Магия фокусов. История игральных карт и карточных фокусов Научные фокусы конец xviii начало xix века

МБОУ «Кирская СОШ»

1. Введение

Тема исследования: «Тайны фокусов»

Актуальность исследования: Мы считаем, необходимым проведение этого исследования, так как: 1) Мы хотим открыть тайны фокусов для того, чтобы научиться показывать фокусы; 2) Данное исследование помогло бы привлечь окружающих к искусству иллюзии (фокусов).

Цель нашего исследования: раскрыть тайны фокусов

Задачи исследования: изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника; освоить основные правила фокусника; научиться показывать несложные фокусы.

Объект исследования: искусство иллюзий (фокусов)

Предмет исследования: история возникновения фокусов, способы показа несложных фокусов

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент

Характеристика источников, использованных для написания работы: в ходе исследования, мы посетили различные сайты о фокусах. На сайте elementrick. ru мы нашли информацию о возникновении фокусов. Основное направление этого сайта – обучение фокусам по видео. Раскрыть значение слова фокус помогла статья с сайта «Первый магазин фокусов и иллюзий». Данный сайт знакомит посетителей с интересными фокусами, а также предлагает купить необходимый реквизит для их проведения. С правилами начинающего фокусника мы ознакомились в статье «Фокусы» на сайте «Фабрика статей». Данный сайт предназначен для размещения статей на различную тематику.

Характеристика личного вклада авторов работы: на страницах Интернета нам не удалось встретить ни одной исследовательской работы учащихся о фокусах. Возможно, это связано с отсутствием интереса детей к искусству иллюзий. Думаем, что данная работа позволит привлечь внимание окружающих к искусству волшебства. А созданное нами видео с показом фокусов, безусловно, пригодится многим начинающим фокусникам, поэтому мы решили выложить его на YouTube.

2. Основная часть

2.1. Вступление

Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе мы решили провести исследование.

Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы.

Мы изучили необходимую информацию в книгах и Интернете и вот, что узнали.

2.2. История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

В 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

В 20 веке в мире появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Гарри Гудини, Девид Копперфильд, Дэвид Блэйн, Братья Сафроновы. Главной задачей современных фокусников и иллюзионистов показать зрителям самые удивительные и шокирующие трюки. [ 1 ]

Вывод: Изучив историю возникновения фокусов, мы поняли, что искусство иллюзий фокусов одно из самых древних искусств. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ. Их можно показывать везде: на сценах театров, на аренах цирка и зрелищных площадках, на туристских привалах и даже дома, за столом среди друзей.

2.3. Главный принцип работы фокусника – отвод глаз

В чем же заключается главный принцип работы любого фокусника. Владимир Даль в своем словаре, верно подметил то, что «фокус» – это отвод глаз, отвлечение внимания. Это главное правило в работе фокусника-иллюзиониста. [ 2 ]

Люди устроены так, что следить одновременно за несколькими действиями они не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Во время представления, кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так. Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Это так называемые неуловимые движения иллюзиониста.

Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.

Вывод: У каждого фокуса есть две стороны: одна – явная, её зрители видят, а вторая – тайная, и о ней можно только догадываться. И задача фокусника заключается в том, чтобы показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна.

2.4. Пять основных правил, которые нельзя нарушать начинающему фокуснику

Теперь мы знали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику? На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:
1. Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.
2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.
4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.
5. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны. [ 3 ]

2.5. Учимся показывать несложные фокусы

Фокусы любят все – их интересно смотреть, потому что фокусник похож на волшебника. Но еще интереснее их показывать: чувствуешь себя чародеем, магом. А еще психологи говорят, что фокусы учат людей работать при аудитории, быть внимательными, ловкими и, конечно же, подготовленными.

Теперь мы горели желанием поскорей научиться показывать фокусы, но с каких фокусов лучше начинать обучение, ведь их великое множество. В одних фокусах происходит исчезновение предметов, в других наоборот появление. Мелкие предметы в руках фокусника превращаются в крупные, а крупные - в мелкие. Фокусники могут читать мысли зрителей, отгадывать их желания. Да и реквизитов для проведения фокусов великое множество: платки, веревки, стаканы, игральные карты, шарики, спички, монеты и много другое.

На страницах видеохостинга YouTube мы нашли видео, на которых знаменитые фокусники Борис Арбузов (программа «Копилка фокусов») и Илья Ларионов (программа «Школа волшебства») обучают детей секретам фокусов. Сначала мы с удовольствием просмотрели обучающие видео, а потом попробовали сами показать понравившиеся фокусы. С первого раза показать фокусы у нас, конечно же, не получилось. Но изрядно потренировавшись, мы смогли добиться неплохих результатов.

В результате упорных ежедневных репетиций мы освоили несколько фокусов.

В школе мы поделились результатами своего труда со своими одноклассниками, показали им изученные фокусы. Все ребята в классе тоже захотели стать фокусниками.

3. Заключение

Проведенное исследование открыло для нас много нового:

Узнали, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет. Поняли, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. Освоили основные правила фокусника и научились показывать несложные фокусы.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли раскрыть тайну фокусов. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Использованные ресурсы: http://elementrick. ru/istoria-fokysov-illyziy/
http://www. magic-shop. ru/?action=news_view&id=126
http://article-factory. ru/fokusy/obuchenie-fokusam/745-fokusy. html
http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%98%D0%B B%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Приложение 1

История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Свидетельством этого является девнегреческий папирус, на котором изображен Деди из Дедснефу, демонстрирующий фокус фараону. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей, а потом приращивали головы обратно, также с помощью этих «сил» в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. И, таким же образом, по «воле богов» распахивались огромные ворота, из-под земли вылезали огромные статуи этих богов, эти статуи могли протянуть руки к народу (благословляя народ), статуя могла даже заплакать. Но, как известно, подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы. Таким образом, искусство фокусов тогда чаще всего использовалось для манипулирования народом.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью. Но даже при таких обстоятельствах находились умельцы, которые быстро подчиняли своему влиянию богобоязненных людей.

В XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним “Фокус Покус” (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного “колдовства” (полностью оно звучало, как “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео”) для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово "фокус" до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus - очаг, огонь).

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. В то время широкую известность и знаменитость имел иллюзионист Айзек Фоукс, заслужив её, выполняя трюки прямо на глазах у всех – в ярмарочных балаганах и на званых вечерах.

Так к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, те фокусы, которые исполнитель (представлявший себя доктором или профессором) объяснял с научной точки зрения. Например, Жан-Эжен Робер-Удэн свой трюк с левитацией объяснял как свойства газа (эфира). На самом деле газ не имеет к трюку никакого отношения, но в то время народ был вполне уверен, что дело только в этом газе. И позже Робера Удэна называют «отцом современного фокуса», но самое интересное в его биографии то, что профессионалом он стал только в 60 лет. Робер Удэн являлся также прекрасным изобретателем, усовершенствовавшим как технику многих трюков, так и реквизит для них использующийся. Удэн стал легендарной фигурой и профессия иллюзиониста своей популярностью, во многом, обязана ему.

