Функции литературного стиля. Кратко о художественном стиле речи

ВВЕДЕНИЕ

Изучением стилистического расслоения русского языка занимается специальная наука – стилистика, которая изучает различные вопросы, касающиеся правил и особенностей целенаправленного использования различных слов и форм общенародного языка в различного рода высказываниях, в речи. Ее появление вполне закономерно, поскольку определение границ того или иного функционального стиля, его особенностей всегда представлялось очень важным для лингвистической науки, поскольку определение правил и законов языка всегда шло рядом с определением норм употребления тех или иных элементов языка в конкретных речевых контекстах. По мнению ученых-языковедов, нормативная грамматика и стилистика, лексикология, лексикография и стилистика связаны между собой давно и прочно.

Среди работ отечественных лингвистов исследования и статьи по вопросам русской стилистики занимают заметное место. Здесь можно выделить такие важные работы, как статьи академика Л.В. Щербы (особенно "Современный русский литературный язык"), и многочисленным большим и малым исследованиям, монографиям и статьям академика В.В. Виноградова. Интересны также различные исследования и статьи А.М. Пешковского, Г.О. Винокура, Л.А. Булаховского, Б.В. Томашевского, В.А. Гофмана, Б.А. Ларина и др. В этих исследованиях были впервые на теоретической основе поставлены вопросы о выделении художественного стиля в отдельную категорию, о его специфике и особенностях бытования.



Однако, лингвисты до сих пор не обнаружили согласия и единства в понимании сущности "языка" художественной литературы и его места в системе стилей литературной речи. Одни ставят "стиль художественной литературы" в параллель с другими стилистическими разновидностями литературной речи (со стилем научным, публицистическим, официально-деловым и т. п.), в один ряд с ними (А.Н. Гвоздев, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов, Э. Ризель и др.), другие считают его явлением иного, более сложного порядка (И.Р. Гальперин, Г.В. Степанов, В.Д. Левин).

Но всеми учеными признается тот факт, что в сущности, "язык" художественной литературы, развиваясь в историческом "контексте" литературного языка народа и в тесной связи с ним, в то же время как бы является его концентрированным выражением. Поэтому понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, в отношении других функциональных стилей русского языка.

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств.

Функциональный стиль - это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией.

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека, соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство). Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая (административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственно им выделяются и стили официальной речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный (художественный). Им противопоставлен стиль неофициальной речи - разговорно-бытовой.

Литературно-художественный стиль речи стоит в этой классификации особняком, поскольку до сих пор не решен вопрос о правомерности его выделения в отдельный функциональный стиль, поскольку он имеет достаточно размытые границы и может использовать языковые средства всех других стилей. Спецификой данного стиля также является наличие в нем различных изобразительно-выразительных средств для передачи особого свойства – образности.

Таким образом, в лингвистике отмечается специфичность художественного стиля, что и определяет актуальность нашей работы.

Цель нашего исследования – определить особенности художественного стиля речи.

Объект исследования – процесс функционирования данного стиля в русском литературном языке.

Предмет – специфические языковые средства художественного стиля.

Рассмотреть общее понятие "стиль речи";

Выявить отличительные признаки художественного стиля речи;

Проанализировать особенности отбора и употребления в данном стиле различных языковых средств.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней, может быть использован как при изучении общего курса стилистики русского языка, так и при исследовании отдельной темы "Художественный стиль речи".

ГЛАВА… Общее понятие о стилях речи

Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Если считать, что стилю свойственны пять функций (среди ученых нет единогласия по поводу количества функций, присущих языку), то выделяются пять функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный.

Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, философскую мудрость, начертать законы, отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.

Выполнение стилем той или иной функции - эстетической, научной, деловой и т. д. - накладывает глубокое своеобразие на весь стиль. Каждая функция - это определенная установка на ту или иную манеру изложения - точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля. Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях, деловая тяготеет к обобщенным названиям, художественная предпочитает конкретность, изобразительность.

Однако стиль - это не только способ, манера изложения. За каждым стилем закреплен и свой круг тем, свое содержание. Разговорный стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами. Официально-деловая речь обслуживает суд, право, дипломатию, отношения между предприятиями и т. д. Газетно-публицистическая речь тесно связана с политикой, пропагандой, общественным мнением. Итак, можно выделить три особенности функционального стиля:

1) каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем;

2) каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения - официальными, неофициальными, непринужденными и т.д.;

3) каждый функциональный стиль имеет общую установку, главную задачу речи.

Эти внешние (экстралингвистические) признаки определяют языковой облик функциональных стилей.

