Песенный репертуар для детей младшего возраста. Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей младшего школьного возраста. В основе мелодического слуха лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков

Татьяна Шегердюкова
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников

Основным требованием к детскому репертуару , в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду является песня.

«Запоют дети – запоет народ» , - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.

Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. По результатам диагностики в большинстве случаев оказывается, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен . При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности : содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств : зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова, дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен .

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять : вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен . Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям , надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако последовательность эта, весьма, относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме :

1. Воспитательная ценность : основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст : общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия : характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение : художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни : одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар , включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника , доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар , педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по программе, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать репертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Первая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни , доступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников , созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учитывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию широкие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для воспроизведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обращая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее исполнить.

Вторая проблема эстетическая ценность песен , исполняемых в детском саду. В связи со снижением общего культурного уровня нашего общества некоторые музыкальные руководители в угоду невзыскательному вкусу многих родителей заставляют детей исполнять песни взрослого репертуара , забывая о том, что эстрадные любовные песенки часто очень низкого качества в музыкальном плане и далеки от жизненного опыта детей по смыслу. Слова о любви и страсти из уст 6-летних детей звучат пошло и неуместно. Всему свое время. Дети повзрослеют, и тогда такие песни будут звучать естественно. А пока они маленькие, пусть поют детские песни.

Замечательными репертуарными сборниками являются выпуски, «Учите детей петь» , составители которых Т. М. Орлова и С. И. Бекина. В них для каждой песни разработаны методические рекомендации, представлены упражнения для развития слуха и голоса, даны примеры для певческой импровизации. Некоторые музыкальные руководители считают, что песни из них устарели. Безусловно, некоторые песни уже не соответствуют нашей действительности. Но насколько обеднеет духовный мир наших детей, если они не будут знать произведений, вошедших в золотой фонд детской песни, таких как «По малину» , «На мосточке» , «Бравые солдаты» А, Филиппенко, «Голубые санки» М. Иорданского, «Зима прошла» Н. Метлова и многих других.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни ребенка начинается с того, что малыша приучают, прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гулением.

Поэтому в основе методических приемов музыкального воспи­тания лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик.

Воспитатель, напевая песню, наклоняется к ребенку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создает у него радостное настроение. В работе с детьми по­старше для выявления интереса к пению используется показ игру­шек.

На втором году жизни дети уже начинают произносить и на-

Стр. 98

распев подпевать завоспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу - побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.

Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».

Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формиро­вания певческих проявлений детей на этом этапе является подра­жание пению взрослого.

Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель исполь­зует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в песенке «Водичка» Е. Тиличеевой дети вместе со взрослым выполняют движения по тексту песни. Выразительное исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.

Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положи­тельное влияние на более робких.

Большое значение для музыкального развития в этом возра­сте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позво­ляет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.

Песенный репертуар

Песенный репертуар для детей первой младшей группы невелик. Однако в нем нашли отраже­ние праздники («На парад» Ю. Слонова, «Праздник» Т. Ломовой, «Елка» Т. Попатенко), близкие детям образы («Птичка» Т. Попатенко, «Жук» В. Карасевой), песенки о детях («Вот какие мы большие», «Да-да-да» Е. Тиличеевой). В песнях дети подпевают короткие музыкальные фразы.

Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосы­лок развития у детей певческих интонаций.

Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

Задачи и содержание обучения

На третьем году жизни певческий голос ребенка на­чинает формироваться - певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначаль­ные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.

Стр. 99

На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит силь­нее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей по­является даже крикливость.

Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.

Большое место в младших группах отводится работе над дик­цией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.

Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.

Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не­сложные песни вместе со взрослым.

К концу четвертого года жизни они должны петь естествен­ным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.

Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, вклю­чающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни не­большого диапазона.

Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птич­ка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:

[Медленно] [Умеренно]

Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:

[Оживленно]

Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой ок­тавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:

[В темпе марша]

Стр. 100

[Не спеша]

Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).

Песенный репертуар

Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представле­на общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.

Методические приемы

Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное

исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо про­думать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картин­ки, которые помогают детям понять содержание песни.

Кроме этого, используются игровые приемы. Например, зна­комя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог пока­зывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,- напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим уча­стием помогает более робким.

Когда песня выучена, можно использовать разные игровые при­емы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,- говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а испол­няя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показы­вают, как «играют на трубе».

Во второй младшей группе чаще используются обучающие при­емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2-3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.

