Национальные особенности сближают людей. Национальные особенности сближают людей Национальные черты нельзя преувеличивать делать их исключительными

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 - 1999)
Российский ученый-литературовед, общественный деятель.

Афоризмы, цитаты - лист () 2
Биография Дмитрия Сергеевича Лихачёва >>

Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Интеллигентом нельзя притвориться.

В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.

Жадность - это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.

Цитаты из статьи Д.С. Лихачёва "О русской интеллигенции. Письмо в редакцию" ("Новый мир", 1993, No2)

У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, - для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими "границами на замке", чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало.

Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже.

Черта, определявшая характер русской интеллигенции, - это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства.

"Когда враг не сдается, его уничтожают!" - сказал Горький. Однажды это высказывание стало предсказанием - это факт, однако неужели же оно действует и по наше время? Ведь и в наше время одна национальная интеллигенция изничтожает другую, в иных случаях - с оружием в руках. И в наше время интеллигенция подвергается осмеянию и уничтожению, и с чьей же стороны? Со стороны другой части интеллигенции, а если так, это значит, что та, "другая", часть необоснованно присвоила себе само определение "интеллигенция".

Дискуссии, разное видение мира и его будущего, конечно же, свойственны интеллигенции, но взаимное уничтожение привнесено в ее среду тем же Горьким, теми же полузнайками и "обраэованцами", не говоря уж о ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Так неужели и нынче всю тяжесть бремени, все исторические задачи, возложенные на интеллигенцию, она может решить только путем бесконечных распрей и взаимного озлобления, выводящим ее за пределы интеллигентности, в то время как вся история культуры, равно как и совсем недавний наш практический опыт, подсказывает нам совершенно иной, противоположный путь? И неужели мы станем по-прежнему, "по-большевистски", недооценивать интеллигенцию и ее роль в жизни наших народов?


Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям «в воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторое акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и почему, то сразу же на память приходит великий французский художник К. Моне, писавший лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими. Различие в степени.

Относится ли сказанное только к реалистической живописи XIX и начала XX века, например к живописцам круга «Мира искусства»? Я очень ценю живопись различных направлений, но должен сказать, что «искусство чистой живописи», какой мне представляется живопись «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Голубого рыцаря» и пр., меньше связано с национальными чертами того типа, о котором я только что говорил, и все ж таки связано с русским «материальным фольклором» – с искусством вышивки, даже вывески, глиняной игрушки и вообще игрушки, поскольку в этой живописи много игрового момента, много выдумки, вымысла. Выверт для этого искусства – похвала, потому что оно насквозь озорное и веселое. Не случайно это искусство требовало выставок, было так связано с шумными вернисажами. Его надо было демонстрировать на большой публике, оно должно было поражать и возбуждать толки. В русской культуре начала XX века вообще было много маскарадного и театрального, что так хорошо подчеркнуто Ахматовой в «Поэме без героя».

Природа других стран

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих «этноприрод» свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.

ученица 9 класса Королёва Д.

В работе представлены взгляды на то, как реализуются идеи Д.С. Лихачёва в современном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение «Идеи Д.С. Лихачёва и современность».

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».

Лихачёв Д.С. Письма о добром. СПб., 1999. – С.115

Введение .

О таких людях как Дмитрий Лихачёв говорят «совесть нации». Вся жизнь этого выдающегося учёного тесно связана с историей страны. Так, в 1928 году он окончил Ленинградский государственный университет, был арестован за «контрреволюционную деятельность». В 1938 году Дмитрий Сергеевич освобождён досрочно как ударник. Он вернулся в Ленинград и продолжил свою научную деятельность. Годы заключений и лишений не сломили Д.С. Лихачёва. Он любил свою страну и считал, что «Россия не абстрактное понятие. Развивая её культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…»

Действительно, Россия исторически формировалась как многонациональная держава. И вопрос обустройства ее народов, их самочувствия и перспективы всегда был коренным и наиболее существенным вопросом для нашей страны. Россия после президентских выборов 2000 года вступила в новый исторический этап своего демократического реформирования. Можно утверждать, что судьба дает России еще один исторический шанс, а ее гражданам новые надежды на будущее. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. Лихачёв придерживался такого взгляда, что любовь к Родине, начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постоянно растёт. С возрастом она становится так же любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране, народу и нации. Великий учёный считал, что «гордиться национальной принадлежностью к какой-либо нации – всё равно, что гордиться тем, что ты родился во вторник».

Распад СССР, последствия суверенизации и способов проведения реформ дали пищу для роста национализма в России.

