Тициан вечеллио. Тициан Вечеллио: из жизни великого живописца эпохи Высокого и Позднего Возрождения Тициан вечеллио краткая биография

В конце XV века, в городке Пьеве ди Кадоре неподалеку от Венеции, родился один из великих живописцев эпохи Возрождения - Тициан. Выяснить точную дату его рождения биографам не удалось, однако известно, что художник появился на свет в промежутке от 1476-го до 1490 года. Судя по его собственным письмам, это был 1477 год, однако историки склонны считать более верной датой 1488-й.

Семья его родителей, Грегорио и Луччи Вечелио, была не только обеспеченной, но и знатной, а ее родословную можно проследить почти на 250 лет, минувших до рождения Тициана. Отец художника какое-то время занимал должности начальника народного ополчения и инспектора шахт, где добывали руду. Детей в семье Вечеллио родилось четверо - двое сыновей и две дочери. Сведений об их образовании история не сохранила - достоверно можно сказать лишь то, что Тициан не читал на латинском, знание которого отличало в то время людей хорошо образованных. Письма же за него писали под диктовку. Правда, эти недостатки совершенно не мешали ему дружить с поэтом Пьетро Аретино и другими литераторами, а современники рассказывали об общительности художника и его прекрасных манерах.

Примерно в 1500 году отец отослал Тициана и младшего сына Франческо в Венецию для обучения искусству живописи. Видимо, сначала Тициан учился у Себастьяна Дзуккато, потом называл своим учителем Дженти ле Беллини, а в конечном итоге стал учеником брата Дженти - Джованни Беллини, очень талантливого художника и педагога, который воспитал несколько поколений венецианских мастеров.

В мастерской Джованни Беллини Тициан подружился с Джордже да Кастельфранко - художником, получившим известность как Джорджоне. Вместе они стали организаторами общества профессиональных живописцев, а в 1507 году Джорджоне, бывший несколькими годами старше Тициана, открыл собственную мастерскую. Год спустя Тициан и Джорджоне вместе расписывали фасад здания немецких купцов Фондако Деи Тедески, но эти наружные фрески практически не сохранились.

Дружба художников оказалась недолгой - в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. По слухам. Тициан закончил несколько незавершенных им полотен, и не подлежит сомнению, что под влиянием Джорджоне художник находился еще несколько лет. Во многих его ранних работах видны мотивы живописи старшего друга - идиллическое изображение природы, мягкость интонаций. Однако в 1511 году Тициан создал фрески для падуанской оратории Скуола дель Санто на сюжеты о святом Антонии, и в этих работах уже ясно проступает его собственная монументальная манера. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности - это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества.

В 1513 году кардинал Пьетро Бембо, прославленный гуманист и друг Рафаэля Санти, стал секретарем римского папы Льва X и пригласил Тициана на службу к своему покровителю, но художник отказался от столь лестного предложения. К этому времени у Тициана уже имелась собственная мастерская и двое помощников, а кроме того, в Венеции его конкурентом был лишь Джованни Беллини. В 1516 году Беллини умер, и Тициан стал в республике ведущим художником, получив в 1517-м, помимо привилегии писать портрет дожа, государственное содержание, составлявшее сотню дукатов в год. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари - венецианской церкви.

Влиятельным покровителем Тициана стал Альфонсо I д"Эсте, герцог Феррары, заказавший художнику несколько мифологических картин. В 1518 году Тициан написал «Приношение Венере», в следующем году - «Вакханалию» и в 1523-м «Вакха и Ариадну» - огромные многофигурные композиции с напряженной динамикой. Написал он и портрет герцога, крайне заинтересовавший своим исполнением знатные семьи, а потому художник получил доступ в самые высокие круги общества.

В те же годы Тициан работал над полиптихом, который заказал епископ Аверольдо для Санти Надзаро-э-Чельсо, церкви в городе Брешиа. Особое восхищение вызвала у современников фигура святого Себастьяна - в ее изображении, как и во всем полиптихе, состоящем из пяти частей, Тициан использовал эффекты ночного освещения, сложный язык поз и ракурсов, движений и жестов.

В 1523 году Тициан работал в Ферраре, получив заказы от маркиза Мантуи Федерико Гонзаги и дожа Андреа Гритти. К тому времени определилась личная жизнь художника - любовь к девушке Чечилии принесла ему двоих сыновей, Орацио и Помпонио, а в 1925 году Тициан женился на матери своих детей.

