Методика игра на ложках через сказочные. Методическая разработка "методика обучения игры на ложках" методическая разработка на тему. Техника исполнения игры на двух ложках

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ЛОЖКАХ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Образцовый фольклорный ансамбль ложкарей "Дубок"

Руковлдитель:учитель музыки высшей категории Пельменева Наталья Васильевна.

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим!

Ансамбль ложкарей «Дубок» был создан учителем музыки высшей категории Пельменевой Натальей Васильевной в 1986 году на базе Дубовской школы. В ансамбле занималось 15 человек. Ансамбль сразу завоевал симпатию зрителей. Стал участником почти всех общешкольных и районных мероприятий: «День учителя», «День знаний», «Фестиваль «Салют Победа!»», «День Победы», «Масленица».»Посиделки рожлественские,»Покрова» «Осенины».Фольклорные праздники в районе.Активно принимают участие в краевых фестивалях»Играй гармонь-звени частушка»

В 1999 году ансамбль подготовил сольную программу «Озорные трели ложкарей» и ему было присвоено звание «Образцового» коллектива в г.Владивостоке.

С 1986 в районе с периодичностью раз в два года стал проводиться Фестиваль детских творческих коллективов в котором ансамбль неизменно становился лауреатом.

Ансамбль расширил свой репертуар, кроме частушечных наигрышей, плясовых мелодий, разудалых народных песен, стали вводиться пьесы с сюжетной тематикой, игровые или как их еще называют «манерные» произведения. Кроме баяна, различные народные шумовые инструменты: треугольник, бубен, свистульки, трещетки.ложки

В 2012 году при исполнении новой программы «Озорные, расписные, ложки удалые» звание «Образцового» коллектива было подтверждено.

За 30 лет ансамбль выступил более 260 раз на различных площадках школы, села, района, края.

Ансамбль - неизменный участник всех отчетных концертов школы.

В своей работе ансамбль сохраняет традиции народного искусства: ложки разукрашены росписью, костюмы в русском стиле. Наталья Васильевна руководитель коллектива в постоянном творческом поиске, ищет и внедряет новые элементы игры на ложках, вовлекая в этот процесс всех участников ансамбля.

Образцовый ансамбль ложкарей «Дубок» - уникальный коллектив! Он пользуется огромной популярностью и востребованностью у зрительской аудитории.

Приятно наблюдать, как в последнее время в системе образования возрастает внимание к культурным традициям народа, к историческому прошлому нашей страны.

Парадокс в том, что чем труднее и сложнее становится жизнь, тем больше наш народ тянется к культуре, особенно к народной! Ещё много лет назад деревянные ложки можно было услышать лишь в узком кругу или на завалинке. Но пришли новые времена. Мы стали свидетелями фантастического взлёта популярности деревянной ложки. Начали создаваться ансамбли Ложкарей по всей России.

Выступая на концертах ребята показвают:

1.Уровень владения музыкальным инструментом.

2. Уровень владения техникой исполнения(качество, ритмичность, штрихи)

3.Музыкальность(выразительность исполнения музыкального произведения, стиль и фразировка)

4.Артистичность и эстетичность(эстетика внешнего вида)

5.Эмоциональность исполнения

6. Сыгранность и чувство ансамбля.

Ложки - древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. С течением времени мастера игры на ложках стали объединяться в ансамбли, удивляя многоголосием этого, казалось бы, одноголосого музыкального инструмента.

В школе ребята в рамках коллективного музицирования с большим удовольствием обучаются игре на ложках. Объединяет их всех любовь к народной фольклорной музыке. Зажигательные выступления ложкарей всегда проходят на эмоциональном подъеме, с «огоньком».

Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, стимулирует творческую инициативу.

Слушая ансамбль ложкарей, убеждаешься, что народная музыка и песня в его исполнении нашла своего верного, убежденного пропагандиста.