Первая особенность заключается в том, что каждый из них располагает набором характерных слов и выражении. Так, обилие терминов, специальной лексики в наибольшей степени характеризует научный стиль. Разговорные слова и выражения свидетельствуют о том, что перед нами разговорная речь, разговорно-бытовой стиль. Художественная речь изобилует образными, эмоциональными словами, газетно-публицистическая - общественно-политическими терминами. Это не значит, конечно, что функциональный стиль сплошь состоит из характерных, специфичных для него слов. Напротив, в количественном отношении доля их незначительна, но они составляют самую существенную ее часть.

Основная же масса слов в каждом стиле - это нейтральные, межстилевые слова, на фоне которых и выделяется характерная лексика и фразеология. Межстилевая лексика - хранительница единства литературного языка. Будучи общелитературной, она объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки. Характерные же слова составляют языковую специфику стиля. Именно они определяют его языковой облик.

Общими для всех функциональных стилей являются и грамматические средства. Грамматика языка едина. Однако в соответствии со своей установкой каждый функциональный стиль по-своему используетграмматические формы и конструкции, оказывая предпочтение тем или иным из них. Так, для официально-делового стиля, который отталкивается от всего личностного, весьма характерны неопределенно-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты (прием производится, справки выдаются, обмен денег проводят). Научный стиль предпочитает прямой порядок слов в предложениях. Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Однако и по отношению к лексике, и особенно по отношению к грамматике речь идет не об абсолютном, а об относительном закреплении за тем или иным стилем. Характерные для какого-либо функционального стиля слова и грамматические конструкции могут быть употреблены и в другом стиле.

В языковом отношении функциональные стили различаются и с точки зрения образности, эмоциональности. Возможности и степень образности и эмоциональности в разных стилях неодинаковы. Эти качества не характерны в принципе для научного и официально-делового стилей. Однако элементы образности, эмоциональности возможны в некоторых жанрах дипломатии, в полемических научных сочинениях. Образны даже некоторые термины. Например, странная частица в физике называется так потому, что она действительно ведет себя необычно, странно.

Другие функциональные стили более благосклонны к эмоциональности и образности. Для художественной речи это одна из главных языковых особенностей. Художественная речь образна по своей природе, сущности. Иной характер имеет образность в публицистике. Однако и здесь это одно из важных слагаемых стиля. Вполне предрасположена к образности и особенно к эмоциональности и разговорная речь.

Таким образом, каждый функциональный стиль - это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. Каждый функциональный стиль - это своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык искусства, язык законов, дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. И именно функциональные стили обусловливают богатство и гибкость русского языка. Разговорная речь вносит в литературный язык живость, естественность, легкость, непринужденность. Научная речь обогащает язык точностью и строгостью выражения, публицистика - эмоциональностью, афористичностью, художественная речь - образностью.

Характеристика художественного стиля

художественный речь стилистика русский

Специфичность художественного стиля речи, как функционального состоит уже в том, что он находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. В отличие, например, от абстрагированного, объективного, логико-понятийного отражения действительности в научной речи, художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, своё понимание или осмысление того или иного явления. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Основная цель художественного стиля - освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей, как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов.

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в изменённой функции - в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка - просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

Слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общем литературном языке, а также добавочное, приращенное, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.

Так происходит превращение обычного языка в художественный, таков, можно сказать, механизм действия эстетической функции в художественном произведении.

К особенностям языка художественной литературы следует отнести необычайно богатый, разнообразный словарь. Если лексика научной, официально-деловой и разговорной речи относительно ограничена тематически и стилистически, то лексика художественного стиля принципиально неограниченна. Здесь могут использоваться средства всех других стилей - и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика. Разумеется, все эти разнообразные средства подвергаются эстетической трансформации, выполняют определенные художественные задачи, используются в своеобразныхкомбинациях. Однако принципиальных запретов или ограничений, касающихся лексики, не существует. Может быть использовано любое слово, если оно эстетически мотивировано, оправдано.

Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.

Широкий диапазон в употреблении речевых средств объясняется тем, что в отличие от других функциональных стилей, каждый из которых отражает одну определенную сторону жизни, художественный стиль, являясь своеобразным зеркалом действительности, воспроизводит все сферы человеческой деятельности, все явления общественной жизни. Язык художественной литературы принципиально лишен всякой стилистической замкнутости, он открыт для любых стилей, любых лексических пластов, любых языковых средств. Такая открытость определяет разнообразие языка художественной литературы.

В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения специфичностью использования всех языковых средств.

Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового стиля, поскольку эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

Язык художественной литературы - своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература - значит богат и литературныйязык. Великие поэты и писатели создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Художественная речь предстает как вершинное достижение языка. В ней возможности национального языка представлены в наиболее полном и чистом развитии.

ГЛАВА…К ВОПРОСУ О ВЫДЕЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ

Все исследователи говорят об особом положении стиля художественной литературы в системе стилей. Выделение этого стиля в общей системе возможно, т. к. стиль художественной литературы возникает на той же основе, что и другие стили.

