Конспект по рисованию в подгот гр. Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе. Чем мы занимаемся на занятиях по ИЗО в детском саду

В детском саду обучают детей самым важным и основным вещам, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни. Естественно, что занятия несколько отличаются от школьных, поскольку малыши воспринимают все по-другому - через игры. Рисование в подготовительной группе является той самой особой формой обучения.

Семья на прогулке

Цель занятия - научить детей различать соотношения величины: взрослый человек больше, чем ребенок. Дополнительная задача - прорисовка контура простым карандашом и заполнение его цветом. Рисование в подготовительной группе уже не такое простое, как в начальной, поэтому и цели ставятся более «глобальные». Что потребуется:

  1. Цветные карандаши.
  2. Ластик.
  3. Простые карандаши.
  4. Листы бумаги.

Воспитатель сначала на себе и одном из детей показывает то самое соотношение роста, которое требуется изобразить. Дополнительно нужно рассказать о том, с чего обычно начинают рисовать людей. То есть сначала изображают контур головы, затем туловище, руки, ноги, прическу, одежду. И только после этого закрашивают рисунок Примечательно, что если задать тему «Семья на прогулке», то малышам будет проще ориентироваться и фантазировать. Так они изобразят самих себя, своих маму и папу, сестер или братьев рядом.

Фрукты

Рисование фруктов в подготовительной группе начинается с небольшой подготовки: рассказов, стихов или сказок о каком-либо фрукте. Цель занятия - научить малышей изображать не только то, что они видят, как в случае с изобразительным искусством с натуры, но и по памяти. То есть условно может существовать два рисования: с примером и без него. Рекомендуется начинать с простых основ: например, изображения банана или апельсина. Вопросы, которые помогут малышам сориентироваться:

  1. Какого цвета банан? (желтый)
  2. Какой формы апельсин? (круглый)
  3. Какого цвета бывают яблоки? (желтые, красные, зеленые)
  4. Чем отличается абрикос от персика? (один большой, другой - маленький)
  5. Каким бывает виноград? (зеленым, красным, фиолетовым)

Воспитателю стоит напомнить детям о том, что прорисовывать фрукты лучше сначала с контура и формы, только потом уже закрашивать цветными красками или карандашами.

Усложнение задачи

Чтобы сделать занятие сложнее, можно задать тему «Тарелка с фруктами». В этом случае малышам нужно будет правильно соотнести размеры изображаемого. Воспитателю нужно напомнить, что апельсин больше мандарина, а яблоко отличается по форме от груши, что банан продолговатый, а виноград растет гроздьями. В качестве наглядного пособия можно использовать реальные фрукты или же их муляжи. Рисование в подготовительной группе может быть не только карандашами, но и красками. Поэтому малышам нужно объяснить, что каждый из элементов фруктовой тарелки должен просохнуть, иначе цвета смешаются, рисунок не будет таким четким и ярким, как хотелось бы.

Осень как тема для творчества

Поскольку осенняя тематика - это одна из первых тем для рисования, ведь «учебный» год в садике и школе начинается с нее, то стоит задать малышам сразу несколько разных задач, распределив их на несколько уроков изобразительного искусства. Таким образом, можно научить детей сразу нескольким важным вещам.

Тема: осенний лес

Рисование в подготовительной группе (осень как тема для творчества) может начинаться именно с такой простой тематики, как лес. Нужно попросить малышей изобразить то, что они видели или могли бы увидеть в этот период времени. В качестве примера можно привести иллюстрации их книжек или же прочитать сказку/историю. Малыши же сами решат, что им нарисовать: веточки, большое дерево, белочек, зайчиков или других Примечательно, что при описывании осеннего леса могут быть полезными такие вопросы:


Тема: грибы

Самые большие малыши в детском саду обычно уже знают, что именно осенью собирают в лесу грибы. Рисование в подготовительной группе можно посвятить и этой теме. Вопросы, которые помогут малышам сориентироваться для занятия:

  1. Какой гриб растет под осиной?
  2. Какой гриб растет под березой?
  3. Самый «главный» гриб в лесу?
  4. Какого цвета мухомор?
  5. Можно ли собирать поганки?
  6. Чем срезают грибы?
  7. Бывают ли грибы «лисички» или же это животные?

Параллельно нужно рассказывать и наглядно иллюстрировать то, о чем идет речь. В том числе и то, как именно выглядят грибы. Рисование в подготовительной группе на эту тему можно начать с рассказа о том, что изображать лучше сначала шляпку, затем ножку и только потом уже закрашивать рисунок красками или карандашами.