ЦЕЛЬ:
Сохранить русские народные музыкальные традиции;
Знакомить детей с русскими народными промыслами и ремеслами;
Развить коммуникативность общения среди детей;
Развить музыкальные способности учащихся;
Уметь преодолевать сценическое волнение;
Обучить участников коллектива приемам игры на ложках, включая элементы авторской программы «Обучение игре на ложках, как средство развития музыкальных способностей детей», в рамках программы учебного предмета по ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программы «Коллективное музицирование».
ЗАДАЧИ:
Практические:
Познакомить участников с историей возникновения ложки, как музыкального инструмента;
ощутить преимущество игры в ансамбле;
Познакомить с приемами игры на ложках и упражнениям, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений;
Стремиться преодолевать сценическое волнение.
Воспитательные:
Стремиться быть одной командой.
Делиться творческими идеями на уроке;
Понимать ответственность за концертное выступление.
Новизна.
Происходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание. Используются средства для демонстрации видов народно-прикладного искусства в виде фотографий, видеоматериалов других детских коллективов, аудио записей.

Практическая значимость.
Опыт работы можно использовать в программе ФГТ «Коллективное музицирование » в ДМШ и ДШИ, Домах детского творчества.
Педагогические основы работы с детским коллективом.
Главными основами методической работы с детским коллективом ложкарей, являются принципы дидактики: доступность, наглядность, прочность, систематичность. Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- результативность обучения (зависит от систематичности посещения занятий);
- осознание целей обучения;
- значимость для детей успешного выступления всего коллектива и отдельно каждого участника;
- сложность приемов игры на ложках;
- профессионализм преподавателя.
Неотъемлемой частью на занятиях ансамбля ложкарей присутствуют здоровье сберегающие факторы. На уроке ребята выполняют разминочные упражнения для рук, наклоны и повороты корпуса. На концертных выступлениях происходит меньше психических затрат, поскольку игра на ложках не требует выучивания нотных записей. Достаточно лишь запомнить и отработать последовательность ритмических упражнений.

Методика работы с ансамблем ложкарей

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Доступность музыкальных инструментов, элементарное музицирование, привлекательность и легкость игры в ансамбле способствуют повышению мотивации личности ребенка к творчеству, к народной инструментальной музыке. Каждый участник сердцем познает национальную культуру. Обучать играть на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля-14-16 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать:

Все листочки как листочки

Красный, желтый, золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Откуда же к нам пришло это диво? В давние времена, в Нижегородских лесах жил мастер «золотые» руки. В лесу, на берегу реки Хохломки он построил себе дом и начал изготавливать посуду. Мастер был очень добрый и заботливый. К нему постоянно прилетала жар-птица , он накормил ее крошками и поил водичкой. Птица захотела отблагодарить мастера. Взмахнула она своим крылом над посудой и посуда вмиг превратилась в «золотую». Услышал об этом царь и отправил своих придворных познакомиться с этим ремеслом. Мастер рассказал им свой секрет. С тех времен стали другие мастера изготавливать «золотую посуду». Золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют просто «хохломой» (показываю детям ложку с хохломской росписью).

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти ее с собой на память.

В работе ансамбля можно выделить три этапа.

1 ЭТАП

Знакомство с приемами игры на ложках и других инструментах. Руководитель должен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересовать, увлечь учащихся музыкой.

Ведущим методом является объяснительно-иллюстатывный.

2 ЭТАП

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям учащихся для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

ИГРА «Оркестр» Учащиеся «играют»-хлопают в ладоши, постукивают ручками ложек, притопывают. Можно применить треугольник, трещотки, рубель, бубен и другие инструменты. Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с разным ритмическим рисунком. Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевки, песенки, затем этот ритм простукивается на ложках.

ИГРА» Музыкальное эхо » Педагог простукивает ритм - учащиеся повторяют. Затем один участник ансамбля простукивает ритм, а остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Руководитель или концертмейстер играет на инструменте любую плясовую мелодию, или звучит грамзапись, а учащиеся прослушав ее, анализируют, придумывают и воспроизводят ритм, предлагают свои исполнительские приемы.

На 2-ом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты, разучиваются песни, танцевальные движения, художественное слово. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной высоте и одновременно выполняют исполнительские приемы.

На данном этапе в сочетании с наглядным, словесным, практическим методами используются репродуктивные (повторение, закрепление), эвристические «(частично поисковый), проблемные ситуации.

3 ЭТАП

Выступление на праздниках, концертах, конкурсах.

