    содействие эстетическому воспитанию детей;

    создание у детей атмосферы радости общения и успешности в коллективе.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура (дека для мини-дисков), пианино, журнальный столик, стулья для детей, ларец, нотный стан, «волшебная» палочка.

Возраст детей: 7 – 8 лет

План занятия:

    Приветствие

    Знакомство

    Подготовка к «путешествию»

    Станция «Нотки»

    Станция «Мажор и Минор»

    Станция «Театральная»

    Станция «Грация»

    Станция «Сцена»

    Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.

    Прощание.

Ход занятия.

Перед началом занятия в записи звучат детские песни. Ребята знакомятся с буклетом. Дети занимают свои места в аудитории. (слайд № 1)

1. Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и добрые педагоги, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно? Такая страна на свете есть, называется она

«Мелодия»! (слайд № 2)

2. Знакомство

Педагог: Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Юлия Юрьевна. А как зовут вас?

Дети по одному отвечают.

Педагог:

Вот мы с вами и познакомились. А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие наше будет немного необычным, музыкальным. Именно так

здороваются в прекрасной стране « Мелодия».

Музыкальное приветствие: «Добрый День»

Показ педагога.

Дети вместе с педагогом исполняют приветствие.

Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились.

Вот теперь мы можем отправиться в путешествие. Давайте возьмём с собой самое необходимое: светлую улыбку и хорошее настроение. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют.

3. Подготовка к «путешествию»

Педагог: Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: сказочный экран, волшебный ключ и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Давайте сейчас построимся и попробуем изобразить настоящий поезд.

Педагог берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.

Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?

Педагог достает из ларца скрипичный ключ

Педагог: Вы знаете, что это такое?

Ответы детей

Педагог: Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».

Педагог крепит скрипичный ключ на нотный стан.

На экране открывается дверь, (слайд № 3) и дети видят карту страны «Мелодия» (играет сказочная музыка) (слайд № 4)

Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается.

Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуйте запомнить несложные слова песни и петь вместе со мной. Запоминайте.

Припев:

Чух-чух-чух, ту- ту-ту,

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз-букашка.

Молодцы, у вас здорово получается! Теперь с весёлой песней нас точно пропустят в музыкальную страну! Куплет исполню я, а с припевом наш поезд тронется. Припев - это начало движения. Итак, приготовились! (слайд № 4, 5)

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: (плюсовка 1 куплет и припев песни «Паровоз-букашка»)

Поезд останавливается. На экране домик с окошками. (слайд № 6)

4. Станция «Нотки»

Педагог: Наша первая остановка. Посмотрите, ребята, какой замечательный

домик. В этом домике живут 7 очень дружных жильцов ноток.

А вы знаете их имена и кто, на каком этаже живет?

Ответы детей (До, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Педагог: Правильно! На первом этаже живет нотка «ДО».

Открывается окошко домика на первом этаже, и дети видят ноту «ДО»

Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» - символ доброты и дружбы. Эта нота поможет Вам найти много друзей. Ребята, а вы знаете песни о дружбе?

Дети называют песни о дружбе («Дружба крепкая», «Когда мои друзья со мной» и т. д.)

Педагог: На втором этаже живет «РЕ»

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «РЕ»

Педагог: Это радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?

Ответы детей

Педагог: Да пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», что означает Мир песни.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «МИ»

Песни бывают разные: песня народная и песня, создаваемая композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ».

Подскажите, кто живет на следующем этаже?

Ответы детей

Педагог: Правильно! Нота «ФА».

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «ФА»

В моей стране все большие ФАнтазеры и выдумщики.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ»

Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». В нашей стране это означает сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному. Такое пение называется сольным и такой исполнитель солист.

Педагог: Этаж нотки «ЛЯ». ЗемЛЯ… Эта нотка знакомит своих друзей с тем, что происходит на нашей земле. Она рассказывает о разных событиях.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ».

Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. Сила творчества, сила фантазии, сила дружбы.

Между ними есть крючочки.

Ну-ка, их произнеси –

Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Педагог: А теперь наоборот –

Дети: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Педагог: Чтобы с ними подружиться,

Надо музыке учиться.

Мир прекрасный ты откроешь,

Если нотки все освоишь.

В мир волшебный попадёшь –

Вместе с ними запоёшь!

Будешь с нотками дружить –

Музыкально будешь жить.

Жить без музыки, дружок,

На земле никто не мог.

