Культура египетской цивилизации. Основные черты древнеегипетской культуры. Часы работы учреждений

Замечание 1

Отличительным качеством египетской культуры на протяжении нескольких тысячелетий было ее самодостаточность и замкнутость. Основными чертами культуры можно назвать консерватизм и приверженность издавна установленным канонам; новые веяния с трудом проникали в культуру, потому что встречали сопротивление. Ключевой образ египетской культуры – образ Нила – Великой реки, и как следствие, идея вечности. Ведь Нил много тысячелетий катит, свои воды к морю, и этот порядок незыблем и таким и останется. Концепт застывшего времени и пространства выразился в своей окончательной форме в пирамидах – величественном памятнике египетского зодчества.

Религиозные верования

Народные верования и культы возникли у древних египтян еще в $6-8$ тысячелетии до н.э. Для них было характерно обожествление всего окружающего мира (растений, животных, сил природы) и особая жизнеспособность животного культа. Египтяне сперва поклонялись самим животным, а позднее они стали воплощениями богов. Так, крокодил олицетворял бога воды и разлива реки Нил Себека, львица воплощала – богиню войны и палящего солнца Сехмет, кошка - богиню радости и веселья Баст, бык с белыми пятнами - бога плодородия Аписа, сокол – бога охоты Гора. Постепенно пантеон очеловечился, но животные черты остались. Отсюда и боги с головами ястреба, ибиса, сокола.

Со временем в каждой общине слодился свой пантеон из местных богов, среди которых выделялся главный, а также боги земледелия и плодородия (например, Амон в Фивах, Сет в восточной Дельте) и т.д. В это же время локальные культы выходят за пределы общин и связываются родственными отношениями с другими богами. С объединением страны возникает необходимость в установлении общеегипетского культа одного бога. Во времена Среднего царства, при возросшей политической и экономической роли Фив, таким богом стал Амон-Ра. В это же время (приблизительно $II$ тыс. до н.э.) в Египте утверждается культ Осириса – бога загробной жизни.

Замечание 2

Египтяне считали загробную жизнь прямым продолжением мирской жизни. Они верили, что человек состоит из тела, души, тени, имени и невидимого двойника. Представление о последнем – невидимом двойнике (ка) – самое древнее. Египтяне верили, что ка не исчезал со смертью человека, а продолжал жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно с этими представлениями связаны и все погребальные египетские обряды: создание мумий, постройка гробниц и наполнение их всем необходимым для загробной жизни. Однако единого представления о загробной жизни в Египте не существовало, первые попытки систематизировать их были предприняты в эпоху Нового царства.

Письмо

Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом. Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс. до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления. Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» - собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче». Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$. Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» - своеобразный путеводитель по загробному миру.

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Архитектура и скульптура

Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне. Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул. Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

На первый взгляд, Египет как страна, находящаяся на Се­вере Африки, не может быть отнесен с полным основанием к . Но в данном случае понятия «Восток» и «Запад» имеют не столько геогра­фическое, сколько понятие. одна из самых древних - она существует с V тысячелетия до н.э. и по своему существу одна из самых . Поэтому ее относят к восточному обществу .

Существенным фактором, оказавшим влияние на разви­тие древнеегипетской цивилизации, были природные усло­вия . Плодородная долина Нила позволила собирать по два урожая в год. По некоторым данным урожай этот был очень обильным - до 100 центнеров с гектара. Плодородная доли­на Нила была довольно узкой. За сравнительно небольшой полоской плодородной земли по обе стороны реки простира­лась безжизненная пустыня. После разлива Нила нужно было подавать воду на посевы - оросительная система была раз­витой и совершенной.

Пирамиды и оросительная система являются своеобраз­ной отличительной чертой древнеегипетской цивилизации. Египетское общество было обществом закрытого типа . Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой­ством напоминавшая пирамиду: внизу - рабы, затем крес­тьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине - фараон, власть которого была неограничен­ной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, поли­тикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигу­ра была божественной. Египетские пирамиды древние греки относили к одному из семи чудес света. Они поражали их своими размерами. Ни­чего подобного античный мир не знал. Размер пирамиды Хе­опса поражает: основание - 5 га, высота - 146,5 м Сложена из 2300000 гранитных камней, каждый из которых весит 2,5 т. Но практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшили, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. И все-таки пирамиды упорно со­оружались в течение нескольких столетий. Почему?