Выступление ансамбля ложкарей можно предварить чтением стихотворения. Например:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли

В ложки ударяли

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

В синем море-океане

Кит улегся на диване,

Только ложки услыхал-

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном!

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

Возле печки паучиха

Пляшет важно как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки-

С каблучка на носок

А потом еще разок!

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари!

(П.Синявский «Заиграли ложкари»)

На этом этапе ведущим является практический метод, который приобретает большую долю самостоятельности,творчества.

Приемы игры на двух ложках

1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.

2. «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.

Эти два приема можно применять в работе с учащимися начальных классов. Более эффектно смотрится, когда ритм отстукивается с движением рук по кругу, по горизонтали справа, а потом слева. Учащиеся начальных классов с интересом играют в шумовом оркестре.

3. «Мячики» - в этом и последующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. (см. фото 1).

На счет «раз», «два», «три», «четыре» ударяют ложками по колену, ложки как «мячики» отскакивают от колена. Затем этот ритм усложняем. Например -удар по одному колену; по другому колену; удар по руке. Данный прием и последующие можно вводить в ансамбль с учащимися 4 классов и старше.

4. Самый распространенный исполнительский прием- ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары (см фото 2). Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с ладонью. Ритм может быть самым разнообразным.

5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, затем движения повторяются в зеркальном отражении. На счет «раз»-удар по колену; на счет «два»- полунаклон влево-удар по кисти левой руки. На счет «три»-удар по колену; на счет «четыре»-полунаклон корпуса вправо - удар по приподнятой руке (фото № 3).

8. «Глиссандо» можно выполнить по ложкам 3-5шт., которые поставлены между бедрами тыльной стороной к лицу исполнителя. По ним выполняем скользящий удар ложкой, которую держим в правой руке.

Перечисленные приемы игры можно применять в любой последовательности, варьируя их.

Пример: «Утушка луговая» (4 фразы)

1-ое проведение темы: 2-е проведение темы:

1-я фраза – 4 прием 1-я фраза- 4прием

2-я фраза – 5 прием 2-я фраза- 6 прием

3-я фраза – 4 прием 3-я фраза- 4 прием

4-я фраза – 5 прием 4-я фраза-6 прием

В исполнении мелодии: «АХ, ВЫ СЕНИ» можно использовать 7-ой прием и ввести рубель, звучание которого украсит данное произведение.

Перечисленные приемыприменяются в большей степени на подготовительном этапе обучения. На ансамблевом этапе усложняются ритм, исполнительские приемы, ускоряется темп.

Например: ставим левую руку параллельно правому колену. В правой руке держим две ложки, обращенные друг к другу донцами и выполняем в размере две четверти:

на счет « раз и» выполняем удар ложками о колено (четвертная длительность)

на счет «два» - удар по колену (восьмая длительность)

на счет «и» - удар вниз по руке (восьмая длительность) и т.д.

Приемы игры на трех ложках

    В левую руку берут две ложки, в правую - одну. В левой руке ложку № 1 (назовем условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтоб тыльная сторона была обращена вверх, а ложку №2 кладут между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки №1 (см фото № 4). Кисть закрывают, получает удар (см фото № 5).

После того, когда этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ.
Настало время поговорить о самих ложках: как их делают, когда появились, что за роспись на них?
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях. Демонстрируя мастерство, которое носит своеобразный зрелищный характер, большое значение, кроме звучащего ритма, имеет жестикуляция рук, повороты головы, корпуса, притопывание ногами, шаги и многое другое.
Ложки бывают разной величины. Основные ее части черпак и черенок.