Стр.101

Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включают­ся все.

Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ре­бенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.

Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.

В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.

Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное друж­ное пение.

§ 6. Методика приобщения к пению детей раннего возраста
Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни ребенка начинается с того, что малыша приучают, прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гулением.

Поэтому в основе методических приемов музыкального воспитания лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик.

Воспитатель, напевая песню, наклоняется к ребенку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создает у него радостное настроение. В работе с детьми постарше для выявления интереса к пению используется показ игрушек.

На втором году жизни дети уже начинают произносить и на-

Стр. 98
распев подпевать за воспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу - побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.

Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».

Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого.

Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель использует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в песенке «Водичка» Е. Тиличеевой дети вместе со взрослым выполняют движения по тексту песни. Выразительное исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.

Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положительное влияние на более робких.

Большое значение для музыкального развития в этом возрасте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позволяет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.
^ Песенный репертуар
Песенный репертуар для детей первой младшей группы невелик. Однако в нем нашли отражение праздники («На парад» Ю. Слонова, «Праздник» Т. Ломовой, «Елка» Т. Попатенко), близкие детям образы («Птичка» Т. Попатенко, «Жук» В. Карасевой), песенки о детях («Вот какие мы большие», «Да-да-да» Е. Тиличеевой). В песнях дети подпевают короткие музыкальные фразы.

^ Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций.
§ 7. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
^ Задачи и содержание обучения
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться - певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
Стр. 99
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.

Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.

Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.

Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.

Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.

К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.

Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.

Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птичка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:

[Медленно] [Умеренно]

Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:

[Оживленно]

Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:
[В темпе марша]

Стр. 100

[Не спеша]

Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).
^ Песенный репертуар
Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представлена общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.
^ Методические приемы

Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное

исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.

Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,- напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.

Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приемы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,- говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а исполняя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показывают, как «играют на трубе».

Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2-3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Стр.101
Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включаются все.

Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.

Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.

В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.

Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.
§ 8. Методика обучения пению детей средней группы
Задачи и содержание обучения
На пятом году жизни дети эмоционально воспринимают и сопереживают разное настроение песен. Дошкольники уже имеют определенную музыкальную подготовку. У них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, несколько увеличился диапазон (ре-си первой октавы), более организованным стало дыхание, более точным произношение отдельных звуков, слов. Это позволяет расширить объем певческих умений.

Прежде всего надо научить детей петь естественно и без напряжения. Педагог постоянно работает над этим навыком, показывая образец мягкого, ненапряженного напевного звучания. Одновременно развивается навык правильного, своевременно взятого дыхания, умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному произношению также уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов, подчеркивается выразительность литературного текста. Вместе с тем на занятиях вырабатывается артикуляция, детей учат активно открывать рот во время пения.

Большого внимания требует развитие навыка слаженного коллективного пения, который выражается в умении одновременно начать и окончить песню. В этом возрасте у детей еще сохраняется тенденция опередить поющих или отстать от них. Педагог учит соблюдать общий темп в пении и выполнять несложные музыкальные оттенки в соответствии с содержанием произведения.

Опыт передовой практики показал необходимость обучения пению без сопровождения, овладевать которым следует как можно раньше. Самые легкие, удобные в певческом отношении песни ста-
Стр.102
новятся достоянием детей, и они с успехом применяют их в своей самостоятельной деятельности.

Программа предусматривает развитие музыкального слуха детей. Ребенка учат прислушиваться к вокальной интонации педагога своих товарищей, что впоследствии поможет каждому петь согласованно в общем хоре. Обучая пению, воспитатели систематически работают над развитием сенсорных способностей детей, так как они уже могут различать звуки по высоте, расположенные на достаточно широком расстоянии (октава, секста).

К концу года пятилетние дети должны овладеть такими программными навыками: петь выразительно, естественным звуком, без напряжения, протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вместе начинать и заканчивать песню, правильно передавать несложную мелодию. Петь согласованно в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других, различать звуки по их высоте, петь с инструментальным сопровождением и без него.
^ Песенный репертуар
Тематика песенного репертуара более разнообразна, чем в младших группах. В соответствии с этим обогащаются и средства музыкальной выразительности в песнях для детей этого возраста. Интересна и доступна для них яркая изобразительность музыки в таких песнях, как «Строим дом» М. Красева, «Тепловоз» 3. Компанейца, «Самолет» Е. Тиличеевой. Перед ребенком раскрывается и мир природных явлений в поэтических русских народных попевках, песнях.

