Спарта. Древнее государство на территории Греции, история Спарты кратко, государственный строй древней Спарты, обычаи, быт в Спарте. Древняя Спарта: мифы массовой культуры и подлинные исторические реалии

Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне , так как Менелай, муж Елены , из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула . Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).

102. Лакония и её население

Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее с запада и востока горных хребтов, из которых западный назывался Тайгетом. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилась масса дичи, а в горах Тайгета было много железа; из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта, иначе называвшаяся Лакедемоном. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию.

Лакония и Спарта на карте древнего Пелопоннеса

Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты, были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а всему государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотами за известный оброк, платившийся ими натурою в виде большей части сбора. Периэкам была оставлена часть их земли; жили они в городах, занимаясь промышленностью и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты: уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну.

Руины театра в древней Спарте

103. Военная организация Спарты

Спарта была военным государством, и её граждане были прежде всего воинами; к войне привлекали также периэков и илотов. Спартиатов, делившихся на три филы с подразделением на фратрии, в эпоху процветания было только тысяч девять на 370 тысяч периэков и илотов, которых они силою удерживали под своею властью; главные занятия спартиатов составляли гимнастика, военные упражнения, охота и война. Воспитание и весь образ жизни в Спарте были направлены к тому, чтобы быть всегда наготове против возможности восстания илотов, каковые вспыхивали на самом деле время от времени в стране. За настроением илотов следили отряды молодежи, и все подозрительные безжалостно умерщвлялись (криптии). Спартанец не принадлежал сам себе: гражданин был прежде всего воин, всю жизнь (собственно до шестидесятилетнего возраста) обязанный службою государству. Когда в семье спартанца рождался ребенок, его осматривали, годен ли он будет впоследствии к несению военной службы, и хилых младенцев не оставляли жить. От семи до восемнадцати лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босыми и с непокрытой головой, питались очень скудно и подвергались жестоким телесным наказаниям, который должны были переносить без крика и стонов. (Их секли для этого нарочно перед алтарем Артемиды).

Воин армии спартанцев

Взрослые тоже не могли жить, как хотели. И в мирное время спартанцы разделялись на боевые товарищества, даже обедавшие вместе, для чего участники общих столов (сисситии) вносили известное количество разных продуктов, да и пища их была обязательно самая грубая и простая (знаменитая спартанская похлебка). Государство наблюдало, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законом образа жизни. У каждой семьи был свой надел из общей государственной земли, и этот участок нельзя было ни разделить, ни продать, ни оставить по духовному завещанию. Между спартиатами должно было господствовать равенство; они так прямо и называли себя «равными» (ομοιοί). Роскошь в частной жизни преследовалась. Например, строя дом, можно было пользоваться лишь топором и пилою, которыми трудно было сделать что-либо красивое. На спартанские железные деньги нельзя было ничего купить из произведений промышленности в других государствах Греции. Притом спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии (ксенеласия). Об умственном развитии спартанцы не заботились. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконизм ) вошло у греков даже в поговорку. Спартанцы сделались лучшими воинами в Греции – выносливыми, стойкими, дисциплинированными. Их войско состояло из тяжеловооруженной пехоты (гоплиты) с легковооруженными вспомогательными отрядами (из илотов и частью периэков); конницей они не пользовались в своих войнах.