Тема: животные

С этой тематикой придется несколько сложнее. Во-первых, потому что рисование животных в подготовительной группе дается не каждому ребенку сразу. Во-вторых, нужно уметь правильно задать тему. Ведь существует огромное множество различных животных. Поэтому условно можно разделить все занятия на несколько подтем:

  1. Африканская фауна (слоны, львы, тигры, носороги и прочие).
  2. Лесные звери (медведи, белки, волки, зайцы и прочие).
  3. Подводные животные.
  4. Домашние питомцы.
  5. Северные животные.

Каждую тематику нужно иллюстрировать, наглядно показывать. Так развивается и кругозор детей, и есть с чего фантазировать. О каждом описываемом животном можно рассказать небольшой рассказ, чтобы не просто вызвать, но и поддержать интерес малыша. Вот почему это одна из самых сложным тем, если брать в целом рисование в подготовительной группе. Осень, кстати, тоже может тесно переплетаться с животными. Например, можно рассказать, как готовятся к зиме, что они собирают запасы в этот период, что они кушают, как меняют шубки и зачем. Получается сразу двойной урок: и рисование, и окружающий мир.

Какие темы могут быть заданы

Существует ряд занятий, которые не меняются: осень, зима, лето, весна, космос, праздники. Все они чаще всего выступают в роли тем для творчества, поскольку тесно связаны с окружающим миром. Но есть и другие, не менее важные. Так, например, рисование (подготовительная группа), конспекты занятий к которым составляются воспитателями самостоятельно, может быть посвящено:

  • семье;
  • транспорту;
  • отдыху;
  • мечтам;
  • свободной теме;
  • сказкам;
  • любимым персонажам.

Важно развивать фантазию у детей, стимулировать их к умственному труду, поддерживать их интерес. И, конечно, учить их правильно ставить руку на занятиях. От этого зависит то, как дети в итоге будут писать на уроках. Темы рисования в подготовительной группе могут быть разными, но важно их правильно задать. Например, в игровой форме: сначала сказка или загадка о будущей тематике, а затем и само изобразительное искусство. Правильно построенное занятие позволяет не только даже самого капризного и непоседливого малыша удержать на месте, но и развить мышление. Рисование в подготовительной группе несет сразу несколько важных функций: развитие фантазии, познание окружающего мира, создание собственного мнения, правильная постановка руки, развитие усидчивости и терпения. Все это в школе пригодится детям, поскольку изучать глубже уже что-то знакомое им будет легче, чем воспринимать информацию с самого нуля. Родители обязаны поддерживать интерес своих детей к творчеству, заниматься с ними дома, рассказывать им что-то новое об интересующей теме. И, конечно же, отвечать на множество вопросов терпеливо и честно. Если ребенок будет постоянно получать новую информацию о том, что ему интересно, то ему будет проще учиться в школе, легче запоминать даже то, что ему не слишком-то и важно. Именно поэтому рисование является самой простой и доступной формой обучения в подготовительной группе.

Приветствую вас, мои друзья и случайные посетители моего блога! С вами Татьяна Сухих. Как вы думаете, лепка, аппликация, рисование в подготовительной группе важны для будущего школьника или лучше делать упор на занятия по счету, письму? Почему мы, воспитатели, относимся к изобразительным видам искусства в системе дошкольного воспитания не менее серьезно, чем к обучению грамоте и азам математики? Прошу, высказывайте свое мнение, мне очень интересно его услышать!

Мне бы хотелось сегодня рассказать о том, что представляет собой занятие по рисованию для деток, которые совсем скоро станут первоклассниками. Я сделаю акцент на том, что дает пяти-шестилеткам искусство передачи на бумаге окружающего мира.

Но сначала, как всегда, обзор полезных для воспитателей и родителей материалов из Интернета.

Традиционно богатый ассортимент интернет-магазинов «УчМаг» и «OZON.RU» не может не радовать покупателей и меня, конечно, тоже.

Так, нашла интереснейшие пособия для воспитателей детских садов и активных родителей:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – отличный материал о разных способах рисовать, плюс – основные лексические понятия, которые нужны детям для развития речи. Книга разработана для логопедических дошкольных учреждений, но она прекрасно подойдет, если нужно разработать интересный конспект НОД по рисованию в старшей и подготовительной группах.

Еще недавно только в школах применялись печатные рабочие тетради, но сегодня можно ввести их в практику детских садов. Например, есть интересный вариант – серия «Художественный труд. Подготовительная группа». Такая рабочая тетрадь не только сделает занятия по эстетическому развитию интересней, но и подготовят детей к подобной деятельности, которая ожидает их в школе.