Люди, жившие в долинах рек, стали по-другому воспри­нимать мир. Раньше реальность была смесью хаоса и космо­са, божественного и обычного. Но теперь это представление об устройстве мира изменилось.

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц фараонов . Каждая из них посвящена определен­ному властителю. Чем же объяснить громадность пирамид, их подавляющее величие? Необходимостью вызвать пред­ставление о мощи и величии фараона . Сверхчеловеческое - это уже божественное. Фигура царя обожествляется. Имен­но царь - бог в представлении древневосточных людей был источником всех тех монументальных сооружений, которые характеризуют любую культуру Древнего Востока. Эти соору­жения представляли собой выражение того, что среди людей в качестве их повелителя пребывает божество, что оно несо­измеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосхо­дя. Следовательно, монументализм древневосточных культур и царская власть неразрывно связанны, друг друга дополня­ют и проясняют.

Характер и размах государственной деятельности древних египтян определил направленность их материальной и духовной культуры. Большой размах работ по созданию ороситель­ной системы требовал четкой организации работ, практичес­ких навыков и научных знаний. Общеизвестны обширные по­знания египтян в математике и астрономии . Они вычислили площадь круга, дали миру календарь, разделили сутки на 24 часа, письменность (24 иероглифа), папирус, кирпич, дрожже­вой хлеб и многое другое. Особенно большой вклад они вне­сли в медицину . Египетские жрецы были не только служителя­ми культа, но и одновременно врачами, метеорологами, мага­ми. Конечно, медицинские и другие научные знания носили эзотерический характер, были вплетены в религиозно-финан­совую систему, но носили довольно обширный характер.

В древнеегипетской культуре есть чудесные памятники искусства : мифы, сказки, повести, поучения. Литературные произведения имели ритмическую форму, традиционные сюжеты. Несмотря на связь с религиозной идеологией, раз­витие литературных жанров не останавливалось.

В изобразительном искусстве древние египтяне остави­ли нам образцы портрета, скульптуры, архитектуры. Изобра­жение человека в скульптуре у египтян отличалось статично­стью, неподвижностью. Если это было изображение на камен­ной плите или надгробии, то почти всегда фигура человека изображается в фас, а голова и ноги - в профиль. Это объяс­няется тем, что одним из источников живописи была пиктог­рафия - переходная форма к иероглифическому письму. Изображение вельможи или фараона в групповой компози­ции отличалось тем, что его фигура всегда была в полтора - два раза графически выше остальных (простых) людей.

Мифологию, религию и культуру древних египтян помога­ют представить найденные археологами «Тексты пирамид» - сложная система молитв, гимнов, заклинаний, которыми со­провождались похоронные царские ритуалы. К подобного рода источникам относятся и «Тексты саркофагов» , которые сохранялись на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI - XVIII ст. до н.э.), а также «Книга мертвых» .

Вселенная , согласно представлениям египтян, создана бо­гом Солнца, родившимся из бутона голубого лотоса - симво­ла жизни. Жизнь - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Египтяне обожествляли животных и растения - это осо­бенность их религии. Каждое божество выступало в виде ка­кого-либо животного, рыбы или птицы. В египетской мифо­логии много божеств, но выделялась триада главных: Амон (Ра), Мут - богиня неба, их сын Хор. Особо выделялся также Оси­рис - бог подземного царства, его жена Исида - богиня пло­дородия, символ супружеской верности и материнства. Хор — символ власти фараона, Шу - бог ветра, Нут - богиня неба, Тефнут - богиня влажности. Геб - бог земли, Сет - бог луны, Неферт - богиня красоты.