Человечество страдает от того, что крупные народы с мировыми языками кое-где поглощают малые, с их бесценными сокровищами – фольклорными и лингвистическими, с обычаями и историей. Они исчезают бесследно. На востоке Сибири есть народность, от которой сохранилось только двое это - одна из величайших ценностей. Особенность современного "малого народа" в том, что он уже не в первый раз в нашей истории оказывается одной из решающих сил. Видимо, в связи с этим для него такую болезненную роль играет проблема исторической ответственности, вины. Если люди действительно уважают свой народ, они застрахованы от комплекса неполноценности, так как многие живут не в своём истинном происхождении, они не когда не потеряются, не растворятся среди других.

Джордж Герберт Уэллс был убеждён, что «наша истинная национальность – человек». Дмитрий Сергеевич Лихачёв своей жизнью доказал это.

Национализм и патриотизм.

Лихачёв был против любого национализма, за патриотизм каждого народа. Патриотом обязан быть каждый народ по отношению к своему народу. Национализм относится к агрессивным тенденциям. Агрессия народа проявляется иногда в чрезвычайно грубых формах. Национализм – это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологий. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан сохранить малый народ, помочь сохранить себя, свой язык, свою культуру. Национализм отгораживает стеной от других культур, губит свою собственную культуру, искушает её. К нации должны быть применены же те критерии достоинства, что и к отдельной личности человека. Причина национализма в том, что народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры своих соседей, имеют самые необходимые знания по истории. От крепости национального духа зависит крепость нации. Крепость национального духа во многом зависит от богатства национальной культуры и прочности национальных традиций. Дмитрий Лихачёв считал, что инстинкт сохранения нации должен быть сильнее, чем инстинкт самосохранения.

Так, недавно украинскому националисту Степану Бандере президент этой страны Виктор Ющенко присвоил звание Героя Украины. По приказу этого националиста убивали мирных жителей, убивали за то, что человек был просто другой национальности: поляк, еврей, русский, чех. Это событие ещё больше раскололо украинское общество. Против этого выступили ветераны Великой Отечественной войны, президенты России, Польши, Словакии, а известная украинская поэтесса Лина Костенко отказалась от звания Героя Украины, не желая стоять в одном ряду с националистом Бендерой. Таким образом ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Существует совершенно неправильное представление о том, что, подчёркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим инстинктам. Национальные особенности – достоверный факт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым. Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значение. Оно очень важно. Не обязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традициях. Нация, в котором патриотизм не подменяется национальным «приобретательствам», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и мире со всеми народами. Национализм притягивает прежде всего бедные народы, потому что дает им сознание превосходства над всеми другими только в результате его принадлежности к данной национальной общности. Не нужно никакого труда, никаких усилий, никаких талантов и заслуг, чтобы считать себя выше татарина, армянина, узбека или еврея только потому, что я русский. Или считать себя выше русского, потому что я чеченец, или я еврей, или я армянин, или я грузин. Национализм разобщает нации.

Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру. Народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, её высоту мы должны по её вершинам, ибо только вершины возвышаются над веками. Сейчас чувство патриотизма должно основываться совсем не на этом. Оно должно основываться на иных представлениях о нравственном достоинстве нации. Оно состоит, прежде всего, в умении общаться с другими нациями и народом. Вот как человек: если он хорошо, по-доброму общается с другими людьми, умеет социально жить, - он приобретает нравственный авторитет. Если человек склонен к милосердию, уважает других людей, помогает слабым, - он тем самым ведет себя с достоинством, заслуживает уважения. Так, и с большой нацией, которой поручено нашей Конституцией, поддерживать малые нации. Поведение большой нации в отношении малых, живущих на ее территории, входящих в ее состав, должно быть таким же, как у сильного человека к слабому - предупредительными, уважительными, «социальными» в широком смысле. В России, п о данным официальной статистики, в 2008 году было 293 расистских нападения, в результате которых 122 человека погибло. Но это лишь те случаи, которые регистрируются и становятся известны, это лишь верхушка айсберга. Поскольку многие рабочие-мигранты находятся в России нелегально, они боятся сообщать о нападениях на них, а многие к тому же считают, что милиция даже страшнее, чем скинхеды. Никто не знает точное количество таких нападений, но у большинства иммигрантов есть своя история о том, как им во время пребывания в России, как минимум, угрожали. Согласно некоторым оценкам, в России более 10 миллионов иммигрантов. По количеству иммигрантского населения она занимает второе место в мире после Соединенных Штатов. Большинство приезжает из бедных бывших советских республик Центральной Азии и Кавказа. Они едут в Россию на заработки, чтобы отсылать деньги домой своим семьям. Сегодня, когда финансовый кризис резко остановил экономический бум в России, сотни тысяч трудовых мигрантов, составлявших основную движущую силу охватившей Москву и другие российские города строительной лихорадки, оказались без работы. В то же время среди русских увеличивается безработица, растет недовольство.