Песенный программный репертуар соответствует особенностям голоса детей 4-5 лет. В песнях небольшой диапазон, короткие музыкальные фразы. Но все чаще в них появляются различные окончания одинаковых музыкальных фраз («Кошечка» В. Витлина, «Мы запели песенку» Р. Рустамова). Эту особенность необходимо учитывать при разучивании песен.
^ Методические приемы
Методические приемы направлены на усвоение детьми певческих навыков. Работая над правильной (чистой) интонацией и звукообразованием, педагог постоянно упражняет детей, помня о том, что, если даже 2-3 ребенка поют неверно, это снижает качество коллективного исполнения. Начиная разучивать песню, следует исполнить ее с фортепианным сопровождением, а затем без него. Дети этого возраста лучше поют и точнее интонируют, когда слышат исполнение взрослого. Если детям трудно исполнить какой-либо мелодический оборот, целесообразно поупражняться в этом отдельно. Если ребенок не справляется с заданием, следует позаниматься с ним индивидуально до или после занятия.

широко используется в практике и такой прием: небольшая группа, иногда солисты поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу. Поочередное вступление активизирует слуховое внимание детей. Можно делать и так: вся группа Детей поет припев, а солисты - запев. В чем польза этого приема? Дети, слушая друг
Стр. 103
друга, неизбежно фиксируют качество исполнения, отмечают неточности. Элемент соревнования вызывает желание спеть лучше, точнее. Тем самым активизируется музыкальный слух.

Усвоение навыка протяжного пения достигается показом правильного исполнения самим педагогом и использованием образных сравнений: «Споем протяжно, тянем мелодию, как ниточку».

Развитию этого навыка также помогает прием исполнения мелодии без слов на слоги, оканчивающиеся гласными (ля-ля-ля). Надо помнить, что каждое произведение имеет свои особенности, требующие от воспитателя творческого поиска педагогических приемов.

Развитию певческого голоса помогают следующие упражнения: небольшие попевки, состоящие из 2-3 звуков, исполняются на всевозможные удобные слоговые сочетания (ду-ду-ду, да-да-да, ля-ля-ля, ку-ку, ау-ау) на различных ступенях звукоряда, постепенно расширяя певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей детей. Такие упражнения целесообразны на каждом занятии. Особенно полезно петь без сопровождения, когда ребенок может исполнить маленькую песенку самостоятельно. Причем качество пения ребенок так или иначе контролирует слухом. Можно давать образные задания, требующие различения звуков по высоте. Например, отличить голос «мамы-птицы» (до первой октавы) от голосов «птенчиков» (до второй октавы) в песне Е. Тиличеевой «Большая и маленькая птица». 1 Это постепенно приближает к пониманию звуковысотности.

В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой куколке колыбельную (плясовую)»,- говорит педагог, держа в руках игрушку. Ребенок импровизирует незатейливую мелодию.

Разучивание песен требует последовательности в обучении на занятиях: предварительный музыкальный анализ произведения, определение программных навыков, уточнение педагогических приемов. Проследим последовательность заданий при разучивании песни «Барабанщик» М. Красева. Это веселая, маршевая песня, построенная на характерных интонационных ходах изобразительного характера.

На первом занятии песня исполняется в фортепианном сопровождении, ритм припева одновременно изображает «барабан» (Тра-та-та, тра-та-та, дайте палочки вы мне). На втором занятии запев песни исполняет педагог, а более легкий припев - дети. На третьем занятии дети учат запев песни, в котором встречается трудный мелодический оборот, соответствующий словам «У окошка на стене». Педагог упражняет ребят в воспроизведении этой интонации, поочередно спрашивая каждого: «Где висит барабан?» Дети поют: «У окошка на стене». На четвертом занятии хорошо исполняющие Дети поют запев, а остальные - припев. На последующих занятиях
Стр. 104
ребята поют песню без сопровождения, маршируют под нее, подыгрывают себе на барабане.

