Аналитический отчёт за учебный год. Музыкального руководителя Шумилиной Татьяны Владимировны. Годовой отчет музыкального руководителя учебно-методический материал по музыке на тему Годовой отчет музыкальных занятий в ясельной группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №10

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за 2016 – 2017 учебный год

музыкального руководителя

ИВАЩЕНКО

ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

г. РОССОШЬ

2017 г.

ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает :

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.

Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная деятельность детей проводилась согласно сетке занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Занятия соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени.

В процессе занятий дети занимались по следующим разделам :

Музыкально - ритмические движения.

Развитие чувства ритма.

Слушание музыкальных произведений .

Пение и песенное творчество.

Танцевальное, танцевально – игровое творчество.

Игры и хороводы.

Были поставлены задачи музыкального воспитания :

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей ).

Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре .

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией основной общеобразовательной программы. Целью моей работы является развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку .

С 2006 года использую в своей работе парциальную программу «Ладушки» (И. П. Каплунова, И. А. Новоскольцева), так как в ней представлен более разнообразный материал по слушанию, пению и музыкальным играм , что способствует легкому усвоению материала и вводит ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Использовала в своей работе дополнительные программы : «Музыкальные шедевры» О. Л. Радыновой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, « Элементарное музицирование с дошкольниками » Т.Э. Тютюнниковой.

В средних группах №9, 10 дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат и воспроизводят метрические акценты и равномерный ритм в игре на ударных инструментах. Определяют характер музыки , активно высказываются об эмоциональном настроении, имеют достаточный запас слов-настроений о характере музыки .

Программа усвоена в полном объеме.

В старшей логопедической группе №1 достаточно высокий уровень музыкального развития . План программы выполнен.

Работа в старшей группе отличалась чёткой организацией, что позволило к концу года отметить значительные подвижки развития в области музыкального воспитания . Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку , умеют развёрнуто высказываться о характере музыки , расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке , музыкальном образе .

В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, мелодекламации, пропевание звукоподражаний. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса. Речевые и пальчиковые игры способствовали развитию речи.

Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей.

Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально -ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально -ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.

В подготовительных группах №1 и №7 в результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей .

К концу года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии :

Эмоционально воспринимают музыку , правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности , динамику развития музыкального образа , могут рассказать о возможном содержании пьесы;

Поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него;

Ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки , ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;

Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах) .

Все мероприятия проводились с учётом современных инновационных технологий, включали различные арттерапевтические техники : игротерапию, сказкотерапию, изотерапию, музыкотерапию . Были насыщены упражнениями на развитие мышечного тонуса, умение соотносить речь с движением, на развитие дыхания, речевыми играми, пальчиковой гимнастикой, артикуляционными упражнениями, релаксационными минутками. Арттерапевтические занятия были направлены на снятие зажимов, раскрепощение детей, на активное творческое проявление себя во всех видах деятельности, и выплеск своих эмоций в создании творческих работ .

В течение года были проведены следующие мероприятия :

«ЁЛОЧКЕ – 35» (Юбилей нашего детского сада)

«Подарок Осени» (гр. №9,10)

«Капустные посиделки» гр. №1,2, 7

Новый год, (в 5-ти группах)

День Защитников Отечества

«Будем космонавтами»

«Пасху радостно встречаем»

День семьи. «Голубой огонек»

«День Победы» (старшие и подготовит. группы)

Праздники Выпуска из детского сада . (гр. №2, 7)

В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты. Велась работа над оформлением музыкального зала к праздникам, подбор музыкального оформления к ним, работа с персонажами.

Пользовалась огромным запасом музыкальной литературы, приобретением минусовых фонограмм, музыки к постановкам по сценариям, персонажам, выполнила множество презентаций.

Открытые занятия.

Открытый показ НОД «Путешествие Цветика-семицветика» для РМО проблемной группы «Развитие речи дошкольного возраста» с Брылевой М.Ю. (гр. №7)

Открытый показ НОД в детском саду с Бондаренко А.В. (гр. №12) «Юные экологи спешат на помощь»;

Открытый показ НОД с Черниковой Л.П. – (гр. №10) – инновационная деятельность «Весна-красна»

К праздникам и развлечениям для всех возрастных групп всегда готовлю интерактивное оформление.