Если вы не знаете, чем развлечь деток летом, когда они не посещают садик или школу, предложите им заняться творчеством прямо на асфальте. Подспорьем вам станет очень своевременное для лета пособие «Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет». Ведь мало просто дать малышу мелки, нужно суметь заинтересовать его так, чтобы он с воодушевлением проводил время на свежем воздухе и с пользой для общего развития. В книге подана методика обучения детей изображению разных предметов, пейзажей, портретов обыкновенными мелками.

Ну, и как же может проходить рисование без альбомов? «УчМаг» предлагает красочные и недорогие альбомы на спирали из серии «Monster High», которые в первую очередь понравятся девочкам.

Хочу заметить, что предложенные мною методические материалы разработаны по ФГОС и могут спокойно применяться в ДОУ.

Чем мы занимаемся на занятиях по ИЗО в детском саду?

Представим себе, что нам нужно составить перспективный конспект по рисованию на весь учебный год. Хотите заглянуть, что там написано?

Итак, сентябрь начинаем с того, что вспоминаем лето. Обычно мы предлагаем детям подготовительной группы рисовать на тему: «Как я лето провел?»

Изображать дети могут разное, в основном, рисуют море, речку, деревню, дачу. Если малыш задумал море и песок, можно предложить технику мокрый рисунок акварелью. Кто не знает – это рисование краской на мокрой бумаге. Краски при этом размываются, контуры расплываются, что создает изумительный эффект…

Какие при этом мы преследуем цели:

учим детей передавать задуманное на лист бумаги, развиваем воображение, подсказываем, как строить композицию, обучаем разным техникам рисования. Кроме того, ребята учатся работать аккуратно, доводить задуманное до конца.


Проводив лето, встретим осень!

Осенние темы рисования обязательно предусматривают изображение даров осени. Подготовительная группа рисует натюрморты: корзинки с овощами, кувшины с осенними листьями и т.п. Интересно получается рисовать техникой тычок. Дети рисуют эскизы простым карандашом, а потом кистью заполняют эскиз цветом, делая кисточкой тычки по бумаге. Тык, тык гуашью сначала по контуру, потом заполняем пространство внутри контура так, чтобы не оставалось пробелов. Красиво получается, прямо как настоящая живопись!

Нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе широко используется, дети этого возраста уже достаточно умело владеют карандашом, кистью, поэтому легко воспринимают другие способы изображения. Например, если хотим нарисовать осенний пейзаж, можно делать это техникой отпечатков. Рисуем сначала стволы деревьев, а затем наносим краску на листок клена и делаем оттиск на бумаге – это крона дерева. Либо наносим на бумагу краску пальцами, получаем множество листочков на деревьях.

Какие программные задачи выполняют дети, рисуя осень? Они переживают эмоциональный подъем, стараясь передать красоту осени на бумаге, таким образом, обогащают личный опыт восприятия этого времени года. Помимо того, дети закрепляют навыки смешивания красок, создание новых оттенков, различают теплые и холодные цвета.

Завершаем осень хохломой – рисуем характерные узоры на бумаге разной формы. Это могут быть полоски, круги, треугольники. Дети учатся соотносить элементы узора с формой бумаги, представляя, что они расписывают тарелку, ленту, платок.


Зимушка-зима пришла!

Конспект занятия по рисованию зимы включает обучение изображению городского пейзажа – заснеженных улиц родного города. Дети учатся рисовать несложные композиции, где присутствуют дома, городской транспорт, прохожие.

Нетрадиционное рисование на эту тему в детском саду (подготовительная группа) – например, граттаж. Это процарапывание черного фона деревянной шпажкой или пустым стержнем шариковой ручки. В двух словах: белый или цветной фон натираем свечой, потом закрашиваем черной гуашью с добавлением средства для мытья посуды. Когда полностью высохнет – процарапываем контуры задуманного рисунка.

Зимой мы часто рисуем зверей в зимнем лесу, новогодний праздник, зимний пейзаж. Обязательно изображаем птиц на кормушке разными техниками.

Также углубляем знания о народных видах росписи. Мы закрепляем навыки рисования красками, карандашами, учимся рисовать живую и неживую природу разными методами.


Что мы рисуем весной?

Конечно, март ассоциируется, в первую очередь, с женским днем. Мы обязательно в подготовительной группе рисуем портрет мамы. Что мы хотим привить ребятам во время занятия? Мы воспитываем эмоциональное восприятие образа матери, вырабатываем умение изображать лицо человека крупным планом, стараемся научить новым техникам рисования, например, используя шаблоны. Можно заготовить самим или купить готовые шаблоны элементов лица человека – глаза, губы, нос. Это облегчит обучение рисованию портрета и разнообразит занятия с детками.

