Урок 124 литература зарубежных стран презентация. Урок литературного чтения"литература зарубежных стран". III. Постановка целей урока

МОУ СОШ №73 г. Ульяновска

Борщ Еленой Александровной

Слайд 2

Ещё в 40-х гг. академик Вернадский писал о том, что хозяйственная деятельность людей стала оказывать на географическую среду не менее сильное воздействие, чем геологические процессы, происходящие в самой природе.

Слайд 3

Сущность экологической проблемы

Ухудшение состояния окружающей среды и рост экологической угрозы в результате антропогенной деятельности.

Слайд 4

Причины возникновения

Нерациональное природопользование в условиях резкого увеличения «обмена веществ» между обществом и природой.

Слайд 5

Экологические проблемы

  • Изменения глобальной экологической среды
  • Истончение озонового слоя и увеличение притока ультрафиолетовой радиации
  • Нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков.
  • Загрязнение гидросферы нефтепродуктами, тяжёлыми металлами и др.
  • Неконтролируемый рост численности населения мира.
  • Слайд 6

    Разрушение озонового слоя ведёт к неконтролируемому изменению климата Земли в результате притока ультрафиолетовой радиации.

    Слайд 7

    Вырубка и деградация лесных массивов, прежде всего влажных тропических лесов.

    Слайд 8

    Загрязнение атмосферы СО2, СН4 и др., угроза парникового эффекта.

    Слайд 9

    Эрозия почв, засоление, заболачивание, опустынивание.

    Слайд 10

    Радиационное загрязнение обширных участков с трагическими последствиями.

    Слайд 11

    Изъятие из недр огромных масс вещества и дефицит сырья и топлива.

    Слайд 12

    Токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами и т.д.

    Слайд 1

    Проблемы Матушки - Земли

    Слайд 2

    Мы думаем о том, что будет завтра, Мы говорим с волненьем в этот час: Земля у нас одна, и это правда, Земля, как жизнь, одна у нас!

    Слайд 3

    Международное сообщество глубоко убеждено, что нам необходимо воспитывать – через образование - ценности, поведение и жизненный стиль, необходимые для устойчивого будущего. ЮНЕСКО Проект схемы международного внедрения.

    Слайд 4

    Мы природы частица, береги и дерево, и птицу!
    Как это страшно – умирание рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего. И поползёт проказа запустенье. И пересохнут ниточки воды. И птицы вымрут. И падут растения. И зверь не обойдёт своей беды. И сколько тут корысти, не ищите, Кокой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует. Защиты. Она спасенья просит у людей.

    Слайд 5

    Экологический календарь

    2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих 22 марта - Всемирный день воды 1 апреля - Международный день птиц 22 апреля - День Земли 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды 17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой 16 сентября - Международный день защиты озонового слоя 29 сентября - Всемирный день моря 4 октября - Всемирный день защиты животных 14 октября - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий 29 декабря - Международный день биологического разнообразия

    Слайд 6

    О нашей планете Земля
    Россия – россияне, Земля - земляне. Кто такие земляне? Все люди, живущие на Земле. Земля наш дом. Наша Земля в наших руках. Земля - дочь Солнца, а мы - дети Солнца и Земли. Земля - самая красивая планета.
    Есть одна планета – сад, В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь - Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету.

    Слайд 7

    О нашей планете Земля
    Космонавты говорят, что наша планета голубая и самая красивая. На Земле не жарко и не холодно, есть вода и кислород, поэтому есть и жизнь. У нашей планеты есть спутник, который называется Луна. Год длится 365 дней. За это время Земля совершает полный оборот вокруг солнца. Это движение приводит к смене времён года. Движение, которое приводит к смене дня и ночи Земля делает за сутки – 24 часа, это движение вокруг своей оси. .Рассмотрим строение Земли, используя абрикос: разрезав его и призвав на помощь воображение, можно увидеть земной шар в разрезе. Кожица – земная кора, мякоть – мантия Земли, а косточка – ядро. Сделаем модель Земли из природного материала, Операция «Оч. Умелые ручки», представим модели на презентации проекта.
    Смотрю на глобус – шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги.» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Не солгу! Я сберегу вас, сберегу!»