Вот мы и познакомились с семью новыми друзьями. Мы с ними еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: «Паровоз-букашка». (Плюсовка припев) (слайд № 7)

Поезд останавливается. На экране одноэтажный уютный домик. (слайд № 8)

5. Станция «Мажор и Минор»

Педагог: Наша вторая остановка. И мы попали с вами к двум братьям, с которыми, я надеюсь, мы подружимся. А зовут их Мажор и Минор. И сейчас я хочу познакомить вас с одной замечательной сказкой. Жили - были два брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор - младшим. Старший брат всегда веселился:

Я - лад мажорный: радостный, задорный!

А младший - грустил и вздыхал:

Я печальный с давних пор, потому что я - минор.

Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились...

Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не выйти...

Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше песенку спой!

Исполняет песню: Я минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную пою и сейчас я зареву...

Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.

Нет, братец, так не годится! - воскликнул мажор. Давай-ка я спою!

И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный, радостный, задорный.

Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему брату мажору.

А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти!

Так с весёлой песней и выбрались братья из леса!

Понравилась вам сказка?

Так как же зовут двух братьев музыки?

Ответы детей (Мажор и минор).

На экране у домика появляются два человечка. (слайд № 9)

Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора? А минора?

(Мажор - активные: хлопки, прыжки и т.д., минор - плавные.) Мы с вами сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор - покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание? Посмотрим, кто из вас самый внимательный!

Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.

Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь.

Дети с педагогом вновь образуют поезд и с песней «отправляются в дорогу». Звучит музыка (плюсовка «Паровоз-букашка» припев).

Дети, поют вместе с педагогом. (слайд № 10)

Поезд останавливается. На экране домик – станция. (слайд № 11)

6. Станция «Театральная»

Педагог: Мы не зря остановились на этой станции. Любой человек, выступающий на сцене, будь то актер, музыкант или певец дарит зрителям не только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?

Ответы детей: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы можем передать эти эмоции? Интонацией голоса и мимикой (выражением лица)

Педагог: Сейчас я прочитаю текст уже знакомой нам песенки, а вы внимательно послушаете, а потом ответите, получилось ли мне интонацией голоса и мимикой передать характер и содержание текста?

Педагог читает строки не в характере, грустно и затянуто.

Педагог: Плывут за окошком поля и леса,

Мы едем туда, где нас ждут чудеса,

И солнышко светит и речка блестит

И наш паровозик так быстро летит.

Нет, не удалось мне передать настроение, потому что текст из весёлой, задорной песни. И написал её Александр, а помог ему один из наших друзей Мажор. Давайте вместе с вами прочтём строчки весело?

Дети пытаются проговорить строки весело, задорно, звонко. (слайд № 12)

Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пришло время отправляться дальше...

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом «Паровоз-букашка» (плюсовка припева). Поезд останавливается. (слайд № 13)

7. Станция «Грация»

На экране танцующая девочка. (слайд № 14)

Педагог: Чтобы весело нам петь,

Нужно телом нам владеть.

Всем под песню танцевать,

Песней с танцем покорять.

Когда певец поет на сцене, он не только должен хорошо петь, но и обязательно уметь красиво двигаться. На станции «Грация» мы с вами попробуем выучить несколько танцевальных движений, которые вам обязательно пригодятся для выступлений. А поможет нам в этом паровозик из «Ромашкова». Будьте внимательны, слушайте музыку и повторяйте движения за мной и волшебными помощниками на экране.

На экране сказочные герои показывают танцевальные движения. Дети пытаются запомнить и повторить движения с помощью педагога.

(слайд № 15, 16, 17)

Педагог: Замечательно! Вы просто настоящие танцоры. Все движения у вас замечательно получаются. Они нам обязательно пригодятся на следующей станции. И снова в путь.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом (плюсовка припева).(слайд № 18)

8. Станция «Сцена»

На экране сцена. (слайд № 19)

Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных станций страны «Мелодия» - станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон.

Посмотрите, внимательно, и скажите: «Сколько микрофонов находится в нашей аудитории?»

Ответ детей (10).

Педагог: Вы очень внимательны и правильно посчитали – их ровно 10. Посмотрите, как они улыбаются и очень ждут, когда окажутся в ваших руках, но …

Но чтобы микрофон действительно был помощником исполнителю, надо уметь им пользоваться. Как вы думаете, как нужно пользоваться микрофоном?

Ответ детей

Педагог: У вас интересные предположения. И во многом вы правы. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно.