Далее на тему: «Весна» детки рисуют капель. Это можно сделать по-разному. Я уже, кажется, рассказывала о рисовании капели пластилином? Это несложно: рисуем дом, на крыше которого лежит снег. Затем по краю крыши размазываем вертикально шарики белого пластилина, имитируя сосульки.

Какая весна обходится без цветов? Цветочная тема – очень интересная, дети любят изображать известные и фантастические бутоны всех цветов радуги. Что касается фантастики, то советую предложить детям нарисовать сказочную страну цветов – это полезно для развития воображения и художественного вкуса. Кроме того, мы развиваем эстетическое восприятие весенней поры, закрепляем знания о цвете, о возможностях различных материалов, обучаемся использовать белила для создания нежных оттенков.

Занятие по рисованию (весна) предполагает также иллюстрирование сказок. Мы даем детям готовый сюжет или они сами выбирают сказку, которую будут рисовать, и технику исполнения рисунка.

Вот как необычно можно изобразить ежика с яблочком: туловище и яблоко рисуем кистью, а иголочки и травку – пластмассовыми вилками. Просто прикладываем зубья вилки к бумаге перпендикулярно. Это техника отпечатка. Получается очень реалистично и выразительно!

Традиционно конспект рисования на тему: «Весна» не обходится без сюжета о 9 Мая. Дети рисуют на патриотическую тему: композиция «Победа», салют, флаг России, сюжеты о войне и т.п.


Что ребенок должен усвоить весной? Дошкольник должен уметь самостоятельно придумать сюжет рисунка, продумать композицию, подобрать цвета, сделать эскиз, правильно разукрасить, не оставляя пробелов и не выходя за контур. Также он умеет смешивать цвета в правильных пропорциях и заранее знает, какой оттенок получится при смешивании определенных цветов. Дошкольник освоил способы передачи характерных особенностей живых существ и предметов. Он знает, чем характерен пейзаж, портрет, натюрморт, роспись.

НОД в подготовительной группе по ИЗО – это важный этап в жизни будущего школьника. Ребенок закрепляет все полученные навыки и знания, которые понадобятся ему в дальнейшем. Он развивает ловкость пальцев, мастерство владения карандашом и кистью, тренирует пространственное мышление, укрепляет интерес к творчеству. Все это, несомненно, пригодится ему в школе для успешной адаптации.

А пока буду прощаться, но напомню о том, что нужно делиться с друзьями информацией, то есть, ссылками не нее! А также желательно подписываться на новые материалы!

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Романовская школа ДО Ласточка.

Конспект ННОД по рисованию в технике монотипии «Пейзаж»

в подготовительной к школе группе.

Составила воспитатель

Высшей квалификационной категории

Мирзоева Любовь Юрьевна

г.Москва

Цель: Познакомить детей с новым приёмом изображения пейзажа (пейзажная монотипия); Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные задачи:

Научить последовательному выполнению работы в нетрадиционной технике рисования монотипия;

Развивающие задачи:

Закрепить навыки и технику рисования деревьев, кустарников, использование гуашевых красок.

Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение

Расширять словарный запас: монотипия («моно»-один, «тип»-отпечаток, пейзаж, багряный, пурпур, зарделись.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности;
Пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте золотой осени.

Воспитывать аккуратность при рисовании.

Поощрять высказывание детей собственных предпочтений, ассоциаций.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за проявлением осенних признаков в природе.

Рисование осенних деревьев и кустов, составление осенних букетов, игры с листьями,

Экскурсии в парк,

Рассматривание иллюстраций, репродукций русских художников,

Чтение художественной литературы,

Словесные описания,

Прослушивание музыкальных произведений.

Материалы и оборудование:

гуашь, кисти разных размеров, бумага, баночки с водой, салфетки.

ТСО : диски МР3 для музыкального сопровождения работы детей (Вивальди «Времена года. Осень» П. И. Чайковский «Времена года. Осень»)

Репродукции картин художников пейзажистов: И. И. Левитан «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень».В. Д. Поленов «Золотая осень», Волков «Октябрь», И. Э. Грабарь «Рябинка

Ожидаемые результаты:
Такое нестандартное рисование должно развить фантазию, воображение, снять отрицательные эмоции.. Подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Ход ннод:

Организационный момент.

Дети заходят в группу под музыку П. И. Чайковского и приветствуют присутствующих («Здравствуйте»), встают в круг.