В конце года необходимо проверить усвоение певческих навыков, развитие голоса и слуха, качество исполнения песен, чтобы выяснить:

может ли каждый ребенок петь знакомые песни с фортепианным сопровождением. При этом используются такие приемы: каждому ребенку предлагается по своему желанию спеть один куплет знакомой песни, вспомнить, какие еще песни выучены;

каково качество коллективного (хорового) звучания: умеют ли дети петь достаточно чисто (не фальшиво), слаженно по темпу в сопровождении инструмента, но без пения взрослого. Дети начинают петь после музыкального вступления, педагог внимательно слушает и по окончании отмечает недостатки. Песня исполняется второй раз - педагог наблюдает, как ребята стараются исправить ошибки;

могут ли дети определить звуки различной высоты: октаву, септиму, сексту. Приемы: детям предлагают узнать, кто поет сначала: «мама-птица» (низкие звуки на одной ноте) или «птенчики» (высокие звуки на одной ноте).
§ 9. Методика обучения пению детей старшей группы
Задачи и содержание обучения
Содержание программы по обучению пению строится на тех же принципах, что и в предыдущей группе. Возросшие возможности детей позволяют познакомить их с более широким крутом представлений о жизненных явлениях средствами песен. Этим повышается познавательная роль пения.

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата. Навыки, над которыми в предыдущих группах детского сада велась работа, уточняются и закрепляются.

Работая над звукообразованием, педагог следит, чтобы пение было ненапряженным. Однако характер звучания приобретает значительные различия, детей учат петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко. Развивая певческое дыхание и дикцию, детей учат контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, отчетливо, ясно произносить все звуки, слова.

Постоянное внимание обращается на выработку чистого пения. Как показывает практика, в группе имеется 5-6 ребят, поющих низко и неточно. С ними следует проводить индивидуальные занятия. Качество звучания во многом зависит от певческой установки.

Выразительности пения способствует выполнение музыкальных оттенков, нюансов, а также чувство ансамбля, т. е. согласованности в применении певческих умений.

Укрепляется голос ребенка, определяется певческий диапазон -
Стр. 105
ре-си первой октавы и до второй (этот звук встречается в песенном репертуаре редко). Постоянное внимание обращается на раз-питие слуха, умение слышать и различать правильное и неправильное звучание.

В старшей группе начинается предварительная работа по подготовке к школе. Это выражается в развитии слухового самоконтроля, сенсорных способностей, позволяющих детям определять и воспроизводить звуки различной высоты (в пределах квинты, кварты, терции) и длительности (отмечая их негромкими хлопками). Помимо этого, у детей формируется навык самостоятельного пения несложных песен без сопровождения, а более трудных с частичной помощью педагога - навык коллективного пения в сопровождении фортепиано без помощи взрослых. Дети должны не просто разучивать песни, а запоминать их, хорошо знать и уметь исполнять выученные ранее.

К концу года они приобретают следующие навыки: петь выразительно без напряжения, плавно, легким звуком, брать дыхание между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, одновременно начинать и заканчивать песню, правильно передавать мелодию, петь умеренно громко и умеренно тихо в разных темпах вместе с воспитателем без сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента, петь коллективно и индивидуально в удобном диапазоне ре-си первой октавы, до второй, вспоминать и исполнять выученные песни, отмечать слухом правильное и неправильное пение, различные по высоте и длительности звуки. Во время пения сохранять правильную позу. Все это придает пению выразительность и непосредственность.
^
Песенный репертуар помогает решить эти задачи прежде всего с учетом их воспитательного и образовательного назначения, которое дает возможность ребятам выразить свое отношение к нашей советской действительности.

Песня учит детей, позволяет приобрести навыки, развить музыкальные способности, мелодический слух, певческий голос. Обучая плавному, без напряжения пению, педагог может обратиться к таким, например, песням, как русская народная «Бай, качи-качи» или «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко. Навык легкого, подвижного звука хорошо усваивается при разучивании веселых, оживленных песенных мелодий «Голубые санки» М. Иорданского, «Песня про елочку» Е. Тиличеевой.

Для развития певческого дыхания используются песни, в которых дается равномерная длина музыкальных фраз. Однако, развивая этот навык, необходимо включать песни, имеющие некоторую асимметричность построения. Например, в песне «Гуси-гусенята» Ан. Александрова чередуются длинные и короткие фразы: «Гуси-гусенята в лесочке. VГа-га-га!V Красные надели чулочки V Га-га-га!V и т. д. 1
Стр. 106
Ясное, отчетливое произношение требует протяжного пения гласных: «Приш-ла вес-на, ой, при-шла крас-на» - и очень четкого подчеркивания согласных, особенно в начале и конце слов: «Я сегодня очень рад, барабан принес мой брат». В старшей группе продолжается работа над точной вокальной интонацией (чистым пением). Этому помогут песни, имеющие много устойчивых звуков удобных мелодических ходов, например «Голубые санки» М. Иорданского, и песни, где встречаются более трудные интервалы, например «Гуси-гусенята» Ан. Александрова.

