Устный рассказ жизнь маши мироновой. Образ маши мироновой. Отношения Маши и Швабрина

Меню статьи:

Маша Миронова является главной героиней романа Пушкина «Капитанская дочка». Этот персонаж произвел неоднозначное мнение на критиков и читателей. На общем фоне романа, девушка выглядит «бесцветной» и неинтересной. Марина Цветаева, анализируя это произведение Пушкина, утверждала, что вся беда Маши Мироновой заключалась в том, что ее любил Гринев, но Пушкин ее не любил вовсе. Из-за этого образ девушки в романе получился эффектным и в некой мере бесполезным.

Характеристика личности

Маша Миронова не была девушкой, обладающей необычной внешностью. Напротив, ее наружность была вполне типична, хоть и не лишена приятных, симпатичных качеств. В то же время Маша обладала исключительным внутренним миром – она была предельно доброй и милой девушкой.

О внешности девушки известно не много: девушка была круглолицей и румяной. У нее были светло-русые волосы и ангельский голос. Одевалась Маша всегда просто, но в то же время очень мило.

Маша – чувствительная натура. Она готова ради любви на подвиг. Миронова искренне переживает за Гринева после дуэли и лично ухаживает за раненым, однако по мере выздоровления Гринева девушка отдаляется от Петра Андреевича, так как осознает возможные последствия своего дальнейшего поведения и возможные последствия – Маша понимает, что ее поведение находится на границе допустимого и может легко перейти на плоскость неприличного.

В целом, Маша скромная и порядочная девушка. Ее любовь к Гриневу, хоть и является страстным чувством, все же не становится роковым – Маша ведет себя благопристойно и не выходит за рамки допустимого.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в романе А. Пушкина “Капитанская дочка”.

Маша – умная и воспитанная. С ней легко найти тему для разговора и развить ее. Девушка не умеет жеманничать и кокетничать, как большинство девушек дворянского происхождения. Это качество особенно было привлекательно Гриневу.

Семья

Маша родилась в семье коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его жены Василисы Егоровны. Родители воспитывали дочку, опираясь на традиционные требования и принципы воспитания. Маша была единственным ребенком в семье. Девушка принадлежала к дворянскому сословию, но ее семья была небогата. Такое финансовое положение существенно усложняло жизнь Маши и сводило ее шансы выйти замуж до уровня чуда. У Маши не было никакого приданого, по словам ее матери, «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить».

Предлагаем вашему вниманию которые написал А. Пушкин.

Отец и мать Мироновой были хорошими людьми. Между супругами до последних дней сохранились нежные, трепетные отношения. Это не могло не сказаться на восприятии семейной жизни девушкой – в некой мере можно говорить, что для Маши ее родители стали примером идеальной семьи. Девушка, хоть и воспитывалась в почтении к старшему поколению и родителям, не была лишена дружеского общения со своими родителями, между ними установились теплые, доверительные отношения.

После захвата Пугачевым крепости Ивана Кузьмича повесили по причине его отказа переходить на сторону повстанцев. Василиса Егоровна, увидев висящее тело мужа, принялась упрекать разбойников в их действиях, за что, по приказу Пугачева, ее убили – тело женщины еще некоторое время валялось посреди двора, затем, впрочем, было оттянуто в сторону и накрыто рогожей.

Отношения Маши и Швабрина

Алексей Иванович Швабрин был военным офицером с пятилетним стажем. Он не был красавцем ни внешне, ни внутренне. Злость и алчность, переполнявшие его, не позволяли ему обрести гармонию с окружающим миром и стать счастливым человеком. Однако Швабрину были не чужды и другие проявления человеческих чувств и эмоций. Параллельно с сарказмом в душе Швабрина зарождается любовь к Маше. К сожалению, ответного чувства Алексею Ивановичу ждать не приходилось. Маше был противен Швабрин. Молодому человеку не удалось скрыть от Мироновой свою настоящую суть.


Осознав всю невозможность «получить» Машу честным путем, к тому же подстегиваемый ревностью, Алексей Иванович решается воспользоваться случаем для обретения своего счастья с Машей. После захвата крепости Пугачевым он тайком держит Машу под стражей, в надежде, что воля девушки будет сломлена и она согласится на брак: «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами.


Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Пугачеву Швабрин говорит, что Маша его жена, а когда обман был раскрыт, просит у «государя» помилования за свой поступок.

Отношения Маши и Гринева

Отношения Маши и Петра Андреевича Гринева складываются совсем по-другому. Петр Андреевич предпочитает делать выводы о людях самостоятельно, поэтому ложь Швабрина, который пытался обрисовать Машу как бесчестную, глупую девушку, скоро была обнаружена. Тонкая душевная организация Гринева и возникшая симпатия позволила выйти отношениям между молодыми людьми на новый уровень и довольно быстро перерасти в настоящую взаимную любовь.

После дуэли молодые люди признаются друг другу в чувствах, Гринев делает Маше предложение. Однако разгоряченный доносом Швабрина, отец Петра Андреевича, отвергает возможность такого брака.

Гринев был очень огорчен таким решением отца. Маша же, спустя некоторое время, смирилась с таким положением вещей, решив, что не судьба было им с Гриневым стать мужем и женой.

Впрочем, чувства девушки по отношению к молодому офицеру не угасли. После смерти родителей Петр Андреевич становится самым близким и дорогим человеком в жизни Маши. Гринев, рискуя своей жизнью, спасает Машу от плена Швабрина, чем наживает себе окончательного врага. На суде Швабрин не пренебрегает возможностью усложнить жизнь своему неприятелю – он клевещет на Гринева и в результате Петр Андреевич попадает на скамью подсудимых. Впрочем, от решения суда его спасает самоотверженная Маша, которая готова совершить даже самые немыслимые поступки ради своего любимого – она отправляется к императрице, в надежде на справедливость.

Таким образом, Машу Миронову можно отождествить с классическим вариантом идеальной русской женщины – скромная, добрая, готова на подвиг и самопожертвование, но Маша Миронова не обладает никакими необычными, уникальными качествами – ее бесхарактерность и бесцветность не позволяют ей стать сильной личностью, такой как, например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин».

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою".

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: "Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!" Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего "она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью". Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь... ".

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: "Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят". После этих слов Пугачёв всё понял: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю". Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности "она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств".

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: "Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!" Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: "они видели благо дать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить". Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям "пустою блажью", они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. "Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти".

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что "вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность". В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова".

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки - простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

Маша Миронова, является одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка». И её можно смело считать самым чистым и добродушным героем романа. Она проявляет искренние чувства, не боясь при этом каких-либо трудностей и преград. Образ Маши Мироновой представлен читателю обыкновенной русской девушкой, с румяными щёчками и русыми подвязанными волосами. На долю Маши выпало не мало несчастий и бед, но поломать её стержень, несмотря на её робость, не подвластно никому. Маша была достаточно бедной невестой, у которой не было совершенно никакого приданного. Однако она не согласилась выходить замуж, не по любви за Швабрина. Она говорила, что не за какие благополучия, не станет целоваться у алтаря с человеком без взаимной симпатии и чувств.

И её нежное девичье сердце расцвело от любви к Петру Гринёву. Она отважилась признаться ему в этом, Маша ответила взаимностью. Но единственной преградой их счастью послужило то, что родители Петра были против их союза, а Маша в свою очередь, ни за что бы не стала выходить замуж без благословения. Маша долго пыталась побороть в себе любовь к Петру и даже несмотря на то, что давалось ей это крайне тяжело.

В дальнейшем девушку ждало сильное потрясение, её родителей казнили, а её саму с силой забрал Швабрин пытаясь на сильно женить на себе. Спасенье в лице Пугачёва вызвало в душе девушки двоякие чувства, с одной стороны, это убийца её родителей, а с другой её спаситель. В результате Пугачёв помиловал её и Петра. Они отправились к его родителям, которые узнав девушку поближе искренне влюбились в неё и приняли как родную дочь.

Ещё одним испытание выпавшим на хрупкие плечи Маши, стал арест её любимого прям перед свадьбой. Но это не сломило девушку, а наоборот заставило её, во что бы то ни стало спаси жениха. Ей даже посчастливилось побеседовать с императрицей и рассказать ей всё, что случилось в её судьбе, и как ей важно быть рядом с Петром. В результате тучи над Машей и Петром развеялись, и они снова были вместе.

