Произведения для детей в творчестве баха. Бах Иоганн Себастьян. Биография композитора. Послание Баха внеземным цивилизациям

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА:

ТВОРЧЕСТВО ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА

Выполнила: Акимова Анастасия Юрьевна

Руководитель: Хмеленко Инна Дмитриевна

1998 - 1999 уч. год.

Г. Сургут

1. Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 -

2. Семья. Детство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 -

3. Начало творческого пути. Люнебург. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 -

5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 -

6. Бах-исполнитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 -

7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 -

8. Отъезд из Кётена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 -

9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор. . . . . . . . . . . . . . .9 -

10. Артистическая и творческая деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 -

11. Дети Иоганна Себастьяна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 -

12. Бах-педагог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 -

13. Последние произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 -

14. Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 -

15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество. . . . . . .15 -

16. “Хорошо темперированный клавир”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 -

17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 -

18. Основные произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 -

19. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 -

Жизненный путь.

Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много времени и могучий гений, чтобы воскрешённые образы прошлого, так же, как и видения далёкого будущего, обрели художественное воплощение в искусстве Иоганна Себастьяна Баха.

Семья, детство.

Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья. В течение 17 – 18 веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». Никто из этого племени музыкантов не добился ни славы, ни громкой известности, хотя в фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки.

От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.

К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его отец – скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших классов; за небольшую плату они выступали на различных праздниках, а на похоронах и свадьбах пели духовные песнопения.

Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Последний – в своё время ученик крупнейшего немецкого органиста – композитора И. Пахельбеля – занимал должность органиста и школьного учителя в Ордруфе. Под руководством брата проходило дальнейшее музыкальное обучение Иоганна Себастьяна. Но гениально одарённая натура вряд ли могла довольствоваться педантичными, школьно – ремесленными уроками Иоганна Кристофа. Он оказался сухим, нечутким музыкантом. Для пытливого, музыкального мальчика это было мучительно. Поэтому ещё десятилетним ребёнком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу храниться тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребёнка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты. Здесь – то и проявились впервые сильные стороны характера Иоганна Себастьяна: настойчивость, целеустремлённость, упорство в труде.

Раннее стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего юношу оставить дом брата и искать средства для независимого существования.

Начало творческого пути.

Люнебург.

В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург.

Здесь же, в Люнебурге, в 1703 году Бах закончил школу; он прекрасно учился и получил диплом, дававший право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный перед необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования.

На художественное развитие Баха учителя его детства не оказали влияния. Он сам везде находил и отовсюду извлекал лучшее и необходимое для своего музыкального образования. Жизнь музыкального искусства в его прошлом и настоящем служила ему композиторской школой. Изучение богатейшего наследия, творческое постижение современной ему музыки шлифовали и оттачивали музыкальные мысли и письмо Баха, помогали раскрыть самого себя, осознать свою творческую индивидуальность. Даже частые перемены службы имели свои положительные стороны, так как давали возможность узнавать новые художественные явления. В этом отношении Люнебург, как затем Арнштадте или Веймар – значительные этапы большого творческого пути композитора.

В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился а их изучение. Освобождённый от педантичной опёки старшего брата, он неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кайзером, находилась в расцвете. Надо полагать, что, бывая там, Бах не прошёл мимо нового для него искусства. По мнению Ромена Роллана, Влияние Кайзера отразилось на некоторых сторонах музыкальной речи Баха.

В самом Люнебурге с 1692 года при церкви св. Иоанна работал один из известных немецких композиторов, ученик Рейнкена Георг Бём (1661 – 1733). Общение и близость с большим художником – не менее важный фактор в формировании молодого музыканта.

Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и мастерство.

С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности; началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.

Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.

В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

Служба органиста Новой церкви была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые произведения и аккомпанировать хору во время богослужения. В эти скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант – ремесленник, Бах вносил молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий служили причиной столкновения композитора с начальством.

В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными церковными чиновниками, с ограниченными немецкими бюргерами. Жизнь его в этом городе сразу осложнилась мелочной, отвратительной войной, поднятой мещанством против дерзкого гения, тревожившего его сонный покой. Росло взаимное недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей официальной работе. Тем более сильна была потребность в освежающих новых художественных впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Всем существом он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство крупнейшего по тому времени мастера органной музыки. Увлечённый, он забыл о своей официальной службе и вместо положенного двадцати восьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырёх месяцев.