Древний спартанский шлем

104. Устройство спартанского государства

105. Спартанские завоевания

Это военное государство очень рано выступило на путь завоеваний. Возрастание числа жителей заставляло спартанцев искать новых земель, из которых можно было бы делать новые наделы для граждан. Овладев постепенно всей Лаконией, Спарта в третьей четверти VIII века завоевала Мессению [Первая Мессенская война ] и её жителей тоже обратила в илотов и периэков. Часть мессенцев выселилась, но и оставшиеся не хотели мириться с чужим господством. В середине VII в. они восстали против Спарты [Вторая Мессенская война ], но были снова покорены. Спартанцы сделали попытку распространить свою власть и в сторону Арголиды, но были сначала отбиты Аргосом и лишь позднее овладели частью берега Арголиды. Больше удачи имели они в Аркадии, но уже сделав первое завоевание в этой области (город Тегея), они не присоединили его к своим владениям, а вступили с жителями в военный союз под своим предводительством. Этим было положено начало большому Пелопоннескому союзу (симмахии) под спартанским главенством (гегемонией). К этой симмахии мало-помалу пристали все части Аркадии, а также и Элида. Таким образом к концу VI в. Спарта стояла во главе почти всего Пелопоннеса. Симмахия имела союзный совет, в котором под председательством Спарты решались вопросы войны и мира, и Спарте же принадлежало самое предводительство на войне (гегемония). Когда персидский шах предпринял завоевание Греции , Спарта была самым сильным греческим государством и потому могла стать во главе остальных греков в борьбе с Персией. Но уже во время этой борьбы ей пришлось уступить первенство Афинам .


Вокруг древнегреческой Спарты и по сей день множество споров и мифов, рожденных массовой культурой. Действительно ли спартанцы были непревзойденными войнами и не любили умственный труд, действительно ли они избавлялись от своих собственных детей, и правда ли обычаи спартанцев были настолько суровы, что им запрещалось кушать в собственных домах? Попробуем разобраться.

Начиная разговор о Спарте, стоило бы отметить, что самоназванием этого древнегреческого государства было «Лакедемон», а его жители называли себя «лакедемоняне». Появлению названия «Спарта» человечество обязано вовсе не эллинам, а римлянам.


Спарта, как и многие древние государства, имела сложную по структуре, но логичную, систему социального устройства. Фактически общество делилось на полноправных граждан, неполноправных граждан и зависимых. В свою очередь каждая из категорий делилась на сословия. Илоты хотя и считались рабами, не были ими в привычном для современного человека понимании. Впрочем, «древнее» и «классическое» рабство заслуживает отдельного рассмотрения. Также стоит упомянуть об особом сословии «гипомейонов», в которое входили физически и умственно неполноценные дети граждан Спарты. Они считались неполноправными гражданами, но все же были выше ряда других социальных категорий. Существование подобного сословия в Спарте значительно сокращает жизнеспособность теории об убиении в Спарте неполноценных детей.


Этот миф укоренился, благодаря описанию спартанского общества, созданного еще Плутархом. Так, в одном из своих трудов он описывал, что слабых детей решением старейшин сбрасывали в ущелье в горах Тайгета. Сегодня учёные по данному вопросу к единому мнению не пришли, однако, большинство из них склоняется к версии о том, что такая необычная традиция в Спарте места не имела. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что греческие хроники, грешат преувеличениями и преукрашиваниями фактов. Доказательство чему было обнаружено историками после сравнения одних и тех же фактов и их описаний в греческой и римской хрониках.

Безусловно, в Спарте на протяжении всей ее описанной истории существовала очень жесткая система воспитания детей, в частности, мальчиков. Называлась система воспитания агогэ, что в переводе с греческого означает «увод». В спартанском обществе дети граждан считались общественным достоянием. Поскольку сама по себе агогэ была достаточно жестокой системой воспитания, не исключено, что процент смертности действительно был высок. Таким образом, убиение слабых детей сразу после рождения маловероятно.

Ещё один популярный миф - непобедимость спартанской армии. Безусловно, спартанская армия была достаточно сильной, чтобы оказывать влияние на своих соседей, однако, и она, как известно, знала поражения. К тому же спартанская армия в значительной степени проигрывала по многим вопросам армиям других держав, в том числе армии соседей греков. Воины отличались прекрасной выучкой и личным боевым мастерством. Они обладали прекрасной физической подготовкой. Более того, само понятие дисциплины в армии было перенято соседними народами именно у спартанцев. Даже римляне восхищались силе спартанской армии, хотя та в конечном итоге и проиграла им. Одновременно с этим спартанцы не знали инженерного дела, что не позволяло им эффективно осаждать города врагов.


Как утверждают историки, в спартанском обществе высоко ценилась дисциплина, мужество и доблесть на поле брани, почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях). И хотя порой лидеры спартанцев в вопросах политики отличались коварством и вероломностью, этот народ был одним из величайших представителей эллинской группы.