Воспитатель: Во все времена года наша природа прекрасна, но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает в последний раз разноцветными красками, чтобы заснуть до весны глубоким сном. Как называется это время года вы узнаете если отгадаете загадку

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в путь далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся

Это время года … зовётся (Осенью)

Дети: Осень.

Основная часть.

Воспитатель: да осень – замечательное, очень красивое время года.

Какая бывает осень?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель : Правильно осень разная то яркая, нарядная, громкая, то тихая, грустная, серая. Об осени много сказано, Композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения и песни, о ней писали поэты, посвящали ей свои стихи. . (чтение стихов)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: – Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

(З. Федоровская)

Осенью

В саду пожелтели,

Осыпались клены,

И только скамейка

Осталась зеленой.

Стоит она в тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

А. Барто

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Художники писали об осени картины.

Дети, как называются картины о природе?

Дети: Пейзаж.

Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

Давайте мы посмотрим на репродукции картин русских художников. Какая осень здесь изображена? (показ слайдов)

Воспитатель: Знаменитые художники пейзажисты И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. С. Остроухов назвали свои картины «Золотая осень». Как вы думаете, почему? Какие цвета он использовал?

Дети: Красные, жёлтые, оранжевые краски и даже зелёные.

Воспитатель: Посмотрите как в воде отражаются деревья. Почему так происходит? (вода отражает)

Это свойства воды отражать предметы.

Демонстрация как лист отражается в зеркале: посмотрите зеркало как вода? Листочек смотрится в зеркало и видит своё точное отражение, когда вы в зеркало смотрите кого вы там видите (себя), а цвет волос, одежда отражается такие какая на вас одета? (да)

Игровое упражнение «Отражение в зеркале».

Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале. Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, достаёт пальцем кончики носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает т.д.), а второй, стоящий напротив, повторяет за зеркалом все движения первого. Затем дети меняются ролями.

Воспитатель. Молодцы ребята, теперь давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья стоят на берегу озера и отражаются в воде. Как вы думаете, как это можно сделать? (Дети высказывают свои соображения).

Трудная задача? Нам поможет мастер изображения по созданию монотипии.

Монотипия – способ изображения - отпечатыванием.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно.

Объяснение приемов выполнения работы.

А сделаем это мы вот так:

Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи широкой кисти, сложите и прижмите ко второй половине. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья, небо и все, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней части можно потом подкрасить.

Воспитатель. Прежде чем мы начнём рисовать, давайте разомнем свои пальчики

1,2,3,4,5 нам пора и поиграть.

Проводится пальчиковая гимнастика:

В гости пальчику большому приходили прямо к дому.

Указательный и средний, безымянный и последний.

Сам мизинчик малышок постучался на порог.

Вместе пальчики друзья, друг без друга нам нельзя.

1,2,3,4,5 теперь мы будем рисовать.

Самостоятельная деятельность детей.

Вам понравился такой способ изображения? Получается и быстро, и красиво. А сейчас попробуйте сами нарисовать дерево с отражением таким способом.

Выполнение работы с детьми:

А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так (вертикально) и начинайте рисовать

После повторения последовательности работы, педагог включает спокойную музыку, дети приступают к самостоятельной работе.

Рефлексия.

Ребята, вы сегодня были маленькими волшебными художниками.

Вам понравилось творить чудеса?

Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили.

Сегодня наше волшебство закончилось. Спасибо большое, молодцы!


Цель: Закреплять умение детей графически моделировать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции частей тела на основе схематического способа рисования овалами. Закрепить теоретическую часть.

ОО «Познавательное развитие» :

  • Побуждать рисовать крупно во весь лист;
  • Упражнять в создании контуров простым карандашом;
  • Развивать умения передавать форму, строение изображаемого объекта, учитывая правильные пропорции всех частей тела;
  • Развивать умение рисовать фигуру человека в движении в разном ракурсе (фас, профиль) ;
  • Обучать умению передавать динамику в рисунке, изображая разные позы людей, через детализацию;
  • Пробуждать познавательную активность детей, интерес к творчеству;
  • Развивать зрительно-моторную координацию, быстроту действий, восприятие, воображение;
  • Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности.

ОО «Речевое развитие» :

  • Обогащать словарь новыми словами: жанр, живопись, графика, скульптура, динамика, статика, профиль, фаз, композиционный центр, пропорции, схема, моделирование;
  • Формировать умение соотносить слова, обозначающие названия частей тела и их расположением.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

  • Знакомить с разнообразием жанров в живописи, графике и скульптуре (бытовой жанр, портрет) ;
  • Продолжать знакомить детей с произведениями искусства: Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции, Маковский К. «Дети, бегущие от грозы» , Дейнека А.А. «Бег» , «Девушки» , Васнецов В. «Алёнушка» , Яблонская Т. «Утро» , Серебрякова З. «Беление холста» , Федотов П. «Свежий кавалер» , «Завтрак аристократа» , «Игроки» , Репин И. «Бурлаки на Волге» .