Была членом жюри конкурса презентаций, посвященных году Экологии.

Принимала участие в работе творческой группы в региональном конкурсе проектов «Детский сад – лидер образования».

Являюсь секретарем педагогического совета МКДОУ ЦРР – детский сад №10.

Член профсоюзного комитета детского сада, совместно с Е.Е. Голоскоковой, ансамблем «НЕЖНОСТЬ» организовываем праздники для взрослых. В этом году возобновили традиционную «елку» для детей сотрудников д/сада.

Принимала участие в благотворительных акциях Красного Креста

КОНКУРСЫ

Заняла I место во Всероссийском конкурсе «Основы компьютерной грамотности педагога как фактор повышения профессионального статуса. Высокий уровень» (Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77-65290)

II место во Всероссийском конкурсе для детей «Узнавай-ка! Дети» в номинации «Пешеход. Дорога. Дети» - работа «Дорога – не тропинка».

Совместно с воспитателями Бондаренко А.В., Асланян Л. О. и детьми гр. №12 участвовали в муниципальном смотре-конкурсе театрализованных постановок «Безопасность на дорогах» и стали победителями в номинации «Музыкальный светофор».

Наш видеоролик «Дефиле «Мусорная мода» стал победителем в номинации «Удивительное рядом!» в районном конкурсе «ДОУ! Камера! Мотор!»

Заняла I место в районном смотре-конкурсе мультимедийных презентаций «Лучшая презентация к празднику в детском саду»

II место в районном конкурсе «Музыкальная палитра» за танец «Виноватая тучка» в исполнении воспитанников групп №9, 10.

II место - ансамбль воспитателей «НЕЖНОСТЬ» в районном профсоюзном конкурсе художественной самодеятельности педагогических работников «Время выбрало нас».

III место - София Белогорцева (гр. №7) в Епархиальном конкурсе чтецов, посвященнном женам-мироносицам.

I место – конкурс в детском саду «ОБЖ через театрализованную деятельность» с воспитателями Брылевой М.Ю., Соколовой Н.И. и детьми гр. №7

I место – конкурс в детском саду «Мы планету сбережем!»

Повышение квалификации.

Прошла обучение по программе «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в образовательной организации: реализуем Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ» в ОЧУ «Образовательный центр имени С.Н. Олехника» (регистрационный №707)

Приняла участие в авторском семинаре «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций по программе А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» в свете ФГОС в ДОУ» , в видеосеминаре «Интересная игра. Эффективное общение»

Прослушала вебинары:

  • « Проектирование календарно-тематического планирования образовательного процесса ДОО с учетом принципов развивающего образования »
  • «Развитие творческого потенциала у дошкольников в процессе музыкальной деятельности.»
  • «Проектная деятельность детей в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
  • «Пути реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования: уровни речевого развития»
  • «Музыкально-творческая деятельность дошкольников»
  • «Актуальные проблемы музыкального воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»
  • «Работаем по ФГОС: работа с родителями»

В 2016 – 2017 уч.г. темой самообразования выбрала «Восприятие классической музыки через народные сказки и поэзию», активно над ней работала, узнала много нового, собрала материал для работы с детьми.

Работа вокального кружка «Карамельки» велась в соответствии с планом.

Посещала все заседания РМО музыкальных руководителей.

ПООЩРЕНИЯ.

  • Грамота за профессионализм, добросовестный творческий труд и в связи с Днем Дошкольного работника. Пр. №243-общ. От 26.09.2016 г.
  • Грамота отдела образования и молодежной политики администрации Россошанского муниципального района Воронежской области за профессионализм, многолетний добросовестный творческий труд и в связи с 35-летним юбилеем детского сада. Пр. №314-общ. От 06.10.2016 г.
  • Благодарность администрации Россошанского муниципального района за профессионализм, многолетний добросовестный творческий труд и в связи с 35-летним юбилеем МКДОУ ЦРР -детский сад №10 г. Россоши. Распоряжение №281-р от 12.10.2016г.
  • Грамота за добросовестный труд, творческий подход к работе и активное участие в жизни детского сада по итогам 2016 – 2017 уч. года.

