Конспект рисование поздняя осень средняя группа. Занятие по развитию речи в средней группе. Рисование в средней группе на тему

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: закрепление представлений детей об осени, ее характерных признаках, периодах (золотая, поздняя) посредством музыки, рисования; развитие эмоционального восприятия музыки; закрепление чистого интонирования, чувства ритма, музыкально – ритмических движений; обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: письмо в осеннем конверте от Осени, для коллективного рисования – нарисованные стволы деревьев, бумага, краска (желтая, оранжевая, красная).

Ход занятия

Музыкальный руководитель (М.р.).

Что за гости в зал спешат?
Двадцать маленьких ребят!
Становитесь вот сюда
Все на месте?

Дети. Да, да, да!

М.р. Сегодня нам пришло письмо. От кого же оно?

(Читает. )

Ребятам детского сада
От волшебницы Осени.

«Дорогие ребята! Вы заметили, как я красиво нарядила парки и улицы осенней листвой? Это потому, что я самое золотое время года. Хочу загадать вам загадку: почему листочки становятся желтыми и красными, а затем опадают?
Ваша золотая Осень».

Дети. Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают.

М.р. Молодцы! Действительно, погода стоит то теплая и солнечная, а то дождливая. Вот и музыка у нас с вами бывает то грустная, печальная, а то веселая, задорная. Послушайте произведение и скажите, какая по характеру эта музыка?

(Слушание. )

– Какая по характеру музыка?

(Ответы детей .)

М.р. Правильно, музыка грустная, печальная по характеру, а по темпу медленная, напевная. Послушайте ее еще раз.

(Слушание. )

М.р. Ой, кажется дождик пошел?! Давайте попробуем его прогнать, подуем на тучки.

(Упражнение на дыхание. )

Какие тяжелые осенние тучки, никак дождик не заканчивается. А как капельки падают? Споем?

(Распевка «кап-кап-кап». )

А вы боитесь дождика? А гуляли под дождем?
А давайте погуляем вместе с нашей песенкой.

Песня «Дождик».

М.р. Молодцы! Вижу уже улыбки на ваших лицах. А какие стихи об осени вы знаете?

Воспитатель. Осень – замечательное время года. Именно она вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений.

За окном береза стала золотой
Листья разбросала по траве густой
Листья собираем, а они летят
В золотой метели наш осенний сад.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

М.р. А у нас тоже есть песня про листочки.

Песня «На желтеньких листочках».

Воспит. А от вашей песенки мне кажется, всем захотелось улыбнуться. ...Но в конце октября заканчивается листопад, и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные...
Вот вы сами и расскажите об этой поре осенней.

Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Миновало лето
Осень наступила
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели
Стали дни короче
Солнышка не видно
Темны – темны ночи.
Скучная картина
Тучи без конца
Дождик так и льется
Лужи у крыльца.

Воспитатель. Ребята, какое настроение вызывает у вас эти стихотворения? (Скучное, грустное... )

– Верно, стихи о поздней осени чаще всего грустные, печальные. Грустно нам, что природа засыпает, теряет многообразие и яркость красок. Но эта грусть светлая, прекрасная.

И чтобы нам не закончить занятие на этой грустной ноте, давайте мы с вами вспомним пору золотой осени и изобразим красивые, разноцветные деревья и еще раз на них полюбуемся, поднимем себе и гостям настроение.

Коллективная работа детей. (Рис. 1, 2)

(Рисование нетрадиционным способом – оттиск смятой бумагой – золотую осень .)

Итог. Давайте полюбуемся нашими нарядными осенними деревьями. Какие он красивые! Нам надолго запомнится золотая осень и ее красота. (Рис. 3, 4)

С. Эльхотово

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Золотая осень»

МДОУ №5 «Зайчик»

Воспитатель:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе.

ТЕМА: «Золотая осень».