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

  • Развивать общение и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто, что будет рисовать, самостоятельность в работе, аккуратность; воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками, дружеские взаимоотношения;
  • Учить оценивать свои действия и свою работу, а также всю работу в целом.

Форма организации детей: подгрупповая.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, презентации по теме «Пропорции человека» , «Человек в движении» » фланелеграфы, модель человека из дерева большая и малые на подгруппу детей, части тела человека из ткани (на подгруппу детей) , фломастер, бумага формата А3, магниты.

Предварительная работа:

Для воспитателя:

  • Изготовить наглядный демонстрационный и раздаточный материала (пособия и иллюстрации) ;
  • Подобрать произведения портретного и бытового жанра в живописи (репродукций и иллюстраций с их изображением) в скульптуре с учетом основных требований;
  • Пополнить электронную библиотеку фото, иллюстрациями с различными видами спорта, примерами профессиональной деятельности человека;
  • Создать презентации на тему: «Человек в движении» , «Пропорции частей тела человека» ;
  • Обогатить уголок художественного творчества наглядным и практическим материалом по изображению мира людей различными изобразительными средствами;
  • Организовать и оформить в группе место для демонстрации детских работ;
  • Пополнить библиотеку юного художника (приобретение искусствоведческой и специальной литературы по данной теме) ;
  • Подобрать и изготовить необходимые дидактические игры и методические пособия с целью обогащения предметно – развивающей среды по данной теме: «География тела» , «Изобрази движение» , «Собери правильно» , «Пляшущие человечки» , «Собери мимику» .

Для детей:

  • Рассмотреть презентации по теме «Человек в движении» , обратить внимание на пропорции (размеры) тела человека, характер поз, динамики, мимики.
  • Рассмотреть иллюстрации с произведениями искусства, где отчетливо передается фигура человека в движении, познакомиться с жанрами портрета и бытовым жанром в живописи, графике и скульптуре.
  • Рассмотреть альбомы с видами спорта и профессиями человека.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • формирование умений качественно и выразительно изображать человека в движении;
  • формирование умения свободно владеть карандашом;
  • развитие уверенности в своих способностях;
  • формирование у детей дошкольного возраста интереса к изображению мира людей, создание мотивации заниматься физкультурой и спортом.

Для педагогов:

  • повышение уровня знаний в области методики изобразительного искусства;
  • разработка методического материала по обучению детей 5-7 лет изображению человека в движении.

Ход: Входят дети. У интерактивной доски на тумбе стоит большая деревянная модель человека.

Воспитатель: Верите ли вы ребята, что этот деревянный человечек способен выполнять мои команды?

Дети: А как это?

Воспитатель предлагает детям встать около интерактивной доски полукругом и посмотреть на «послушного человечка» , выполняющего команды воспитателя. Воспитатель моделирует различные движения на деревянной модели (стоит прямо, наклонив голову, поднимает над головой правую руку, стоя на одной левой ноге, наклоняет туловище вперед, руки в стороны и т. п.)

Воспитатель: А теперь попробуем нарисовать человека.

Дети: Мы не умеем рисовать человека.

Воспитатель: Ребята, для начала, назовите мне, пожалуйста, все части тела человека?

Дети: Голова, туловище, руки, ноги, голень, предплечье, стопа, локоть, шея, плечи, талия, бедра, кисть рук, колено и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали почти все необходимые части тела человека. А чтобы научится рисовать человека правильно, нам нужно запомнить основные пропорции (размеры) тела человека. Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию.

Воспитатель демонстрирует презентацию «Пропорции человека» , комментирует слайды и показывает основные пропорции частей тела на деревянной модели, на фланелеграфе, затем рисует графическую модель на бумаге.

Текст к презентации:

Слайд № 1. Человек в отличие от животного существо прямоходящее на двух ногах, положение позвоночника человека вертикальное, а у животного горизонтальное с опорой на четыре ноги (передние и задние) . Голова человека, есть универсальная мера всей фигуры. Обычно во весь рост человека умещается 7-8 голов. Голова по форме своей напоминает перевернутое яйцо - округлый затылок, заостренный подбородок.