В течение года осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами и специалистами детского сада.

Была организована работа с родителями , запланированная по годовому плану и повседневная - в виде небольших консультаций.

На следующий учебный год я ставлю такие задачи :

1. Совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания ;

2. Уделить больше внимания фольклору как средству музыкального развития и воспитания детей.

3. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет;

4. Продолжать повышать квалификацию на курсах для музыкальных руководителей ;

5. Принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей района ;


Годовой отчёт музыкального руководителя. За период с 01.09. 2015 г. по 31.05.2016 г. была проделана следующая работа: В 2015-2016 учебном году я регулярно проводила НОД по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах, которые соответствовали возрасту детей и требованием санпина. В процессе занятий дети занимались по следующим разделам: - Музыкально - ритмические движения. - Развитие чувства ритма. - Слушание музыкальных произведений. - Пение и песенное творчество. - Танцевальное, танцевально – игровое творчество. - Игры и хороводы. - Игра на детских музыкальных инструментах. Занятия проводились два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени. Ставила перед собой следующие задачи по музыкальному воспитанию: Воспитывать любовь и интерес к музыке Обогащать музыкальные впечатления детей Знакомить с простейшими музыкальными понятиями Развивать чувство ритма Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам Обучать здоровьесберегающим технологиям Считаю, что поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены. НОД проводилась согласно «Программе воспитания и обучения «От рождения до школы» в детском саду под редакцией В. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и парциально используя в своей работе методику Карла Орфа и Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». Применяю парциальные программы, «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой. Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ на музыкальных занятиях, праздниках и т. д. При проведении НОД применяю интегрированный метод, гендерный подход. Регулярно по плану проводилась утренняя зарядка с музыкальным сопровождением, где была проведена совместная работа с воспитателями и музыкальным руководителем. Цель занятий: активизировать детей посредством звучания музыкальных произведений, повышать работоспособность дыхательной, мышечной систем организма. В течении года были проведены следующие мероприятия: 1. «День знаний» ---Сентябрь 2. «Осенний праздник»---Октябрь 3. «День пожилого человека»---Октябрь 4. «День матери»-Ноябрь 5. «Новый год»---Декабрь 6. «День защитников Отечества» ---февраль 7. «Широкая Масленица»---Март 8. «8 Марта»---Март 9. «День Победы»---Май 10. «Выпускной праздник»---Май 11. «Выпускной в яслях»---Май 14. «День защиты детей»--- 1 Июня В течение года изготовлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам. В этом году были приобретены и изготовлены следующие костюмы и атрибуты: 1. Костюмы «Стиляги»-12 шт. 2. Погремушки для малышей -18 шт. 3. «Волшебная палочка» для новогодних праздников- 20 шт. Музыкально-дидактические игры: 1. «Мажор и минор» 2. «Качели» 3. «Флейта дождя» 4. «Веселые подружки» 5. «Музыкальная лесенка» 6. «Иллюстрации для слушания музыки» 7. «Где мои детки» и др. Периодически пополняется фонотека музыкой для программного слушания, аудиоматериалом для занятий с детьми, нотным и методическим материалом. Так же в течение года мною были посещены заседания методических объединений по музыкальному воспитанию, областной семинар по театрализованной деятельности, городской семинар хореографической студии «Спектр» для музыкальных руководителей В течение года осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами и специалистами детского сада. Была организована работа с родителями, запланированная по годовому плану и повседневная, в виде небольших консультаций. (мастер-классы, родительские собрания, участие в праздниках и развлечениях) Проводилась диагностика общего уровня музыкального развития детей, которая показала, что в основном дети со средним уровнем развития. В группе №2 (первая младшая группа) высокий уровень развития составляет около 37,5%; средний-62,5 %; низкий-0 %. В группе № 3 (вторая младшая группа) высокий уровень развития составляет около 30,4 %; средний -65,2 %; низкий -4,4 %. В группе №4 (средняя группа) высокий уровень развития составляет около 60,9 %; средний -34,8 %; низкий -4,3 %. В группе №1 (подготовит. группа) высокий уровень развития составляет 93,3 %; средний -6,7 %; низкий -0 %. В группе №5 (подготовит. группа) высокий уровень развития составляет 89 %; средний -11 %; низкий -0 %. В 2015-2016 учебном году наши воспитанники принимали активное участие в городских конкурсах 1. Фестиваль вокального искусства «Новая звезда-2015» (воспитанница гр.№ 5 Подгорная Кристина, грамота за участие) 2. Театральный конкурс «Первые шаги» (гр №5 Жариков Дима) Грамота за участие 3. Конкурс патриотической песни «Родина моя» (Пола Настя гр.№1) Отмечена грамотой за 3 место. 4. Фестиваль детского творчества «Звезды детства-2016» (гр.№1,5) Благодарственное письмо. Осуществлялась в течении года работа в орг.комитете по организации и проведении городских мероприятий. На следующий учебный год я ставлю такие задачи: - Изучить новые программы и методическую литературу -Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. -Повышать квалификацию на курсах для учителей и дошкольных работников - Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики -Совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания. - Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. - Принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей города, педагогических советах, семинарах -Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах -Изучать опыт работы лучших педагогов и коллег своего МБДОУ, города, области, коллег через Интернет. -Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. -Проводить открытые занятия для коллег по работе. - Внедрять в образовательный процесс ИКТ технологии Таким образом, хорошо спланированная работа позволяет добиться высоких результатов в певческих, ритмических, игровых навыков детей, способствует формированию у дошкольников интереса музыке, развитию их творческих способностей.

Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех музыкального воспитания зависит прежде всего, от того, насколько интересно построена работа по музыкальному развитию детей.

Музыкальное воспитание детей в течение 2012-2013 учебного года осуществлялось по программе Е.А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития» (средние, старшие группы).

С детьми младшего дошкольного возраста проводилась работа по методике «Воспитание детей от 2 до 3 и от 3 до 4 лет», авторами которой являются: Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др., по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, также использовались элементы программы В.А. Петровой «Малыш». Широко использовалась программа по развитию музыкально-ритмических способностей Т.Н. Саулко «Топ-хлоп, малыши».

Во всех возрастных группах для развития основных танцевальных элементов и ритмики использовалось методическое пособие И.Э. Суворовой «Мир танца для детей».

Главными задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • Сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее и его художественную, эстетическую и общую духовную культуру.
  • Развивать музыкальность ребенка.
  • Сформировать и развить все компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка (в доступных его возрасту границах).
  • Создать условия для проявления творческой активности ребенка в различных видах музыкальной деятельности.
  • Научить ребенка навыкам общения с музыкой через опыт его общения с музыкальными произведениями.

Решению этих задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности.

Главная цель работы заключалась в реализации всех поставленных задач в НОД ОО «Музыка», которые проводились систематически 2 раза в неделю, в каждой возрастной группе.

Формы организаций:

  • Фронтальные
  • Групповые
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Слушание музыки, т.е. восприятие тесно связано с процессом музыкального мышления, его основными пластами – сознательным и бессознательным. Наиболее ярко бессознательные компоненты музыкального мышления проявляются в двигательной реакции на музыку (мимике, жестах) . Такая реакция на музыку характерна для раннего детского возраста, когда ребенок откликается на музыку чисто импульсивно. Компонентом таких реакций в начале учебного года, у детей младшего возраста на музыку являлись эмоции, т.е. мгновенная бессознательная оценка музыки. Однако в конце учебного года бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усилились и тем самым стали доступными для сознания малышей.

Как известно, развитие музыкального восприятия детей в период от 4 до 7 лет, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Работа по данному разделу вызывала определенные сложности в начале года. Дети были не усидчивы, при слушании музыки. Особенно, дети, вновь прибывшие, их внимание было рассеянным. Но уже к середине учебного года дети стали более усидчивы и внимательны, заметно повышалась культура слушания музыки.

Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, т.к. каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – голосом. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкально-слуховые представления.

В певческой деятельности детей тоже произошли заметные изменения в лучшую сторону: расширился диапазон детского голоса; дети научились слушать друг друга, вместе начинать и заканчивать песню.

В музыкально-ритмической деятельности дети научились чувствовать музыкальные основы и передавать их в движении: отражать в движениях умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок; различать и отмечать в движении жанровый признак (песня, танец, марш) .