    Слайд 8

    Проблема защиты воды
    Источники загрязнения воды: 1.Сточные воды заводов 2.Разливы нефти, мытьё машин около водоёмов 3.Мусор, отходы 4.Ядохимикаты, удобрения. Большую тревогу у нас в стране вызывает загрязнение Волги. Проблем с главной рекой России Волгой и ее притоками достаточно много. Основная трудность в охране вод Волги заключается в том, что она протекает по шести областям и республикам. Где-то делается много, где-то - ничего, а в результате страдает вся река. Поэтому, наша задача не только выявить проблемы, но и разобраться, кто и что сможет сделать для их устранения.
    Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышим голос мы реки: «Ты береги нас, береги»

    Слайд 9

    Экологические проблемы Земли

    На снимке – заброшенная рыболовная лодка на том месте, где когда-то было Аральское море.
    Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода В. Огнецвет

    Слайд 10

    Экологические проблемы Земли
    По данным МЧС РФ, вблизи порта "Кавказ" в Керченском проливе в воскресенье 12. 11.2007г в 4.50 мск разломился на две части танкер "Волгонефть-139", на борту которого находилось 4,8 тысячи тонн мазута. 13 членов экипажа были доставлены в порт. В море вылилось около тысячи тонн мазута. В 10.25 в этом же районе затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла. Зафиксирована массовая гибель птиц. Эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет.

    Слайд 11

    Проблема защиты воды
    Все животные, растения, люди не могут обойтись без воды. Норма потребления человеком питьевой воды 3-5 литров в сутки. Но люди тратят намного больше. Подсчитано, что в среднем в сутки человек расходует 300-400 литров на питьевые и бытовые нужды, а с учётом потребления в промышленности и в сельском хозяйстве эти цифры и того больше, около 5000л А ведь запасов пресной воды очень мало, 97% воды планеты – это океан и только 3% - пресная вода. С 1994 года 22 марта объявлен всемирным Днём Воды. Бережливость – черта нравственная. Если каждый из нас научится бережно и экономно расходовать воду, не будет проходить мимо нарушений, а будет останавливать людей, небрежно относящихся к воде, её охране, экономии, мы спасём и сохраним богатство, которое дарит людям природа – воду, а значит, жизнь на Земле. Вода – это драгоценный дар природы людям, мы должны её сберечь. Всё живое погибает без воды. Бережливость – черта, вызывающая уважение к человеку.
    Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смеем вам мы доложить – Без воды нам не прожить «Без воды и не туды, и не сюды».

    Слайд 12

    Практическая исследовательская работа «Учимся быть бережливыми». Наблюдение за расходом воды в гимназии.
    Цель: выяснить, экономно ли расходуется вода в гимназии, установить причины, из-за которых напрасно течёт вода. Выводы: Напрасно изо дня в день течёт вода из кранов в столовой. Срочно надо принимать меры! Дежурные намочили тряпку и моют доску, кран не закрыт! Вода бежит сильной струёй! Не исправен кран в туалете у мальчиков на 2 этаже.(Срочно заменить!) Предложения: Дежурным по столовой ввести в обязанность следить за кранами. Провести инструктаж. Проводить профилактическую работу среди учащихся.Призвать гимназистов экономить воду! Отражать результаты наблюдений в газете.
    На какие цели в нашей стране используется вода?

    Слайд 13

    Опомнись, вздрогни, человек!
    Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен, будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав…

    Слайд 14

    Проблема защиты растений и животных
    На основе собранной информации мы создали проект «Проблема защиты растений и животных», в котором выделили разделы: Поход в лес «По экологической тропе». Это должен знать каждый! Лесные Айболиты. Будем жить в ладу с природой! Составление памятки «Не навреди природе!». Запрещающие знаки в защиту растений и животных.
    Словно сказочной книги страница, Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя и птицу И они понимают меня.
    Ты гнёзда разорять не смей! Не трогай птичьих гнёзд!» Дети: Мы не будем разорять! Вот слово всех ребят. Пусть птичьи песенки опять В лесу у нас звенят.