Сочинение 2

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина является величайшим и неповторимым произведением литературы. Центральным героем, вокруг которого крутится весь сюжет, является Петр Гринев. Но многие люди считают героиню по имени Маша Миронова главным персонажем исторического романа. Это происходит не просто так, а совершенно заслуженно.

Маша Миронова является восемнадцатилетней девушкой, дочерью капитана Белогорской крепости. Ее внешность была очень миловидной: приятное лицо, светлые волосы. Маша всегда была довольно скромной, зажатой, отличалась своей простотой и непринужденностью. Ее мать, Василиса Егоровна, решила за собственную дочь, что ей необходимо выходить замуж за первого встречного. Но Маша была противоположного мнения и не представляла брак без высоких чувств к партнеру. Именно эта причина и послужила когда-то отказом Швабрину.

Познакомившись с Петром Гриневым, они оба испытывали друг к другу высокие чувства. Эти чувства увеличиваются еще сильнее, когда Маша ухаживала и не покидала ни на секунду Петра после ранения. Влюбленные решают жениться, но Маша хочет сделать все правильно и желает одобрения родителей Петра. Молодой человек на время уезжает. В это время крепость Миронова была захвачена, а родители девушки казнены. Швабрин берет Машу в плен и морально давит на нее, просит ее руки. Но она не изменила бы своим принципам даже под предлогом мучительной смерти. Девушке удается отправить Гриневу письмо, и он незамедлительно спасает ее. Но спасает не один, а с Пугачевым, который являлся убийцей ее родителей. Сердце девушки разрывалось от боли и противоречивости ситуации. Случается еще одна трагедия: арест Петра. Не долго думая, Маша решает спасти любимого от ссылки и идет на разговор с императрицей. Именно здесь для читателя открывается новая сторона Маши, ранее неизвестная. От девушки не остается ни капли привычной скромности и смущения, она становится уверенной и смелой. Добиваясь освобождения Петра, Маша предстает героиней.

Маша Миронова предстает в романе Пушкина настоящей русской девушкой, которая сочетает в себе смелость, упорство и силу духа. На протяжении романа можно увидеть развитие героини, ведь сначала она боялась даже выстрела, а теперь в силах справиться со сложнейшими испытаниями. Маша является тем человеком, которого определяют не слова, а совершаемые поступки.

Характеристика и образ Маши Мироновой из Капитанской дочки

Мария Миронова - героиня рассказа «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина.

Эта молодая девушка приходится дочерью капитану Миронову - коменданту Белогорской крепости.

Внешность Маши Мироновой особо не примечательна: румяное круглое лицо и светлые волосы, убранные за уши. Её мать полагает, что она трусиха. Швабрин, который был ею отвергнут, называет её абсолютной дурочкой.

По мере прочтения рассказа начинаешь понимать, что Маша является простодушным, добрым и искренним человеком. Она мила и приветлива с людьми.

На долю девушки выпала нелегкая участь – казнь её родителей. Девушка болезненно это воспринимает, но не падает духом и борется за свою жизнь.

Стойкий характер Маши проявляется, когда Швабрин держит девушку взаперти, требуя стать его женой. Угрозы ее не страшат, юная особа заявляет, что лучше умереть, чем жить с нелюбимым человеком.

Её возлюбленный Петр Гринев договаривается с Пугачевым и спасает девушку.

Она отправляется к родителям Петра. Мать и отец Петра, который изначально был против женитьбы сына, тепло принимают Машу. Они проникаются ею и окружают осиротевшую девушку вниманием и заботой.

Будучи спасенной и находясь в безопасности, она узнает, что её возлюбленный Петр Гринев был несправедливо арестован. Девушка чувствует себя виноватой, в аресте своего возлюбленного. Она скрывает от окружающих свои слезы, и ищет способы добиться его освобождения. Маша отправляется к императрице, просить помилования для Петра.

Скромная, можно сказать даже робкая девушка, проявляет твердость характера, настойчивость и решительность. Она готова во что бы то ни стало освободить и оправдать своего жениха.

Она рассказывает государыне о том, как Перт спас её и убеждает императрицу в его невиновности. Рассказ её тронул государыню. Он был настолько искренним, что императрица не только милует Петра Гринева, но еще и обещает устроить благосостояние девушки.

Дальнейшая судьба девушки складывается благополучно. Она становиться женой Петра и у них появляются дети, а затем и внуки.