Следующий раздел: «Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах». Дети с удовольствием осваивали игру на музыкальных инструментах. Научились играть ритмично в оркестре, а также индивидуально.

В течение года велась работа по специальным методикам, которые рекомендованы для работы с детьми имеющими различные нарушения речи: «Методические разработки» сост. Т.В. Лобанов, для формирования у детей элементов устной речи, содержит фрагменты логоритмики и психогимнастики».

В течение года с детьми были запланированы и проведены различные развлечения и праздники:

  • «До свидания лето, здравствуё детский сад!»
  • «Осенняя капель»
  • «Скоро, скоро Новый год!»
  • «Шкатулочка с желаниями мам»
  • «До свидания детский сад, здравствуй лето!»

В начале учебного года на базе МДОУ «Колобок» было организованно ГМО среди педагогов, где нами был представлен доклад на тему: «Влияние интеграции на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

В феврале месяце в ДОУ был организован конкурс талантов среди детей, родителей и сотрудников ДОУ «Минута славы», победителям представилась возможность выступить на гала-концерте «Волшебная поляна детства», посвященном 20-ти летнему юбилею учреждения.

Так же в феврале месяце на базе ДОУ «Ласточка» проходил отборочный тур ежегодного фестиваля детского творчества «Лучик в ладошках», в котором принимала участие воспитанница группы «Синичка» вместе с мамой, они исполнили песню «Крылатые качели», номер был отобран для выступления на сцене.

Также проводились развлечения совместно с инженером

По ТО и ТБ:

  • «Школа светофорных наук»
  • «Пожар в лесу»

Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет детям создавать «музыкальные картины». Для реализации такого творческого потенциала, в течение года проводились комплексные занятия с воспитателе ИЗО:

  • «Бал осенних красок»
  • «Кто в домике живёт?»

К участию в развлечениях привлекались родители, которые участвовали в конкурсах и соревнованиях. Работая с родителями, консультировала их и давала рекомендации по применению доступных приемов и методов по вопросам музыкального воспитания в семье. В группах помещались папки-передвижки с консультациями:

  • «Упражнения для расслабления мышц» (Советы родителям)
  • «Дед Мороз в свете психологии» (Памятка для родителей)
  • «Игры, развивающие музыкальный слух» (Познаем вместе)

Для педагогов ДОУ проводилась работа, имеющая различные формы:

  • Рекомендации по пед. взаимодействию:

«Воспитатель и музыкальный руководитель»

  • Копилка идей::

«Музыкальная библиотека»

  • Круглый стол:

«Воспитание музыкой»

Совместно с медиками проводились следующие развлечения:

  • «Как блин и оладушек солнышко будили»
  • «Русский чай»

В апреле месяце на базе ДОУ проходило ГМО, темой которого являлось: «Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса». На котором, мы представили сюжетное музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Клуб весёлых человечков», с применением информационных технологий.

В честь 65-ти летнего юбилея празднования победы в ДОУ была организованна встреча с ветеранами, на которой ребята показали небольшой концерт, а так же родители организовали праздничный стол для проведения чаепития.

В начале и конце года проводилась диагностика музыкальных способностей детей, посещающих группы:

«Воробышек» II младшая группа

«Скворушка» средняя группа

«Снегирь» старшая группа

«Синичка» разновозрастная группа

Результаты диагностики прослеживаются в диаграмме:

По показателям диагностики в начале года преобладал низкий уровень, а высокого было очень мало, в конце же учебного года низкий уровень развития музыкальных способностей у детей заметно снизился, а высокий достиг 36% , наряду с этим, за счёт снижения низкого уровня заметно повысился процент среднего.

Планируя дальнейшую работу, считаю, что имеет место продолжение поиска новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями и педагогическим коллективом ДОУ. Это является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Необходимо акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным образовательным учреждением, а также с городскими учреждениями культуры в подходах к решению задач музыкального образования детей.


Отчет о проделанной работе за 2015 –2016 учебный год музыкального руководителя Блиновой Марии Анатольевны

.
За период с 01.09.2015 г. - по 31.05.2016 г. была проделана следующая работа.
Регулярно проводились музыкальные занятия в следующих возрастных группах: первая группа раннего возраста и вторая группа раннего возраста, младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.