Если страна ведет себя с соседями по-добрососедски, а с малыми народами, входящими в ее состав, по-доброму, то это позволяет относиться к ней как цивилизованной державе. Нравственный авторитет нации, страны определяется и многими другими особенностями их бытия. «Мне кажется,- говорил Лихачёв, - что вопрос о нравственном достоинстве нации касается сейчас всех стран, и нужно, может быть, созывать конференции международного характера для изучения вопроса о том, в чем сейчас состоит истинный патриотизм». Может оказаться, что маленький народ, народ слабый в военном отношения, займет первое место. Однако в нашем столетии национализм в своих крайних выражениях приобрел преимущественно негативное значение, чаще становясь союзником (или орудием) агрессивных, тиранических режимов. Что почти не свойственно патриотизму, в силу своей оборонительной природы просто не способному служить в качестве обеспечения агрессии, хотя он временами и может, при идеологическом давлении, обеспечивать внутреннюю реакцию (к примеру, быть базой борьбы с "внутренним врагом"). Нельзя назвать простыми в каждом случае и отношения людей, принадлежащих к формирующимся или уже сложившимся нациям, с одной стороны, и, как правило, частями организованных диаспор, с другой. Отношения между россиянами в нормальном варианте предполагаются лишь как отношения между своими, но "другими".

Опыт цивилизованного развития, осознание своей ответственности за судьбу уже не только одного народа, а всей нашей планеты неизбежно приводит к мысли о необходимости надежного контроля над феноменами общественной жизни представлять всеобщую угрозу. Агрессивный национализм при сочетании разного рода факторов несколько раз за прошедшее столетие приводил человечество к трагедиям глобальных масштабов, варварски попирая законы развития, деформируя пространство и время. А ведь на уровне таких всеобщих категорий, как пространство и время мы встречаемся с функционированием некой всеобщности, в пределах нашей планеты. Говоря о древней Руси, Д. Лихачев замечал, что в этот период "сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, - патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма" (Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков.). Ко второй половине XVI веке патриотическая идеология достигла актуализированного уровня, включающего в себя конкретные действия, основанные на патриотических ценностях и идеалах. В этот период патриотизм приобретает конкретные политические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем - царю. Патриотическая идея разрабатывалась как целый комплекс идей. Утверждалось, что любовь к родине - это черта, присущая всякому настоящему гражданину. Идея эта получила свое теоретическое обоснование в принципе "общего блага" как цели, условия соединения людей в общество. Патриотизм конкретизировал эту идею в национальном отношении. Принцип "общего блага" требовал от всякого члена общества, чтобы он в своем стремлении к благу личному согласовывал его с благом общественным. Именно этим согласованием отличался эгоизм разумный от осуждаемого эгоизма, ставившего личный интерес выше общественного. Развивая эту идею в плане национальном, сторонники идеи патриотизма говорили, что интерес нации есть высший интерес для всякого истинного сына этой нации - истинного "сына отечества", а любовь к родине, национальная гордость - первейшая добродетель настоящего гражданина. Обновленный, точнее сказать, пока еще обновляемый патриотизм, как основа возрождения новой России, может явиться одним из факторов консолидации и развития нашего общества, преодоления многих негативных сторон сегодняшней жизни. Чтобы выявить истоки русского патриотизма, необходимо проследить ход развития воспитания и педагогической мысли в России с древнейших времен, до наших дней и выяснить какое, внимание уделялось идеям патриотизма на протяжении истории развития нашего государства. Д.С.Лихачев говорил о своей особой любви к Древней Руси, так как в этой эпохе он видел «борьбу, попытку исправить недостатки: и среди военных, и среди крестьянства», а также борьбу «за лучшую жизнь, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонять народ от постоянных вторжений». «Патриотизм, - пишет Д.С.Лихачев, - был не только долгом, но и убеждением русских князей». Олицетворял собой достоинства своей страны, князья обещали «терпеть за Русскую землю» и «за Русскую землю головы свои сложит». Идея защиты своей земли была ведущей в памятниках древнерусской письменности. Она тесто связана с образом русского князя как идеального начальника, и выступает в качестве одной из самых высоких добродетелей в представлении наших предков. Самым страшным злом считалось забвение и попрание интересов родной земли. Зло - это то, что несло ей ущерб и разорение.

