Какой музыкальный жанр создал вивальди. Антонио Вивальди: биография, интересные факты, творчество. И слышен плеск ручья, и листьев шорох

Наиболее ярким представителем итальянского скрипичного искусства XVIII века считается композитор, дирижёр, педагог и скрипач Антонио Вивальди, биография и творчество которого до сих пор интересуют многих профессионалов и любителей. В Европе он получил признание ещё при жизни.

Творчество Антонио Вивальди наиболее популярно благодаря интрументальным, особенно скрипичным концертам. Но вместе с этим он считается непревзойдённым мастером и в других жанрах, таких как опера, кончерто гроссо.

Детство Вивальди

Долгое время дата рождения композитора оставалась загадкой для биографов, но в середине прошлого века, благодаря найденным церковным записям, она установлена точно. 1678 года в Венеции в семье цирюльника Джованни первый ребёнок Антонио Вивальди. Биография его до сих пор полна тайн и противоречий. Из-за хилости и угрозы смерти мальчик был крещён акушеркой в день рождения.

Талант ребёнка проявился рано, уже в десятилетнем возрасте Антонио заменял отца в периоды его отсутствия в капелле собора. Первое сочинение у ребёнка появилось уже в тринадцатилетнем возрасте. Именно родитель мальчика и стал его первым учителем, а его повлияла на выбор карьеры.

Юные годы

Пятнадцати с половиной лет от роду он получил низшую степень священства, по которой он имел право открывать ворота церкви. А несколько лет спустя Антонио заслужил звание священника, а также право служить обедню. В это время он приобрёл славу виртуозного скрипача. Но уже через год он не хотел служить мессу из-за физического недомогания, хотя некоторые его современники утверждали, что он притворялся, используя это время для написания в ризнице своих музыкальных композиций. Именно за такое поведение он и был отрешён от церкви, что вызвало большое количество пересудов.

Венецианская "консерватория"

В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и молодого человека.

Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.

Начало композиторского пути

В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.

В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.

Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.

Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность - успешнее.

Оперное творчество

Уже в возрасте 35 лет он является главным композитором "Пиеты". Это обязывает Вивальди регулярно сочинять музыку для учащихся. Одновременно с этим он решает обратиться к неизведанному для себя жанру - опере. Ещё долгие годы она будет наиболее значимой сферой его деятельности.

Для того чтобы поставить в Винченце свою первую оперу "Отгон на вилле" Антонио берёт месячный отпуск. Постановка стала успешной и привлекла внимание импресарио Венеции. Начиная со следующей, в течение пяти лет следует целый ряд премьер, которые прочно закрепляют за ним славу оперного композитора.

С этого момента Антонио Вивальди, биография которого идёт на новый творческий виток, стремится завоевать признание самых широких масс слушателей.

Невзирая на предложения из других мест, которые были весьма заманчивы, а также ошеломительный успех на оперном поприще, после длительных отпусков он всё равно оставался верен и возвращался в венецианскую "консерваторию".

Театральное творчество

Первые две оратории на латинские тексты появляются в это же время, когда он страстно увлёкся театром. "Юдифь торжествующая" стала одним лучших творений Вивальди.

Ученики того времени почитают за честь учиться у него, но ни они, ни большое количество композиторской работы не могут отвлечь Антонио от активной работе в театре, где он выполняет заказ на двенадцать главных арий для оперы "Нерон, сделанный цезарем".

Для этого же театра была создана и опера "Коронация Дария". Всего за пять лет слава композитора стремительно растёт и выходит за пределы своей страны далеко в Европу.

После первых лет оперного турне, связанного с Венецией, композитор Антонио Вивальди решает изменить ситуацию и поступает на трёхгодичную службу к возглавлявшему войска австрийского императора в Мантуе маркграфу Филлипу фон Гессен-Дармштадскому.

Служба у маркграфа

Этот период очень знаменателен для Вивальди: именно он оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он знакомится с дочерью французского цирюльника и оперной певицей Анной Жиро, которую Антонио представляет всем своей ученицей. Её сестра приняла на себя заботы о здоровье композитора и стала его постоянной спутницей.

