Железнякова история с азбукой читать. Железников «История с Азбукой. Формы организации познавательной деятельности

После уроков я зашёл в первый класс.

Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября — первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал.

Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой, и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде не удобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щёки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть хотелось.

Ну её, эту ненормальную.

Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» — градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать, — сказал я. —

В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату.

Шли как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и тёплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить. Ну в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор, и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

— Серёжа, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. — И плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох и силён ты заливать! Ну как зовут твоего друга, как?

(После уроков)

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября — первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совеем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит неизвестно чего ждёт.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает.

Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.

Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её.

Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор.

Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать, — сказал я. — В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату.

Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и тёплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить. Ну, в общем, чтобы выучить азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать.

Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться весь год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка, — и плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случится. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я, — есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца.

А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Конспект урока по литературному чтению «Развитие художественного восприятия произведения В. Железников «История с азбукой»» для учащихся 1 класса

Разработка урока по образовательной системе «Начальная школа XXI века»

Предмет: чтение, урок слушания, 1 класс,

Тип урока: открытие нового знания

Цель деятельности педагога: создание условий для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой»

Задачи:

- развития умение формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

Составлять схематичный план и пересказывать по нему;

Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Формировать УУД:

Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемые результаты по УУД:

- личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

- метапредметные: регулятивные - осуществление действий по образцу и заданному правилу; познавательные - осознанно воспринимают содержание литературного произведения; коммуникативные - используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

- предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л.А. Ефросинина;

Рабочая тетрадь по литературному чтению;

Мультимедиа установка, компьютер.

Структура урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Здравствуйте! Начнём наш урок литературного чтения.

А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)

А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)

Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)

Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

2. Создание эмоционального настроя. Выход к теме урока

Игра «Волшебный сундучок».

Посмотрите внимательно. У меняя на столе стоит сундучок. Для чего нужны сундучки? (хранить вещи…). Что лежит в сундучке, вы узнаете, если выполните задание.

Послушайте: «…Папа Карло почесал затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся. Но без куртки. В руке он держал…» (книгу, азбуку)

Что лежит в сундучке?(азбука) Что такое азбука? (ответы детей) Кто видел азбуку? Для чего нам нужна азбука? Где в жизни мы сталкиваемся с азбукой? (ответы детей. Один из вариантов: азбука нам необходима для того, чтобы изучать буквы, учиться читать)

3.Работа по теме урока

3.1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой».

Ребята, послушайте. Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Карповича Железникова. А вы знаете кто такой Владимир Карпович Железников? (предположения детей: человек, который пишет рассказы, писатель.). Я хочу рассказать вам про Владимира Карповича.

Железников Владимир Карпович родился в 1925 году, в семье пограничника. В детстве часто переезжал с родителями с места на место. Работал в детском журнале «Мурзилка» писателем. Владимир Карпович известен не только в России, но и Японии, США, Дании, Польше и др. странах.

Вот несколько произведений, которые написал Владимир Железников. (показ на слайде или на доске)

Как может называться произведение, с которым вы сегодня познакомитесь? (предположения детей) Посмотрите на слайд (на слайдах иллюстрации обложек)

Что общего в этих иллюстрациях? Как может называться наше произведение? (название книги, азбука). Правильная формулировка учителем: «История с азбукой». (чтение рассказа)

Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился? (ответы детей, если есть возможность с подтверждением из текста)

3.2. Моделировнаие обложки (работа в парах)

Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.

Чтобы выполнить следующее задание, вам будет необходимо поработать в паре. У вас на партах лежит два листочка. Ваш задача про анализировать свой листочек. Сообщить свою часть вопроса соседу по парте, составить целостный вопрос и выполнить задание.

(на листочках: 1 - составить обложку к рассказу; 2 - дополнить обложку, используя знание имени и фамилии автора, название произведения) На работу отводится 5-7 минут.

После выполнения работы дети презентуют свои обложки (по желанию 3-4 пары), далее проверка на слайде.