Програмное содержание: Закрепить у детей представление о времени

года – осень. Формировать речь детей;

Учить изображать осень; упражнять в умении

рисовать дерево (ствол, тонкие ветки);

закреплять технические умения; подводить детей

к образной передаче явлений; воспитывать самос -

тоятельность, творчество.

Материал: Иллюстрации осени, альбомный лист бумаги,

краски (гуашь), кисточка, салфетка.

Ход занятия.

1.Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Осень)

Правильно.

Осень в гости к нам пришла,

Свои краски принесла.

Желтые и красные – листочки разные.

Ветер дунул – раз, два, три-

Полетели, посмотри.

Покружились и упали,

Землю золотом устлали.

(Дети берут по 2 листочка и под музыку кружатся, танцуют).

А теперь дети, попробуем отгадать загадку.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Дети: Осень)

Дети, а кто из вас скажет, какие месяцы осени мы знаем?

Дети : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Врспитатель: - Правильно, дети.

А скажите, дети, как называется ранняя осень?

Ответ детей:« золотая».

А вот поздняя осень называется «серебряной».

Поздней осенью исчезают насекомые, улетают птицы в

Теплые края. На солнце серебрятся опавшие, покрытые

инеем листья.

Много хлопот у Осени

Ходит осень в нашем парке,


Дарит осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

А давайте, дети, поможем Осени и нарисуем каждый свое осеннее дерево, чтобы и в группе у нас видна была Осень.

Подойдите к окну и рассмотрите дерево. Вспомните, что у дерева есть ствол, тонкие и толстые ветви, листья. Обратить внимание на красоту осеннего колорита.

2.Воспитатель: Вспомним, с чего надо начинать рисовать дерево?

Дети: Со ствола.

Воспитатель: А потом что нужно рисовать?

Дети: Толстые ветки.

А потом тонкие ветки.

Воспитатель: А чем же заканчивать работу7

Дети: Рисованием листьев.

3. Объяснение и показ способа рисования воспитателем.

В начале рисуем ствол дерева сверху вниз (путем постепенного нажима ворса кисти).Одной широкой полосой. В верхней половине, несимметрично изображаем несколько толстых веток, направленных вверх. Затем от каждой толстой ветки проводим по 2-3 тонких веточки: движение кисти от ствола в сторону(а не наоборот), чтобы ветки на конце были тонкими.

4. Дети, пока ваши работы будут сохнуть, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

На столах перед вами карточки с картинками, вы должны посмотреть и определить, какая картинка лишняя:

1. Картофель, яблоко, свекла, морковь (яблоко - фрукт, а остальные овощи).

2. Лиса, заяц, белка, корова (корова - домашнее животное, остальные – дикие животные).

3. Белка, мышь-полевка, заяц, барсук (заяц лишний, не делает запасы).

4. А теперь назовите лишний месяц: сентябрь, октябрь, ноябрь, март (март лишний - весенний, а остальные осенние месяцы)

5.Дети, теперь вернемся к нашим работам. Осени очень понравились ваши рисунки и она загадывает вам еще одну загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В лиха его одели.

Что это? Дети: Это дерево.

Воспитатель: Молодцы, дети, мы с вами еще раз полюбуемся на деревья и поиграем в игру «У медведя во бору».

Образовательная область: развитие речи

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая

Тема: Поздняя осень

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;

Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей.Обогащать словарный запас. Развитие речи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).

Методические приемы:

1. Дети входят, встают полукругом.

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку.

«Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые, плотные туманы,

К нам в этом месяце пришли!

Ответ: Ноябрь

Воспитатель: ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?

Ответ: поздней осени

Воспитатель: - правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - осени. Обратите внимание на картину – «осенний лес» и подумайте, какая она бывает?

Игра «Опиши осень»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая

Дети садятся на свои места.

На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Какие изменения происходят в природе осенью?

Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.).

3. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья).

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?

Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т.д.

Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.

ФИЗМИНУТКА

«Листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Ответы: Улетели в тёплые края

Воспитатель: Почему они от нас улетели?