Так к началу 19 века в США и в Европе появляется множество групп фокусников и иллюзионистов, которые очень часто гастролировали, давая выступления в самых разных театрах. И в 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

20 век в истории развития искусства фокусов и иллюзий становится самым «плодоносным», поскольку в мире появляются такие великие иллюзионисты как Дэвид Девант, который успешно прославился в трюках с левитацией и чтением мыслей, американцы Тюрстон и Даунс, прославившиеся в карточных фокусах, а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и, конечно же, Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс), являющийся одним из самых талантливых людей мира.

Но в середине 20 века у фокусников и «волшебников» появляется очень сильный соперник – телевидение, которое довольно сильно забилось в ряд любимых удовольствий человека. Но «реальный» контакт артиста зрителя так же остается довольно популярным, что заставляет людей не забывать про театры и цирки, куда стекается очень много фокусников и иллюзионистов.

К концу 20 началу 21 века в мире появляются такие великие звезды Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд и Ланс Бертон у которых по сей день много последователей.

В настоящее время миру, также, известно много великих имен, ничем не уступающим, а как раз наоборот, опережающим своих предшественников. Такие Звезды как Дэвид Блэйн, Крисс Энджел, Братья Сафроновы показали миру немало удивительных и шокирующих трюков.

Приложение 2

Классификация фокусов

Фокусы можно классифицировать:

По возрастным интересам:

1. Детские фокусы

2. Фокусы для взрослых

По способу иллюзионных эффектов (составил):

1.«Созидание»

    Появление Исчезновение Перемещение (транспозиция) Изменение вида (трансформация) Восстановление

2. «Управление»

    Оживление Левитация Липкость

3. «Нарушение законов природы»

    Неуязвимость Проницаемость Совпадения Неудачи зрителя Аномальные явления

4. «Ментализм»

    Мысленный контроль Розыск, идентификация Чтение мыслей Передача мыслей Предсказания Экстрасенсорика [ 4 ]

По используемому в них реквизиту:

    Фокусы с «волшебной» палочкой. Фокусы с бумагой, газетами, конфетти. Фокусы с деньгами. Фокусы с платками, материей, шнурами и веревками. Фокусы с шариками, яйцами, кубиками. Фокусы с игральными картами. Фокусы с цветами, букетами, цветочными горшками. Фокусы с аквариумами, клетками, рыбками и животными. Фокусы с жидкостями, бутылками, рюмками, стаканами. Фокусы с сигарами, папиросами, спичками. Фокусы с электролампами, стеклами. Фокусы с часами, кольцами, будильниками. Фокусы со столиками, досками, рамочками, фотографиями. Фокусы со шпагами. Фокусы с головными уборами . Фокусы с крупной аппаратурой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОКУСОВ

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

Особенности математических фокусов.

Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки.

Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось развитие личности. Наши предки знали шахматы и шашки, ребусы и загадки.

Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на свойствах чисел, действий, математических законах. Математических фокусов достаточно много, их можно найти в отдельных книгах для внеклассной работы по математике, можно придумать самостоятельно.

Основной темой арифметических фокусов являются угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что "отгадчик" знает и умеет использовать особые свойства чисел, а задумывающий этих свойств не знает.

Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.

Подобно многим другим предметам, находящимся на стыке двух дисциплин, математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими как слишком скучным делом. Математические фокусы, скажем прямо, не принадлежат к той категории фокусов, которая может держать зачарованной аудиторию из неискушенных в математике зрителей; такие фокусы обычно отнимают много времени, и они не слишком эффектны; с другой стороны, вряд ли найдется человек, собирающийся черпать глубокие математические истины из их созерцания.

И все-таки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений соединяется с занимательностью. Неудивительно поэтому, что наибольшее наслаждение они приносят тому, кто одновременно знаком с обеими этими областями. фокус математический иллюзия

Математические фокусы - самое любимое развлечение 17-18вв. Способность отгадывать задуманное число, результат арифметических действий считалось в те времена чуть ли не колдовством. Многие не знали, что эти отгадывания основаны на очень простых свойствах некоторых чисел и математических действий. Однако и теперь математические фокусы являются великолепным развлечением, они вызывают искреннее изумление и общий интерес, а самое главное - способствуют формированию логического мышления школьников, прививают им любовь к математике, показывают чудесные возможности этой науки.

В настоящее время имеется огромное количество самых разнообразных математических фокусов, в основе которых лежат различные математические теории, а также свойства задействованных предметов (игральных кубиков, карт, домино, календарей и др.).

Угадывание числа карт, снятых с колоды

Показывающий просит кого-нибудь из зрителей снять небольшую пачку карт сверху колоды, после чего сам тоже снимает пачку, но с несколько большим количеством карт. Затем он пересчитывает свои карты.

Допустим, их двадцать. Тогда он заявляет: «У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати». Зритель считает свои карты. Допустим, их одиннадцать. Тогда показывающий выкладывает свои карты по одной на стол.

Считая при этом до одиннадцати. Затем в соответствии со сделанным им утверждением откладывает четыре карты в сторону и продолжает класть карты, считая далее; 12, 13, 14, 15, 16. Шестнадцатая карта будет последней, как он и предсказывал.

Фокус можно повторять снова и снова, причем число откладываемых в сторону карт нужно все время менять, например одни раз их может быть три, другой -- пять и т.д. При этом кажется непонятным, как показывающий может угадать разницу в числе карт, не зная числа карт, взятых зрителем.

Объяснение. В этом тоже несложном фокусе показывающему совсем не нужно знать числа карт, имеющихся на руках у зрителя, но он должен быть уверенным, что взял карт больше, чем зритель. Показывающий считает свои карты; в нашем примере их двадцать. Затем произвольно берет какое-нибудь небольшое число, скажем четыре, и отнимает его от 20; получается 16. Затем показывающий говорит: «У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати». Карты пересчитываются, как это объяснялось выше, и утверждение оказывается справедливым ).

Использование числовых значений карт

Фокус с четырьмя картами

Колода карт тасуется зрителем. Показывающий кладет ее в карман и просит кого-либо из присутствующих назвать вслух любую карту. Предположим, что будет названа дама пик. Тогда он опускает руку в карман и достает какую-то карту пиковой масти; это, поясняет он, указывает масть названной карты. Затем он вытаскивает четверку и восьмерку, что дает в сумме 12 -- числовое значение дамы.

Объяснение. Перед демонстрацией этого фокуса показывающий вынимает из колоды трефового туза, двойку черв, четверку пик и восьмерку бубен. Затем прячет эти карты в карман, запоминая их порядок.

Перетасованная зрителем колода тоже опускается в карман, причем так, чтобы отобранные четыре карты оказались сверху колоды. Присутствующие и не подозревают о том, что при тасовании колоды четыре карты уже были в кармане показывающего.