В процессе занятий дети занимались по следующим разделам:
музыкально-ритмические движения;
развитие чувства ритма, музицирование;
слушание музыки;
пение и песенное творчество;
пляски, игры, хороводы.
Занятия проводились согласно моей «Рабочей учебной программе по музыкальному воспитанию детей 1.5-7 лет» на 2015 -2016 учебный год.
Занятия проводились два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержанны по времени.
Передо мной были поставлены задачи музыкального воспитания:
1) Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
2) Заложить основы гармонического развития (развития слуха, голоса, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, танцевальной культуры, развитие индивидуальных музыкальных способностей, формирование творческих представлений);
3) Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
4) Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
5) Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
6) Развивать коммуникативные способности (общение друг с другом; творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни) .
Поставленные музыкальные задачи для каждой возрастной группы были выполнены, хотя хотелось бы добиться больших успехов в плане творческого развития детей.
Проводилась диагностика общего уровня музыкального развития детей, которая показала, что поставленные цели и задачи были выполнены.
Уровень освоения программы по музыкальному воспитанию представлены в таблице.
В течение года были проведены следующие мероприятия с целью: - Развивать эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Создать радостное настроение у детей, укрепить детско-родительские отношения. Закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях.
Праздники:
- Новогодний утренник (все возрастные группы) - декабрь 2015 г.
- «Мамин день» (все возрастные группы) - март 2016 г.
- «Никто не забыт, ничто не забыто» (подготовительная группа) - май 2016 г.
- «Выпускной бал» (подготовительная группа) - май 2016 г.
Развлечения:
- «Осенние путешествия» (все возрастные группы) - октябрь, ноябрь 2015 г.
- «День Защитника Отечества» (старший возраст) - февраль 2016 г.
- «Масленица» (все возрастные группы) - март 2016 г.
- «День Смеха» (подготовит. группа) – апрель 2016 г.
- « Весенняя музыкальная палитра » (младшая, средняя и старшие группа) – апрель 2016 г.
- «День космонавтики» (старший возраст) – апрель 2016 г.
Концерты ко «Дню Дошкольного работника», «День пожилых людей» с приглашением гостей и их участием в играх и танцах.
«День Знаний», «Летние спортивные праздники», «Помни правила движенья, как таблицу умноженья», «22 Августа развлекательная программа: «Мой флаг-РФ» все старшие группы и средняя группа,Праздник «Осени» все группы.
4 ноября – День Народного единства спортивное развлечение.
Неделя для детей «Наши права» новая тема была раскрыта доступным образом через песни и игры.
Развлечение по пожарной безопасности «Помни каждый гражданин, пожарный номер-01».
И так же совместный праздник патриотическое направление привить любовь к народной культуре.
Через русские народные игры и песни – праздник в старшей группе «Святки».
«Катание на карусели из ленточек» ,колядовали.
Проводы «Масленицы» дети смотрели, как сжигали чучело - масленицы, в гости приходил Скоморох, дети блин Иван и оладушек Маруся.
Дети пели частушки, водили хороводы, плясали.
День пап на 23 февраля дети принимали участие в конкурсах и соревнованияхПрозвучала песня «Стоит у руля капитан», «Папа может» Шаинского танец « На границе», «Ты морячка- я моряк»парный девочки и мальчики.
9 Мая прошли праздники посвящённые Дню Победы литературная музыкальная композиция«Чти свято память солдата» подготовительная группа,концерт средняя группа ко Дню Победы, «Весна,Май и Победа» вторая младшая группа,старшая группа«Слава,тебе солдат»-дети исполнили песни «Когда ветераны идут на парад», «Рисунок» Протасова, «День Победы» Попатенко, «Вечный огонь», « Катюша» Блантер.
Прослушали песни военной поры «День Победы», «Синий платочек», «В землянке», «Смуглянка»,Левитан «Объявление войны», «Журавли»Бернес.
