Романтический герой. Романтизм. Три типа романтического героя. презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему. Разные эпохи - разные критерии оценки человека

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью; он живет в `розовом" состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира. после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения. Отличают характерные признаки:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

В России романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе, так как в XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Можно говорить о русской подражательности европейскому романтизму. Это было особое проявление романтизма не было в русской культуре противопоставления человека миру и Богу. Вариант байроновского романтизма прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. У Пушкина был дар внимания к людям, самая романтическая из романтических поэм его - это «Бахчисарайский фонтан». Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хочет только для себя.

Лермонтовская поэма «Мцыри» тоже не полностью отражает характерные признаки романтизма.

В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическая поэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, передается автором через эпиграф; во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, герой решает проблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы лишь думает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и не оправдывает, однако встает в определенную позицию - понимания. Получается, что романтизм в русской культуре трансформируется в размышление. Получается романтизм с точки зрения реализма.

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим законам - в драме `Маскарад"). Своими экспериментами поэты показали, что в Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет. Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое произведение: «Борис Годунов», затем «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и многие другие.

При всей сложности идейного содержания романтизма, его эстетика в целом противостояла эстетике классицизма 17 - 18 веков. Романтики сломали сложившиеся столетиями литературные каноны классицизма с его духом дисциплины и застывшего величия. В борьбе за освобождение искусства от мелочной регламентации романтики отстаивали ничем не ограниченную свободу творческой фантазии художника.

Отвергая стеснительные правила классицизма, они настаивали на смешении жанров, обосновывая свое требование тем, что оно соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Прославляя естественные движения человеческого сердца, романтики в противовес рационалистическим требованиям классицизма выдвинули культ чувства, логически обобщенным характерам классицизма романтики противопоставили крайнюю их индивидуализацию.

Герой романтической литературы с его исключительностью, с его повышенной эмоциональностью был порожден стремлением романтиков противопоставить прозаической действительности яркую, свободную личность. Но если прогрессивные романтики создавали образы сильных людей с необузданной энергией, с бурными страстями, людей, бунтующих против обветшалых законов несправедливого общества, то консервативные романтики культивировали образ «лишнего человека», холодно замкнувшегося в своем одиночестве, всецело погруженного в свои переживания.

Стремление к раскрытию внутреннего мира человека, интерес к жизни народов, к их историческому и национальному своеообразию - все эти сильные стороны романтизма предвещали переход к реализму. Однако достижения романтиков неотделимы от ограниченности, свойственной их методу.

Непонятые романтиками законы буржуазного общества выступали в их сознании в виде неодолимых сил, играющих человеком, окружающих его атмосферой тайны и рока. У многих романтиков человеческая психология была окутана мистикой, в ней преобладали моменты иррационального, неясного, загадочного. Субъективно-идеалистическое представление о мире, об одинокой, замкнутой в себе личности, противопоставленной этому миру, являлось почвой для одностороннего, неконкретного изображения человека..

Наряду с действительным умением передать сложную жизнь чувств и души, мы часто встречаем у романтиков стремление превратить многообразие человеческих характеров в абстрактные схемы добра и зла. Патетическая приподнятость интонации, тяготение к преувеличениям, к драматическим эффектам приводили порой к ходульности, что также делало искусство романтиков условным и отвлеченным. Эти слабости в той или иной степени были свойственны всем, даже самым крупным представителям романтизма.

Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы у многих романтиков - героики протеста или национально-освободительной, в том числе революционной борьбы, соседствует с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», ночной стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия.

Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусства нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Романтизм в музыке сложился в 20-е годы 19 века под влиянием литературы романтизма и развился в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере, песне, инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма обращение к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.

Музыкальный романтизм проявился во множестве разнообразных ответвлений, связанных с разными национальными культурами и с разными общественными движениями. Так, например значительно различаются интимный, лирический стиль немецких романтиков и «ораторский» гражданский пафос, характерный для творчества французских композиторов. В свою очередь представители новых национальных школ, воникших на основе широкого национально-освободительного движения (Шопен, Монюшко, Дворжак, Сметана, Григ), так же как и представители итальянской оперной школы, тесно связанной с движением Рисорджименто (Верди, Беллини), во многом отличаются от современников в Германии, Австрии или Франции, в частности, тенденцией к сохранению классических традиций.

И тем не менее все они отмечены некоторыми общими художественными принципами, которые позволяют говорить о едином романтическом строе мысли.