Числовые значения отложенных четырех карт образуют ряд чисел (1, 2, 4, 8), каждое из которых вдвое больше предыдущего, а в этом случае, как известно, можно, комбинируя их различными способами, получить в сумме любое целое число от 1 до 15.

Карта требуемой масти вытаскивается первой. Если она должна участвовать в комбинации карт, дающих в сумме нужное число, тогда ее включают в общий счет вместе с одной или несколькими картами, которые вытаскиваются из кармана дополнительно. В противном случае первая карта откладывается в сторону, а из кармана вынимается одна или несколько карт, необходимых для получения нужного числа.

При показе нашего фокуса случайно может быть названа и одна из четырех отобранных карт. В этом случае показывающий вытаскивает из кармана сразу ее -- настоящее «волшебство»!

Встреченный нами в этом фокусе ряд чисел, из которых каждое последующее вдвое больше предыдущего, применяется и во многих других математических фокусах.

Удивительное предсказание

Кто-нибудь из зрителей тасует колоду карт и кладет ее на стол. Показывающий пишет название карты на листке бумаги и, не показывая никому написанного, переворачивает листок надписью вниз.

После этого на столе раскладываются 12 карт лицевой стороной вниз. Кого-нибудь из присутствующих просят указать четыре из них. Эти карты тут же открываются, а оставшиеся восемь карт собираются и кладутся под колоду.

Предположим, что были открыты тройка, шестерка, десятка и король. Показывающий говорит, что на каждую из этих четырех карт он будет укладывать карты из колоды до тех пор, пока не досчитает до десяти, начиная с числа, следующего за числовым значением данной карты. Так, например, на тройку придется положить семь карт, произнося при этом: «4, 5, 6, 7, 8, 9, 10»; на шестерку нужно будет уложить четыре карты; на десятку класть ничего не придется; фигурной карте в этом фокусе также приписывается числовое значение 10.

Затем числовые значения карт складываются:

3 + 6 + 10 + 10 = 29

Остаток колоды передается зрителю, и его просят отсчитать 29 карт. Последняя из них открывается. Листок с предсказанной заранее картой переворачивается, и написанное читается вслух. Конечно, там будет название только что открытой карты!

Объяснение. После того как колода будет перетасована, показывающий должен незаметно посмотреть, какая карта лежит внизу колоды. Именно эту карту он и предсказывает. Все остальное выходит само собой. После того как восемь из двенадцати карт будут собраны и положены под колоду, замеченная карта окажется по порядку сороковой. Если все операции, о которых говорилось выше, были выполнены правильно, мы неизменно будем приходить к этой карте). То обстоятельство, что колода вначале тасуется, делает этот фокус особенно эффектным.

Интересно заметить, что в описанном фокусе, как и в других, основанных на том же принципе, показывающий может разрешить зрителю приписывать любые числовые значения валетам, дамам и королям.

Фокус, собственно, требует только одного: чтобы в колоде были 52 карты; какие это будут карты, не играет ни малейшей роли. Если все они будут двойками, фокус тоже получится. Это означает, что зритель может приписать любой карте новое значение, какое ему вздумается, причем это не повлияет на успех фокуса.

Фокусы, основанные на различии цветов и мастей

Фокус с королями и дамами

Из колоды выбирают королей и дам и раскладывают их в две кучки: короли отдельно, дамы отдельно.

Кучки переворачивают лицевой стороной вниз и укладывают одну на другую. Зрители просят «снять» нашу колоду из восьми карт один или несколько раз.

Показывающий убирает кучку за спину и тут же открывает перед зрителями две карты. Оказывается, что это король и дама одной масти. С остальными тремя парами можно продемонстрировать то же самое.

Объяснение . Показывающему следует позаботиться лишь о том, чтобы в двух первоначальных кучках последовательность мастей была одинаковой.

«Снятие» этой последовательности не нарушит. За спиной показывающий только разделяет кучку строго пополам и получает нужные пары, беря в каждой половине верхнюю карту. В этой паре всегда окажутся король и дама одинаковой масти).

Использование лицевой и обратной сторон карт

Сопоставление числа карт черной и красной масти

Из колоды выбирают десять карт: пять красных и пять черных. Карты какого-нибудь одного цвета переворачиваются, и все десять карт тщательно тасуются зрителем. На мгновение показывающий убирает карты за спину. Затем он протягивает руки вперед, держит в каждой из них по пяти карт, которые тут же раскладываются на столе. Число открытых карт в каждой пятерке оказывается одинаковым, и эти карты будут различного цвета. Например, если в одной пятерке окажутся три красные карты, то в другой пятерке будут открытыми три черные карты. Фокус можно повторять сколько угодно раз, и он будет всегда удаваться.

Объяснение. Нетрудно сообразить, что среди карт одной пятерки будет открытых карт (а они одного цвета, например черного) столько же, сколько закрытых (красных) в другой пятерке.

За спиной следует просто разделить пачку пополам и, прежде чем показать карты зрителям, перевернуть одну из половин. Таким образом, благодаря тому, что карты перевернуты, число открытых карт в каждой пятерке будет одинаковым и эти карты будут разного цвета. В этом фокусе, конечно, можно пользоваться любым четным числом карт, нужно только, чтобы половина их была красной, а половина -- черной.

«Манхеттенские чудеса»

Зрителя просят снять колоду примерно посередине, взяв себе любую половину и пересчитать в ней карты.

Допустим, их 24. Два плюс четыре дает шесть. Зритель замечает в своей полуколоде шестую карту снизу, кладет эту полуколоду на другую и, подравняв карты, вручает их показывающему. Последний начинает сдавать карты по одной на стол, произнося при этом по-буквенно фразу «М-а-н-х-е-т-т-е-н-с-к-и-е ч-у-д-е-с-а» («The Magic of Manhattan»), причем так, чтобы на каждую положенную карту приходилось по одной букве. Вместе с последней буквой появится замеченная карта.

Объяснение. В результате описанной процедуры выбранная карта всегда оказывается на девятнадцатом месте сверху. Поэтому любая девятнадцатибуквенная фраза, например «П-о-р-а-з-и-т-е-л-ь-н-ы-е ф-о-к-у-с-ы», приводит к нужной карте).

Игральные кости

Игральные кости так же стары, как и игральный карты, а история зарождения этой игры так же неясна. И все же с удивлением приходится отметить, что самые ранние из известных игральных костей древней Греции, Египта и Востока имеют точно такой же вид, как и современные, т. е. кубик с цифрами от единицы до шестерки, нанесенными на грани кубика и расположенными таким образом, что сумма их на противоположных гранях равна семи. Однако кубическая форма игральной кости объясняется тем, что только правильный многогранник обеспечивает полное равноправие всех граней, а из пяти существующих в природе правильных многогранников куб обладает, явным преимуществом как атрибут игры: его легче всего изготовить, и, кроме того, он единственный из них, который перекатывается легко, но не слишком (тетраэдр перекатывать труднее, а октаэдр, икосаэдр и додекаэдр настолько близки по своей форме к шару, что быстро укатываются). Поскольку куб имеет шесть граней, то нанесение на них шести первых целых чисел напрашивается само собой, а расположение их с суммой -- семеркой -- представляется наиболее простым и симметричным. И это является между прочим единственным способом такого их попарно противоположного расположения, чтобы суммы всех пар были одинаковы.

