Что означает символ 3. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Графическое изображение триады


Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

5

Символ (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. Символ имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если сущностью знака признать чистое указание, то сущность символа оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам.

Знаки и символы управляют миром (Конфуций).

Новак назвал абсурдными новые иски «Нафтогаза» к «Газпрому»
Ранее украинский "Нафтогаз" подал в Стокгольмский арбитраж новый иск против "Газпрома", в котором требует пересмотреть тариф на транзит газа и компенсацию в размере более $12 млрд. Минфин предложил ввести налоговый вычет за фитнес-услуги
Минфин направил в правительство законопроект о налоговом вычете почти до 16 тыс. руб. на фитнес-услуги. Документ будет рассматриваться на комиссии по законопроектной деятельности, сообщила пресс-служба правительства газете «Известия». «Интерфакс»: поставки газа в Китай по «Силе Сибири» начнутся 2 декабря
Официальная церемония начала поставок российского газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» состоится 2 декабря, утверждает «Интерфакс», ссылаясь на знакомый с ситуацией источник. Отмечается, что первоначально сроком начала поставок называлось 20 декабря. Собянин утвердил названия пяти станций Большой кольцевой линии метро
Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил названия 5 пересадочных станций Большой кольцевой линии метро (БКЛ), они получили те же наименования, что и станции радиальных линий, говорится в материалах к заседанию президиума правительства Москвы во вторник. Госдума поддержала запрет на продажу смартфонов без российского ПО
Госдума в первом чтении приняла законопроект, запрещающий продажу смартфонов и компьютеров, на которых нет российского программного обеспечения. Об этом во вторник, 5 ноября, сообщает «РИА Новости». Пенсионные накопления россиян разрешат тратить на жилье
В Госдуме предложили разрешить участникам негосударственных пенсионных фондов тратить накопленные средства на улучшение жилищных условий, образование и другие значимые для них нужды. Об этом рассказал глава рабочей группы по законодательному обеспечению развития пенсионной системы Дмитрий Скриванов. Новосибирск вошёл в топ-10 российских городов по качеству жизни
По данным Министерства строительства и ЖКХ России наш город занимает 10-е место среди крупнейших городов страны. Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург возглавляют рейтинг крупнейших городов по индексу качества жизни. Они набрали соответственно 276, 238 и 191 балл. Суд освободил основателя «Тараса Бульбы» из-за болезни
Преображенский районный суд Москвы освободил от наказания основателя сети ресторанов «Тарас Бульба» Юрия Белойвана в связи с болезнью, говорится на сайте суда. Первым на это обратило внимание информагентство RNS. Согласно данным картотеки судебных дел, ходатайство было удовлетворено еще 1 ноября. В России подали рекордный иск на 100 трлн рублей
В России подан самый большой иск о компенсации морального ущерба, который составил 100 трлн рублей, сообщили в пресс-службе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России. До сих пор решение суда не обжаловано. Иск был подан в Первомайский районный суд в Оренбургской области. Россиянам пообещали серию температурных рекордов
Вслед за Москвой «серия температурных рекордов» ожидается в Центральной России и в Черноземье. Об этом заявил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец, передает RT.

Число 3 в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число 3 выражается треугольником. Возможны и другие тройные формы: трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, три молнии, геральдическая лилия, три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы), трехлапые лунные животные (символизирующие фазы Луны). Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.

Тройка - первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, то есть центральная точка равновесия. Оно является янским и благоприятным. Другие символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Поскольку тройка эквивалентна множеству, она может символизировать большое число, скопление. Тройка означает также исполнение и часто воспринимается как знак удачи: возможно, потому, что знаменует выход из противостояния - решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче.

Во время ритуалов многие действия исполняются трижды: например, три ежедневных омовения в исламе, три приветствия, три предсказания будущего и т. д.

В сексуальном плане три - символ конфликта («третий - лишний»), а также любовного треугольника.

Оккультисты полагают, что понятие «тройка» представляет собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира.

В алхимии основополагающими являются три принципа: сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Металлы алхимиков - это не обычные металлы, а живые эссенции, имеющие метафизическую природу.

В пифагорействе тройка символизирует полноту. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель - законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств. Тройка несет в себе уверенность и силу, так как если один или два раза могут быть совпадением, то три раза - это уже закономерность. Поэтому египетского называют Трижды величайшим - Трисмегистом.

Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является. Тройка - «небесное» число, символизирующее душу, четыре - тело. В сумме три и четыре дают семь, образуя священную семерку . Их перемножение дает число двенадцать , что символизирует завершенный цикл (например, зодиак - круг, состоящий из 12 знаков; год, состоящий из 12 месяцев).

Тройка, четверка и их сумма - семерка посвящены Афродите (Венере) как царице трех миров и четырех элементов.

Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза.

Три - наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа - через три дня, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели - Вера, Надежда, Любовь. Сам человек обладает тройной организацией, заключая в себе тело, душу и дух.

Индуистская Троица - Брахма, Вишну, Шива, олицетворяющие единую силу творения, сохранения и разрушения.

У буддистов священный текст Трипитака разделяется на три части. Даосская Великая Триада - это небо, человек и земля.

У маори Великий Дух (Божественный творец) есть триединство Солнца, Луны и Земли; бог природы объединяет прошлое, настоящее и будущее.

В Китае три - первое нечетное, янское, положительное число, символ святости, законности, почета и утонченности. Три начала - небо, земля и человек. Три -истинный путь неба, земли, человека.

Японцы почитают три «священных сокровища»: зеркало, меч и драгоценный камень, символизирующие истину, мужество и сострадание.

Мексиканскую троицу символизируют три креста: один большой и два меньших.

Три - одно из самых положительных чисел не только в символике и религиозной мысли, но и в мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз - удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. В фольклоре встречаются три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая). Трехголовые или трехтельиые боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригитта, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. У славян бог Луны трехглав.

Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в шумеро-семитской, греческой, кельтской и древнегерманской культурах. В греко-римской мифологии: богини судьбы мойры триедины в одной Мойре; эринии триедины в Эринии; горгоны - в Медузе. Три хариты, грации, сирены, геспериды, грайи, три фурии, три гарпии. Цербер трехглав; у Сциллы тройной хвост; тело Химеры состоит из трех частей. Три древнегреческих правителя Мира - братья Зевс, Посейдон и Гадес (их атрибутами были тройная молния, трезубец и трехголовый пес Цербер). Три Парки (в древнегреческих и норвежских мифах).

У древних скандинавов и германцев: судьба в виде трех норн - Маны, Ньи и Нити, означающих также полную, новую и убывающую Луну. В древнегерманской мифологии Луна - это судьба; богиня Луны - Хольда - триедина со своими двумя дочерьми. У зайца на Луне три ноги. Тор иногда изображается с тремя головами, а триквестра - символ (Вотана). У кельтов имеются также Три Благословенные Госпожи и другие бесчисленные триады - тройственные аспекты единого божества.

Главная индуистская троица - Тримурти, объединяющая трех великих богов (Брахма-Вишну-Шива), символизирует троичную силу творения, сохранения и разрушения. Согласно китайской традиции, небесами управляют три брата. У инков три великих бога: Солнца, Луны и ветра.

У народов Африки лунная богиня - это три божества: две черные, одна белая. Три в Африке - число мужчины (фаллос и два яичка). Аравийская троичная богиня Манат представляется в виде трех святых дев: Аль-Итаб, Аль-Узза и Аль-Манат, которые изображаются тремя стелами, камнями или столбами, голубками, сидящими на столбах.

Эзотерическое значение тройки состоит в том, что она, представляя собой начало синтеза, соединяет воедино и примиряет конфликт между двумя противоположностями, в том числе и между единицей и двойкой и поэтому считается первым совершенным нечетным числом (ибо единица, как уже говорилось, не в счёт). В своем божественном аспекте тройка олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в совокупности своих Атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума, Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии (2) проявленный космос (4). В своем природном (космическом) аспекте тройка по выражению В. Шмакова есть "Кинетическая Деятельность Первоматерии, Конечный синтез, где все совершенно, закончено и раз навсегда предопределено", есть Тернер и Первообраз, способный творить, вырисовывая на космическом зеркале Великой Матери свой набросок вселенной. Иначе говоря, в природном аспекте тройка символизирует тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека. В человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на дух, душу и тело.