Динамические и темповые изменения в песнях для детей 5-6 лет не очень многообразны, но требуют точного выполнения и соблюдения всех указаний композитора.
^ Методические приемы
Методические приемы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям поел-

лагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция), «лё-лё» (прима), или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования. Используются также упражнения на развитие слуха: «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук).

Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.

В другом случае сопоставляются два звука (интервалы в песне). Эти задания должны увлекать детей и иметь образную или игровую форму.

Первоначальные сведения о музыке дети приобретают во время разучивания песен: узнают о характере звучания (напевно, отрывисто), темпе исполнения (медленно, подвижно), динамике (громче, тише). Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни, о характере ее звучания.

Последовательность работы по разучиванию песен в старшей группе детского сада примерно та же, что и с детьми средней группы. Проанализировав песню, педагог на каждом занятии ставит перед собой новую задачу, например, упражняет ребят в трудном мелодическом ходе песни, в исполнении динамических или темповых оттенков, добивается напевного или подвижного звучания. На каждом занятии исполняются две-три песни. Вначале обычно даются вокальные распевания и упражнения, развивающие слух. Затем разучивается новая песня, которая требует более сосредоточенного внимания. После этого исполняется песня, знакомая детям, но требующая работы над ее выразительностью. В заключение дети поют любимые и хорошо знакомые им песни.

В конце года уровень развития слуха и певческих навыков можно определить следующим образом:
Стр. 107
проворить, как поет каждый ребенок, и отметить качество исполнения песни в сопровождении фортепиано;

установить, какие песни (несложные) и кто из детей может спеть без сопровождения: показывая образец, педагог поет сам без сопровождения, ребенок повторяет без помощи взрослого; педагог подпевает, если ребенок не справляется с заданием;

предложить всем детям спеть знакомую, но давно не исполнявшуюся песню с целью проверки музыкальной памяти;

дать задание типа «музыкальное эхо», мелодические обороты варьируются для каждого ребенка - этим проверяется уровень координации слуха и голоса;

проверить качество исполнения коллективного пения, предложив детям спеть две песни (с инструментальным сопровождением) различного характера - спокойного, напевного и легкого, подвижного; этим выясняется качество звучания;

выяснить, сколько песен из пройденного репертуара дети смогут спеть с фортепианным сопровождением.

^ Работа над определенным объемом вокально-хоровых навыков лежит в основе выразительного исполнения песен.
§ 10. Методика обучения пению детей подготовительной к школе группы
^ Задачи и содержание обучения
Содержание программы определяется, как и в других группах, задачами музыкально-эстетического воспитания.

В решении задач подготовки детей 6-7 лет к школе усиливается воспитательное воздействие пения, различных его форм, более активное приобщение к музыкальной грамоте, развитие музыкально-слуховых представлений.

В школе большое внимание уделяется пению. Поэтому в работе с детьми подготовительной группы детского сада требования к пению повышаются, усложняются и сводятся к следующему:

учить детей выразительному исполнению песен: петь звонким голосом, напевно, легким, подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, не поднимая плеч, и удерживать его до конца фразы; отчетливо произносить слова, правильно выговаривая гласные и согласные звуки;

учить детей самостоятельно и одновременно начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп (ускорять, замедлять, усиливать и ослаблять звучание); точно выполнять ритмический рисунок; правильно передавать мелодию, слушать себя и других, поправлять ошибки; выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением инструмента и без него; вспоминать и петь выученные в предыдущих группах песни; определять направление движения мелодии вверх-вниз, различать короткие и долгие звуки; знать названия нот, понимать, что высокие звуки располагаются на верхних линейках, а низкие - на нижних;
Стр. 108
учитьимпровизировать звукоподражания («ау», «ку-ку») и различные попевки на основе усвоенных певческих навыков;

учить петь коллективно н индивидуально, сохраняя правильную осанку, позу (певческую установку) во время пения;

Таким образом, содержание программы усложняется по сравнению с теми задачами, которые предъявлялись к детям предыдущих групп.

В детском саду надо создать все условия для активной подготовки к школьным занятиям, так как в школе дети от пения по слуху переходят к пению по нотам. Последнее требует умения соотносить звуки и ноты. По аналогии можно вспомнить связь устной и письменной речи. Вот почему так важно сформировать у ребенка музыкально-слуховые представления о звуковысотных соотношениях, дать некоторые сведения о музыкальной грамоте и познакомить с пока еще условными графическими обозначениями, показывающими соотношение звуков по высоте и длительности.
^ Особенности песенного репертуара
Песенный репертуар включает разнообразные по содержанию, тематике, средствам музыкальной выразительности произведения: 1) песни, попевки, для усвоения всех программных певческих навыков;

2) небольшие песенки, упражнения, подготавливающие детей к обучению пению по нотам;

3) песни-образцы, развивающие песенное творчество детей.