Именно этот «принцип семерки» лежит в основе большинства математических фокусов с игральными костями. В лучших из таких фокусов упомянутый принцип применяется настолько тонко, что о нем никто и не подозревает. В качестве примера рассмотрим один очень старый фокус.

Угадывание суммы

Показывающий поворачивается спиной к зрителям, а в это время кто-нибудь из них бросает на стол три кости. Затем зрителя просят сложить три выпавших числа, взять любую кость и прибавить число на нижней ее грани к только что полученной сумме.

Потом снова бросить эту же кость и выпавшее число опять прибавить к сумме. Показывающий обращает внимание зрителей на то, что ему никоим образом не может быть известно, какую из трех костей бросали дважды, затем собирает кости, встряхивает их в руке и тут же правильно называет конечную сумму.

Объяснение. Прежде чем собрать кости, показывающий складывает числа, обращенные кверху. Добавив к полученной сумме семерку, он находит конечную сумму.

Вот еще один остроумный фокус, основанный на принципе семерки. Показывающий, повернувшись спиной к зрителям, просит нх составить столбиком три игральные кости, затем сложить числа на двух соприкасающихся гранях верхней и средней костей, потом прибавить к полученному результату сумму чисел на соприкасающихся гранях средней и нижней костей, наконец, прибавить к последней сумме еще число на нижней грани нижней кости. В заключение столбик накрывается платком.

Теперь показывающий поворачивается к зрителям и вынимает из кармана горсть спичек, количество которых оказывается равным сумме, найденной зрителем при сложении пяти чисел на гранях кубиков.

Объяснение. Как только зритель сложит свои числа, показывающий на мгновение поворачивает голову через плечо якобы для того, чтобы попросить зрителя накрыть столбик платком. В самом же деле он в это время успевает заметить цифру на верхней грани верхнего кубика. Допустим, это шестерка.

В кармане всегда должна быть 21 спичка. Захватив все свои спички, показывающий, вынимая руку из кармана, роняет шесть из них обратно. Иными словами, он вытаскивает все спички без стольких, какова цифра наверху столбика. Это число спичек и даст сумму цифр на пяти гранях.

То обстоятельство, что зритель складывает числа на соприкасающихся гранях соседних кубиков, а не взаимно противоположные числа одного и того же кубика, служит хорошей маскировкой применения принципа семерки.

Этот фокус можно демонстрировать и без использования принципа семерки. Следует лишь заметить цифры на любых двух гранях каждого из кубиков. Дело в том, что существуют, только два различных способа нумерации костей, причем один из них является зеркальным отображением другого и, более того, все современные игральные кости нумеруются одинаково: если держать кубик так, чтобы была видна тройка 1, 2 и 3, то цифры в ней будут расположены в порядке, обратном движению часовой стрелки (рис. 1).

Рисуя себе мысленно взаимное расположение цифр 1, 2, 3 и вспоминая принцип семерки, чтобы представить себе местонахождение цифр 4, 5, 6, можно, глядя сбоку на столбик (верхнюю грань верхнего кубика предварительно накрывают монетой), правильно назвать число на верхней грани любого кубика. При хорошем пространственном воображении и небольшой практике этот фокус можно показывать с поразительной быстротой.

Календари

Существует много интересных фокусов с использованием табель-календаря. Вот некоторые наиболее интересные из них.

Таинственные квадраты

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям, а один из них выбирает на помесячном табель-календаре любой месяц и отмечает на нем какой-нибудь квадрат, содержащий 9 чисел. Теперь достаточно зрителю назвать наименьшее из них, чтобы показывающий тут же, после быстрого подсчета, объявил сумму этих девяти чисел.

Объяснение. Показывающему нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9).

Спички

Существует много математических фокусов, в которых мелкие предметы используются просто как счетные единицы. Сейчас мы опишем несколько фокусов, для которых особенно удобны спички, хотя годятся и другие мелкие предметы, например монеты, камешки или листочки бумаги.

Сколько спичек зажато в кулаке?

На аналогичном принципе основан следующий фокус, для показа которого необходим коробок с 20 спичками. Показывающий, повернувшись спиной к зрителю, просит его вытянуть из коробка несколько спичек (не больше десяти) и положить в карман. Затем зритель пересчитывает оставшиеся в коробке спички. Допустим, их 14. Это число он «выписывает» на столе следующим образом: единица изображается одной спичкой, положенной слева, а четверка -- четырьмя спичками, положенными несколько правее. Эти пять спичек берутся из числа оставшихся в коробке.

После этого спички, изображавшие число 14, также кладутся в карман. В заключение зритель вынимает из коробка еще несколько спичек и зажимает их в кулаке.

Показывающий поворачивается лицом к зрителям, высыпает спички из коробки на стол и сразу называет число спичек, зажатых в кулаке.

Объяснение. Чтобы получить ответ, нужно вычесть из девятки число спичек, рассыпанных на столе ).

Кто что взял?

Еще один старинный фокус можно показать на 24 спичках, которые складываются кучкой рядом с тремя небольшими предметами, скажем, монетой, кольцом и ключиком. В фокусе просят принять участие трех зрителей (будем называть их условно 1, 2, 3).

Первый зритель получает одну спичку, второй -- две, третий -- три. Вы поворачиваетесь к ним спиной и просите каждого взять по вещице из лежащих на столе (обозначим их А , Б и В ).

Предложите теперь зрителю, держащему предмет А , взять ровно столько спичек из числа оставшихся в кучке, сколько у него на руках. Зритель, взявши Б , пусть возьмет дважды столько спичек, сколько у него на руках. Последнему зрителю, взявшему предмет В , предложите взять четырежды столько спичек, сколько у него на руках. После этого пусть все три зрителя положат свои предметы и спички в карманы.

Обернувшись к зрителям и взглянув на оставшиеся спички, вы сразу же говорите каждому зрителю, какой предмет он взял.

Объяснение. Если остается одна спичка, то зрители 1, 2 и 3 взяли соответственно предметы А , Б и В (именно в таком порядке).

Если осталось 2 спички, то порядок предметов будетБ , А , В .

Если осталось 3 спички, то А , В , Б .

Если 4 спички, то кто-то ошибся, так как подобный остаток невозможен.

Если 5, то порядок предметов будет Б , В ,А .

Если 6, то В ,А ,Б .

Если 7, то В ,Б , А ).

Удобным мнемоническим средством будет список слов, согласные буквы которых (в порядке их написания) соответствуют начальным буквам названий трех выбранных предметов. Так, например, если показывать фокус с ложкой, вилкой и ножом, то можно предложить следующий список слов:

1. Л и В е Н ь.