Графическим изображением тройки является восходящий или нисходящий треугольник, три точки, трехлучевая звезда, а также трезубец, три зубца которого символизируют равновесие между принципом «ОВIТО» ("повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай") и принципом «IМО» ("напротив, наперекор, сопротивляйся, проявляй активность"). Можно сказать, что тройка кроме всего прочего графически образует половину окружности, включающей в себя рождение, зенит и нисхождение. Тройка выражает таким образом триединую основу мира, одновременно объединяющую в себе созидающие, охранительные и разрушающие силы природы.

Атрибуты и сущность тройки. Свойство примирять противоположные тенденции, лежащее в основе тройки, предопределили символические наименования данного числа, которыми его наградили пифагорейцы: «дружба», "мир", «справедливость», "благоразумие", «умеренность», "добродетель". Сущность тройки состоит в том, чтобы, снимая противоречия и упраздняя прежнее двойственное состояние бытия, рождать новое состояние, выводящее мир на качественно иной уровень.

С этой точки зрения важно увидеть эволюцию самого понимания тройки в различные эпохи, показанную исследователем символики чисел А. Ольгиным: "Интересно, что христианский термин «троица» начал употребляться во II веке Тертуллианом вместо слова «триада». И в этом видели глубокий смысл. В отличие от «триады», которая, как считается, выражала значение "трое разных", то есть подчеркивала различия, «троица» обозначает "совокупность, объединение трех", где главенствующая роль принадлежит Единому (Отцу), то есть воплощает идею семьи: Отца, Матери, Ребенка".

Сущность тройки можно лучше понять, осознав её связь с и . На эту тему подробно высказывается Мэнли Холл: "Священность триады и её символа - треугольника - следует из того факта, что она делается из монады и дуады. Монада есть символ Божественного Отца, а дуада - Великой Матери. Триада, будучи сделанной из них, является, следовательно, андрогинной и символизирует тот факт, что Бог порождает Свои миры из Себя и Его творческий аспект всегда символизируется треугольником. Монада, переходя в дуаду, способна стать родителем потомства, потому что дуада была лоном Меру, внутри которой вызрел мир и внутри которой он все еще существует в виде эмбриона".

В отличие от негативного характера дуады священность триады глубоко позитивна и несет в себе полноту изначальной единицы. Об этом пишет А. Дугин:

"Число 3, напротив, имеет позитивный характер, т. к. оно получено добавлением к негативному 2 вновь обретенного Единства. И в любом случае, является ли это добавление Единства предшествующим Двойственности (3=1+2) или последующим за этой Двойственностью (3=2+1), оно всегда рассматривается как метафизическая ценность. Отсюда вытекает универсально позитивный характер Троичности, Троицы практически во всех традициях и в особенности в Христианстве. Приведем пример из Библии в отношении Третьего сына Адама-Сифа, который вновь обрел утерянный Рай, заменив отцу убитого Авеля. Этот сюжет точно соответствует логике происхождения чисел. Авель (1) угоден Богу. Каин (2) не угоден Богу (его жертвы Бог отвергает), так как Два (2) есть отрицание Единицы (1). Это отрицание дополнительно выражается в убийстве Каином Авеля. Сиф (Третий сын) есть возврат к Единству (Единство Рая, состояние до грехопадения Адама - 3=1+2) и замещение убитого Авеля (1), то есть 3=2+1. Поэтому гностические доктрины говорили о двух «Сифах», двух возможностях преодоления Двойственности: о Сифе, вернувшемся в Рай и ушедшем из мира множественности навсегда, и о Сифе, Праотце всех праведников, вместо Авеля давшем начало чистой ветви человечества, то есть о Сифе - источнике особой благодатной, духовной множественности. Любопытно заметить, что само имя Сиф, по-древнееврейски «seth», тождественно санскритскому корню sat, Чистое Бытие."

Число 3 является первым по-настоящему нечетным и священным в своей нечетности числом именно потому, что оно создано по образу и подобию единого начала, выраженного числом . Тройка стоит впереди двойки за счёт того, что к ней (двойке) добавляется метафизически превосходящее её и старшее число - единица. Потому X. Э. Керлот определяет тройку как "гармоничный результат воздействия единства на дуальность". Он утверждает также, что "это число связано с базовыми принципами и выражает самодостаточность или возрастание "единства в самом себе"". Данное свойство подтверждает производный, сыновний, характер появления тройки в результате взаимодействия его метафизических родителей - единицы и двойки. Как это бывает и в земной родительской традиции, отец нередко передаёт сыну свои основополагающие черты и свойства. С другой стороны возрастание "единства в самом себе", то есть накопление свойств единицы, обязательно приводит к снятию противоречий между противоположными силами, или к "нейтрализации бинера" (как говорит В. Шмаков), в точности также, как рождение ребенка в нормальной семье, как правило, духовно сближает родителей. Все это позволяет X. Э. Керлоту сделать вывод, что "тройка олицетворяет решение конфликта, поставленного дуализмом".