    Слайд 15

    Проблема защиты растений и животных.
    Письмо от лесовика – Лешего. Эй, друзья – четвероклашки, Беспокойный народ! Собирайтесь скорее В необычный поход! Ждут вас тайны лесные. Вдаль тропинка зовёт. Собирайтесь скорее в поход! Ждут маршруты вас необычные, Интересные, просто отличные: Что в лесу растёт? Кто в лесу живёт?

    Слайд 16

    Правила поведения в лесу.
    Умей вести себя в лесу: не кричи, не пугай птиц и животных. Коли хочешь слушать леса звук, так помолчи и не кричи, Зверей и птиц полно вокруг,пугать их нет причин. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, им тоже будет приятно видеть их красоту. Если ты сорвёшь цветок. Если он сорвёт цветок. Если все: и он, и ты на земле сорвут цветы, То окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты. Не ломай деревья, не делай на них вырезки, от этого они погибают. Всё так изранено в лесу, как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны. Берёзу ножиком пырнул какой – то живоглот. Мне кажется, из-под коры её слеза течёт. От этой чёрствости людской болит душа моя. Под искалеченным дубком не ветер стонет – я! Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных, не разоряй птичьих гнёзд. Самое важное – не трогать, не обижать никого. Всё – таки на свете все нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нужны все подряд – кто делает мёд и кто делает яд. Нельзя обойтись без чудищ нелепых. И даже без хищников злых и свирепых! Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть и от брошенной стекляшки. Костёр залей, а мусор весь,зарой и дёрном заложи. Оставив грязь, мы портим лес, А лес есть наша жизнь!
    Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы.

    Слайд 17

    Обращение детей ко всем взрослым!!!
    «Мы хотим сказать, что многие взрослые люди погружаются в свои проблемы, в свои заботы, совсем не обращая внимания на природу, которая окружает нас. Они считают, что уже всего добились и нет смысла обращать внимание на то, что их окружает. Дети, в отличие от взрослых, более внимательны и добры ко всем, поэтому они ухаживают и защищают окружающую среду. Поэтому мы хотим сказать, что порой и вам нужно смотреть на маленьких детей или даже учиться простым вещам, например, любить мир, может быть, именно тогда наш мир станет чище, и мы научимся беречь самое дорогое, что у нас есть, нашу Землю!..»

    Слайд 18

    Что дал проект учащимся? Возможность максимально раскрыть творческий потенциал каждому учащемуся. Позволил проявить себя индивидуально и в группе. Возможность публично продемонстрировать достигнутый результат. Результат деятельности носит практический характер, интересен и значим для учащихся. Дети выступили в роли экологов, журналистов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых, т.е. познакомились с разными профессиями
    Рефлексия
    Поработали, друзья, Мы над проектом очень важным, Но старались мы не зря – Много нового узнали.
    Нас проблемы не напугали, По темам в книжках мы искали, В Интернете, в словарях На задания ответы.
    Наш проект дал нам шанс Проявить свой талант, И поэтому, друзья, Будем первыми всегда!

    Открытый урок чтения

    «По дорогам сказок»

    (Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» 4 класс)

    Методический комментарий.

    Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс показывает глубокий интерес к нему со стороны педагогов. Это обосновано следующими факторами:

      красочность и наглядность информации;

      эстетичность подачи материала;

      использование для расширения кругозора и знаний учащихся дополнительных источников информации, в том числе готовых электронных пособий;

      экономия времени урока;

      возможность разнообразия подачи информации;

      удобство размножения раздаточного материала;

      возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;

      другие.

    Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока .

    Для развития познавательного интереса учащихся урок спроектирован и проводится с помощью компьютерной техники. Для удобства использования данного проекта учителями каждый слайд снабжен записями автора, в которых указано рекомендованное время демонстрации слайда и возможные приложения. Многие слайды включают в себя анимацию, гиперссылку и голосовое сопровождение, которые срабатывают по щелчку.

    Данный урок способствует формированию у учащихся навыков правильного, осознанного чтения, развивает интерес к чтению, расширяет читательский кругозор, формирует читательские умения.