В Спарте была демократия. Во всяком случае, все наиболее важные вопросы решались общим собранием граждан, на котором те просто перекрикивали друг друга. Само собой, в Спарте жили не одни лишь граждане, и власть хоть и народа, принадлежала далеко не всему демосу.

Домашнее хозяйство спартанцев мало чем отличалось от хозяйства большинства других греческих городов-государств. На полях Лакедемона выращивались те же продукты. Спартанцы занимались скотоводством, разводя преимущественно овец. В большинстве своем труд на земле был уделом илотов – рабов, а также неполноправных граждан.

В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означат, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом. Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города.


Общественные связи и устои играли весьма важную роль в повседневной жизни спартанцев. Среди историков существует даже теория о том, что спартанцам, было, запрещено принимать пищу у себя дома, независимо от своего статуса и положения в обществе. Вместо этого, спартанцам полагалось принимать пищу исключительно в общественных местах, своеобразных столовых того времени.

Образ спартанцев, как и образ викигов, которых многие представляют как , безусловно, не избежал романтизации. Тем не менее, в лакедемонянах есть много того, чему не будет лишним поучиться и современному человеку, и того, что вошло в нашу повседневную жизнь. В частности, слово «лаконичный» имеет именно греческие корни и означает сдержанного, умеренного и не многословного человека. Именно с этим, словом в Пелопоннесе и за его пределами и отождествлялись спартанцы.

Среди множества древнегреческих государств выделялись два - Лаконика или Лакония (Спарта) и Аттика (Афины). По своей сути это были государства–антагонисты с противоположным друг другу общественным строем.

Спарта Древней Греции существовала на южных землях Пелопоннеса с IX по II век до н. э. Примечательна она тем, что в ней правили два царя. Свою власть они передавали по наследству. Однако реальная административная власть принадлежала старейшинам. Выбирались они из числа уважаемых спартанцев в возрасте не моложе 50 лет.

Спарта на карте Греции

Именно совет решал все государственные дела. Что же касается царей, то они выполняли чисто военные функции, то есть были командующими армией. При этом когда один царь уходил в поход, то второй оставался в городе с частью воинов.

Примером здесь может служить царь Ликург , хотя точно не известно, был ли он царём или просто относился к царскому роду и обладал огромным авторитетом. Древние историки Плутарх и Геродот писали, что он был правителем государства, но не уточнили, какую именно должность этот человек занимал.

Деятельность Ликурга относилась к первой половине IX века до н. э. Именно при нём были приняты законы, не дающие гражданам возможность обогащаться. Поэтому в спартанском обществе имущественного расслоения не было.

Всю пригодную для пахоты землю разделили на равные участки, которые назывались клеры . Каждая семья получила надел. Он обеспечивал людей ячменной мукой, вином и растительным маслом. По мнению законодателя этого было вполне достаточно, чтобы вести нормальную жизнь.

Роскошь безжалостно преследовалась. Были даже изъяты из обращения золотые и серебряные монеты. На ремёсла и торговлю также наложили запрет. Запретили продавать сельскохозяйственные излишки. То есть при Ликурге было сделано всё, чтобы люди не смогли заработать лишнего.

Главным же занятием спартанского государства считалась война. Именно покоренные народы обеспечивали завоевателей всем необходимым для жизни. А на земельных наделах спартанцев трудились рабы, которых называли илоты .

Всё общество Спарты было поделено на военные отряды. В каждом из них практиковались совместные трапезы или сисситии . Люди ели из общего котла, а продукты приносили из дома. Во время трапезы командиры отряда следили, чтобы все порции были съедены. В том случае, если кто-то ел плохо и без аппетита, то возникало подозрение, что человек плотно покушал где-то на стороне. Провинившегося могли изгнать из отряда или наказать крупным штрафом.

Спартанские воины, вооружённые копьями

Все мужчины Спарты были воинами, а военному искусству их обучали с раннего детства. Считалось, что смертельно раненый воин должен умирать молча, не издавая даже тихого стона. Спартанская фаланга, ощетиненная длинными копьями, приводила в ужас все государства Древней Греции.