Утверждение принципа единства между двумя полюсами в силу своей гармонизирующей функции позволяет отождествить тройку с принципом мудрости, поскольку его использование дает людям возможность управлять временем, организуя настоящее, предвосхищая будущее и применяя опыт прошлого.

Андрей ЛЕОНОВ

Знак трех кругов

Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутсвует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах» . Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно» .

В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны» .

В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха» , выдержки из которой приведены на сайте)

Ниже приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».

Илл. Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)

Илл. Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)

Илл. Три круга на шумерской табличке

Илл. Три круга на украшениях из Древнего Египта,Крита и Хакасии

Илл. Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)

Илл. Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии

3.1. Символы данных.

3.1.1. Основные символы данных.

3.1.1.1. Данные.

Символ отображает данные, носитель данных не определен.

3.1.1.2. Запоминаемые данные.

Символ отображает хранимые данные в виде, пригодном для обработки, носитель данных не определен.

3.1.2. Специфические символы данных.

3.1.2.1. Оперативное запоминающее устройство.

Символ отображает данные, хранящиеся в оперативном запоминающем устройстве.

3.1.2.2. Запоминающее устройство с последовательным доступом.

Символ отображает данные, хранящиеся в запоминающем устройстве с последовательным доступом (магнитная лента, кассета с магнитной лентой, магнитофонная кассета).

3.1.2.3. Запоминающее устройство с прямым доступом.

Символ отображает данные, хранящиеся в запоминающем устройстве с прямым доступом (магнитный диск, магнитный барабан, гибкий магнитный диск).

3.1.2.4. Документ.

Символ отображает данные, представленные на носителе в удобочитаемой форме (машинограмма, документ для оптического или магнитного считывания, микрофильм, рулон ленты с итоговыми данными, бланки ввода данных).

3.1.2.5. Ручной ввод.

Символ отображает данные, вводимые вручную во время обработки с устройств любого типа (клавиатура, переключатели, кнопки, световое перо, полоски со штриховым кодом).

3.1.2.6. Карта.

Символ отображает данные, представленные на носителе в виде карты (перфокарты, магнитные карты, карты со считываемыми метками, карты с отрывным ярлыком, карты со сканируемыми метками).

3.1.2.7. Бумажная лента.

Символ отображает данные, представленные на носителе в виде бумажной ленты.

3.1.2.8. Дисплей.

Символ отображает данные, представленные в человекочитаемой форме на носителе в виде отображающего устройства (экран для визуального наблюдения, индикаторы ввода информации).

3.2. Символы процесса.

3.2.1. Основные символы процесса

3.2.1.1. Процесс

Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной операции или группы операций, приводящее к измене­нию значения, формы или размещения информации или к определению, по которому из нескольких направлений потока следует двигаться).

3.2.2. Специфические символы процесса.

3.2.2.1. Предопределенный процесс.

Символ отображает предопределенный процесс, состоящий из одной или нескольких операций или шагов программы, которые определены в другом месте (в подпрограмме, модуле).

3.2.2.2. Ручная операция.

Символ отображает любой процесс, выполняемый человеком.

3.2.2.3. Подготовка.

Символ отображает модификацию команды или группы команд с целью воздействия на некоторую последующую функцию (установка переключателя, модификация индексного регистра или инициализация программы).

3.2.2.4. Решение.

Символ отображает решение или функцию переключательного типа, имеющую один вход и ряд альтернативных выходов, один и только один из которых может быть активизирован после вычисления условий, определенных внутри этого символа. Соответствующие результаты вычисления могут быть записаны по соседству с линиями, отображающими эти пути.

3.2.2.5. Параллельные действия.

Символ отображает синхронизацию двух или более параллельных операций.

Примечание.