Ответы: Стало холодно и голодно

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?

Ответы: Перелётные

Воспитатель: Назовите этих птиц?

Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Ответы: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?

Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.

Игра "Помести птицу в свой дом".

Воспитатель: Ребята, где живут птицы?

Ответы: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Воспитатель: Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом. Дети работают возле доски.

Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!

Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги знаки, которые бы обозначали то, что нельзя делать в лесу.

Дети выполняют работы.

Занятие подготовила и провела, воспитатель средней группы Шекова С.В., п. Зелёный 2014- 2015 уч. г.

Тема занятия «Осенний лес».

Цель: учить детей передавать образ деревьев, закреплять знания об осени, названия деревьев, учить выполнять рисунок аккуратно, бережно относиться к материалу.

Материалы к занятию: лист бумаги формата А 3, гуашь, салфетки, кисточки, листья, клеёнка, непроливайки.

Предварительная работа;

— Рассматривания с детьми картин осеннего пейзажа;

— Предложить детям рассказать о приметах осени;

— Беседа об осени;

— Разучивание стихотворения Плещеева «Осень»;

— Наблюдение на прогулке: рассматривание листьев, их форму, цвет, сравнивание стволов деревьев;

— Игра» Угадай, чей листок? »

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети сидят на ковре и рассказывают стихотворение Плещеева «Осень»

Алексей Плещеев

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

Раздается стук, появляется зайчик «Перчаточная игрушка».

Воспитатель: здравствуй Зайчик, ты откуда к нам пришёл и почему такой грустный?

Заяц: я пришел к вам из леса. А грустный я по тому — что в лесу со всех деревьев осыпались листья и лес стоит хмурый и грустный, и я не могу спрятаться за листвой. Я не знаю, почему так произошло и, что же случилось с природой?

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что это за время года? Какие у него приметы? (ответы детей)

Воспитатель: а как вы думаете, что произошло с природой? (ответы детей)

Заяц: спасибо вам ребята, теперь я знаю, что это время года называется осень, и знаю теперь осенние приметы. Но мне все равно еще грустно, ведь следующая осень еще не скоро наступит, и я еще долго не увижу в своем лесу таких красивых деревьев.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как мы можем помочь Зайчику? (ответы детей)

Воспитатель: правильно дети, давайте мы нарисуем ему осенний пейзаж. И Зайчик будет смотреть на него, и вспоминать осень, но сначало давайте немного разомнём наши пальчики.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять. (сжимание и разжимание ладошек)

Будем листья собирать.

Листики клёна, листья рябины, (поочерёдно, на каждый листик, загибаем пальчик)

Листики дуба, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

Маме осенний букет принесём. (шагают двумя пальцами по коленкам)

Воспитатель: Вот теперь садимся за столы и будем рисовать осенний пейзаж в подарок Зайцу.

Дети садятся за столы и рисуют стволы кончиком кисточки; ветки деревьев способом трафаретного приложения намазанных краской листьев. По желанию можно дорисовать травку и солнышко.

Работа коллективная.

Воспитатель наблюдает за работой детей вместе с Зайчиком, давая им ненавязчивые подсказки, при необходимости оказывает помощь.

В конце занятия рассматриваем работу. Проговариваем, какой лес получился (яркий, красочный, грустный, весёлый, осенний). Фотография детей с работой.

Зайчик благодарит детей за подарок и убегает в лес. Работа помещается на выставку.

Валентина Новикова
Конспект интегрированной НОД для детей средней группы на тему «Поздняя осень»

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СОШ №1155

КОНСПЕКТ

интегрированной НОД для детей средней группы .

Беседа на тему : "Поздняя осень " (развитие речи) .

Рисование (раскраска) "Дождевая тучка"(художественное творчество) .

Подготовила и провела

воспитатель - Новикова

Валентина Сергеевна

Москва 2013г.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное творчество» (рисование, «Музыка» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели : учить сравнивать природу в ноябре и октябре.