2. Л е Н и В е ц.

3. В о Л а Н.

5. В а Н и Л ь.

6. Н е В о Л я.

7. Н а Л и В к а.

Здесь буква «Л» должна обозначать ложку, «В» -- вилку, «Н» -- нож. Буквы расположены в словах в порядке, соответствующем порядку предметов. Числа, стоящие перед словами, обозначают число оставшихся спичек.

Монеты

Монеты обладают тремя свойствами, которые делают их удобными для демонстрации математических фокусов. Их можно использовать как счетные единицы, они обладают определенным числовым значением и, наконец, у них есть лицевая и обратная стороны.

В каждом из следующих трех фокусов демонстрируется какое-нибудь одно из этих трех свойств.

Таинственная девятка

Дюжина (или больше) монет размещается на столе в форме девятки (рис. 2).

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям. Кто-нибудь из присутствующих задумывает число, большее числа монет в «ножке» девятки, и начинает отсчитывать монеты снизу вверх по ножке и, далее, по колечку против часовой стрелки, пока не дойдет до задуманного числа. Затем он снова считает от единицы до задуманного числа, начав с монеты, на которой остановился, но на этот раз по часовой стрелке и только вокруг колечка.

Под монету, на которой закончился счет, прячется маленький кусочек бумажки. Показывающий поворачивается к столу и сразу же поднимает эту монету. Объяснение. Независимо от того, какое число было задумано, счет заканчивается всегда на одной и той же монете. Сначала сами проделайте все это в уме с любым числом, чтобы узнать, какая это будет монета. При повторении фокуса добавьте к ножке несколько монет, тогда счет закончится уже в другом месте.

В какой руке монета?

Вот старинный фокус, в котором используется числовое значение монеты. Попросите кого-нибудь взять в один кулак гривенник, а в другой -- копейку. Затем предложите умножить числовое значение монеты, лежащей в правом кулаке, на восемь (или любое другое четное число), а числовое значение другой монеты на пять (или любое нечетное число, какое вам захочется). Сложив эти два числа, зритель должен сказать вам, четное или нечетное число получилось. После этого вы говорите ему, какая монета у него в какой руке.

Объяснение. Если сумма четная, то в правой руке -- копейка; если нечетная -- гривенник. Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Игра царя Ура: понятие, история появления. Игры в чет и нечет в Древнем мире. Го как одна из пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр. Нарды как древняя восточная игра. Средневековые игры: шахматы, игральные карты. История азартных игр.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Причины возникновения искусства, его связь с традициями и ритуалами, история развития. Классификация искусства пo paзным кpитepиям, их жaнpoвaя диффepeнциaция. Видные теоретики искусства. Функции и цели искусства, диcкуccии o знaчимocти пpoизвeдeний.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Виды театрального жанра. Особенности жанров искусства, связанных с театром и музыкой. Опера как вид музыкально-театрального искусства. Истоки оперетты, ее родство с другими видами искусства. Моноопера и монодрама в театре. История возникновения трагедии.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Знакомство с архитектурными объектами, относящимися к чудесам света. История постройки Мавзолея, уцелевшие рельефы. Висячие сады Семирамиды как самое тёмное из всех чудес света. Характеристика Храма Артемиды в Эфесе, Статуи Зевса, Великой пирамиды в Гизе.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    История возникновения балета. Зарождение основ балетной техники в Парижской опере в 1681 г. Упразднение балета в Туркменистане в 2001 году. Балеты известных композиторов. Выдающиеся мастера балетного искусства России. Классическая балетная школа.

    презентация , добавлен 16.01.2013

    Деятельность модернистского журнала "Мир искусства", предпосылки возникновения и роль Дягилева в его создании, а также концепция, принципы издания, анализ роли и значения в культурной жизни России. История создания объединения художников "Мир искусства".

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Зарождение искусства батика; история его возникновения России. Основные виды художественной росписи ткани. Основы композиции в батике, колорирование. Методы обучения росписи в системе дополнительного образования; организация кружков младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    Развитие промыслов резьбы по кости, определяемое условиями ее получения. Хотьковская резьба по кости как один из самых молодых промыслов, находящийся в городе Хотькове Сергиево-Посадского района Московской области. Материалы и инструменты для резьбы.

    реферат , добавлен 11.12.2016

    Исследование истории возникновения искусства бумагокручения. Изучение технологии изготовления бахромчатых цветов, букетов, животных в технике квиллинг. Описания материалов, инструментов и приспособлений. Основные этапы изготовления открытки с цветами.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа№7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Фокусы и иллюзии .

Выполнила:

ученица 4 «Е» класса

Гилемханова Азалия

Научный руководитель:

Алехина Е.Ф.

Нефтекамск-2018

Оглавление:

Введение 3

Глава 1. Основная часть

1.1. Определение понятий «фокус» и «иллюзия» 5

1.2. История возникновения фокусов и иллюзий 7

1.3. Фокусники прошлого и настоящего 8

1.4. Виды фокусов 9

1.5. Секрет фокусов 10

Глава 2.

2.1. Опрос. 11

2.2. Правила фокусников 11

2.3. Фокусы-манипуляции своими руками 11

Заключение. 13

Список литературы и источников 14

Приложение

Введение

Актуальность:

С экранов телевизоров, уличных афиш на нас сыплется:

Уникальное событие!

Шоу магии!

Битва магов!

Великие и ужасные!

Невероятно и невозможно!

Неповторимо!.

Со страниц СМИ и экранов ТВ нас буквально атакуют информация о магии, волшебстве и невозможности повторения. В связи с отсутствием достаточного количества объективных знаний по данному вопросу, мы сталкиваемся с проблемой:

Как реагировать на транслируемую информацию?

Что это: ловкость рук, манипуляция, магия?

Мы перед ними бессильны, или же есть научно – объяснимые факты раскрывающие данную «псевдо-волшебную» науку?

Возникает вопрос:

Что такое фокус?

Может ли каждый из на стать фокусником?

Цель: изучить, что такое фокусы, н аучиться показывать простейшие фокусы.

З адачи :

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выяснить, есть ли различие в понятиях «фокус» и «иллюзия».

3.Изучить историю возникновения фокусов и иллюзий

4. Определить, какие бывают фокусы.

5. Найти информацию о знаменитых фокусниках.

Гипотеза: если захотеть, то каждый человек может научиться выполнять фокусы и иллюзии.

Объект исследования: необъяснимое, тайное, загадочное искусство иллюзий и фокусов.

Предмет исследования: фокусы и иллюзии.

Методы исследования:

1. Изучение литературы, материалов интернет-сайтов.

2. Наблюдение, анкетирование.

3. Анализ и обобщение результатов.

4. Изучение и практика фокусов.

Глава 1.

1.1. Определение понятий «фокус» и «иллюзия»

В словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова, Д.В.Дмитриева и Википедии (интернет-энциклопедии) можно получить следующие определения понятия «фокус».