Духовный мир древних египтян был тесно связан с их ве­рой в потустороннюю жизнь. Основным условием загробной жизни считали сохранение телесной оболочки умершего . По­этому такое огромное значение придавалось бальзамирова­нию и обеспечению покойника необходимыми на том свете вещами. Культ мертвых, идея бессмертия, неуничтожимость человеческой сущности нашел отражение не только в тради­ции бальзамирования, но и в египетской скульптуре (статуя Рамсеса II, золотая маска Тутанхамона), в живописи (роспи­си гробниц), в архитектуре (пирамиды фараонов).

Символами египетской культуры являются не только фа­раоны, но и сфинксы (олицетворение тайной премудрости), и боги Ра, и Осирис, и анкх - египетский крест с петлей - «ключ Нила» - атрибут богов и власти. Это культура рабов­ладельческого общества и такой его разновидности, как ра­бовладельческая деспотия. Достижения древнеегипетской культуры велики - это монументальная каменная архитек­тура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономи­ческие познания, скульптурный портрет, литературные па­мятники, идея социальных законов, чиновничий аппарат. Исторические рамки этой культуры - начало V-IV тысяче­летия до н.э., конец XI-IV век до н.э. Ее значение в том, что она послужила прототипом других культур ближнего Восто­ка. Многие ее достижения через греческую и римскую антич­ность были включены в последующую общечеловеческую культурную традицию.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»:

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Древнеегипетская письменность, литература и мифология

Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в сокровищницу мировой культуры, стали её органичной частью.

Письменность

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности , которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков , при помощи которых писец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться. Отдельные картинные знаки, служившие для обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги , которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек , дерево , отвлеченное понятие и т. д.).

Литература

Сказки

Египетская литература восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры. Для египетской литературы характерно длительное сохранение традиционных сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, что явилось результатом консерватизма религиозной идеологии, в значительной степени пропитывающей почти всю литературу.

К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение простых земледельцев. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в период Рамессидов. Злая жена и невинный юноша, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдающего праведника - эти сказочные мотивы характерны не только для египетской литературы, но и для литературного творчества других народов.

Описания путешествий

Установление экономических и культурных связей Египта с соседними странами, в частности с районами Передней Азии и с областями Восточной Африки, находит своё отражение в новом жанре художественной литературы - в описаниях путешествий. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» герой повествует о своём странствии к рудникам царя. Страшная буря разбивает корабль и выбрасывает смелого мореплавателя на таинственный «остров духа». Путник находит здесь роскошную природу, чудесные плоды, обилие рыб и птиц. Владыка острова в образе громадного «змея» утешает своего гостя, щедро одаряет его богатствами, различными благовониями, слоновыми клыками, собаками, обезьянами и отпускает в Египет.

Большими художественными достоинствами обладает «Рассказ египтянина Синухета», знатного вельможи, бежавшего в Сирию из - за боязни быть замешанным в придворную интригу. Автор красноречиво и реалистично изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути, когда на него напала жажда: "Она настигла меня, я задыхался, моё горло пылало, и я сказал: «Это - вкус смерти». Образно и эмоционально описывается пребывание Синухета в далёкой и варварской Сирии, его тоска по родине. С радостью повествую о возвращение в Египет. Возможно, этот рассказ является подлинной, литературно обработанной автобиографией египетского вельможи, ставшей классическим произведением египетской художественной литературы.

В XI в до н. э. деловая поездка для закупки дерева «старейшины палаты управления Амона в Фивах» Уну - Амона послужила основой для создания высокохудожественного « Путешествия Уну - Амона», в котором злоключения египетского чиновника в Финикии изображены с большим литературным мастерством.

Религиозная поэзия. Литература древних египтян была самым тесным образом связана с религией, поскольку религия была господствующей формой идеологии в Египте. К тому же произведения собственно религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, гимны богам и обоготворённым царям и разнообразные религиозно - магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом.