Сфера деятельности стиля художественной литературы – искусство.

«Материалом» художественной литературы является общенародный язык.

Он изображает словами мысли, чувства, понятия, природу, людей, их общение. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет по законам словесного искусства, в системе правил и приемов создания художественных образов.

Понятие «язык художественного произведения» включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор для воспроизведения жизненных явлений, чтобы выразить свои мысли и взгляды, убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства.

Адресат художественной литературы – читатель.

Целеустановка стиля – самовыражение художника,художественное осмысление мира средствами искусства.

Художественная литература использует в равной мере все функционаьно – смысловые типы речи – описание, повествование, рассуждение.

Форма речи – преимущественно письменная, для текстов предназначенных для чтения вслух, обязательна предварительная запись.

Художественная литература использует так же и все виды речи: монолог, диалог, полилог. Тип коммуникации – общественная.

Жанры художественной литературы известны – это роман, повесть, сонет, рассказ, басня, стихотвориние, комедия, трагедия, драма и т.п.

Особенности худ ст

Одна из особенностей стиля художественной литературы состоит в том, что все элементы художественной системы произведения подчинены решению эстетических задач, слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения.

В художественных текстах используется все многообразие языковых средств,существующих в языке, (мы уже о них говорили) : средства художественной выразительности, стилистические или риторические фигуры, причем могут использоваться как средства литературного языка, так же и явления, стоящие вне литературного языка –

диалекты,определение

жаргон, определение

бранная лексика,

средства других стилей и т. д.

При этом отбор языковых единиц подчинен художественному замыслу автора.

Например, средством создания образа может быть фамилия героя. Таким приемом широко пользовались писатели 18 века, вводя в текст “говорящие фамилии”. Для создания образа автор может в пределах одного и того же текста использовать возможности многозначности слова, омонимов определение

Синонимов определение и других языковых явлений.

Повтор слова, который в научном и официально-деловом стилях подчеркивает точность текста, в публицистике служит как средство усиления воздействия, в художественной речи может лежать в основе композиции текста, создавать художественный мир автора.

Художественным средствам литературы свойственна способность “приращивать смысл”, что дает возможность разного толкования художественных текстов, разных его оценок. Так,например, по-разному оценивали критики и читатели многие художественные произведения:

Драму А.Н. Островского “Гроза” Н. Добролюбов назвал “Лучем света в темном царстве”, видя в ее главной героине – символ возрождения русской жизни. Его современник Д. Писарев увидел в “Грозе” только драму в семейном курятнике, современные исследователи А. Генис и П. ВАйль, сравнивая образ Катерины с образом Эммы Бовари Флобера, увидели много общего и назвали “Грозу” “трагедией мещанской жизни”. Таких примеров можно привести множество: толкование образа Гамлета Шекспира, тургеневского Базарова, героев достоевского.пример такой же из шекспира обязательно

Художественный текст обладает авторским своеобразием - стилем автора. Стиль автора – характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев, композиционных особенностях текста, языке героев, речевых особенностях собственно авторского текста. Так, например, для стиля Л. Н. Толстого характерен прием, который известный литературовед В. Шкловский назвал “отстранением”. Цель этого приема – вернуть читателю живое восприятие действительности и разоблачить зло. Этот прием, например, использует писатель в сцене посещения Наташей Ростовой театра (“Война и мир”) : вначале Наташа, измученная разлукой с Андреем Болконским, воспринимает театр как искусственную жизнь, противопоставленную ее, Наташи,чувствам, затем, после встречи с Элен Наташа смотрит на сцену ее глазами. Еще одна особенность стиля Толстого – постоянное расчленение изображаемого предмета на простые составляющие элементы, что может проявляться в рядах однородных членов предложения. В то же время такая расчлененность подчинена единой идее. Толстой, борясь с романтиками, вырабатывает свой стиль, практически отказывается от использования собственно образных средств языка.

В художественном тексте мы встречаемся и с образом автора, который может быть представлен как образ рассказчика или образ героя, повествователя.

Образ автора- это условный образ. Ему автор приписывает, так сказать, “передает” авторство своего произведения, в котором могут содержаться сведения о личности автора, факты его жизни, не соответствующие действительным фактам биографии писателя. Этим писатель подчеркивает нетождественность автора произведения и его образа в произведении. Образ автора активно участвует в жизни героев, входит в сюжет произведения, выражает свое отношение к происходящему, героям, комментирует действие, вступает в диалог с читателем. Авторское или лирическое отступление – размышление автора (лирического героя, повествователя), не связанное с основным повествованием. Вы хорошо знакомы с романом М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, романом в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, где образ автора является ярким примером выражения условного образа в создании художественного текста.