Со стороны церкви поступали постоянные нарекания за такие неподобающие для духовного лица взаимоотношения, ведь сёстры жили в доме композитора и сопровождали его в турне. Впоследствии эти отношения приведут к очень неблагоприятным для музыкального творца результатам.

По окончании службы он возвратился в Венецию, но путешествия по европейским столицам продолжаются. Несмотря на блистательные премьеры сочиненных опер, наиболее яркими произведениями современники считают программные концерты, в особенности "Времена года".

Последний период жизни

Работоспособность Антонио Вивальди (фото его вы видите в нашей статье) поражала: она не стала ниже, несмотря на Его оперы исполняются на многих европейских сценах и имеют ошеломляющий успех. Но в 59 лет его настигает страшный удар судьбы. Апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил композитору въезд в одну из Папских областей (Феррару) в самый разгар подготовки к карнавалу.

В то время это было неслыханным позором и влекло за собой полную дискредитацию как Вивальди - духовного лица, так и материальный ущерб. Отношения в "Пиете" стали ухудшаться, а музыка Антонио стала считаться устаревшей из-за появления в то время большого количества молодых творцов. Ему пришлось уйти.

В "консерватории" он упоминается в последний раз в связи с распродажей по крайне низкой цене большого количества его музыкальных концертов. После этого творец навсегда покидает свою родину.

От внутреннего воспаления он умер в Вене в возрасте 63 лет, всеми покинутый и забытый.

Антонио Вивальди (1678-1741) - один из выдающихся представителей эпохи барокко. Он родился в Венеции, где сначала учился у своего отца - скрипача капеллы св. Марка, затем совершенствовался у Джованни Легренци. Много концертировал в различных европейских странах, с большим энтузиазмом занимался преподаванием и постановками своих опер. Долгое время он был учителем игры на скрипке в одном из венецианских приютов для девочек-сирот.

За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим священником» (Prete rosso). Действительно, профессию музыканта он совмещал с обязанностями священнослужителя, но затем был отрешен от него за «недозволенное» поведение во время церковной службы. Последние годы композитор провел в Вене, где умер в бедности.

Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий: 465 инструментальных концертов (из них полсотни - grossi), 76 сонат (в том числе трио-сонаты), около 40 опер (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), кантатно-ораториальные сочинения, в том числе на духовные тексты. Главное историческое значение его творчества заключается в создании сольного инструментального концерта.

Один из наиболее чутких художников своего времени, Вивальди был в числе первых композиторов, выдвинувших на передний план в искусстве открытую эмоциональность, страсть (аффект), индивидуальное лирическое чувство. Под его несомненным влиянием чрезвычайно типичный для барочной музыки тип концерта для нескольких солистов (concerto grosso) в классическую эпоху отошел на второй план, уступив место сольному концертированию. Замена группы солистов одной партией явилась выражением гомофонных тенденций.

Именно Вивальди выработал структуру и тематизм позднебарочного сольного концерта. Под воз-действием итальянской оперной увертюры он устанавливает трехчастный концертный цикл (быстро - медленно - быстро) и упорядочивает последование tutti и solo на основе барочной концертной формы.

Концертная форма эпохи барокко основывалась на чередовании ритурнеля (главной темы), неоднократно возвращающегося и транспонируемого, с эпизодами, основанными на новых мелодических темах, фигурационном материале или мотивной разработке главной темы. Такой принцип придавал ей сходство с рондо. Для фактуры характерны контрасты оркестрового tutti и solo, соответственно появлению ритурнеля и эпизодов.

Первые части концертов Вивальди энергичны, напористы, разнообразны по фактуре, контрастам. Вторые части переносят слушателя в область лирики. Здесь господствует песенность, наделенная чертами импровизационности. Фактура преимущественно гомофонна. Финалы блестящи, полны энергии, они завершают цикл в стремительном живом движении.