Сувенирные изготавливаются художественными комбинатами.
Постановка исполнительского аппарата-корпуса
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. На ложках играют всевозможными способами. Все зависит от того, как держать ложки. Сидеть нужно ровно, выпрямив спину. Преподаватель показывает приемы исполнения. Затем начинается планомерная постоянная работа по обучению детей игре на ложках. Особое внимание необходимо уделить новичкам, отдельно с каждым повторить сложные для них приемы. Более опытные участники ансамбля с удовольствием демонстрируют перед новичками свои умения и навыки, тем самым передавая свой опыт. Иногда результативнее срабатывает прием передачи умений от ученика к ученику, чем от учителя к ученику.
На первом году обучения дети овладевают первым способом игры – в правой руке исполнителя зажаты две ложки. Основные приемы: удар, тремоло, скольжение. Много времени приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков, артистичностью исполнения.
Можно держать в каждой руке по одной ложке (исполняют самые простые приемы, с помощью которых дети учатся формировать ритмические рисунки);
две ложки в правой руке (самый распространенный прием. Удары осуществляются по разным частям тела: кисть, плечо, колено, бедро, голень, грудь и т.д.;
три ложки: в левой руке 2 и 1 в правой;
4 ложки: по две в каждой руке (самые сложные приемы)
веерные ложки (иногда используют подставку)
После овладения первого способа, переходим на втором году обучения ко второму способу, где в игре участвуют три ложки: 2 в левой руке и 1 в правой. Трудность заключается в том, чтобы работать двумя ложками в левой руке. Приемы этого способа позволяют играть сидя и стоя, совмещать с танцевальными движениями. Овладев этими способами можно намного расширить и разнообразить репертуар.
Третий способ – по две ложки в каждой руке. Ударяя ложку о ложку, получается характерный красивый звук.
Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а так же моторики при музицировании. Особенные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полноценные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:
«Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.
«Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).
«Вертолет» - поворот руки с ложкой вверх черенком, потом вниз.
Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре. Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, подходящие к тому или иному ритму.
Ритмические упражнения
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
Главный принцип – сделать занятия в интересной игровой форме с названиями, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоканье копыт. Другую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки разной высоты. Ритм можно чередовать. Ребенок не только воспроизводит звуки, но слышит и анализирует их высоту (высокая - низкая, звонкий - глухой).

Основные приемы игры на ложках
ПРОСТЫЕ УДАРЫ (хлопок). Ложки в правой руке, левая перед собой и немного согнута в локте. Легкие удары ложками по левой ладони. Это самый простой прием игры. При игре в ансамбле необходимо добиваться одновременного исполнения приема.
ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.
ТРЕЩЕТКА СЛОЖНАЯ. Похожа на простую трещотку, с добавлением поворота ладони верх и назад.
СКОЛЬЖЕИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар ложками по ладони, скольжение вниз и удар по ноге.
СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую ногу и продолжение скольжения на правую ногу.
ЛИНЕЕЧКА1. Удар по лев. ладони / удар по лев. колено / удар по лев. ноге внизу (ногу слегка приподнять во внутреннюю сторону) / вернуться на колено. Повторить с правой ногой, только ногу слегка приподнять во внешнюю сторону.
ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук / короткое скольжение по колену/ голень 2 раза / колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все повторить.
ЛИНЕЕЧКА 3– по ладони л.руки, по колену л.ноги, пятке и полу.
ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони / два раза удар по колено соседа справа.
БАНЯ. Повернуться боком вправо/ поднять левую руку, согнутую в локте /два раза удар по своей спине, подражая ударам веника / два удара по плечу соседа справа.
ТРЕМОЛО. Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.
СОЛНЫШКО – хлопая ложку об ложку, описываем большой круг

ДУГА – на счет 1 – по колену. На счет 2 – по локтю л.руки
КРУГ – по ладони л.руки, левому плечу, правому плечу, правому колену.
КАПЕЛЬКИ– одиночные и двойные удары по коленям, ладони, плечам; Ладонь-плечо, л. пр. колено, л.и пр. плечо и т.д.
МАЯТНИК – скользящие удары ложки о ложку, напоминающие маятник. Удар тыльными сторонами ложек или ручек одной ложки о тыльную сторону др. ложки можно держать вертикально и горизонтально.
МЯЧИКИ– обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу:1-я – между 1 и2 пальцами 2-я между 3 и4 пальцами. На счет: 1.2.3.4 ударяют по колену. В каждой руке находятся по две ложки.
ПЛЕЧИКИ – ударяют по плечу и ладони
КОЛЕНОЧКИ– удар ложками по ладони и колену соседа справа
КАЧЕЛИ– по колену и по кисти, приподнятой до уровня глаз л.руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево и в право
На счет 1 – по колену
2 – полу наклон влево и удар по ложкам
3 – по колену
4 – наклон вправо и удар по руке
ТРЕМОЛО – быстрое чередование ударов (можно и тремя ложками)