В Арнштадте возвращение Баха было встречено далеко не любезно. Воспользовавшись удобным предлогом, церковное начальство подвергло своего органиста унизительному допросу, учинило над ним форменный суд с предъявлением длинного перечня проступков: Бах вводит в хоралы много странных вариаций, примешивает к хоралу много чуждых звуков и приводит тем в смущение общину; раньше органист Бах во время службы увлекался игрой на органе и играл слишком долго, а теперь после сделанного замечания впал в другую крайность и стал играть слишком коротко и т.п.

Самое интересное из жизни Баха – биография кратко для детей. Известные цитаты Баха. Все самое лучшее из биографии и творчества Баха.

Бах – биография кратко для детей

И. С. Бах (1685-1750 гг.) – немецкий композитор, педагог, органист. За жизнь написал более тысячи музыкальных произведений.

Биография Баха кратко:

  • Родился 31 марта 1685 года.
  • Место рождения: г. Эйзенах, Германия.
  • Умер: 28 июля 1750 года.

В Эйзенахе в семье профессиональных музыкантов в 1685 году родился будущий великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Мальчик был одарен музыкальным слухом, поэтому с детства, по воле родителей, обучался музыке. Семья всячески сопутствовала развитию сына – старший брат, к примеру, учил младшего братишку игре на органе.

С 15 лет Бах жил в Люнебурге , где обучался вокалу, игре на разных музыкальных инструментах. Там же будущей звезде немецкой классике удалось познакомиться с музыкальными звездами того времени – известными композиторами, на чьи работы Бах равнялся.

В 16 лет Бах, под влиянием музыки кумиров, создал первое музыкальное произведение , сделавшее мальчика популярным. С 1700 года создавал свои органные произведения, делая шаг за шагом на пути музыкальной карьеры к независимости и славе.

С 1705 года И. Бах пишет музыку для церковного хора своего города, получая материальное вознаграждение. Постепенно слава об одаренном юноше распространялась среди ближайших городков – на концерты к Баху приходит все больше публики, жаждущей услышать очередное гениальное органное произведение.

В 1708 году Бах устраивается на постоянную работу церковным капельмейстером и композитором, увеличивает круг профессиональных контактов, знакомиться с бо́льшим числом талантливых деятелей, собирая вокруг себя окружение, пронизанное творческой, созидательной энергией.

Личная жизнь И. С. Баха

В 1707 году композитор женился на троюродной кузине, Марии Барбаре . В этом же году Бах меняет работу, переезжая с семьей в Веймар. Брак оказался на удивление удачным в первые года – жена родила композитору 6 детей, трое из которых, к сожалению, погибли в младенчестве. Дети от первого брака Баха также стали музыкантами.

В 1720 году умирает жена . Детей нужно было воспитывать, поэтому спустя год Бах вновь женится. Второй женой Баха стала молодая, ранее никому не известная певица, Анна Магдалина Вильгельм, которая стала звездой хора капельмейстера. Вторая жена родила Баху 13 детей.

С 1717 года Бах работал и творил под руководством герцога Анхальт-Кетенеского – нормальная практика для 18-19 ст. В период с 1717 по 1725 года рождаются сюиты, партии виолончели, композиции для оркестра.

В 1723 году Бах становится директором музыкальной школы в Лейпциге . Вплоть до конца жизни композитор был крайне востребованным – музыкальному таланту гения Баха всегда были рады зрители и покровители.

К концу жизни Бах постепенно терял зрение, поэтому последние фуги диктовал помощнику. Умер И. С. Бах 28 июля 1750 года в последнем городе, где работал, в Лейпциге.

Бах цитаты:

  • «Где есть благочестивая музыка, там всегда есть любезное присутствие Бога».
  • «Задача музыки – трогать сердца».

(7 оценили, оценка: 2,57 из 5)

35 подборов, из них 3 в этом месяце

Биография

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания как сочинитель, но был известен как исполнитель и, особенно, как импровизатор.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! - Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен.

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен. Умер Бах 28 июля 1750 года.

Он один из тех редких и прекрасных людей, кто мог записывать Божественный свет.

Всех времен. Родился маленький гений 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, который находился в Тюрингии.

Семья Иоганна была музыкальной, и каждый из неё мог играть хотя бы на одном инструменте. Дар и талант музыки передавался из поколения в поколение.

Будущее дарование часто убегал в лес и играл на старенькой гитаре, которую нашел на чердаке, а принадлежал этот инструмент патриарху семьи Войту Баху.

Говорят, что он с ней почти не расставался, даже когда молол муку на мельнице, умудрялся до вечера играть и петь песни со своей гитарой.