Песни, обучающие певческим навыкам, отбираются с учетом педагогических задач. Такие песни, различные по характеру звучания (плавные, напевные: «Падают листья» М. Красева, «Во поле береза стояла», русская народная песня; легкие, подвижные: «Праздник веселый» Д. Кабалевского, «Встречаем май» В. Герчик), строятся на развивающих дыхание музыкальных фразах, имеют удобный для голоса ребенка диапазон, тесситуру. Мелодическая линия нередко включает трудные интонационные ходы; усложнения встречаются и в динамических, и в темповых оттенках («Мамин праздник» Е. Тиличеевой).

Упражнения, подготавливающие к обучению по нотам, используются из разучиваемого репертуара. Чтобы обучение в этом направлении вести успешнее, можно использовать специальные упражнения из «Музыкального букваря».

Образцы песен 1 , созданные советскими композиторами к творческим заданиям, служат не для копирования, а помогают выявить способности ребенка, обогащая его музыкальными впечатлениями. Это своеобразная модель, по образцу которой ребенок может сочинить, придумать свою мелодию, передающую содержание, настроение того или иного поэтического текста.
Стр. 109
Методические приемы
Методические приемы также отвечают задачам усвоения программных навыков и репертуара. Рассмотрим методические приемы, направленные на развитие певческих навыков.

Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным), педагог использует показ на своем примере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.

Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят в пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь».

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы систематические упражнения и напоминания.

Приемы развития дикции (правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки. Можно использовать прием подчеркивания отдельных обращений («Эй, с дороги сторонись» в песне «Зимняя песенка» М. Красева) или характерных признаков образа, эпитетов, ясно выраженного отношения к персонажам песни (ласки, укоризны, одобрения и т. д.).

Важнейший навык - правильность и чистота интонирования мелодии в хоровом пении (строй). Все приемы развития этого навыка тесно связаны с формированием музыкально-слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент.

Можно использовать следующие приемы:

«настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) первый звук, и дети его повторяют;

«задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;

перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;

с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно исполнить песню в более высоких тональностях;

напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;

углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных знаков (птичка сидит высоко - поет выше, сидит низко - поет ниже);
Стр.110
использовать движение руки (элементы дирижирования), показывающие, как петь выше или ниже.

Огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения (а капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию, самостоятельно. Если дети затрудняются, можно использовать следующие приемы, помогающие в дальнейшем слаженному звучанию песни:

привлекать хорошо поющих детей к индивидуальному исполнению небольших, несложных песен без инструмента;

разучивать некоторые песни без инструмента (с голоса педагога);

спеть знакомую песню с сопровождением инструмента, затем без него, в наиболее трудных местах подпевая ребенку или играя мелодию на инструменте;

исполняя песни, особенно народные, можно распределить детей на две подгруппы: поющие лучше исполняют запев или припев (более сложный).

Чтобы при исполнении песни без инструмента дети не понижали тональности, полезно перед этим «настроить» их, проиграть музыкальное вступление, а по окончании песни - заключение. Очень полезно также неоднократно повторять ранее выученные песни, накапливая детский репертуар.

Навык слаженного пения (ансамбль) формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом важно подчеркивать значение всех музыкальных оттенков. Если дети понимают смысл, чувствуют настроение, они знают, почему праздничную песню нужно спеть торжественно, радостно, а колыбельную - спокойно, ласково. Главное, чтобы действия ребят были объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.

Таким образом, в методике обучения пению показ выразительного исполнения и указания занимает важное место. Следует отметить также определенную роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, веселая улыбка или серьезное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижерские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало и окончание пения, направление движения мелодии и т. д.).
^ Обучение элементарным знаниям музыкальной грамоты
Система методических приемов, помогающих ребенку в обучении пению по нотам, изложена в «Музыкальном букваре», где показана последовательность заданий и упражнений, расположенных по степени трудности песенного репертуара. Яркие иллюстрации помогают усвоению заданий.

Упражнения, приведенные в первой части букваря, усваиваются ребенком на слух.