Что такое национальный характер?

Национальный характер любого народа генетически обусловлен эволюционным процессом. Основная черта русского национального характера – доброта. К ней можно добавить волю, удаль, трудолюбие, переходящее в красоту. Пахарь не просто пашет поле, а кладёт одну борозду за другой, как будто бы волосы причёсывает.

Каждое индивидуальное восприятие национального характера не противоречит другому его индивидуальному восприятию, а скорее дополняет, углубляет. И ни одно из этих личных восприятий национального характера может быть исчерпывающим, бесспорным, даже просто претендовать на то, чтобы быть восприятием главного. Судьба нации принципиально не отличается от судьбы человека. Если человек приходит в мир со свободной волей, он может выбирать сам свою судьбу, может стать на сторону добра или зла, сам отвечает за себя и сам себя судит за свой выбор, обрекая на чрезвычайные страдания или на счастье признания. И не надо ни на кого сваливать вину - ни на коварных соседей или завоевателей, ни на случайности, ибо и случайности далеко не случайны, но не потому, что существует какая-то “судьба”, рок или миссия, а в силу того, что у случайностей есть конкретные причины... Одна из основных причин многих случайностей - национальный характер русских. Он далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в “едином регистре”: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости. Подчеркивая европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы, Дмитрий Сергеевич в то же время раскрывает природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия - в опыте благоговейного отношения к земле, к природе. Особенности психического склада, типы мышления определяются не только исторически сложившимися традициями, социальной средой и воспитанием, но так же наследственными задатками. В каждой нации представлены все типы темпераментов, разновидности склада ума и воспитания окружающей действительности. Более того, национальный характер не сводится просто к психическим особенностям народа, которые встречаются у него чаще всего. Национальный характер есть неповторимое сочетание отличительных черт данной нации. Такая черта характера как вспыльчивость свойственна грекам, испанцам, но греки и испанцы – разные нации. Терпением отличаются не только русские, но и армяне. Словом, каждая нация – это своего рода индивидуальность, живая целостность, главными признаками которой являются особенности психического склада и типов мышления. Природная оригинальность и мощь народного характера обеспечивает ему хранение своеобразного национального лица. В деле хранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно ещё содействие национального воспитания и образования. По мнению Лихачёва, главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально – волевое вживание в саму конкретную жизнь, в содержании национального характера, национального творчества. Конечно, все нации стремятся к социальному прогрессу, умело используя для блага своего процветания свои социальные гены, свой характерный образ жизни, свою национальную психологию.

Особенности национального самосознания

Человек является по своей национальности тем, кем он себя чувствует. И совершенно неважно от кого он родился, и какие внешние черты унаследовал, важно одно, его собственное национальное самосознание. Национальное своеобразие, национальные особенности восприятия мира находят яркое отражение в культуре этносов. Этнокультура и национальное самосознание примыкают друг к другу. Национальное самосознание – необходимая и специфическая сторона общественного сознания, которая отражает общественное бытие человека, его материальную культуру. Важной стороной национального самосознания является осознание людьми своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности – нации и народности. На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, - без этого невозможно общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту. Вспомните “Повесть временных лет”... Это не только летопись, первый наш исторический документ, это выдающееся литературное произведение, говорящее о великом чувстве национального самосознания, о широком взгляде на мир, о восприятии русской истории как части истории мировой, связанной с ней неразрывными узами. Национальное самосознание является главной чертой любого характера. Огромное значение в процессе его формирования имеет религиозный фактор. Так, на Руси в течение почти целого тысячелетия, с момента ее Крещения и вплоть до трагических событий начала XX века, действовал церковный идеал святого человека-праведника. К нему наши предки стремились с детства. Именно поэтому жития святых были самым популярным жанром древнерусской литературы, они оставались излюбленным чтением и в дореволюционной России. Их читали и перечитывали, они входили в плоть и кровь русского человека, формируя его национальное самосознание.