Слайд № 2. Голова опирается на шею (шею в дальнейшем будем изображать двумя короткими линиями) . Голову вращают мышцы шеи, которая стоит на плечах, здесь фигура имеет самую широкую часть тела. К плечевому суставу прикрепляются руки. Руки достаточно длинные, доходят до середины бедра человека. Локоть руки находится на уровне талии, самой узкой части туловища человека. Локоть делит руку на две, примерно, одинаковые по размеру части, верхнюю часть-плечо и нижнюю - предплечье, заканчивается рука кистью. Рука сгибается и вращается в трех суставах, в плече, в локте, в кисти.

Слайд № 3. Туловище состоит из двух частей грудь и живот с бедрами. К бедрам прикрепляются ноги. Ноги человека очень длинные по отношению к туловищу, и примерно делят всю фигуру пополам. Ноги вращаются и сгибаются в трех суставах, в бедре, в колене, в голени. Запомните, коленная чашечка защищает сустав и не дает выгнуть ног вперед, это нужно запомнить при рисовании характерных движений.

Воспитатель: А теперь ребята, соберем нашего человечка на фланелеграфе, и нарисуем графическую модель человека с помощью схемы из овалов.

Воспитатель собирает человечка в фаз, в четкой последовательности. Затем, комментируя свои действия, рисует схему из овалов на листе бумаги, располагая первую фигуру слева на листе формата Ф4 (горизонтальное положение) .

Описание последовательности рисования:

  • Отмечаем самую верхнюю метку макушки головы и нижнюю метку стоп ног.
  • Рисуем овал головы
  • Отмечаем двумя линиями шею
  • Рисуем плечи слева и справа, располагаем на одной линии
  • Формируем грудь и таз их двух трапеций правильная и перевернутая, большая – грудь, малая – таз), соединяем две части в талии (самой узкой части туловища) . Туловище человека вытянутое.
  • Из плечевых точек рисуем вытянутые овалы плеча и предплечья, локоть отмечаем на уровне талии. Длина плеча, от плеча до талии. Длина предплечья от талии до середины бедра.
  • Ноги рисуем из трех овалов. Ноги толще, и длиннее, чем руки. Вытянутый овал рисуем из точек бедра, от бедра до колена, одна часть, от колена до голени, вторая часть, обе части примерно одинаковы по длине. Стопа ноги небольшой овал.

Воспитатель: Нарисуйте своего человечка в покое прямостоящего, в фаз, учитывая пропорции всех частей тела.

Дети рисуют первую схему человека в фас. Самостоятельная работа детей. Контроль воспитателя и помощь затрудняющимся. Индивидуальный анализ работ.

Воспитатель предлагает немного передохнуть, сделать физиминутку-разминку: «Красная шапочка и Серый Волк»

Цель: Повысить уровень энергии в группе, снять эмоциональное напряжение.

Поведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает поиграть в игру. Красной Шапочкой будет маленький мячик, который участники должны передавать друг другу по кругу, от первого игрока к следующему. Красная Шапочка бежит от волка, который подойдет позже. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мячик. Злой волк упорно бежит за Красной Шапочкой в том же направлении. Если он настигнет ее, то она должна повернуться кругом и продолжить бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого он просто должен произнести: «Поворачивай!» тогда Волк изменит направление своего движения и Красная Шапочка тоже должна изменить направление бега.

Воспитатель: Предлагаю после нашей веселой разминки продолжить работу. Ребята, вы неплохо справились с первым заданием, а теперь нарисуем первое простое движение.

Воспитатель моделирует движение на деревянной модели, затем выкладывает это движение на фланелеграфе, на тканевой модели, затем рисует графическую модель. Предлагает детям изобразить простое движение сначала на их деревянных человечках, потом на их фланелеграфах, и затем на листе бумаги нарисовать движение, которое они задали своему человечку.

Заключение: Подводя итоги, дети устраивают вернисаж своих работ. Обсуждают свои и чужие работы. Находят ошибки, дают свои рекомендации.