В микрофон не надо кричать, но и не надо просто напевать.

В микрофон нужно петь ясно, четко и чисто, чтобы слышно было все слова и не было фальши.

Не надо бояться микрофона. Сначала ваш собственный голос покажется не вашим, так как микрофон имеет свойство искажать звуки.

Не надо держать микрофон за головку, а то звук будет глухим.

Но это еще не все.

Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

Итак, я надеюсь, что вы теперь вооружены знаниями и готовы к работе с

микрофоном.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами, вспомнить, как мы учились быть актерами на станции «Театральная» и движения, которые выучили когда были на станции «Грация». Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Паровоз букашка» пытаясь в своем выступлении соединить эмоции, движения, правильное обращение с микрофоном.

(слайд № 20, 21, 22, 23, 24, 25)

9. Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей. (слайд № 26)

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что они передали вам подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка.

Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки, с помощью которых мы с вами сегодня сочиним свою настоящую МЕЛОДИЮ. Если вам понравилось наше путешествие, вам было весело и интересно, возьмите из шкатулочки нотку и прикрепите на нотный стан, где располагается скрипичный ключ, который открыл нам дверь в страну «Мелодия».

Дети берут нотки и прикрепляют на нотный стан.

10. Прощание.

Педагог:

Посмотрите, какая замечательная мажорная мелодия у нас получилась.

Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Мелодия». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Пермский край

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Калининская детская школа искусств»

Открытый урок.

«Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала»

Подготовил: Гурьянова Н.Л.
Преподаватель эстрадного вокала




с.Калинино 2017 г.

Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала.

Цель урока: показать и раскрыть основные моменты работы с вокальным ансамблем.
Задача урока: показать работу с вокальными упражнениями и проработать вокальные партии, аранжировки.

Ход урока.
1. Вступительное слово 3 мин.
2. Пояснительная записка 2 мин.
3. Распевание 8 мин.
4. Работа с вокальными партиями 20 мин.
5. Исполнение в концертном варианте 7 мин.
6. Заключительное слово 5 мин.

Музыкальный материал.
1. Д. Тухманов, Ан. Поперечный. «Аист на крыше»

2 . «Я бы хотела нарисовать мечту»


Вступительное слово.
Вокальный ансамбль школы искусств существует третий год и состоит из однородного двухголосного состава с элементами 4х голосья, учеников вокального отделения старших классов.
Всего занимается 4 человека по 2 в каждой партии. Ансамбль исполняет различные произведения на русском, английском языках и являются постоянным участником всех внутри школьных концертов, а так же принимают участие в муниципальных и межмуниципальных конкурсах.

Пояснительная записка.

Чтобы выявить характер голоса и определить какую партию ему поручить в ансамбле, нужно начинать с «распевки», с каждым в отдельности. В ходе распевания, руководитель определяет тип голоса, его диапазон, выявляет качественные (тембровые) характеристики певческого звука. Необходимо знать, что в эстрадном пении, деление на типы голосов условное. Это обусловлено тем, что эстрадные вокалисты поют в натуральном регистре. У них нет искусственно расширенного высокого участка диапазона, с использованием головных резонаторов. В эстрадном пении голоса различаются, соответственно своей «массе», как высокие и низкие, плюс индивидуальные качества певческого звука.

Прежде чем начинать работу по выработке единого певческого звукообразования у всех участников вокального ансамбля, важно выявить такие нюансы характера голоса как прозрачные, плотные, легкие, тяжёлые, звонкие, приглушённые, звучные, тихие и т.д.

Каждому составу, следует подобрать соответствующие распевки, с целью добиться умения петь упражнения без «своего» тембра, без «своей» вибрации и «своей» силы звука. Каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как исходящее из одного источника, одного тембра, одной громкости и с общим вибрато.

Лучшие упражнения для выработки единого певческого звукообразования – это диатонические гаммы и арпеджио. Упражнения и гаммы исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота.

Распевки поются в унисон (если состав смешанный – в октавный унисон), в диапазоне свободно, без напряжения берущихся звуков. При этом в нижнем регистре, низкие голоса поют субтоном, девушки «включают» грудной регистр голоса и поют на pp.

Распевание.

Альты поют упражнение до Ре первой октавы и возвращаются на исходную, сопрано поют до Си первой, ждут, когда альты споют свой оборот и присоединяются к ним с этой же ноты. Такты на три четверти просчитываются вслух или отмечаются телодвижением

Педагог играет упражнение двумя руками в малой и второй октавах. Во всех упражнениях в слоге уВа, гласную у произносить как английский W, исполняя его как форшлаг к слогу Ва .