Восприятие художественного текста – это сложный процесс.

Начальный этап этого процесса – наивный реализм читателя (читатель считает, что автор напрямую изображает жизнь такой, какая она есть на самом деле), конечный этап – диалог читателя и писателя (в этом случае “читатель конгениален автору”, как говорил замечательный филолог 20 века Ю.М, Лотман).

Понятие “язык художественного произведения” включает в себя всю совокупность художественных средств, которые использует автор: многозначность слова, омонимы, синонимы,антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, иностранную лексику, идиомы, крылатые слова.

ВЫВОД

Как мы уже отметили выше, вопрос о языке художественной литературы и его месте в системе функциональных стилей решается неоднозначно: одни исследователи (В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов, М.Н. Кожина, А.Н. Васильева, Б.Н. Головин) включают в систему функциональных стилей особый художественный стиль, другие (Л.Ю. Максимов, К.А. Панфилов, ММ. Шанский, Д.Н. Шмелев, В.Д. Бондалетов) считают, что для этого нет оснований. В качестве аргументов против выделения стиля художественной литературы приводятся следующие:

1) язык художественной литературы не включается в понятие литературного языка;

2) он многостилен, незамкнут, не имеет специфических примет, которые были бы присущи языку художественной литературы в целом;

3) у языка художественной литературы особая, эстетическая функция, которая выражается в весьма специфическом использовании языковых средств.

Нам кажется весьма правомерным мнение М.Н. Кожиной о том, что «выведение художественной речи за пределы функциональных стилей обедняет наше представление о функциях языка. Если вывести художественную речь из числа функциональных стилей, но считать, что литературный язык существует во множестве функций, а этого отрицать нельзя, то получается, что эстетическая функция не является одной из функций языка. Использование языка в эстетической сфере - одно из высших достижений литературного языка, и от этого ни литературный язык не перестает быть таковым, попадая в художественное произведение, ни язык художественной литературы не перестает быть проявлением литературного языка». 1

Основная цель литературно-художественного стиля – освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов.

Используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т.д.

Язык художественной литературы, несмотря на стилистическую неоднородность, несмотря на то, что в нем ярко проявляется авторская индивидуальность, все же отличается рядом специфических особенностей, позволяющих отграничить художественную речь от любого другого стиля.

Особенности языка художественной литературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. В художественном стиле (по сравнению с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятия слова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого является это слово: во-первых, оно в контексте данного литературного произведения может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое.

Употребление языковых средств в художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своих произведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство, правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскому замыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные факты языка, но и отклонения от общелитературных норм.

Широта охвата художественной речью средств общенародного языка настолько велика, что позволяет утверждать мысль о принципиальной потенциальной возможности включения в стиль художественной литературы всех существующих языковых средств (правда, определенным образом соединенных).

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющих ему занять в системе функциональных стилей русского языка свое, особое, место.

1 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С.49.

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

Статья обо всех стилях речи — .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Черты художественного стиля таковы:

2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.

3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.

4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.

5. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.

6. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.

Художественный стиль: разбор примера

Рассмотрим на примере особенности разбираемого стиля.

Отрывок из статьи:

Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.

Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.

Село обезлюдело.

Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…

За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.

Стиль данного текста, как мы уже сказали, художественный.

Его черты в этом отрывке:

  1. Заимствование и применение лексики и фразеологии иных стилей (как памятники народного горя, фашист, партизаны, правление колхоза, лиха беда начало ).
  2. Применение изобразительных и выразительных средств (поугоняли, шкуродеры окаянные, неужто ), активно применяется смысловая многозначность слов (война изуродовала Боровое, сарай зиял огромной дырой ).
  3. всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. Ой, худо было! ).
  4. Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы; Усадила за стол, а угощать-то и нечем; на масле – не было краски ).
  5. Синтаксические структуры художественного текста отражают, в первую очередь, поток авторских впечатлений, образных и эмоциональных (Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли; Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы ).
  6. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского языка (пни – как гнилые зубы; стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи; приютились по две-три яблоньки-подростка ).
  7. Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского литературного языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов широкой сферы употребления (состарилась, отощала, спалил, буквами, девчонок ).

Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.

Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.

Научно-художественный стиль: разбор примера

Рассмотрим на примере взаимодействие двух стилей – художественного и научного.

Отрывок из статьи:

Молодежь нашей страны любит леса и парки. И любовь эта плодотворная, деятельная. Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Однажды на собрании на столе президиума появились ровные щепки. Какой-то лиходей срубил яблоню, одиноко росшую на берегу реки. Словно маяк, стояла она на крутояре. К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы. Ее назвали «Зеленый патруль». Пощады браконьерам не было, и они стали отступать.