На последующих занятиях задания усложняются, моделируются движения «Идущий, бегущий, сидящий, лежащий человек и т. д.» , в новом ракурсе, в профиль. На следующем этапе нарисовать парную композицию, в которой изображают пару людей во взаимодействии друг с другом: «В кафе» , «В парикмахерской» , «Боксеры» и т.п. Дети сначала моделируют конструкцию взаимодействия на фланелеграфе, чтобы понять, как расположить все части тела, а затем графически моделируют получившееся движение. На бумаге контурными линиями с помощью схемы из овалов.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования и здоровьесберегающих технологий «На морском дне» Программное содержание: Расширить представление детей о подводных обитателях и растениях, познакомить с нетрадиционной техникой изображения. Формировать навыки самостоятельного тонирования бумаги. Развивать фантазию и воображение. Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Развивать зрительный контроль. Использовать здоровьесберегающие технологии, физминутка, пальчиковая игра, гимнастика для глаз, музыкотерапия. Материал: тонированная бумага, запись «шум моря», установка мультимедиа, краски разных цветов и оттенков, кисточки, овощи, нож, тарелки, фартуки, тазики с водой для мытья рук. Предварительная работа: беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций. Перед занятием дети тонируют бумагу по мокрому фону: волнистые широкие линии – голубая, зеленая и т.д., последняя внизу – желтая. Словарная работа: (актиния, коралл, акваланг, батискаф). Ход занятия. Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в подводном царстве? (Дети отвечают.) А хотите попасть в мир волшебства и красоты, подводный мир растений и необычных обитателей? Тогда решайте, на чем можно опуститься на дно. (На подводной лодке, на батискафе, в акваланге, в водолазном костюме.) - Так как мы впервые опускаемся на дно морское, то, думаю лучше всего это сделать в подводной лодке. Но лодка у нас волшебная и не опустится на дно морское, если мы не отгадаем загадки о его обитателях. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног – Вот и весь я - … (осьминог). Как плывут они красиво – Очень быстро и игриво! Нам показывают спины, Из морской воды… (дельфины) Кто же в море, В каменной рубахе? В каменной рубахе, В море… (черепахи). Ловко мусор собирает, Дно морское очищает. (Краб.) Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг … (Морской конёк.) Воспитатель: Ну что ж, загадки вы отгадали, занимайте места в подводной лодке, мы отправляемся! (Дети садятся в импровизированную лодку.) Я буду исполнять роль вашего экскурсовода. Слышите музыку? Это звучит голос моря (слушают спокойную тихую музыку). Смотрите, какая красота (на слайдах) необычайные растения, подводные пещеры, необычной окраски рыбки, раковины, что-то похожее на звезды. Ой, ребята, (на экране актиния), что это такое? Дети высказывают предположение (на цветок не совсем похоже и на рыбу тоже). Мы сейчас откроем очень умную книгу – энциклопедию и прочитаем. Имя этой незнакомки – актиния. Запомним название и повторим его громко, тихо, шепотом. Далее воспитатель рассказывает и показывает это морское животное. Воспитатель: На экране появляются новые картины подводного мира. Как красиво! Волшебный подводный мир... Как в сказке. Ребята, ну раз мы с вами в сказке, то давайте попробуем превратиться в морских обитателей. Физкультминутка: (упражнения основываются на внешнем образе животных). Актиния – руки поднимаем вверх и плавно перемещаем вниз, вверх и дотрагиваемся до головы. Коралл – по воображению детей. Осьминог - наклон вперед, коснуться руками носка левой и правой ноги. Морская звезда – руки и ноги расставлены в сторону. Воспитатель. Ну что ж, наша подводная лодка продвигается дальше. Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница - акула, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог... Ребята, посмотрите в бинокль (дети делают пальцами два кольца, имитируя бинокль, смотрят слайд), на нас плывут медузы, давайте с ними поиграем! Дети (да!). Пальчиковая игра «Медузы». (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы, Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнееВот как гнуться мы умеем! Какое интересное и необычное путешествие у нас получилось! А теперь пора возвращаться в детский сад. Я хочу предложить вам нарисовать удивительное, необычное морское дно и его обитателей. Дети походят к столам. Воспитатель объясняет технику рисования. Сегодня мы рисуем не совсем обычным способом - отпечатками пальцев, ладоней и даже различных предметов, овощей. Отпечаток ладони – станет веселым осьминожкой, отпечатками пальцев нарисуем рыбок и морских звезд, тыльной стороной ладони – водоросли, разрезанным картофелем – камушки. Если мы разрежем картофель пополам, проведем рубцами вилки несколько поперечных полосок, то получиться необычайная раковина (вилка и нож находятся у педагога, манипуляции выполняет он). А из разрезанной пополам луковицы получатся интересные морские растения. Пузырьки, поднимающиеся на поверхность, мы отпечатаем концом пластмассовой палочки. Кистью вы можете дорисовать необходимые мелкие детали. (Перед работой проводится гимнастика для глаз. Воспитатель выставляет карточки, для снижения напряженности глаз). Дети самостоятельно принимаются за работу. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Какое у вас получилось морское царство! Давайте посмотрим, ваши картины, вы как настоящие художники! (Дети рассматривают свои рисунки.) Воспитатель. За такую хорошую творческую работу у меня для вас сюрприз со дна морского – ракушки и камушки, в память о нашем путешествии.