Гамма для распевок ансамбля выглядит так:

Петь по полутонам вверх до Ре второй октавы. Альты вступают с ноты Ля малой октавы и поют до Фа первой. Руководитель играет упражнение двумя руками в малой и первой октавах.

Все упражнения петь от начала до конца, и только после этого руководитель делает замечания, даёт установку на исправление ошибок, и снова полностью выполнить весь ход упражнения.

Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно. Там где, скажем, низким голосам высоко, они опускаются на октаву или пропускают высокие ноты. Следует следить за динамическим и тембровым балансом голосов, не допускать выделения какого либо голоса. Атака во всех видах упражнений любая, но единая для всех поющих в ансамбле.

Чётко артикулировать скэт. Использовать только предлагаемые слоги. Распевать ансамбль следует до десяти минут. Обязательно применять нюансировку, различные тембровые оттенки и динамику.

Во время исполнения упражнений, ученики обязательно отбивают доли такта ступнёй. Когда унисон будет выполняться уверенно и чётко, ансамбль переходит к упражнениям гармонического склада.

Аккордовые упражнения.

Аккордовые упражнения петь piano. Руководитель определяет вид атаки, даёт настройку на фортепиано одним звуком или аккордом и просчитывает паузы вслух. Темпы медленные.

Участники ансамбля внимательно слушают настройку и лёгким звуком, без подъезда, начинают упражнение. Вслушиваются в каждый звук, интервал и аккорд. «Растворяют» в общем звучании свой голос.

Все аккордовые упражнения исполняются на crescendo.

Руководитель сам выбирает удобную тесситуру упражнений.

В следующем упражнении паузы отмечает руководитель. Исполнение свободное, по руке педагога.

В медленном темпе и очень свободно.

Скэт подобрать удобный, паузы выдерживать, нюансы соблюдать. Выучить наизусть. Петь в различных тональностях и темпах.

Разучивание партий.

Прежде чем ученики выпишут каждый свою партию для разучивания, необходимо ознакомить их с композицией, напеть каждую партию, обратить внимание на детали и характер интерпретации. На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию. Педагог играет эту же партию в октавный унисон, выдерживая фразировку задуманного общего звучания песни. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый. И только на третьем уроке происходит соединение всех голосов. Сразу же обратить внимание на фразировку и баланс голосов. На четвёртом уроке можно требовать исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.

Следующие два – три урока добиваться выполнения требований восьми пунктов.

ИСПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ

Исполнение эстрадной музыки имеет свои особенности:

а) допускаются отклонения от ритмического рисунка мелодии, зафиксированной в нотной записи.

б) принципиальное значение имеет способ звукообразования и манера интонирования.

в) каждый исполнитель должен обладать чувством свинга и острым ощущением ритма.

г) в ансамбле необходим лидер, способный повести за собой группу, в наибольшей степени владеющий навыками эстрадного исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работу с эстрадным ансамблем стоит начинать с работы над динамическим и тембровым балансом и вокальной артикуляцией. Добиться этого можно грамотно и упорно работая с вокальными упражнениями – трезвучиями, гаммами, арпеджио и аккордами, по всему рабочему диапазону данного ансамбля. Приступать к работе с вокальной композицией можно только после того как выучены и проработаны вокальные партии аранжировки, приступать к работе над художественной и вокальной интерпритацией композицией, когда она будет впета и отшливована технически. Работая с вокальным ансамблем, следует добиваться:

    Одновременного и бесшумного вдоха.

    Однотипной атаки.

    Инструментальной эмиссии звука.*

    Хорошо смешанного, «общего» тембра.

    Чётко одновременного начала и концовки упражнений.

    Строгого выполнения штрихов, пауз и нюансов.

    Устойчивой и чистой интонации.

* Нормой пульсации голоса в пении, считается 6-7 колебаний в секунду. Добавьте сюда едва уловимые отклонения в ту или другую сторону. И если четыре вокалиста с разной частотой вибрато споют аккорд, то в лучшем случае звучание его для слуха будет некомфортно. Чтобы достичь чистого интонирования, каждый поющий должен петь ровным (инструментальным) звуком, без вибрато. При этом стараться «растворить», «утопить» звук своего голоса, в звуке голоса рядом поющего