Фокус-покус – фиглярство, шутка, морока, отвод глаз, непонятное явление, основанное на искусстве и притворстве (Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль).

Фокус- это:

1. Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком.

2. Точка, в которой объектив создает отчётливое изображение предмета. Быть в фокусе. Не попасть в фокус.

3. Очаг воспалительного процесса. Фокус в лёгких.

4. Средоточие, центр. Фокус землетрясения. Попасть в фокус всеобщего внимания (перен.; книжн.)

5. Трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости.

6. (перен. разг.) Уловка, проделка, привлекающие внимание своею необычностью, неожиданностью (Толковый словарь/С.И.Ожегов).

1 . Фокусом называют наглядную демонстрацию чего ибо необычного , невероятного , которая основывается на обмане зрения , внимания при помощи специально разработанных приёмов , движений , которые по общеизвестным представлениям не могут происходить , не могут быть осуществлены .

2 . Фокусом называют действие , которое требует от человека особой ловкости , умения .

3 . Фокусом называют хитроумный приём , уловку , ухищрение .

4 . Если вы просите кого - либо , чтобы всё было без фокусов , то это означает , что вы просите этого человека сделать какое - то дело серьёзно , не проявлять ненужную инициативу и т . п .

5 . Фокусом называют сложность , секрет в изготовлении какого - либо изделия , работе какого - либо устройства или в действии какой - либо конструкции .

6 . Фокусом называют необычный , неожиданный поступок , каприз и т . п . ( Толковый словарь русского языка Дмитриева ./ Д . В . Дмитриев . )

7. http :// www . scorcher . ru / any / magic . htm .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1.

Приложение 2

Опрос 97 учащихся МОАУ СОШ №7.

Приложение 3

Пособие начинающего фокусника.

Научные фокусы.

Фокус 1.

Узел на верёвке.

Можно ли завязать узел на верёвке, не выпуская из рук концов? Оказывается, да! Положите верёвку длиной 50-55 см на стол. Переплетите руки на груди. Затем нагнитесь к столу и возьмите поочерёдно каждой рукой по одному концу верёвки. После того как руки будут разведены, на середине верёвки появится узел

Как развести огонь под водой?

С детства мы знаем: огонь и вода – непримиримые враги. Но этот эксперимент доказывает обратное. Огонь может гореть даже под водой.

Вам понадобится: огарок свечки, миска, холодная вода, спички!

Ход эксперимента:

Прикрепляем огарок свечки ко дну миски (помощь взрослых). Зажги свечку и накапай расплавленным парафином на дно миски. Задуй свечку и прижми её донышко к пятну парафина. Подожди, пока тот остынет. Теперь наливаем в миску воды, только не полную, чтобы не доходила до верхушки свечи. Зажигай свечу и немного подожди.

Что происходит: огонь понемногу сжигает парафин, но свечка продолжает гореть, даже когда фитиль опустился намного ниже уровня воды. В свечке образовалась воронка, уходящая глубоко под воду.

Объяснение: обычно при горении парафин плавится и испаряется. Но в этом эксперименте свечка стоит в холодной воде. Вода понижает температуру парафина, поэтому его внешний слой не нагревается до температуры плавления. Иначе говоря, вода охлаждает свечку, и наружный слой парафина не плавится и не испаряется. Вокруг свечки образуются тонкие стенки, которые не позволяют воде залить огонь. Пламя выжигает вокруг фитиля воронку. Но в какой-то момент стенки воронки не выдержат давления воды, тогда свеча всё же погаснет.

Фокус 2.

Можно ли пилить дерево бумагой?

Бумага слишком мягкая и легко мнётся. Скорее всего порвётся, чем перепилит дерево. Многие думают именно так, однако это не всегда верно!

Вам понадобится: лист бумаги, циркуль, ножницы!, заточенный карандаш, длинный винт и гайка к нему, дрель!, деревянная палочка.

Ход эксперимента:

При помощи циркуля нарисуй на бумаге круг диаметром около 20 см. вырежи его. Кончиком карандаша расширь отверстие в центре, чтобы в него входил винт. Крепко затяни гайку, чтобы она прижала бумажный диск к шляпке винта. Теперь самая опасная часть. Попроси кого-нибудь из взрослых тебе помочь. Нужно вставить винт с бумажным диском в патрон дрели и включить её. Осторожно поднеси деревянную палочку к крутящемуся диску. Самое главное – случайно не коснуться диска рукой!

Что происходит: бумага легко перепилит деревянную палочку! Можешь попробовать перепилить пластиковый стаканчик. Он тоже не устоит перед бумажным диском.

Объяснение: благодаря быстрому вращению бумага становится жёсткой и не мнётся. Так же, как гибкий канат в натянутом состоянии становится прямым и твёрдым, бумага в эксперименте натягивается. При этом её край становится твёрдым и острым, как пила, и может разрезать древесину или пластиковый стаканчик. А ещё, ты и сам замечал, что о край бумаги легко порезаться. Такое иногда случается, если быстро провести пальцем вдоль края листа. Бумага разрезает даже кожу.

Фокус 3.

Как зажечь лампочку карандашом?

Этот эксперимент докажет, что лампочка может светить и без проводов. Вам понадобится: 1 плоская батарейка на 4,5 вольта, металлические ножницы, липкая лента, лампочка от карманного фонарика, карандаш с тёмным кружком грифеля на тупом конце.

Ход эксперимента:

Приложи цоколь лампочки (острый кончик) к кружку грифеля на тупом конце карандаша. Разумеется, сама по себе лампочка держаться не будет, поэтому лучше всего приклеить её к карандашу полоской липкой ленты. Положи карандаш на стол так, чтобы его отточенный кончик касался одной из лапок батарейки. Однако пока лампочка не горит. Раскрой ножницы и коснись одним кончиком второй лапки батарейки, а другим – резьбы лампочки.

Что происходит: как только соединишь ножницами лампочку и второй полюс батарейки, лампочка загорится!

Объяснение: совершенно ясно, что ножницы замкнули электрическую цепь. Ведь без электричества лампочка бы не зажглась. А роль проводов в этом эксперименте сыграли ножницы и карандаш. Металлические ножницы проводят электричество – это не удивляет, но карандаш? Ведь он же деревянный! А дерево электричество не проводит. Всё дело в грифеле. В современных карандашах он делается из графита. Графит – это минерал, который проводит электрический ток. Вот почему цоколь лампочки необходимо прижать именно к грифелю. Если цоколь соскользнёт и будет касаться дерева, лампочка не загорится.

Фокус 4.

Могут ли вилки висеть в воздухе?

Попробуй положить монетку на край стакана – едва ли тебе это удастся. Да и вилки крайне редко сами собой парят в воздухе. А вот если соединить то и другое, всё получится!

Вам понадобится: монетка средних размеров, 2 столовые вилки, стакан.