Динамичная 3-частная циклическая форма концертов Вивальди выражала художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». В логике их образного развития прослеживается влияние общеэстетической концепции эпохи барокко, которая делила мир человека как бы на три ипостаси: Действие - Созерцание - Игра.

Сольный инструментальный концерт Вивальди ориентирован на небольшой состав смычковых инструментов во главе с солистом. Это может быть виолончель, виоль дамур, продольная или поперечная флейта, гобой, фагот, труба, и даже мандолина или шалмей. И все же чаще всего в роли солиста выступает скрипка (около 230 концертов). Скрипичная техника концертов Вивальди разнообразна: стремительные пассажи, арпеджио, тремоло, пиццикато, двойные ноты (вплоть до труднейших растяжений децим), скордатура, применение самого высокого регистра (до 12-й позиции).

Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов. Обладая острым чувством звукового колорита, он свободно обращался ко многим инструментам и их сочетаниям. Гобои, валторны, фаготы, трубы, английский рожок он применял не как дублирующие голоса, а как самостоятельные мелодические инструменты.
Музыка Bивальди впитала элементы красочного венецианского музыкального фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танцевальными ритмами. Особенно охотно композитор опирался на сицилиану, широко использовал типичный для итальянских народных танцев размер 6/8. Применяя часто аккордово-гармонический склад, он мастерски использовал и полифонические приемы развития.

Выпуская свои концерты сериями по 12 или по 6 произведений, Вивальди давал и общие обозначения каждой из серий: «Гармоническое вдохновение» (ор. 3), «Экстравагантность» (op. 4), «Цитра» (op. 9).

Вивальди можно назвать основоположником программной оркестровой музыки. Большинство его концертов имеет определенную программу. Например: «Охота», «Буря на море», «Пастушка», «Отдых», «Ночь», «Фаворит», «Щегленок».
Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Великий И.С.Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил девять скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. Благодаря этим музыкантам Вивальди, никогда не бывав-ший в северо-немецких землях, оказался в полном смысле слова «отцом» немецкого инструментализма XVIII века. Распространяясь по Европе, концерты Вивальди служили для современников образцами концертного жанра. Так, концерт для клавира сложился под несомненным художественным воздействием скрипичного концерта (убедительным примером может служить ).

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Подробностей о детских годах композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что он обучался игре на скрипке и клавесине.

18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан. При этом юноша продолжал жить дома (предположительно из-за тяжелой болезни), что давало ему возможность не оставлять музыкальных занятий. За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим монахом». Предполагают, что уже в эти годы он не слишком ревностно относился к своим обязанностям священнослужителя. Многие источники пересказывают историю (возможно, недостоверную, но показательную) о том, как однажды во время службы «рыжий монах» спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. Во всяком случае, отношения Вивальди с клерикальными кругами продолжали накаляться, и вскоре он, ссылаясь на свое плохое здоровье, публично отказался служить мессу.

В сентябре 1703 г. Вивальди начал работать в качестве преподавателя (maestro di violino) в венецианском благотворительном приюте для сироток «Pio Ospedale delia Pieta». В его обязанности входило обучение игре на скрипке и виоле д’амур, а также наблюдение за сохранностью струнных инструментов и покупка новых скрипок. «Службы» в «Pieta» (их с полным правом можно назвать концертами) находились в центре внимания просвещенной венецианской публики. Из соображений экономии в 1709 г. Вивальди увольняют, но в 1711-16 гг. восстанавливают в той же должности, а с мая 1716 г. он уже - концертмейстер оркестра «Pieta».

Еще до нового назначения Вивальди зарекомендовал себя не только как педагог, но и как композитор (главным образом автор духовной музыки). Параллельно работе в «Pieta» Вивальди ищет возможности публикации своих светских сочинений. 12 трио-сонат ор. 1 вышли в свет в 1706 г.; в 1711 г. появился знаменитейший сборник скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение» ор. 3; в 1714 - еще один сборник под названием «Экстравагантность» ор. 4. Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Большой интерес к ним проявляли И. Кванц, И. Маттезон, Великий И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). В 1718-20 гг. он живет в Мантуе, где в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для мантуанского герцогского двора.