^ Первая задача -детей учат отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука).
Стр.111
Объяснения даются во время прослушивания упражнений: «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница». Детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама-птица - пониже» и т. д.

Постепенно вырабатывается навык определения различных звуков по высоте. Песни-упражнения, например «Качели», «Эхо», построены на широких интервалах (септима, секста), а такие, как «Труба», «Гармошка», на более узких интервалах (кварта, терция, секунда).

Выразительность интервалов передается образно: равномерное движение малой терции подчеркивает характер колыбельной; повторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напевы детской гармоники; энергичные «скачки» на септиму вверх и вниз изображают движение качелей.

^ Качели

[Не спеша]

Эхо
[Умеренно]

Баю-баю
[Спокойно]

Иногда полезно менять порядок звуков. Например, в песне «Качели» предложить детям послушать такое звучание:

Стр.112
и такое:

Если при этом дети, будут поднимать руку на слово «вверх» опускать на слово «вниз», то пение становится более осознанным и чистым.

Когда ребята научатся хорошо различать высоту двух звук следует обратить их внимание на то, что иногда высота звука изменяется, а повторяется (например, в русской народной прибаутке «Андрей-воробей»). Разучивая песню «Бубенчики», детисмотрят на рисунок, где изображены три бубенчика. Показывая один бубенчик, висящий выше других, педагог поет слово «динь» (си), затем обращает внимание ребят на второй (средний) бубенчик и поет «дан» (соль # ) , показывая на третий бубенчик, который висит ниже других, поет «дон» (ми). Потом дети поют это упражнение несколько раз, одновременно показывая изображение Таким образом вырабатывается зрительно-слуховая взаимосвязь- если звуквысокий, то и нота изображается выше.

Развивая ладовое чувство, детей учат петь интервалы в маленьких песенках и даже самостоятельно находить тонику (последний заключительный звук), например в песне «Наш дом» Е. Тиличеевой.

^ Вторая задача - научить детей различать и петь звуки расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении. Так, в песне «Лесенка» ребята поют мелодию со словами «Вот иду я вверх» и, глядя на рисунок, показывают это движением руки. Восприятие при этом опирается на слуховые, двигательные, зрительные ощущения. 1 Так ребята знакомятся со звукорядом и могут петь его с названием нот (до , ре, ми, фа, соль, ля, си, до).

Постепенно дети усвоят, что звуки могут «идти» вверх, вниз и каждый имеет свое название, у ребят разовьется способность определять направление мелодии.

Третья задача – различать длительность звуков. То, что звуки различны по своей протяженности, дети усваивают по аналогии с различными явлениями (например, долго или коротко звенит звонок). Вначале осваиваются упражнения на сопоставление двух различных по длительности звуков в попевках «Небо синее», «Месяц май» и др. Четвертная условно обозначатся слогом «лё», восьмая – «ли». Исполняются песни в такой последовательности: сначала проигрываются на фортепиано (без слов», дети слушают и поют нужный слог. Затем, исполняя звук «лё», они делают широкое, плавное движение правой рукой вправо, а при звуке «ли» -
Стр. 113
более короткое. После этого можно спеть попевку со словами, одновременно отхлопывая ритм.

Усвоению высоты, длительностей звуков в большей мере помогает «Нотное лото». 1 Дети слушают попевки и «выкладывают» карточки или ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука на нотном стане.
^ Творческие задания
Рассмотрим теперь методические приемы, помогающие развитию песенного творчества. В основном это творческие задания, развивающие способность

к импровизациям. На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называя свое имя или различные переклички («Таня, где ты?» - «Я здесь».- «Как тебя зовут?» - «Марина» и т. д.). Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих заданий (импровизации звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинения попевок контрастного характера на заданный текст). Обычно кто-то из ребят импровизирует по предложению педагога. Остальные слушают, оценивают, а затем поют.

спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации;

спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого;

спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок «настроиться»;

сочинить музыкальный «ответ» (педагог поет: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Свет-ла-на»);

определить направление движения мелодии на примере песни;

определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

ответить, кто спел правильно;

выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может петь с сопровождением и без сопровождения инструмента;

петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);

петь свои имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные интонации;

импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги «ля-ля», каждый ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок;

играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
Стр. 114
сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанном («Веселая песенка», «Грустная песенка» и т. д)

^ Развитие вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие слуха и голоса, певческие импровизации способствуют становлению разносторонней певческой деятельности.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Расскажите о воспитательном значении пения и приведите доказательные примеры.