К сожалению, Иоганн остался сиротой (в 10 лет), его родители рано умерли. Старший брат Иоганн Кристоф забрал к себе братишку и давал ему первые уроки музыки.

В детстве мальчик научился играть на многих инструментах – виолончель, скрипка и альт, клавикорд и орган, цимбалы. Он с легкостью читал ноты, а потом играл на инструментах музыку. Самым любимым инструментом с детства и до старости Иоганна Себастьяна был орган. Обладая совершенным слухом, чуткий и ранимый, он не выносил фальшивых звуков, которые доставляли ему страдания и боль.

Мальчик пел в хоре школы, имея чистый голос. Когда Баху исполнилось 15 лет, он отправился в Люнебург, где и продолжил обучение в вокальной школе, в течение трех лет. После этого Иоганн был придворным скрипачом в Веймаре, где задержался не недолго, т.к. ему там совсем не нравилось. Примерно в эти годы, он пишет первые свои произведения.

Переехав в Арнштадт, музыкант занимает должность кантора и органиста в церкви. Также он обучает детей пению и игре на каком-либо инструменте. Вскоре, князь Анхальт предложил стать в его оркестре капельмейстером. Новая должность и свободное время вдохновляют Баха, он пишет кантаты для фортепиано, пьесы для скрипки и виолончели, сюиты и сонаты, концерты для оркестра, и, конечно же, для органа прелюдии и хоралы.

Гению не было и тридцати лет, а им уже написано более 500 произведений, да каких! Почти во всех шедеврах, знатоки улавливают ритмы и мелодии народных немецких песен и плясок, которые он слышал в детстве и хорошо запомнил. Баха свет и тепло, которое не оставит никого равнодушным. Современники того времени больше восхищались виртуозной игре на инструментах великого композитора, нежели его произведениям.

Иоганн Себастьян Бах фото

Музыка была не всем понятна, не все осознавали большой талант этого человека. Мало кто признавался, что лиричная спокойная мелодия нравится больше, чем музыка, похожая на ураган, хотя грохочущая музыка и захватывала слушателей. Автор же в своих произведениях делился надеждами, мечтами, верой в правду и в человека, добром и красотой. Громкие звуки убедительно и просто «рассказывали» об этом.

Только спустя сто лет, его творчество признали по достоинству высоко. Много написано музыки на библейские темы. В Лейпциг Иоганн приезжает весной 1723г. В церкви Святого Фомы он органист и кантор. Опять у него много времени уходит на обучение детей, 2-3 раза в день он обязан играть в больших церквах на органе. Но ведь находит время для своих творений, с удовольствием играет на органе для людей.

Иоганн Бах стал быстро слепнуть, а после неудачно проведенной операции потерял зрение. Всю свою жизнь, Иоганн Себастьян Бах прожил в Германии, отдавая предпочтение провинции. Композитор был дважды женат, его сыновья (Фридеман, Иоганн Кристиан, Карл Филипп Эмануэль) продолжили дело отца и стали известными композиторами. Один или два раза в неделю семья устраивала домашние концерты.

У Иоганна было много музыкальных инструментов, все он покупал по мере накопления денег, никогда не брав денег в долг. Пять клависинов, три скрипки, три альта и две виолончели, лютня, виола бас и виола помпоза, один спинет. Всё это наследство осталось детям после смерти , которого не стало 28 июля 1750 года.

Методическая разработка на тему: "МУЗЫКА 18 ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА".

Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ, учителей музыки СОШ. Матетиал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста.
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством И.С.Баха.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с произведениями И.С. Баха, проследить влияние музыки на внутренний мир учащихся;
Отметить высокую человечность музыки;
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу учащихся, сенсорный слух, музыкальную память;
Формировать умение определять характер музыки, ее эмоциональное содержание;
Воспитательные:

Воспитывать интерес учащихся к творчеству и духовному наследию И.С. Баха;
Воспитывать симпатию к классической музыке и музыкальному искусству;
Воспитывать духовно-нравственные качества личности;
В 17-18 веках меняется представление о церковной музыке.Теперь композиторыстремились не столько к тому,чтобы человек отрешился от земных страстей,сколько к тому,чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний.Появились произведения,написанные на религиозные тексты или сюжеты,но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви.Такие сочинения называют духовными,так как слово «духовный» имеет более широкое значение,чем «церковный».Основные духовные жанры 17-18 веков – кантата и оратория.Это произведения для певцов-солистов,хора и оркестра,имеющие драматический сюжет.
Возросло значение светской музыки:она звучала при дворе,в салонах аристократов,в общедоступных театрах.Сложился новый вид музыкального искусства-опера.
Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров,и в первую очередь инструментального концерта.Скрипка,клавесин,орган постепенно превратились в сольные инструменты.Музыка,написанная для них,давала возможность проявить талант не только композитору,но и исполнителю.Ценилась прежде всего виртуозность –умение справляться с техническими трудностями.
Композиторы 17-18 столетий обычно не только сочиняли музыку,но и виртуозно играли на инструментах,занимались педагогической деятельностью.
Наиболее известным из них был Иоганн Себастьян Бах (1685-1750).При жизни Бах славился как виртуозный органист и прекрасный педагог,но к музыке мастера отношение было слишком сдержанным.Творчество Баха настолько глубоко и многогранно,что современники не смогли оценить его по достоинству.Должно было пройти целое столетие,чтобы Бах получил признание как великий композитор. Музыканты всего мира начали играть музыку Баха,поражаясь её красоте и вдохновению,мастерству и совершенству.«Бах» по-немецки означает «ручей».Великий Бетховен так сказал о Бахе: «Не ручей! – Море должно быть ему имя».
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе в семье потомственных музыкантов.Первые навыки игры на скрипке он получил от отца. Имея превосходный голос, Бах пел в хоре городской школы.В возрасте 10-ти лет он остался сиротой, и заботы о нем взял на себя старший брат – Иоганн Кристофор. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В 17 лет Бах уже играл на органе,скрипке,альте,пел в хоре. В дальнейшем он служил при дворе и в протестанских храмах: занимал должность органиста, придворного концертмейстера в Веймаре, а затем капельмейстера в Кёттене, был дирижёром хора, органистом и церковным композитором в Лейпциге, давал частные уроки.
Бах никогда не покидал Германию, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями того времени в музыке. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестанского хорала с традициями европейских музыкальных школ.
Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетливости.Важнейшая особенность его музыки – удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверенно, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных произведений.
Любимым инструментом Баха был орган. Композитор написал для него огромное количество произведений. Среди них хоральные прелюдии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии, фуги, сонаты. Орган – один из самых величественных музыкальных инструментов. Он подобен целому оркестру. Этот духовой клавишный инструмент был известен ещё у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в седьмом веке. Вначале орган сопровождал церковное пение во время богослужения. Постепенно он превратился в сольный инструмент.
Современный орган состоит из набора деревянных и металлических труб, число которых доходит до нескольких тысяч. Органист сидит за так называемым игральным столом. На столе расположено несколько мануалов – клавиатур для ручной игры; внизу находится педальная клавиатура для ног. Все клавиши органа соединены с его трубами. Нажатие на клавишу даёт звук одной и той же высоты,силы. При помощи переключения специальных рычагов звучание органа может приниматьокраску различных инструментов оркестра. Поэтому игра на органе требует большого мастерства.
Для органа Бах создал свыше 150 хоральных обработок.Хорал – это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Чаще всего хорал был четырёхголосным. Исполнение народных напевов в церкви постепенно ослабило живость и яркость этих напевов. Баху удалось вернуть хоральным мелодиям первоначальную силу их выразительности.
Хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Бах как будто поручает её гобою. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придаёт звучанию мягкость и особенную глубину.
(Звучит хоральная прелюдия фа минор

.
Огромной популярностью пользуется Токката и фуга ре минор для органа. В этом произведении соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность.
(Звучит Токката и фуга ре минор

.
Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом).Произведение это получило название «Хорошо темперированный клавир». Этим произведением Бах доказал, что все 24 тональности равнопрвны и звучат одинаково хорошо. Довольно известны прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдия оживлённая и подвижная, её отличает чёткий и энергичный ритм. Энергичная и оживлённая фуга имеет заметное сходство с прелюдией.
(Звучит прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

.
Бах писал также и оркестровую музыку. Им написано 6 «Бранденбургских концертов», клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели.В оркестровых сочинениях Бах продолжал традиции Вивальди. Так же как и венецианский композитор, он стремился соединить строгость формы с богатством тембров, оригинальнымисочетаниями инструментов.«Жемчужина» его оркестра –корнет. Это узкая трубка с высоким, пронзительным звучанием. Корнет придаёт музыке праздничный, сочный колорит.
В последние годы жизни композитор почти потерял зрение и последние произведения он вынужден был диктовать. Смерть Баха прошла мало замеченной. О нём скоро забыли.
Большой общественный интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана биография Баха, написанная профессором И. Н. Форкелем. А в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха –«Страсти по Матфею». Впервые – в Германии –осуществляется полное издание баховских сочинений.