Некоторые из них впоследствии были прославлены в лике святых, имена многих не сохранились в истории, хотя путь их земной жизни был примером для подражания современникам. Святые Руси обладали церковным национальным самосознанием, которому всегда было чуждо стремление к поглощению одной нации другой. Впрочем, ему было чуждо и смешение всех наций и всех культур в какой-то общий конгломерат. На взаимовлияние и тесную связь национальных и культурных процессов в исторической судьбе народов указывал академик Д. С. Лихачев, подчеркивая важнейшую роль культуры в становлении и развитии национального самосознания: «...культура делает людей народом, нацией. Самое важное для осознания величия и значимости народа - это его культура». Размышления о Родине, ее судьбе и предназначении, о месте и роли русского народа в культуре занимают, центральное место в духовном наследии российской эмиграции отличительной чертой которой было стремление сохранить свой язык, свои традиции, не раствориться в других народах. «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации». О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Вообще говоря, любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Благожелательность, напротив, открывает пути правильного познания. Самолет не падает на землю не потому, что он крыльями «опирается на воздух», а потому, что он подсасывается кверху, к небу. В народе самое главное его идеалы. Необходимость нравственного отношения к миру, без чего оказывается невозможной нормальная жизнедеятельность человека и общества, необходимость воспитания в себе такого отношения - вот одно из самых важных «открытий», которые Лихачев не просто сделал как учитель, но и наглядно доказал и показал как ученый. «Язык - не только мощное орудие культуры, не только важнейший фактор духовного развития нации, но и очень активная и выразительная форма национального творчества, национального самосознания». Русским не свойственно предаваться унынию. Они преодолевают любые трудности, препятствия и конфликты с неистребимым оптимизмом. Шутка - верный спутник в жизни великоросса, причем чаще он шутит над своими же пороками и недостатками, так что повышенное самомнение для него не типично. Простота в общении, открытость, искренность, отзывчивость к чужому горю это всё свойственно русским. Отталкивающе же на иностранца способны подействовать грубость манер, откровенно пренебрежительное отношение к этикету. Русские по своей натуре - максималисты. Они привыкли впадать из одной крайности в другую. История России дает немало тому примеров. Доходившая до фанатизма религиозность в двадцатом столетии сменилась атеистической вакханалией; особое почитание в укреплении института государства периодически сменялось анархическими бунтами, бессмысленными погромами и массовым уничтожением людей. Русские никогда не могут найти "золотую середину", обрести стабилизирующий факт.

Культура это, прежде всего, среда обитания человека. Это - то главное в поступательном развитии общества, что делает нацию цивилизованной. Чем выше культурный уровень нации, тем привлекательнее выглядит страна, представляющая эту нацию и наоборот - нация, представляющая страну. Мы восхищаемся японцами, сохранившими свою самобытную культуру и создавшими самую передовую цивилизацию в мире; уважаем самодостаточность скандинавских народов, аккуратность англичан, галантность французов, эмоциональность итальянцев, трудолюбие китайцев, открытость россиян. То есть, мы оцениваем страну по народу, ее населяющему. И прежде всего, по уровню ее куль Культура, представляет собой не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению. Бытиё культуры, поэтому находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов этой деятельности. Национальная культура охватывает всё предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своём национальном существовании. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное – национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Скажем, отношением к наукам, особенно к фундаментальным наукам. Фундаментальные науки играют в нравственном авторитете нации несравненно большую роль, чем нефундаментальные и технические. Это можно было бы легко установить опросным путем, выясняя отношение к открытиям в тех или иных областях. Огромное значение имеют для авторитета нации и страны гуманитарные науки. Ворота нации - искусства: архитектура, живопись, особенно музыка, театральное искусство. Ведь если мы едем в другой город, особенно в другой стране, мы, прежде всего, знакомимся с памятниками искусства, находящимися в этом городе, с музеями, с городским пейзажем, с обликом города (это тоже свидетельство отношения нации, народа к искусству). Отсюда ясно, что и отношение народа к памятникам культуры другого народа способно утвердить авторитет народа. Поэтому, когда уничтожаются собственные памятники, и особенно памятники культуры другого народа, находящиеся на «своей» территории, - это чрезвычайно сильно роняет авторитет страны.

Национальное своеобразие русской культуры.

Воспринимая национальную культуру как личность (продолжая тем самым идеи некоторых русских философов серебряного века, которые трактовали нацию как личность), Д.С. Лихачев выявляет черты этой личности. Это русское "соседстве через пространство", соединение личного и соборного, скромность и сдержанность русской культуры. Это можно увидеть в традициях убранства храмов, иконописи. Немалый вклад в освоении и развитии этих традиций внесли такие художники, как Врубель, Васнецов, Нестеров, Рерих.

Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим. Подобно тому, как мы не имеем морального права расхищать природные богатства, не учитывая прав собственности, жизненных интересов наших детей и внуков, точно так же мы не вправе распоряжаться культурными ценностями, которые должны служить будущим поколениям. Концепция Лихачёва об универсальности всего человечества, русских верна лишь в том отношении, что мы близки к остальной Европе, обладающей как раз этим качеством единого человечества и одновременно позволяющей сохранить собственное национальное лицо каждому народу. Наша первейшая и насущная задача сегодня - не дать ослабнуть этой европейской обобщённости русской культуры и посильно поддержать равномерное существование всей нашей культуры как единого целого Особую роль в культурном творчестве играет национальный язык, концентрирующий культурные смыслы на всех уровнях ценностно-смыслового единства культуры от нации в целом до отдельной личности. Именно каждой национальной культуры существует определённая целостность, чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами и отдельными ее отраслями между собой, тем богаче она становится, тем выше поднимается в своем историческом развитии. Лихачёв говорил: «Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура - это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а он все у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше. Какие крупные русские ученые изучали языки Средней Азии, Сибири, Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов, и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всем мире... А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и многое другое? Русская наука не проиграла, оттого что русские ученые принимали участие в организации национальных научных центров в нашей стране, национальных высших учебных заведений. Он выступал с требованием не разоблачать, а изучать старое искусство. Разъяснял, что эстетические категории не носят оценочного характера и что прогресс в области культуры обнаруживает себя не столько в изменении, сколько в сохранении прошлого, в накоплении культурных ценностей. Лихачев стремился вернуть вытесненный из нашей жизни пласт духовной культуры, требующей хотя бы некоторого знания Священного Писания. Древнерусские писатели, летописцы и философы, озабоченные историческими судьбами родины, исправлением общественных недостатков, защитой справедливости, поднимались из глубины веков как живой укор существующему порядку. Язык-мышление-дух - это связь есть основа саморазвития любой нации, её культуры и традиций. Все открытия и достижения потенциально заложены в этой связи.

Заключение.

Для России в обозримой исторической перспективе необходимо сохранять и умножать достояние многонациональности, открывать новые


В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года; осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п. В русской природе нет "вечных", не меняющихся в разные времена года крупных объектов, вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию, то с голыми ветвями, создающими своеобразную "графику зимы", то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и по степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра ("Сиверко" Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или часа суток.

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, "переливающуюся" всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воде переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый "балет красок" и замечательные, длинные, длинные восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце "играет", точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и "черные", темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти "атмосферические" явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям "в воздухе", – это Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Поэтому, если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они вытесняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому они должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у других.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно уток к изменениям годовым, суточным, к атмосферическим условиям и пр., то сразу же на память приходит великий французский художник К. Моне, писавший Лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти "русские" черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.

Относится ли сказанное только к реалистической живописи XIX и начала XX в., например к живописцам круга "Мира искусства"? Я очень ценю живопись различных направлений, но должен сказать, что "искусство чистой живописи", какой мне представляется живопись "Бубнового валета", "Ослиного хвоста", "Голубого рыцаря" и пр., и пр., меньше выражает национальные черты, меньше связано с национальными чертами того типа, о котором я только что говорил, зато оно больше связано с "материальным фольклором", с искусством вышивки, даже вывески, глиняной игрушки, и вообще игрушки, поскольку в этой живописи много "игрового" момента, много выдумки, вымысла. Выверт для этого искусства – похвала, потому, что оно насквозь озорное и веселое. Не случайно это искусство требовало выставок, было так связано с шумными вернисажами. Его надо было демонстрировать на большой публике, оно должно было поражать и возбуждать толки.

Рождение гражданина. Мировоззрение русского человека.

Страна отмечает День Учителя. Актуально звучат слова великого педагога Сухомлинского, который настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем словесности. Именно «учителя словесности» не только формируют мировоззрение своих учеников, но и воспитывают в них вкус, добрые чувства к людям, интеллектуальную терпимость, а также интерес к спорам по мировоззренческим вопросам. Наших детей с детства должно волновать настоящее и будущее Отчизны. Гражданин – это, прежде всего, патриот своей страны, продолжающий традиции своих героических предков и готовый защищать ценности своей страны. «Вера в святыни, вера в идеалы – один из главных корней духовной стойкости, мужества, несгибаемости, полноты жизни, настоящего счастья».