2. Почему необходимо воспитывать координацию слуха и голоса в процессе обучения пению?

4. Назовите педагогические задачи обучения пению.

5. Каковы программные требования по развитию музыкального слуха, их значение в подготовке детей к обучению в школе?

6. Охарактеризуйте песенное творчество, условия его формирования у детей дошкольного возраста.

7. Перечислите основные требования к песенному репертуару.

8. Расскажите о последовательном разучивании песни в старших группах детского сада.

9. Приведите примеры приемов обучения различным певческим навыкам.

10. Сравните методику обучения пению детей младших и старших групп.

11. Как проверяется достигнутый уровень музыкального развития и объем приобретенных певческих навыков детей 5-7 лет?

12. Проанализируйте по таблице 5 развитие певческих навыков (дикция, ансамбль) детей разных возрастных групп.

13. Дайте полную характеристику (анализ) какой-либо песни, используя предложенную схему.

14. Проанализируйте песню из репертуара одной из возрастных групп и докажите, соответствует ли она программным требованиям.

15. Спойте знакомую песню в различных тональностях, транспонируя ее на секунды, терцию вверх и вниз.

16. Спойте песню в указанной тональности, определите с помощью инструмента, камертона тонику (основной звук тональности) и тоническое трезвучие (I, III, V ступеней лада).

17. Какие методические приемы можно использовать, обучая пению детей младшей и старшей групп?

18. Расскажите о трех типах певческих упражнений для детей дошкольного возраста.

19. Перечислите основные певческие навыки и умения.

20. Как ведется подготовка дошкольников к обучению пению по нотам?

21. Приведите примеры использования словесной и изобразительной наглядности при ознакомлении детей с новой песней.

22. Исполните вместе с детьми знакомую им песню и предложите драматизировать ее.

23. Понаблюдайте, исполняют ли дети знакомые попевки, песни в своей повседневной жизни (в играх, на прогулке и т. д.).

24. Подберите поэтические тексты (четверостишие) для сочинения детьми старшего дошкольного возраста певческих импровизаций различного характера.

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокоху­дожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художествен­ные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления приро­ды, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызыва­ют определенное отношение к тому, что в них передано. Так, на­пример, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Лис­тья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые зо­лотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесен­ные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хоро­шо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразитель­ные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагмен­ты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматри­вать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же каки всю вокальную музыку для детей сводить кизобра­зительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педа­гог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тема­тике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на обще­ственную тематику.

В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определенными принципами.

1. Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении со­держания текста. Например, текст песни «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углуб­ляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.

2. Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.

3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возмож­ностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превы­шать указанного в программе воспитания в детском саду.

5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музы­кальных фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Жела­тельны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успе­ли сделать естественный вдох перед, началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В стар­ших группах предлагаются песни с более протяженными фразами в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»).

6. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвиж­ном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.

7. Ритм мелодий песен должен быть простым - состоять из со­единения четвертных, половинных и восьмых нот.

8. Педагог следит, чтобы каждая последующая песня была не­сколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной - к песне со вступлени­ем, заключением, отыгрышем и т. д.

При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и т. д. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музы­кальное развитие детей. Перечислим требования к песням, изло­женные в «Программе воспитания в детском саду».

1. Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейны­ми, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д. Например, песни В. Агафонникова «Без труда не проживешь», С. Разоренова «Мы - дружные ребята».

2. Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощает­ся», музыка Т. Попатенко.

3. Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступ­ности, систематичности и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, струк­туре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

При выборе песен надо исходить из:

♦ плана педагогической работы;

♦ интересов детей, которыми они живут в данное время;

♦ доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.

Задачи и содержание обучения

На третьем году жизни певческий голос ребенка на-чинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначаль-ные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит силь-нее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей по-является даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.
Большое место в младших группах отводится работе над дик-цией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не-сложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естествен-ным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, вклю-чающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни не-большого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птич-ка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:
[Медленно] [Умеренно]

Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:
[Оживленно]

Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой ок-тавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:

[В темпе марша]

[Не спеша]

Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).

Песенный репертуар

Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представле-на общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.

Методические приемы

Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное
исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо про-думать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картин-ки, которые помогают детям понять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, зна-комя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог пока-зывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,— напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим уча-стием помогает более робким.
Когда песня выучена, можно использовать разные игровые при-емы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,— говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а испол-няя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показы-вают, как «играют на трубе».
Во второй младшей группе чаще используются обучающие при-емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.

Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включают-ся все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ре-бенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное друж-ное пение.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.