Алтарными образами живописец продолжал заниматься и далее. Самые известные из них - «Мадонна дома Пезаро» (1526 год) для церкви Санта Мария Деи Фрари и «Убиение мученика Петра» (1528 год) для церкви Санти Джованни-э-Паоло, занявшее в объявленном церковью конкурсе первое место.

В конце 1529 года Тициан уехал в Болонью, чтобы написать портрет прибывшего в Италию императора Священной римской империи - Карла V. Император был от живописца в восторге, и со следующего года Тициан начал писать по его заказам. Подарив мастеру глубокое уважение императора Карла, судьба в 1930 году даровала ему также дочь Лавинию, но, видимо ради равновесия, отняла жену. После смерти Чечилии Тициан более не женился и жил вместе с детьми в огромном прекрасном доме, сад которого выходил на лагуну. Проблем с покупкой дома, да и вообще с финансами, у художника не было - после каждого портрета Карла V Тициан получал от императора тысячу золотых. В 1533 году Карл сделал живописца графом Палатинским и произвел в рыцари Золотой шпоры с пожизненной пенсией - ежегодно казначейство Неаполя выплачивало Тициану двести золотых.

Кстати, после того как Тициан написал портрет испанского короля Филлипа, приходившегося императору сыном, он получил такую же пенсию и от Испании. Таким образом, его годовой доход составлял около семисот золотых, и до конца своих дней художник ни в чем не нуждался - редкое счастье для творческого человека! Разумеется, помимо пенсий от королей и правительства Венеции были и иные доходы, ведь заказов Тициан получал неимоверно много. Он написал, к примеру, портреты римского короля Фердинанда, обоих его сыновей, королеву Марию и множество портретов придворных и знати.

В Венеции художник поддерживал тесные дружеские отношения со скульптором и архитектором Якопо Сансовино. Вместе с Пьетро Аретино они составляли триумвират, долгое время определявший характер художественной культуры Венецианской республики. Вместе со статусом «императорского живописца» это принесло Тициану огромное количество привилегий и невероятную популярность.

В 1536 году Тициан начал цикл «Двенадцать цезарей» для Федерико Гонзага, правителя Мантуи, а в 1538 году написал одно из самых знаменитых своих произведений - «Венеру Урбинскую». Эта картина послужила объектом для вариаций на ее тему очень многим художникам - по мнению знатоков, в европейской живописи просто не существует более соблазнительного, влекущего и свежего образа красоты женского тела.

В сороковые годы XVI века Тициан много путешествовал и много работал. Он создал новый жанр портретов, который поэт Аретино назвал «историей» - эти полотна изображали заказчиков во весь рост, а их торжественное великолепие сочеталось с сюжетной завязкой и сложностью характеров, что приближало парадные портреты к жанру «историческая картина». Пожалуй, это и предыдущее десятилетия стали самым успешным периодом творчества Тициана.

В 1545 году Тициан приехал в Рим, где осмотрел художественные памятники великого города и написал портрет римского папы Павла III и портреты могущественной семьи Фарнезе. Однако римские художники не сумели оценить разрыв Тициана с господствующим тогда «маньеризмом», появление в его картинах свободного колорита и натуралистической чувственности. В Риме Тициана посетил Микеланджело и, увидев уже готовую «Данаю», похвалил картину за «манеру и колорит», но посетовал, что венецианские художники не владеют «хорошими приемами работы», а покинув мастерскую, сказал, что творчество Тициана - слишком земное…

Год спустя Тициан стал почетным гражданином Рима, а в 1547 году умер художник Себастьян дель Пьомбо, работавший при дворе римского папы. Тициан попытался занять его должность, но получил отказ. Венецию он покинул снова в 1548 году, отправившись в Аугсбург, чтобы снова писать портреты Карла V и его придворных.

С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Финансовые проблемы у него возникли только с испанским двором - король Филипп очень неохотно отдавал обещанные деньги, и Тициан забрасывал его письмами по этому поводу. Но зато благодаря таким отношениям художник пользовался абсолютной свободой в выборе тем, интерпретаций и исполнения заказанных ему картин. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики.

В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа - «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Все три образа имеют общее в стилистике - Тициан использовал в ночных сценах новую технику живописи, разделение пластики и рисунка при рисовании фигур. Локальность цвета и точность деталей сменились живописью, которую Тициан творил красками, нанося их широкими мазками, а в завершение работы смешивал, растирая пальцами, словно скульптор, работающий с глиной. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника - его физической немощью и ослабшим зрением. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». «Персей и Андромеда», исполненные по заказу Филиппа II.