Н. Коротаев

Черты научного стиля:

  1. Терминологичность (президиум, закладка лесополос, крутояр, браконьерам ).
  2. Наличие в ряду существительных слов, обозначающих понятия признака или состояния (закладка, охрана ).
  3. Количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (любовь эта плодотворная, деятельная; в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов ).
  4. Употребление отглагольных оборотов и слов (закладка, охрана, пощады, собрании ).
  5. Глаголы в настоящем времени, которые имеют в тексте «вневременное», признаковое значение, с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа (любит, выражается );
  6. Большой объем предложений, их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов ).

Черты художественного стиля:

  1. Широкое использование лексики и фразеологии других стилей (президиум, закладка лесополос, крутояр ).
  2. Применение различных изобразительно-выразительных средств (любовь эта плодотворная, в бдительной охране, лиходей), активное использование речевой многозначности слова (обличье дома, «Зеленый патруль»).
  3. Эмоциональность и экспрессивность изображения (К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа) .
  4. Проявление творческой индивидуальности автора – авторский стиль (Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Здесь: соединение черт нескольких стилей ).
  5. Уделение особого внимания частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Какой-то лиходей срубил яблоню… И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы ).
  6. Синтаксический строй и соответствующие структуры в данном отрывке отражают поток образно-эмоционального авторского восприятия (Словно маяк, стояла она на крутояре. И вот ее не стало ).
  7. Характерное использование многочисленных и разнообразных стилистических фигур и тропов русского литературного языка (любовь эта плодотворная, деятельная, словно маяк, стояла она, пощады не было, одиноко росшая ).
  8. Применение, в первую очередь, лексики, составляющей основу и создающей образность разбираемого стиля: например, образных приемов и средств русского языка, а также слов, которые реализуют свое значение в контексте, и слов самого широкого распространения (молодежь, лиходей, плодотворная, деятельная, обличье ).

По разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.

Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните хорошо вам известные «Мертвые души» Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворяет некие конкретные человеческие качества, выражает некоторый тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективными момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждение, восхищение, неприятие и т. п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Проанализируем небольшой отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Иностранец без питания»:

«На выставку Лера отправилась только ради ученика, из чувства долга. «Алина Крюгер. Персональная выставка. Жизнь как утрата. Вход свободный». В пустом зале бродил бородач с дамой. На некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовался профессионал. Лера тоже посмотрела через кулак, но разницы не заметила: все те же обнаженные мужчины на курьих ножках, а на заднем плане пагоды в огне. В буклете про Алину было сказано: «Художница проецирует притчевый мир на пространство бесконечного». Интересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты? Наверное, с этим рождаются. Бывая в гостях, Лера любила листать художественные альбомы и, посмотрев репродукцию, прочесть, что об этом пишет специалист. Видишь: мальчик накрыл насекомое сачком, по бокам ангелы трубят в пионерские горны, в небе самолет со знаками Зодиака на борту. Читаешь: «Художник рассматривает холст как культ мгновения, где упрямство деталей взаимодействует с попыткой осмысления будней». Думаешь: автор текста мало бывает на воздухе, держится на кофе и сигаретах, интимная жизнь чем-нибудь осложнена».

Перед нами не объективное представление выставки, а субъективное описание героини рассказа, за которой отчетливо виден автор. Рассказ построен на соединении трех художественных планов. Первый план – это то, что видит на картинах Лера, второй – искусствоведческий текст, интерпретирующий содержание картин. Эти планы и стилистически выражены по-разному, намеренно подчеркивается книжность, заумность описаний. А третий план – это авторская ирония, которая проявляется через показ несоответствия содержания картин и словесного выражения этого содержания, в оценке бородача, автора книжного текста, умения писать такие искусствоведческие тексты.

Как средство общения, художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. Приведем начало романа В. Ларина «Нейронный шок»:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде и закинул в Новгород-Северский, городишко обманчивой тишины и благостности».

В этих двух предложениях автор показал не только отрезок индивидуальной человеческой жизни, но и атмосферу эпохи огромных изменений, связанных с революцией 1917 г. Первое предложение дает знание социальной среды, материальных условий, человеческих отношений в детские годы жизни отца героя романа и его собственных корней. Простой, грубоватый люд, окружавший мальчика (биндюжник – просторечное название портового грузчика), тяжелый труд, который он видел с детства, неприкаянность сиротства – вот что встает за этим предложением. А следующее предложение включает частную жизнь в круговорот истории. Метафорические словосочетания революционный вихрь выдул..., приволок..., закинул... уподобляют человеческую жизнь некой песчинке, которая не может противостоять историческим катаклизмам, и в то же время передают стихию всеобщего движения тех, «кто был никем». В научном или официально-деловом тексте такая образность, такой слой глубинной информации невозможны.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в «Войне и мире» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И.С. Тургенева, в рассказах М.М. Пришвина, В.А. Астафьева, а в «Пиковой Даме» А.С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т. п. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. Приведем пример использования такого приема Б. Окуджавой в «Похождениях Шипова»:

«В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой, Потап, сказал хозяину, что, мол, нынче бог миловал – ни единой битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиным рой.