К началу 19 века появляются фундаментальные исследования фольклора, истории, древней литературы, воскрешаются преданные забвению средневековые легенды, готическое искусство, культура Возрождения. Именно в это время в композиторском творчестве Европы сложилось множество национальных школ особого типа, которым было суждено значительно раздвинуть границы общеевропейской культуры. Русская, которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом культурном творчестве (Глинка, Даргомыжский, «кучкисты», Чайковский), польская (Шопен, Монюшко), чешская (Сметана, Дворжак), венгерская (Лист), затем норвежская (Григ), испанская (Педрель) финская (Сибелиус), английская (Элгар) - все они, вливаясь в общее русло композиторского творчества Европы, ни в коей мере не противопоставляли себя сложившимся старинным традициям. Возник новый круг образов, выражающий неповторимые национальные черты той отечественной культуры, к которой принадлежал композитор. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе.

Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран. Шуберт как бы очистил народную немецкую песню от лака австро-немецкой оперы, Вебер ввел в космополитизированный интонационный строй зингшпиля 18 века песенные обороты народно-бытовых жанров, в частности, знаменитый хор охотников в «Волшебном стрелке». Музыка Шопена при всей ее салонной изящности и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе польского фольклора. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Григ - на оригинальные формы музицирования норвежцев, Мусоргский - на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.

Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения.

Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы (например у Мюссе). Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков.

Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что вероятно порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, сказками Андерсена, балладами Шиллера и Мицкевича. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, Берлиоз создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно - в скульптуре и архитектуре. Яркими представителями романтизма в изобразительном искусстве были Э. Делакруа, Т. Жерико, К. Фридрих.. Главой французских живописцев- романтиков считают Эжена Делакруа. В своих полотнах он выразил дух свободолюбия, активного действия (« Свобода, ведущая народ»), страстно и темпераментно взывал к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна Жерико. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи Фридриха («Двое, созерцающие луну») - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире.

В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 - 1836 г.г) .и В.А. Тропинина (1776 - 1857 г.г.).

Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818), «А.С.Пушкин» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не портетным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека. Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько идеализированного портрета человека из народа («Кружевница», 1823).

В начале 19 века значительным культурным центром России являлась Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах. Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С. Пушкина, портрет которого, написанный позднее, стал жемчужиной мирового портретного искусства, а А.С. Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его «любимцем моды легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского - живое олицетворение поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Отличительной чертой портретов Кипренского является то, что они показывают душевное обаяние и внутреннее благородство человека. Романтического настроения полон и портрет Давыдова (1809).

Множество портретов написано Кипренским именно в Твери. Более того, когда он рисовал Ивана Петровича Вульфа, тверского помещика, тот с умилением глядел на стоящую перед ним девочку, его внучку, будущую Анну Петровну Керн, которой было посвящено одно из самых пленительных лирических произведений - стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение..». Такие объединения поэтов, художников, музыкантов и стали проявлением нового направления в искусстве - романтизма.

Корифеями русской живописи этой эпохи были К.П. Брюллов (1799 -1852 г.г.) и А.А. Иванов (1806 - 1858 г.г.).

Русский живописец и рисовальщик К.П. Брюллов, еще будучи учеником Академии художеств, овладел несравненным мастерством рисунка. Посланный в Италию, где жил его брат, для усовершенствования в искусстве, Брюллов вскоре поразил петербургских покровителей и меценатов своими картинами. Большое полотно «Последний день Помпеи» имело огромный успех в Италии, а затем в России. Художник создал в нем аллегорическую картину гибели античного мира и наступления новой эры. Рождение новой жизни на обломках старого, рассыпающегося в прах мира - основная идея картины Брюллова. Художник изобразил массовую сцену, героями которой являются не отдельные люди, а сам народ.

Лучшие портреты Брюллова составляют одну из самых замечательных страниц истории русского и мирового искусства. Его «Автопортрет», а также портреты А.Н. Струговщикова, Н.И. Кукольника, И.А. Крылова, Я.Ф. Яненко, М Ланчи отличаются разнообразием и богатством характеристик, пластической силой рисунка, разнообразием и блеском техники.

К.П. Брюллов внес в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Его «Вирсавия» (1832) озарена внутренней красотой, чувственностью. Даже парадный портрет у Брюллова («Всадница») дышит живыми человеческими чувствами, тонким психологизмом и реалистическими тенденциями, что и отличает направление в искусстве, называемое романтизмом.

Романтический герой

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях:

    романтический герой - см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    - (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Книги

  • М. Лермонтов. Полное собрание сочинений , М. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов - младший современник Пушкина и вторая после него величина в русской поэзии XIX века. В 2014 году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения поэта. Судьбой ему было…

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей. Также обычно герой малого лиро-эпического произведения. Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури, стремление померяться силами. Для Романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на все, если чувствует внутреннюю правоту.

Романтический герой - цельная личность, в нем всегда можно выделить ведущую черту характера.

Напишите отзыв о статье "Романтический герой"

Отрывок, характеризующий Романтический герой

– Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга.
Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича.
– Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор.
– Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги.
Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.