Прямые удары чередуются с глиссирующими. Можно в руках держать ложки веером и играть скользящим приемом. Это красиво звучит и зрелищно смотрится. Лучше закрепить ложки на деревянных брусках для удобств.
Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Эта огромная работа невозможна без помощи родителей учеников. Я хочу выразить огромную благодарность родителям учеников своего класса. Благодаря им, в нашем ансамбле появились табуреты, расписанные в стиле жостовских подносов, яркие жилеты, головные уборы – картузы. Родители всегда присутствуют на концертах, помогают детям переодеваться, ведут фото и видео записи. Все это помогает мне, как руководителю ансамбля, больше уделять внимание творческому подходу в работе с детьми.
4. Работа над ансамблевым исполнением.
Важным моментом в работе является подбор репертуара. Музыка должна быть ритмична, задорна, популярна и нравится детям. Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству.
Анализ видео и аудио записей с образцами выступления коллектива позволит со стороны взглянуть на свои удачи и промахи. Принцип наглядности здесь самый действенный.
Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога и учащихся на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень сложности номера, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.
Артистизм действий педагога-дирижера придает эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки, организатора коллектива, творчески активного интерпретатора, эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.
Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя частичкой коллектива, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.
Одним из самых важных качеств игры в ансамбле, коллективе – является чувство партнерства. Проведите игру «Цепочки».
Игра «Цепочки» (лучше расположиться в форме круга)
1 вариант. Каждый ребенок повторяет ритмический элемент за преподавателем под четкий ритм метронома. Нужно следить, чтобы не было остановок. За вторым кругом этот элемент исполняют сразу по два участника, потом все вместе.
2 вариант. Исполняют по очереди. Преподаватель с каждым кругом показывает новый элемент, а дети должны безошибочно без остановок все повторить. Возможно ускорять темп.
3 вариант. Провести упражнение на слуховые ощущение. Начать медленно, постепенно ускорить и затем постепенно замедлить.
4 вариант. Дети сами предлгают свой ритмические рисунок и все его исполняют.
Самым ценным и завораживающим в ансамбле является синхронная и слаженная игра.
5. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗАВЕРШЕНИЕ.
Актуальность сохранения традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям на образовательной деятельности изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Народное творчество, фольклор или прикладное искусство – это необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам художественной прикладной, музыкальной и устной культуре - нелегкая задача, решать которую можно в форме игры на деревянных ложках.
Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе, школе искусств имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебных программ и методик по коллективномо музицирования очень большое множество. Все они ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий. Но игра в ансамбле ложкарей дает возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Р.н.п. «Я на горку шла»
Р.п. «Барыня»
«Яблочко»
А.Новиков «Смуглянка»
В.Темнов «Кадриль»
Р.н.п. «Коробейники»
М.Блантер «Катюша»
Р.н.п. «Возле речки» обр. И.Паницкого

Лариса Шкурская
Мастер-класс «Учимся играть на ложках»

Мастер класс «Играем на ложках "

Цель мастер-класса : изучение участниками мастер -класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи :

Познакомить участников мастер -класса с различными народными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ.

Познакомить участников с методами приёмами игры на ложках .

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.

Добрый день. Уважаемые коллеги!

Тема мастер класса «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях.

В непосредственной образовательной деятельности;

В театральной деятельности;

Выступления на праздниках;

Кружковая работа;

В разных видах деятельности :

Слушание музыки;

Музыкально – ритмическое движение.

Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

Сегодня я хочу вас научить играть на деревянных ложках . Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки , они давали детям их поиграть . Услышав стук ложки об ложку , так и пошла игра на ложках , а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук :

1. Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки , а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку , получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.

Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.

Ритмическое упражнение :

1.2.3. – ты на ложки посмотри ,

1,2,3,4, - вот мы ложечки купили.

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть

Обучение на двух ложках я поделила на два этапа, я всегда пользуюсь правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному.

1. Ребенок учится играть , взяв в каждую руку по ложке .

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке .

Приемы игры на двух ложках :(Мне нужны помощники : 4)

«Лошадка» -ударяют одной ложкой о другую . Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой . Звук напоминает цоканье копыт;

А сейчас послушайте, как звучат наши ложки .

Итак : Берём ложку в левую руку , а другую ложку в правую , держим

за черенок.

1 приём игры :

«Рукой левой мы возьмём

Рукой правой мы возьмём

Стукнем раз, стукнем два

Получается игра »

*Удар "шапочками" перед грудью.

* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки . При этом "шапочка"" левой ложки зажимается в ладони . Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

*Приём «Игра парами » . Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища , опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища .

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля

Взяли все ложки постучали . Стук, стук.

А теперь под музыку. Молодцы!

2 приём игры :

А сейчас переходим ко второму приёму игры на ложках .

«Ножку левую положь на коленку правую,

Между пальцами ты вложь ложку деревянную »

Одну ложку вложим между 1 и 2 пальцем, а вторую ложку вложим

между 2 и 3 пальцем.

Ложки сильно не сжимайте , держите ложки так , чтобы ложка стучала

о ложку .

Взяли ложки в руки и начали .

3 приём игры :

А теперь мы будем учиться играть третьим приёмом .

«По ладошкам мы стучим

Весело играем .

По коленочкам стучим

Дружно повторяем»

Взяли ложки , держим правильно, сильно не сжимаем.

Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.

Раз, два. Раз, два.

А теперь под музыку.

Правильно, молодцы!

4 приём игры :

И последний приём игры – четвёртый.

«Ложки влево мы поднимем , стукнем по ладошкам,

Вниз опустим дружно ложки , стукнем по коленкам»

А теперь тоже самое вправую сторону.

«Ложки вправо мы поднимем , стукнем по ладошкам,

Вниз опустим дружно ложки , стукнем по коленкам».

Взяли ложки в руки . Приготовились, начали.

Стук, стук. Стук, стук.

А теперь под музыку. Молодцы!

Вот мы и разучили четыре приёма игры на ложках .

А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе ,

Значит играем ансамблем .

Сначала играем 1 приёмом , 2, 3 и 4.

Начинаем играть после вступления . Приготовились. Начали.

Итог : Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках .

Вопросы для рефлексии :

1. 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках , гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко» , не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша . Всего вам доброго.

МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Мастер-класс игры на ложках Автор: учитель музыки Мартынова Инна Валентиновна Г. Людиново 2012    Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам, научить простейшим приёмам игры на ложках. Задачи: Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках. Воспитательная: воспитывать культуру исполнения на народных инструментах, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Возраст детей: 7-9 лет, Тип занятия: показательное, комбинированное. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках). Оборудование для педагогов: проектор, экран, компьютер, презентация «Вятские, смоленские ложки деревенские», деревянные ложки. Оборудование для учащихся: деревянные ложки. Ход занятия 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете немного больше о старинном русском народном инструменте и научитесь некоторым приёмам игры на нём. Вы его хорошо знаете. Вспомнить и назвать его поможет загадка. Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка И накормит все вокруг. Кашу прямо носит в рот, И обжечься не даёт. (Ложка) (слайд№1,2) 2. Вводная беседа, историческая справка. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. (слайд3). Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись: "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет". 3. Изучение новой темы Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.(слайд№4) Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!» (слайд№5) Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки (слайд№6), росписью – хохломские (слайд№7); выжиганием – вятские (слайд№8) В разных городах России создавались «свои» ложки. (слайд 9,10,11). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.(слайд№12) За звонкость и простоту в освоении, ложки стали использовать как музыкальный инструмент (слайд№13). Позже появились так называемые веерные ложки. (слайд№14).. На таких ложках играют настоящие мастера. Их называют ложкари (слайд№15).Даже сегодня, в наш век современной музыки, русским ложкам посвящают песни. Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские, ложки деревенские». Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Я вас познакомлю с некоторыми из них. 4. Игра «Ромашка»  На лепестках ромашки написаны приёмы игры на ложках, дети отрывают лепестки, читают, что на них написано, педагог показывает и комментирует, как исполняется каждый приём. Игра двумя ложками. Самый простой прием игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.  «Лошадка» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.  «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.   «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.   «Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. «Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. «Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг. «Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги. 5. Закрепление приёмов игры на ложках. А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать. Но сначала – правило игры на ложках:   Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. 6. Итог занятия. А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе и наши гости, будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у вас получится! Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц». Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Наше занятие окончено. До свидания! Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Мастер-класс игры на ложках. Учитель: Мартынова И.В. г. Людиново 2012г.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

“ Угадай, что я вижу!”