Поучения

Произведения дидактической (поучительной) литературы относятся главным образом к Среднему и Новому царству, но некоторые из них восходят к периоду Древнего царства. В «Поучении Птакотепа», содержащем изречения «жителей мудрости», правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам.

Та же мысль о необходимости укрепления существующего строя красной нитью проходит через два знаменитых «Поучения». Одно из них приписывается Ипусеру, а другое - Неферти. В этих «Поучениях» в образной художественной форме описывается крупное восстание рабов, происшедшее в конце Среднего царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери - ка - Ра», в котором содержатся советы, как управлять государством в это смутное время. К «Поучениям» примыкает интересное литературное произведение «Повесть о красноречивом крестьянине», рассказывающее, как один крестьянин просит вельможу вернуть незаконно отнятое у него имущество. Крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдать ему пропитание и с удовольствием слушает его искусные речи.

Светская и религиозно - философская поэзия

В некоторых художественных произведениях звучат ноты неверия в загробную жизнь и призыв наслаждаться всеми прелестями земной жизни.

В период Среднего царства протест против всего уклада жизни того времени нашёл своё отражение в диалоге, который обычно называют «Беседа разочарованного со своей душой». В словах автора звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти как об избавлении от страданий. Ноты сомнения в существовании загробного мира и вечной жизни, резко контрастирующие с традиционным религиозным мировоззрением, ясно чувствуются в словах поэта, сравнивающего «погребение» с горем, с «проливанием слёз», с «огорчением человека, которого вытаскивают из дома и бросают на холме». Вся система религиозно - магических воззрений берётся под сомнение автором этого оригинального произведения.

Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литерарурные произведения не только поэтические, но порой и прозаические, облекались в ритмическую форму. Авторы ставят своей целью создать ритмическое чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Большое значение придавалось внутренним созвучиям, рефренам, аллитерциям, ассонасам.

Отличительными чертами поэтической речи являются яркие художественные образы и поэтические сравнения. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Разгневанный фараон говорит, что он стал подобным «змее в пустыне». Большое значение придавалось литературному стилю. Папирусы Нового царства сохраняли образцы писем, облечённых в литературную форму. В одном из них писец обвиняет другого в том, что в его письме нет единства мысли, похвалы следуют за порицаниями и наоборот. В силу традиции писцы считались с авторитетными высказываниями древних мудрецов и обычно похвалялись этим. Однако некоторые писцы ставили себе в заслугу не только начитанность в древних текстах, но также и умение внести нечто новое. Имён авторов сохранилось очень мало, лишь немногие из них упоминаются в отдельных папирусах.

Изобразительное искусство и архитектура

Уже в прикладном искусстве первобытных общин, в росписи глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются характерные черты египетского искусства - стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Складываются каноны изображений царей, своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы - пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).

Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, построенных фараонами IV династии, - Хуфу, Хафра и Менекуара. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме фараона Сахура и в храме Солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились древнейшие колонны, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового царства. Центром монументального храма Ментухотепов (XI династия) является пирамида, стоящая на возвышенной террасе. Широкое применение колоннадных галерей, а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового царства, как это видно в храме царицы Хатшепсут в Дейр - эль - Бахри. Грандиозные развалины храмов Нового царства, в частности времени XVIII-XIX династий, дают яркое представление о расцвете храмовой архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах, развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамсесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21 м. Площадь зала равна 5000 кв. м.