    Ц е л и:

    Образовательные:

    Усвоения предметных знаний

      Развития навыков выразительного чтения

      Формирования читательских умений

    Формирования предметных умений

    Формирования умений

      выборочного чтения

      составления плана рассказа

    Формирования межпредметных умений (ОУУН)

    Развития умений

      выделять общие признаки

      проводить обобщение.

      делать умозаключения.

      самоконтроля и взаимоконтроля.

    Развивающие:

    Развития речи

    Развития умений

      грамотно формулировать мысль

      выражать мысли правильно построенными предложениями

      обогащать словарный запас новыми терминами

    Развития внимания

      Через концентрацию.

      Через переключаемость.

      Через мобильность.

    Развития познавательного интереса

    Развитие интереса к чтению через беседу и подачу информации красочно и наглядно

    Воспитательные:

    Развития личностных качеств

    Формирования активной жизненной позиции

      Формирование собственной точки зрения и умения её обосновывать.

      Формирование собственных способов учебной деятельности.

      Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.

    Оборудование :

    1. Звёздочки

    2. Презентация (см. Приложение)

    3.Для оформления (вещи из сказок)

    4. Выставка прочитанных книг

    Дополнительная подготовка : заранее прочитать сказки зарубежных писателей либо на уроке чтения, либо на внеклассных занятиях.

    ХОД УРОКА

    (Класс или зал оформлены вещами из сказок. Например в углу может стоять зонтик Оле-Лукойе, на столе лежит скатерть-самобранка, на стенах – герои сказок, на потолке – звёзды и т. д.)

    Ведущий. Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы отправимся в путешествие. А полетим мы туда на коврах-самолётах. Но у нас их три. Поэтому давайте разделимся на три команды и вперёд.

    (Дети делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитана.)

    Но в путешествие необычное, сказочное. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Слайд 1)

    Д: Книгу.

    У: Это необычная книга. А как вы думаете, что в ней необычного?

    У: Вы очень наблюдательны. Молодцы. Вот сегодня нам и предстоит отправиться в сказочное путешествие по этим странам. Итак, все готовы?

    Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хочу проверить, насколько вы готовы к полёту. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. Но ответ я принимаю только один и только от капитана. Это правило – неотъемлемое условие путешествия. Если ответили неправильно, то ход перейдёт другим командам. А так, как мы летим на коврах-самолётах, то за правильные вопросы вы будете получать звёздочки. Итак, начали.

    1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия?

    (С зайцем, волком, медведем, лисой)

    2. С помощью чего Принц нашёл Золушку?

    (При помощи туфельки)

    3. Кто тянул Репку?

    (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

    4. Сколько раз забрасывал старик невод?? (Три)

    5. К кому шла Красная Шапочка? (К бабушке)

    6. Кто разбил Золотое яичко? (Мышка)

    7. Что попросила достать старуха солдата из сказки Г. Х. Андерсена?

    (Огниво)

    8. Кого украла Снежная Королева? (Кая)

    9. Друг Соломинки и Уголька со швом на животе? (Боб)

    10. Назовите волшебную рыбу из русских сказок? (Щука)

    11. Чем укололась Спящая Красавица? (Веретеном)

    12. Кого спасла Дюймовочка? (Ласточку)

    У. Молодцы! Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию, а значит, и к новым заданиям. Итак, посмотрите в нашу книгу, найдите страну Францию, сейчас мы туда отправимся.

    ФРАНЦИЯ (Слайд 2)

    У.: Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдаленных времен. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите?

    Ребята, мы попали в гости к сказкам французского писателя Шарля Перро. И здесь ваше первое задание. Внимание на экран.

    Отвечает первая команда. Слайд 3

    Отвечает вторая команда. Слайд 4

    Отвечает третья команда . Слайд 5

    У.: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас мы летим дальше. Посмотрите в нашу книгу, найдите страну германию, сейчас мы туда отправимся.

    ГЕРМАНИЯ слайд 6

    У.: Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо.

    Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

    Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау.

    Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

    А сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

    Поэтому, сколько звёздочек вы заработаете, будет зависеть только от вас. Будьте внимательны и точны в ответах. А начнём мы с команды, у которой пока меньше звёздочек. (Слайд 8 )

    Вопрос для первой команды Что падало вместо слёз из глаз дочери колдуньи?