- Батюшки светы, – лениво изумился хозяин, – вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать, черт!»

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля ), а художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны ). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый...». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. Так, Л. Петрушевская, чтобы показать неустроенность, «заморочки» семейной жизни героини рассказа «Поэзия в жизни», включает в состав одного предложения несколько простых и сложных предложений:

«В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь – муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой, из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, не знающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли».

Это предложение воспринимается как бесконечная жалоба несчетного количества несчастных женщин, как продолжение темы печальной женской доли.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа. Рассмотрим пример из произведения Б. Окуджавы «Похождения Шипова»:

«Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер... Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот, трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне по ндраву?... Я в настоящих ресторациях бывал-с, знаю... Чистый ампирс... Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать».

Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина, Шипов употребляет элементарные французские слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся , которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной форме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны и стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел « ». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

Тема 10. Языковые особенности художественного стиля

Тема 10. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ

Прекрасная мысль теряет свою цену,

если она дурно выражена.

Вольтер

План занятия:

Теоретический блок

    Тропы. Виды тропов.

    Стилистические фигуры. Виды стилистических фигур.

    Функциональная характеристика языковых средств выразительности в художественном стиле.

Практический блок

    Выделение в текстах художественного стиля изобразительно-выразительных средств и их анализ

    Функциональная характеристика тропов и фигур

    Составление текстов с использованием опорных выражений

Задания для СРО

Список литературы:

1. Голуб И.Б . Стилистика русского языка. – М., 1997. – 448 с.

2. Кожин А .Н ., Крылова О .А ., Одинцов В .В . Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. – 392 с.

3. Лаптева, М. А. Русский язык и культура речи. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 216 с.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. – М., 2001. – 381 с.

5. Хамидова Л.В ., Шахова Л .А . Практическая стилистика и культура речи. – Тамбов: Изд.-во ТГТУ, 2001. – 34 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Языковые особенности художественного стиля

Лексические

    Широкое использование слов в переносном значении;

    Намеренное столкновение разностильной лексики;

    Использование лексики с двуплановой стилистической окраской;

    Наличие эмоционально-окрашенных слов;

    Большая предпочтительность использования конкретной лексики;

    Широкое употребление народно-поэтических слов.

Словообразователь-ные

    Использование разнообразных средств и моделей словообразования;

Морфологические

    Использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

    Частотность глаголов;

    Пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

    Незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

    Формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

    Широкое употребление прилагательных и наречий.

Синтаксические

    Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

    Широкое использование стилистических фигур;

    Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной;

    Активное использование парцелляции;

    Недопустимость синтаксически монотонной речи;

    Использование средств поэтического синтаксиса.

Художественный стиль речи отличается образностью, экспрессивностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

Средства выразительности в художественном стиле разнообразны и многочисленны. Обычно исследователи выделяют две группы изобразительно-выразительных средств: тропы и стилистические фигуры.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ

Характеристика

Примеры

Эпитет

Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.

(А . Пушкин )

Метафора

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С . Есенин )

Олицетво-рение

Разновидность метафоры,

перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Спит зеленая аллея

(К . Бальмонт )

Метонимия

Ну, скушай же еще тарелочку , мой милый

(И .А . Крылов )

Синекдоха

Разновидность метонимии, перенос наименования целого на часть этого целого или наименования части на все целое

Друзья, римляне, соотечественники, одолжите мне ваши уши . (Ю. Цезарь )

Сравнение

Луна светится, как огромный холодный шар .

Звездопадом летела листва. (Д . Самойлов )

Перифраза

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их

характерные черты

Царь зверей (лев),

снежная красавица (зима),

черное золото (нефть)

Гипербола

В сто тысяч солнц закат пылал (В .В . Маяковский )

Литота

Мужичок с ноготок

(Н .А . Некрасов )

Аллегория

В баснях И. Крылова: осел – глупость, лиса – хитрость, волк – жадность

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Характеристика

Примеры

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. …

(С . Есенин )

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, строк, фраз

Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости (А . Пушкин )

Антитеза

Это оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая…

(М . Цветаева )

Бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями

(И . Резник )

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

(И . Бунин )

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение

Не жалею, не зову, не плачу (С . Есенин )

Инверсия

Нарушение обычного порядка слов в предложении,

обратный порядок слов

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя

(Н . Гладков )

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М . Лермонтов )

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа

Кому на Руси жить хорошо? (Н .А . Некрасов )

Риторическое восклицание

Выражение утверждения в восклицательной форме.