Молодому поколению нашей страны выпало жить и личностно формироваться в сложную и противоречивую эпоху истории. Этот факт заставляет задумываться над судьбами человечества вообще, а также думать о каждом народе и отдельном человеке, — в частности. Социальная коммуникация занимает особое место в жизни общества и каждого человека. На сегодняшний день мы имеем возможность общаться в широком информационном поле с людьми и культурами разных народов. Межкультурная коммуникация способствует сближению народов, росту их национального и межнационального сознания. Ощущая себя гражданами мира, важно понимать, что мы ещё и граждане своей страны. О стране судят по её представителям. Для того чтобы рассказать о себе, важно самим знать и понимать, кто мы. Гражданственность начинается с изучения и понимания души своего народа, с формирования чувства хозяина страны и с ответственности за всё, что происходит вокруг. Важно знать, что от нас самих зависит очень многое. А именно то, чего мы достигли в жизни, какое место в ней заняли, что принесли другим и получили для себя.

Рождение гражданина происходит в процессе гражданско-патриотического воспитания. Многое зависит от того, как человек себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая цель у него в жизни. Старшее поколение, педагоги, отцы и матери должны передать подрастающему поколению все нравственные ценности, все богатства, которые так дорого достались нашей стране и народу. Мы обязаны воспитывать в себе и других свободного человека, которому важно бороться за свободу и достойную жизнь для всех людей на Земле. Эта борьба представляет собой процесс творческий и глубоко духовный. Этот путь сложный и опасный. По этому пути в одном строю мы должны решительно и смело идти с представителями разных стран и народов мира. Эти люди могут совершать свой путь только благодаря любви, которая их ведёт по жизни. Эта любовь последовательно проявляется и в малом, и большом. Эти люди патриоты своих стран. Но они и интернационалисты. Если мы по-настоящему любим свой народ и свою страну, мы сможем понять и другие народы, которые тоже любят свою землю, культуру, природу, своё прошлое.

Мы должны знать о том, кто мы, откуда пришли, чем живы, что любим, на что надеемся и во что верим. Какая она, душа многонационального русского народа?Советский Союз завершил многовековой процесс формирования новой исторической общности людей, народов СССР. Эта общность братских народов по имени – советский народ. Это словно суперэтнос, который является многонациональным образованием, ядром которого является русский этнос. Народ можно узнать через его культуру. Русская культура базируется на по-настоящему мощном основании. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая, гибкая, высокоинтеллектуальная и глубоко нравственная. Суть культуры состоит в её внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости. В советской многонациональной культуре соединились и расцвели под эгидой русской широты и русского «гостеприимства» культуры многих национальностей. Существует особый архетип человека каждого народа. Открытость и искренность являются чертами русского характера, данный архетип проходит как главный герой через всю русскую и советскую литературу от древних былин и сказаний до наших дней – через музыку, киноискусство, телевидение и так далее. Этот архетип человека сохранился в России и странах СНГ по сей день. Были и существуют сегодня попытки трансформировать его, изменить его духовно-нравственные основы, но все эти попытки разных периодов закончились безуспешно. Русский человек сберёг главные свои качества, заложенные в него в различные периоды истории, Богом, природой, далёкими предками.

У каждого народа Земли есть свой национальный характер, своя национальная индивидуальность. У русских есть особенность национального характера – чувствовать, думать и решать сердцем, а не умом. Русская идея – это идея сердца. Русский народ во все века вёл борьбу за справедливость, свободу и достойную жизнь. Это национальная творческая идея, которая выражает русское историческое своеобразие, самобытность, благую силу и призвание. Эта творческая идея указывает народу его историческую задачу и духовный путь. Эта идея представляет собой нечто живое, простое и по-настоящему творческое. Данная идея просматривается в быту, в культуре, в устройстве жизни, в душах людей и в вере. Национальный идеал и национальный характер – это разные понятия. Идеал не всегда совпадает с действительностью. Но национальный идеал необходим и жизненно важен. Народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт стремление многих людей в своей жизни служить высоким идеалам справедливости для всех, быть верным идеалам любви, братства и единения в добре и милосердии. Жизнь для русского человека имеет смысл ради ценностей, которые выше жизни.

У русских есть особенность, заключённая в выполнении сердцем и душой миссии бросить все свои национальные силы на осуществление вселенского единства человеческого рода. Это отречение от национального эгоизма. Русские говорят, что человек человеку – друг, товарищ и брат. У русских существует высокое единство народной духовной силы, которое торжествует над разными мнениями ума. На протяжении многовековой истории, русские одновременно боролись на разных направлениях за создание своей национальной независимости, государственности, хозяйства, культуры, религии. Они постоянно боролись с многочисленными захватчиками на разных фронтах. Осваивали новые территории своей огромной страны. Они не вели захватнических и истребительных войн. Русские освобождали порабощённые народы, предоставляли им возможность определить свою государственность и независимость. Они приобрели привычку к уважительному и добрососедскому сосуществованию с другими народами. Национальные черты русского народа – это миролюбие, нравственность, жажда духовного равенства, стремление к примирению и забота об общем благе. Русские пережили огромное количество разрушительных войн, поэтому основным вопросом современности для них является вопрос о войне и мире. В русских живёт святая мучительная боль от всех утрат. Уничтожить войны, утвердить мир на Земле – в этом русские люди видят свою историческую миссию.