Дети принимали участие в эстафетах «Донеси письмо в штаб», «Переправа», «Окажи первую помощь бойцу» девочки медсёстры бинтовали мальчикам руки, в заключение дети исполнили танец « Военный Вальс», «Салют» с лентами. Играли в игры«Сложи танк Т-34»,
«Трубачи,пехотинцы», « Построй мост для переправы».
1 Мая-праздник Весны провели дети средней и 2 млад группы они пели песни «Майская песенка» Юдахиной, «Пчёл- детей учила мать» муз Иванниковой, «Это май» Герчик, « Пчёл детей учила мать»,
«Мы на луг ходили» Филиппенко, игра «Дети встали в кружок увидали флажок».
«Сложи у солнышка лучи», «Солнышко и дождик».
Старшие дети разучили песни о родном крае и городе: «Родная песенка» Чичкова, « Из чего наш мир состоит?» муз Савельева, « Уральский хоровод» Филиппенко, «Город металлургов» Безымянного, «Ракета» муз Ткач, играли в игры «Назови остановки в нашем городе», «Какие профессии ты знаешь?» занятие посвящённое космонавту Юрию Гагарину нашему земляку; мы говорили о творчестве местных композиторов Понамаренко и Цибисова наших современников, слушали их произведения «Новотроицк город мой» и другие.
Проведено развлечение 19 мая Областной День детей (21 мая празднование).
Дети исполнили танцы: « Прощайте игрушки». «Мир похож на цветной луг » , « На носок каблучками топнем», «Буги-вуги» , песенки « От улыбки» Шаинского, «Май небо голубое», «Кузнечик», «Детский сад»,отгадывали загадки,водили хороводы: « Земелюшка-чернозём» р.н, « Две тетери»,
« Во поле берёза стояла» р.н Играли в жмурки с колокольчиком.
Читали стихи о детстве. Праздник удался, приняли участие дети средней, старшей, подготовительной групп.
Дети приняли участие в акции « Поют дети Оренбуржья» в соответствии с Указом №323 « О праздновании Дня славянской письменности и культуры»24 мая2016г. Проведён праздничный концерт детских хоров коллективов МДОБУ№3.
Прозвучал следующий репертуар: « Солнечный круг» Островского,
«Песня крокодила Гены» Шаинского, «Вместе весело шагать» Шаинского,
« Песня Красной Шапочки»Рыбникова, «Песня об улыбке» Шаинского и т.д.
В течение года проводилась кружковая работа с детьми подготовительной группы кукольный театр «Колосок».
Дети показали спектакли «Репка», «Колобок», «Огонёк»,«Заюшкина избушка» и др.,пели песенки. Настольный театр игрушек« Зимовье зверей», « Три медведя», « Гуси лебеди» . Слушали аудиосказку « О царе Салтане», симфоническую сказку Прокофьева « Петя и волк», инструментальный альбом «Времена года» Чайковский («Тройка.Масленица. Подснежник. Белые ночи. Осенняя песнь.»)
Читали стихи и загадки. Здесь дети учились актёрским навыкам, передавать эмоционально - образ своего персонажа, вождению куклы, петь и танцевать.
Мониторинг по эмоциональному развитию у детей посредством кукольного театра.
Подгр. группа 16 детей
Начало года высокий – 2реб- 13% конец года- 9 детей- 56%
Средний- 11д.- 69% конец года-7 детей- 44%
Низкий ур- 3- 18% низкий ур-нет.
Вывод: Дети стали более эмоционально отзывчивыми на музыку и образ; научились вождению куклы- идёт девочка слегка корпус вперёд, мишка- в перевалочку,скачет зайка- подскоками по ширме. Хитрая лиса-бежит оглядывается, злой,голодный волк- щёлкает зубами, разводит лапы, смотрит вправо-влево оглядывается. Проводилась с детьми над дикцией через скороговорки и потешки, пальчиковые игры- разминка перед игрой с куклой.
Пересказ и распределение ролей в сказках,выбор ведущего в сказке. Дети сами определяют характеры персонажей – петушок храбрый, волк-злой, лиса- хитрая, зайчик- боязливый.
В конце года даже стеснительные и неуверенные дети стараются чётко передать образ своего персонажа- куклы; будто,она живая и забывают свой страх перед сценой и зрителем,
Кукла у них в руках оживает и живёт своей кукольной жизней. Дети получают положительные эмоции, снимая негативные страх, неуверенность, зажатость развивая в себе артистизм.
Дети подготовительной группы показали музыкальные драматизации на сказки: « Красная шапочка.» , «Заюшкина избушка».
Мониторинг по патриотическому воспитанию через русскую народную культуру старшие группы.
Начало высокий: 3д-13.6%
конец года: высокий: 11 д- 43%
Средний ур: 19д-68.4%