Процессы С, D и Е не могут начаться до тех пор, пока не завер­шится процесс А; аналогично процессF должен ожидать завершения процессов В, С иD, однако процесс С может начаться и (или) завершиться прежде, чем соответственно начнется и (или) завершитсяпроцесс D.

3.2.2.6. Граница цикла.

Символ, состоящий из двух частей, отображает начало и конец цикла. Обе части символа имеют один и тот же идентификатор. Условия для инициализации, приращения, завершения и т.д. помещаются внутри символа в начале или в конце в зависимости от расположения операции, проверяющей условие.

3.3. Символы линий

3.3.1. Основной символ линий.

3.3.1.1. Линия.

Символ отображает поток данных или управления.

При необходимости или для повышения удобочитаемости могут быть добавлены стрелки-указатели.

3.3.2. Специфические символы линий.

3.3.2.1. Передача управления.

Символ отображает непосредственную передачу управления от одного процесса к другому, иногда с возможностью прямого возвращения к инициирующему процессу после того, как инициированный процесс завершит свои функции. Тип передачи управления должен быть назван внутри символа (например, запрос, вызов, событие).

3.3.2.2. Канал связи.

Символ отображает передачу данных по каналу связи.

3.3.2 3. Пунктирная линия.

Символ отображает альтернативную связь между двумя или более символами. Кроме того, символ используют для обведения аннотированного участка.

Если один из ряда альтернативных выходов используют в качестве входа в процесс либо когда выход используется в качестве входа в альтернативные процессы, эти символы соединяют пунктирными линиями.

Выход, используемый в качестве входа в следующий процесс, может быть соединен с этим входом с помощью пунктирной линии.

3.4. Специальные символы

3.4.1. Соединитель.

Символ отображает выход в часть схемы и вход из другой части этой схемы и используется для обрыва линии и продолжения ее в другом месте. Соответствующие символы-соединители должны содержать одно и то же уникальное обозначение.

3.4.2. Терминатор.

Символ отображает выход во внешнюю среду и вход из внешней среды (начало или конец схемы программы, внешнее использование и источник или пункт назначения данных).

3.4.3. Комментарий.

Символ используют для добавления описательных комментариев или пояснительных записей в целях объяснения или примечаний. Пунктирные линии в символе комментария связаны с соответствующим символом или могут обводить группу символов. Текст комментариев или примечаний должен быть помещен около ограничивающей фигуры.

3.4.4. Пропуск.

Символ (три точки) используют в схемах для отображения пропуска символа или группы символов, в которых не определены ни тип, ни число символов. Символ используют только в символах линии или между ними. Он применяется главным образом в схемах, изображающих общие решения с неизвестным числом повторений.

Число 3 в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число 3 выражается треугольником. Возможны и другие тройные формы: трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, три молнии, геральдическая лилия, три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы), трехлапые лунные животные (символизирующие фазы Луны). Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.

Тройка - первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, то есть центральная точка равновесия. Оно является янским и благоприятным.

Другие символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Поскольку тройка эквивалентна множеству, она может символизировать большое число, скопление.

Тройка означает также исполнение и часто воспринимается как знак удачи: возможно, потому, что знаменует выход из противостояния - решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче.

Во время ритуалов многие действия исполняются трижды: например, три ежедневных омовения в исламе, три приветствия, три предсказания будущего и т. д.

В сексуальном плане три - символ конфликта («третий - лишний»), а также любовного треугольника.

Оккультисты полагают, что понятие «тройка» представляет собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира.

В алхимии основополагающими являются три принципа: сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Металлы алхимиков - это не обычные металлы, а живые эссенции, имеющие метафизическую природу.

В пифагорействе тройка символизирует полноту. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель - законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств. Тройка несет в себе уверенность и силу, так как если один или два раза могут быть совпадением, то три раза - это уже закономерность. Поэтому египетского Тота называют Трижды величайшим - Трисмегистом.

Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является. Тройка - «небесное» число, символизирующее душу, четыре - тело. В сумме три и четыре дают семь, образуя священную семерку. Их перемножение дает число двенадцать, что символизирует завершенный цикл (например, зодиак - круг, состоящий из 12 знаков; год, состоящий из 12 месяцев).