Определения термина "романтический герой"

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма .

● Существование «двух миров »: мира идеала, мечты и мира действительности. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби ».

● Обращение к народным сюжетам, фольклору , заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Чтобы узнать подробнее о теории романтизма, воспользуйтесь презентацией на эту тему.

Типология романтического героя

Облако слов, иллюстрирующие ключевые характерные черты романтического героя

Обычно типы романтических героев могут быть представлены как национальные , либо же как общечеловеческие .

Например:

Герой-чудак – нелеп и смешон в глазах обывателей и прохожих

Герой-одиночка – отвергнут обществом, осознает свою чуждость миру

«Байронический герой» - лишний человек, «сын века», страдает от противоречивости своей собственной натуры

Герой-демоническая личность – бросает вызов миру, иногда даже Богу, личность обреченная на разлад с обществом

Герой – человек из народа – отвержен обществом

Облако создано на основе статьи "Романтический герой в западноевропейской литературе" из Online библиотеки издательства "Лицей" . Визуально представлены основные аспекты романтического характера. Таким образом, романтический герой предстает как человек, стремящийся к поискам мира романтического идеала. Это исключительная личность, бросающая вызов окружающему миру, жаждущая нравственной революции. Такая личность противоречит повседневности и мечтает о духовном совершенстве.

Анализ характера героев у разных немецких авторов

Романтический герой и общество являются противоборствующими силами, так как представляют два разных концепта: духовность и посредственность . У Новалиса, как у новатора, романтический герой – это вечный странник в поисках своего великого идеала и стремлениях к самосовершенствованию, у Гёльдерлина – одинокий затворник и дитя природы , обожествляющее любовь , а у Гофмана с его переплетением с реализмом и романтической иронией – несколько обмирщенный комичный чудак , способный тем не менее, на детский восторг и простодушной верой в чудеса. Так или иначе, всех персонажей связывает желание предаться чувствам, отстранив при этом холодный разум. Именно любовь пробуждает в героях все самое лучшее, она раскрывает им глаза на прекрасные, по-настоящему важные вещи, любовь преображает романтического героя, побуждает к творчеству, в ней он находит само воплощение мечты. «Любовь – вот главное » - писал Шиллинг.

Основные черты романтического характера, объединяющие героев литературных произведений на разных этапах отображены в ментальной карте .

Английский поэт Перси Биши Шелли так сказал о романтизме, фатазийно сравнивая его с облаками: «Постоянства не знаю, вечно облик меняю, зато не умру никогда..»

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Романтики могли придать вечную непреходящую ценность каждой мелочи, каждому конкретному факту, всему единичному. Жозеф де Местр называет это "путями Провидения", Жермена де Сталь – "плодоносным лоном бессмертной вселенной". Шатобриан в "Гении христианства", в книге, посвященной истории, прямо указывает на Бога, как начало исторического времени. Общество предстает как незыблемая связь, "нить жизни, которая связует нас с предками и которую мы должны протянуть потомкам". Только сердце человека, а не его разум, может понять и услышать голос Творца, через красоту природы, через глубокие чувства. Природа божественна, она является источником гармонии и творческих сил, ее метафоры часто переносятся романтиками в политический лексикон. Дерево для романтиков становится символом рода, спонтанного развития, восприятия соков родной земли, символом национального единства. Чем невинней и чувствительней натура человека, тем легче он слышит голос Бога. Ребенок, женщина, благородный юноша чаще других прозревают бессмертие души и ценность вечной жизни. Жажда блаженства у романтиков не ограничивается идеалистическим стремлением в Царство Божье после смерти.

Помимо мистической любви к Богу человек нуждается в реальной, земной любви. Не в силах обладать предметом своей страсти романтический герой становился вечным мучеником, обреченным ждать встречи с любимым в загробном мире, "ибо достойна бессмертия великая любовь, когда она стоила человеку жизни".

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и воспитания личности. Детство лишено законов, его мгновенные порывы нарушают общественную мораль, подчиняясь собственным правилам детской игры. Во взрослом человеке сходные реакции ведут к смерти, к осуждению души. В поисках небесного царства человек должен постичь законы долга и нравственности, только тогда он может надеяться на вечную жизнь. Поскольку долг, продиктован романтикам их стремлением обрести вечную жизнь, исполнение долга дает личное счастье в его наиболее глубоком и сильном проявлении. К нравственному долгу добавляется долг глубоких чувств и возвышенных интересов. Не смешивая достоинств разных полов, романтики выступают за равенство духовного развития мужчин и женщин. Точно так же, любовью к богу и его установлениям, диктуется гражданский долг. Личное стремление находит свое завершение в общем деле, в стремлении всей нации, всего человечества, всего мира.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.