      (Жемчужины)

    Вопрос для второй команды Как звали короля- лягушонка?

      (Железный Гейнрих)

    Вопрос для третьей команды Что было написано на поясе Храброго портняжки?

    -- («Побил семерых одним махом» )

    А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Данию (слайд 9)

    ДАНИЯ (Слайд 10)

    У.: Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

    То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

    Родился он в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

    Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной.

    Андерсен помогает нам разобраться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

    Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории.” Х.К. Андерсен

    Хорошо ли вы знаете сказки Ханса Кристиана Андерсена? Сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

    Слайд 11

    Вопрос для первой команды

    Вопрос для второй команды

    Вопрос для третьей команды

    А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Англию (слайд 12)

    АНГЛИЯ (Слайд 13)

    (Звучит музыка, ведущий рассказывает.)

    У.: 4 июля 1862 года доктор Доджсон, профессор математики одного их оксфордских колледжей, пригласил своих юных друзей – Лорину, Алису и Эдит, дочерей ректора Лидделла, совершить прогулку по Темзе. С ними отправился и молодой коллега доктора Доджсона Робинсон Дакворт.

    Сказку! – кричали девочки, - мистер Доджсон, расскажите нам сказку.

    Доктор Доджсон привык к этим просьбам. Стоило ему увидеться с девочками Лидделла, как они тотчас требовали новую сказку и обязательно собственного сочинения.

    Героиня у доктора Доджсона носила тоже имя, что и средняя из сестер, его любимица Алиса.

    Эта сказка была тем, что происходило на самом деле, пока сестры гостили у доктора: это и Безумное чаепитие в домике с башенками, и время на остановившихся часах – шесть вечера, и старая няня – Мышь-Соня и многое другое…

    Ах, мистер Доджсон, как бы мне хотелось, чтобы вы записали для меня приключения Алисы! – воскликнула Алиса, прощаясь с доктором Доджсоном.

    Доктор Доджсон обещал. Своим четким круглым подчерком он записал сказку в небольшую тетрадь, украсив ее собственными рисунками. Он назвал ее “Приключения Алисы под землей”

    Он и не думал издавать свою сказку. Если бы не случайность она бы так и осталась неизвестной. Книгу прочитали дети известного английского сказочника. И она им так понравилась, что Доджсону пришлось дать согласие на издание своей сказки. Так 4 июля 1865 года, ровно через три года после пикника доктор Доджсон подарил Алисе Лидделл первый экземпляр своей книжки. Он изменил заглавие – сказка теперь называлась “Алиса в стране чудес”, а сам он скрылся за псевдонимом Льюис Кэрролл.

    Так была написана эта книга. С тех пор прошло столетие – а книга живет “живее некуда”, как сказал об Алисе Гонец. Слава ее растет. Ее переводили на все языки мира, ставили на сцене, в кино и на телевидении. Она вошла в язык и сознание англичан, как, пожалуй, никакая другая книга. Тот, кто не знает Чеширского Кота и Белого рыцаря, не знает ничего об Англии.

    У.: Ребята, сейчас вы должны доказать, что тоже хорошо знаете сказку, не хуже самих англичан. ( Слайд 14).

    Вопрос для первой команды

    Вопрос для второй команды

    Вопрос для третьей команды

    Вопрос для первой команды

    Вопрос для второй команды

    Вопрос для третьей команды

    А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Швецию (слайд 15 )

    ШВЕЦИЯ (Слайд 16)

    У.: 29 ноября 1907 года в газете провинциального шведского городка Виммербю в рубрике “Родились” среди других объявлений было опубликовано: “У арендатора Самуэля-Августа Эрикссона – дочь Астрид Анна Эмилия”. Так впервые появилось в печати имя Астрид Эрикссон, будущей прославленной писательницы Астрид Линдгрен. А совсем недавно стало известно, что именем Астрид Линдгрен названа одна из вновь открытых звезд. И писательница обрадовалась, что наконец-то она будет летать.