Тройка, четверка и их сумма - семерка посвящены Афродите (Венере) как царице трех миров и четырех элементов. Три - число священное, так как это первое число, которому присвоено слово «все». Это символ троичности бытия. Важность числа 3 и треугольника является неистощимым предметом для исследований.

«Сила трех» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, как небо, земля и воды. Это человек: тело, душа и дух; рождение, жизнь и смерть. Это начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее.

Три также самое меньшее количество, составляющее родовую общину, маленькое «племя». В общественной и судебной практике три - наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколь-либо значимые решения, как, например, триумвират в Древнем Риме.

Орфическая символика включает триаду: бытие, жизнь, постижение.

В Каббале (название этого сокровенного знания происходит от трехбуквенного корня КБЛ, означающего «получить») тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. Три буквы иврита - алеф, мем и шин - соотносятся с тремя первоэлементами: воздухом, водой и огнем.

В Библии три ступени творения: первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы.

Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза.

Три - наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа - через три дня, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели - Вера, Надежда, Любовь.

Сам человек обладает тройной организацией, заключая в себе тело, душу и дух.

В индуизме почитается трехзвучныи слог ОМ (АУМ). Три звука в этом мистическом звукосочетании передают ритм космоса и божественного начала. Три гунь (качества) природы (саттва - гармония раджас - вихрь, тамас - материя) связаны с осознанием сущности вещей: сат тва - добро, счастье; раджас - возбуждение.

Индуистская Троица - Брахма, Вишну, Шива, олицетворяющие единую силу творения, сохранения и разрушения
инерция, апатия, ведущие к невежеству. В человеческой душе саттва - это упорядоченность, основа просветленности, уравновешенности и терпеливости; раджас - это подвижность, источник активности и страстности; тамас - это инертность и все связанные с нею признаки, источник лености, косности и невежества.

У буддистов священный текст Трипитака разделяется на три части. Даосская Великая Триада - это небо, человек и земля.

У маори Великий Дух (Божественный творец) есть триединство Солнца, Луны и Земли; бог природы объединяет прошлое, настоящее и будущее.

В Китае три - первое нечетное, янское, положительное число, символ святости, законности, почета и утонченности. Три начала - небо, земля и человек. Три -истинный путь неба, земли, человека.

Японцы почитают три «священных сокровища»: зеркало, меч и драгоценный камень, символизирующие истину, мужество и сострадание.
Мексиканскую троицу символизируют три креста: один большой и два меньших.

Три - одно из самых положительных чисел не только в символике и религиозной мысли, но и в мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз - удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. В фольклоре встречаются три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).

Трехголовые или трехтельные боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригитта, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. У славян бог Луны трехглав.

Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в шумеро-семитской, греческой, кельтской и древнегерманской культурах.

В греко-римской мифологии: богини судьбы мойры триедины в одной Мойре; эринии триедины в Эринии; горгоны - в Медузе. Три хариты, грации, сирены, грайи, три фурии, три гарпии. Цербер трехглав; у Сциллы тройной хвост; тело Химеры состоит из трех частей. Три древнегреческих правителя Мира - братья Зевс, Посейдон и Гадес (их атрибутами были тройная молния, трезубец и трехголовый пес Цербер). Три Парки (в древнегреческих и норвежских.мифах).

У древних скандинавов и германцев: судьба в виде трех норн - Маны, Ньи и Нити, означающих также полную, новую и убывающую Луну. В древнегерманской мифологии Луна - это судьба; богиня Луны - Хольда - триедина со своими двумя дочерьми. У зайца на Луне три ноги. Тор иногда изображается с тремя головами, а триквестра - символ Одина (Вотана).

У кельтов имеются также Три Благословенные Госпожи и другие бесчисленные триады - тройственные аспекты единого божества.

Главная индуистская троица - Тримурти, объединяющая трех великих богов (Брахма-Вишну-Шива), символизирует троичную силу творения, сохранения и разрушения.

Согласно китайской традиции, небесами управляют три брата.

У инков три великих бога: Солнца, Луны и ветра.

У народов Африки лунная богиня - это три божества: две черные, одна белая. Три в Африке - число мужчины (фаллос и два яичка).

Аравийская троичная богиня Манат представляется в виде трех святых дев: Аль-Итаб, Аль-Узза и Аль-Манат, которые изображаются тремя стелами, камнями или столбами, голубками, сидящими на столбах.