В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.

Начинайте так:

Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь! Ребенок: Сердечки на занавесках? Вы: Нет. Он: Обложку Таниной книжки? Вы: Нет. Он: шапку Олега? Вы: Нет. Он: Фантик на столе? Вы: Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

“Рассказ без прилагательных”.

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10-15 минут рассказ на какую-нибудь тему (“Как я собирался в лагерь”, “Наше путешествия в лагерь” и т.д.). Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говоря им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Замет зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40-50 минут.

“Угадай песню (стихи)”.

Играет группа ребят. Определяется водящий, он отходит за пределы слышимости. Ребята подбирают песню или стихотворение, из которых выбирается ода строка или куплет. Например, строчка пушкинского стихотворения: “Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…” Все ребята, сидящие по кругу, берут себе по одному слову из этой строчки. Водящий возвращается и начинает опрос ребят. Он может задавать любые вопросы, самые несуразные, всем по очереди или в разбивку, типа “Твое отношение к соленой капусте?”, а отвечающий должен употребить доставшееся ему слово: “У меня к капусте чудное отношение!”

“Коначко” (конец-начало-конец).

Играть можно вдвоем, втроем, двумя командами или по кругу. Слова необходимо подбирать таким образом, чтобы последний слог первого слова служил началом второго: РУКА-КАПОР-ПОРОГ и т.д. замешкавшийся выбывает из игры. Можно индивидуально составлять цепочки на определенную тему. Побеждает тот, чья цепочка длиннее.

“Чепуха”

Двое играющих в тайне от других играющих договариваются о теме, на предмет которой они будут общаться невербальными средствами. Начинают разговор. Очевидцы, догадавшись, о чем идет речь, подключаются к беседе. Когда все будут вовлечены в игру, с последнего подключившегося начинают выяснять предмет общения – кто как понял тему беседы и какую информацию передавал сам.

“Шли по улице”.

Всем играющим присваиваются номера. №1 начинает: “Шли по улице 4 крокодила”, №4 отвечает: “А почему 4?, №1: “А сколько?”, №4: “А 8”. В игру вступает №8: “А почему 8?”, №4: “А сколько?”, №8: “А 5!” и т.д. если кто ошибся или замешкался, отдает фант. Собранные фанты в конце игры разыгрываются.

“Угадай, кто это”.

Тот, кто начинает, выбирает кого-то из игроков и описывает его так: Он маленький, веселый и темноволосый. Все смотрят друг на друга. Может, это Рита, Таня или Костя? Если никто не может угадать, описание можно уточнить: на этом человеке черные лакированные туфли, красная кофта и в волосах заколка. Теперь, конечно, всем ясно, что это Юля.

“Нащупанный банан”

Дети садятся в кружок. У каждого под рубашкой что-нибудь спрятано. Один из детей пытается на ощупь отгадать, что же там такое. Игра становится интересней, если действует правило: сразу не называть угаданные предметы, а ощупать все, что спрятано и только тогда назвать у кого что спрятано.

“Обмен одеждой”.

Дети садятся в кружок и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь ее запомнить. Затем один из них выходит за дверь, а несколько игроков меняются частями одежды. Ведущий входит и пытается определить на ком одеты чужие вещи и кому они принадлежат. Сразу бросится в глаза, если мальчик Саша наденет юбку Ани. Не так заметно, когда меняются носками.

“Внимание, он приближается!”

Дети встают в кружок как можно плотнее друг к другу. Они передают из рук в руки мягкую игрушку или еще какой-нибудь предмет, пока звучит музыка. Каждый старается как можно скорее избавится от этого предмета. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется игрушка, выходит из игры.

“Подарки”.