    А в детстве писательницы – истоки всего ее творчества. Детская фантазия Астрид, ее братьев и сестер окрашивала их будничную жизнь в праздничные цвета, овевала ее сказочностью. Так однажды утром, в апреле, случилось “чудо”. Детям показалось, что в углу они видят маленького новорожденного дракончика с маленькими злыми глазками. А дальше уже заработала неудержимая детская фантазия. И вот началась новая игра. Каждый день Астрид с братом Гуннаром носили дракончику еду – огарки свечей, шнурки, пробки и прочее, что, как им казалось, нравится драконам. Игра продолжалась до тех пор, пока не надоела детям, и тогда дракончик “исчез”. Но тем не менее прощание с ним оказалось грустным Вдруг дракончик подошел к Астрид, приложил холодную лапу к щеке девочки, его красные глазки были полны слез. И неожиданно – вот чудо! – он полетел. Постепенно дракончик превратился в маленькую черную точку на фоне огненно-красного солнца. А дети услыхали, что он поет, поет звонким тоненьким голоском. В тот вечер Астрид не стала, как обычно, читать сказку. Она лежала под одеялом и оплакивала зеленого дракончика. Вот как было! Став взрослой, Астрид Линдгрен не выронила ключ от ворот детства. Она крепко держит его в руках, и ключ этот помогает ей отпирать ворота в разные уголки жизни.

    У.: Ребята, а вы знаете сказки Астрид Линдгрен? Сейчас мы это проверим. Слайд 17

    Вопрос для первой команды

    Вопрос для второй команды

    Вопрос для третьей команды

    У.: Молодцы.

    А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Италию (слайд 18)

    ИТАЛИЯ (Слайд 19)

    (Звучит музыка.)

    У.: “Талантливые книги, проникнутые духом современности и в то же время сохраняющие живую связь с народом, традицией”. Так говорят о сказках Джанни Родари (1920 – 1980). Джанни Родари поддерживал живую связь с юными читателями, он еженедельно отвечал со страниц журналов на их многочисленные вопросы. Ответы нередко превращались в миниатюрные рассказы или стихи. Вот как например ответил Джанни Родари на вопрос: “Для чего письмам приклеивают марки?”

    Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. И как всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему билет – почтовую марку. Почтовые марки придумали в Англии более 100 лет тому назад. Одно только плохо: лизать обратную сторону марки не доставляет никакого удовольствия. Ну неужели нельзя придумать для марок клей повкуснее?!

    Марки почтовые
    Самые разные
    Со стороны обратной
    Безвкусным и пресным
    Клеем намазаны

    Лизать их не слишком приятно
    Марки вдвойне
    Полюбили б ребята.
    Если б их клеили
    Медом и мятой

    Скорее придумайте
    Марку отличную,
    Которую клеит
    Варенье клубничное.
    Маркам почтовым
    Сладким сиропом фруктовым!!

    Вот какие стихи писал Джанни Родари. А как интересно путешествовать с Джанни Родари. В повести-сказке “Путешествие Голубой стрелы писатель переносит читателей в мир кукол, убежавших от “феи”. Вместе с Джельсомино мы попадаем в страну лжецов, где издан всеобщий закон о вранье. А еще “Сказки по телефону”, “Джип в телевизоре”, “Торт в небе” и много-много других. Но сегодня мы с вами поговорим…, а вот о ком, вам и предстоит угадать. На русский язык его имя переводится, как Луковка. Кто это?

    Д.: Чиполлино.

    У.: Правильно. А кем являются все герои сказки “Приключение Чиполлино”?

    Д.: Овощами и фруктами.

    У: Внимание на экран Слайд 20

    Вопрос для первой команды

    Вопрос для второй команды

    Вопрос для третьей команды

    Каких ещё героев этой сказки вы можете назвать?

      Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и т. д.

      Принц Лимон

      Синьор Помидор

      Профессор Груша

      Кум Черника

      Барон Апельсин

      Герцог Мандарин

      Граф Вишенка

      Синьор Петрушка

      Доктор Каштан

      Синьор Горошек

      Мистер Моркоу

      Мастер Виноградинка

      Кум Тыква

      Фасолинка

      Редиска

    У.: Молодцы ребята. Это самое трудное задание, которое только было у меня. Но вы с ним отлично справились. А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

    (Подводятся итоги. Объявляется победитель. Желательно сделать так, чтобы победили все три команды. Каждому участнику игры – подарок - книга с волшебными сказками.)