Матери и жёны, провожая сыновей и мужей на войну, говорили: «Со щитом или на щите». Это означало, что мужчин ждали домой либо с победой, либо мёртвыми. Тела погибших соратники всегда несли на щитах. А вот тех, кто сбегал с поля боя, ждало всеобщее презрение и позор. От них отворачивались и родители, и жёны, и собственные дети.

Следует заметить, что жители Лаконики (Лаконии) никогда не отличались многословием. Выражались они кратко и метко. Именно с этих греческих земель и распространились такие термины как «лаконическая речь» и «лаконизм».

Нужно сказать, что Спарта Древней Греции имела совсем небольшое население. Его численность на протяжении веков стабильно не превышала 10 тыс. человек. Однако это небольшое количество людей держало в страхе все южные и средние земли Балканского полуострова. А достигалось такое превосходство за счёт жестоких обычаев.

Когда в семье рождался мальчик, то его осматривали старейшины. Если младенец оказывался слишком хилым или больным на вид, то его бросали со скалы на острые камни. Труп несчастного тут же поедали хищные птицы.

Обычаи спартанцев были чрезвычайно жестокими

В живых оставались лишь здоровые и крепкие дети. По достижению 7 лет мальчиков забирали у родителей и объединяли в небольшие отряды. В них господствовала железная дисциплина. Будущих воинов учили терпеть боль, мужественно сносить побои, беспрекословно подчиняться своим наставникам.

Периодами детей вообще не кормили, и они должны были самостоятельно добывать пропитание, промышляя охотой или воровством. Если такого ребёнка ловили в чьём-то саду, то жестоко наказывали, но не за воровство, а за то, что он попался.

Такая казарменная жизнь продолжалась до 20-летнего возраста. После этого молодому человеку выдавался земельный надел, и он получал возможность обзавестись семьёй. Следует заметить, что военному искусству обучались и спартанские девушки, но не в таких суровых условиях как у юношей.

Закат Спарты

Хотя покорённые народы и боялись спартанцев, но периодически восставали против них. А завоеватели хоть и обладали великолепной военной выучкой, но не всегда оказывались победителями.

Примером здесь может служить восстание в Мессении в VII веке до н. э. Возглавил его бесстрашный воин Аристомен. Под его руководством спартанским фалангам было нанесено несколько чувствительных поражений.

Однако в рядах восставших нашлись предатели. Благодаря их измене, войско Аристомена было разбито, а сам бесстрашный воин начал партизанскую войну. В одну из ночей он пробрался в Спарту, проник в главное святилище и, желая посрамить врагов перед богами, оставил на алтаре оружие, отнятое в бою у спартанских воинов. Этот позор остался в памяти людей на столетия.

В IV веке до н. э. Спарта Древней Греции начала постепенно слабеть. На политическую арену вышли другие народы, во главе которых стояли умные и талантливые полководцы. Здесь можно назвать Филиппа Македонского и его знаменитого сына Александра Македонского . Жители Лаконики попали в полную зависимость от этих видных политических деятелей древности.

Затем настал черёд Римской республики. В 146 году до н. э. спартанцы подчинились Риму. Однако формально свобода была сохранена, но под полным контролем римлян. В принципе, указанная дата и считается концом спартанского государства. Оно стало историей, но сохранилось в памяти людей до наших дней.

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

Царь Агесилай, полный имперских амбиций, желающий подчинить себе Грецию , иметь повсюду правительства, состоящие из его друзей, умудряется восстановить против себя всех греков, и прежде всего .

Фивы были давним и надежным союзником Спарты. Расположенные в районе, называемом , Фивы в период Пелопоннесской войны были важным стратегическим пунктом. И Спарта использовала Фивы для покорения Афин.

Но война помогла Фивам стать намного сильнее и богаче. Любое богатство в округе так или иначе оказывается в Фивах. Более того, в ходе войны Фивы начинают ощущать себя военной державой, и теперь не прочь подчинить себе всю Беотию .