Физминутка (общая)

3.3. Повторное слушание рассказа

Назовите героев рассказа. Опишите героев рассказа (внешне, как представляют; характер). Кто из героев вам понравился? Почему? (ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)

3.4. Работа с иллюстрацией в учебнике

Познавательные УУД: соотносят разные виды информации

Рассмотрите первую иллюстрацию (стр. 19). Перескажите отрывок из текста, соответствующий иллюстрации (читающие дети могу опирать на сам текст, зачитывать необходимую информацию. Аналогичная работа с иллюстрацией на стр. 22)

3.5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, встраивают последовательность необходимых операций

Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников

Метапредметные УУД: использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов

Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа (работа в парах).

Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (аналогичная работа с остальными частями рассказа)

План-схема цепочки событий (работа в парах):

Физминутка (для глаз)

3.6. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Учебник: стр. 24

Прочитай слова. Почему они записаны с большой буквы? Прочитай полное имя.

Прочитай рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (ответы детей)

Тетрадь: стр. 11

Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните ее самостоятельно (самопроверка с ранее выполненным заданием)

Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые знаете. Самостоятельное выполнение задание с последующей взаимопроверкой.

Подчеркните слова, которые передают настроение автора. Работа совместная по предложениям.

Прочитайте слово по стрелке.

4. Дополнительная информация (по желанию)

Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного, умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Как вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (рассказ ведется от Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрые поступки всегда приятны тому, кто их совершает)

Были ли у вас такие события, когда вы поступали хорошо, помогали и вам было хорошо и приятно за себя. (ответы детей из жизни)

5. Итог урока

С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор? Что вы можете рассказать о Владимире Карповиче? Что вам запомнилось на уроке? (ответы детей)

Дифференцированное задание:

Не читающие дети: соедини «заместитель» героя рассказа с заданным словом.

Читающие дети (2 вариант): соедини героя рассказа с заданным словосочетанием.

1 вариант 2 вариант

Девочка Юра Девочка Юра

учится в классе отличное настроение

Серёжа Мальчик Серёжа Мальчик

Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием.

6. Рефлексия

На доске вы видите лестницу. Сколько ступенек? (3) У каждого из вас есть смайлик. Поместите себя на ту ступеньку, которая соответствует вашему на строению.

Верхняя - я работал (а) самостоятельно, у меня все получилось.

Средняя - я работал (а) самостоятельно, но испытывал (а) затруднение.

Первая ступенька - я испытывал (а) затруднения в заданиях, мне нужно еще потренироваться.

Спасибо за урок. Все ребята молодцы, хорошо поработали.

Литература

Ваганова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ "Гимназия № 16", Пермский край, г. Кунгура

Чтобы скачать материал или !