    У.: А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. Что там?

    Д. Италия была последней страной, где мы должны были побывать.

    У.: Это далеко не все сказочники этих стран. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

    Литература:

    При составлении конспекта были использованы фрагменты из внеклассного мероприятия

    по чтению "Что за прелесть эта сказка!" , Вырыпаевой Л. С. Фестиваль педагогических идей 2005/2006 учебный год.

    Цели: помочь учащимся обобщить знания по разделу; провести диагностику скорости чтения; развивать память, внимание, мышление, речь.

    Планируемые результаты : учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану.

    Оборудование: карточки с отрывками из прочитанных произведений; текст для проверки техники чтения.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Постановка целей урока

    — Сегодня мы проведем урок-игру по произведениям зарубежных писателей. Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе. (Дети называют произведения.)

    III. Работа по теме урока

    1. Игра «Узнайте сказку»

    Учитель приготовил карточки с отрывками из сказок. Ученик выходит к доске, вытягивает карточку, читает отрывок и называет сказку.

    Карточка 1

    И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела шажком по самой длинной. На пути она собирала орехи, гонялась за бабочками, рвала цветы. Она еще забавлялась дорогою, как волк уже прискакал к бабушкиному дому. («Красная Шапочка».)

    Карточка 2

    Наряд оказался и впору и к лицу, а так как маркиз и без того был малый хоть куда — красивый и статный, то, приодевшись, он, конечно, стал еще лучше, и принцесса, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. («Кот в сапогах».)

    Карточка 3

    В яме, откуда люди брали песок, чтобы посыпать дорожки, возились два неразлучных друга: страус Освальд и червячок Вилли. Услыхав о собрании, они очень оживились и тотчас же отправились в сарай. Овечка Луиза была в саду и плела гирлянду из маргариток. Стоило только ослику заикнуться о собрании, как она со всех ног полетела в сарай... («Мафии и паук».)

    Карточка 4

    За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса. («Принцесса на горошине».)

    Карточка 5

    Однажды двадцать пять портных

    Вступили в бой с улиткой.

    В руках у каждого из них

    Была иголка с ниткой. («Храбрецы».)

    3. Хогарт «Красная Шапочка»

    Ш. Перро «Принцесса на горошине»

    Г.Х. Андерсен «Котауси и мауси»

    К. Чуковский «Мафии и паук»

    3. Игра «Слова и названия»

    1. Из данных слов составьте названия сказок. Принцесса, паук, кот, шапочка, красная, Мафии, горошина, сапоги. («Принцесса на горошине». «Мафин и паук». «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».)

    2. По опорным словам отгадайте название сказки.

    Бабушка, девочка, волк. («Красная Шапочка».)

    Король, кот, людоед. («Кот в сапогах».)

    Ослик, паук, овечка. («Мафин и паук».)

    Принцесса, дождь, горошина. («Принцесса на горошине».)

    IV. Физкультминутка

    Сели, встали, встали, сели

    И друг друга не задели.

    Выше руки! Шире плечи!

    Раз, два, три! Дыши ровнее!

    От зарядки станешь крепче,

    Станешь крепче и сильнее!

    V. Продолжение работы по теме урока

    1. Тест

    1. Что досталось в наследство старшему брату?

    а) мельница; +

    2. В кого не превращался людоед?

    а) в тигра; +

    б) в мышь;

    в) в льва.

    3. Что несла Красная Шапочка бабушке?

    б) пирожок; +

    в) пирожное.

    4. Как звали овечку из сказки «Мафин и паук»?

    б) Луиза; +

    5. Какой пух был в перинах принцессы?

    а) лебединый;

    б)овечий;

    в) гагачий. +

    6. Сколько перин постелила старая королева?

    2. Диагностика техники чтения

    (См. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.)

    VI. Рефлексия

    — Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

    VII. Подведение итогов урока

    — Мы закончили работу по учебнику «Литературное чтение. 2 класс». У вас появились любимые произведения: сказки, рассказы, стихотворения.

    — Какое произведение вам особенно запомнилось, стало любимым?

    — Какое стихотворение вы можете рассказать наизусть?