Персонаж Маши Мироновой заслуживает уважения и вызывать глубочайшую симпатию. Молодая девушка достойно переносит все удары судьбы. Её чистая душа и открытое сердце подкупают. Она искренне любит. Ради своей любви девушка готова жертвовать собой и совершать смелые и отчаянные поступки.

Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? – частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: "Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!" Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего "она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью". Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьёй, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…"

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: "Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят". После этих слов Пугачёв всё понял: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю". Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности "она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств".

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: "Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!" Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: "они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить". Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям "пустою блажью", они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.



Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. "Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти".

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что "вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность". В Царском Селе гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова".

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.



А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов

Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)

Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е - 20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади; отсутствием идеалов вообще.

Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да их, по меткому выражению Герцена А. И., можно считать братьями: "Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак.

Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в романе "Евгений Онегин".

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле",- все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".

Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившегося, молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из "Думы" Лермонтова:

Так ранний плод,

До времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз

Висит среди цветов - пришлец осиротелый.

И час их красоты - его паденья час.

По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.

Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: "Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало.

В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Вулич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил".

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени.

И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение своего героя: "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь,- и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви".

Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.

А. С. Пушкин

Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

В. Г. Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя "Татьяна". Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины". Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.

Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Характеристика Маши Мироновой из «Капитанской дочки» важна для понимания специфики произведения: оно родилось в творчестве великого русского писателя под влиянием популярности переводных романов Вальтера Скотта.

Образ Марии Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Он вызывал к себе своеобразное отношение со стороны разных критиков – характер не восприняли глубоким и даже примечательным.

Близкий друг Пушкина П. Вяземский видел в образе некую вариацию Татьяны Лариной. Неистовый В. Белинский назвал его ничтожным и бесцветным.

Недостаток интересности и характерности отмечал и композитор П. Чайковский. Шаблонный и пустой – оценка поэта М. Цветаевой.

Но были и те, кто не относил образ главной героини к слабым местам повести. Пожалуй, самый авторитетный голос здесь – мнение Н. Гоголя, ценившего пушкинскую новеллу за безыскуственность, истинно русские характеры и простое величие ничем не примечательных людей.

Характеристика и описание Маши Мироновой

Прототипом Маши некоторые исследователи видят героиню романа «Эдинбургская темница» Вальтера Скотта. Однако сходство здесь только сюжетное.

Определяя персонаж кратко: это парадоксальное (как сама история и вообще жизнь) сочетание обычности и простоты с величием и исключительностью. Мария Ивановна – восемнадцатилетняя дочь капитана Белогорской крепости.

Скромность фамильного положения совмещается в ней с умом и добротой, которые оценил и полюбил главный герой повести. Им пришлось многое преодолеть, чтобы быть вместе: интриги соперника за любовь Маши, отказ отца жениха благословить брак, пугачевское восстание и военный трибунал.

Обычная девушка стала причиной смертельных испытаний для главного героя и доходит до самой императрицы в надежде спасти его.

Нравственная красота героини

Автор постоянно подчеркивает благородную естественность героини, отсутствие кокетства, жеманства, любого притворства в чувствах и речах. В обращении с людьми ее отличает чуткость, нежность и доброта – мудрый Савельич зовет ее ангелом, говоря, что такой невесте и приданого не нужно.

Присущая ей милая женственность побуждает к осторожному обращению с оружием и вообще со всем, связанным с войной: выросшая в военной крепости девушка страшно боится звука стрельбы.

Избегает конфликтов и ссор: не говорит ничего плохого о Швабрине, безмерно огорчается из-за дуэли Гринева и немилости его отца.

Она душевно мудра, видит людей сердцем. Остроумный и хорошо образованный Швабрин не смог одержать любовную победу над глуповатой по его же словам барышней – потому что за блестящими манерами нет истинно благородного человека.

Любящая Мария желает счастья прежде всего для дорого человека – даже если это означает брак с другой женщиной. И все это без романтического пафоса и презрения к быту: понимает, что для счастья человеку нужна не только любовь, но также мир и покой в семье, какой-то достаток и определенность.

Внешность Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Пушкин осознанно набросал ее портрет очень схематично. В лице и фигуре подвигнувшей на подвиги девушки нет тонкости или экзотичности черт, выразительной оригинальности –

внешность ее не романтическая и чисто русская.