Средний ур: 18 р- 57%
низкий ур: 7д-35%
низкий уровня - нет


Можно сделать следующий вывод: большинство детей к концу года получили учебные предпосылки через русскую народную культуру, участвовали в народных праздниках: « Маслиница», «Новый год», «Святки», « Сентябрь-Рябинник», «23 Февраля», » «День Победы» и тд.


Разучили народные песни,игры, хороводы, песни о солдатах, маме и Родине, о детском саде, школе. Прослушали альбом П.Чайковского «Временна года». Разучили танец «Прощайте игрушки », «Весна», « Краски » и танец «Салажата », « Военный Вальс »,танец « С сердечками » на 8 Марта.
Многие воспитанники нашего сада посещают школы дополнительного образования: детские студии и танцевальные кружки. Музыка волнует детские сердца помогая им саморазвиваться и открывать всё новые грани своего таланта.
Были проведены мониторинг детского развития и мониторинг образовательной деятельности
Область Музыка. Результаты показали положительную динамику развития в сторону улучшения. Владею и эффективно применяю образовательные технологии и методики:
1. «Формирование гражданственности и патиотизма через знакомство с русской народной культурой с детьми старшего дошкольного возраста». В работе использую программу«От рождения до школы» под ред.Н.Е.Веракса по подразделам: пение, игра на музыкальных инструментах, Музыкально-ритмические движения, слушание, творчество песенное, творчество танцевальное.
Элементы программ О.П.Радынова «Музыкальные шедевры» .
2.Использование Элементов Здоровьесберегающих технологий в музыке. Арсеневская «Музыкально-оздоровительная работа», Картушина «Логоритмика».
Результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Высокий уровень- 62%
Средний уровень- 30%
Низкий уровень- 8%
Дети с удовольствием поют, танцуют в свободное время. Дети не всегда правильно передают римт,стараются не пропевать, а проговоривать или крикливо петь,имеют рассеянное внимание при слушание произведений. Необходимо знакомить детей как больше с музыкальными инструментами и их звучанием. Учить игре на музыкальных инструментах.
В течение года обновлялись методические пособия, д/игры и атрибуты, фонотека.
Так же в течение года осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами детского сада. Воспитателям были предложены консультации: «Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки» и «Как организовать слушание музыки с детьми в группе» с целью: - познакомить педагогов с влиянием музыки на развитие творческих способностей ребенка. Предложить формы организации слушания музыки в группе. Познакомила педагогов ДОУ с инновациями в музыкальном развитии дошкольников: - обмен опытом «Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников».Применила игровую технологию«Знакомые звуки».
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся слышать и осмысливать мир звуков, который их окружает, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Реализация проекта предполагает:
Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка.
Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.
Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его качества.
Дети сами могут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье, а также самореализовать свои интересы в ней.
Консультация родителям и воспитателям по изготовлению шумовых инструментов.
Проведана в музыкальном зале в апреле выставка Шумовых инструментов с участием всех групп,победители получили почётные грамоты и 1 , 2 места в различных номинациях: Самый оригинальный оркестр, Оркестр 20 века, Самый шумный и массовый креативный. Таким образом проведена совместная работа родителей, воспитателей, детей, музыкального работника. Видна положительная динамика в сторону улучшения.
Уровни усвоения предложенной игровой технологии.
Высокий уровень- 60%
Средний уровень- 30%
Низкий уровень- 10%
Была организована работа с родителями, запланированная по годовому плану и повседневная, в виде небольших консультаций: «Влияние музыки на развитие детей», «Учим ребёнка слушать музыку», «Праздники в детском саду».
На следующий учебный год планирую продолжить работу по теме самообразования «Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста», пополнить музыкально-развивающую среду по музыкальному развитию детей.