Никто не отзывается. - Кто у терема? Кто у высокого? Опять ответа нет. - Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой нибудь, а муха громотуха, да комар пискун, да оса пеструха, да слепень жигун. Сверху не отвечают. - Надо бы взлететь да посмотреть! - крикнули все в один голос. - Я первая не полечу, я всех знатнее, - говорит муха. - Я первый не полечу, я всех голосистее, - говорит комар. - Я первая не полечу, я всех наряднее, - говорит оса. - Я первый не полечу, я всех сильнее, - говорит слепень. И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее. - Что это за невежа нам свет заслоняет? - крикнули все. - Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, - сказал комар. - Ах, и в самом деле! - загудели все. - Как нам быть? Что де лать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть некрепка, прорвемся. - Мне первой, - кричит муха, - я всех знатнее! - Мне первой, - жужжит оса, - я всех наряднее! - Мне первому, - пищит комар, - я всех голосистее! - Мне первому, - гудит слепень, - я всех сильнее! И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою пау тину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами сказками и моделями. 2. Работа со сказкой М. Михайлова «Лесные хоромы» (ведет ся так же, как на уроке 7). 3. Упражнение в чтении по учебнику, выполнение заданий в тетради. 4. Рассматривание иллюстрации в учебнике. 5. Беседа (сравнение сказки М. Михайлова с русской народ ной сказкой «Теремок»): - Понравилась ли вам сказка «Лесные хоромы»? - На какую народную русскую сказку она похожа? - Объясните, что означают слова хоромы, кузовок. 61 - Вспомните, как начинается сказка писателя Михайлова. А как начинается народная сказка? - Кто поселился в кузовке? Почему все герои попали в паутину? 6. Оформление книжки самоделки и итоговая беседа. 7. Работа по рубрике учебника «Книжная полка»: рассматри вание обложек, выполнение заданий. Учимся уму разуму Урок 10. Стихи о детях А. Барто. «В школу» Учебные задачи: учить выделять фамилию автора и заголовок; сравнивать сказки, рассказы, стихотворения. Учебные умения: слушать стихотворения; правильно называть произведение; выражать свое отношение к прослушанному стихотворению. Учебный материал: стихотворение А. Барто «В школу». А. БартЏ В школу Почему сегодня Петя Он ужасно испугался, Просыпался десять раз? Что урок уж начался. Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал, Он теперь не просто мальчик, Папа бросился вдогонку, А теперь он новичок. У дверей его догнал. У него на новой куртке Отложной воротничок. За стеной соседи встали, Электричество зажгли, Он проснулся ночью темной. За стеной соседи встали, Было только три часа. А потом опять легли. 62 Разбудил он всю квартиру, И не может он на карте До утра заснуть не мог. Отыскать Москвы реки. Даже бабушке приснилось, Что она твердит урок. Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Даже дедушке приснилось, Потому что он сегодня Что стоит он у доски Поступает в первый класс. Комментарии к уроку 1. Подготовка к восприятию произведения. Учитель: Что вы вспоминаете и представляете, когда слыши те слово школа? (Дети рассказывают о своих представлениях, ощу щениях, впечатлениях.) 2. Работа со стихотворением А. Барто «В школу»: слушание, беседа. - Вспомните, хорошо ли вы спали перед 1 сентября? Волно вались ли так же, как Петя? Почему он «просыпался десять раз»? Чего боялся Петя? - Какое это стихотворение - веселое или грустное? 3. Моделирование обложки. Фамилия автора Жел. Стихи о детях Заголовок 4. Повторение. Сравнить модели, определить жанр и тему произведения, привести примеры названий. а) б) в) Кр. Зел. Жел. 63 Ответы: а) Стихи о Родине: Дрожжин. «Привет»; Серова. «Мой дом»; Павлычко. «Где всего прекрасней на земле?». б) Стихи о природе: М. Гали. «Земные краски»; народная пес ня «Березонька». в) Стихи о детях: А. Барто. «В школу». Обратите внимание. Работа с моделями поможет детям повторять изу ченные произведения, формировать умение самопроверки (знаю или не знаю), обогащать читательский опыт. В этой работе можно использовать книжки самоделки из «библиотечки развития», соотносить модели с кни гами: «Это стихи о Родине. Их написал Дрожжин» или: «Дрожжин. «При вет». Это стихотворение о Родине, относится к первой модели» и т. д. 5. Упражнение в чтении по учебнику. Слова: школа, школьник, ученик, ученье, учительница. Первая строфа (четко проговаривать слова со звуками [п], передавать чувства: волнение, тревогу и т. д.): Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. 6. Выполнение упражнений в тетради. 7. Оформление книжки самоделки, обобщающая беседа. Урок 11. Рассказы о детях В. Железников. «История с азбукой» Учебные задачи: учить определять жанр и тему прослушанного произведения; воспитывать отзывчивость, доброе отношение к малышам и взрослым; учить составлять схематический план и рассказывать по плану; отрабатывать навык чтения. Учебные умения: различать рассказ и сказку; правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок); 64 рассказывать по готовому плану; читать отдельные слова и предложения. Учебный материал: рассказ В. Железникова «История с аз букой». В. ЖелЉзников История с азбукой После уроков я зашел в первый класс. Я бы не стал к ним за ходить, но соседка поручила присмотреть за ее сыном. Все таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуть ся и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая то кноп ка, из за парты ее почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше ее головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет. - Девочка, - говорю, - почему не идешь домой? Никакого внимания. - Может быть, потеряла что нибудь? Сидит как статуя, не шелохнется. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошел к доске, придумываю, как расшевелить эту «ста тую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал перво клашку, который пришел из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жует, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка. - А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой? - Нет, - отвечает, - я домой не пойду. - Что же, ночевать здесь будешь? - Не знаю. Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. 65 Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут ме ня совесть заела, и я вернулся. - Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сей час вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице. Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Ды ши, не дыши», - и градусник сует под мышку. Холодный, как со сулька. - Ну и хорошо. Поеду в больницу. Честное слово, она была ненормальная. - Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось? - Меня брат ждет. Вон во дворе сидит. Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик. - Ну и что же? - А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить. - Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать! - Я не врала, я просто не знала. Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как то не понятно вертит. - Буквы учат целый год. Это непростое дело. - У нас папа с мамой уехали далеко, а Сережа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у нее все нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день пал ки писали. Сейчас она должна была заплакать. - Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из па лок можно сложить буквы. - Я подошел к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трех палок. Буква ша лашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь ее, чтобы не заплакала. - А теперь, - говорю, - пойдем к твоему брату, и я все ему объясню. Мы вышли во двор и направились к ее брату. Шли, как ма ленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у нее ладошка и теплая, а пальцы подушечками. 66 Вот, думаю, если кто нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же ее руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Сережа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит. - Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое легкое дело. - Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сест ру. - Нечего было обещать. - Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девоч ка. - А из палок складываются буквы. Но он не стал ее слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплелся утиной походочкой. Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывал ся в чужие дела. - Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его. - Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдешь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой ой как попотели! А у те бя и руки опустились. - Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он. У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря роди тели не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далеких расстояний или злых морозов. - Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и все изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде. - Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живем в этом доме, за железной изгородью... Правда, Сережа, хорошо? - Ладно, - ответил Сережа. - Я буду ждать. Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали меж ду железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос. - Сережа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы? Я видел, что Сережа остановился, а сестра его вбежала в подъезд. 67 - Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? - сказал Се режа. - Надо учиться целый год. - Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. - И пла кала ваша Сибирь. - Ничего не плакала, - ответил Сережа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придет к нам и напишет письмо. - Все ты врешь, - сказал мальчишка. - Ох и силен ты зали вать! Ну, как зовут твоего друга, как? Наступило молчание. Еще минута, и должен был раздаться победный, торжествую щий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому слу читься. Нет, это было не в моем характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову меж ду прутьями. - Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя. У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Сережа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошел домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами стихов и иллюстрациями к стихотворе нию А. Барто «В школу», чтение по учебнику и тетради. 2. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». 3. Беседа: - Кто помог детям? - Какой эпизод рассказа показался вам грустным? - Когда вы радовались? - Кто из героев рассказа особенно понравился? Фамилия автора 4. Моделирование об ложки. Жел. Рассказ о детях 5. Повторное слушание рассказа (если в этом есть необходимость). Заголовок 68 6. Работа с текстом: деление на части, составление схемати ческого плана с введением «заместителей» героев. При составле нии плана учитель читает текст по частям. «Заместители»: девочка - Д, Сережа - С, мальчиш ка - М, Юра - Ю. План схема цепочки событий: Встреча Во дворе Во дворе дома с девочкой школы Схематический план с «заместителями» героев: Д Д С Д Ю С Ю М Ю 7. Выполнение заданий в учебнике и тетради. 8. Рекомендации (по выбору): найти книгу о детях; пересказать дома рассказ В. Железникова «История с азбу кой» и рассмотреть иллюстрации; придумать историю из жизни первоклассника. Урок 12. Веселые рассказы о детях Л. Пантелеев. «Буква „ты“» Учебные задачи: познакомить с юмористическим рассказом; воспитывать уважение к взрослым и детям; учить определять тему чтения. Учебные умения: сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов; выражать свое отношение к героям произведения; правильно называть произведение. 69 Учебный материал: рассказ Л. Пантелеева «Буква „ты“»; кни ги о детях. Л. ПантелЉев Буква «ты» Учил я когда то одну маленькую девочку читать и писать. Де вочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую аз буку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая по следняя буква - «я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись. Я, как всегда, показал ей букву, дал как следует ее рассмотреть и сказал: - А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: - Ты? - Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я». - Буква «ты»? - Да не «ты», а «я». Она еще больше удивилась и говорит: - Я и говорю: ты. - Да не я, а буква «я». - Не ты, а буква «ты»? - Ох, Иринушка, Иринушка. Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется - «я»? - Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю. - Что ты понимаешь? - Это не ты, а это буква так называется - «ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще «я» - это только буква? - Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь. Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает: - Говорить? - Ну ну... конечно. 70