Самосознание русских сформировано под влиянием огромных пространств, сурового климата, низкого плодородия большинства земель, отсутствия выхода к незамерзающим открытым морям и отсутствия судоходных рек, выходящих к этим морям, трудных и опасных евразийских торговых путей, разбросанности природных ресурсов, тяжелейшего государственного бремени русского народа, необходимости отражать постоянные набеги врагов. В невероятно трудных условиях люди могли выжить коллективно, общими усилиями всех и каждого. Частое и открытое общение – характерная черта русской натуры. Сознание русских не индивидуалистическое. Оно ориентировано на общественные ценности и солидарные интересы. Русские готовы в любую минуту встать на защиту своего государства. У русских не утвердилось всевластие денег, как во многих странах мира. Характер русского народа аскетический.

Многое о народе можно понять из его сказок, которые пережили века, и дошли до сегодняшнего дня. Русские любят размышлять, созерцать мир, искать истинный смысл жизни. Герой русских сказок поступает не как все: едет не туда, покупает не то, говорит не как принято. Поэтому он прорывается через заданный обыденным опытом ход действий. В русских имеется установка на решение принципиальных жизненных задач нетрадиционным образом. В награду герой сказок получает не столько богатство, сколько подтверждение правильности своего подхода к жизни. В сказках и жизни значительно более высокая ценность общения, любви, верности заветам старших, сострадания к людям и всему живому по сравнению с богатством и властью. Герои русских сказок свободны в мыслях и действиях. Но при этом они верны заветам своих родителей. Герои русских сказок выбирают на распутье рискованный путь, который приблизит их к первичному вопросу человеческого существования: «В чём смысл жизни?» В своих поисках они не боятся риска, приговаривая «семи смертям не бывать, а одной не миновать». У русских установлен приоритет силы духа над силой физической. В них есть убеждённость в воздаянии счастьем за терпение, милость, страдание, стойкость. Утверждение свободы является основой счастья. Понятие «счастье» у русских не связано с обладанием властью и материальным достатком.

Русские своё представление о русской нации всегда связывали с русской душой и духовностью. У русских своя манера страдать, бунтовать, любить и верить. В русских удивительно гармонично и естественно сплетены многие практически несовместимые качества. Поэт Александр Блок писал: «Нам внятно всё: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». Истинно русский человек не занимается восхвалением своей национальности. В русских нет расовой отчуждённости. Вся история русской культуры показывает её открытий характер, восприимчивость к другим нациям и культурам, а также человечность и добросердечность.

В русских много простоты, прямоты и бесхитростности. В русской душе живёт не западный демократизм. В ней живёт потребность спасения всем народом. Русские словно ждут чего-то абсолютного и не могут мириться с чем-то относительным. В русском духе заключён большой духовный универсализм, потребность признания всех и всего в мире. В них живёт природная доброта и воля. Широкое пространство владеет душой русского человека. Здесь важно помнить о географическом факторе в истории России. Свобода для русского человека – это понятие разносторонне. Свобода для русских – это простор, в котором пространство ничем не перегорожено. Свобода для доброты, для любви, для труда, для храбрости и подвига. Про русских можно сказать «широкая душа». Но душа, как известно, обязана трудиться. Поэтому говорят, что родиться русским – это слишком мало. Им надо быть, им надо стать.

Дмитрий Лихачёв говорил о том, что национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы на себе. Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они вытесняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому они должны быть понятны для других народов. Они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у других. Именно поэтому русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.

Необходимо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, все культуры прошлого. Надо развивать в себе духовную интеллектуальную гибкость. Это позволит узнать и прочувствовать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого. Мы должны путешествовать с помощью книг, музеев, обязаны осваивать широты информационного пространства. Мы должны рассказать друг другу о себе и о том, что нам удалось узнать и понять. У каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. Для этого мало быть знакомым с ценностями лишь своей национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей. Без этого невозможно общение с людьми. В орбите культурного мира находятся многочисленные народы. Важно стремиться к сближению прогрессивных сторон различных культур, содействовать их плодотворному взаимовлиянию и взаимопроникновению при непременном условии сохранения национального лица всех культур.

Наталья Чернова