Отличительные черты египетской скульптуры - фронтальность и почти геометризованная статичность - впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Одновременно в рельефе и в рисунке, в частности в изображениях слуг, рабов и вообще простых людей, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению. Египетские мастера постепенно освобождались от старых правил стилизации, стремясь изобразить тело лицо человека в динамике. Иногда эти попытки проявлялись даже в изображениях жрецов, чиновников и знатных людей. Таковы статуи Каапера (так называемого сельского старосты) или сидящего писца. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов. Сюжеты рельефов и рисунков раскрывают всю жизнь египтян. Здесь изображены дерущиеся, земледельцы, пастухи и рыболовы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. Стремление к реализму, особенно в скульптурном портрете, усиливается в период Среднего царства. Художник пытается передать внутренние переживания человека, например, в колоссальной голове Сенусета III или в голове Ментухотепа. Пышной архитектуре Нового царства соответствовала зрелая скульптура, давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утончённой стилизации. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых». Искусство времени XVIII династия достигло высшей точки развития в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сломать старые традиции не только в области религии, но и в искусстве. Художники, работавшие в новой столице Ахетатоне, следуя новым веяниям, пытались соединить старый реализм с более острой выразительностью. В искусстве возник новый художественный стиль, основанный на своеобразном изображении человеческого тела. Подчёркивая резко индивидуальные черты человека, художник доходил до шаржа и гротеска, даже в изображениях фараона и членов его семьи. Сохранились и элементы стилизации, развитие которых неизбежно приводило к новым формам искусство возникло на основе предшествующего развития египетской культуры и оказало своё влияние на её дальнейшее развитие. Его воздействие можно проследить в плавной текучести линий произведений начала XIX династии, в насыщенных внутренним движением рельефах абидосского храма и храма в Мединет - Абу, в изящно стилизованном рельефе с изображением плакальщиков, хранящемся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Возникновение научных знаний

Господство религии не могло полностью подавить свободную мысль человека, стремящегося познать и постоянно познающего окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом и о его высокой ценности, выделяющей «знающего» человека среди всех остальных людей.

Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, например при царской сокровищнице. Строгая дисциплина в этих школах поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями».

Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей. В гробницах сохранились рисунки, изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». Судя по содержанию задач, сохранившихся в этих текстах, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля, объёма кучи зерна или вместимости амбара. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи. Математика была необходима и в строительном деле: многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было воздвигнуть лишь при точных вычислениях. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие десятичной системы счисления. В письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 10, 100, 1000, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Существовали особые слова и письменные знаки для обозначения мер длины, поверхности, веса и мер зерна. Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Однако математические знания были ещё весьма примитивны, например, громоздкий способ вычисления четырёх простых арифметических действий.

Значительного для того времени развития достигла геометрия, имевшая практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3,16. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна).

Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году.

Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма. В некоторых медицинских сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, установление диагноза и способа лечения. Существовала и врачебная этика, требовавшая от врача, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления, применив одну из трёх возможных формул: 1. «Это болезнь, которую я могу вылечить». 2. «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». 3. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большого развития достигла хирургия. В одной гробнице Древнего царства сохранились изображения различных операций на конечностях. В хирургическом тексте описываются повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, горла, гортани, ключиц, плеч, грудной клетки, позвоночника.

Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Искусство Египта всегда было тесно связанно с мировоззрением. Древние египтяне не верили в смерть, как конец жизни и считали, что душа умершего переправляется в другой мир. Какова будет жизнь в этом потустороннем мире, зависело от того, какие поступки человек совершил в этом.

Они почитали Солнце, которое в образе божества сражалось с ночью и холодом, и каждое утро ликовало, поднимаясь на небосвод в своей колеснице. Они приносили жертвы Нилу, который был не только источником жизни и благополучия, но и обрушивал свой гнев в виде засухи и наводнений в недобрые времена.

Египтяне ценили красоту и воздействие цвета, формы и вкладывали в символические изображения на стенах храмов всю глубину своего мировосприятия.

Древние храмы и пирамиды

Как бы далеко в прошлое мы не заглядывали, из самых древних текстов, из полузабытых мифов и первых географических опытов можно сделать один неоспоримый вывод: архитектура Египта всегда притягивала путешественников. К подножьям храмов, которые тысячи лет украшают пейзажи пустыни, мечтали прикоснуться философы, солдаты и художники.

Археологи и путешественники XX столетия культивировали образ наполовину разбойника, наполовину ученого, для которого культура Египта превратилась в декорации для опасных приключений и мистических загадок. Этот образ живет до сих, не только во множестве книг и фильмов, но и в представлениях об этой стране.