В ходе войны Фивам также удается создать новое, более сильное правительство . Пока идет Пелопоннесская война, в Фивах происходит что-то вроде революции: более чем консервативные земледельцы внезапно создают демократическое общество , которое вовлекает в себя все население.

Демократические Фивы в такой близости от Афин – крайне неприятная перспектива для Спарты. Когда они узнают, какие ветры дуют у их союзника, спартанцы предпринимают то, что, вероятно, было единственной форой их внешней политики. Спартанцы, вместо того, чтобы как-то утихомирить Фивы и разделить с ними власть, делают попытку подавить демократию Фив и свести на нет их независимость.

Спарта предпринимает крайне жестокие нападения, пытаясь свергнуть правительство Фив . Это вызывает ответную реакцию, и она не сводится к антиспартанизму. Демократия в Фивах набирает силу, создается национальная армия Фив из 10 тысяч гоплитов, великолепно подготовленная и физически, и стратегически – не менее эффективная, чем спартанская армия. И они очень сердиты на Спарту.

Фиванской армией командовал – человек, намного превосходивший своих предшественников и оказавший исключительное влияние на будущее Спарты. Это был великий полководец, прибегавший к тактике, которую до него не знали.

В начале спартанский царь Агесилай неустрашим, олигархия остается неприкосновенной. Но с каждой победой Агесилая Спарта теряет что-то очень важное: тают спартанские ресурсы, в боях гибнут люди, при этом фиванцы усваивают новый характер боя, который будет превалировать в новую эпоху. Агесилай талантлив, как военный он чрезвычайно проницателен. Он одаренный политик, но забывает один из основных спартанских принципов: не встречайся с одним и тем же врагом слишком часто , не давай ему усваивать свои секреты.

Эпаминонд не только усвоил секреты Спарты, он понял, как давать отпор и победил . Они встречались с фиванцами на поле боя слишком много раз и на этот раз имели дело с восходящей военной державой, которая помимо того, что была сильна, усваивала новую и очень эффективную военную тактику.

Эпаминонд имел в своем распоряжении мощное оружие – Афины. После свержения Тридцати Тиранов в 403 году до н.э. афиняне медленно, но уверенно восстанавливали свой флот, воспитывали новое поколение граждан-воинов. И у них появилась еще более сильная демократия . Как ни странно, но поражение в Пелопоннесской войне оказалось для Афин едва ли не наилучшим исходом , если взглянуть на это с точки зрения демократии. После кровавой олигархии Спарты демократия в Афинах как бы обрела второе дыхание.

На протяжении первого кровавого десятилетия 4 века до н.э. Афины были одним из главных союзников Фив. также заключили прочный союз с и Коринфом, создав таким образом единый фронт против Спарты .

Коринф являлся важнейшим членом Пелопоннесского союза. То, что он присоединился к оси Афины – Беотия — Фивы – Аргос, было для Спарты по-настоящему серьезным ударом .

В 379 году до н.э. успешное восстание положило конец спартанской олигархии в Фивах . Фиванцы не были одиноки в ненависти к режиму: было очень много других государств, не выносивших Спарту по другим причинам, и поэтому готовых помочь фиванцам.

Битва при Левктрах

Список недругов Спарты разрастался. Город-государство мог ненавидеть Спарту не только потому, что она была жестока, высокомерна, но и всегда была какая-то иная причина. У немногих оставшихся союзников Спарты возникало ощущение, что спартиаты выигрывали войны, потому что приносили в жертву союзников , но только не себя.

Когда они воевали не одни, они ясно давали понять, что будут сражаться на правом крыле . Это означало, что враг, который тоже поставит свои отборные войска на правое крыло, не встретится со спартанцами. Поэтому во многих сражениях спартанцы встречались с более слабыми частями врага. Часто мы видим, что союзники странным образом подвергаются большему натиску, чем спартанцы. Если вы хотите избавиться от внушающих вам недоверие союзников, пошлите их на левое крыло – спартанцы ими займутся.

Как ни странно, но город-государство, которое всегда старалось обособиться, которое всегда вступало в бой в силу крайней необходимости, теперь сражалось со всем известным миром , чтобы сохранить свое владычество. И все это происходило в в Беотии.