Задачи :

Образовательная : учить замечать изменения природе, описывать природу в октябре, ноябре, отмечать красоту осеннего неба в детских работах; учить передавать соотношение предметов по величине.

Развивающая : развивать речь детей .

Воспитывающая : воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты : проявлять чуткость к художественному слову при чтении стихотворений про осень , положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыки дождя; интерес к изобразительной детской деятельности (рисованию или раскраске) .

Материалы и оборудование : ТСО : магнитофон, CD-диск или кассета с записью музыки дождя; цветные карандаши, раскраска «Дождевая тучка» (1\2 альбомного листа) .

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня нам пришло письмо. От кого же оно? (Читает) . Ребятам от волшебницы Осени .

"Дорогие ребята! Вы видели, как красиво я наряжала парки и улицы осенней листвой ? Это потому, что я самое золотое время года. Я хочу спросить у вас, почему листья становятся желтыми и красными, а затем опадают? Дни становятся длиннее или короче? Ваша золотая осень ".

Дети. Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Описание погоды.

(Рассматривание репродукций картин про осень в октябре и в ноябре).

Воспитатель. Вспомните, какая была погода в октябре? На улице было теплее или холоднее? Какого цвета трава, листья на деревьях? Что делают птицы? Какое небо в октябре? Дожди были?

Сейчас ноябрь. Стало теплее или холоднее? Какой ветер дует : теплый или холодный? Что делают птицы? Какую одежду носят люди? Посмотрите на деревья. Есть ли на них листья? Посмотрите на небо. Какого цвета небо, темно-серое?

Послушайте, как можно описать ноябрь : стало еще холоднее. Дует холодный ветер. Птицы улетели в теплые края. Люди надели теплую одежду. Деревья стоят голые. Небо темно-серое, покрыто тучами. Часто идут дожди.

Сравнение.

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и продолжим предложения.

В октябре еще тепло, в ноябре - (холодно) .

В октябре деревья одеты золотой листвой, в ноябре - деревья. (раздеты) .

В октябре небо серое, в ноябре - … (темно-серое) .

В октябре дождь идет редко, а в ноябре - … (часто) .

Игра «Найди ошибки» .

Дети слушают предложения и исправляют ошибки.

В ноябре распускаются почки. В ноябре прилетают из теплых стран птицы. В ноябре люди надевают легкую одежду. В ноябре жарко, светит ярко солнце. В ноябре дождей не бывает.

Воспитатель. Молодцы! Действительно, осенние тучки тяжелые , погода в ноябре стоит дождливая.

Воспитатель. Ой, кажется, пошел дождик! Давайте попробуем его прогнать, подуем на тучки. (Упражнение на дыхание) .

Чтение стихотворения "Поздняя осень ".

Миновало лето

Осень наступила

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели

Стали дни короче

Солнышка не видно

Темны – темны ночи.

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла ?

Еще сердце просит

Света и тепла.

Слушание музыки дождя.

Дети, прослушав композицию, описывают характер музыки.

Воспитатель. Ребята, какая по характеру была музыка?

(Тихая, спокойная, печальная, грустная.)

Комплекс упражнений «Дождик» .

Дождик, дождик. Кап-кап-кап, (стучим пальчик об пальчик)

Мокрые дорожки (поднимаем и опускаем плечи)

Нам нельзя идти гулять (повороты головой вправо, влево)

Мы промочим ножки (топаем ногами)

Воспитатель. Молодцы! Ребята, а откуда идет дождь? (с неба, из туч) . Действительно, осенние тучки тяжелые , дождевые.

Рисование (раскраска) «Дождевая тучка» .

Дети отражают своей работой признаки, характерные для осени .

Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю нарисовать (раскрасить) дождевую тучку. Какого она цвета?

Посмотрите, какие замечательные тучки получились у нас!

Какое у нас сейчас время года?

Сколько осенних месяцев ?

Как они называются?

Может быть, кто-нибудь расскажет мне стихотворение?