Вид опустевших гробниц, гигантских статуй и стен, колонн, которые не рухнули в песок на протяжении целых эпох, заставляет мурашки бегать по коже. Точно такие же чувства испытывали люди и тысячелетия назад, и даже предшественники этих людей. Пирамиды Египта во все известные нам эпохи считались древними, почти как драконы или Атлантида, с единственной разницей, что сегодня можно подойти и потрогать известняковые блоки, из которых они сложены.

Национальные особенности Египта

Современная египетская культура очень слабо ассоциируется с пирамидами и храмами. Пожалуй, они нашлись в песках только благодаря европейцам. Любознательных греков и римлян сменили предприимчивые французы и англичане.

Сложные отношения связывали Египет и Британию в колониальную эпоху, но именно британцы придумали организованные путешествия по красивым берегам Нила. Несмотря на европейское влияние, навсегда изменившее образ жизни в стране, большая часть ее населения живет или старается жить, соблюдая традиции, которые существуют не одно столетие.

Египтяне живут простой жизнью. Это радушная и по-наивному приветливая страна. Вас обязательно расспросят о семье и городе, откуда вы приехали, и пригласят в свой дом на чашку чая. Отвечая той же теплотой, вы получите поистине бесценный опыт, но необходимо отличать комплименты от хитрых трюков, а искренне восхищение от банального приставания. Необходимые навыки общения вырабатываются быстро, если не прятать голову в песок.

Статистика утверждает, что 80 % населения Египта - крестьяне и 50 % не умеют читать и писать.

Культура Египта испытала на себе влияние новых источников, течений и подводных камней, которые изменили ее облик, но не растворили бесследно. Она может взглянуть из прихожей старого дома, где работает ткацкий станок, из необычного камня, лежащего на песке, или из глаз старика, сидящего в тени у дороги. Несмотря на то, что прошли многие и многие тысячелетия, голоса древних египтян слышаться здесь едва уловимым эхом.

Искусство Египта

Живопись, скульптура, архитектура… Искусство Египта, каким мы представляем его сейчас, отражает влияние и смешение всех культур, которые нашли приют на этой земле. Отсюда христианские фрески, нанесенные на стены в гробницах фараонов и исламские мечети над обломками языческих храмов. В окнах проезжающих машин отражаются то статуи богов со звериными головами, то античные руины, то потрескавшийся французский особняк.

Современное искусство Египта использует тот же принцип. Если взглянуть на картины египетских художников XX в., нельзя не заметить, как внимательно они относятся к мотивам древнеегипетских рельефов и исламскому орнаменту, образам христианства и арабской живописной технике, африканским традициям и школе европейских авангардистов. Современное искусство в Египте то и дело возвращает нас к временам, когда Нил кишел крокодилами и бегемотами.

Религия Египта


Около 93% жителей Египта исповедуют ислам, и менее 7% являются коптскими христианами. При таком единодушии нет ничего удивительного в том, что религиозное воспитание оказывает колоссальное влияние на египетское общество. Европейским туристам, посещающим эту страну, нужно проявить чуткость к исламскому мировоззрению.

Хорошей иллюстрацией взаимного уважения верующих, которое принято сейчас в Египте, служат расположенные рядом мечети и коптские церкви, сходные мотивы в архитектуре, добрососедские отношения. Часть религиозных взглядов христиан и иудеев разделяют и последователи ислама, но при всех общих чертах, есть и различия. Не стоит забывать, что обычаи в этой стране чтят довольно строго.

Если вникнуть в некоторые национальные особенности Египта, становится понятно то, как они формируют образ жизни в этой стране. Пять раз в день муэдзин созывает египтян на молитву. Старайтесь не посещать мечети во время молитвы, есть вероятность вызвать неодобрение.

Подаяние милостыни нуждающимся считается одной из главных обязанностей, поэтому необходимо проявлять терпение, когда кто-то просит у вас чаевые. Для мусульман также очень важно соблюдать пост в течение месяца Рамадана, поэтому в этот период в расписании египтян все становится с ног на голову. Также каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.