Если у вас растущее население, если ваши женщины рожают в 15-18 лет, что необходимо в в независимости от детских болезней, низкого процента выживаемости – это гарантия того, что вас не ждет катастрофа.

Резко сокращалось число элитных воинов, но и ряды самой спартанской системы неумолимо уменьшались. Падать было легко, подняться – практически невозможно. Вы могли быть изгнаны из своего круга за то, что не смогли устроить ужин для своих приятелей, за то, что дрогнули в бою, еще за какие-то общественные грехи, и это означало для вас конец.

Появился весьма опасный сорт лишних людей , которые были спартанцами по рождению, по воспитанию, но при этом лишенными спартанского гражданства. Они считались бесчестными в обществе, в котором честь была главным. Они несли с собой беду. Однако, Спарта была вынуждена им потворствовать, она воздерживалась от каких-то идеологических трений, она была готова даже сделать их новыми членами элиты. Этот факт говорит о том, что это государство потеряло контакт с реальностью .

Впервые за свою долгую историю ослабленная Спарта будет вынуждена защищать себя на своей же земле. Предельно слабой Спарте предстояло выдержать тяжелейшее испытание. У Эпаминонда , блестящего фиванского полководца, родился новый план : перекроить карту Пелопоннеса и окончательно обескровить Спарту .

Он был заинтересован в том, чтобы не просто уничтожить мощь Спарты, а уничтожить миф о спартанском всесилии , т.е. иначе говоря вбить последний гвоздь в гроб. Он понимал, что Спарта не сможет существовать, как раньше, если освободить илотов .

Спартанцы полностью зависели от труда , на этом держалась вся их система. Без у Спарты просто не было бы ресурсов для того, чтобы быть значимой державой.

При поддержке альянса – – Аргос Эпаминонд приступил к первому этапу уничтожения Спарты . В начале 369 года до н.э. он прибывает в Мессению и объявляет, что мессенийцы больше не илоты , что они свободные и независимые греки. Это очень знаменательное событие.

Эпаминонд и его войска оставались в Мессении почти 4 месяца, пока освобожденные илоты возводили огромную стену вокруг нового города-государства.

Эти мессенийцы были потомками многих поколений илотов, которые ценой своей независимости и жизни обеспечивали благоденствие Спарты. И теперь они становились свидетелями гибели великого спартанского полиса . Спартанцы не один век пытались помешать восстановлению независимости Мессении. Именно это и происходило.

Пока илоты возводили стены, Эпаминонд осуществил второй этап своего плата . Союзные войска возвели укрепления в одном из ключевых стратегических центров – , что по-гречески означает «большой город».

Это был еще одни сильный мощный город, принадлежавший людям, у которых были все основания опасаться возрождения Спарты. Они изолировали Спарту . Теперь Спарта лишена возможности вернуть себе власть, которая у нее когда-то была. С этого момента Спарта становилась динозавром.

Угасание великого полиса

Теперь Эпаминонд готов к вторжению. Он загнал спартанцев угол, и в его распоряжении 70 тысяч человек.

Он был блестящим политическим деятелем. С помощью одного только авторитета он создал армию возмездия – первую чужеземную армию , появившуюся в долине Лаконии за 600 лет. Есть известная поговорка: за 600 лет ни одна спартанская женщина никогда не видела вражеского костра, который бы догорел.

Спарта сделала то, чего раньше не делала никогда: она отступила, сделав себя тем самым второразрядным государством греческого мира . Сам ход истории был против Спарты, демография была против Спарты, география. И сама удача отвернулась от нее, когда появился такой человек, как Эпаминонд.

После освобождения Мессении в 370 году до н.э. уже никогда не поднимется до уровня той державы, какой она когда-то была в греческом мире. Их погубил их же успех. Они жили в чем-то вроде теплицы – герметичной среде, питаясь своими добродетелями, однако они не сумели устоять перед растлением и соблазнами, которые сопутствовали удаче.

В отличие от других городов-государств, Спарта была тенью прежней державы , она стала чем-то вроде живого музея. Во времена Рима Спарта стала своего рода тематическим музеем, куда можно были зайти и, взглянув на местных жителей, подивиться на их странный образ жизни.