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение стихотворений.

    Урок по литературному чтению

    УМК «Школа России» 2 класс

    Тема: Обобщающий урок по разделу

    «Литература зарубежных стран»

    Цель: обобщить знания учащихся, развивать внимание, память, мышление, отрабатывать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к литературе.

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение сказки «Принцесса на горошине»

    III. Постановка цели урока.

    Сегодня мы с вами закончили изучение последней сказки в данном разделе. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

    - Давайте вспомним, какие сказки мы прочитали?

    - Какая сказка вам понравилась больше остальных? Почему?

    IV . Всесторонняя проверка знаний

    Класс делиться на две команды, все игры и конкурсы можно про­водить в виде эстафет (дети по очереди выполняют задания).

    Игра «Узнай сказку».

    По опорным словам отга дайте название сказки:

    Девочка, жаба, ласточка, мышь, крот; {«Дюймовочка»)

    Принц, горошина, принцесса; (« Принцесса на горошине»)

    Дурак, старик, гусь, королевна; (« Золотой гусь»)

    Осел, собака, петух, кот, разбойники; (« Бременские музыканты»)

    Девочка, бабушка, волк; (« Красная шапочка»)

    Братья, кот, король, принцесса, людоед; {«Кот в сапо­гах»)

    Составь название сказки.

    Составьте из данных слов названия сказок.

    музыканты кот Дюймовочка

    сапоги горошина гусь

    принцесса золотой бременские

    Помоги, герою вернуться в свою сказку.

    Слова записаны на карточках и бессистемно прикреплены к маг­нитной доске. Два ученика выходят к доске и расставляют персона­жи по своим сказкам.

    осел жаба жук петух ласточка

    собака разбойники мышь кот девочка

    {Осел, петух, кот, собака, разбойники - Бременские музыканты; девочка, жаба, жук, мышь, ласточка - Дюймовочка.)

    Проверочная работа.

    Я скажу несколько утверждений, если утверждение верное, за­писывайте 1, если нет, то 0:

    Старик подарил дураку гуся.

    Людоед превращался в жука.

    Младшему брату, из сказки «Бременские музыканты», в наследство досталась мельница.

    Красная Шапочка несла бабушке пирожок и горшочек маслица.

    Бременские музыканты выгнали разбойников из дома.

    В теплые края Дюймовочка принесла синица.

    Дюймовочка появилась из цветка.

    Кот попросил у своего хозяина сапоги.

    Л юдоед съел кота.

    Дюймовочка вышла замуж за крота.

    V. Физкультминутка.

    VI . Продолжение работы по теме урока.

    Ответьте на вопросы:

      Запомнил ли ты названия сказок, с ко­торыми познакомился в этом разделе?

      Какая из прочитанных в учебнике сказок зарубежных писателей тебе понравилась больше всего?

      Как ты считаешь, эти сказки народные или авторские? Объясни своё мнение.

      Можно ли назвать сказки волшебными? Почему? О чём в них рассказывается?

      Какой урок дан добрым молодцам в каждой из прочитанных сказок? Назови их авторов.

      Кого и почему в жизни мы называем принцессой на горошине?

      Из сказки како­го автора пошло это выражение?

      Какой эпизод из понравившейся сказки можно разыграть как сценку?

      Сказочники всего мира любят рассказы­вать о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках. Знаешь ли ты такие сказки? Расскажи их.

      Мультфильм «Бременские музыканты» хорошо известен всем ребятам. Помогает ли песенка «Ничего на свете лучше нету, чем бродить, друзья, по белу свету...» представить

    К какой сказке подходят эти послови­цы?

    Хороший друг - отрада для души.

    Красив тот, кто красиво поступает.

    Красота сердца дороже красоты лица.

    V III . Итог урока. Рефлексия.

    Вам понравился урок? Чем?

    - Вспомните, какие произведения мы читали?

    - Какое произведение особенно запомнилось, стало любимым? Почему?

    - Какие скороговорки и пословицы запомнились

    представить героев сказки? Чему учит нас эта сказка?

    Знаешь ли ты что-нибудь про знамени­тый кабачок Мафина? Не суди об арбузе по корке, а о человеке по платью.