Но старость все же брала свое, и в душе художника поселились страх смерти и отчаяние - особенно после смерти в 1556 году Пьетро Аретино, с которым его связывала многолетняя дружба. В 1558 году скончался Карл V, а еще через год умер Франческо, брат Тициана и его верный помощник. Пережив эти удары судьбы, Тициан сосредоточился, в основном, на сюжетах религиозных.

В 1565 году появилась картина «Аллегория Времени», на которой изображены головы самого художника, Орацио, его сына, и Марко, его внука, соединенные с головами льва, волка и собаки - намек на связь прошлого, настоящего и будущего. И во всех произведениях этого периода красочные мазки выглядят словно хаотическими - Тициан отвергает натурализм, чтобы сделать акцент на эмоциях и передать свое отношение к сюжету картины.

Рисовал великий мастер до конца своих дней, и его кисть по-прежнему признавали несравненной. В 1576 году, страшное лето которого ознаменовалось для Венеции чумой, умер любимый сын Тициана - Орацио, и последний, незаконченный шедевр художника полон ощущения смерти. Картину «Оплакивание Христа», предназначенную для капеллы Христа (церковь Санта Мария Глориоза Деи Фрари), завершил его ученик Пальма-младший.

Тициан умер 27 августа 1576 года, предположительно от чумы. По некоторым источникам его обнаружили лежащим на полу и сжимающим в руке кисть. На следующий день венецианцы, словно забыв о продолжающейся эпидемии и карантине, торжественно похоронили своего знаменитого соотечественника там, где он и желал, - в церкви Фрари.

Состояние, оставленное прославленным художником, оказалось огромным - но в наше время заработанные Тицианом деньги кажутся весьма скромными в сравнении со стоимостью его картин.

К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи.

Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения

«По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. И что интересно, ни в самом роду Вечеллио, ни во всём Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников испокон веков не водилось. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Поэтому мальчикам приходилось наравне со взрослыми работать в кузнечных мастерских или же на рубке леса, а девочкам собирать ягоды и травы, из которых изготавливались красители для домотканого полотна.


Вознесение Девы Марии.(1518). Автор: Тициан Вечеллио.

По воскресным дням обязательными были посещения храма. Однажды Тициан, вернувшись из церкви под впечатлением иконописи, которой была расписана церковь, взял из домашней красильни красители и на белой стене дома изобразил облик Девы Марии, в котором без труда можно было узнать черты его матери.

И хоть отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, мать все же настояла на том, чтобы отправить даровитого сына на обучение рисованию в Венецию. А чтобы не так было страшно отпускать мальчишку одного с ним отправили и его старшего брата Франческо.

Венеция - город становления и поисков уникального почерка

Искусствоведы частенько говорят, что в эпоху Возрождения Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция - исключительно краски. Поэтому только Венеция могла дать миру лучшего колориста Тициана.


Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо в Венеции. (1500). Джентиле Беллини.

В 13-летнем возрасте юный Тициан приедет в этот удивительный город, чтобы остаться там навсегда и снискать мировую славу и себе, и Венеции. Не пройдет и семнадцати лет как молодому Тициану присвоят титул первого художника Венецианской республики. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. При этом, накладывая краски на холст не только кистью, как все художники, а шпателем и просто пальцем.

И что не мало интересно, до Тициана картины практически не писали на холстах. Живописцы творили свои работы на досках, подобно русским иконам, и на стенах в виде фресок. Но в Венеции был влажный климат, и такая живопись не была долговечной. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок.


Портрет Федерико II Гонзага.

«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых.


Портрет неизвестного с серыми глазами. Автор: Тициан Вечеллио.

С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь.


Кающаяся Мария Магдалина. Автор: Тициан Вечеллио.

Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов.


Портрет Томазо Винченцо Мости. Автор: Тициан Вечеллио.

Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.

Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».


Портрет Карла V. Автор: Тициан Вечеллио.

В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.


Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим несокрушимое здоровье. Его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами. А быть моделью для Тициана считалось за большую честь.


Венера перед зеркалом. (около 1555 г.) Автор: Тициан Вечеллио.

Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишела Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его натурщицы зачастую были с рыже-золотистыми волосами. От этого и цвет волос получил называние - тициановский.


Аллегория бренности. (1516). Автор: Тициан Вечеллио.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте, дочери художника Пальмы Старшего. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера. Этот роман вызвал у отца девушки бурю негодования - Тициан был старшее ее вдвое и был ровесником самого Пальмы.