Великий историк сказал, что когда будущие поколения взглянут на Афины, они решал, что Афины были в 10 раз больше, чем в действительности, Спарта же – в 10 раз меньше, чем была.

Спартанцы могли показать миру очень немногое, их дома и храмы были просты. Когда Спарта лишилась власти, она оставила после себя очень немногое, достойное внимания . В то время, как Афины не просто выжили, ими и сейчас восхищается весь мир.

Наследие Спарты

Однако спартанцы оставили наследие . Еще до того, как рассеялся дым от пепелища, афинские мыслители возродили наиболее благородные аспекты спартанского общества в своих городах-государствах.

Это в Спарте впервые появилось конституционное правительство , их примеру последовали другие греки.

Во многих греческих городах случались гражданские войны , в Спарте – нет. В чем тут было дело? Древние не могли решить почему, как и мы сейчас. Что-то позволило Спарте существовать очень долго, более того, создать некую политическую традицию, сопряженную со стабильностью.

Их считали своего рода идеалом греческой цивилизации добродетели. Так думали Сократ , . Понятие республики во многом основано на политике спартанцев. Но подчас в них видели то, что хотели видеть. В последующие 20 веков философы и политики снова и снова возвращались к тому славному прошлому, что когда-то было Спартой.

Спарту идеализировали в период итальянского и его олигархического правительства. Политическая стабильность Спарты преподносилась как своего рода идеал.

В 18 веке во Франции люди были просто влюблены в Спарту . Руссо заявлял, что это была республика не людей, а полубогов. Во время многие хотели умереть благородно, как спартанцы .

В период американской революции Спарта была знаменем для тех, кто хотел создать стабильную демократическую страну. говорил, что из истории Фукидида он узнавал больше, чем из местных газет.

Фукидид рассказывает о том, как радикальная демократия – Афины – проиграли Пелопоннесскую войну. Вероятно, именно поэтому Джефферсон и другие создатели американской конституции предпочитали Спарту Афинам . указывали на афинскую демократию как на ужасный пример того, что не нужно иметь в . Т.е. истинная демократия не может сочетаться с аристократическим элементом, а Спарта тем и хороша, что там все живут обществом, и каждый прежде всего гражданин.

Однако, в 20 веке Спарта привлекала внимание не столько демократических обществ, сколько лидеров, бравших на вооружение худшие аспекты спартанского общества. видела в Спарте идеал , поэтому история Спарты была включена в ней в учебную программу.

И его соратники очень тепло говорили о Спарте . Он говорил, что другие страны могли бы стать илотами немецкой военной касты . Правомерно видеть истоки тоталитаризма в спартанском обществе.

Уроки Спарты по-прежнему ощутимы даже в сегодняшнем обществе. Спартанцы были создателями, основателями того, что мы называем западной военной дисциплиной , и она стала колоссальным преимуществом в , в , в период Возрождения и является по сей день.

У западных армий совершенно иное представление о том, что такое дисциплина. Возьмите западную армию и поставьте ее против иракской армии, против армии какого-нибудь племени, и она почти всегда одержит верх, даже если будет значительно уступать в численности. Т.е. западной дисциплиной мы обязаны Спарте. Мы узнаем от них, что честь – один из важных компонентов человеческой жизни. Человек может жить без чести, если сопутствующие обстоятельства делают это возможным. Но человек не может умереть без чести, потому что когда мы умираем, мы как бы отчитываемся за свою жизнь.

Но говоря о величии , нельзя забывать, что многие люди заплатили ужасную цену за то, чего она достигла . Им приходилось подавлять человеческие качества, необходимые для полноценного развития личности. При этом они обрекали себя на жестокость и узость мышления. То, во что они возводили главенство и честь ценой утраты свободы, даже собственной, является карикатурой на истинный смысл жизни человека.

В конце следует сказать, что Спарта получила то, что заслужила . У современного общества есть одно преимущество: изучив историю, оно может взять у Спарты все лучшее и отбросить худшее.