Ход эксперимента:

Насади вилки на монетку одна на другую, затем положи монетку на край стакана. При этом ребро монеты должно лишь чуть – чуть выступать за краешек. Действовать нужно очень осторожно. Не так-то просто сбалансировать конструкцию из вилок и монеты, чтобы она лежала не падая.

Что происходит: монетка лежит на стакане, а вилки повисли в воздухе! Они могут немного покачиваться, но не упадут.

Объяснение: трюк с вилками основан на смещении центра тяжести. Центр тяжести – это воображаемая точка, на которую приходится основная масса тела. Если взглянуть на какой-либо предмет, можно представить, где расположены самые тяжёлые части, а где самые лёгкие. Тогда станет ясно, где же находится центральная точка. В случае с конструкцией из монетки и вилок центр тяжести приходится как раз на край монеты. Вот почему удалось положить монету на край стакана: конструкция уравновесилась и не упала

Фокус 5.

Химический вулкан.

Этот простейший опыт позволяет получить наглядное представление о том, что такое химическая реакция.

Вам понадобится: сода (углекислый натрий) – 2 чайные ложки; уксус столовый (9-процентный) – 2 столовые ложки; полый цилиндр диаметром 2–3 см и длиной порядка 5 см (его можно изготовить самостоятельно, а можно просто воспользоваться любой готовой тарой, например, в ходе редакционных экспериментов использовалась коробочка из-под зубочисток); вода – 50 мл; гуашь или акварель красного цвета; пластилин; чайное блюдце.

Подготовка: установить коробочку на блюдце, сверху налепить пластилин таким образом, чтобы получилась широкая в основании и сходящаяся кверху гора с отверстием наверху. Для формирования горы можно воспользоваться как однотонным пластилином, так и использовать разные цвета, а также разнообразить рельеф нашей горы, вылепив уступы, скальные навесы, расщелины. Чем больше мы потрудимся над горой, тем красивее будет наше предстоящее извержение вулкана.

Ход эксперимента:

Насыпьте в отверстие вулкана две чайные ложки соды (пропорции можно менять экспериментальным путем для достижения более или менее сильного эффекта). Заполните стакан теплой (но не горячей) водой на четверть, добавьте и размешайте немного красной или бордовой гуаши или акварели до образования интенсивного цвета. Влейте в окрашенную воду 2 столовые ложки уксуса и все перемешайте. Осторожно выливайте в жерло вулкана получившийся раствор и наслаждайтесь его извержением.

Объяснение: сода и подкрашенный раствор уксусной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.

Фокус 6.

Давление воды.

Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия.

Вам понадобится: пластиковая бутылка, вязальная спица, вода.

Ход эксперимента:

Наполни бутылку водой и поставь вертикально. Сделай в бутылке три отверстия вязальной спицей (помощь взрослого).

Что происходит: струи воды вырываются из отверстий с разной силой.

Объяснение: нижние слои воды находятся под более сильным давлением, поэтому струя из нижней дырочки бьёт дальше всего.

Фокус 7.

Как научить монетки танцевать?

Вам понадобится: несколько листов бумаги, цветные карандаши, 2 мелкие монетки, клей, нитка, 2 стула.

Ход эксперимента:

Нарисуем на бумаге клоуна, вырежем его, обведём по контуру на другом листе и вырежем второго клоуна. Привяжем концы нитки к ножкам двух стульев и расставим стулья, чтобы нитка натянулась. Поставим одного клоуна на нитку, чтобы он прошёл у неё между рук. Что произошло? Клоун упал. А теперь приклеим к его рукам по монетке и наклеим вторую фигурку на первую, чтобы монетки оказались между слоями бумаги. Раскрасим клоуна с обеих сторон. Попробуем поставить его на канат ещё раз.

Что происходит: клоун превосходно держится на канате и не падает. Сможет балансировать даже на кончике карандаша, ни разу не упав.

Объяснение : клоун не падает из-за особого расположения центра тяжести. Центр тяжести – это воображаемая точка, на которую приходится основная масса тела. Наш центр тяжести находится где-то в области живота. Тоже самое и с бумажным клоуном: его центр тяжести расположен примерно в животе. Если поставить его на нитку без монеток, центр тяжести окажется выше нитки. Стоит клоуну чуть отклониться в сторону, и центр тяжести потянет его вниз. Фигурка опрокинется. Но когда мы приклеим к его рукам две тяжёлые монетки, центр тяжести окажется у клоуна между рук – под ниткой. Теперь клоун крепко стоит на канате и не упадёт. К этой уловке прибегают и мотоциклисты в цирке, которые ездят по канату: снизу к мотоциклу подвешен тяжёлый груз, смещающий центр тяжести.

Инструкция о мерах предосторожности.

Прежде чем начать любой эксперимент, посоветуйся с кем-нибудь из взрослых, покажи описание опыта и объясни, где и как ты собираешься его проводить. Если в описании сказано, что тебе понадобится помощь взрослых, то твой помощник должен оставаться до самого конца опыта. Никогда не пытайся самостоятельно пользоваться острыми инструментами или нагревать какие-либо вещества. Посмотри, что тебе потребуется для опыта, и подготовь всё необходимое заранее. Экспериментируя, не забудь про блокнот и карандаш. Очень полезно перед началом опыта записать, какие результаты ты ожидаешь получить. По окончании опыта запиши полученные результаты и сравни с теми, которых ты ожидал. Подтвердились ли твои ожидания? Если нет – подумай почему. Соблюдай осторожность во время опытов с бытовыми химикатами, такими, как мыло или жидкость для мытья посуды, а также с продуктами. Не забудь спросить разрешения взять эти вещества для опытов. Закончив эксперимент, выброси всё использованное. Продукты, над которыми проводились опыты, есть нельзя! Обязательно вымой руки до и после экспериментов с химикатами или продуктами. По окончании опыта убери всё на место. Особенно важно аккуратно убрать такие предметы, как стаканы, бутылки, ножницы, вязальные спицы, резинки и пластиковые пакеты. Эти вещи могут причинить вред маленьким детям и домашним животным. Даже самый небольшой тазик с водой может быть опасен для малыша.

О.БУЛАНОВА

Неизвестно доподлинно, когда и где возникли карты. Есть лишь две легенды. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 г. н.э. Другая утверждает, что карты появились в Китае примерно в 1120 г. н.э. – ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц.

Зато четко зафиксирован момент появления игральных карт в Европе – 1376 г., Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов.

Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды – Нейрис.

“Обратите внимание, что игральные карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, – писал в 1956 г. американский исследователь Джесси Мюллер. Любовь олицетворяется червами, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть”. Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.

Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 г., в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три: швейцарская – с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая – с желудями, листьями, сердцами и колоколами; французская – с трефами, пиками, червами и бубнами.

Наиболее устойчивой оказалась последняя, которая после Тридцатилетней войны практически вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти всюду.

Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие: мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени: красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи, 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе, а четыре масти соотносятся с весной, летом, осенью и зимой.

Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму – в 12, короля – в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив “единичного” джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Получается кодированный календарь.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось – Рикко де ла Молиньер. И год – 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды фокусников.

У карт вообще уникальная судьба… Одни не уважают игру в карты за то, что все подчиняется воле случая – и никакого стратегического мышления, как в шахматах. Лишь случай и риск. Другие возражали, что подлинная жизнь – это и есть риск, т.е. удача или банкротство. Карточная игра не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?

Эти две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Английский король Генрих VIII в 1526 г. вообще объявил карты “дьявольской игрой” и поставил вне закона, а уже в 1541 г. запрет был снят.

Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелища, то каковы внутренние пружины? Первый, самый невысокий уровень – использование заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием.

Иное дело – фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австрийский чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что “любой фокус требует от начала до конца всего фокусника”, даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.

Гофцинзер – легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более 5000 карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных идей, остальное – лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук. Т.е. работает чистая математика и расчет.

“Без некоторой ловкости рук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители – без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, – писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. – Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки – всего лишь декоративная составляющая”. Весьма точное и грамотное наблюдение.

Через 20 лет после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем.

Высший класс карточной магии – фокусы, основанные исключительно на ловкости рук. По свидетельству иллюзиониста Э.Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо “был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты “вытаскивались” из “носа”, “уха”, “рта” зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами – и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами”.

“Кто я? Откуда пришел? Куда иду?” – такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и- Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце XIX в. он выступал в знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов.

Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды только что выбранные зрителями карты, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на представления и придирчиво изучали бесподобную технику.

Но самым таинственным фокусником, по мнению специалистов, является Шарлье, замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Он объявился тихо и неожиданно – в Лондоне, около 1870 или 1874 г. Он поселился на окраине в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье.

Шарлье был карточным фокусником. Он не признавал никакого реквизита. “Величайший мастер в карточных манипуляциях”, – отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие мастера того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю под названием “вольт Шарлье”.

О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, гравируя надписи на часах и портсигарах.

В 1882 г. Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них: видному иллюзионисту, посетившему его, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить лицом вниз. Из небольшого ящичка Шарлье извлек карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то “невероятно организованные жесты” над лежащей картой.

Затем его руки замерли в пространстве, и на чистой стороне карты проступило изображение выбранной карты! Потом Шарлье произвел несколько “разряжающих” пассов, и карта в его руках опять стала белой.

В мае 1992 г. в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти.

Зрители называли. Хассини щелкал по колоде, и названные карты оказывались лежащими рядом – либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Специалисты-коллеги проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как планировал фокусник.

По материалам Анатолия Карташкина

Иллюзия, как искусство появилось во времена Древнего Египта. Об этом свидетельствует множество фактов и доказательств. Первая В«рецензияВ» о сеансе иллюзиониста написана на папирусе, на котором описывается выступление Чатча-Эм-Анка перед королем Ху-Фу.

Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей, а потом приращивали головы обратно, также с помощью этих В«силВ» в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. Таким образом, по В«воле боговВ» распахивались огромные ворота, из-под земли вылезали огромные статуи этих богов, эти статуи могли протянуть руки к народу (благословляя народ), статуя могла даже заплакать. Также и в Древней Греции народ испытывал дикий восторг и восхищение от разных трюков, особенно от В«глобальныхВ» иллюзий в которых использовались большие и мощные механизмы. Даже фокус со стаканами и шариками, который многие профессиональные иллюзионисты до сих пор включают в свой репертуар, описан римлянином Сенекой еще в I веке нашей эры.
Но, как известно истории, тогда такие демонстрации и выступления, зачастую, считались как божественной силой или даром, так и сговором с силами тьмы и те, кто их демонстрировали, чаще всего, являлись жрецами, колдунами или пророками. Таким образом, искусство иллюзии, в те времена, чаще всего, использовалось для манипулирования народом. Самым страшным их них был индусский трюк. Фокусник забрасывал высоко в воздух конец каната, который терялся в вышине. Мальчик, помогавший ему, взбирался по канату наверх и тут же исчезал из виду. Колдун звал мальчика, но ответа не было. Тогда он сам, беря нож, лез наверх и тоже пропадал. Затем зрители слышали шум борьбы, и видели как на землю падали куски тела разрезанного мальчика... Через какое то время колдун спокойно спускался вниз с окровавленным ножом. Потом он складывал куски туловища мальчика, и тело оживало!
Ремесло фокусника также могло караться смертью — в средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью, но даже при таких обстоятельствах находились умельцы, которые быстро подчиняли своему влиянию богобоязненных людей.
Книга В«Открытие колдовстваВ» (The Disco-verie of Witchcraft) от автора по имени Реджинальд Скотт, по мнению многих, считается первой книгой по разоблачению, в которой раскрывались секреты многих фокусов, которые исполнялись с помощью ловкости, а не с помощью темных сил. Книга раскрывала секреты многих известных фокусов связанных с монетами, картами или веревками. Однако книга стала не первым разоблачающим пособием, а, как раз наоборот, первым учебником для фокусников!
В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. В то время широкую известность и знаменитость имел иллюзионист , заслужив её, выполняя трюки прямо на глазах у всех – в ярмарочных балаганах и на званых вечерах.

Так к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, В«научныеВ» фокусы, те фокусы, которые исполнитель (представлявший себя доктором или профессором) объяснял с научной точки зрения. Например, Жан-Эжен Робер-Удэн свой трюк с левитацией объяснял как свойства газа (эфира). На самом деле газ не имеет к трюку никакого отношения, но в то время народ был вполне уверен, что дело только в этом газе. И позже называют В«отцом современного фокусаВ», но самое интересное в его биографии то, что профессионалом он стал только в 60 лет. Робер Удэн являлся также прекрасным изобретателем, усовершенствовавшим как технику многих трюков, так и реквизит для них использующийся. Удэн стал легендарной фигурой и профессия иллюзиониста своей популярностью, во многом, обязана ему.
Так к началу 19 века в США и в Европе появляется множество групп фокусников и иллюзионистов, которые очень часто гастролировали, давая выступления в самых разных театрах. И в 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.
20 век в истории развития искусства фокусов и иллюзий становится самым В«плодоноснымВ», поскольку в мире появляются такие великие иллюзионисты как , который успешно прославился в трюках с левитацией и чтением мыслей, американцы и , прославившиеся в карточных фокусах, а также , Вальтер Хинс, Перси Шелбит и, конечно же, (настоящее имя Эрик Вейсс), являющийся одним из самых талантливых людей мира.

Но в середине 20 века у фокусников и В«волшебниковВ» появляется очень сильный соперник – телевидение, которое довольно сильно забилось в ряд любимых удовольствий человека. Но В«реальныйВ» контакт артиста зрителя так же остается довольно популярным, что заставляет людей не забывать про театры и цирки, куда стекается очень много фокусников и иллюзионистов.
К концу 20 началу 21 века в мире появляются такие великие звезды