Виоланта. Автор: Тициан Вечеллио.

И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви.


«Женщина перед зеркалом». (1515). Автор: Тициан Вечеллио.

Однако любимец женщин жену себе взял не из пышнотелых белокожих венецианок, а привез из тех горных мест, откуда сам был родом. Чечиллия долгое время была его экономкой, что не мешало ей рожать Тициану детей. Лишь намного позже Тициан обвенчается с ней.

Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков

Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его "за глаза" называли "тугодумом".

А ежели работа над картиной "не клеилась", Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли.


Портрет Альфонсо Д"Эсте, герцога Феррарского. Автор: Тициан Вечеллио.

Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д"Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера.

А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: "Тициан слелал", он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала "Тициан слелал, сделал", а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».

«Тициан Божественный»

Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно - до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки.


Автопортрет. Тициан Вечеллио.

Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа».


«Оплакивание Христа». Автор: Тициан Вечеллио.

По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
«Святой Себастьян». Эрмитаж. Автор: Тициан Вечеллио.
Кающаяся Мария Магдалина. Эрмитаж.

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини . Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне , с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная »(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия » (Мадрид), «Вакх и Ариадна » (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело , Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Тициан Вечеллио - величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм.

Несмотря на то, что мастер прожил почти сто лет, до последнего дня сохраняя ясность восприятия, мышления, ума, зоркость зрения и удивительную трудоспособность, благодаря чему он не выпускал кисть из рук до конца своих дней. Тициан оставил обширное художественное наследие. Его творчество приходится на период наивысшего расцвета Венеции, ее могущества и славы, время глобальных исторических событий.

Портрет мужчины в платье с синими рукавами (Людовико Ариосто). Около 1510

Начальный период творчества

Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам - в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Способности к рисованию мальчик проявил в возрасте десяти лет, и был отправлен родителями в Венецию на обучение. Он постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни Беллини, который познакомил его с уже известным тогда живописцем Джорджоне. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Именно это событие послужило тому, что о художнике заговорили очень рано, тем более уже первые его работы отличает весьма реалистическая передача деталей, что в молодом возрасте редко кому удавалось.

Первый период творчества Тициана приходится на время, когда Венеция, благодаря мощному флоту, прочным торговым связям и довольно развитой экономике, жила в спокойствии и благополучии. Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне безмятежной природы, а основными темами произведений искусства, представленными в аллегорической форме, что было особенно близко молодому Тициану, стали любовь, красота, поэзия отношений.

Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T.V». С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Впрочем, неважно на самом деле, кто именно изображен на холсте, поскольку внимание здесь нужно обратить именно на манеру письма молодого художника и мастерство исполнения. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.

Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.

В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Перед зрителем - двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. На переднем плане, обратившись к зрителю спиной, расположилась обнаженная женщина с флейтой в руке. Скорее всего, - это Муза. В левой части композиции стоит еще одна обнаженная дева, собирающаяся набрать воды в сосуд. Нагота героев выглядит весьма гармонично, поскольку является частью окружающей природы и важной аллегорией выражения целомудренных чувств. Вода в кувшине девушки - символ возможного очищения всего живого.

Однако в этой удивительно поэтичной атмосфере есть место прозе жизни, от которой невозможно укрыться: на заднем плане справа, под густыми кронами деревьев, бредет пастух со своим стадом овец. В глубине виднеются также крыши домов, в которых живут люди, не подозревающие о существовании такого райского уголка природы. Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. В картине прослеживается влияние приемов Джорджоне - изображение идеального мира, наполненного иллюзиями и как будто существующего вне времени. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.

Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Тот неохотно отрывается от своего занятия: хоть он и повернул голову в сторону, однако пальцы его продолжают трепетать над клавишами. Лицо мужчины сурово и вот, почему: слева изображен юноша в шляпе с надменным пустым взглядом, обращенным на зрителя, и застывшей на губах ироничной улыбкой. Видимо, мужчина, что постарше, понял, что этому слушателю абсолютно все равно, как они играют, он совершенно далек от мира музыки и безразличен к происходящему. Рассердившись и не желая ласкать слух молодого человека, не способного воспринять глубину и прелесть мелодии, он решил незамедлительно прервать своего напарника. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».

Сельский концерт. Окало 1510

Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки, и читать его необходимо справа налево. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости. Два черепа в его руке говорят о том, что недолог век молодой пары, ее ждет то же, что и все человечество: мы рождаемся, чтобы потом умереть. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах.

Прерванный концерт. Около 1510