Вместе с главным героем читатель впервые видит молодую девушку круглолицей и румяной. Светло-русые волосы прибраны немодно – не завиты в локоны, полностью убраны с лица, открывая уши, «которые у нее так и горели» (выразительная деталь, характеризующая одновременно первое далекое от восторгов впечатление молодого человека и чувствительность девушки).

Постепенно читатель вместе с Петром Гриневым начинает воспринимать Машу сердцем. «Милая», «добрая», «ангельская» – постоянные эпитеты, когда речь заходит о ней.

Влюбленный видит, что немодная барышня одевается «просто и мило», ее голос кажется «ангельским».

Родители Маши

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы – супружеская пара из бедных дворян, отнесшиеся к главному герою по-семейному.

Комендант – любящий выпить офицер со стажем, служил почти 40 лет. Доброта и беспечность характера плохо помогают ему в работе на руководящей должности и делают его «подкаблучником» у собственной жены. Он человек чести, бесхитростный и прямой.

Пожилая «комендантша» – отличная хозяйка, добрая и гостеприимная. Бойкая и «прехрабрая» женщина, она фактически управляет своим мужем и всем гарнизоном. Твердость характера сочетается с женственностью: она не умеет хранить тайны, а мужа своего любит и жалеет.

Перед лицом гибели отец трогательно и просто благословляет дочь, муж и жена так прощаются друг с другом, что видна вся нежность, сила и глубина их любви.

Цитатная характеристика Маши Мироновой

Речевую характеристику характера героини можно выразить в двух очень многозначительных цитатах.

«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…», — говорит она возлюбленному, узнав из письма отца-Гринева о запрете их женитьбы.

Здесь все: усилие спокойно принять невозможность собственного счастья, достоинство смирения, желание добра для возлюбленного, искренность чувства без прекрасных слов.

«Придется ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце», – произнесла освобожденная из плена Маша, отправляясь к родителям Гринева.

Верная душа говорит почти простонародно – и естественно поэтично. Как в одном из стихотворений Пушкина, сердечное «ты» сменяет вежливое «вы» — эта перемена передает сочетание в Марии сердечной глубины и чувства собственного достоинства, естественной непосредственности и благовоспитанности.

Захват Пугачевым Белогорской крепости и судьба героини

Набег Пугачева на крепость произошел быстрее ожидаемого: план эвакуировать дочь в Оренбург у Мироновых не осуществился.

Оба родителя Маши погибли после взятия Белогорской крепости: отца повесили бунтовщики, а мать скончалась от удара саблей по голове, полученного в ответ на причитания над убитым мужем.

Подруга матери попадья спрятала заболевшую от потрясения сироту у себя, выдав ее за свою племянницу перед квартировавшим в этом же доме Пугачевым. Швабрин знал и не выдал этот секрет.

Назначенный новым комендантом крепости, он стал принуждать ее к браку, угрожая выдать ее бунтовщикам.

Спасение капитанской дочки

В осажденном пугачевцами Оренбурге Петр получает письмо от Маши с рассказом о недостойном поведении Швабрина. Главный герой просит военного коменданта отпустить его с военным отрядом в Белогорск. Получив отказ, Гринев самовольно покидает Оренбург вместе с верным Савельичем.

По пути в Белогорск их у Бердской слободы схватили мятежники. Дворянин обращается с просьбой вызволить возлюбленную к самому Пугачеву. Петр Гринев нашел любимую сидящей на полу, в крестьянском рваном платье, с растрепанными волосами, бледную и похудевшую. Она смело и просто высказывает презрение Швабрину.

После освобождения Маша отправляется к родителям Гринева – те впоследствии приняли и полюбили ее.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева

Судьба отношений двух молодых людей сложно связана с трагическим эпизодом истории целой страны. Любовь в этом произведении является обстоятельством, главным условием для проявления лучших человеческих качеств мужчины и женщины: доброта, верность, честь, вдумчивое отношение к себе и другим.

Заключение

Роман-воспитание или биография озаглавлен «Капитанская дочка» отнюдь не случайно. Мария Миронова – просто женщина и человек, но остается собою и не изменяет себе даже перед лицом смерти. Она привносит в жизнь главного героя любовь, чувства восхищения добротой, отвагой и преданностью людей.