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В . Сухомлинский )

Эллипсис

Конструкция со специально пропущенным, но подразуме-ваемым каким-либо членом предложения (чаще – сказуемое)

Я – за свечку, свечка – в печку! Я – за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К. Чуковский )

Оксюморон

Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга

Мёртвые души, живой труп, горячий снег

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Вопросы для обсуждения и закрепления :

    Каковы основные признаки художественного стиля речи?

    Какую сферу обслуживает художественный стиль речи?

    Какие средства художественной выразительности вам известны?

    На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?

    Что называют тропами? Охарактеризуйте их.

    Какую функцию выполняют в тексте тропы?

    Какие стилистические фигуры вы знаете?

    С какой целью в тексте используются стилистические фигуры?

    Охарактеризуйте разновидности стилистических фигур.

Задание 1 . Установите соответствие: найдите представленным ниже понятиям – тропам (левая колонка) соответствующие определения (правая колонка)

Понятия

Определения

Олицетворение

Художественное, образное определение

Метафора

Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Перифраза

Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства, сравнения, аналогии

Синекдоха

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления

Гипербола

Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, смежности

Сравнение

Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Аллегория

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Метонимия

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

Задание 2 . Найдите в предложениях эпитеты. Определите форму их выражения. Какую роль они выполняют в тексте? Составьте свои предложения с использованием эпитетов.

1. На небесном синем блюде желтых туч медовый дым….(С. Е.). 2. На севере диком стоит одиноко.. .(Лерм); 3. Вокруг белеющих прудов кусты в пушистых полушубках … (Марш.). 4. Волны несутся, гремя и сверкая.

Задание 3 .

1. Спит земля в сияньи голубом... (Лерм.). 2. Мне оставалось раннее, еще дремотное утро и глухая ночь. (Грин). 3. Вдали показалась голова поезда . 4. Крыло здания явно нуждалось в ремонте. 4. Корабль летит по воле бурных вод… (Лерм.). 5. Жидкий , ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею… (Тург.). 6. Серебряный дым подымался к чистому и драгоценному небу… (Пауст.)

Задание 4 . Найдите в предложениях примеры метонимии. На чем основан метонимический перенос наименований? Составьте свои предложения с использованием метонимии.

1. Готовясь к экзамену, Мурат перечитал Толстого. 2. Класс с удовольствием посетил выставку фарфора. 3. Весь город вышел встречать космонавта. 4. На улице было тихо, дом спал. 5. Аудитория слушала оратора внимательно. 6. Спортсмены привезли с соревнований золото и серебро.

Задание 5 . Определите значение выделенных слов. К какому виду тропа их можно отнести? Составьте свои предложения с использованием такого же вида тропа.

1. Сарафан за кафтаном не бегает. (посл.). 2. Все флаги в гости будут к нам (П.). 3. Голубые береты спешно высадились на берег. 4. Лучшие бороды страны собрались на спектакль. (И. Ильф). 5. Передо мной стояла женщина в шляпе. Шляпа возмущалась. 6. После недолгого раздумья мы решили поймать мотор.

Задание 6. Найдите в предложениях сравнения. Определите форму их выражения.Составьте свои предложения, используя сравнения разных форм выражения.

1. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. (Тург.) 2. Платье на ней было цвета зелени. 3. Заря запылала пожаром…. (Тург.). 4. Свет падал из-под колпака широким конусом … (Битов). 5. Слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ. (Б. Ок.). 6. День газетой за дверьми шуршит, опоздавшим школьником бежит. (Слуцк.). 7. Лёд, словно тающий сахар, лежит на застывшей реке.

Задание 7 . Прочитайте предложения. Спишите их. Укажите примеры олицетворения

(1 вариант ); гиперболы (2 вариант ); в) литоты (3 вариант ). Аргументируйте свой ответ.

    Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость...(П. ).

    Шаровары шириною с Чёрное море… (Гоголь ).

    Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами … (Фет ).

    А мы не виделись, наверно, сто лет…(Рубин ).

    Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок ! (Некр. ).

    Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны; до небес баобабы

( Маяк. ).

    Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка! (Грибоедов ).

Задание 8. Прочитайте текст.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба… (И. Тургенев. Бежин луг.)

    Выпишите из текста незнакомые слова, определите их значение.

    Определите стиль и тип текста.

    Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль текста, его тему. Озаглавьте текст.

    Какие слова несут в тексте особую смысловую нагрузку?

    Укажите слова одной тематической группы.

    Найдите в тексте определения. Все ли они являются эпитетами?

    Какие средства художественной выразительности использовал в тексте автор?