В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора, носящий подзаголовок «Опыт гармонии и изобретения» (ор. 8). Как и предыдущие, сборник составлен из скрипичных концертов (здесь их 12). Первые 4 концерта этого опуса названы композитором, соответственно, «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В современной исполнительской практике они нередко объединяются в цикл «Времена года» (такого заголовка в оригинале нет). По-видимому, Вивальди не был удовлетворен доходами от публикаций своих концертов, и в 1733 г. он заявил некоему английскому путешественнику Э. Холдсуорту о своем намерении отказаться от дальнейших публикаций, поскольку в отличие от печатных рукописные копии стоили дороже. В самом деле, с этих пор новых оригинальных опусов Вивальди не появлялось.

Конец 20-х - 30-е гг. часто называют «годами путешествий» (предп. в Вену и Прагу). В августе 1735 г. Вивальди вернулся было к должности капельмейстера оркестра Pieta, но комитету управляющих не понравилась страсть подчиненного к путешествиям, и в 1738 г. композитор был уволен. Одновременно Вивальди продолжал упорно работать в жанре оперы (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), при этом он предпочитал лично участвовать в постановке. Однако оперные спектакли Вивальди особого успеха не имели, особенно после того, как композитор был лишен возможности выступить в роли постановщика своих опер в театре Феррары из-за запрета кардинала въезжать в город (композитору инкриминировалась любовная связь с Анной Жиро, бывшей его ученицей, и отказ «рыжего монаха» служить мессу). В результате оперная премьера в Ферраре потерпела провал.

В 1740 г. незадолго до смерти Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Причины его внезапного отъезда неясны. Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Нотное издательство «Рикорди» в 1947 г. начало выпускать полное собрание сочинений композитора, а фирма «Филипс» приступила недавно к реализации не менее грандиозного замысла - публикации «всего» Вивальди в грамзаписи. В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов. Велико творческое наследие Вивальди. Согласно авторитетному тематико-систематическому каталогу Петера Риома (междунар. обозн. - RV), оно охватывает более 700 названий. Главное место в творчестве Вивальди занимал инструментальный концерт (всего сохр. ок. 500). Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трех и четырех скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д’амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них. Менее популярны (но не менее интересны) его многочисленные вокальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании, «Gloria» и т. п.).

Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки. Некоторые из них относятся к первому исполнителю (концерт «Карбонелли», RV 366), другие - к празднику, во время которого впервые исполнялось то или иное сочинение («На празднество Св. Лоренцо», RV 286). Ряд подзаголовков указывает на какую-то необычную деталь исполнительской техники (в концерте под назв. «L’ottavina», RV 763, все solo скрипки должны играться в верхней октаве). Наиболее же типичны заголовки, характеризующие преобладающее настроение - «Отдых», «Тревога», «Подозрение» или «Гармоническое вдохновение», «Цитра» (последние два - названия сборников скрипичных концертов). При этом, даже в тех произведениях, названия которых, казалось бы, указывают на внешние изобразительные моменты («Буря на море», «Щегленок», «Охота» и т. п.), главным для композитора всегда остается передача общего лирического настроения. Относительно развернутой программой снабжена партитура «Времен года». Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.

4 марта 1678 года родился Антонио Вивальди – композитор, без чьей музыки не выучился ни один скрипач. Среди его многочисленных концертов есть и такие, которые по силам ученикам музыкальных школ – а иные сделают честь признанным виртуозам. Творческой наследие Антонио Вивальди поражает своим масштабом – одних только опер им написано 90, но гораздо более известны иные его творения – 49 произведений в жанре кончерто гроссо, 100 сонат, кантаты, оратории, духовные произведения, а количество концертов для одного солирующего инструмента с оркестром – скрипки, флейты, виолончели, фагота, гобоя – превышает три сотни.

Антонио Вивальди во многом был первопроходцем. Он стал одним из первых, кто дал «путевку в жизнь» валторне, фаготу и гобою, применив эти инструменты в качестве не дублирующих, а самостоятельных инструментов, Наряду с Арканджело Корелли он стал основоположником сольного инструментального концерта.