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Данный урок внеклассного чтения по программе Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение» . Эта программа привлекла меня в первую очередь целью - сформировать думающего читателя, которому необходимо чтение как средство развития и самообразования. Кроме того, в данной программе я увидела возможности для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который лежит в основе программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, по которой работаю с 1993 года.

Тема урока : В.К. Железников «История с азбукой». Рассказ.

Цели урока:

  • создать условия для формирования первичных представлений учащихся о произведении В.К.Железникова «История с азбукой»,
  • для формирования умения отвечать на вопросы по содержанию и по художественному анализу произведения;
  • для воспитания у школьников чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Личностные: эмоционально воспринимать поступки героев литературного произведения; иметь первоначальные представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

метапредметные: регулятивные - осуществлять действие по образу и заданному правилу; познавательные - осознанно воспринимать содержание литературного произведения, понимать фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста; коммуникативные - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

предметные: научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получить возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг, листы для групповой работы, рабочая тетрадь «Читательский портфель» для 3 класса .

Подготовительная работа

За две недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: прочитать произведения В.К.Железникова. За неделю до занятия учитель предлагает ребятам выполнить задание на выбор: подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря), поработать с толковым словарём (найти объяснение слов: азбука, рыцарь, пионервожатый, чудак, чучело) или составить список произведений про азбуку.

Ход урока

1. Оргмомент. Актуализация знани й

Учитель: У меня в руках три предмета: журнал «Мурзилка», книга и диск с фильмом. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор.)

2. Введение в тему. Рассказ учителя об авторе с использованием презентации

Учитель: Да, ребята, вы правы. Объединяет автор - Владимир Карпович Железников. Он родился 26 октября 1925 года. После окончания Литературного института имени М.Горького писатель начал работать и публиковаться в журнале «Мурзилка». Первая книга В.К.Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Потом было много книг, и одной из самых знаменитых стала книга «Жизнь и приключения чудака», в которой автор рассказал о пионервожатом.

А кто из вас узнал и может объяснить, кто такой пионервожатый. (Ответы учеников.)

По этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б». Фильм очень понравился зрителям, а его главный герой Боря со смешной фамилией Збандуто очень полюбился ребятам.

Откройте «Читательский портфель» на стр. 36 и прочитайте информацию об авторе.

А книге «Чучело» предшествовал киносценарий, написанный В.К.Железниковым. Интересно, что сначала повесть «Чучело» была напечатана в журнале «Пионер» под названием «И всего-то несколько дней». Почему автор сменил заголовок? Может быть, когда вы прочитаете книгу, вы сможете ответить на этот вопрос? Главную героиню повести и фильма считают чудачкой.

А кто может объяснить значение слова чудак, чудачка?

Герои книг В.К.Железникова - мальчишки и девчонки, за чудачеством которых скрывается благородство, доброта, сострадание, забота о слабых и беззащитных. Они не могут пройти мимо несправедливости и горя, они остро чувствуют чужую боль и умеют помочь в трудную минуту.

С таким героем мы сегодня и познакомимся в рассказе «История с азбукой».

3. Антиципация

Кто знает значение слова азбука? Каким синонимом можно заменить это слово? О ком и о чём данный рассказ? Какие герои будут в рассказе писателя? Выскажите свои предположения.

4. Работа с рассказом «История с азбукой» В.К.Железникова

Наверное, какое-то необычное событие вдохновило писателя на создание этого рассказа.