    Выпишите из текста примеры тропов: эпитетов (1 вариант ); сравнений(2 вариант ); метафоры. (3 вариант ). Аргументируйте свой выбор.

Задание 9. Прочитайте тексты о зиме.

1.Зима – самое холодное время года. (С . Ожегов ).

2. Зима на побережье не так зла, как в глубине полуострова, и ниже сорока двух ртуть в термометре не опускается, а чем от океана дальше, тем крепче мороз – так старожилы считают, будто сорок два под нулем это что-то вроде сентябрьских заморозков на траве. Зато близ воды погода переменчивей: то вьюга порошит глаза, стеной против ветра люди ходят, то мороз за живое схватит и, как проказой, выбелит, потом суконкой до крови тереть надо, оттого и говорят: «Три к носу, все пройдет». (Б . Крячко )

    Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима! (П . Вяземский )

4. Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. (И. Соколов - Микитов )

    Определите стиль, жанр и назначение каждого текста.

    Укажите основные стилевые признаки каждого текста.

    Какие языковые средства использованы в текстах о зиме?

Задание 10. Создайте свою произвольную зимнюю пейзажную зарисовку с использованием не менее 10 (десяти) определений, выбранных из представленных ниже слов. Какую функцию они выполняют в тексте?Чей текст наиболее удачен и почему?

Белый, первый, свежий, пожухлый, прохладный, морозный, неласковый, белоснежный, сердитый, суровый, яркий, зябкий, чудесный, ясный, бодрящий, колючий, горячий, сердитый, скрипучий, хрустящий, голубой, серебристый, задумчивый, молчаливый, мрачный, хмурый, громадный, огромный, хищный, голодный, быстрый, заледенелый, мерзлый, теплый, сверкающий, чистый.

Задание 11. Составьте синквейн к микротеме «Тропы как изобразительно-выразительные средства русского языка»:

1 вариант – ключевое слово «Олицетворение»;

2 вариант – ключевое слово «Гипербола»;

3 вариант – ключевое слово «Литота»;

4 вариант – ключевое слово «Аллегория».

Задание 12. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте его.

Степь, скованная лунным светом, ждала утра. Стояла та предрассветная тишина, которой нет названия. И только очень чуткое, привыкшее к этой тишине ухо услышало бы непрерывный шорох, всю ночь доносившийся из степи. Один раз что-то звякнуло...

Первый белесый луч зари прорвался из-за далекого облачка, луна сразу поблекла, а земля потемнела. И вот тогда неожиданно появился караван. По грудь в сочной луговой, смешанной с молодым камышом траве один за другим шли верблюды. Справа и слева тяжелой, приминающей луг массой двигались табуны лошадей, ныряли в траву и снова показывались из нее всадники. Время от времени цепь верблюдов прерывалась, и, соединенные друг с другом длинным шерстяным канатом, катились в траве высокие двухколесные повозки. Потом снова шли верблюды...

Растаяло далекое облачко, и солнце вдруг все сразу хлынуло в степь. Словно россыпями драгоценных камней заискрилась она во все стороны до самого горизонта. Была вторая половина лета, и уже прошло время, когда степь похожа на невесту в свадебном наряде. Остались только изумрудная зелень тростника, желто-красные островки перезрелых колючих цветов, да среди поросли запоздалых щавелей горели алые глазки костяники. Крутыми боками сытых, отъевшихся за лето лошадей лоснилась степь.

И как только вспыхнуло солнце, сразу явственно стали слышны глухой и мощный топот, храп, ржание, тоскливый рев верблюдиц, скрип высоких деревянных колес, человеческие голоса. С шумом вспархивали из-под кустов перепелки и слепые совы, застигнутые врасплох надвигающейся лавиной. Точно свет мгновенно растворил тишину и вызвал все это к жизни...

С первого взгляда было понятно, что это не просто сезонная откочевка одного из бесчисленных аулов, разбросанных в бескрайней казахской степи. Не носились, как обычно, молодые джигиты по обе стороны каравана, не пересмеивались с девушками. Молча ехали они, держась поближе к верблюдам. И женщины на верблюдах, закутанные в белые платки – кимешеки, тоже молчали. Даже маленькие дети не плакали и только таращили круглые черные глаза из переметных сум – коржунов по обе стороны верблюжьих горбов.

(И. Есенберлин . Кочевники .)

    Выпишите из текста незнакомые слова, определите по словарю их значение.

    К какому подстилю художественного стиля относится текст? Аргументируйте свой ответ.

    Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

    Какое время года представлено в тексте?

    Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания, необходимые для передачи основного содержания.

    Выпишите из текста тропы, определите их вид. С какой целью автор использует в тексте эти изобразительно-выразительные средства?

    Воспроизведите текст своими словами. Определите стиль вашего текста. Сохранилась ли функционально-стилевая принадлежность текста?