Не так уж много известно о его детстве. Родина его – Венеция, он являлся старшим среди шестерых детей скрипача, служившего в соборе св. Марка (а до этого совмещавшего любительское музицирование с работой цирюльника) – и единственным из них, кто пошел по стопам отца как музыкант (другие сыновья унаследовали первую отцовскую профессию). Мальчик появился не свет недоношенным и слабым – настолько, что его срочно крестили, опасаясь, что не выживет. Антонио выжил, но здоровье его не было крепким никогда. Симптомы его болезни описывались как «теснота в груди» – по-видимому, речь шла об астме, и по этой причине Вивальди не мог играть на духовых инструментах, зато прекрасно освоил скрипку и клавесин.

В пятнадцатилетнем возрасте Антонио становится монахом, но жить в монастыре не позволяли проблемы со здоровьем. По прошествии десяти лет он принимает духовный сан. Современники называли музыканта «рыжим священником», что вполне соответствовало действительности – совмещение музыкальной карьеры с духовной в те времена было нормой. Предосудительным считалось другое – обыкновение святого отца покидать храм во время богослужения. Сам святой отец объяснял это состоянием здоровья – но многим было ясно, что он попросту удаляется, дабы записать мелодии, пришедшие в голову. Однако отношения с церковным руководством накаляются все сильнее, и в конечном итоге Вивальди под предлогом слабого здоровья добивается освобождения от обязанности участвовать в богослужениях.

В двадцать пять лет у молодого священника и виртуоза-скрипача появляются иные обязанности – он становится «мастером скрипки» в женском приюте для сирот «Pio Ospedale delia Pieta». Он ведает приобретением инструментов, обеспечивает сохранность имеющихся, а главное – обучает воспитанниц игре на скрипке и виоле. Одновременно он создает немало музыки. Стараниями Вивальди богослужения в церкви при приюте превращаются в настоящие концерты, жители Венеции приходят туда, чтобы послушать прекрасную музыку.

Но творчество Вивальди не ограничивается богослужебной музыкой. Он создает множество светских произведений: сонаты для скрипки и клавесина, трио-сонаты, сборники концертов «Экстравагантность» и «Гармоническое вдохновение». Выступает Вивальди и как скрипач-виртуоз. В этом качестве он был настолько знаменит, что его имя включили в «Путеводитель по Венеции». Путешественников, посещавших Венецию, было немало, что позволило славе Вивальди распространиться далеко за ее пределами. Особенно были популярны концерты. сделал органные и клавирные переложения некоторых из них.

Но хотя сегодня имя Вивальди ассоциируется с инструментальным концертом, начало его композиторской деятельности было связано с оперой. Первым его творением в этом жанре был «Оттон на вилле» – типичная опера-сериа: сюжет из древнеримской истории, запутанная интрига, участие кастратов. Опера имела успех, за нею последовали другие. Впрочем, в этой области Вивальди так и не смог достичь такого успеха, как, например, Алессандро Скарлатти. Гораздо более успешен он был в жанре концерта. Одно из наиболее знаменитых его творений – «Опыт гармонии и изобретения» – появляется в 1725 г. Точнее, особую славу приобрели четыре концерта, включенные в этот сборник, озаглавленные «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» – впоследствии их стали исполнять как цикл под заглавием «Времена года», хотя у автора такого названия не было. Эти концерты стали одним из первых образцов программного симфонического произведения.

В 1730-х гг. композитор много путешествует. Эта страсть к путешествиям и послужила причиной увольнения из «Pio Ospedale delia Pieta». В последнее странствие – в Вену – композитор отправился в 1740 г., там он скончался.

За свою жизнь Вивальди познал многое: угрозу смерти в младенчестве – и долгую жизнь, взлеты и падения, восторги публики – и одинокую старость всеми забытого человека. Но вряд ли когда будут забыты его творения. Имя Антонио Вивальди увековечено даже в космосе – в его честь назван один из кратеров на Меркурии.

Музыкальные Сезоны