Играющие садятся полукругом и выбирают водящего, затем предлагают ему ненадолго выйти. Каждый играющий готовит себе подарок: ножик, карандаш, монетку, булавку и т.п. Зовут водящего. Он обходит всех и старается запомнить, у кого какой предмет. Затем он вторично выходит, а играющие собирают все вещи в одно место. Опять зовут водящего и предлагают ему раздать подарки кому какой хотелось. Если водящий раздаст правильно подарки. Выбирают нового водящего; если ошибется, повторяют в третий раз. После третьего же раза выбирают нового водящего.

“Моментальный снимок”.

Ведущий кладет на стол несколько предметов (карандаш, коробочек, скрепку, ножик и т.п.) и накрывает их листом бумаги. Затем зовет играющих. Когда все приготовятся, он приподнимает закрывающий предметы лист на 3-5 мин и снова закрывает. Предлагается, чтобы каждый записал, какие он видел предметы. Потом проверяют правильность запоминания. Выигрывает запомнивший больше других и без ошибок.

“Что изменилось?”.

На столе раскладывают 10-15 открыток. Играющим предлагается в течение 1-2 мин запомнить расположение нескольких открыток. Когда все посмотрят вторично, предлагается сказать, какие были сделаны перемещения. Выигрывает тот, кто укажет правильно все (или большее число) изменения.

“Руки на стол!”.

Играющие делятся на две равные группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, пуговицу, резинку – и начинает передавать ее под столом. Неожиданно один из играющих другой группы громко говорит: “Руки на стол!”. Тотчас вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обязательно должен находиться предмет. Вторая группа должна угадать, у кого он находиться, причем угадывает один, советуясь с товарищами. Если он угадает, предмет переходит к его группе. Тогда вся группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает, у кого он находится. Если не угадает, то предмет остается у первой группы и она выигрывает очко. Так играют до условленного количества выигрышных очков.

“Веселая игра в ложки”

Приготовьте на одну ложку меньше, чем участников игры. Пусть участники игры сядут в кружок на корточках, руки за спиной. Посередине по кругу положите ложки (на одну меньше, чем частников игры). Ведущий рассказывает историю, которая может начинаться приблизительно так:

Жила-была одна семья. Фамилия у них была Ложкины…

Услышав слово “ложка”, дети должны как можно скорее схватить одну из ложек. Тот, кому не досталось ложки, выбывает из игры. Затем ложки опять кладутся на прежнее место и игра продолжается. Не забудьте при этом отложить одну ложку в сторону, а потом история продолжается:

Однажды в воскресенье Ложкины решили сходить куда-нибудь пообедать всей семьей. Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расстаться со своей пижамой. “Если ты немедленно не оденешься, то получишь ложкой по лбу!” - сказал папа, рассердившись. Но Олег упрямо стоял на своем. Бабушка сказала: “А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложечками” - и уговорила внука. Олег переоделся и все сели в машину. Кафе называлось “Золотая ложка”. Там все было очень красиво, а официанты вели себя необыкновенно солидно. За одним из столов сидела толстая дама с рыжей собачонкой, а напротив нее худой господин, ее муж, который облизывал свою ложку. “Взгляни, дорогая, - сказал он толстой даме, увидев, как семя Ложкиных садится за столик. – удивительно, сколько детей – и всего одна собака!” Подали еду. Только пап собрался налить маме стаканчик вина, как пес Мопси потянул за скатерть. Хаос вышел отменный. На пол полетели тарелки, вилки, ножи стаканы и ложки. Прибежал ужасно взбудораженный официант. Он успокоился только после того, как папа Ложкин за все заплатил. Семье Ложкиных пришлось уйти из кафе. Они пошли прямиком к палатке, где продавали сосиски, поели жареных колбасок, очень вкусных. Только мопс ничего не получил: в наказание ему пришлось просто смотреть.

Вместо ложек можно поиграть в другие предметы, например, в каштаны, плюшевых верей, кубики и т.д. Важно только, чтобы они находились от детей на одинаковом расстоянии. Дети непременно должны держать руки за спиной и обращаться друг с другом аккуратно. Бережно. А выдумать историю вовсе не так уж трудно. Она вполне может быть длинной, но обязательно интересной и веселой.