А какие необычные истории были в вашей жизни, когда вы читали Азбуку, Букварь? (Ребята рассказывают истории, подготовленные дома.)

5. Комбинированное чтение рассказа В.К.Железникова.

(Рассказ читают учитель и хорошо читающие ученики.)

6. Беседа после первичного восприятия

Что тронуло в рассказе?

Подтвердились ли ваши предположения перед началом чтения?

Какой эпизод в рассказе показался грустным? Какой - радостным?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

7. Составление характеристики главного героя

Выполнение задания №1 на стр.38 в «Читательский портфеле» . Своё мнение школьники подтверждают словами из текста (выборочное чтение).

Можно ли главного героя назвать рыцарем? Кто такие рыцари?

8. Словарная работа

Все ли слова в тексте вам понятны? Объясните, что значат выражения: «сидит как статуя», «утиной походочкой», «впутываться в чужие дела», «сочинять на память», «весело на душе».

В содержании рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя». О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?

(Дети находят в тексте, что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира - Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова.)

10.Творческое задание

Давайте ещё раз вспомним, что значит слово азбука? Каким синонимом можно заменить это слово?

А могли бы мы заменить слово азбука в названии рассказа? «История с алфавитом»? «История с букварём»? Есть много произведений о буквах, об алфавите (азбуке). Готовясь к этому уроку, какие вы нашли?

(Ученики показывают свои списки книг, в названиях которых есть слово азбука.)

Можно ли рассказ В.К.Железникова отнести к этому списку? Почему?

Выскажи своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ?

Учитель: Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В.К.Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку. Мне кажется, что для автора важнее показать читателям азбуку добра в поступках своих героев. Научить вас взаимовыручке, взаимопомощи. Этому тоже нужно научиться. Эти умения очень важны в жизни. Мы с вами на внеурочных занятиях по этике тоже затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам. А нужно ли помогать незнакомым людям? Кому и как мы можем помочь?

(Дети высказывают предложения сделать малышам из соседнего детского сада снежную горку во дворе, ребятам из детского дома собрать в подарок библиотеку книг, школьникам Донбасса выслать школьные принадлежности, принимать активное участие в объявленных в городе акциях.)

Все предложения ребят учитель записал, чтобы подробно обсудить их на внеурочном занятии по этике.

11. Работа в группах

(Данный этап урока нацелен на умение работать с текстом).

Как можно текст данного рассказа разделить на части? Посоветуйтесь в группах, на сколько частей можно разделить текст и дайте название каждой части.

12. Представление результатов работы каждой группы

После выступления каждой группы с результатами работы ребята пришли к выводу, что текст делится на три смысловые части и выбрали для этих частей заголовки:

1. Встреча с девочкой в школе - «Грустная первоклассница».

2. Разговор героев рассказа во дворе школы - «Наука - сложное дело!»

3. Разговор героев рассказа во дворе дома - «Отличное настроение».

13. Домашнее задание

Каждая группа на уроке разделила текст на три части, а дома пофантазируйте и придумайте четвёртую часть - продолжение рассказа. Или выполните задание №3 на стр.38 из рабочей тетради «Читательский портфель» . (Вспомни того, кто помогал тебе в трудную минуту. Расскажи об этом.)

14. Рефлексия урока. «Свободный микрофон»

Представьте, что у вас в руках микрофон, выскажите свои впечатления об уроке, закончите предложения.

Сегодня я узнал(а)… Было интересно...

Я понял(а), что… Я умею…

Теперь я могу… Я попробую…

Я почувствовал(а), что… Меня удивило…

Я приобрёл(а)… Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Используемая литература:

1. Посашкова Е.В. Программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» для обучающихся начальной школы. Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.

2. Посашкова Е.В. «Вдумчивое чтение» в 3 классе с использованием учебного пособия «Читательский портфель». Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.

3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие/Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2013г.

4. Посашкова Е.В. Учебное пособие «Читательский портфель для обучающихся 3 класса». - Екатеринбург: Литстудия, 2013.